Что такое первичные доходы в снс

Система национальных счетов

Что такое первичные доходы в снс. Смотреть фото Что такое первичные доходы в снс. Смотреть картинку Что такое первичные доходы в снс. Картинка про Что такое первичные доходы в снс. Фото Что такое первичные доходы в снс

Для анализа экономической деятельности государств применяется система национальных счетов. Это комплекс классификаций и показателей: доходов и расходов на общегосударственном уровне, объемы производства и оказания услуг. СНС – своеобразный «снимок» экономики отдельно взятого государства, позволяющий проводить мониторинг и оценивать экономическую ситуацию в отдельные периоды времени. С помощью СНС можно определить общий объем активов и долгов, оценить уровень жизни граждан, проанализировать экономические отношения между государствами.

Основные счета системы национальных счетов

Основные счета системы национальных счетов, использующиеся на данный момент, включают в себя:

Используя основные счета, можно определить текущее положение дел в экономике государства, выявить проблемы, оценить объем производства, доходов.

Система национальных счетов: ВВП

В системе национальных счетов ВВП играет ключевую роль. Это основной показатель, по которому оценивать положение дел в экономике. Под валовым внутренним продуктом понимают общую стоимость всех услуг и товаров (конечных, предназначенных для употребления), которые были оказаны/изготовлены на территории государства, в том числе, иностранными юридическими и физическими лицами, на иностранном оборудовании и из импортного сырья. Национальная принадлежность факторов производства значения не имеет. ВВП фиксируется в национальной валюте, либо в иностранной – по текущему курсу.

Статистика системы национальных счетов

Статистика системы национальных счетов применяется для оценки состояния экономики. В ней закреплены макроэкономические показатели, методы оценки и переоценки ВВП, платежные и межотраслевые балансы, схемы счетов, сопоставления ВВП разных стран. На основе этой статистики правительство государства строит социально-экономическую политику. Ряд макроэкономических показателей могут повлиять на экономические отношения между государствами, а также их отдельными представителями.

Макроэкономические показатели в системе национальных счетов

Макроэкономические показатели в системе национальных счетов имеют важнейшее значение для оценки состояния экономики. В число таких показателей входят валовый внутренний продукт, чистый внутренний продукт, валовый и чистый национальный доход. Под чистым внутренним продуктом (ЧВП) понимают общую стоимость всех произведенных на территории государства услуг и продуктов за вычетом потребления основного капитала. Под валовым национальным доходом – общую стоимость услуг и продуктов, оказанных/изготовленных всеми резидентами государства. ЧНД получают, исключая из валового дохода потребление основного капитала.

Источник

Система показателей доходов в СНС

Что такое первичные доходы в снс. Смотреть фото Что такое первичные доходы в снс. Смотреть картинку Что такое первичные доходы в снс. Картинка про Что такое первичные доходы в снс. Фото Что такое первичные доходы в снс Что такое первичные доходы в снс. Смотреть фото Что такое первичные доходы в снс. Смотреть картинку Что такое первичные доходы в снс. Картинка про Что такое первичные доходы в снс. Фото Что такое первичные доходы в снс Что такое первичные доходы в снс. Смотреть фото Что такое первичные доходы в снс. Смотреть картинку Что такое первичные доходы в снс. Картинка про Что такое первичные доходы в снс. Фото Что такое первичные доходы в снс Что такое первичные доходы в снс. Смотреть фото Что такое первичные доходы в снс. Смотреть картинку Что такое первичные доходы в снс. Картинка про Что такое первичные доходы в снс. Фото Что такое первичные доходы в снс

Что такое первичные доходы в снс. Смотреть фото Что такое первичные доходы в снс. Смотреть картинку Что такое первичные доходы в снс. Картинка про Что такое первичные доходы в снс. Фото Что такое первичные доходы в снс

• текущие трансферты в денежной форме;

• располагаемые доходы институционных единиц;

• текущие социальные трансферты в натуральной форме;

• скорректированный располагаемый доход;

• национальный располагаемый доход.

Что такое первичные доходы в снс. Смотреть фото Что такое первичные доходы в снс. Смотреть картинку Что такое первичные доходы в снс. Картинка про Что такое первичные доходы в снс. Фото Что такое первичные доходы в снс

Первичные доходы – это доходы, получаемые институционными единицами вследствие их участия в процессе производства или от владения активами, которые могут использоваться для целей производства. Первичные доходы, получаемые институционными единицами от участия в процессе производства, выплачиваются, как правило, из добавленной стоимости. К ним относятся оплата труда наемных работников, валовая прибыль и валовые смешанные доходы, налоги на производство и импорт, рассматриваемые как первичные доходы государства, хотя не все они выплачиваются из добавленной стоимости. Оплата труда наемных работников включает все выплаты в денежной и натуральной форме лицам, работающим по найму, в качестве вознаграждения за работу, выполненную в данном периоде. Этот показатель охватывает оплату труда всех работников предприятий-резидентов независимо от того, являются ли эти работники резидентами данной экономики. Оплата труда работников складывается из трех компонентов:

а) валовая заработная плата;

б) фактические отчисления на социальное страхование;

в) условно исчисленные отчисления на социальное страхование.

Валовая заработная плата показывается до выплаты любых отчислений и подоходного налога. Она включает следующие основные элементы:

• заработную плату, начисленную за выполненную работу или отработанное время по сдельным расценкам, тарифным ставкам, должностным окладам или среднему заработку;

• доплаты и надбавки к тарифным ставкам и должностным окладам; выплаты за работу в особых условиях; надбавки за подвижной и разъездной характер работ; доплаты за сверхурочную работу и работу в ночное время, оплату за работу в выходные и праздничные дни;

• надбавки в связи с изменением розничных цен; премии и вознаграждения за производственные достижения, выслугу лет и т.п.;

• оплату ежегодных и дополнительных отпусков;

• заработную плату работников во время их обучения с отрывом от работы в системе повышения квалификации и переподготовки кадров;

• оплату труда в натуральной форме, включая стоимость предоставляемых квартир, коммунальных услуг, продуктов питания и одежды. Если эти продукты и услуги предоставляются бесплатно, отражается их полная стоимость. Если они предоставляются по сниженным ценам, отражается только разница между полной и сниженной ценой;

• оплату за время нахождения в медицинском учреждении на обследовании работникам, обязанным проходить такое обследование, и до- норам за сдачу крови;

• комиссионные и чаевые;

• заработную плату домашней прислуги.

Что такое первичные доходы в снс. Смотреть фото Что такое первичные доходы в снс. Смотреть картинку Что такое первичные доходы в снс. Картинка про Что такое первичные доходы в снс. Фото Что такое первичные доходы в снс

Валовая заработная плата не включает:

а) расходы предприятий на продукты и услуги, осуществляемые не столько в интересах работников, пользующихся ими, сколько в интересах производства. К ним, например, относятся: • командировочные расходы (оплата проезда и проживаний); • стоимость выданной спецодежды, спец. обуви, лечебно- профилактического питания работников; • возмещение расходов работников на приобретение инструментов, необходимых для работ; • расходы на обучение и повышение квалификации работников, кроме сохраняемой за ними заработной платы на время обучения, сдачи экзаменов и т.п.;

б) выплаты работникам, которые рассматриваются как пособия по социальному обеспечению: • пособия по временной нетрудоспособности, беременности и родам, на детей; • пенсии работающим пенсионерам; • оплата путевок на лечение и отдых; • другие выплаты, носящие индивидуальный характер;

в) выплаты работникам, которые рассматриваются как различные трансферты: • материальная помощь; • стипендии, оплата предприятиями транспортных расходов и учебных отпусков студентов; услуги социально-культурного характера, оказываемые предприятиями и организациями работникам и членам их семей.

Другим видом первичных доходов являются доходы от собственности (капитала). Доход от собственности – это доход, получаемый владельцем финансового или нефинансового непроизведенного актива за предоставление средств или актива в распоряжение другой институционной единицы. Доходы от собственности включают следующие элементы:

• реинвестируемые доходы от прямого иностранного инвестирования;

• доход от собственности, относимый к владельцам страховых полисов.

Текущие трансферты включают следующие основные статьи:

• страховые платежи и возмещения (кроме платежей и возмещений по страхованию жизни);

• налоги на доходы и имущество;

• отчисления на социальное страхование;

• пособия по социальному обеспечению;

• обязательные платежи и сборы от домашних хозяйств государственным учреждениям;

• добровольные взносы и пожертвования;

• отчисления предприятий некоммерческим (общественным) организациям, обслуживающим домашние хозяйства, представляющие стоимость социально-культурных услуг.

Сумма первичных доходов, скорректированная на сальдо текущих трансфертов, позволяет получить величину располагаемых доходов. Таким образом формируется располагаемый доход каждого сектора и валовой национальный располагаемый доход – для экономики в целом, которые затем используются на финансирование расходов на конечное потребление и сбережение.

Для характеристики перераспределительных потоков, характеризующих предоставление бесплатных товаров и социальных услуг (нерыночные услуги в области просвещения, культуры, здравоохранения и т.д.), в СНС используется показатель текущих социальных трансфертов в натуральной форме.

Социальные трансферты в натуральной форме заключаются в передаче собственности на товар или актив, кроме наличных денег, без получения взамен какого-либо эквивалента (включают бесплатные социально-культурные услуги домашним хозяйствам от организаций государственного управления и некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства).

Сумма располагаемого дохода, скорректированного на сальдо полученных и переданных социальных трансфертов в натуральной форме, представляет собой показатель скорректированного располагаемого дохода сектора, который в свою очередь распадается на фактическое конечное потребление и сбережения.

Все основные показатели доходов в новой СНС рассчитываются в рыночных ценах, которые позволяют учесть в стоимости создаваемого продукта не только затраты факторов производства, используемых для его создания, но и величину налогов и субсидий. Однако Система построена таким образом, что позволяет, в случае необходимости, перейти к факторным ценам, что представляется удобным для решения некоторых задач экономико-статистического анализа. Все вышеназванные показатели отражаются в следующих счетах Системы, которые последовательно рассмотрены ниже: счет образования доходов, счет распределения первичных доходов, счет вторичного распре- деления доходов, счет использования располагаемого дохода, счет скорректированного располагаемого дохода, счет использования скорректированного располагаемого дохода.

Источник

Что такое первичные доходы в снс

5.2.2. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И СТРУКТУРА СЧЕТА ОБРАЗОВАНИЯ ДОХОДОВ

Как и счет производства, счет образования доходов может быть составлен в целом по экономике, по отраслям и секторам.

В счете образования доходов показываются первичные доходы, выплачиваемые производителями-резидентами участникам производства (кроме доходов от собственности).

Балансирующей статьей счета образования доходов являются прибыль (операционная разница) и смешанные доходы, которые также показываются на стороне использования. Прибыль (операционная разница) представляет собой ту часть добавленной стоимости, которая остается после вычета расходов, связанных с оплатой труда наемных работников, и уплатой налогов на производство и импорт. Эта статья определяет прибыль (или убыток), полученную от производства, до учета доходов от собственности. Для некорпорированных предприятий, принадлежащих домашним хозяйствам, балансирующая статья содержит элемент вознаграждения за работу, который не может быть отделен от дохода владельца или предпринимателя. В этом случае балансирующая статья называется смешанным доходом.

Валовая прибыль или валовой смешанный доход определяются следующим образом:

а) для экономики в целом:

валовой внутренний продукт

(-) оплата труда наемных работников
(-) налоги на производство и импорт
(+) субсидии на производство и импорт

б) для отраслей и секторов при оценке выпуска в основных ценах:

валовая добавленная стоимость

(-) оплата труда наемных работников
(-) другие налоги на производство
(+) другие субсидии на производство

5.2.2.1. ОПЛАТА ТРУДА НАЕМНЫХ РАБОТНИКОВ

Оплата труда наемных работников представляет собой вознаграждение в денежной или натуральной форме, которое должно быть выплачено работодателем наемному работнику за работу, выполненную в отчетном периоде.

Оплата труда наемных работников охватывает оплату труда всех работников предприятий-резидентов независимо от того, являются ли эти работники резидентами или нерезидентами. Она учитывается на основе начисленных сумм. Оплата труда не производится за бесплатную добровольную работу, включая работу, выполняемую членами домашнего хозяйства в некорпорированном предприятии, принадлежащем тому же самому домашнему хозяйству.

В оплату труда наемных работников не включаются налоги и сборы, выплачиваемые работодателем от фонда заработной платы или со среднесписочной численности работников (например, сборы на содержание милиции, благоустройство территорий и другие цели). Они рассматриваются как налоги, уплачиваемые в связи с использованием факторов производства (другие налоги на производство), также как и налоги на здания, землю и другие ресурсы, используемые в производстве.

Оплата труда наемных работников состоит из двух основных компонентов:

Взносы работодателей в фонды социального страхования могут быть фактическими и условно исчисленными.

Условно исчисленные взносы на социальное страхование выплачиваются непосредственно работодателем своему работнику без участия фондов социального страхования.

Заработная плата охватывает все виды вознаграждений за труд. В нее включаются различные премии, доплаты и надбавки, начисленные в денежной или натуральной формах (независимо от источников финансирования, т. е. за счет себестоимости или прибыли). Заработная плата также включает в себя денежные суммы, начисленные работникам в соответствии с законодательством за непроработанное время (ежегодный отпуск, праздничные дни и т. п.).

Заработная плата отражается на валовой основе, т. е. до вычета взносов в фонды социального страхования, подоходного налога и других удержаний, которые в соответствии с законодательством выплачивают наемные работники.

При использовании натуральной формы оплаты труда предоставленные работникам товары и услуги оцениваются по рыночным ценам.

Разграничение заработной платы и других показателей СНС

При определении заработной платы необходимо проводить различие между расходами предприятий и организаций, относящимися к заработной плате, и расходами, относящимися к другим показателям СНС. В заработную плату наемных работников не должны включаться:

а) расходы работодателей на товары и услуги, осуществляемые не столько в интересах работников, пользующихся ими, сколько в интересах работодателей, например, стоимость выданной работникам спецодежды, спецобуви, лечебно-профилактического питания; возмещение работникам расходов на приобретение инструментов, необходимых для выполнения работ; компенсация педагогическим работникам образовательных учреждений за приобретение книг, учебников и другой издательской продукции; командировочные расходы в части оплаты проезда, гостиницы; компенсация за использование легковых автомобилей для служебных поездок. Они рассматриваются как промежуточное потребление независимо от того, оплачены ли они сразу предприятием или первоначально работниками, а затем возмещены предприятием.

К промежуточному потреблению относятся также расходы на проведение культурно-просветительских и оздоровительных мероприятий, например, расходы на аренду помещений для проведения культурно-массовых и спортивных мероприятий, проведение вечеров отдыха и др.;

б) вознаграждение за работу, выполняемую членами домашнего хозяйства в некорпорированном предприятии, принадлежащем тому же самому домашнему хозяйству (рассматривается как смешанный доход);

в) социальные пособия, выплачиваемые работодателями наемным работникам за счет средств предприятия, а не через фонды социального страхования (рассматриваются как условно исчисленные отчисления работодателей на социальное страхование);

г) начисления на фонд заработной платы по всем видам социального страхования, а также расходы предприятий и организаций по оплате услуг поликлиник по договорам, заключенным с органами здравоохранения на предоставление своим работникам медицинской помощи (рассматриваются как фактические отчисления работодателей на социальное страхование);

д) безвозмездные субсидии, предоставленные работникам на жилищное строительство или приобретение жилья (рассматриваются как капитальные трансферты).

Отчисления работодателей на социальное страхование

Отчисления на социальное страхование производятся работодателями, чтобы обеспечить в будущем право на получение социальных пособий наемным работникам (или членам их семей).

Отчисления работодателей на социальное страхование включают:

— фактические отчисления на социальное страхование;

-условно исчисленные отчисления на социальное страхование.

Фактические отчисления работодателей на социальное страхование

Фактические отчисления на социальное страхование состоят из платежей, производимых работодателями третьей стороне, т. е. в организации социального страхования в соответствии с программами социального обеспечения и социального страхования населения (фондовое социальное страхование). Начиная с 2001 г. эти платежи объединены в единый социальный налог. Суммы, которые государство получает за счет этого налога, как и раньше, направляются в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ и фонды обязательного медицинского страхования РФ.

Кроме того, в состав фактических отчислений на социальное страхование включаются взносы на социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, которые уплачиваются отдельно в Фонд социального страхования РФ. Эти платежи являются основным источником средств для выплат населению пенсий, пособий, финансирования расходов на лечение и отдых работников. Хотя эти платежи производятся работодателями непосредственно организациям социального страхования, они рассматриваются как вознаграждение за труд наемным работникам и записываются в счете образования доходов как элемент оплаты труда наемных работников в размере взносов работодателей на социальное страхование.

Фактические отчисления работодателей на социальное страхование определяются в размере начислений на фонд заработной платы по всем видам социального страхования, т. е. в фонды: социального страхования, пенсионный. К ним относятся также обязательные отчисления работодателей на медицинское страхование и расходы предприятий по оплате услуг поликлиник по договорам, заключенным с органами здравоохранения на представление своим работникам медицинской помощи. Добровольные отчисления работодателей на медицинское страхование и пенсионное обеспечение в негосударственные социальные фонды в пользу своих работников так же учитываются как фактические отчисления на социальное страхование.

Условно исчисленные отчисления работодателей на социальное страхование

Условно исчисленные отчисления на социальное страхование представляют собой эквивалент социальных пособий, выплачиваемых работодателями непосредственно их работникам, бывшим работникам или их иждивенцам, имеющим на это право. Выплаты делаются за счет своих средств, без привлечения третьей стороны, например страховой компании, и без учреждения для этой цели отдельной институциональной единицы в форме специального фонда или резерва.

В этом случае наемные работники рассматриваются как защищенные от обстоятельств, которые могут неблагоприятно повлиять на их доходы или благосостояние (см. выше), хотя никаких платежей с целью их страхования третьей стороной не производится. Поэтому для таких наемных работников следует условно начислять вознаграждение, равное сумме условно исчисленных взносов в фонд социального страхования. На практике в качестве возможной оценки условно исчисленных отчислений работодателей на социальное страхование наемных работников может служить сумма фактически выплаченных работодателями в текущем периоде социальных пособий. К ним относятся:

5.2.2.2. НАЛОГИ НА ПРОИЗВОДСТВО И ИМПОРТ

Налоги, связанные с производством и импортом, регистрируют на момент, когда товары и услуги произведены, проданы или импортированы, т. е. когда возникает обязательство по уплате налога. Они платятся предприятиями и организациями независимо от наличия прибыли.

Проценты на задолженность по налогам и пени, начисленные налоговыми учреждениями, должны учитываться не как налоги, а как уплата процентов. Однако на практике может оказаться невозможным определить выплаты процентов на задолженность по налогам и пени от налогов, к которым они относятся, поэтому они могут отражаться в отчетах вместе с налогами. Сумма налогов должна быть уменьшена на величину налоговых скидок, устанавливаемых органами государственного управления в ходе проведения экономической политики, и возврата перечисленных сумм.

Налоги на производство и импорт состоят из налогов на продукты и других налогов на производство. Распределение налогов на продукты и импорт по секторам и отраслям не производится. Они показываются в целом по экономике.

Другие налоги на производство

К другим налогам на производство относятся все налоги (кроме налогов на продукты), которыми облагаются предприятия в результате их участия в производстве. Такие налоги не включают налогов на прибыль или другие доходы. Объектом налогообложения являются факторы производства (например, рабочая сила, земля, основные фонды и т. п.) или определенные виды деятельности и операции.

В составе других налогов на производство выделяются следующие группы налогов:

В настоящее время к налогам на производство относятся налоги, перечисленные в таблице 5.12. (по бюджетной классификации действовавшей в 2004 г.).

ДРУГИЕ НАЛОГИ НА ПРОИЗВОДСТВО И РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ИХ
ПО ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫМ СЕКТОРАМ
(по данным отчета об исполнении государственного бюджета)

Источник

Раздел 3. Система национальных счетов

Цель: сформировать представление о национальном счетоводстве как целостной системе учета, позволяющей проследить взаимосвязи между институциональными элементами экономики, операциями другими потоками активов и пассивов.

Задачи: рассмотреть элементы центральной интегрированной структуры системы национальных счетов (СНС) для экономики в целом объяснить основные принципы национального счетоводства; раскрыть последовательность построения консолидированных счетов, показать особенности построения региональных счетов.

Оглавление

14.1. Понятие о системе национальных счетов. Место СНС в системе макроэкономических расчетов. Особенности СНС в России

Вся экономика страны в целом рассматривается в СНС с точки зрения институциональных единиц, которые являются резидентами на экономической территории страны.

Изначально в основе национального счетоводства лежит последовательность взаимосвязанных счетов потоков, которые относятся к различным видам экономической деятельности, имевшей место за данный период времени, а затем балансов активов и пассивов, в которых учитывается стоимость запасов активов и пассивов институциональных единиц или секторов по состоянию на начало и конец периода.

Отдельную группу счетов в СНС составляют счета операций. При этом в силу исключительно важной роли особо выделяется счет товаров и услуг. На современном этапе развития системы национальных счетов в России строятся:

Вопросы построения системы показателей СНС на региональном уровне проработаны в международных стандартах несколько менее подробно, поскольку имеют важное значение не для всех стран. В отечественной практике, согласно Методологическим положениям по статистике Госкомстата России, система национальных счетов начала внедряться с федерального уровня. Специалисты рассматривают возможность построения СНС на уровне регионов в порядке поэтапного осуществления работ. Порядок построения счетов соответствует последовательности счетов для экономики в целом. Полная система счетов на региональном уровне предполагает, что каждый регион рассматривается как самостоятельная экономическая система. В этом контексте операции с другими регионами принимают форму «внешнеэкономических операций», которые следует отличать от операций с «остальным миром». В контексте региональных счетов предусматривается перегруппировка институциональных единиц: региональные единицы, многорегиональные единицы, национальные единицы. В настоящее время рекомендации СНС-93 в отдельных странах, разрабатывающих региональные счета, конкретизируются в соответствующих методологических положениях, либо приняты дополнительные международные стандарты ведения региональных счетов

Региональная территория включает в себя:

Внерегиональная территория состоит из частей экономической территории страны, которые не могут быть непосредственно отнесены к одному региону. В ее состав включаются:

Соответственно, сумма региональных значений любого показателя представляет собой значение соответствующего национального показателя за вычетом величины, отнесенной к внерегиональной территории. Каждый показатель счета формируется на основе самостоятельных потоков информации, вследствие чего суммарные итоги могут несколько различаться между собой. Возникающая разница оформляется в виде показателя «статистическое расхождение», который характеризует суммарную ошибку при построении всех счетов региона.

14.2. Категории, элементы, классификации СНС. Система цен и налогов в СНС

Международный стандарт СНС 1993 г. включает следующие элементы центральной структуры национального счетоводства, которые согласованы с другими статистическими системами:

Перечисленные элементы системы взаимосогласованы, поскольку в них используется один и тот же набор понятий, определений, классификаций и правил учета.

Рекомендации СНС 1993 г. и рекомендации международных экономических организаций в этой области свидетельствуют о том, что СНС может использоваться на разных уровнях агрегирования: на уровне отдельных субъектов хозяйственной деятельности, именуемых в системе институциональными единицами; на уровне групп таких единиц, составляющих институциональные сектора; на уровне экономики в целом. Институциональная единица определяется как экономическая единица, способная от собственного имени владеть активами, принимать обязательства, заниматься экономической деятельностью и осуществлять операции с другими единицами.

В зависимости от основных функций, типа поведения и способа получения дохода институциональные единицы группируются по институциональным секторам. В каждом секторе, кроме некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства (НКОДХ), выделяется ряд подсекторов

В СНС 1993 г. специально оговаривается необходимость гибкого внедрения классификации секторов и ее использования. Например, предлагается два альтернативных метода разбивки сектора органов государственного управления на подсектора без указания на то, какому из них следует отдавать приоритет. Альтернативный метод состоит в том, что фонды социального обеспечения группируются с соответствующими органами на каждом уровне управления.

В СНС 1993 г. рекомендуется разбивать сектор домашних хозяйств на подсектора по основному источнику их дохода. Вместе с тем подчеркивается, что в некоторых случаях более целесообразной может являться разбивка на основе социально-экономических критериев или типа местности, либо путем одновременного использования двух или более критериев в иерархическом порядке.

Принято считать, что институциональная единица является резидентом на экономической территории той или иной страны, если в пределах этой территории данная единица имеет центр экономического интереса, занимается или намерена заниматься экономической деятельностью или операциями в значительном масштабе на протяжении неограниченного или достаточно длительного периода времени, обычно понимаемого как один год.

Цель системы национальных счетов состоит в учете экономических потоков и запасов. Экономические потоки отражают создание, преобразование, обмен, передачу или исчезновение экономической стоимости. Экономические потоки бывают двух видов: операции и другие потоки. Операция – это экономический поток, представляющий собой взаимодействие между институциональными единицами по взаимному согласию или действие в рамках одной институциональной единицы, которую из аналитических соображений целесообразно рассматривать как операцию, поскольку институциональная единица нередко функционирует в различных качествах. Те потоки, которые не обладают перечисленными выше характеристиками операций, называются другими потоками. Основная классификация операций и других потоков включает следующие элементы: операции с товарами и услугами (продуктами), распределение операции, операции с финансовыми инструментами, прочие записи по счетам накопления.

В СНС предусмотрены способы перегруппировки операций, которые зависят от предполагаемых каналов совершения операций, предполагаемого числа операций и предполагаемых участников операций; это обычно сопровождается определенным изменением категории операции. Примером условного переотнесения операций является отражение в СНС выплаты взносов по социальному обеспечению: взносы работников учитываются как выплачиваемые ими из своей заработной платы, а отчисления работодателей учитываются как составляющие часть оплаты труда работников. Однако ни взносы работников, ни отчисления работодателей обычно не выплачиваются работникам. Вместо этого они выплачиваются работодателями непосредственно в фонды социального обеспечения. В результате принятого в СНС переотнесения («перемаршрутизации») данной операции отчисления работодателей на социальное обеспечение включаются в состав затрат на рабочую силу, позволяя таким образом выявлять экономическую сущность операции.

Во взаимосвязи с операциями в СНС отражаются запасы, которые характеризуют величину активов и пассивов на определенный момент времени. Активы определяются в СНС как объекты, которые находятся в собственности какой-либо единицы (единиц), и из владения которыми или использования которых на протяжении определенного периода времени их владельцы извлекают экономические выгоды.

14.3. Полная последовательность текущих счетов для экономики в целом. Методологические особенности построения текущих счетов для отдельных секторов экономики.

Каждый счет сводится с помощью балансирующей статьи, которая вычисляется как разность итоговой суммы по ресурсной части и суммы известных статей использования. Балансирующая статья одного счета переносится в качестве первой статьи в следующий счет, что и позволяет увязать всю последовательность счетов в единое целое. Кроме того, между счетами потоков и балансами активов и пассивов существует тесная связь, поскольку все происходящие с течением времени изменения, которые влияют на активы и пассивы институциональных единиц или секторов, систематически учитываются на том или ином счете потоков. Конечный баланс активов и пассивов полностью определяется начальным балансом и операциями или другими потоками, учтенными в последовательности счетов.

Первую группу счетов составляют счета текущих операций, которые начинаются со счета производства. Счет производства отражает результаты производства (выпуск продукции) и использование товаров и услуг при производстве этой продукции (промежуточное потребление).

В сферу производства включается производство всех товаров и услуг, за исключением личных услуг и услуг по ведению домашнего хозяйства, производимых в рамках домашних хозяйств для собственного конечного потребления.

В СНС 1993 г. отмечается, что незаконность какого-либо вида производственной деятельности или операции не является основанием для их исключения из системы национального счетоводства. Напротив, всестороннее отражение незаконных видов деятельности необходимо для того, чтобы избежать ошибок в учете несбалансированности счетов. Например, отказ от учета расходов домашних хозяйств на незаконно произведенные продукты привел бы к завышенной оценке их сбережений и к расхождениям с показателями финансовых счетов. Счет производства, построенный на уровне отраслей (секторов), позволяет выделить добавленную стоимость как одну из основных балансирующих статей в СНС, которая измеряется как на валовой, так и на чистой основе. На уровне экономики в целом балансирующей статьей счета производства является валовой внутренний продукт.

Таким образом, в счете образования доходов показываются те сектора, подсектора или отрасли, в которых эти первичные доходы создаются, в отличие от секторов и подсекторов, являющихся получателями таких доходов. Например, оплата труда работников, отражаемая в данном счете для сектора домашних хозяйств, характеризует общую сумму средств, выплачиваемых работникам некорпоративными предприятиями, принадлежащими домашним хозяйствам. Балансирующей статьей для данного счета является: для нефинансовых и финансовых корпораций – прибыль и приравненные к ней доходы; для некорпоративных предприятий, принадлежащих домашним хозяйствам, – смешанный доход, поскольку в этом случае в данную статью в неявном виде включается оплата труда самого владельца или других членов домашних хозяйств, которую невозможно обособить от дохода владельца как предпринимателя.

Счет распределения первичных доходов характеризует главным образом деятельность институциональных единиц, выступающих не в качестве производителей, деятельность которых ведет к образованию первичных доходов, а в качестве получателей указанных доходов. Состав балансирующей статьи данного счета «сальдо первичных доходов» может довольно значительно меняться в зависимости от сектора.

Для секторов, являющихся важными рыночными производителями, т. е. для нефинансовых и финансовых корпораций, а также домашних хозяйств, счет распределения первичных доходов подразделяется на два субсчета: счет предпринимательских доходов и счет распределения других первичных доходов. Целью такого разделения является выделение еще одной балансирующей статьи – «предпринимательский доход», который более близко соответствует известному в бухгалтерском учете понятию текущей прибыли. Однако в величину текущей прибыли включается номинальная холдинговая прибыль по запасам материальных оборотных средств и другим активам, находящимся в собственности предприятия.

Счет предпринимательских доходов должен сопровождаться счетом распределения других первичных доходов, что необходимо для выделения в счете сальдо первичных доходов. Балансирующая статья для счета распределения других первичных доходов идентична балансирующей статье по счету распределения первичных доходов для экономики в целом – национальный доход.

Дальнейший процесс перераспределения доходов также разделен в СНС на два этапа: трансферты в денежной форме (счет вторичного распределения доходов) и трансферты в натуральной форме (счет вторичного распределения доходов в натуральной форме). Такое различие проводится применительно к отношениям между домашними хозяйствами, с одной стороны, и органами государственного управления и НКОДХ, с другой. Применительно же к корпорациям и остальному миру данное разграничение не имеет такого значения. По этой причине трансферты в натуральной форме, получаемые и выплачиваемые корпорациями или остальным миром, отражаются в счете вторичного распределения доходов так, как если бы они были в денежной форме. Вместе с тем не исключается возможность показывать их раздельно. Все статьи в счете вторичного распределения доходов отражают текущие трансферты.

Балансирующей статьей счета перераспределения доходов в денежной форме является располагаемый доход.

Следующий этап процесса перераспределения доходов характеризует счет перераспределения доходов в натуральной форме. Этот счет дает представление о двух категориях элементов. Во-первых, в нем отражаются социальные пособия в натуральной форме, включая как пособия, не предполагающие расходов со стороны домашних хозяйств получателей, так и пособия, предполагающие первоначальные затраты со стороны домашних хозяйств, которые впоследствии возмещаются. Во-вторых, в нем отражаются трансферты нерыночных товаров и услуг индивидуального характера (например, в области образования), не относящиеся к социальном пособиям в натуральной форме.

Балансирующей статьей счета перераспределения доходов в натуральной форме является скорректированный располагаемый доход. Ввиду характера отражаемых операций данный счет имеет значение только для органов государственного управления, домашних хозяйств и НКОДХ.

Завершает группу счетов текущих операций счет использования доходов, который строится в двух вариантах: счет использования располагаемого дохода и счет использования скорректированного располагаемого дохода. В первом варианте счета внимание сосредоточено на располагаемом доходе и расходах на потребительские товары и услуги, финансируемых за счет этого дохода. Во втором варианте счета внимание сосредоточено на потребительских товарах и услугах, приобретаемых и используемых институциональными единицами, в частности, домашними хозяйствами; такие товары и услуги могут приобретаться либо путем осуществления расходов, либо через социальные трансферты в натуральной форме.

Для всей экономики располагаемый доход равен скорректированному располагаемому доходу, а расходы на конечное потребление равны фактическому конечному потреблению. Они различаются только при рассмотрении отдельных секторов. Из сказанного следует, что балансирующая статья – «сбережение» – одинакова, независимо от того, определяется ли она как разность между располагаемым доходом и расходами на конечное потребление или как разность между скорректированным располагаемым доходом и фактическим конечным потреблением. Перед подведением баланса в рассматриваемых счетах вводится корректировочная статья «Поправка на изменение чистой стоимости средств домашних хозяйств в пенсионных фондах» с тем, чтобы согласовать между собой сбережение домашних хозяйств и изменение чистой стоимости их средств в резервах по страхованию жизни и в пенсионных фондах, отражаемую на финансовом счете СНС.

Сбережение, будучи балансирующей статьей для всех текущих операций (а непосредственно – счетов доходов), является одновременно исходным элементом счетов накопления и переносится на счет операций с капиталом, который является первым в ряду счетов накопления СНС.

В составе отдельной группы счетов операций особо выделяется счет товаров и услуг. Баланс по этому счету подводится для всей совокупности операций с товарами и услугами, а не для каждой из них в отдельности. По существу, счета операций в СНС являются проверочными счетами, поскольку структура каждого счета такова, что позволяет суммировать данные по той или иной операции, которые можно найти в счетах различных секторов.

В СНС 1993 г. в соответствии с общей структурой учета (с незначительными отклонениями) «счет остального мира» включает те категории счетов, которые необходимы для охвата полного набора операций, совершаемых между экономикой страны в целом и остальным миром: счет внешних операций с товарами и услугами; счет внешних первичных доходов и текущих трансфертов; счета накопления по внешним операциям; счет внешних активов и пассивов.

Выводы

Основные категории системы национальных счетов показаны с такой степенью детализации, которая необходима для надлежащего понимания последовательности построения консолидированных счетов. Каждый счет по экономике в целом представлен в развернутом виде с описанием субсчетов согласно стандартам СНС-93. Особого внимания требует анализ предусмотренных в СНС решений, которые отвечают задаче «гибкого» внедрения ее центральной структуры в соответствии с потребностями конкретных пользователей. Для каждого институционального сектора рекомендуется строить полный стандартный набор счетов, как и для экономики в целом.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *