Что такое первобытный общественный строй
Первобытный строй
Первобы́тное о́бщество (также доисторическое общество) — период в истории человечества до изобретения письменности, после чего появляется возможность исторических исследований, основанных на изучении письменных источников. Термин доисторический вошел в употребление в XIX в. [1] [2] В широком смысле слово «доисторический» применимо даже к эпохе динозавров, но в узком — только к доисторическому прошлому человека. Обычно в контексте дают указания, какой именно «доисторический» период обсуждается, например, «доисторических обезьян миоцена» (23 — 5,5 млн лет назад) или «Homo sapiens среднего палеолита» (300 — 30 тыс. лет назад). Поскольку, по определению, о данном периоде нет письменных источников, оставленных его современниками, информацию о нем получают, опираясь на данные таких наук как археология, этнология, палеонтология, биология, геология, антропология, археоастрономия, палинология.
Поскольку письменность появилась у разных народов в разное время, ко многим культурам термин доисторический либо не применяется, либо его смысл и временные границы не совпадают с человечеством в целом. В частности, культурное развитие Америки не совпадает по этапам с Евразией и Африкой (см. месоамериканская хронология, хронология Северной Америки, доколумбова хронология Перу). В качестве источников о доисторических временах культур, до последнего времени лишенных письменности, могут быть устные предания, передававшиеся из поколения в поколение.
Поскольку данные о доисторических временах редко касаются личностей и даже не всегда говорят что-либо об этносах, основной социальной единицей доисторической эпохи человечества является археологическая культура. Все термины и периодизация этой эпохи, такие как неандерталец или железный век являются ретроспективными и в значительной степени условными, а их точное определение является предметом обсуждения.
Содержание
Периоды развития первобытного общества
Каменный век
Периоды каменного века:
Медный век
Ме́дный век, медно-каменный век, халколит (греч. χαλκός «медь» + греч. λίθος «камень») или энеолит (лат. aeneus «медный» + греч. λίθος «камень»)) — период в истории первобытного общества, переходный период от каменного века к бронзовому веку. Приблизительно охватывает период 4—3 тыс. до н. э., но на некоторых территориях существует и дольше, а на некоторых отсутствует вовсе. Чаще всего энеолит включают в бронзовый век, но иногда считают и отдельным периодом. Во времена энеолита были распространены медные орудия, но преобладали по-прежнему каменные.
Бронзовый век
Бро́нзовый век — период в истории первобытного общества, характеризующийся ведущей ролью изделий из бронзы, что было связано с улучшением обработки таких металлов как медь и олово, получаемых из рудных месторождений, и последующим получением из них бронзы. Бронзовый век является второй, поздней фазой эпохи раннего металла, сменившей медный век и предшествовавшей железному веку. В целом, хронологические рамки бронзового века: 35/33 — 13/11 вв. до н. э., но у различных культур они отличаются.
Периоды бронзового века:
Железный век
Желе́зный век — период в истории первобытного общества, характеризующийся распространением металлургии железа и изготовлением железных орудий. Строго говоря, уже выходит за рамки истории собственно первобытного общества.
Примечания
См. также
Ссылки
Первобытное общество · Древний мир (до 476 года) · Средние века (476—середина XVII века) · Новое время (середина XVII века—1918 год) · Новейшее время (с 1918 года)
Полезное
Смотреть что такое «Первобытный строй» в других словарях:
строй — стро/я, о стро/е, в стро/е и в строю/; мн. стро/и, ев и строи/, ёв; м. см. тж. строевой 1) о стро/е, в строю/; строи/ Ряд солдат, шеренга; воинская часть, построенная рядами. Встать в строй … Словарь многих выражений
строй — строя, о строе, в строе и в строю; мн. строи, ев и строи, ёв; м. 1. о строе, в строю; строи. Ряд солдат, шеренга; воинская часть, построенная рядами. Встать в с. Расхаживать перед строем. Выйти из строя. Идти, двигаться строем, в строю. 2.… … Энциклопедический словарь
Первобытный коммунизм — У этого термина существуют и другие значения, см. Коммунизм (значения). Первобытный коммунизм (нем. Urkommunismus) он же первобытно общинный строй марксистский термин, означающий самую первую в истории общественно экономическую… … Википедия
ПЕРВОБЫТНЫЙ КОММУНИЗМ — см. Первобытнообщинный строй … Советская историческая энциклопедия
первобытный коммунизм — Общественный доклассовый строй первобытной общины с общей собственностью на средства и продукты производства … Словарь многих выражений
Коммунистический строй — Коммунизм Основные понятия Марксистско ленинская философия Социализм Классовая борьба Интернационализм … Википедия
Первобытнообщинный строй — первая в истории человечества общественно экономическая формация. Основы учения о П. с. как особой общественно экономической формации были заложены К. Марксом и Ф. Энгельсом и в дальнейшем развиты В. И. Лениным. Согласно наиболее… … Большая советская энциклопедия
ПЕРВОБЫТНООБЩИННЫЙ СТРОЙ — (общиннородовой, первобытно коммунистический) первая в истории человеческого общества социально экономич. формация. Охватывает, согласно общепринятым в марксистской науке представлениям, эпоху от возникновения человека и человеч. общества до… … Советская историческая энциклопедия
Капиталистический строй — Содержание 1 Другие определения 2 История термина 3 Структура и описание … Википедия
Общественно-политический строй — Общественно экономическая формация, (или строй) это исторически сложившийся тип общества, в основе которого лежит определённый способ производства. Сам термин «формация» был заимствован из геологии и введён в общественные науки Марксом. В… … Википедия
§ 1. ПЕРВОБЫТНООБЩИННЫЙ СТРОЙ
§ 1. ПЕРВОБЫТНООБЩИННЫЙ СТРОЙ
Периодизация древнейшей истории. История человечества насчитывает сотни тысяч лет. Пелена веков плотно окутывает ранние стадии существования людей. Их изучением занимаются учёные-археологи. Только археологические находки дают возможность представить некоторые стороны жизни древнего человека. Материалы археологов свидетельствуют, что люди практически никогда не жили в одиночку. Они сообща выживали в суровых природных условиях, в дремучих лесах, сообща защищались от диких зверей, строили жилища, чтобы укрыться от непогоды, сообща добывали пищу.
Каменный век. Понятие «каменный век» условно, как и его даты. Сегодня принято считать, что человек начал выделяться из животного мира около 3 млн лет назад. Этот процесс происходил у разных народов и в разных регионах мира неодновременно. На протяжении каменного века обезьяноподобный питекантроп постепенно превратился в человека разумного (по-латыни – «хомо сапиенс»).
Первоначально древние люди освоили незначительную часть нашей страны с мягким, тёплым климатом – вблизи тёплого Чёрного моря. В дальнейшем они расселялись в долинах Днепра, Волги, Дона, Печоры, Лены, Ангары, Амура, Енисея и других рек.
Находки археологов в последние годы позволили сделать важное открытие – пересмотреть прежний вывод о расселении древнего человека на территории России. Ранее считалось, что человек разумный примерно 45 тысяч лет назад перекочевал из Африки и Азии в Западную, затем в Центральную, а значительно позднее в Восточную Европу. Древнейшие поселения человека, обнаруженные в селе Костёнки под Воронежем, также насчитывают возраст около 45 тысяч лет. Учёным ещё предстоит выяснить, как «хомо сапиенс» попал в Восточную Европу и откуда. В 1979 году в Костёнках был открыт музей, выстроенный над одной из древнейших стоянок человека.
Человек разумный. Художник З. Буриан
Древние люди объединялись в группы по несколько десятков человек, которые назывались орда или стадо. Пищу добывали собирательством и охотой. Устраивали облавы на животных, загоняя их в ловчие ямы или глубокие овраги, используя копья и рогатины. Объектами охоты были мамонт, шерстистый носорог, пещерный лев, медведь, олень.
Затем климат изменился. Около 80 тысяч лет назад резко похолодало. На огромной территории Европы и Азии образовался гигантский ледник. На смену суровому климату пришло потепление, а после него вновь похолодало. Так на протяжении тысяч лет одна ледниковая эпоха сменяла другую.
Археологические раскопки в селе Костёнки под Воронежем
Охота на шерстистого носорога
Природные условия заставляли учиться выживать. В пещерах и примитивных жилищах люди укрывались от непогоды. Для устройства жилищ использовали шкуры, кости и черепа крупных животных, бивни мамонтов. Одежду также изготовляли из шкур.
Примерно 30 тысяч лет назад сформировались родовые общины – коллективы людей, связанные кровно-родственными отношениями. Члены общины сообща трудились. Имущество было общим. Несколько родовых общин одной местности составляли племя во главе с советом старейшин.
Первобытный человек воспринимал себя как единое целое с природой. Он считал, что с помощью особых слов и действий (обрядов) можно помогать или вредить людям, обеспечить успешную охоту, вызвать дождь или прекратить его. Так зарождалась ма?гия, которая отражала фантастические представления древнего человека об окружающем мире. К концу каменного века у человека сложились религиозные представления о загробной жизни и примитивные культы богов.
Жилище охотников. Реконструкция
В каменном веке возникло искусство. Археологические находки свидетельствуют об умении древнего человека воспроизводить увиденное, мысленно создавать изображение и воплощать образ в камне, дереве, на стене пещеры. Например, росписи Каповой пещеры на реке Белой на Урале, разнообразные украшения со стоянок Костёнки и Гагарино на Дону, Мальта и Буреть на Ангаре. Многочисленные скульптурные изображения женщины-матери и животных дают учёным основание утверждать о существовании культа плодородия и охотничьей магии.
Примерно 15 тысяч лет назад закончился ледниковый период, потеплело, и гигантская таёжная зона раскинулась от Прибалтики до Тихого океана. Южнее лежали степи, севернее – тундра. В более мягком климате богаче стал расти-тельный и животный мир. Вымерли мамонты, носороги, овцебыки, но появились новые виды животных.
Человек совершенствовал каменные орудия труда и охоты: простые ручные рубила и острые сколы кремня приобрели форму наконечников стрел, копий, гарпунов, ножей, каменных топоров, кинжалов. Человек научился делать предметы из рога и кости животных, добывать и хранить огонь, изобрёл лук, приручил собаку.
Изображение мамонта в Каповой пещере
Женские статуэтки. Стоянка Мальта
Южные области осваивались быстрее. Сказывались преимущества открытых степных пространств, более тёплый климат, близость к древнейшим центрам цивилизации. На севере в течение длительного времени жили охотой и собирательством.
Древние люди возделывали деревянными мотыгами участки земли и сеяли пшеницу и другие злаки. Разводили лошадей, крупный рогатый скот, а также овец, коз, свиней. Скот стал мерилом богатства и знатности.
Около VIII – III тысячелетий до н. э. произошёл переход от присваивающего хозяйства (собирательства и охоты) к производящему (скотоводству и земледелию). Этот переход сопровождался совершенствованием орудий труда, появлением глиняной посуды, прядения. Между племенами происходил обмен.
Поселение древнего человека
Первые люди на территории нашей страны
Древние люди научились строить долговременные жилища, что способствовало переходу к полуоседлому образу жизни.
Древнейшие поселения каменного века археологи обнаружили во многих частях Евразии: в Крыму и на Северном Кавказе, в бассейнах рек Днепра и Северского Донца, в Нижнем Поволжье, в Карелии и на побережье Белого моря, на Урале и в Зауралье, в Западной и Восточной Сибири, на Дальнем Востоке. Находки различных предметов в этих поселениях свидетельствуют о разнообразии культур, которые складывались в каменном веке.
В конце каменного века оформились расы людей – европеоидная, негроидная и монголоидная.
Каменный век закончился на юге нашей страны в IV тысячелетии до н. э., на севере затянулся до II тысячелетия до н. э.
Бронзовый век. В III тысячелетии до н. э. человек сделал важное открытие – путём сплава меди и олова получил бронзу. Более твёрдые, чем медные, бронзовые орудия к концу II тысячелетия до н. э. распространились повсеместно по территории нашей страны, за исключением Крайнего Севера.
Получением бронзы занимались в Прикарпатье, на Северном Кавказе и Урале. Вначале брали руду, лежавшую на поверхности земли. Позже научились добывать её из-под земли через шахты.
Изделия из бронзы стали предметом обмена между племенами.
Применение орудий труда из бронзы дало новый толчок развитию земледелия. Появились излишки произведённой продукции, которые присваивали отдельные члены общины – родовая знать. Это вело к имущественному расслоению среди соплеменников. Возросла роль военного вождя, который организовывал защиту территории своего племени от набегов соседей и возглавлял военные походы на другие племена.
Человек бронзового века. Реконструкция М. Герасимова
Глиняный сосуд эпохи бронзы. II тысячелетие до н. э. Из раскопок в Подмосковье
Признаком богатства кочевника являлось наличие многочисленного стада, преимущественно овец. Их владельцы перемещались по степям в поисках плодородных выпасов. Основным типом жилища кочевника стала войлочная юрта, а хороший конь – главным средством передвижения, так же как и конная четырёхколёсная повозка.
Совершенствовались не только орудия труда, но и вооружение – лук, стрелы, мечи, кинжалы. Скотоводы-кочевники большую часть жизни проводили в военных походах. Удачливые вожди и их соратники обогащались за счёт захваченной добычи. Временами отдельные племена объединялись в большие племенные союзы, властвовавшие на обширных пространствах.
Тесное общение племён способствовало распространению на огромных территориях единых культур и близких языков.
Бронзовый век завершился в начале I тысячелетия до н. э.
Железный век. Железный век – новая эра в истории человечества. Железо стали выплавлять в I тысячелетии до н. э. С его помощью человек строил жилища, отвоёвывал у леса пашни, добивался высоких урожаев. Развивалось пашенное земледелие. Использование сохи с железным наконечником и лошадиной (или воловьей) упряжки улучшало качество обработки земли.
Землю, которая считалась собственностью рода, обрабатывали семьи, получая по жребию свой надел. Формировалась собственность семьи: орудия труда, жилища, скот, урожай с земельного надела. Семьи обособлялись и наряду с родовыми наделами самостоятельно распахивали новые земли. Нередко соседями оказывались представители разных родов. Кровнородственные связи со временем утрачивали своё значение. Их вытесняли хозяйственные интересы семей. Со временем родовая община преобразовалась в территориальную соседскую общину.
Подобные процессы происходили и у скотоводческих племён. Стада животных переходили в собственность отдельных семей. Однако и здесь общая собственность на землю – пастбища – продолжала связывать кочевников в единую общину.
Постепенно основная масса общинников попадала в зависимость к богатым сородичам – родовой знати. В их хозяйствах трудились рабы и разорившиеся соплеменники. Родовая знать присваивала свободные земли, превращая их в свою собственность. Нередко происходили захваты и общинных земель.
Первобытнообщинный строй – эпоха развития человеческого общества, основу которого составляла родовая община.
Питекантроп (от греческих слов «обезьяна» и «человек») – древнейший человек.
Родовая община – коллектив родственников, имевших общего предка. Члены родовой общины вели совместное хозяйство и имели общее имущество.
Старейшина – самый опытный и авторитетный член родовой общины.
Магия (от греческого слова «колдовство», «волшебство») – обряды, связанные с верой в сверхъестественные способности человека (колдуна, мага) воздействовать на людей и явления природы.
Мотыга – ручное орудие для рыхления земли.
Соха – древнейшее орудие для пахоты, основу которого составлял кусок дерева с развилиной, на концы которой насаживались железные наконечники, а над ними крепилась железная лопатка для отвала земли.
Территориальная соседская (или семейная) община – объединение отдельных семей для совместной обработки земли. Первоначально семейную собственность составляли скот, орудия труда, жилища, урожай, а позже – земля.
Около 45 тысяч лет назад – возраст древнейшего поселения человека разумного на территории России (село Костёнки под Воронежем).
1. Используя текст, карту (с. 11) и иллюстрации, составьте рассказ о жизни человека в каменном, бронзовом и железном веках.
2. Какие причины способствовали расслоению родовой общины на богатых и бедных?
3. Пользуясь иллюстрациями параграфа и дополнительной информацией, расскажите об искусстве древних людей.
4. Начертите «ленту времени» и отметьте на ней основные периоды древнейшей истории.
5. Рассмотрите иллюстрацию «Поселение древнего человека». Составьте рассказ о жизни древних людей.
6*. Нарисуйте или сделайте с помощью различных материалов орудия труда древнейших людей.
7. Какие изменения произошли у племён, использовавших железные орудия?
8. Чем родовая община отличалась от территориальной соседской?
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
§ 1. ПЕРВОБЫТНООБЩИННЫЙ СТРОЙ
§ 1. ПЕРВОБЫТНООБЩИННЫЙ СТРОЙ Периодизация древнейшей истории. История человечества насчитывает сотни тысяч лет. Пелена веков плотно окутывает ранние стадии существования людей. Их изучением занимаются учёные-археологи. Только археологические находки дают
I. Первобытнообщинный строй. Восточные славяне в древности
I. Первобытнообщинный строй. Восточные славяне в древности Каменный век: от палеолита к неолиту История славян уходит своими корнями в глубокую древность, в тот самый длительный период развития человеческого общества, который называется первобытнообщинным строем.
Общественнополитический строй
Общественнополитический строй В борьбе с варягами крепла военная организация славянского населения, которая своими корнями уходит в глубь веков. Как и у многих других народов это сотенная система, когда каждое племя выставляло сотню воинов во главе с «сотским», а союз
Строй уже изменен
Строй уже изменен — Да. Я выступлю против. Какой может быть переход к рынку без изменения строя? Это любой экономист скажет — отношение к собственности.— Он уже изменился, — говорит Каганович. — Социальный строй.— Они меняют его.— Уже изменен. Уже изменен, —
Государственный строй
Государственный строй Государственный строй. О государственном устройстве Колхидского царства, к сожалению, историческая наука располагает весьма скудными сведениями. С полной уверенностью можно лишь утверждать, что во главе государства стоял царь и страна была
Первобытнообщинный строй в Индии
Первобытнообщинный строй в Индии Природа и географическое положение страны Древние индийцы реку Инд называли Синдху, персы — Хинду, а древние греки — Индос. Уже в древности страну, расположенную в бассейне этой реки и к востоку от нее, Европа стала называть Индией. Сами
Первобытнообщинный строй на территории Литвы
Первобытнообщинный строй на территории Литвы В глубокой древности на территории Литвы существовал первобытнообщинный строй (до IX века н. э.). Древнейшие следы обитания людей на территории Литвы относятся к эпохе конца палеолита и мезолиту (9–5 тыс. до н. э.). Найдены
Первобытнообщинный строй на территории Литвы
Первобытнообщинный строй на территории Литвы В глубокой древности на территории Литвы существовал первобытнообщинный строй (до IX века н. э.). Древнейшие следы обитания людей на территории Литвы относятся к эпохе конца палеолита и мезолиту (9–5 тыс. до н. э.). Найдены
Наш строй
Наш строй Если меня попросят в самой краткой форме охарактеризовать тот строй, что мы установим в Новороссии, то отвечу: это — православный социализм.Вы уже набрали в грудь воздуху, готовые разразиться целой тирадой? Выдохните. Я не имею в виду строй, где все обитают в
2. Общественный строй
2. Общественный строй 2.1. Характер общественного строя. Вопрос о природе социального строя в Древней Руси остается в отечественной науке одним из самых спорных и запутанных.Одни историки считают, что там сложились рабовладельческие отношения (В. И. Горемыкина), другие
ГЛАВА I Первобытнообщинный строй. Греческие колонии Северного Причерноморья. Скифы
ГЛАВА I Первобытнообщинный строй. Греческие колонии Северного Причерноморья. Скифы Первобытнообщинный строй занимает самый большой период в жизни человечества, начиная с появления человека (около 2,5 миллионов лет тому назад) до образования классовых обществ.
2. Политический строй
2. Политический строй В политическом строе России в XVII в. происходят существенные изменения. Сословно-представительная монархия с Боярской думой, Земскими соборами и органами местного управления эволюционировала в абсолютную чиновничье-дворянскую монархию.
2.7. Государственный строй
2.7. Государственный строй Киевская Русь сложилась в форме раннефеодальной монархии. На вершине государственной власти стоял Великий князь. К органам власти относились также боярский совет (совет при князе), вече.Великий князь. Им мог быть только член семьи Владимира
Первобытное общество
Первобытное общество (также доисторическое общество) — период в истории человечества до изобретения письменности, после которого появляется возможность исторических исследований, основанных на изучении письменных источников. Термин доисторический вошёл в употребление в XIX веке. В широком смысле слово «доисторический» применимо к любому периоду до изобретения письменности, начиная с момента возникновения Вселенной (около 14 млрд лет назад), но в узком — только к доисторическому прошлому человека. Обычно в контексте дают указания, какой именно «доисторический» период обсуждается, например, «доисторических обезьян миоцена» (23-5,5 млн лет назад) или «Homo sapiens среднего палеолита» (300-30 тыс. лет назад). Поскольку, по определению, о данном периоде нет письменных источников, оставленных его современниками, информацию о нём получают, опираясь на данные таких наук, как археология, этнология, палеонтология, биология, геология, антропология, археоастрономия, палинология.
Поскольку письменность появилась у разных народов в разное время, ко многим культурам термин доисторический либо не применяется, либо его смысл и временные границы не совпадают с человечеством в целом. В частности, периодизация доколумбовой Америки не совпадает по этапам с Евразией и Африкой (см. месоамериканская хронология, хронология Северной Америки, доколумбова хронология Перу). В качестве источников о доисторических временах культур, до последнего времени лишённых письменности, могут быть устные предания, передававшиеся из поколения в поколение.
Поскольку данные о доисторических временах редко касаются личностей и даже не всегда говорят что-либо об этносах, основной социальной единицей доисторической эпохи человечества является археологическая культура. Все термины и периодизация этой эпохи, такие как неандерталец или железный век являются ретроспективными и в значительной степени условными, а их точное определение является предметом обсуждения.
Содержание
Терминология
В марксизме используется термин первобытнообщинный строй, означаюший самую первую общественно-экономическую формацию. По мнению традиционных историков, марксистов, и не только марксистов (смотри теорию насилия и другие традиционные теории развития человеческого общества) все члены общества в это время находились в одинаковом отношении к средствам производства, и способ получения доли общественного продукта, который принято называть «первобытный коммунизм», был единым для всех.
В связи с разными названиями одного и того же вида первобытного общества с обобществленной собственностью и до возникновения власти, цивилизации, государства, частной собственности среди историков различных классических школ и теорий о возникновении власти для названия этого вида общественного устройства принято пользоваться общепринятым термином «первобытнообщинный строй».
Неклассические историки отрицают само существование общин и первобытнообщинного строя, взаимосвязь, идентичность власти и насилия. [источник не указан 385 дней]
Периоды развития первобытного общества
В различное время предлагалась различная периодизация развития человеческого общества. Так, А. Фергюсон и затем Морган использовали периодизацию истории, включавшую три этапа: дикость, варварство и цивилизацию, причём первые две стадии были разбиты Морганом на три ступени (низшую, среднюю и высшую) каждая. На стадии дикости в человеческой деятельности господствовали охота, рыболовство и собирательство, отсутствовала частная собственность, существовало равенство. На стадии варварства появляется земледелие и скотоводство, возникает частная собственность и социальная иерархия. Третья стадия — цивилизация — связана с возникновением государства, классового общества, городов, письменности и т. д.
Морган считал наиболее ранней стадией развития человеческого общества низшую ступень дикости, начавшуюся с образованием членораздельной речи, средняя ступень дикости по его классификации начинается с применения огня и появления в рационе рыбной пищи, а высшая ступень дикости — с изобретения лука. Низшая ступень варварства по его классификации начинается с появления гончарного искусства, средняя ступень варварства — с перехода к земледелию и скотоводству, а высшая ступень варварства — с началом использования железа. [2]
Наиболее разработанной периодизацией является археологическая, в основе которой лежит сопоставление изготовленных человеком орудий труда, их материалов, форм жилищ, захоронений и т. д. По этому принципу история человечества в основном делится на каменный век, бронзовый век и железный век.
В 40-е годы XX века советские учёные П. П. Ефименко, М. О. Косвен, А. И. Першиц и др. предложили системы периодизации первобытного общества, критерием которых была эволюция форм собственности, степень разделения труда, семейные отношения и т. д. В обобщенном виде такую периодизацию можно представить так:
Все системы периодизации по-своему несовершенны. Существует немало примеров, когда каменные орудия палеолитической или мезолитической формы использовались у народов Дальнего Востока в XVI—XVII вв., при этом у них существовали родовое общество и развитые формы религии, семьи. В настоящее время считается, что общечеловеческая периодизация первобытного строя заканчивается на мезолите, когда культурное развитие резко ускорилось и протекало у разных народов разными темпами. Ниже приводится общепринятая в настоящее время археологическая периодизация основных этапов развития первобытного общества. При этом культуры, существовавшие одновременно, могут находиться на разных ступенях развития, в связи с чем, например, неолитические культуры могут соседствовать с халколитическими или с культурами бронзового века.
Каменный век
Периодизация каменного века:
Медный век
Ме́дный век, медно-каменный век, халколит (греч. χαλκός «медь» + греч. λίθος «камень») или энеолит (лат. aeneus «медный» + греч. λίθος «камень»)) — период в истории первобытного общества, переходный период от каменного века к бронзовому веку. Приблизительно охватывает период 4-3 тыс. до н. э., но на некоторых территориях существует и дольше, а на некоторых отсутствует вовсе. Чаще всего энеолит включают в бронзовый век, но иногда считают и отдельным периодом. Во времена энеолита были распространены медные орудия, но преобладали по-прежнему каменные.
Бронзовый век
Бро́нзовый век — период в истории первобытного общества, характеризующийся ведущей ролью изделий из бронзы, что было связано с улучшением обработки таких металлов как медь и олово, получаемых из рудных месторождений, и последующим получением из них бронзы. Бронзовый век является второй, поздней фазой эпохи раннего металла, сменившей медный век и предшествовавшей железному веку. В целом, хронологические рамки бронзового века: 35/33 — 13/11 вв. до н. э., но у различных культур они отличаются. В Восточном Средиземноморье конец бронзового века связан с почти синхронным разрушением всех местных цивилизаций на рубеже XIII—XII вв. до н. э., известным как бронзовый коллапс, тогда как на западе Европы переход от бронзового к железному веку затягивается ещё на несколько веков и завершается появлением первых культур античности — античной Греции и Древнего Рима.
Периоды бронзового века:
Железный век
Желе́зный век — период в истории первобытного общества, характеризующийся распространением металлургии железа и изготовлением железных орудий. У цивилизаций бронзового века выходит за рамки истории первобытного общества, у других народов цивилизация складывается в эпоху железного века.
Термин «железный век» обычно применяется к «варварским» культурам Европы, существовавшим синхронно великим цивилизациям античности (Древняя Греция, Древний Рим, Парфия). От античных культур «варваров» отличало отсутствие или редкое использование письменности, в связи с чем сведения о них дошли до нас либо по данным археологии, либо по упоминаниям в античных источниках. На территории Европы в эпоху железного века М. Б. Щукин выделял шесть «варварских миров» [3] :
История развития общественных отношений
Первыми орудиями труда человека были оббитый камень и палка. Люди добывали себе средства существования охотой, которую вели совместно, и собирательством. Сообщества людей были небольшими, они вели кочевой образ жизни, передвигаясь в поисках пищи. Но некоторые сообщества людей, жившие в наиболее благоприятных условиях, начали переходить к частичной оседлости.
Важнейшим этапом в развитии человека стало появление языка. Вместо сигнального языка животных, способствующего их координации на охоте, люди получили возможность выражать языком абстрактные понятия «камень вообще», «зверь вообще». Такое применение языка привело к возможности обучать потомство словами, а не только примером, планировать действия до охоты, а не во время её и т. д.
Сначала первобытные люди пользовались огнем, получаемым при пожарах, от ударов молний и т. д. Поскольку добывать огонь они ещё не умели, огонь приходилось постоянно поддерживать, но со временем первобытные люди научились добывать огонь сами (подробнее смотри статью Освоение огня древними людьми).
Любая добыча делилась между всем коллективом людей. Орудия же труда, бытовая утварь, украшения находилась в пользовании отдельных людей, но хозяин вещи был обязан ею делиться, и кроме того, любой мог взять чужую вещь и пользоваться ею без спроса (пережитки этого до сих пор встречаются у отдельных народов).
Восходящие к Ф.Энгельсу марксистские представления о раннем первобытном обществе содержат предположение, что первоначально половые отношения между людьми внутри коллектива были беспорядочными (промискуитет). Однако эта идея не является общепризнанной — тем более, что даже у человекообразных обезьян полного промискуитета не наблюдается.
Так или иначе, неконтролируемое проявление полового инстинкта, даже когда оно не вело к открытым столкновениям между соперниками, мешало единству формирующейся общины. Коллективная охота требовала сплоченности всех её участников. Поэтому возник запрет на половые отношения между членами коллектива в период, предшествовавший охоте, и самой охоты. Подавление возможности удовлетворения полового инстинкта внутри одной праобщины заставляло её членов искать половых партнеров в других. Завязывание половых отношений между членами разных праобщин сделало возможным полный запрет половых отношений между членами каждого из первобытных коллективов (экзогамия). Так каждая праобщина превратилась в род, и на смену промискуитету пришёл групповой дуально-родовой брак. Члены родов, составлявших дуальную организацию, жили раздельно. В этих условиях человек всю жизнь принадлежал к коллективу, в котором родился, то есть к тому, к которому принадлежала его мать. Поэтому первоначальные роды были материнскими. Два или несколько ближайших родов стали объединяться в племя. Роды возглавляли старейшины.
Естественным кормильцем человека была его мать — вначале она его вскармливала своим молоком, затем вообще брала на себя обязанность обеспечивать его пищей и всем нужным для жизни. Эту пищу должны были добывать на охоте мужчины — братья матери, принадлежавшие к её роду. Так стали образовываться ячейки, состоявшие из нескольких братьев, нескольких сестер и детей последних. Они жили в общинных жилищах.
Лишь затем возникла парная семья — образование постоянных пар на более или менее продолжительный срок. Она превратилась в моногамную семью — пожизненное единобрачие отдельных пар. [4]
Специалисты в настоящее время в основном считают, что во времена палеолита и неолита — 50-20 тысяч лет тому назад — социальное положение женщин и мужчин было равным, хотя ранее считалось, что сначала господствовал матриархат.
С изобретением лука охота усовершенствовалась, была приручена собака, ставшая помощником человека на охоте.
Изменение экономики с чисто присваивающей на производящую привело и к изменению общества. У земледельческих племен типом поселения стала деревня в которой проживала одна община, которая из родовой превращалась в соседскую. Большие общинные дома отошли в прошлое, и в каждом доме теперь проживала одна патриархальная семья. Собственность на землю была коллективной — внутри коллектива отдельные люди или семьи владели участками земли, которые можно было обрабатывать, но нельзя передать другиму в пользование. У одних общин земельные участки ежегодно перераспределялись, у других перераспределение происходило один раз в несколько лет, у третьих, возможно, участки раздавались в пожизненное землепользование. Орудия труда, жилище, домашняя утварь, одежда, украшения, хозяйственный инвентарь находились в частной собственности, но пережитки общинного пользования сохранялись до нашего времени.
Прирост населения земледельцев и скотоводов, как правило, был выше, чем у охотников-собирателей ввиду большей продуктивности производящего хозяйства. Соответственно, та же территория могла прокормить значительно больше людей. Аграрные общины стали заполнять Землю, как ранее до этого её заполняли охотники.
Важным элементом общественной организации были мужские союзы. Мужская часть общины выбирала вождя из числа мужчин, которые выделялись из общей массы личными талантами, знаниями, богатством и щедростью. Сначала такие люди (так называемые бигмены) были влиятельны благодаря своим личным качествам, а затем власть вождей стала передаваться по наследству. Результатом этих процессов стало появление привилегированных слоев общества — вождей, жрецов, а также наиболее удачливых в хозяйственной деятельности. Возникло имущественное неравенство. Вожди начали требовать приношений себе от рядовых общинников. Захваченные в войнах между племенами пленные становились рабами.
Сначала соседние роды и племена обменивались тем, что им давала природа: солью, редкими камнями и т. п. Дарами обменивались как целые общины, так и отдельные люди; это явление получило название дарообмена. Одной из его разновидностей был «немой обмен». Затем выделились племена земледельцев, скотоводов и тех, кто вёл земледельческо-скотоводческое хозяйство, и между племенами с разной хозяйственной ориентацией, а впоследствии и внутри племен, развивался обмен продуктами их труда.
Некоторые исследователи полагают, что племена охотников, не принявшие аграрного образа жизни, начали «охотиться» на крестьянские общины, отнимая еду и имущество. Так сложилась дуальная система производящих сельских общин и грабящих их дружин бывших охотников. Вожди — предводители охотников постепенно перешли от набегового грабежа крестьян к регулярным регламентированным поборам (дани). Для самозащиты и защиты подданных от набегов конкурентов строились укреплённые города. Последним этапом догосударственного развития общества стала так называемая военная демократия.
Стали возникать вождества — политические единицы, включающавшие в себя несколько деревень или общин, объединенных под постоянной властью верховного вождя. Племена стали объединяться в союзы племен, которые постепенно стали преобразовываться в народности. Народности росли за счёт естественного прироста населения, за счёт дальнейшего объединения с соседними племенами и за счёт завоеваний чужих земель и покорения других племён и народностей.
Скорее всего, именно так возникли первые государства в Месопотамии, Древнем Египте и Древней Индии в конце 4 — начале 3 тысячелетия до н. э. [6]
Но целый ряд племён продолжал жить родовым строем ещё очень продолжительное время. Даже в настоящее время существуют такие племена (смотри статью Неконтактные народы).
Власть и социальные нормы в первобытном обществе
Первые формы институтов власти и первые общеобязательные нормы поведения сформировались уже на первобытной стадии развития общества. Для этого периода характерно отсутствие политической власти и государственных институтов. Социальные нормы в этот период носят характер обычаев, традиций, обрядов и табу. В науке вопрос о том, можно ли считать данные социальные нормы правом или протоправом, является дискуссионным.
Надо признать, что данные утверждения действительно являются весьма спорными и дискуссионными, поскольку из них следует, что власть сформировалась «при первобытнообщинном строе» при отсутствии власти(?), в связи с чем представители классической исторической науки продолжают придерживаться классического представления о возникновении власти в период распада первобытнообщинного строя, того самого вида общественного устройства, которое древние греки, первые теоретики возникновения власти и государства, на примере окружающих их «диких» племен называли «анархией» в противовес цивилизованным видам управления обществом в Древней Греции как видов рабовладельческого государства — «монархии», «олигархии», «деспотии», «аристократии», «поликратии», «тирании», «плутократии», «демократии».
Появление религии
С точки зрения известного эволюциониста и популяризатора научного атеизма Р.Докинза, изложенной в книге «Иллюзия бога», религия представляется как побочный продукт какого-то социально-полезного явления, обладающий признаками «психического вируса» — мема.
Согласно представлениям концепции «дорелигиозного периода», в истории человечества существовал период, когда не было никаких религиозных представлений. Впоследствии в силу тех или иных причин у людей возникли религиозные верования.
С эпохи неолита возникают сложные религиозные культы. Религиозные убеждения в этот период обычно состояли в поклонении Небесной матери, Небесному отцу, Солнцу и Луне как божествам (см. также Культ солнца). Характерной для неолита была тенденция поклонения антропоморфным божествам.
У первобытных племён не было специальных служителей культа; религиозно-магические обряды совершались преимущественно главами родовых групп от имени всего рода либо людьми, по личным качествам снискавшими репутацию знающих приёмы воздействия на мир духов и богов (знахари, шаманы и т. п.). С развитием социальной дифференциацией выделяются профессионалы-жрецы, присваивающие себе исключительное право общения с духами и богами.
См. также
Примечания
Ссылки
Первобытное общество · Древний мир (до 476 года) · Средние века (476—середина XVII века) · Новое время (середина XVII века—1918 год) · Новейшее время (с 1918 года)