Что такое первый этап зачисления в вузы и второй

Поступление в вуз

Поступление в вуз

Вы можете подать документы не более чем в пять вузов и на три направления или специальности в каждом из них. Университеты, институты и все другие вузы начинают принимать документы на бюджет на очное и вечернее отделение не позднее 20 июня. Сроки приема документов на все формы платного и на заочное бюджетное обучение вузы определяют самостоятельно.

Заканчивается прием документов на бюджет на очное и вечернее отделение не раньше:

Когда сроки подачи документов истекли, вуз публикует конкурсные списки. Они ранжируются по баллам, которые абитуриенты набрали в сумме за ЕГЭ, индивидуальные достижения и дополнительные вступительные испытания.

Если два абитуриента набирают одинаковое количество баллов, учитывают, кто из них получил больше за профильный экзамен, у кого есть право на преимущественное зачисление и другие параметры. Подробнее о льготах при поступлении в вуз вы можете прочитать в инструкции.

До 28 июля включительно абитуриенты, поступающие без экзаменов либо в рамках целевой или особой квоты, должны принести в вуз оригинал документа о предыдущем образовании и подписать согласие на зачисление.

29 июля вуз публикует приказ по приоритетному этапу зачисления. На этом этапе вуз может заполнить до 10% бюджетных мест по каждому направлению или специальности.

До 1 августа включительно абитуриенты, которые поступают на общих основаниях и хотят участвовать в первом этапе конкурса на бюджет, должны принести в вуз оригинал документа об образовании и подписать согласие на зачисление.

3 августа вуз публикует первый приказ о зачислении на общих основаниях. На этом этапе заполняется до 80% бюджетных мест, оставшихся свободными после приоритетного этапа.

До 6 августа включительно абитуриенты, которые поступают на общих основаниях и хотят участвовать во втором этапе конкурса на бюджет, должны принести в вуз оригинал документа об образовании и подписать согласие на зачисление.

8 августа вуз публикует второй приказ о зачислении на общих основаниях. На этом этапе заполняются все бюджетные места, оставшиеся свободными.

После публикации конкурсных списков посмотрите, сколько абитуриентов набрали больше баллов, чем вы. Из них в первую очередь учитывайте тех, кто уже подал оригиналы документов об образовании, — их шансы поступить на бюджет выше, чем у вас. Вузы ежедневно обновляют конкурсные списки, отмечая, кто из абитириентов уже сдал оригиналы документов и подписал согласие на зачисление.

Подать документы можно сразу в несколько мест, поэтому студенты, которые еще не сдали оригиналы документов, возможно, будут поступать в другие вузы.

Если на первом этапе конкурса вы не прошли на бюджет, то можете забрать оригинал документа об образовании и подать его в другой вуз, где проходной балл ниже. Помните, что на втором этапе конкурса проходной балл может увеличиться.

Конкурс на коммерческое отделение проходит после зачисления на бюджет по аналогичной схеме, но проходной балл туда ниже. А если у вас будет высокая успеваемость, вуз может предоставить вам скидку на оплату обучения и со временем перевести на бюджет. Подробнее об этих возможностях вам могут рассказать в приемной комиссии.

Источник

Как поступить на бюджет: пошаговая инструкция

Зачисление на бюджет происходит в первую и вторую волну. На первом этапе заполняется – 80 % от общего количества бесплатных мест, на втором – оставшиеся 20 %. Как во всем этом не запутаться и поступить на бюджет? Мы подготовили для вас пошаговую инструкцию со всеми важными датами.

Внимание! Правила поступления в вузы изменились. Читайте о них в нашей новой статье:

Что такое первый этап зачисления в вузы и второй. Смотреть фото Что такое первый этап зачисления в вузы и второй. Смотреть картинку Что такое первый этап зачисления в вузы и второй. Картинка про Что такое первый этап зачисления в вузы и второй. Фото Что такое первый этап зачисления в вузы и второй

Шаг 1. Подайте копии документов

Вы имеете право подавать документы сразу в 5 вузов, на 3 направления в каждом. Используйте эту возможность, так у вас будет больше шансов пройти на бюджет.

Если у вас есть льготы или право на поступление без вступительных испытаний, то имейте в виду: воспользоваться льготами можно в несколькиз вузах, а БВИ — только в одном учебном заведении. Оригинал подтверждающего документа нужно предоставить сразу.

Что такое первый этап зачисления в вузы и второй. Смотреть фото Что такое первый этап зачисления в вузы и второй. Смотреть картинку Что такое первый этап зачисления в вузы и второй. Картинка про Что такое первый этап зачисления в вузы и второй. Фото Что такое первый этап зачисления в вузы и второй

Важные даты:

Шаг 2. Пройдите внутренние испытания

Если это необходимо. Информацию о том, какие именно экзамены и в какой форме вам нужно сдать, вы найдете на сайте или информационном стенде вуза. Там же будет и расписание. В этому году оно появится не поздее 15 июля. Если экзамены в нескольких вузах выпали на один день, узнайте о резервных днях сдачи.

Что такое первый этап зачисления в вузы и второй. Смотреть фото Что такое первый этап зачисления в вузы и второй. Смотреть картинку Что такое первый этап зачисления в вузы и второй. Картинка про Что такое первый этап зачисления в вузы и второй. Фото Что такое первый этап зачисления в вузы и второй

Выясните все спорные вопросы сразу при подаче документов

Шаг 3. Следите за списками

19 августа все вузы начинают публиковать рейтинговые списки поступающих. Фамилии указывают в порядке убывания баллов. Чем выше ваша фамилия, тем больше шансов на зачисление. Отсчитывайте фамилии по числу бюджетных мест сверху вниз, ваша – должна быть не ниже пороговой черты по количеству мест. Этот критерий особенно важен в последние дни подачи заявлений на поступление.

Что такое первый этап зачисления в вузы и второй. Смотреть фото Что такое первый этап зачисления в вузы и второй. Смотреть картинку Что такое первый этап зачисления в вузы и второй. Картинка про Что такое первый этап зачисления в вузы и второй. Фото Что такое первый этап зачисления в вузы и второй

Во время ожидания можно рассмотреть все варианты для поступления на смежные специальности, а также больше узнать о будущей профессии

Шаг 4. Подайте оригиналы документов и согласие на зачисление

Даты подачи оригиналов документов в 2020 году:

20–21 августа — приём согласий на зачисление БВИ и в пределах квот.

22-23 и 24-25 августа — приём согласий на зачисление на бюджет в 1 и 2 волну соответственно.

В течение августа — приём согласий на зачисление по договору (в несколько этапов).

Подавайте оригиналы в тот вуз, где у вас больше всего шансов на зачисление. Даже если во всех списках ваш рейтинг не такой высокий, помните, что все может измениться. Вузы зачисляют только тех, кто принес вовремя оригиналы, вне зависимости от баллов. Если перед вами несколько человек с высокими баллами не принесут документы, вы автоматически продвигаетесь вверх.

Если 18 августа вы подадите согласие и пройдете по рейтингу, то уже 24 августа вы узнаете, есть ли ваше имя в приказе о зачислении.

Если вы не попали в первую волну или не успели принести вовремя документы, у вас есть подать оригиналы во вторую волну. Уже 26 августа появятся приказы о зачислении абитуриентов, которые будут зачисленные на оставшиеся бюджетные места.

Что такое первый этап зачисления в вузы и второй. Смотреть фото Что такое первый этап зачисления в вузы и второй. Смотреть картинку Что такое первый этап зачисления в вузы и второй. Картинка про Что такое первый этап зачисления в вузы и второй. Фото Что такое первый этап зачисления в вузы и второй

Заявление о согласии на зачисление нужно подать вместе с оригиналами документов

На этом этапе гонка за бюджетные места завершается. Но вы еще можете попасть на платное отделение. В некоторых вузах действуют скидки для абитуриентов с высокими баллами.

Источник

Новые правила приема студентов в вузы вступят в силу с 2021/22 учебного года

Что такое первый этап зачисления в вузы и второй. Смотреть фото Что такое первый этап зачисления в вузы и второй. Смотреть картинку Что такое первый этап зачисления в вузы и второй. Картинка про Что такое первый этап зачисления в вузы и второй. Фото Что такое первый этап зачисления в вузы и второй

Минобрнауки России утвердило порядок приема на обучение по программам бакалавриата, специалитета и магистратуры. Новые правила вступят в силу с 2021/22 учебного года.

Основной акцент – на расширении возможностей вузов по проведению приема на обучение и возможностей абитуриентов при поступлении в вузы.

1. Введена возможность проведения единого конкурса по нескольким родственным специальностям или направлениям подготовки в пределах укрупненной группы. Раньше конкурс можно было проводить только раздельно по каждой специальности или направлению подготовки.

Единый конкурс позволит отобрать наиболее подготовленных абитуриентов по широкому кругу образовательных программ (например, в целом на факультет вуза), а затем провести их профилизацию (специализацию) после 1-го или 2-го курса обучения.

2. Вузы смогут устанавливать вступительные испытания по нескольким предметам по выбору абитуриентов. Например, вступительное испытание по физике и информатике. При этом абитуриент сможет представить результат ЕГЭ по физике или информатике по своему усмотрению.

Для вузов это означает увеличение числа абитуриентов для отбора лучших, для абитуриентов – расширение возможностей поступления с различным набором результатов ЕГЭ. Особенность данного нововведения востребовано при приеме на направления подготовки (специальности) в сфере информационных технологий.

3. Вузы будут самостоятельно устанавливать вступительные испытания для абитуриентов, поступающих на базе среднего профессионального и высшего образования. Ранее перечень таких вступительных испытаний должен был, согласно общему правилу, совпадать со вступительными испытаниями лиц, поступающих на базе среднего общего образования.

5. Подача документов в электронной форме (наряду с представлением документов лично и по почте) становится обязательным способом для вузов. В 2020 году электронная форма подачи документов была определена особенностями приема, принятыми в условиях распространения коронавирусной инфекции. До 2020 года прием документов в электронной форме проводился по решению вуза. Теперь это общее правило, которое расширит возможности абитуриентов, особенно из отдаленных регионов, по выбору вузов и направлений подготовки.

6. Устанавливается возможность для поступающих внести изменения в заявление о приеме или подать второе заявление о приеме (например, по другой специальности). Ранее это возможно было только при условии отзыва ранее поданного заявления о приеме.

7. Конкурсные списки абитуриентов будут обновляться вузами ежедневно не менее 5 раз в день. Это позволит абитуриентам иметь актуальную информацию о конкурсной ситуации. Ранее предусматривалось обновление один раз в день.

8. Упрощена процедура зачисления по программам бакалавриата и специалитета на бюджетные места по очной форме обучения. Зачисление будет проводиться в 2 этапа – этап приоритетного зачисления (зачисление абитуриентов без вступительных испытаний, абитуриентов, имеющих льготы и заключивших договоры о целевом обучении) и основной этап зачисления (до настоящего времени зачисление проводилось в 3 этапа, второй этап был разделен на первую и вторую «волны»). Таким образом, будет исключена громоздкость процедур зачисления.

9. Если по итогам основного этапа зачисления остались незаполненные места (абитуриенты отказались от поступления), вузы смогут провести дополнительное зачисление абитуриентов на такие места на основании конкурсных списков. Ранее такой механизм отсутствовал, что приводило к ситуации, что даже после «второй волны» зачисления могли возникать незаполненные места, которые вузы не могли использовать для зачисления других абитуриентов из конкурсных списков.

10. Информация о приеме, включая правила приема, размещается вузами на своих официальных сайтах в сети «Интернет» не позднее 1 ноября года, предшествующего году приема (ранее – не позднее 1 октября).

Источник

Что ждет абитуриентов в 2021 году: единый конкурс, заявления онлайн и 10 специальностей

При поступлении в вузы в 2021 году абитуриентам нужно учитывать новые правила Минобрнауки. Теперь вузы смогут сами проводить единый конкурс по разным специальностям, предлагать вступительные испытания по нескольким предметам на выбор, а количество направлений для подачи документов вырастет до 10. Еще все вузы начнут принимать электронные заявления, а списки должны обновлять не один раз в день, а пять.

Вот обзор самых важных изменений, которые можно учитывать уже сейчас.

Вступительные испытания

Несколько экзаменов на выбор. Для зачисления в вуз нужны результаты ЕГЭ. Каждый вуз сам решает, какие именно экзамены нужны для зачисления на конкретное направление. Раньше был четкий список: на это направление нужен русский язык, математика и физика, а вот на это — русский, математика и информатика.

Теперь вуз сможет установить несколько вступительных испытаний на выбор. И тогда абитуриент сможет сам решить, какие результаты ЕГЭ представить: физику или информатику, химию или биологию, историю или обществознание.

Отдельные экзамены для выпускников техникумов. Раньше список вступительных испытаний на конкретное направление был общим для всех абитуриентов: и для выпускников школы, и для тех, кто поступает после техникума или колледжа, и для тех, кто получает второе высшее. Теперь вузы смогут разделять списки экзаменов для поступающих на базе среднего общего образования, среднего профессионального и высшего.

Единый конкурс

Раньше на каждую специальность был отдельный конкурс. Теперь его могут сделать общим для нескольких родственных направлений. Тогда на факультет зачислят по общему списку, а после первого или второго курса разделят студентов на специализации.

Количество специальностей для конкурса

По старым правилам документы можно было подать в пять вузов, а в каждом из них — на три направления. Теперь вузам разрешили самим решать, каким будет максимальное количество специальностей для участия в конкурсе, вплоть до 10.

Вузов будет по-прежнему пять.

Электронные заявления

Летом 2020 года на госуслугах заработал суперсервис для поступления в вуз онлайн. Абитуриенты могли отправить заявления и документы через интернет и следили за результатами конкурса в личном кабинете. Но тогда к сервису подключились только 54 учебных заведения.

Со следующего года подать электронное заявление можно будет в любой вуз: теперь для них это обязательное требование, а не временный порядок на период пандемии.

Источник

Я поступила в МГИМО без вступительных и заработала более 500 000 ₽ на олимпиадах

Все это благодаря призерству на Всероссийской олимпиаде школьников

В 2020 году я начала учиться в МГИМО на факультете международной журналистики.

Мне не пришлось сдавать ЕГЭ или другие вступительные: в 9 и 10 классах я была призером Всероссийской олимпиады школьников по литературе.

Также благодаря призовым местам я заработала первые большие деньги — около полумиллиона рублей, а также смогла получить президентский грант на время учебы в университете — 20 тысяч рублей в месяц.

В этой статье я расскажу о тонкостях подготовки ко Всеросу и о том, как олимпиады могут стать серьезным источником дохода для школьника.

Что такое Всероссийская олимпиада школьников

Всерос — это интеллектуальное соревнование школьников, которое проводится по 24 предметам. Ежегодно в нем принимают участие около 6 миллионов учащихся.

Во Всеросе четыре этапа: школьный, муниципальный, региональный и заключительный. С переходом на новый уровень сложность заданий растет.

Особые права при поступлении дает статус призера или победителя именно финального этапа. Такими особыми правами могут быть поступление на бюджет без вступительных испытаний по профилю олимпиады или начисление 100 баллов ЕГЭ по предмету участия. Плюс есть денежные премии, размер вознаграждения зависит от региона участия. В Тинькофф Журнале есть два текста, которые подробно описывают эти моменты: о школьных олимпиадах в целом и о тех, где можно заработать.

действуют дипломы победителей и призеров заключительного этапа

У олимпиадников есть любимое выражение «затащить Всерос», то есть стать призером или победителем в финале. Среди школьников и родителей сложился стереотип, что на заключительный этап Всероса проходят только гении или те, кто готовится по 10—12 часов в день, а задания в финале не под силу обычным людям.

Так вот, затащить Всерос реально без больших финансовых вложений и не будучи гением или ботаником, если знать тонкости подготовки и уметь собраться с силами в ответственный момент.

Кто может участвовать во Всеросе

ЭтапыДля каких классов разработаны заданияИсключения
ШкольныйДля 5—11 классовРусский язык и математика для 4—11 классов
Физика, экономика, химия и МХК для 7—11 классов
МуниципальныйДля 7—11 классов
Региональный и заключительныйДля 9—11 классов

Мои первые олимпиады

Я участвовала в олимпиадах с 7-го класса. Инициатором выступила мама: на одном из родительских форумов она узнала о преимуществах, которые дают победа или призерство, и предложила мне попробовать. Уже тогда я хотела поступить в МГИМО на факультет международной журналистики: меня привлекала перспектива выучить несколько иностранных языков на продвинутом уровне — С1 и выше по Общеевропейской шкале языковой компетенции. На факультете международной журналистики МГИМО 5 пар первого языка и 3 пары второго языка в неделю.

Поначалу я принимала участие в перечневых олимпиадах. Они называются так, потому что входят в специальный перечень Министерства науки и высшего образования, который утверждается ежегодно. О преимуществах таких олимпиад тоже была статья в Т⁠—⁠Ж. В 7—8 классах я участвовала в этих олимпиадах не с целью получить особые права для вуза, а в первую очередь чтобы подготовиться к более значимым олимпиадам и прокачать стрессоустойчивость.

В случае с перечневыми олимпиадами льготы могут получить в основном победители и призеры, которые учатся в 11 классе. Если олимпиада входит в перечень, это не значит, что любой вуз даст особое право: нужно самостоятельно уточнять в правилах приема для каждого вуза.

А вот во Всеросе особые права могут получить и семи- и восьмиклассники, если они выполняют задания для 9 класса, последовательно, начиная со школьного этапа. В олимпиадной практике даже были случаи, когда ученики 7 класса становились призерами заключительного этапа Всероса, например в 2019 году по французскому языку и праву.

Итак, с 7 по 9 класс я участвовала в перечневых олимпиадах по литературе, английскому, русскому языку. Некоторые попытки были неудачными, но в основном мне удавалось занимать призовые места:

В 8 классе мне не удалось стать призером по литературе в олимпиаде «Покори Воробьевы горы!», поэтому я сделала вывод: не стоит делать ставку на одну конкретную олимпиаду, так как задания каждый раз — своеобразная лотерея, и никто не знает, повезет с ними или нет. Лучше участвовать в нескольких. В перечневых олимпиадах я закалилась психологически и перестала испытывать стресс во время интеллектуальных конкурсов.

Также в 7—8 классах я участвовала в школьном и муниципальном этапах Всероса и становилась призером или победителем. Опиралась в основном на знания школьной программы. После первых успехов я решила попробовать себя в большой игре и поставила цель — затащить заключительный этап Всероссийской олимпиады по литературе в 9 классе.

Именно эта олимпиада давала возможность поступить на бюджет без вступительных испытаний на факультет международной журналистики МГИМО. Те, кто поступает в рамках общего конкурса, должны были сдавать ЕГЭ по русскому, литературе и английскому, а также пройти творческий конкурс. Каждый экзамен — своя специфика, к каждому нужно готовиться отдельно. Выиграть Всероссийскую олимпиаду мне показалось стратегически выгоднее.

Соотнесение профилей Всероса и бакалавриата МГИМОPDF, 141 КБ

Чем больше я узнавала про олимпиадное движение, тем сильнее хотела сменить школу. До 8 класса я училась в школе с углубленным изучением английского неподалеку от дома, которая входила в 300 лучших школ Москвы. Но с каждым годом подготовка становилась слабее.

Например, учительница по русскому и литературе, которая вела занятия в 7 классе, сама делала ошибки в словах и разбирала повесть «Станционный смотритель» на уровне: «Дуня дура, не будьте, как Дуня». Вместо обсуждения и анализа произведений мы просто читали их вслух, в старших классах также не было нужного мне профиля с углубленным изучением литературы и истории.

В 8 классе, это было в 2016 году, я перешла в лицей 1535, в том году он занимал первую строчку в рейтинге школ Москвы и славился гуманитарной подготовкой. Уровень мотивации новых одноклассников был гораздо выше, чем в предыдущей школе.

Еще один плюс — лицей был в пешей доступности от Центра педагогического мастерства (ЦПМ). Там я сидела на лекциях по литературе после уроков: три часа раз в неделю в начале года и 15 часов в неделю в период активной подготовки к региональному и заключительному этапам олимпиады.

Несмотря на большое количество олимпиадников в лицее, никто из учителей по другим предметам не шел навстречу. В 9 классе еще не было профилизации, а я всегда была выраженным гуманитарием. До 10 класса почти все предметы преподавались в лицее на углубленном уровне, в том числе математика, программирование, химия, биология, мне же было тяжело совмещать все с ударной олимпиадной подготовкой. Литературу тоже преподавали на высоком уровне, но все же нужны были дополнительные занятия для подготовки к олимпиадному формату.

Помню, как преподаватели по химии и биологии ставили мне двойки и тройки и, зная, что я еду на финал, говорили, что у меня ничего не получится с олимпиадами и зря я все это затеяла, а преподаватель по математике шутила, что я, наверное, в будущем пойду в цирковое училище, потому что я не могла решить сложные задания по ее предмету.

В 15 лет мне было обидно осознавать, что в меня не верит столько людей, но вскоре удалось выработать иммунитет к едким комментариям. Этот опыт научил меня расставлять приоритеты: было невозможно успеть все и сразу. Благодаря четкой стратегии у меня получилось стать призером Всероса по литературе в 9 классе.

Подготовка ко Всеросу по литературе

В подготовку к олимпиадам я и мои родители не вкладывали огромные деньги: я не занималась с репетиторами по русскому и литературе.

Для грамотного письма хватило школьных занятий, хотя стоит учесть, что это, конечно, очень хорошая школа. Также литературную подготовку я получила на бесплатных лекциях и семинарах в Центре педагогического мастерства на Хамовническом Валу в Москве: слушала лекции о теории и истории литературы. Прийти могут все желающие, а сейчас занятия проходят в основном в дистанционном формате.

Большинство лекций были полезными не только для олимпиады, но и для общего развития, поэтому заставлять себя посещать их никогда не приходилось. Стоит отметить, что эти бесплатные лекции рассчитаны на довольно продвинутую в литературе аудиторию: используется много литературных терминов не из школьной программы, труды литературоведов. Начинающим больше подходят платные занятия, так как там дают основы олимпиадной подготовки.

У московского центра есть аналоги в регионах. В Казани существует Республиканский олимпиадный центр, где проводятся занятия по подготовке к олимпиадам, в Санкт-Петербурге — Центр олимпиад.

Вот мои рекомендации для эффективной подготовки к олимпиаде.

Овладеть школьной программой по литературе, желательно на год вперед. Задания, как аналитические, так и творческие, часто отсылают участников к актуальным произведениям школьной программы за тот или иной класс. Но есть один нюанс: за каждым классом числится определенный список литературы «по программе», а муниципальный этап проходит осенью, региональный зимой, заключительный весной. Какие-то произведения участник может к началу олимпиады не успеть пройти в школе, поэтому действовать нужно на опережение.

Лучше уделить чтению свободное время на летних каникулах, чтобы судорожно не запоминать имена героев и особенности сюжета накануне испытаний, читая «Брифли», библиотеку кратких содержаний. Особенно это касается больших произведений, которые точно не получится осилить за пару вечеров:

Эти произведения я читала заранее летом. Важно не просто запомнить сюжет, но и проанализировать произведение, по возможности послушать лекции на «Арзамасе» или на другом ресурсе. Преподаватели ЦПМ также советовали читать не только художественную литературу, но и критические и аналитические статьи и пособия. Я, к примеру, читала работы Лотмана, Гаспарова и Сухих из рекомендаций сайта «Олимпиада.ру».

Я часто конспектировала интересные лекции с «Арзамаса» и вообще все заметки вела от руки: так мне было удобнее запоминать информацию, визуализировать услышанное в виде схем и таблиц, выделять маркерами самое важное.

Я готовилась по бумажным книгам и пособиям, электронные варианты не использовала. Мне было важно, чтобы была возможность закладывать и выделять карандашом цитаты. У многих олимпиадников все материалы в электронном формате, в целом это дело вкуса и удобства.

Изучать работы победителей и призеров прошлых лет. Это лучшие образцы жанра, на примерах которых можно учиться писать собственные аналитические тексты. По ним училась и я.

Чтобы создать убедительный и глубокий анализ произведения, нужно уметь выстраивать логически четкую структуру высказывания, формировать концепцию ответа и аргументировать свое мнение. В олимпиаде по литературе нет правильных или неправильных ответов, главное связно и убедительно презентовать свою точку зрения.

Я бы сказала, что нужно создать очень хорошее сочинение, в котором участник продемонстрирует понимание текста и не забудет привнести свое мнение.

Участвовать в сборах. Для олимпиадников из Москвы, которые показали высокие результаты в том или ином этапе олимпиады, два раза в год организовываются бесплатные сборы осенью и весной. На протяжении 7—10 дней команда проживает в учебном центре и посещает 4 пары в день, где разбираются задания формата олимпиады и проводится много практических семинаров.

На осенние сборы попасть легче: обычно отбор проводится на основе письменного задания, которое школьники выполняют в Центре педагогического мастерства. Весенние сборы предназначены только для команды Москвы. Она формируется по результатам регионального этапа: в нее входят участники, которые набирают достаточное количество баллов для участия в заключительном этапе. Своего сайта у этих сборов нет, так как туда попадают только по приглашению. Я сама пять раз участвовала в таких сборах.

На выездах каждый полностью погружается в олимпиадную подготовку. Мы писали работы в формате олимпиады, устно анализировали небольшие тексты, слушали лекции от тренеров команды Москвы. Это были заслуженные преподаватели и кандидаты филологических наук, а также абсолютные победители прошлых лет, то есть те участники, которые получили на олимпиаде самое высокое количество баллов. Их называют тренерами, потому что они не просто читают лекции и проводят занятия, а также сопровождают финалистов на сборы и на сам заключительный этап. Вместе с тренерами команду обязательно сопровождает психолог.

Что касается атмосферы, я до сих пор помню «романтику сборов»: мы с подругой, одноклассницей из лицея, питались только салатами из капусты и вареной картошкой (фирменные блюда в местной столовой), а по вечерам обсуждали литературные произведения, обменивались полезными учебными материалами и помогали друг другу в подготовке.

Я на практике убедилась, что такой формат хорошо помогает активизировать все навыки, необходимые для успеха на олимпиаде, и в разы повышает продуктивность подготовки. За время выездных школ я освежала в памяти все основные произведения, оттачивала навык создания письменных работ и не входила в ступор при виде олимпиадных заданий уже на реальных турах олимпиады.

Выездные школы доступны не только москвичам: также проводятся отдельные выезды на платной основе, предназначенные для учеников со всей России, никаких ограничений к участию в них нет, то есть необязательно иметь олимпиадные достижения. Их организовывает центр образования «Коалиция».

Стоимость участия вместе с проживанием в учебном центре, доме отдыха или пансионате, занятиями и питанием во время моей учебы варьировалось от 20 000 до 40 000 Р за 8—12 дней выезда. Информацию об актуальных ценах можно получить, подав заявку на ту или иную выездную школу на сайте «Коалиции».

Читать критерии, по которым члены жюри оценивают работы участников. Чтобы понимать, чего вообще от вас хотят, советую ознакомиться с критериями и помнить о них во время написания работы. Тому, кто оценивает, важно, чтобы участники продемонстрировали знание исторического контекста и литературоведческих терминов.

Критерии оценки для аналитического, творческого и устного заданий по литературе

Комплексный анализ произведения будет неполным, если участник не сможет провести параллели с историей и теорией литературы. Скажем, если текст отсылает к революции или Великой Отечественной войне, — обязательно нужно написать об этом. Также нужно умело пользоваться терминами: знать, какая бывает композиция у текста, чем отличается аллитерация от ассонанса, что такое аллюзии и реминисценции к произведениям и так далее.

Но параллели и аналогии должны быть уместны: не стоит любой ценой стараться продемонстрировать знания всех терминов в одной работе и перечислять, как прейскурант, всевозможные средства художественной выразительности и отсылки, которые удалось найти в тексте.

Разрешить себе фантазировать, быть креативным и нестандартным. Четкого алгоритма для подготовки к творческой части у меня нет, скорее рекомендации. Если решились на участие в олимпиаде, забудьте клише, штампы и вводные фразы для сочинений в ЕГЭ по литературе:

У жюри на такие фразы аллергия. Излишняя наукообразность тоже будет ни к чему. Такую работу будет просто тяжело и неинтересно читать. Победители и призеры олимпиад — люди, которые умеют нестандартно подать информацию и аргументировать свое мнение.

Как проходит Всерос

На мой взгляд, литература — самый гибкий и творческий предмет на Всеросе. В заданиях нет цифр и точных величин, не нужно учить формулы и разбираться в графиках, чтобы показать высокие результаты. Все, что нужно — широкий литературный кругозор, знание литературных терминов и способность излагать собственное, четко аргументированное мнение.

В олимпиаде две основные большие части: анализ литературного произведения (проза или стихотворение на выбор) и творческое задание. Простыми словами, от участника ждут аналитическое и творческое сочинения. К этим двум китам в зависимости от этапа может добавиться тест на знание литературных произведений (региональный этап) или устный ответ (финал).

Региональный этап в Москве проводится в один день, занимает около пяти часов и состоит из трех частей, которые в сумме дают 100 баллов:

На заключительном этапе олимпиады каждая часть сдается в отдельный день. Там тоже три части: комплексный анализ художественного текста, творческое задание, к ним добавляется устное выступление — монолог на заданную тему. Каждый год общее количество баллов, которое можно получить на финале, разное. В 2019 году:

Отдельного внимания заслуживает антураж финала. Если школьный, муниципальный и региональный этап более или менее похожи друг на друга и зачастую проводятся на базе школ в форме обычного письменного экзамена, финал отличается торжественно-праздничной атмосферой, да и проходит каждый раз в новом городе.

Я ездила в Казань в 2018 и в Калининград в 2019 году, и оба путешествия мне очень запомнились: я даже не думала, что выезд на финал олимпиады может быть и полноценным классным путешествием. Билеты, проживание и питание бесплатные для всех участников финала.

Для участников организовывается бесплатная культурно-развлекательная программа от города проведения: это могут быть экскурсии, походы в театры, музеи. В Калининграде мне даже удалось отдохнуть и полностью восстановить силы благодаря поездке на Куршскую косу, которая даже входит в список Всемирного наследия Юнеско. Она стала своеобразным местом силы для меня в этой поездке.

Гостеприимство городов поражает. Например, в Калининграде нам предоставили для проживания четырехзвездочную гостиницу с видом на Балтийское море и очень красивые закаты, а в Казани дарили сувениры и чак-чак.

Задания на финале бывают очень и очень нестандартными. Это касается всех частей. На моем первом финале в качестве одного из произведений для анализа попалось эксцентричное стихотворение современного автора, без знаков препинания. Не каждый девятиклассник будет морально готов к такому. Но можно выбирать между стихами и прозой.

После получения результатов каждого тура у участников есть возможность подать апелляцию на результаты проверки и оспорить баллы. Апелляцию тренеры нашей команды называли «четвертым туром олимпиады».

Апелляция — очень неприятная, но необходимая очная процедура, от которой может зависеть, получит школьник диплом олимпиады или нет. На олимпиадах — и не только на Всероссийской — один балл порой решает все. На кону стоят и поступление, и премия.

Я оспаривала результаты на заключительном этапе два раза — в 9 и в 10 классе, и если в 9 классе это особо ни на что не повлияло, то в 10 классе поход на апелляцию стал решающим фактором.

Особенно атмосфера на апелляции накаляется на региональном и заключительном этапе Всероса, где апелляция может проходить и 3, и 6 часов. Некоторые видят баллы и сдаются раньше времени. Мои знакомые олимпиадники на финале, получив свои баллы, расстраивались и уходили с апелляции, а потом оказывалось, что им не хватило до призерства одного балла.

Этот этап для меня был самым морально трудным и напряженным во всей олимпиаде: на турах я на удивление не испытывала никакого дискомфорта и волнения. Наверное, сказалось участие в перечневых олимпиадах ранее. Но в день получения результатов, апелляции и церемонии закрытия — на финале по литературе все это проходит в один день — я испытала сильнейший стресс.

Когда я получила бумажку со своими баллами, я думала, что оспаривать что-либо безнадежно. Но, проведя 6 часов на апелляции и пообщавшись с членами жюри, я добилась повышения результатов проверки и попала в призеры благодаря добавленным четырем баллам.

Первый год коронавирусных ограничений сильно повлиял на олимпиадное движение и в общем на все экзамены и интеллектуальные испытания в России.

У меня с этим периодом связана грустная история. Я весь 2019 год готовилась к третьему в жизни финалу, но из-за коронавируса его отменили в апреле 2020. Все одиннадцатиклассники, набравшие на региональном этапе проходные баллы для участия в финале, признавались призерами.

Поскольку у меня был автопроход — право не проходить все этапы заново, а сразу идти на заключительный — я для тренировки поучаствовала в региональном этапе, не особо готовясь. Набрала недостаточно баллов, чтобы стать победителем. В результате меня премировали как участника, к сожалению, несостоявшегося финала.

Право на автопроход есть у призера или победителя предыдущего года по предмету участия

Это уже никак не влияло на мое поступление, но олимпиады — это спорт, и мне, как настоящему спортсмену, хотелось улучшить свои результаты и стать победителем.

В конце 11 класса меня наряду с другими всеросниками освободили от сдачи обязательных ЕГЭ по русскому языку и математике из-за пандемии. Обычно для поступления в вуз нужны аттестат и диплом призера или победителя Всероса. Но в 2020 году убрали требование сдачи экзаменов — русского и математики — для получения аттестата. Получилось, что я не сдавала ни одного ЕГЭ.

Поступление в МГИМО и денежное вознаграждение за олимпиады

Главный финансовый бонус при победе в олимпиаде — поступление на бюджет. Мне удалось сэкономить семье 2 480 000 рублей, стоимость обучения на моем факультете за четыре года бакалавриата.

Подача документов в вуз прошла в дистанционном формате еще в мае, до получения аттестата. Наряду с другими победителями и призерами Всероса и победителями телевизионной олимпиады «Умницы и умники» меня зачислили в числе первых — без вступительных экзаменов отдельным приказом.

Приказ № 1703 о зачислении в МГИМО МИД РоссииPDF, 1,03 МБ

Аттестат и диплом призера олимпиады я сдала в вуз в конце августа. Я использовала диплом призера именно за 9 класс, так как у него раньше истекал срок действия: я решила перестраховаться на случай, если мне не понравится учеба в выбранном вузе и я решу перепоступить в другой. Тогда я могла бы использовать диплом за 10 класс.

Я не пожалела о поступлении в МГИМО, потому что реальность, в которую я попала, полностью совпала с ожиданиями. Сейчас в университете я изучаю французский как первый язык, английский как второй и итальянский как третий. Об этом я мечтала еще в школе.

На бесплатном обучении материальные поощрения не заканчиваются. В каждом регионе своя система премирования призеров и победителей заключительного этапа олимпиады, с премий удержат НДФЛ. В моем случае, а я представляла команду Москвы:

Для получения денежных выплат участники заводят отдельную карту, на которую им единовременно поступает денежное вознаграждение. Карта должна быть оформлена именно на участника, победителя, призера олимпиады, карты родителей или ближайших родственников не подойдут.

В Москве победителям выплачивают 500 тысяч рублей, призерам 300 тысяч рублей, участникам 100 тысяч рублей. Для сравнения — в Санкт-Петербург победители получают 200 тысяч рублей, призеры — 100 тысяч, в Челябинске есть выплаты талантливой молодежи, в том числе победителям и призерам Всероса — по 50 тысяч. В 2021 году выплаты за олимпиады школьникам в Московской области сравнялись с выплатами в Москве. Премии для учеников младше 9 класса возможны, только если они стали призерами заключительного этапа.

выплачивают победителям олимпиады в Москве

Премии школьникам — неплохая финансовая мотивация: именно поэтому многие олимпиадники не останавливаются после года успешного участия во Всеросе, а приходят во второй, третий и даже четвертый раз. Также вознаграждения — стимул стать призерами и победителями сразу по нескольким предметам. Среди моих знакомых есть ребята, которые зарабатывали за год около 1 млн рублей только на олимпиадных премиях.

Есть еще один вид поощрения за олимпиадные успехи, о котором знают далеко не все олимпиадники, я сама узнала о нем только после завершения олимпиадной «карьеры». Это президентский грант.

Что такое грант президента и кто может его получать

Грант Президента Российской Федерации — мера поддержки талантливой молодежи, показавшей особые успехи в искусстве, спорте или науке (не только призеры и победители Всероса). Всерос подходит под категорию «наука». Сумма гранта — 20 тысяч рублей ежемесячно во время учебы в университете.

Чтобы стать получателем, необходимо заполнить форму на официальном сайте, прикрепив данные о достижениях в одной из трех перечисленных сфер. Главное — заполнить заявку вовремя и направить ее в фонд «Талант и успех», который выплачивает стипендию.

Я подала заявку в начале учебы на первом курсе в сентябре, но только зимой получила выплату — сразу за полгода. Задержка была связана с обработкой документов, со второго семестра я исправно получала 20 тысяч рублей каждый месяц. Выплаты производятся в течение установленного срока обучения в вузе и могут быть неплохим пассивным доходом для студента. Летом стипендию тоже платят.

Р в месяц. Грант президента мне приходит на ту же карточку, которую я завела еще для олимпиадных премий, новые карту или счет оформлять не нужно. Вузовская стипендия перечисляется на отдельную карту, которую выдали в МГИМО» loading=»lazy» data-bordered=»true»>

Обязанности участия в программе грантов. Вступая в программу, претендент обязуется соблюдать следующие условия:

Если условия при получении гранта не выполняются больше одного года, а именно отказ от получения без уважительной причины или прекращение обучения в высшем учебном заведении, деньги нужно будет вернуть полностью, за все время получения. То же — если просто отказаться от гранта во время учебы.

Если же получатель отказывается работать в России после окончания вуза — возвращает сумму выплаченного гранта, а также штраф в двукратном размере относительно этих средств. Я очень привязана к семье и дому, поэтому понимала, что работать за границей или надолго уехать из страны не смогу, мне будет некомфортно, и это условие в договоре не смутило меня.

Ежемесячное получение гранта подразумевает наличие достижений, активную научную и учебную деятельность, отсутствие пересдач в университете. И, конечно, нужно заполнить договор и согласие на обработку персональных данных.

Как подтверждать грант. Взвесив все за и против, я решила, что я смогу соблюдать условия, и подписала договор. Я получаю выплату уже второй год, подтверждаю достижения публикациями в официальном журнале МГИМО и хорошими баллами на зачетах и экзаменах.

В конце года я отправляю в подтверждение скан учебной карточки студента в фонд «Талант и успех», где видно, что у меня нет задолженностей и пересдач за год обучения.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *