Что такое песенка 4 класс

Презентация по музыке «Как сложили песню» ( 4 класс)

Что такое песенка 4 класс. Смотреть фото Что такое песенка 4 класс. Смотреть картинку Что такое песенка 4 класс. Картинка про Что такое песенка 4 класс. Фото Что такое песенка 4 класс

Описание презентации по отдельным слайдам:

Как сложили песню Учитель музыки МОУ СОШ №5 г. Коряжма Архангельской области Огарева Олеся Александровна

Декламация – это искусство выразительного чтения стихов или прозы Речитатив – это вокальная форма в музыке без определенного ритма и мелодии, с интонацией разговорной речи.

«Ты река, ль моя реченька» Лядов Анатолий Константинович (1855-1914)

«Солдатушки, бравы ребятушки»

«У зори – то, у зореньки»

Жанры народных песен Колыбельные Трудовые солдатские свадебные хороводные похоронные

Фольклор В переводе с английского – «народная мудрость»

Ответь на вопросы: 4. Какие ты знаешь жанры народной песни? 5. Что такое «фольклор»? 1. Что такое «декламация»? 2. Что такое «речитатив»? 3. Чем речитатив отличается от декламации? МОЛОДЦЫ.

Что такое песенка 4 класс. Смотреть фото Что такое песенка 4 класс. Смотреть картинку Что такое песенка 4 класс. Картинка про Что такое песенка 4 класс. Фото Что такое песенка 4 класс

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Что такое песенка 4 класс. Смотреть фото Что такое песенка 4 класс. Смотреть картинку Что такое песенка 4 класс. Картинка про Что такое песенка 4 класс. Фото Что такое песенка 4 класс

Курс повышения квалификации

Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС

Что такое песенка 4 класс. Смотреть фото Что такое песенка 4 класс. Смотреть картинку Что такое песенка 4 класс. Картинка про Что такое песенка 4 класс. Фото Что такое песенка 4 класс

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы преподавания музыки в условиях реализации ФГОС

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Что такое песенка 4 класс. Смотреть фото Что такое песенка 4 класс. Смотреть картинку Что такое песенка 4 класс. Картинка про Что такое песенка 4 класс. Фото Что такое песенка 4 класс

Номер материала: ДБ-1370585

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Что такое песенка 4 класс. Смотреть фото Что такое песенка 4 класс. Смотреть картинку Что такое песенка 4 класс. Картинка про Что такое песенка 4 класс. Фото Что такое песенка 4 класс

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Что такое песенка 4 класс. Смотреть фото Что такое песенка 4 класс. Смотреть картинку Что такое песенка 4 класс. Картинка про Что такое песенка 4 класс. Фото Что такое песенка 4 класс

Зарплаты педагогов Ростовской области вырастут в среднем на 10-15%

Время чтения: 2 минуты

Что такое песенка 4 класс. Смотреть фото Что такое песенка 4 класс. Смотреть картинку Что такое песенка 4 класс. Картинка про Что такое песенка 4 класс. Фото Что такое песенка 4 класс

Московские школьники победили на международной олимпиаде по информатике

Время чтения: 1 минута

Что такое песенка 4 класс. Смотреть фото Что такое песенка 4 класс. Смотреть картинку Что такое песенка 4 класс. Картинка про Что такое песенка 4 класс. Фото Что такое песенка 4 класс

В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников

Время чтения: 1 минута

Что такое песенка 4 класс. Смотреть фото Что такое песенка 4 класс. Смотреть картинку Что такое песенка 4 класс. Картинка про Что такое песенка 4 класс. Фото Что такое песенка 4 класс

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Что такое песенка 4 класс. Смотреть фото Что такое песенка 4 класс. Смотреть картинку Что такое песенка 4 класс. Картинка про Что такое песенка 4 класс. Фото Что такое песенка 4 класс

В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников

Время чтения: 1 минута

Что такое песенка 4 класс. Смотреть фото Что такое песенка 4 класс. Смотреть картинку Что такое песенка 4 класс. Картинка про Что такое песенка 4 класс. Фото Что такое песенка 4 класс

В Думу внесли законопроект об обязательном образовании для находящихся в СИЗО подростков

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Сценарий открытого урока музыки. «Что такое «песня».

Что такое песенка 4 класс. Смотреть фото Что такое песенка 4 класс. Смотреть картинку Что такое песенка 4 класс. Картинка про Что такое песенка 4 класс. Фото Что такое песенка 4 класс Светлана Васильева
Сценарий открытого урока музыки. «Что такое «песня».

План-конспект открытого урока на республиканский методический фестиваль «Современный урок музыки».-

МОУ «Эльбарусовская СОШ» Мариинско-Посадского района Чувашской Республики, 2011

Тема урока: «Что такое песня»

Тип урока: закрепление.

Структура: комбинированный урок.

Оборудование: Компьютер, мультимедийный проектор, доска.

Музыкальный инструмент: фортепиано.

Наглядный материал: фотоизображения композиторов, тексты.

Цель урока: закрепить понятия «жанр», « виды песен».

Обучающая цель: закрепить навыки анализа характеров музыкальных произведений.

Развивающая цель: способствовать формированию познавательной активности и интереса в процессе изучения учебного материала, расширять интерес учащихся к предмету и смежным дисциплинам.

Воспитательная цель: формирование эмоционального отношения к музыке на основе ее восприятия.

Ход урока

Учащиеся входят в класс под музыку «Осенней песни» из цикла фортепианных пьес «Времена года» П. Чайковского.

Учитель (читает стихи):

Ни слова…И только мельканье

Бегущих по клавишам рук,

Невидимых струн рокотанье,

За звуком взлетающий звук.

Ушло, отшумело ненастье,

И слышно, как бьются сердца…

И все это – песня о счастье,

Которой не будет конц а.

— Добрый день, ребята! Сегодня наш урок будет посвящен песне и видам песен. Знаете ли вы, что такое песня? (Ответы учащихся) Песня, пожалуй, появилась вместе с человеком. Сохранились песни и наигрыши, которые дошли до нас из глубины веков. В каждой песне заключается маленький кусочек жизни человека, а то и целого общества. Кто назовет свою любимую песню? (Ответы учащихся)

Давайте сейчас распоемся, исполнив песню «Доброе утро».

Музыка Д. Кабалевского, слова Ц. Солодаря

Сегодня, друзья, как вчера,

Начинается день наш с утра.

На всех языках говорят,

Говорят миллионы ребят:

— Доброе утро! Доброе утро!-

С этих слов начинает свой день детвора:

— Доброе утро! Доброе утро! Доброе утро!

Учитель. Какой характер у этой песни?

Учащиеся. Светлый, добрый, бодрый.

Учитель. Есть много красивых песен. Знаете ли вы эту песню? (На фортепиано исполняется мелодия песни «Полька») Ответы учащихся.

Вы правильно угадали. Это – «Полька». Чешская народная песня. Давайте споем эту веселую песню вместе! (Хоровое исполнение.)

Тра-ля-ля-ля, тра-ля-ля-ля, Ну-ка, спляшем полечку, полечку!

2. Струны скрипки тонкие, тонкие, Звуки флейты звонкие, звонкие.

Медь на трубах яркая, яркая, Пляска будет жаркая, жаркая.

Тра-ля-ля-ля, Тра-ля-ля-ля, Пляска будет жаркая, жаркая.

3. Руки сами хлопают, хлопают,

Ноги сами топают, топают.

Дружат танец с песенкой, песенкой,

Всем ребятам весело, весело.

Тра-ля-ля-ля, Тра-ля-ля-ля, Всем ребятам весело, весело.

Учитель. Какой был характер у этой песни? (Ответы учащихся: характер был веселый, радостный) У песен очень давняя история. О силе древних песен сказано в былине «Садко», в сказках разных народов. есть упоминание о них и мифах Древней Греции. Сейчас вы послушаете еще несколько мелодий. Угадайте, как они называются.

Учитель играет на фортепиано мелодии популярных песен:

1.«Чему учат в школе».

2. «Песенка про кузнечика».

Учитель. Молодцы! Вы знаете эти песни. Давайте споем песню «Чему учат в школе». (Учитель играет сопровождение.) Хорошо поете, прекрасно звучит! Наверное, вам сейчас хочется подвигаться? Мы вместе будем двигаться, и в этом нам помогут песни.

Физкультминутка (учитель сопровождает движения игрой на фортепиано)

1. «Наклоны туловища» под русскую народную мелодию «Я на камушке сижу».

Молодцы, ребята! Вы узнали музыку песен, которые сейчас прозвучали? (Ответы.)

Были народные песни, не правда ли? Это были русские народные песни «Ах, вы, сени мои, сени» и «Я на камушке сижу».

Что прозвучало потом? (Ответы учащихся.)

Какие были характеры? (Ответы учащихся.)

У каждой песни есть характер, а еще бывают разные виды песен.

Давайте проведем устную игру «Виды песен». Она поможет вам закрепить понятие «виды песен».

Свадьба – свадебная песня.

Гость – гостевая песня.

Масленица – масленичная песня.

Революция – революционная песня.

Лирика – лирическая песня.

Война – военная песня.

Молодежь – молодежная песня.

Школа – школьная песня.

Труд – трудовая песня.

Студент – студенческая песня.

Учитель. Какие виды песен вы запомнили? (Ответы учащихся.) Какой вид песни вам больше подходит? (Ответ ученика.)

У песен много видов. (Учитель перечисляет виды песен.)

Гимн – в торжественной ситуации.

Колыбельную – для успокоения маленького ребенка.

Школьную песню – на уроке или в школе.

Солдатскую – для поднятия боевого духа бойцов.

Спортивную – для поднятия спортивного настроения и так далее.

Давайте исполним школьные и детские песни! (На доске появляется список песен.)

Молодцы! Мне понравилось исполнение… группы учеников.

Они спели песню (название) в … характере. Это была песня … вида.

Учитель. Вы прекрасно справились и с этим заданием! Давайте сейчас немного отдохнем и послушаем песню «Полька». (Текст на экране)

К какому виду песен можно отнести эту песню? (Ответы: детская песня, школьная песня) Давайте разучим припев. (Вокально-хоровая работа.)

— Что такое песня? (Ответы учащихся.) Для того, чтобы лучше погять то, что такое песня, давайте обратимся к словарю иностранных слов.

Работа с музыкальным словарем. Ученики записывают в рабочие тетради:

vox – (c латинского) голос

vocalis – (c латинского) звучащий

вокал – искусство пения

вокалист – искусно поющий человек, певец, певица

песня – это жанр вокальной музыки

Учитель. Песня – это один из видов вокальных произведений. У песни есть отличительные признаки, которые нам помогают отличить ее от других жанров музыки. Это, во-первых, слова. Песню надо петь со словами, значит, у нее есть содержание. Песня – это древний жанр музы ки.

Песня – один из «китов», на которых держится музыка. Песня – это главный музыкальный жанр.

Учитель. Много песен прозвучало на этом уроке.

Перечислите виды песен, которые вы запомнили.

Учитель оценивает знания и умения учащихся.

Вывод: Знания, полученные на уроке, помогут нам в дальнейшем осознанно и умело анализировать музыкальные произведения, разбираться в их жанрах, характерах, видах, следовательно, помогут стать музыкально образованными людьми.

Домашнее творческое задание: сочинить свои слова на мелодию полюбившейся песни.

Учащиеся выходят из класса под музыку А. Островского на слова С. Острового «Песня остается с человеком» (мр3)

Список использованной методической литературы:

1. Программа по музыке для общеобразовательных школ. Д. Б. Кабалевский.

4. Беседы о музыке.- Е. Домрина. «Просвещение», Ленинградское отделение, 1982 г.

Конспект комплексного занятия «Что такое хорошо и что такое плохо» Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Музыка», «Познание», «Социализация», «Художественное творчество» (рисование, «Игровая».

Конспект НОД для детей старшей группы «Что такое хорошо, а что такое плохо» Цель: Уточнить и систематизировать знания детей о диких животных наших лесов. Задачи: Образовательные: 1. Упражнять в образовании сложных.

Конспект НОД по развитию речи во второй младшей группе «Что такое хорошо и что такое плохо» Цель занятия: беседуя с детьми о плохих и хороших поступках, совершенствовать их диалогическую речь. Задачи занятия: создать условия для.

Конспект НОД по речевому развитию «Что такое хорошо и что такое плохо» во второй младшей группе Конспект НОД (речевая деятельность) «Что такое хорошо и что такое плохо» во второй младшей группе Цель: Совершенствовать диалогическую речь.

Конспект ООД по речевому развитию «Что такое хорошо и что такое плохо» с использованием технологии «Истории карапушек» Цель: формирование положительного отношения к людям. Задачи: 1. Конкретизировать первоначальные представления о хороших и плохих поступках.

Конспект урока по окружающему миру в 1 классе «Что такое хвоинки?» Конспект урока Класс: 1 Предмет: окружающий мир Тема: «Что такое хвоинки?» Цель: создать условия для открытия учащимися нового знания о.

Конспект занятия в старшей группе «Что такое хорошо и что такое плохо» Программное содержание: способствовать осмыслению детьми нравственных норм «хорошо – плохо»; способствовать развитию духовных качеств: проявление.

Консультация для родителей на тему: «Что такое хорошо и что такое плохо?» Всем известно, что ребенка формирует окружающая среда. Каким он вырастет, зависит от того какие нравственные ценности были заложены в нем.

Сценарий мероприятия по противопожарной безопасности в подготовительной к школе группе: «Что такое хорошо и что такое плохо?» Сценарий мероприятия по противопожарной безопасности в подготовительной к школе группе: «Что такое хорошо и что такое плохо?» Действующие.

Источник

Конспект по музыкальной литературе на тему «Песня» (4 класс)

Песня – самый популярный вид музыки. Она звучит всюду, и рассказывает обо всем: о маме, о Родине, труде человека, мире и войне, любви, природе, людях.

Мелодия в песне всегда одна. Она повторяется несколько раз с разными словами образуя куплеты – куплетная форма. Часто в конце куплета звучит припев – слова в нем не изменяются (обычно поется хором).

В песне может быть аккомпанемент: фортепиано, баян, ансамбль инструментов или оркестр. Такие песни нередко имеют инструментальное вступление, иногда – отыгрыш (между куплетами) и заключение.

Песни древних славян были связаны с их языческими верованиями (бог солнца, огня, дождя, неба – т.к. люди не могли объяснить природные явления). Человек поклонялся им, просил, заклинал их даровать тепло, свет, удачу. Эта вера привела к созданию древних языческих обрядов, праздников, игр, которые сопровождались плясками и песнями. Они передавались из уст в уста. Каждый исполнитель приносил в нее что-то свое (нередко те же песни пелись в разных селениях с разными напевами).

Музыкальный фольклор(с английского «народная мудрость») – это народные песни, танцы, былины, инструментальные наигрыши.

Древние песни: календарные или обрядовые – связаны с годовым кругом земледельческих работ. Они исполнялись в определенное время года.

Веснянки – песни, которые пелись в праздник встречи весны. Это был день весеннего равноденствия – 22 марта. В этот день пекли из теста птиц, девушки и дети исполняли особые заклинание весны. Жилища украшали растениями, плели венки. (Веснянка «Щедровочка»).

Былины – это древние песни-сказы о подвигах русских богатырей, о важных исторических событиях. Их создавали сказители – поэты-музыканты, которых называли на Руси Боянами. (Былина «Жил Святослав).

Исторические песни – появились примерно в 14 веке. Они рождались как горестный отклик народа на страдания, принесенные монголо-татарским игом. В исторических песнях нет вымысла, преувеличения, как в древних былинах. (Историческая песня «Из-за острова на стрежень»).

Лирические песни пелись, если возникало желание излить душу, свои чувства: раздумье о горькой доле, о любви к родному краю. Эти песни еще называли «протяжными», т. к. в них широко распеваются слоги (а точнее, гласные). (Лирическая песня «Не шуми, мати зелёная дубравушка»).

В шуточных и плясовых песнях слово и мелодия подчинялись танцевальному четкому ритму. (Шуточная песня «Журавель», плясовая песня «Я с комариком плясала»).

Колыбельная – это первые лирические песни, которые слышит ребенок. Их ласковые интонации и спокойный, «успокаивающий» ритм выражает нежность матери, тихо качающей колыбель. (Колыбельная песня «За берёзовым пеньком»).

Исполняться песни могут в одиночку и вместе.

Соло – в переводе с итальянского означает «один».

Дуэт – 2 исполнителя.

Трио – 3 исполнителя.

Квартет – 4 исполнителя.

Квинтет – 5 исполнителей.

Секстет – 6 исполнителей.

Септет – 7 исполнителей.

Октет – 8 исполнителей.

Нонет – 9 исполнителей.

Хор – 10 и более исполнителей.

Хор — это большая группа певцов. Хоры бывают женские, мужские, смешанные детские. (Хор «Славься!» из оперы М.И.Глинки «Иван Сусанин» ).

НАРОДНАЯ ПЕСНЯ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ РУССКИХ КОМПОЗИТОРОВ.

Истоки музыки русских композиторов-классиков уводят в русское народное творчество. Народное творчество, как неисчерпаемый родник, питает их чудесными мелодиями, подсказывает сюжеты и темы.

Многие художественные образы, созданные народной фантазией, нашли новую жизнь в произведениях композиторов. Из народных сказок и былин пришли в музыку Снегурочка и Золушка, Садко и Лель, Кащей Бессмертный и Баба-Яга.

Народное происхождение имеют и музыкальные инструменты. Пастушьи рожки и свирели, рога и гудки, гусли и различные ударные инструменты, на которых играли народные музыканты, пройдя через руки умелых мастеров, превратились со временем в гобои и флейты, валторны и арфы, скрипки и виолончели.

Но особенно привлекали композиторов мелодии народных песен и плясок – народный музыкальный язык.

Наиболее ярко связь композиторов с народным творчеством проявилась в русской музыке. Творчество Глинки, Даргомыжского, Бородина, Мусоргского, Римского-Корсакого и Чайковского не могло достигнуть такого высокого расцвета без этой связи с народной песней.

В песнях отражаются героическая история народа и его повседневная жизнь, сокровенные думы и мечты о счастье. Среди русских народных песен есть трудовые и праздничные, хороводные и плясовые, свадебные и протяжные, ямщицкие и бурлацкие, рекрутские и солдатские, городские песни и частушки, а также древние былины, имеющие мелодию и исполняемые на распев.

Более ста лет назад в России началось изучение лучших образцов народного творчества. Композиторы-классики записывали, обрабатывали и изучали мелодии народных песен. Составляя сборники песен, композиторы сумели сохранить и передать всю красоту и самобытность народного искусства.

Наиболее известными являются сборники народных песен в обработке Балакирева, Римского-Корсакова, Чайковского и Лядова.

Народная песня – музыкально-поэтическое искусство, обладающее неувядаемой художественной красотой. Неисчерпаемое богатство содержания народных песен. Отражение в песне различных сторон жизни народа: его истории, повседневного быта, выражение в них богатого внутреннего мира людей. Разнообразие песенных жанров фольклора и местных традиций исполнения. Взаимосвязь вокального, инструментального и танцевального искусства в народном творчестве.

Любовь композиторов-классиков к народу и его песне. Тщательное изучение и собирание ими лучших образов народного музыкального искусства. Глинка – создатель первых выдающихся произведений русской музыкальной классики, написанных на мелодии народных песен. Сборники народных песен Балакирева, Римского-Корсакова, Чайковского, Лядова. Произведения на народные темы. Использование народных мелодий в оперной, симфонической и камерной музыке. Создание композиторами-классиками музыкальных тем, близких народным мелодиям. Широкое претворение элементов народно-песенного искусства в музыке композиторов.

В процессе изучения музыкальных произведений требуют тщательного объяснения следующие, впервые встречающиеся понятия, слова, специальные термины: народное творчество, фольклор, цитирование и свободная обработка народных мелодий, аранжировка, подголосок, унисон, дублирование (вокальной мелодии в аккомпанементе), крепостные музыканты, сказитель, хоровод, эпический, речитативный склад, варьированные куплеты, переменный размер, смена лада, квартет, концерт (два значения каждого из терминов), струнный квартет, финал, пиццикато, пикколо, названия народно-песенных жанров и музыкальных инструментов.

Балакирев М. Сборник «40 русских народных песен»: №25 «Заиграй моя волынка»; №40 «Эй, ухнем»

Римский-Корсаков Н. Сборник «100 русских народных песен»: №8 «Как за речкою, да за Дарьею»

Чайковский П. Сборник «50 русских народных песен» (для фортепиано в 4 руки):

«Я вечор, млада, во пиру была»

Глинка М. Вариации для фортепиано на тему песни «Среди долины ровныя»

Мусоргский М. Песня Марфы из оперы «Хованщина»

Римский-Корсаков Н. Песня Садко с хором из оперы «Садко» («Высота ль, высота поднебесная»)

Чайковский П. Струнный квартет №1, ч. II

Концерт №1 для фортепиано с оркестром: финал

Лядов А. «8 русских народных песен для оркестра»: Протяжная, Шуточная, Колыбельная, Плясовая

Каждая пьеса прослушивается отдельно, непосредственно за ее характеристикой и разбором. Так же следует в дальнейшем поступать при изучении «Зимнего костра» С. Прокофьева и

В качестве задания по данной теме можно поручить детям найти среди пьес, которые они исполняют или играли недавно, такие, где звучат народно-песенные мелодии (проверка задания возможна в любой форме).

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Источник

Конспект к уроку музыки «Как сложили песню» (4 класс)

Как сложили песню. Звучащие картины. Ты откуда, русская, зародилась, музыка?

Слайд 1. Начинается урок,

Он пойдет ребятам впрок.

Постарайтесь все понять,

Учитесь тайны открывать,

Ответы полные давать,

Чтоб за работу получать

Только лишь отметку «пять»!

Слайд 2. Музыкальное приветствие.

На предыдущем уроке мы с вами познакомились с песнями без слов. Давайте вспомним, как называются эти песни? (вокализы)

Ребята, а каким своим музыкальным инструментом вы все обладаете? (Голосом)

В каком музыкальном жанре мы встречаем поэзию и музыку вместе? (В песне)

Правильно. А теперь давайте вспомним, из чего состоит песня (Из музыки и стихов)

А еще она состоит из куплета и припева.

Как вы думаете, чем отличаются куплеты от припева? (Куплеты у песни бывают разные, а припев один)

А как сложили песню? Откуда зародилась музыка.

Слайд 3. Тема нашего урока: « Как сложили песню?»

Слайд 4-6. А сейчас мы с вами прочитаем рассказ писателя Максима Горького, и нам откроется тайна рождения песни:

Вдруг Устинья говорит бойко, но деловито:

— Ну-кось, Машутка, подсказывай.

И, шумно вздохнув, Устинья скороговоркой запевает:

— Эх, да белым днем, при ясном солнышке, Светлой ноченькой, при месяце.

Нерешительно нащупывая мелодию, горничная робко, вполголоса поет:

— Беспокойно мне, девице молодой.

А Устинья уверенно и очень трогательно доводит мелодию до конца:

— Все тоскою сердце мается.

Кончила и тотчас заговорила весело, немножко хвастливо:

— Вот она и началась, песня! Я те, милая, научу песни складывать, как нитку сучить. Ну-ко.

Помолчав, точно прислушавшись к заунывным стонам лягушек, ленивому звону колоколов, она снова ловко заиграла словами и звуками:

— Ой, да ни зимою вьюги лютые, Ни весной ручьи веселые.

Горничная, плотно придвинувшись к ней, положив белую голову на круглое плечо ее, закрыв глаза, уже смелее, тонким вздрагивающим голоском продолжает:

— Не доносят со родной стороны Сердцу весточку утешную.

Звонить перестали, а стоны лягушек еще звучней, и тишина, гуще, жарче.

— Жаворонок над полями поет. Васильки-цветы в полях зацвели.

Задумчиво поёт Устинья, сложив руки на груди, глядя в небо, а горничная вторит складно и смело:

— Поглядеть бы на родные-то поля!

И Устинья, умело поддерживая высокий, качающийся голос, стелет бархатом душевные слова:

— Погулять бы, с милым другом, по лесам.

Кончив петь, они длительно молчат, тесно прижавшись друг к другу; потом женщина говорит негромко, задумчиво:

— Али плохо сложили песню? Вовсе хорошо ведь. »

Слайд 7. Ты откуда, русская,

То ли в чистом поле,

То ли в лесе мглистом?

В радости ли? В боли?

Или в птичьем свисте?

Грусть в тебе и удаль?

В чьем ты сердце билась

Нашли, не удивились.

Ну а песня? С песней

Ребята, откуда же зародилась русская музыка?

Сегодня мы поговорим о жанрах народных песен. Будем учиться правильно, красиво двигаться под музыку разного характера. Познакомимся с новыми играми.

Но сегодняшний урок у нас будет необычный. Давайте представим, что мы с вами попали в старину.

А сейчас мы с вами послушаем фрагменты русских народных песен РАЗЛИЧНЫХ ЖАНРОВ:

Слайд 8. Звучит русская народная плясовая песня «Камаринская».

Слайд 9. А чтоб развеселить друг дружку, Они всегда поют … (частушки)

А какие частушки знаете вы?

Слайд 10. На лугу иль на опушке

Вместе собрались подружки.

-Это что за хоровод?

Звучит русская народная песня «Во поле берёза стояла».

Наступает вечер – отдыхать пора. А образ этой песни помогает набираться новых сил от «Тёмной ноченьки» и «ясных звёздочек».

Слайд 11. Прослушивание песни «У зари-то, у зореньки».

Какой характер и настроение этой песни? Такие песни называются лирическими.

4. Про любовь в них и про дружбу

Про войну в них и про службу,

Их всегда поют ….(солдаты) солдатские песни

А жизнь идёт своим чередом и пришло время Ивану в армии служить. А Марьюшка ждёт его поджидает и песню напевает …

А для чего нужна была песня солдатам?

Слайд 13. Перед вами репродукция с картины русского художника 20 века К.С. Петрова-Водкина “Полдень”.

Рассмотрите внимательно, какие события жизни человека изобразил художник?

Мы видим здесь разные ситуации, и радостные и печальные и обыденные. И все это – жизнь человека. А какие песни могли бы здесь прозвучать?

Ребята, вот мы и прослушали с вами русские народные песни, а теперь ответьте мне на вопрос: какие жанры народных песен мы с вами узнали?

Слайд 16. ( Колыбельные, солдатские, лирические, трудовые, хороводные, свадебные, похоронные)

Какие характерные интонации отличают колыбельную песню от плясовой? (Колыбельную песню мама поет тихо, нежно, а плясовая — веселая, звонкая)

А солдатская песня чем отличается от трудовой песни? (Солдатскую песню можно отличить по маршевому характеру музыки, под нее солдаты шагают, а трудовая песня веселая, чтобы хорошо работалось)

Ну вот, ребята, мы и подошли с вами к главному вопросу: Чем отличается песня народная от композиторской? (Народная песня отличается от композиторской тем, что она неотделима от действия (танца, игры, в труде, шествии и т. д.), а композиторские песни сочиняются на стихи поэтов)

Слайд 17. Хорошо. А вы знаете, ребята, каким словом называются народные песни?

А откуда пришли к нам старинные народные песни? Они передавались от одного певца или сказителя к другому, из поколения в поколение, от ваших прабабушек и прадедушек. А многие композиторы использовали народные песни в своих операх и симфониях.

Слайд 18-20. Разучивание и исполнение русской народной песни «По малинку сад пойдем».

А сейчас мы с вами будем сами участвовать в хороводе и исполнять русскую народную песню «По малинку в сад пойдем»

Молодцы ребята! Садитесь!

5.Подведение итогов урока. Задание на дом.

Вы помните главный вопрос нашего урока: «Ты откуда, русская, зародилась, музыка?»

Откуда же она берёт они свои образы и темы? Конечно, сама жизнь дает для песни образы и звуки:

Даст ли она радость,

Даст ли скорбь и муки,

Даст ли день роскошный,

Тьму ли без рассвета –

То и отразится в песне у поэта.

Жизнь – источник образов музыки. А музыка, песни оказывают влияние на жизнь человека? Как? Музыка влияет на жизнь людей и формирует отношение к жизни. Музыка берёт начало из жизни и возвращается к людям – в жизнь.

Слайд 21. Домашнее задание: Сочинить мелодию или песню на стихи любимого поэта

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *