Что такое пешка в шахматах
Пешка
Вот что нужно знать о пешках:
Пешка
В начале партии у каждого из противников по восемь пешек, расположенных на второй (белые) и седьмой (черные) горизонтали.
Пешки на своих начальных позициях.
Пешка стоит один балл, то есть, намного меньше других фигур, но во многих позициях три пешки равны или сильнее легкой фигуры (коня или слона).
Как ходят пешки
Пешка e2 может пойти на e3 или e4 своим первым ходом.
Пешка может идти вперед только, если ее продвижению не мешает другая фигура. На этой диаграмме белая пешка на поле e4 не может двинуться вперед, потому что ее блокирует черная пешка на поле e5.
Пешка на поле e4 блокирована!
Пешечные взятия и взятие на проходе
Пешки нападают на другие фигуры и берут их ходом на одно поле вперед по диагонали. На этой диаграмме мы видим, что пешка, расположенная на поле e4, держит под боем поля d5 и f5.
С поля e4 пешка атакует поля d5 и f5.
На этой позиции пешка, расположенная на поле e4, может взять черную пешку f5, но не пешку e5.
Пешка с поля e4 может взять черную пешку на поле f5, но не пешку e5.
В шахматах существует особое правило взятия на проходе. Если белая пешка расположена на пятой горизонтали, а черная пешка делает ход на два поля вперед от начальной позиции и тоже оказывается на пятой горизонтали рядом с белой пешкой, белая пешка может взять черную, как если бы та сделала ход всего на одно поле. Это правило также действует, если черная пешка расположена на четвертой горизонтали, а белая делает ход на два поля и оказывается рядом с черной пешкой. Черная пешка тоже может взять белую, как если бы та сделала ход всего на одно поле. Эту возможность можно использовать только ответным ходом, но не впоследствии!
На диаграмме черные только что сделали ход e7-e5. Черная пешка пошла на два поля своим первым ходом. Она оказалась рядом с белой пешкой d5, поэтому белые могут взять пешку «e» ходом dxe6 (но только ответным ходом).
Взятие на проходе!
После хода черных e7-e5 белые могут взять пешку «e» ходом на e6, но только сразу же!
Пешечное превращение
На данной диаграмме мы видим, как пешка превращается ходом с поля a7 на a8! Если пешка превратится в ферзя или ладью, черные получат мат!
Превращение пешки «a» в ферзя (или ладью) ведет к мату!
Слабое превращение в действии!
Слабое превращение в коня создает угрозу мата!
Проверим себя
Проверим, сможем ли мы найти, как ходит пешка. Может ли в этой позиции белая пешка пойти с поля c7 на c8?
Может ли белая пешка пойти на c8?
Может ли белая пешка e4 взять черную пешку d5?
Да! Белая пешка e4 может взять черную пешку d5.
Заключение
Мы узнали, как расположены пешки в начале партии, какова их ценность, как они ходят и совершают взятия, что такое взятие на проходе и превращение! Пора отправить их в бой!
Смотрим видео
Некоторым шахматистам больше нравится не читать статьи, а смотреть видео! Посмотрим короткое видео из урока о пешках!
Как ходит пешка в шахматах, рубит, и может ли пешка есть назад
Пешка может показаться незначительной фигурой. Она не относится к представителям первого эшелона, обладающим большими возможностями. Нередко пешками жертвуют, чтобы выполнить продуктивную комбинацию. Но это не значит, что пешки не заслуживают внимания. Недаром их называют солдатами, именно эти фигуры порой решают исход сражения. Начинающему шахматисту нужно знать все их возможности, уметь пользоваться ими в процессе игры. Стоит изучить, как ходят пешки и классические дебюты, в которых они принимают важное участие, хорошо освоить тактику их использования.
Особенности шахматных пешек, преимущества фигур
Перед началом игры все восемь пешек выстраиваются в ряд. У белых они стоят на втором горизонтальном ряду, у черных на седьмом. Количество можно считать главным преимуществом этих фигур. То, с чем невозможно справиться в одиночку, легко решается, если действует сплоченная команда. Умелый игрок может использовать эту особенность пешек. Есть реальная возможность одними этими фигурами королю противника поставить мат.
В шахматах принята шкала цены фигур. Она берется во внимание, когда нужно пожертвовать одной из них для осуществления комбинации. Стоимость:
По этой шкале можно оценить возможности «солдат».
Местоположение на доске и разновидности комбинаций в шахматах
В процессе игры пешки могут по-разному расположиться на доске, несмотря на ограниченность своих возможностей. Опытные игроки в зависимости от местоположения называют фигуры:
От этого зависит выбор тактики, определение роли пешки в дальнейшей игре, выбор ходов.
Данные фигуры обычно начинают сражение, редко когда игроки право первого хода отдают коню. Самым распространенным вариантом является выход пешки, стоящей на позиции е2 на 2 поля вперед, есть несколько классических дебютов, начинающихся с такого хода.
Правила перемещения пешек, их действия
Понять, как ходит пешка в шахматах, несложно. Фигура перемещается вперед на 1 поле. Есть одно исключение: если она передвигается первый раз с первоначальной позиции, можно поставить ее не на соседнюю впереди, а на вторую клетку. Это правило часто используется любителями и опытными шахматистами.
Поскольку главной задачей является уничтожение фигур противника, нужно знать, как ест пешка. Она может срубить фигуру, стоящую на соседнем поле, расположенном по диагонали, при этом не имеет значения, какая фигура стоит на этой клетке. Пешка может срубить любую фигуру, исключая короля.
Зная, как рубит пешка, игрок может вывести ее из сложного положения. Оно возникает если белый и черный солдат подошли друг к другу, стоят на вертикали на соседних полях «лоб в лоб». Для ферзя, короля, ладьи такая ситуация предоставляет возможность взять противника. Но пешка такого хода сделать не может, «встреча» с другим солдатом из вражеской армии блокирует обоих, не позволяет перемещаться дальше. Пешки из такого положения могут выйти, только срубив фигуру противника по диагонали. Иногда приходится подставлять своего слона или коня, чтобы освободить ей дорогу.
Благодаря тому, что бьет пешка в шахматах по диагонали, нередко в игре возникает «вилка», так называется положение, когда по обеим диагоналям находятся фигуры противника. Для владельца пешки ситуация предоставляет возможность выбора, какую из них выгоднее будет побить.
Есть еще один интересный вариант, который является прерогативой пешки. Эта ситуация может возникнуть, когда делается первый ход фигурой на два поля вперед. В этом случае можно провести взятие пешки на проходе, рассмотреть такую ситуацию можно на примере:
Такой результативный ход предусмотрен только для «съедения» пешки, ни одну другую фигуру по таким правилам взять нельзя. Кроме того, срубить пешку можно только при совершении первого хода на 2 клетки. О возможности взятия пешек на проходе необходимо помнить, в некоторых случаях такой ход может кардинально изменить ход партии.
Может ли пешка бить назад?
Есть определенные аналогии между перемещениями пешки и короля. Обе эти фигуры могут делать ход на одно поле, рубить фигуры противника, расположенные по диагонали на соседних клетках. Поэтому у начинающих игроков возникает законный вопрос, может ли пешка есть назад в шахматах. Такой ход существенно расширил бы возможности этой фигуры, позволил бы разблокировать фигуру при встрече двух пешек на вертикали.
Новичкам следует помнить, что для пешек движение назад запрещено, это правило касается и взятия фигур противника. У пешки такой возможности нет, она может ходить только вперед, есть по диагоналям, расположенным перед ней. Если по каким-либо причинам игрок не знал, бьет ли пешка назад, и делает такой ход, по шахматным правилам партия заканчивается. Шахматисту, совершившему ошибку, присуждается проигрыш. Поэтому такое правило необходимо усвоить твердо, не забывать о нем!
Изучив все возможности и ограничения, предусмотренные для пешек, можно реально оценить их роль в шахматной игре. Не нужно недооценивать этих исполнительных «солдат». С их помощью можно решать немало задач и создавать для противника сложные ситуации.
Как ходит пешка в шахматной партии?
Добрый вам день, дорогой друг!
У людей несведущих отношение к пешкам слегка пренебрежительное. И совершенно напрасно. Давайте разберемся, как ходит пешка и какими интересными возможностями обладает эта непритязательная на вид фигура. Вы узнаете даже об одном ее ходе, о котором многие даже и не подозревают. Поехали.
Вначале небольшое отступление. Если вы хотите научиться играть в шахматы с нуля, то получите от нас вот этот бесплатный материал и научитесь играть в шахматы уже через 48 минут:
Пешки располагаются на второй и седьмой горизонталях шахматной доски. Их по восемь у каждой стороны.
Пешка — душа партии
Как известно, на войне пехота — царица полей. В шахматах: Пешка — душа партии.
Продолжать можно очень долго. Суть в том, что именно начальные пешечные построения определяют дальнейшие стратегии середины игры и даже эндшпиля. Часто вокруг пешечных цепей и строится вся игра.
Пешка, единственная из фигур, имеющая уникальные особенности:
Об этих и некоторых других особенностях пешек, — чуть подробнее:
Ходы пешкой
Первый ход
В подавляющем большинстве партий первый ход делается пешкой. Можно еще конем, но это большая редкость. Пешка из начальной позиции может двинуться на одно или на два поля ( через клетку ) вперед .
Если пешка упирается в другую фигуру на своём пути, продолжать движение она не может. Будь на месте пешки ферзь или ладья, они могли бы взять фигуру противника, но пешке такое “лакомство не разрешено. Она будет упираться в другую фигуру, пока путь не освободится. Или не получит возможность взятия.
При записи ходов в шахматах принято указывать первую букву ходящей фигуры. Пешка — исключение (и тут исключение!) — буква не указывается.
1.с2-с4 f7-f5 Вначале строки ход белых, затем черных
Взятие
Пешка может взять (побить) любую фигуру, за исключением короля. Направление взятия — по диагонали на одно поле и только вперед.
Например: 1. f3: g4 или 1. е5:d4
Пешка, расположенная на в5 прямо вперед пойти не может, однако может продвинуться путем взятия коня. 1. в5:а6
Двоеточие в шахматной записи означает взятие.
Исключение из этого правила — взятие на проходе. Об этом приеме в следующем пункте нашей программы.
Взятие на проходе
В ситуации, когда пешка, находящаяся в изначальном положении, то есть на 2 или 7 горизонтали, делает ход на 2 поля и проскакивает через поле (клетку), находящееся под боем неприятельской пешки, — она может быть побита этой самой пешкой.
1.с2-с4 в4:с3 или 1. ….f7-f5 2. g5:f6
На проходе можно побить только пешку. Какую-либо другую фигуру побить нельзя.
Важно! Возможность взятия на проходе можно использовать только один ход. То есть в ответ на движение пешки противника.
Настоятельно рекомендуется не забывать это правило во время партии. Ибо иногда забывчивость может привести к диаметрально противоположному результату. Например:
Белые сыграли 1.а2-а4.
Они рассудили так: двигаю пешку в ферзи, черный король не успевает задержать мою пешку. Белый же король успевает подойти к черной пешке у поля превращения и забирает. Белые проводят пешку в ферзи и достигают выигрышного положения. Однако,
Мечтам о победе не суждено сбыться. Черная пешка берет белую на проходе!
Более того, после взятия белый король не успевает задержать черную пешку, та проходит в ферзи и выигрывают уже черные!
В записи два вопросительных знака означают очень слабый ход, восклицательный — сильный ход.
Такие вот метаморфозы могут происходить. Правила игры важно знать и уважать.
Превращение “гадкого утенка”
Очередное уникальное качество пешки — способность к превращению.
Пешка ставится на поле превращения, тут же убирается, а на ее место превращения ставиться новая фигура. В какую фигуру превратить пешку, решает играющий, — “хозяин пешки”.
Само собой пешку чаще всего превращают в ферзя. Таким образом, на доске могут оказаться сразу несколько ферзей. А если точнее, — 9 одного цвета. На практике такого не бывает, однако два ферзя — не такое уж редкое явление.
Однако, бывают случаи, когда правильнее превратить пешку в какую-либо иную фигуру, кроме ферзя. Пример:
Если превращать пешку в ферзя, черные играют: 1… Фb7-f3+ и забирают пешку f2. На доске равенство. Ничья? Отнюдь! Есть решение получше:
Белая пешка превращается в коня! 1. d8K!!
При этом белые ставят вилку: объявляют шах и следующим ходом забирают ферзя. После этого позиция белых выигранная.
Превращение со взятием
Правило взятия, разобранное нами выше, действует и при превращении.
То есть пешка берет фигуру противника и одновременно превращается в другую фигуру. Как-бы двойной эффект: 1.d7:с8Ф
Советы начинающим
Сила пешечной цепи в том, что пешки защищают друг друга. Если противник побьет пешку е5, пешка d4 побьет фигуру противника. Аналогично с пешками d4 и с3. А вот пешка в2 нуждается в защите.
Ни одна из белых пешек не защищена другой пешкой. Это означает, что их легко потерять или попросту “зевнуть”, что не такая уж редкость для начинающего шахматиста.
Пешки в центре доски создают пространство для других фигур.
Пешки отличные защитники для короля. Движение пешек от короля ослабляет его позицию и дает возможность противнику атаковать вашего монарха.
Например, слово “рубит” или того чище — “ест ”, вместо “берет”. Срубил, снял, съел — жаргон начинающих и слабых шахматистов. Более менее квалифицированные шахматисты такие слова не используют. Правильно — “взял пешку”, “берет”, “побил”.
Благодарю за интерес к статье.
Если вы нашли ее полезной, сделайте следующее:
Как ходит пешка
В начале партии у каждого из противников есть один король и ферзь, по два слона, коня и ладьи. А пешек — целых 8. Если рассматривать шахматную партию как сражение, то пешки здесь олицетворяют пехотинцев, солдат, которые в начале боя стоят на передовой позиции и именно с них начинается партия. К сожалению, крайне редко всем пешкам удается дожить до конца партии — чаще всего значительная их часть погибает во время боя. Но те пешки, которые доживают до финальной стадии партии, становятся очень опасными, ведь каждая из них может стать ферзем — превратиться из самой слабой фигуры в самую сильную.
Пешку принято считать единицей шахматной силы. Конь и слон в пешечном эквиваленте оцениваются в три пешки, ладья — в пять пешек, ферзь — в девять пешек. Однако пешка имеет свои уникальные умения, которые делают ее не просто «единичкой», а, как было сказано в начале, душой партии.
Ход пешки и ее особенности
1. Пешка ходит только вперед
Первая особенность: пешка — единственная шахматная фигура, которая не умеет ходить назад. Пешка — самый смелый солдатик, который двигается только вперед. Пешка в шахматах ходит вперед на одну клетку, но из своей начальной позиции (вторая горизонталь для белых и седьмая — для черных) каждая пешка имеет право сделать первым ходом прыжок через одно поле.
2. Пешка бьет наискосок
Второй секрет пешки и ее особенность в том, как пешка в шахматах ест другие фигуры. Пешка ходит прямо, а съедает фигуры противника наискосок (не как слон по всей диагонали, а на одну клетку). Все другие фигуры съедают так же, как и ходят, а у пешки ход и взятие отличаются. То, как бьет пешка, дает возможность проводить такие приемы, как пешечная вилка и пешечный прорыв.
3. Превращение в другие фигуры
Третий и самый необычный секрет пешки — ее волшебное умение превращаться в другую фигуру. Если пешка была настолько смелой, что смогла пройти от начального положения до противоположного конца доски, то по правилам шахмат она превращается в любую фигуру, кроме короля. Чаще всего, конечно, пешку превращают в ферзя, так как ферзь — самая сильная фигура. Но иногда оказывается полезным и другое превращение, например, в коня (когда появление коня на поле превращения объявляет сопернику шах, мат или вилку).
Пешка может превратиться в ферзя, даже если свой ферзь все еще на шахматной доске (второй ферзь тогда берется с другой доски).
На диаграмме — два случая превращения пешки, которая дошла до конца доски. В первом для того, чтобы объявить мат черным, пешку можно превратить в ферзя или в ладью. А вот во втором примере гораздо выгоднее превращение пешки в коня!
Взятие на проходе
С пешкой связано одно из самых сложных правил в шахматах, в котором часто путаются даже опытные шахматисты. Это правило называется взятие на проходе, и это — единственный пример взятия в шахматах, при котором для того, чтобы совершить взятие, фигура не встает на место съедаемой фигуры соперника.
Взятие на проходе возможно, когда пешка делает из начального положения прыжок через клетку, при этом перелетая через поле, атакованное пешкой соперника (битое поле). При взятии на проходе пешка также перемещается наискосок, забирая перепрыгнувшую это поле вражескую пешку.
Пример на диаграмме: белая пешка перешла середину доски и контролирует клетки d6 и f6. Если черная пешка на линии d или f пойдет на одну клетку, то это будет простое взятие. Но даже если одна из этих пешек сделает прыжок через клетку (например, с d7 на d5), то белая пешка все равно сможет забрать ее «на проходе», переместившись на пустую клетку d6 и при этом забрав с доски черную пешку с поля d5.
Представим это в виде такой ситуации: черная пешка d7 делала свой двойной прыжок, но в момент, когда она пролетала атакованную клетку d6, белая пешка ее «подстрелила». Черная пешка долетает до поля d5 подраненной, и на этом ходу ее можно съесть — для этого пешка соперника перемещается наискосок на пустую клетку c e5 на d6, забирая перелетевшую ее пешку.
Обратите внимание: взятие на проходе игрок может совершить только в течение одного хода, того самого, когда пешка перелетела битое поле. Если взятие не было совершено сразу, то к следующему ходу пешка «подлечивается», и забрать ее на проходе будет уже нельзя.
И еще: по правилам игры в шахматы на проходе можно забирать только пешки соперника! Если через битое поле пешки пролетает фигура, съедать ее нельзя. Коней, слонов, ладей и ферзя пешка может съесть только прямым взятием — если они окажутся от наискосок от нее.
Приемы, которые умеет делать пешка
Теперь рассмотрим несколько приемов, которые может делать шахматная пешка.
Пешечная вилка — это разновидность двойного удара, ситуация, когда пешка атакует сразу две стоящие от нее наискосок фигуры. Пример — на диаграмме: чтобы поставить пешечную вилку, пешка d идет на одну клетку вперед, атакуя одновременно и короля, и ферзя соперника. Важно, что пешка на соседней линии при этом ее защищает. Черным приходится отдавать за пешку своего ферзя.
Пешечный прорыв — это прием, который помогает провести пешку в пешечном окончании. Пешечный прорыв проводится пешками, расположенными на соседних вертикалях или через вертикаль. Одна из них отвлекает на себя пешку соперника, чтобы вторая смогла прорваться и пройти в ферзя.
На диаграмме — два примера простых пешечных прорывов. В первом случае кажется, что пешка а6 сдерживает обе пешки белых, однако белые играют 1. b5! и прорываются: если черные в свой ход не забирают эту пешку, то она пройдет в ферзя сама, а если забирают, то оказывается открыт путь для пешки а5. Эта пешка продвинута дальше, поэтому пройдет в ферзя раньше черной пешки.
Во втором примере белые пешки не на соседних линиях, но им все равно удается провести прорыв. Перед пешкой с5 нет пешек соперника, но сразу пройти вперед она не может — ее заберет пешка b7. Поэтому белые играют 1. а6, отвлекая на себя пешку b7, и после взятия путь перед пешкой с5 свободен.
Роль пешки в атаке на короля
А иногда пешка и сама может поставить мат — ситуации «мата пешечкой» королю в центре доски всегда являются очень эффектными. В позиции на последней диаграмме у черных большой материальный перевес, но их король застрял в центре — белые пешки отнимают у него все поля отступления. Белые играют 1. Крd3, и неожиданно оказывается, что у черных нет никакой защиты от угрозы мата пешкой на втором ходу 2. е4!
Мы разобрали, насколько важны пешки в шахматах и сколько у них необычных особенностей — от превращения в другие фигуры до уникального взятия. Теперь, услышав в жизни крылатые фразы «все мы — только пешки», или «даже пешка может стать ферзем», мы точно знаем, о чем идет речь! 😉