Что такое пестушка определение 5 класс литература
5 класс Литература. Обьясните что такое пестушка. потешка. колыбельная песня, закличка, проговорка. прибаутка. считалка.
Пестушка — маленькая стихотворная приговорка нянюшек и матерей, которой сопровождают движения малыша, деяния, в каких участвует ребенок в 1-ые месяцы жизни. К примеру, когда дитя проснется, его гладят по животу, приговаривая:
Потешка — песенка-приговорка, сопутствующая игре с пальцами, ручками и ножками малыша. Потешки сопровождают рост и развитие малыша. Самые известные из их — «Коза рогатая», «Ладушки», «Сорока».
Колыбельная песня — песня, которую пела мама для засыпающего малыша над колыбелью. Такие песни отражают светлые чувства мамы.
Заклинка — куцее стихотворение, которое выкликали детки, участвуя в ритуалах календарного цикла. Когда закликали Весну, орали:
Весна красна! На чем пришла?
На сошечке, на бороночке!
На овсяном снопочку,
На ржаном колосочку!
Устное народное творчество
Приговорка — короткие стихотворения, которые произносят малыши в различных случаях, к примеру, обращаясь к живым сущестдля вас — улитке, божьей коровке, к птицам, домашним животным. От воды, залившейся в уши, избавляются прыганьем с приговоркой. Во время купанья ныряют на последних словах приговорки. При помощи приговорки спрашивают у кукушки, сколько лет жить.
Прибаутка — стихотворение, схожее на маленькую сказочку, которое ведает нянюшка либо мать собственному ребенку. Прибаутки — это радостные истории о том, как скачет галка по ельничку, как ехал Фома на курице, как курочка в сапожках избушку метет, как поссорился кот с кошкой. Прибаутки знают все малыши.
Считалка — маленький стишок, при помощи которого определяют, кто в игре водит. Бывают считалки-числовки, считалки, в каких нет счета, а есть какой-либо рассказ (к примеру, «Вышел месяц из тумана. »), и заумные считалки.
Скороговорка — это стихотворение, в каком специально собраны труднопроизносимые слова.
Загадка — выражение, которое нуждается в разгадке. Придумывать загадки — означает отыскивать принципиальное, увлекательное, необычное в явлениях и предметах. Отыскивать отгадки — означает по признакам, действиям и подобию определять предмет либо явление.
Я куплю тебе калач: примеры русских народных пестушек
Пестушки – это короткие стишки, один из жанров устного народного творчества. Именно пестушками наши предки сопровождали жизнь самых маленьких: их рассказывали или напевали детям с рождения.
Есть специальные пестушки для пробуждения, потягивания, плача и так далее. Самые интересные мы собрали в новом материале.
Пестушка: определение жанра
» От потешки пестушка отличается тем, что потешка сопровождает игровые действия (ребенок хлопает в ладоши, скачет на коленях и так далее), а пестушка – неигровые, чаще действия взрослого.
Пестушки много веков использовали для развития младенца. Они дают эмоциональный контакт с мамой, развивают у ребёнка двигательную активность и тактильные ощущения, стимулируют развитие речи.
Примеры пестушек
Когда ребенок просыпается, приговаривают:
Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Масляна головушка,
Шелкова бородушка,
Что ты рано встаешь,
Деткам спать не даешь?
Когда ребенок проснется и потягивается, его поглаживают по животику и говорят:
Потягушечки, потянись,
Поскорей, скорей проснись.
Тяни холсты, потягивай,
В коробочку покладывай.
Это мамин холст, этот папин холст,
А Мишин холст с мышиный хвост.
На кота потягушки,
На дитя порастушки.
Распеленав ребёнка, пестуют:
Куй, куй, ковалек,
Подкуй чеботок:
На маленьку ножку
Золоту подковку.
Подай молоток
Подковать чеботок.
Кую, кую ножку,
Поеду в дорожку.
Надо ножку подковать,
Чтобы дома ночевать!
Приговаривают, когда моют ребенка:
Когда ребенок гулит, приговаривают:
Ах, поет, поет соловушка!
Ах, поет, поет молоденький;
Молоденький, хорошенький, пригоженький!
Говорят, когда ребенок начинает делать первые шаги:
Ногами топ-топ,
Глазами хлоп-хлоп.
Топ, топ, топ, топ,
Ходи-ходи ножкой
Твердо по дорожке.
— Ножки вы, ножки!
Куда вы бежите?
— Побегу по бору,
Тебе ягод наберу:
Черну черничку,
Алу земляничку.
— Ножки, ножки,
Куда вы бежите?
— В лесок по мошок:
Избушку мшить,
Чтобы не холодно жить.
***
Наша Катя маленька,
Катенька удаленька
Пройди, Катя, по дороженьке,
Топни, Катя, ноженькой!
Уходи с дороги, кот,
Наша Танечка идет.
Топ-топ, топ-топ
Наша Танечка идет,
Ни за что не упадет.
Топ-топ, топ-топ,
Вот какая Танечка.
Ножки, ножки
Бегите по дорожке,
Нарвите горошку.
Приговаривают, когда ребенок встает на ноги:
Дыбки-дыбок,
Скоро Танечке годок.
Приговаривают, когда расчесывают ребенку волосы:
Петушок-петушок,
Расчеши мне гребешок.
Ну, пожалуйста, прошу,
Я кудряшки расчешу.
Расти, коса, до пояса,
Не вырони ни волоса,
Расти, косонька, до пят,
Все волосыньки в ряд.
Расти, коса, не путайся,
Маму, дочка, слушайся.
Ребенка кормят:
В печи калачи,
Как огонь горячи.
Для кого калачи?
Для Галочки калачи,
Для Галочки горячи.
При ушибе ребёнка:
У кошки боли́,
У собаки боли́,
У лошадки боли́,
А у Ванюшки не боли́.
Когда ребёнку пора спать и он начинает зевать:
— Один зевок — на потолок,
Другой — на спинку,
Третий — на постельку!
Говорят, когда ребенок плачет:
Ты, Катюшечка, не плачь,
Я куплю тебе калач,
На шею повешу,
А потом утешу.
***
Ой, ну-ка, ну-ка, ну-ка,
Бай, бай, бай, бай,
Моя внучечка,
Золотая,
Спи, спи, спи, спи,
Успокойся,
Бабушку не тревожь,
Бабушку не беспокой.
Ой, унуненка, ой, унуненка,
Унучаточка, моя милая,
Ах, серденько моя жалкая,
Моя сладкая,
Моя ягодка ох, вкусная.
А дили, дили, дили,
На поличике блины.
Блины мазаные, не показанные.
Завтра праздник воскресенье,
Бабы пышек напекут,
И помажут и покажут,
А покушать не дадут.
Будешь плакать —
куплю лапоть!
***
Тише, тише, голубок,
Спи, мой маленький сынок.
Прилетит к тебе голубок,
Даст тебе сонок.
Спи дитя до вечера —
Тебе делать нечего.
Придет времечко-пора,
Разбужу тебя тогда.
Ласково обращаются к ребенку:
Наташенька,
Да ты, Машенька,
Да ты, хорошенька,
Да ты, пригоженька!
У нас Саша сын один,
Мы в обиду не дадим.
Пиджак сошьем
И гулять пошлем.
Ах ты деточка,
Золотая кветочка!
Виноградная веточка,
Сладкая конфеточка!
Ребёнок сидит на коленях у матери или у няни, которая берёт его ручки и, расправляя их горизонтально, приговаривает следующие стихи:
— Это — мамы сажень,
Это — папы сажень,
Это — бабушки сажень,
Это — дедушки сажень,
А это — нам пополам!
Как на Шуркиных мянинах
Пирогов напёкли.
Рострескавши,перековеркавши!
Этакой ширины!
Этакой узины!
Помахивают ручками ребенка, подражая движению крыльев:
Гулюшки летели,
На головку сели
Шшш.
Опять полетели!
Учат поднимать ручки и головку кверху:
Галки, галки, галки,
На головушку!
Медленно разводят ручки малыша в стороны и певуче приговаривают:
Лунь плывёт,
Лунь плывёт,
Лунь плывёт.
Подбрасывая ребёнка, приговаривают:
Чук, чук, чучки,
На горе — стручки,
Под горой — лопатки:
Вырвали ребятки.
***
Чук, чук, чук, чук,
Наловил дед щук,
Баба рыбку пекла,
Сковородка утекла.
Учат ребёнка прыгать или плясать:
Та, та, та, та, та,
Вышла кошка за кота:
Кот ходит по лавочке,
Водит кошку за лапочки;
Топы, топы по лавочке,
Цапы, цапы за лапочки.
***
Большие ноги
Шли по дороге:
Топ, топ, топ,
Топ, топ, топ.
Маленькие ножки
Бежали по дорожке:
Топ, топ, топ, топ, топ,
Топ, топ, топ, топ, топ!
***
Трататушички,
Да брякотушички.
Пошли плясать
Колобушички!
Пестушки
ПЕ́СТУШКИ (от пестовать — нянчить, растить, холить) — один из видов устной поэзии для детей младенч. возраста: короткие стишки и песенки, к-рыми мать, бабушка, нянька сопровождают физич. движения, упражнения, способствующие развитию ребенка, элементарные игры с ним, убаюкивают проснувшегося ребенка, разводят ему руки или машут кистями, переваливают головку с ладони на ладонь, во время купания или когда хотят успокоить при ушибе и др. Одна из распространенных забав с маленькими — подбрасывание их на руках и качание на коленях под П. В П. много слов уменьшит., ласкат., звукоподражаний, шуточных мотивов («Потягунюшки, порастунюшки. «; «тюшки, тютюшки. «; «Чук, чук, чук, чук, наловил деди щук…»), создающих особенный эмоц. настрой — сочетание ласковой мягкости и здоровой жизнерадостности.
Смотреть что такое «Пестушки» в других словарях:
Малые жанры фольклора — Малые жанры фольклора это небольшие по объёму фольклорные произведения. В некоторых работах встречается определение детский фольклор, поскольку такие народные произведения входят в жизнь человека очень рано, задолго до овладения речью.… … Википедия
Фольклор детский — область народной культуры, своеобразный инструмент социализации ребёнка. История происхождения и развития Ф.д. не вполне изучена, но мн. исследования показывают его связь с календарной и семейной обрядовой культурой, в которую ребёнок… … Педагогический терминологический словарь
ФОЛЬКЛОР ДЕТСКИЙ — область нар. культуры, своеобразный инструмент социализации ребенка Генетически связанный с фольклором взрослых, Ф д вместе с ним прошел длительную историю развития, глубоко обусловленную бытом, образом жизни, пед. взглядами народа, уровнем и… … Российская педагогическая энциклопедия
ХВОЩ — муж. безлистое растенье Equisetum разных видов: E. arvense, пестышки, пестушки, пупыши; E. hyemale, щеть; Е. limasum, хвощевник; E. sylvaticum, ёлка, пестик; E. pratense, пестовник, железник, скрыпун, толкашка, сосенник, земляные орешки. Тощ как… … Толковый словарь Даля
русский фольклор — совокупность текстов русской народной культуры, передаваемых преимущественно изустно, имеющих статус безавторских, анонимных и не принадлежащих определённым отдельно взятым исполнителям, хотя известны имена некоторых ярких мастеров исполнителей:… … Литературная энциклопедия
Кумуляция (литературоведение) — У этого термина существуют и другие значения, см. Кумуляция. Кумуляция (в литературоведении и фольклористике) (лат. cumulatio–увеличение, скопление) термин, используемый в разных значениях: Способ построения композиций хроникальных и… … Википедия
Науменко Г.М. — Науменко Г.М. Георгий Маркович Науменко (род. 5 ноября 1945, Москва) русский фольклорист музыковед, этнограф, писатель. Член Союза композиторов России и Союза московских литераторов. Имеет музыкальное и педагогическое образование. Всю… … Википедия
Фольклор музыкальный Урала — многонац. по характеру, что обусловлено пестротой нац. состава нас. региона. Ареалы расселения народов на тер. У. переплетены между собой, это способствует возникновению разл. этнических контактов, проявляющихся и в муз. фольклоре. Наиб.… … Уральская историческая энциклопедия
НАРОДНАЯ ПЕДАГОГИКА — совокупность знаний и навыков воспитания, передающаяся в этнокультурных традициях, нар. поэтич. и худож. творчестве, устойчивых формах общения и взаимодействия детей друг с другом и со взрослыми. Заключая в себе многовековую бытовую культуру… … Российская педагогическая энциклопедия
Детский фольклор — специфич. область устной традиц. культуры, включающая 2 осн. пласта. 1) Фольклор, исполняемый взрослыми для детей (колыбельные песни, пестушки, потешки), 2) Фольклор, функционирующий непосредственно в дет. среде, в нек рой своей части… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь
Пестушки :: Общие сведения
Согласно правилам народной педагогики, чтобы воспитать физически здорового, жизнерадостного и любознательного человека, в ребёнке необходимо поддерживать в часы его бодрствования радостные эмоции. На первых порах, пока ребёнок не понимает ещё смысла слов, это достигается с помощью некоторых физических приёмов, в чём-то напоминающих физзарядку. Распеленав ребёнка, мать или няня обеими руками, слегка сжимая тело ребенка, проводит несколько раз от шейки до ступней ног. Этот своеобразный массаж помогает восстановить кровообращение, возбудить жизнедеятельность всего организма, что очень важно в период первоначального роста. Не каждая мать осознаёт необходимость этой процедуры, из сотни одна объяснит ли её физиологическое значение, но народная педагогика эмпирическим путём пришла к убеждению в безусловной полезности этого приёма и закрепила его в поэтических произведениях, передающихся из поколения в поколение. Мать забыла бы, когда и как необходимо проделывать эту процедуру, как дозировать время, если бы на помощь ей не пришла незамысловатая песенка:
Потягунюшки, порастунюшки,
Поперёк толстунюшки,
А в ножки ходунюшки,
А в руки фатунюшки,
А в роток говорок,
А в голову разумок.
Стишок прост. Исполнение его не требует ни усиленной работы памяти, ни особых вокальных данных, но в нём есть всё: понимание значения этого приёма и для роста организма («Потягунюшки, порастунюшки, Поперёк толстунюшки»), и для развития двигательных функций ребёнка («А в ножки ходунюшки, А в ручки фатунюшки»), и для умственного и нравственного развития («А в роток говорок, А в голову разумок»). Знания, закреплённые в поэтическом произведении, служат средством передачи культурного наследства от одного поколения к другому, служат руководством к действию любой молодой матери или пестунье.
Для упражнения мышц рук и закрепления двигательных навыков применяется приём медленного разведения рук ребёнка, как бы имитация плавания. Упражнение весьма полезное и нужное. И снова оно закрепляется в народной жизни не в виде отвлечённого вывода, а воплотившись в примитивную песенку, сообразуясь с тактом которой, и производятся необходимые движения:
Лунь плывёт,
Лунь плывёт.
По мере подрастания ребёнка упражнения усложняются. Это закрепляется в более сложном тексте пестушки:
Тятеньке – сажень,
Маменьке – сажень,
Дедушке – сажень,
Бабушке – сажень,
Брату – сажень,
Сестрице – сажень,
А Колюшке –
Большую, набольшую.
Заботясь об укреплении мышц торса, о развитии смелости у ребенка, его часто «тютюшкают», то есть, посадив на ладонь одной руки и поддерживая другой рукой грудь, ребёнка подбрасывают вверх, удерживая одной рукой, а затем подхватывают второй. Этот приём закреплён в целом ряде ритмически чётко построенных стишков. Некоторые из них достигают хорошей художественной формы:
Чук, чук, чук, чук,
Наловил дед щук,
Баба рыбку пекла,
Сковородка утекла.
Ребёнок начинает воспринимать материнскую речь не как мелодический набор звуков, а как сигналы, имеющие определённое смысловое значение, и мать уже использует это: она не просто берёт ребёнка на руки, а протягивает к нему руки и приговаривает или припевает: «Ручки, ручки, дай рученьки. »
Приговоры эти не отличаются ни поэтическими достоинствами, ни оригинальностью, ни разнообразием, но ребёнок всегда стремится на руки к матери, делает отчаянные движения ручонками, чтобы коснуться материнских рук, постепенно вырабатывает умение управлять движением своих рук. Слово матери (пестуньи), отразившись в сознании ребёнка, вызывает определенное представление о материнской ласке, волевой сигнал даёт команду органам движения, ребёнок делает хватательные или иные движения руками. Таким образом, примитивная поэтическая схема закрепила в народном сознании очень важный как для физического развития ребёнка, так и для развития второй сигнальной системы педагогический приём.
У ребёнка очень рано проявляются стремления к движению, и мать, идя навстречу его желаниям, ставит его на ножки, поддерживая за грудку или ручки, и приговаривает:
Дыбки, дыбок,
Скоро Сашеньке – годок!
Эти упражнения укрепляют мышцы ног, учат ребёнка держаться в вертикальном положении, управлять движениями ног и т.д.
Во всех этих произведениях заложены выработанные многовековой педагогической практикой народа знания по физическому воспитанию детей. Но собственно учительный элемент их весьма скуден. Произведения этого рода призваны привести в определённую систему правила физического воспитания, пестования и, хотя не очень многочисленны, составляют жанр пестушек. «Пестовать. – по словарю В. И. Даля, – (от питать? или не от пясть ли, от носки на руках?), нянчить, носить, вынашивать на руках ребёнка, воспитывать, растить, холить, ходить за ним, быть дядькою, дядьковать. Не смешивать, в производных, с пест, толкач. »
Наиболее правильно поняла специфику произведений этого рода О.И. Капица и выделила их в особую группу. Её точку зрения разделил и В.П. Аникин.
Пестушкам присущи все жанровые черты. Произведения этой группы имеют строго определённую бытовую функцию: они являются сводом приёмов физического воспитания, разработанных народной педагогикой. Им присуще своеобразное построение, определяемое характером и кратностью физических упражнений, необходимых ребёнку в тот или иной момент. Они имеют отличное от родственных жанров содержание. В колыбельных песнях или забота о судьбе ребёнка, о его настоящем и будущем, или раздумья, переживание матери; в потешках значительное место занимают учительный и развлекательный элементы. Ни то, ни другое не свойственно пестушкам. Содержание пестушек конкретно и касается только вопросов физического воспитания, только тех действий, которые производятся, их ожидаемых результатов.
Пестушки не всегда рифмованы, но если имеется рифма, то она, как правило, парная («дыбок – годок», «ходунюшки – фатунюшки»). В смежных, не рифмованных между собой стихах применяется внутренняя рифма («В лесок по мошок»). Поэтизация текста достигается средствами повтора («Лунь плывёт, лунь плывёт»). Иногда с помощью многократного повтора одного и того же слова достигается музыкально-звуковая орнаментовка текста, например в пестушке «Тятеньке – сажень» повтором слова «сажень».
Пестушки кратки. Обычно это одно простое распространенное или сложносочиненное предложение. Диалогическая форма встречается редко и является исключением («Ножки, ножки, куда вы бежите? – В лесок но мошок. »).
К пестушкам примыкают полные наивной простоты и обаяния заговоры-шутки. Купают ребёнка и, чтобы он не плакал при окачивании водой, весело приговаривают:
С гуся вода,
С Пети худоба,
С гуся вода,
С Пети худоба.
Если ребёнок ушибся, что бывает почти ежедневно, он ищет защиты, спасения от боли у матери. И мать, дуя на больное место или поглаживая его, приговаривает!
У сороки боли,
У вороны боли,
У Феденьки заживи.
Все эти заговоры носят подчёркнуто шуточный характер, но в силу веры ребёнка в могущество матери помогают, успокаивают его.
Некоторые пестушки, усложняясь, развивая игровое начало, переходят в жанр потешек.
Пестушки русского фольклора
Пестушки – что это такое в литературе? Определение пестушки (не из википедии).
Почему пестушку назвали пестушкой? Этимология слова «пестушка».
Когда появились пестушки на Руси?
Пестушки как отдельный жанр устного народного творчества (фольклора). Характеристика жанра, классификация пестушек.
Чем пестушка отличается от считалки и в чём их сходства.
Какие пестушки были в старину на территории Вологодской, Вятской, Орловской области и Алтайского края?
Что такое пестушка?
Пестушка – это жанр устного народного творчества, предназначенный исключительно для самых маленьких детей. Пестушка представляет собой небольшой стишок или песенку, понятную и интересную для ребёнка. От этого слова произошло понятие «пестовать», которым правда в наши дни уже никто не пользуется. Да и пестушками такие маленькие простые стишки не называют, хотя они остались, и их не перестают использовать родители. В старину считалось, что пестушка не только способствует развитию ребёнка, но и укрепляет его здоровье и даже синхронизирует биоритм ребенка с биоритмом матери и самой Природы.
Многие родители постоянно путают пестушку с потешкой или прибауткой. В чём же здесь различия? Всё просто – в потешках и прибаутках заложен элемент обучения, а пестушки предназначены и придуманы только для самых маленьких детей возрастом до одного года. А что особенно важно в первый год жизни? Конечно, физическое развитие. Огромную роль в развитии ребёнка играет нежный голос матери и, обязательно, её ласковые прикосновения – это и есть глубокий смысл пестушек. Это народная, хорошо отработанная система упражнений, способствующая физическому развитию ребёнка.
Молодые мамы, делая массаж любимому чаду, часто приговаривали знакомые всем «потягушки, порастушки», особо не обращая на это внимания, но в действительности неосознанно знакомя ребёнка с первыми в его жизни стихотворениями.
Пестушками сопровождалось и обучение ребёнка ходьбе:
Несмотря на древность своего происхождения, пестушки не потеряли своей актуальности и в наше время. Они очаровательны, содержательны и наполнены мудростью наших предков. Пестушки относится к малым формам народного фольклора, но они способны оказать огромное влияние на развитие Вашего малыша.
Вместе со статьёй «Что такое пестушка?» читают: