Что такое пестушка потешка
Потешка, пестушка, прибаутка: функции этих жанров, их речевые особенности
Екатерина Захаркина
Потешка, пестушка, прибаутка: функции этих жанров, их речевые особенности
Потешки – первые художественные произведения, которые слышит ребенок. Знакомство с ними обогащает его чувства, речь, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии. Устное народное творчество широко используется в воспитании детей. Особую значимость приобретает оно в первые дни жизни малыша в дошкольном учреждении. Ведь в период привыкания к новой обстановке он скучает по дому, маме, еще не может общаться с другими детьми, взрослыми. Хорошо подобранная, с выразительностью рассказанная потешка порой помогает установить контакт с ребенком, вызвать у него положительные эмоции, симпатию к пока еще малознакомому человеку – воспитателю. Ведь многие народные произведения позволяют вставить любое имя, не изменяя содержания. Педагоги используют в адаптационный период различные потешки.
Пестушки – это маленькие фольклорные произведения (стишки, песенки, в которых выделяют две главные особенности:
-Ритмичная, с четким произнесением звуков и слогов и с утрированным протягиванием гласных звуков речь мамы или бабушки.
-Действия мамы – поглаживание ручек и ножек малыша, массаж, покачивание ребенка – которые дают новые тактильные ощущения младенцу.
В пестушках в отличие от потешек нет активных действий самого ребенка. В них ребенок только «принимает» то, что «дает» ему мама.
Что же дают пестушки малышу?
1. Эмоциональный диалог с мамой. Мамин голос знаком ребенку с периода внутриутробного развития. Современные исследования свидетельствуют, что совсем крохотные малыши отличают голос мамы от голосов других людей и разнообразных звуков. При этом именно голос мамы вызывает у них максимальную активность – зрительную, слуховую, двигательную. Поэтому очень важно, чтобы пестушки произносил не голос диктора с аудиодиска, а голос мамы. И маму для ребенка не заменит никто!Ведя в пестушках диалог с малышом с первых дней его жизни, мама закладывает предпосылки для полноценного развития речи и речевого общения. Кроме того, она налаживает эмоциональный контакт с ребенком, от которого будет зависеть, насколько быстро и успешно будет развиваться малыш.
2. Развитие движений у ребенка, обогащение двигательного опыта малыша и его тактильного опыта. Пестушки сопровождаются движениями тела младенца, массажем. Эти тактильные ощущения очень важны для развития младенца! Чем более они разнообразны, тем лучше развивается ребенок!
3. В пестушках мама говорит с малышом именно таким языком,который им наиболее хорошо воспринимается ребенком и который стимулирует развитие речи малыша:Мама тянет гласные звуки, и ребенок начинает выделять их из речевого потока: «Потягуууууууууунюшки, порастууууууууунюшки», «Ай – да – дааааааа! Ай – да – даааааааа!» Фактически этот способ говорения с ребенком говорит малыша к его собственным первым попыткам речевой активности – гулению, гуканью, лепету, стимулирует его вслушивать в речь взрослых, а затем и повторять за мамой звуки и слоги. Следующим этапом таких диалогов будет уже перекличка, когда мама тянет звук или слог, а малыш его будет повторять. А потом мама прислушается к звукам, которые говорит малыш и тоже станет их повторять за ним.
Речь мамы в пестушках ритмична. А ведь как легко дети запоминают ритмичные стихи и песенки! (и не только на родном, но и на других языках). Слоги и звуки в пестушках часто повторяются, что опять же помогает малышу вслушиваться в них и быстро запоминать. В пестушкахможно менять интонацию речи: то вопрос, то ответ, то сердито, то ласково, то весело, то низким голосом, то высоким. Именно тон, тембр, интонацию ребенок в первую очередь выделяет из речевого потока.
4. В пестушках мама «программирует» счастливое будущее малыша, проговаривая это вслух, настраивает себя на то, что жизнь ребенка сложится удачно и желает этого своему сыну или дочке. Это тоже очень важный психологический момент.
Особую роль в развитии детей младшего дошкольного возраста играют потешки. Неповторимое своеобразие потешки особенно ценно для ребёнка. Активизирующее воздействие оказывает звуковой речевой поток. Дети выделяют речь из всех других звуковых сигналов, оказывают ей предпочтение. Простая рифма, неоднократно повторяющиеся слова, восклицания и эмоциональное обращение невольно заставляют малыша прислушаться, повторять слова. Повторяющиеся звукосочетания, слова, их напевность создают эффект музыкальности. С их помощью у ребёнка развивается речевой слух, произношение звуков. Потешки всегда забавны и лаконичны. Они отлично развивают речевой слух ребенка: умение слушать, различать звуки, близкие по звучанию, ритмичность и плавность речи, ее интонацию и выразительность, улавливать повышение и понижение голоса.
Фольклорные произведения содержат много красочных и ярких словесных картинок, что позволяет обогащать детский словарный запас. Частое прослушивание их помогают усвоить новые формы слов, обозначающих предметы. Накопление подобных речевых образцов в дальнейшем способствуют переходу к языковым обобщениям. Чтение потешек происходит со множеством повторов, где неоднократно произносятся отдельные слова, словосочетания, предложения и даже четверостишия. Всё это способствует запоминанию слов, а затем активному их употреблению. Еще ценность потешек в том, что слово можно соединить с действием ребенка. Содержание многих потешек богато глаголами. С их использованием демонстрируются действия, обозначенные словами, тем самым, связывая само слово с действием. В результате у ребёнка происходит:
-формирование грамматического строя речи;
-развитие монологической и диалогической речи;
-развитие мелкой моторики; обогащение словаря;
-воспитание звуковой культуры речи.
Важную роль в чтении потешки играет ритм. Речь детей сопровождается движением рук. Доказано, что между речевой функцией и общей двигательной системой существует тесная связь. Совокупность движения тела, мелкой моторики рук и органов речи способствует снятию напряжения, учит соблюдению речевых пауз, помогает избавиться от монотонности речи, нормализует ее темп и формирует правильное произношение. Заучивание стихотворных текстов и потешек с участием рук и пальцев приводит к тому, что ребенок лучше запоминает, развивается воображение и активизируется мыслительная деятельность малыша.
Регулярное использование потешек в детском саду позволит заложить фундамент психофизического благополучия ребенка, определяющий успешность его общего развития в дошкольный период детства.
Большое значение имеют потешки для воспитания у малышей дружелюбия, доброжелательности, чувства сопереживания.В результате общения с фольклорными произведениями ребенку передаются их настроения и чувства: радость, тревога, сожаление, грусть, нежность. Они расширяют словарный запас малыша, активизируют познавательное и умственное развитие, способствуют ознакомлению с окружающим миром, в результате чего развивается их восприимчивость и чувствительность, формируется гуманное отношение к миру.
Сборник малых фольклорных жанров Карелии о воде. «Вода в решете» Пословицы, поговорки Пословицы, поговорки- это краткие устойчивые образные народные изречения, в которых выражается многовековой опыт народа. Каждая из них.
Дидактические игры для закрепления знаний жанров живописи (портрет, натюрморт, пейзаж) Уважаемые гости моей странички! Решила показать Вам дидактические игры, которые использую в своей работе для закрепления знаний детей жанров.
Фотоотчет о проведении музыкально-образовательного проекта «Русская потешка» С началом учебного года, во 2 младшей группе нашего детского сада, начался среднесрочный музыкально – образовательный проект «Русская.
Малые жанры фольклора детям
Русские песни пестушки, потешки, прибаутки, игровые
Дети, играющие в мастерской — Маковский Константин
Малые жанры фольклора. Такие народные произведения входят в жизнь человека очень рано, задолго до овладения речью.
Общая история
Устное народное творчество (фольклор) существовало ещё в дописьменную эпоху. Произведения фольклора (загадки, скороговорки, небылицы и др.) передавались устно. Запоминали их со слуха. Это способствовало возникновению разных вариантов одного и того же фольклорного произведения.
Устное народное творчество являет собой отражение жизни, быта, поверий древних людей. Произведения народного творчества с самого рождения сопровождают человека. Они способствуют формированию и развитию ребёнка.
Колыбельная песня — один из древнейших жанров фольклора, на что указывает тот факт, что в нём сохранились элементы заговора-оберега. Люди верили, что человека окружают таинственные враждебные силы, и если ребёнок увидит во сне что-то плохое, страшное, то наяву это уже не повторится. Вот почему в колыбельной можно найти «серенького волчка» и других пугающих персонажей. Позже колыбельные песни утрачивали магические элементы, приобретали значение доброго пожелания на будущее. Итак, колыбельная песня — песня, с помощью которой убаюкивают ребёнка. Поскольку песня сопровождалась мерным покачиванием ребёнка, в ней очень важен ритм.
Пестушка (от слова пестовать, то есть нянчить, холить) — короткий стихотворный напев нянюшек и матерей, каким они сопровождают действия ребёнка, которые он совершает в самом начале своей жизни. Например, когда ребёнок проснётся, мать гладит, ласкает его, приговаривая:
Потягунюшки, порастунюшки,
Поперёк толстонюшки
А в ручки хватюнюшки,
А в роток говорок,
А в головку разумок.
Когда ребёнок начинает учиться ходить, говорят:
Большие ноги
Шли по дороге:
Топ, топ, топ,
Топ, топ, топ.
Маленькие ножки
Бежали по дорожке:
Топ, топ, топ, топ,
Топ, топ, топ, топ!
Потешка
Потешка — элемент педагогики, песенка-приговорка, сопутствующая игре с пальцами, руками и ногами ребёнка. Потешки, как и пестушки, сопровождают развитие детей. Небольшие стишки и песенки позволяют в игровой форме побудить ребёнка к действию, одновременно производя массаж, физические упражнения, стимулируя моторные рефлексы. В этом жанре детского фольклора заложены стимулы к обыгрыванию сюжета с помощью пальцев (пальчиковые игры или Ладушки), рук, мимики. Потешки помогают привить ребёнку навыки гигиены, порядка, развить мелкую моторику и эмоциональную сферу[1].
Сорока-ворона, (водя пальчиком по ладошке)
Сорока-ворона,
Деткам отдала.
(загибают пальчики)
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
А этому не дала:
— Зачем дров не пилил?
— Зачем воду не носил?[1]
«Сорока» (вариант, фигурирующий в мультфильме «Песенка мышонка»):
Сорока-ворона
Кашу варила,
Деток кормила:
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
А этому не дала.
«Ладушки» (на ударных слогах хлопают в ладоши)
Ладушки-ладушки, где были? У бабушки!
А что ели? Кашку!
А что пили? Бражку!
Кашка масленька!
Бражка сладенька!
(Бабушка добренька!)
Попили, поели, ш-у-у-у…
Шуууу. (Домой) Полетели!
На головку сели! («Ладушки» запели)
Сели посидели,
Дальше (Домой) полетели. [2]
Это вариант игр на коленках: качайте ребенка на коленях и напевайте одну из этих потешек.
Скок, да поскок,
Молодой дроздок
По водичку пошел,
Молодичку нашел.
Молодиченька —
Невеличенька:
Сама с вершок,
Голова с горшок.
Скок-поскок!
Молодой дроздок
По водичку пошел,
Молодичку нашел.
Молодиченька
Невеличенька –
Сама с вершок,
Голова с горшок.
Молодичка-молода
Поехала по дрова,
Зацепилась за пенек,
Простояла весь денек.
Скок-поскок!
Молодой дроздок,
По водичку пошел,
Молодичку нашел.
Молодиченька,
Невеличенька:
Сама с вершок,
Голова с горшок.
Шу-вы! Полетели,
На головушку и сели!
Скок-поскок,
Молодой груздок,
По водичку пошел
Молодичку нашел,
Молодиченьку –
Круглоличеньку,
Сама с вершок,
Голова с горшок.
Скок,скок-поскок,
Молодой дроздок
По водичку ходил,
Коромысло носил.
Да неловко ступил,
Сапожок водой залил.
Зацепил ногой ведро —
Всё вокруг залило.
Испугался дроздок
И пустился наутек. 3.4.
ПРИБАУ́ТКА — шутливое народное выражение, полное безобидного юмора; иногда короткий рассказец в виде расширенной поговорки, часто с рифмами и аллитерациями. Например, известная П. — «Ах, как сладки гусиные лапки! — А ты их едал? — Нет, не едал, но мой дядя видал, как наш барин едал».
Прибаутка Квятковский А. П. Поэтический словарь / Науч. ред. И. Роднянская. — М.: Сов. Энцикл., 1966. — 376 с.5.
Прибаутка (от баять, то есть рассказывать) — стихотворная короткая весёлая история[3], которую рассказывает мама своему ребёнку, например:
Сова, совинька, сова,
Большая голова,
На колу сидела,
В стороны глядела,
Головой вертела.
Пословицы и поговорки
Основные статьи: пословица и поговорка
Поучают чему-то.
Дорога ложка к обеду.
Волка бояться — в лес не ходить.
Рыбак рыбака видит издалека.
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
У страха глаза велики.
Глаза боятся, а руки делают.
Под лежачий камень вода не течёт.
Не надобен клад, коли в семье лад.
Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей.
Старый друг лучше новых двух.
Друзья познаются в беде.
Знал бы, где упадёшь — соломки бы подстелил.
Мягко стелет, да жёстко спать.
Родина — мать, умей за неё постоять.
Семеро одного не ждут.
За двумя зайцами погонишься — ни одного не поймаешь.
Пчела мала, но и та работает.
Хлеб всему голова.
В гостях хорошо, а дома лучше.
Волка ноги кормят.
Дело мастера боится.
Игра́ — тип осмысленной [1] непродуктивной деятельности, где мотив лежит не в её результате, а в самом процессе.
Для игр были специальные песни. Игры могли быть:
Сезонные игры. Особо распространены среди детей, особенно в зимнее время. Играли в так называемые «Согревалки»: ведущий показывает какие-либо движения, а все остальные повторяют. Либо традиционные «воротики» и «ручеёк».
Пример целовальной игры:
Селезень
Селезень утку загонял,
Молодой серу загонял,
Пойди, Утица, домой,
Пойди, Серая, домой,
Утя семеро детей,
А восьмой Селезень,
А девятая сама,
Поцелуй разок меня!
В этой игре «Утка» становилась в центр круга, а «Селезень» снаружи, и играли подобно игре «кошки-мышки». При этом стоящие в хороводе пытались не впускать в круг «селезня».
Заклички и приговорки
Подробнее по этой теме см. Заклички весенние.
Подробнее по этой теме см. Заклички про дождь.
Заклички — один из видов закликательных песен языческого происхождения. Они отражают интересы и представления крестьян о хозяйстве и семье. Например, через все календарные песни проходит заклинание богатого урожая; для себя же дети и взрослые просили здоровья, счастья, богатства.
Заклички представляют собой обращение к солнцу, радуге, дождю и другим явлениям природы, а также к животным и особенно часто — к птицам, которые считались вестниками весны. Притом силы природы почитались как живые: к весне обращаются с просьбами, желают её скорейшего прихода, на зиму сетуют, жалуются.
Жаворонки, жавороночки!
Прилетите к нам,
Принесите нам лето теплое,
Унесите от нас зиму холодную.
Нам холодная зима надоскучила,
Руки, ноги отморозила.
Приговорки – обращения к насекомым, птицам,
животным. Это могут быть не только прямые обращения, но и
звукоподражания, например, птицам. К приговоркам относится и
всем известное обращение к кукушке: «Кукушка-кукушка, сколько
мне жить?».
По своему происхождению заклички и приговорки восходят к
древним заклинаниям и заговорам, с помощью которых наши
предки пытались повлиять на силы природы. Сейчас они перешли в
детский фольклор.
* * *
Пчелка, пчелка, дай нам меда,
Чтоб полна была колода!
Будем мы медок едать, приговаривать:
«Ах, какая наша пчелка работящая!»
* * *
Травушка-муравушка,
Зелена, пахуча — нет тебя лучше!
На полянке и в лесу
Не тупи мою косу,
Сена в зиму запасу
И коровке принесу!
* * *
Бабочка-красавица,
Что ж тебе не нравится?
Кружишься, не садишься,
Чего же ты боишься?
Вот тебе ладошка,
Отдохни немножко!
* * *
Птичка-птичка — соловей,
Прилетай к нам поскорей!
Тирли-тирли-тирли-лей,
Жить нам станет весел
Считалка
Подробнее по этой теме см. Считалка.
Считалка — небольшой стишок, форма жеребьёвки, с помощью которой определяют, кто водит в игре. Считалка — элемент игры, который помогает установить согласие и уважение к принятым правилам. В организации считалки очень важен ритм.
Аты-баты, шли солдаты,
Аты-баты, на базар.
Аты-баты, что купили?
Аты-баты, самовар.
Аты-баты, сколько стоит?
Аты-баты, три рубля
Аты-баты, он какой?
Аты-баты, золотой.
Аты-баты, сколько стоит?
Аты-баты, три рубля.
Аты-баты, кто выходит?
Аты-баты, это я!
Скороговорка
Подробнее по этой теме см. Скороговорка.
Скороговорка — фраза, построенная на сочетании звуков, затрудняющих быстрое произношение слов. Скороговорки ещё называют «чистоговорками», поскольку они способствуют и могут использоваться для развития дикции. Скороговорки бывают как рифмованные, так и нерифмованные.
Ехал грека через реку.
Видит грека: в реке рак,
Сунул грека руку в реку —
Рак за руку греку — цап!
Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка губа бела была тупа.
От топота копыт пыль по полю летит.
В печурке — три чурки, три гуся, три утки.
***
Бобр Добр для бобрят.
***
Бобры Добры идут в боры.
***
Дятел дуб долбил, да не додолбил.
***
На иве галка,
На берегу галька.
Загадка
Подробнее по этой теме см. Загадка.
Загадка, как и пословица, представляет собой краткое образное определение предмета или явления, но в отличие от пословицы она даёт это определение в иносказательной, нарочно затемнённой форме. Как правило, в загадке один предмет описывается через другой на основе схожих черт: «Висит груша — нельзя скушать» (лампа). Загадка может представлять собой и простое описание предмета, например: «Два конца, два кольца, а посередине гвоздик» (ножницы). Это и народная забава, и испытание на смекалку, сообразительность.
Роль загадок и прибауток играли и небылицы-перевертыши, которые для взрослых предстают как нелепицы, для детей же — смешные истории о том, чего не бывает, например:
Из-за леса, из-за гор
Едет дедушка Егор.
Он на сивой на телеге,
На скрипучем на коне,
Топорищем подпоясан,
Ремень за пояс заткнут,
Сапоги нараспашку,
На босу ногу зипун.
Дразнилки – это прибаутки, песенки или стишки, в которых
предметом вышучивания и иногда издевки являются имена, физические
недостатки, внешность, черты характера. Дразнилка учит детей умению
подмечать плохое, развивает чувствительность к нелепым ситуациям в
жизни. Они высмеивают лень, жадность, трусость, хвастовство и другие
плохие привычки.
***
Любопытному на рынке
Прищемили нос в корзинке.
Любопытному на днях
Прищемили нос на днях.
Любопытной Варваре
Нос на рынке оторвали.
***
Дядя хрюша — повторюша,
А по имени Индюша.
Все тарелки облизал,
А спасибо не сказал!
***
Я скажу тебе на ушко
Про зеленую лягушку.
Никому не говори,
Потому что это ты.
***
Дядя Степа с длинным носом
Приходил ко мне с вопросом:
— Как убавить этот нос,
Чтобы больше он не рос? –
Вы купите купоросу
И приставьте его к носу,
Ковыряйте долотом –
Нос отвалится потом.
Примечания
1.Детские потешки и прибаутки. Ладушки. Пальчиковые игры. Детский фольклор — русские стихи потешки для детей. Пестушки, потешки (недоступная ссылка). Дата обращения 13 сентября 2012. Архивировано 4 декабря 2010 года.
Ладушки
3.Морохин В.Н. Введение // Малые жанры русского фольклора / Сост. В.Н. Морохин. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Высшая школа, 1986. — С. 5—27. — 352 с.
3. Потешки https://allforchildren.ru/kidfun/poteshki34.php
4. Шейн. Русские народные песни.pdf
h.tp://lib2.pushkinskijdom.ru/Media/Default/PDF/%D0%92ook%20collection%20writers%20PD/Ostrovsky_collection/%D0%A8%D0%B5%D0%B9%D0%BD.%20%D0%A0%D1%83%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5%20%D0%BD%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D1%8B%D0%B5%20%D0%BF%D0%B5%D1%81%D0%BD%D0%B8.pd
5.Прибаутка // Квятковский А. П. Поэтический словарь / Науч. ред. И. Роднянская. — М.: Сов. Энцикл., 1966. — 376 с.
Приложение.
Пословицы для второго класса школы
Век живи — век учись.
Где кто родился, там и пригодился.
В здоровом теле – здоровых дух.
Делу — время, потехе — час.
Глаза страшатся, а руки делают.
Утро встречай зарядкой, вечер провожай прогулкой.
Язык болтает, а голова не знает.
У кого есть бабушка и дед, тот не ведает бед.
Вода с гор потекла — весну принесла.
Все за одного, а один за всех.
Всё хорошо, что хорошо кончается.
Без корня и трава не растёт.
Хороший друг — отрада для души.
В каждой шутке есть доля правды.
Видно птицу по полёту — человека по делам.
Нет друга — ищи, а найдёшь — береги.
Береги нос в большой мороз.
Слово не воробей: вылетит не поймаешь.
Учись доброму, так худое на ум не пойдёт.
Чего себе не хочешь, того и другому не делай.
Береги землю родимую, как мать любимую.
Повторенье — мать ученья.
Лучше поздно, чем никогда.
Без труда не вытащишь и рыбки из пруда.
Дружбу помни, а зло забывай.
Хорошая книга — лучший друг.
Нет земли краше, чем Родина наша.
Как оса, лезет в глаза.
Всякой матери своё дитя мило.
Любишь кататься, люби и саночки возить.
Хочешь есть калачи — не лежи на печи.
Умный не тот, кто много говорит, а тот, кто много знает.
Вся семья вместе — и душа на месте.
Мудрым никто не родился, а научился.
На деньги ума не купишь.
Детство — время золотое.
Семь раз отмерь, один отрежь.
Жизнь дана на добрые дела.
Добрый человек добру и учит.
Дерево держится корнями, а человек — друзьями.
При солнышке тепло, при матушке добро.
Малые жанры фольклора детям: 2 комментария
Нашла у Вас очень актуальное для сегодняшнего дня — » Родина — мать, умей за неё постоять».
Постоять за Родину-актуально как никогда.
Добавить комментарий Отменить ответ
Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.
Традиции младенческого развития: пестушки и потешки
Многие мамы, укачивая малыша на руках или играя с ним, вспоминают стишки и песенки своего детства – добрые, задорные пестушки да потешки, которые им напевали их мамы или бабушки. Этот метод развития младенцев через народное слово, вплетённое в игру, веками отточен и проверен. Но почему-то в современных семьях его заменяют новомодными методиками развития и воспитания. А зря.
Слово «пестушки» произошло от слова «пестовать», то есть нянчить, растить, любить и ухаживать. Руские традиции и обычаи воспитания детей включают богатый и уникальный опыт пестования младенцев.
Пестушки приговаривают или поют малышу в первые месяцы жизни, сопровождая повседневные заботы: переодевание, купание, игру, самые первые движения.
Пестушки – это маленькие фольклорные произведения (стишки, песенки), в которых выделяют две главные особенности:
В пестушках нет активных действий самого ребёнка. В них ребёнок только «принимает» то, что «даёт» ему мама. Пестушки включают игровое взаимодействие с ребёнком, когда взрослый выполняет движения «за него», играя его ручками и ножками. Младенцу ещё могут быть недоступны такие движения, как повороты тела, он не может целенаправленно действовать руками, не умеет самостоятельно садиться, ползать, вставать у опоры — все это придёт к нему в течение 1-го года жизни. Именно в этот период мама пестует младенца: играет его ручками, поглаживает кроху по животику, делает «топотушки» его ножками и прочее.
Потешки — песенки-приговоры, сопутствующие игре пальчиками, ручками, головкой, ножками. От пестушек потешки отличаются тем, что они рассчитаны на активность самого ребёнка, который выполняет самостоятельно игровые движения, соотнося их с содержанием песенки-потешки
Что дают пестушки и потешки малышу?
Проговаривая весёлые рифмованные пестушки или потешки, мама настраивает весь организм малыша на здоровый лад.
Как пестовать малыша
Эмоциональность взрослого способствует поддержке эмоциональной активности ребёнка, удовлетворению его эмоциональных потребностей. К приёмам эмоциональной поддержки относят перепады силы и высоты голоса, смену тембрового звучания, мимику, жесты.
Проснувшегося малютку, мама ласкает, прикасаясь лёгкими массажными движениями, нежно приговаривает:
А в ножки — ходунюшки
А в ручки — хватунюшки,
А в роток — говорок,
А в головку — разумок.
Для укрепления мышц руки ребёнка и развития его двигательных навыков взрослый может медленно разводить руки малыша, имитируя плавательные движения и приговаривая:
Так называемое «тютюшканье» направлено на укрепление мышц спины малыша.
Ай, тюшки — тюшки — тюшки!
Зарастали все лужки.
Умывая, можно сказать:
Чтобы глазоньки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.
Купая малютку, мама ласково произносит:
Если ребёнок ударился, он ищет защиту, спасение от боли у своих родных и близких людей. Взрослый дует на больное место или поглаживает его, повторяя:
Чтобы развеселить ребенка, подбодрить его, взрослый бодает его пальцами руки, поставленными как рожки:
За малыми ребятами,
Массаж, повороты головки, закидывание ручек на голову, помахивания кистями рук с маминой помощью и др. – всё это не только физически оздоровляет малютку, но и доставляет ему массу удовольствия. Если при этом мама весело произносит:
Головоньку — валяй, валяй!» —
происходящее вызывает у ребёнка эмоциональный «всплеск», потребность контактировать со взрослым, а главное, желание повторить те движения, которые он не может ещё выполнить самостоятельно.
Так полезны ребёнку упражнения, подготавливающие к овладению ходьбой.
Проговаривая рифмованные строчки, мама попеременно пошлёпывает лежащего на спинке малыша по стопам, которые рефлекторно реагируют на лёгкие прикосновения. Так взрослый формирует ощущение ритма ходьбы при переступании то одной, то другой ножкой.
Занимательны для ребёнка и пестушки, благодаря которым он учится делать ритмические похлопывания ладошками. Взрослый обхватывает ручки малыша и, сближая их, приговаривает:
Где были? — У Аннушки.
Где оладушки? — Съели …
Нет оладушек!» (Руки ребёнка разводятся в стороны).
Игра продолжается. Взрослый предлагает пойти к Паничке:
Где были? — У Панечки.
Нет пряничков! (Руки ребёнка разводятся в стороны).
Затем взрослый предлагает «пойти» к Микешке есть орешки, потом к Трошке есть картошку, а потом к Сенечке — за семечками (по аналогии). Важно то, что играя ребёнок научается при слове «ладушки» складывать ладошки и выполнять игровые движения руками в ритме песенки.
Тонус мышц и быстрое раскрытие ладошки легче всего нарабатываются при прикосновении к круглой поверхности. К собственной ладошке, к голове или к маминой руке.
Игра называется «Ладушки» потому, что она налаживает работу детского организма. А что означает слово ладонь вы уже, наверное, догадались.
Постепенно пестушки сменяются потешками.
Когда дитя начинает овладевать ходьбой, на помощь приходят такие потешки:
Вышла кошка за кота;
Кот ходит по лавочке,
Водит кошку за лапочки,
Топы-топы по лавочке,
Цапы-цапы за лапочки.
Произнося эти стихи, мама держит малыша за ручки и, отступая назад, аккуратно ведёт его за собой. Ритм стиха задаёт и ритм ходьбы: «топы-топы», «цапы-цапы» совпадают с шагами, переступающего ребёнка.
Малыша можно водить и по-другому: взрослый придерживает его сзади за подмышки и, широко расставив ноги, побуждает переступать ножками.
Топ-топ-топ, топ — топ-топ!
Так же занимательны для детей качание на ноге, «подскоки» и колыхание на маминых или отцовских коленях, бабушки, изображающие конскую скачку, катание с горы, пляску и т.п. Конечно, такие игры полезны для малышей более старшего возраста, когда кроха умеет уже хорошо сидеть и подниматься самостоятельно на ножки:
С орехами, с орехами!
С калачами, с калачами!
По кочкам, по кочкам —
Взрослый подбрасывает ребёнка на коленях, а затем делает вид, что опускает вниз (зажимает коленями и вновь сажает на «коня» («саночки», «тележку» и т.п.).
Вот стала что-то хуже,
Вот стала что-то хуже,
На мостике, под мостиком,
На мостике, под мостиком,
Привлекает малышей и подбрасывание верхом на ноге, так называемое гушкание. При этом взрослый проговаривает более энергичные, быстрые потешки:
Едет Ваня на палочке,
Желание мам и бабушек вырастить дитя крепким, здоровым и сытым породило много присказок, с помощью которых они старались накормить ребёнка, напоить молочком, угостить пирожком, побаловать оладушками, кисельком и пр.
Поесть Оленьке велел.
Возможен и совсем короткий вариант:
Будем кашку варить,
Будем Сашеньку кормить.
Следует принять во внимание, что для маленького ребёнка значимыми являются не просто разговоры, рассказы о чём-то или о ком-то. Ему необходимо быть соучастником происходящего и слышать от взрослого непосредственное обращение к себе, чтобы чувствовать отношение мамы, папы или бабушки и др. в конкретной ситуации, понимать их настроение в данный момент.
В светлом теремочке
Вариант для мальчика:
Кто у нас пригожий?
При этом можно гладить ребёнка по головке, держать за ручки или водить с ним хоровод.
Игры на базе акупунктуры
Немало среди подобных развивающих славянских игр с малышами и таких, которые воздействуют на энергетические меридианы и биологически активные точки, разглаживая, распрямляя и улучшая тем самым течение энергии в теле ребёнка.
На ладошках и на стопах есть точки-проекции всех внутренних органов. И все эти игры-сказки, которые многие из нас помнят из детства, не что иное, как массаж в игровой форме.
Кстати, в современном мире основные элементы тех игровых действий стали основной для профессионального детского массажа.
А выглядят эти игры очень просто.
Круговые движения взрослым пальцем по детской ладони в игре “ Сорока-белобока кашу варила, деток кормила ” стимулируют работу желудочно-кишечного тракта у малыша.
Начинать массажик следует с центра ладони. Затем увеличивайте круги — по спирали к внешним контурам ладони: так вы “подгоняете” толстый кишечник (текст надо произносить не торопясь, разделяя слоги). Закончить “варить кашу” надо на слове “кормила”, проведя линию от развернувшейся спирали между средним и безымянным пальцами: здесь проходит линия прямой кишки (кстати, регулярный массаж между подушечками среднего и безымянного пальцев на собственной ладони избавит вас от запоров).
Дальше — внимание. Всё не так просто. Описывая работу “сороки-белобоки” на раздаче этой самой каши деткам, не стоит халтурить, указывая лёгким касанием “ этому дала, этому дала… ” Каждого “детку”, то есть каждый пальчик вашего младенца надо взять за кончик и слегка сжать. Сначала мизинчик: он отвечает за работу сердца. Потом безымянный — для хорошей работы нервной системы и половой сферы. Массаж подушечки среднего пальца стимулирует работу печени; указательного — желудка. Большой палец (которому “ не дала, потому что кашу не варил, дрова не рубил — вот тебе! ”) не случайно оставляют напоследок: он ответственен за голову, сюда же выходит и так называемый “меридиан лёгких”.
Поэтому большой пальчик недостаточно просто слегка сжать, а надо как следует “побить”, чтобы активизировать деятельность мозга и провести профилактику респираторных заболеваний.
Кстати, эта игра совершенно не противопоказана и взрослым. Только вы уж сами решайте, какой пальчик нуждается в максимально эффективном массаже.
Этому дала на блюдечке, (загибаем мизинец)
Этому — на тарелочке, (загибаем безымянный палец)
Этому — на ложечке, (загибаем средний палец)
Этому — поскрёбышки. (загибаем указательный)
А этому — не дала! (трогаем за большой палец)
Ничего тебе не дам!
Взявшись за большой пальчик малыша в районе ноготка, взрослый спрашивает: «Пальчик-мальчик, где ты был?». Далее он прикасается к каждому пальчику на ладошке малыша и продолжает рассказывание: «С этим братцем — в лес ходил. С этим братцем — щи варил. С этим братцем — кашу ел. С этим братцем — песни пел». Дотронувшись до каждого пальчика, взрослый поднимает обе руки малыша вверх и поворачивает их из стороны в сторону над его головой и говорит:
Полезны игры и с ножками ребёнка, когда пальцами легонько стучат по ступне или по пяточке, прикасаются к каждому пальчику – такими незамысловатыми действиями улучшают кровообращение на ступне малыша. Взрослый «куёт ножку», приговаривая:
Надо коня подковать,
Чтобы дома ночевать.
В процессе этой игры идёт воздействие на меридиан лёгких — от большого пальца на руке вверх до подмышки. Начинается с поглаживания большого пальца:
— Пошёл Ивашка за водою и встретил деда с бородою. Тот показал ему колодцы…
Дальше следует слегка надавить на запястье, прямо на точку пульса:
— Здесь вода холодная, — нажав на эту точку, мы активизируем иммунную систему.
Теперь проведите пальцем по внутренней поверхности руки до локтевого сгиба, надавите на сгиб.
— Здесь вода тёплая, — мы регулируем работу лёгких.
Пошли дальше, вверх по руке до плечевого сустава. Чуть-чуть нажмите на него (мы почти закончили “массаж лёгких”).
— Здесь вода горячая.
— А тут кипяток! — Пощекочите карапуза под мышкой. Он засмеется — а это само по себе хорошее дыхательное упражнение.
В мокрую осеннюю погоду такая игра весьма кстати: и развлечение, и профилактика простудных заболеваний.
И сегодня дети так же, как и во все времена, ожидают от своих близких внимания, заботы, любви, выраженных во взглядах, словах и их интонациях, в действиях и игре. Нужно уметь не только любить, но и проявлять свою любовь. А этому как нельзя лучше учат традиции наших предков, на которых выросло не одно поколение славных русичей. Потому и современным взрослым, желающим вернуться к своим корням и не лишать своих детей Родовой памяти, так важно овладеть приёмами народного творчества и, общаясь с малышом, умело «вплетать» их в повседневную речь.
Если вы хотите всегда вовремя узнавать о новых публикациях на сайте, то подпишитесь на нашу рассылку.