Что такое пестушка в литературе 2 класс учебник
Я куплю тебе калач: примеры русских народных пестушек
Пестушки – это короткие стишки, один из жанров устного народного творчества. Именно пестушками наши предки сопровождали жизнь самых маленьких: их рассказывали или напевали детям с рождения.
Есть специальные пестушки для пробуждения, потягивания, плача и так далее. Самые интересные мы собрали в новом материале.
Пестушка: определение жанра
» От потешки пестушка отличается тем, что потешка сопровождает игровые действия (ребенок хлопает в ладоши, скачет на коленях и так далее), а пестушка – неигровые, чаще действия взрослого.
Пестушки много веков использовали для развития младенца. Они дают эмоциональный контакт с мамой, развивают у ребёнка двигательную активность и тактильные ощущения, стимулируют развитие речи.
Примеры пестушек
Когда ребенок просыпается, приговаривают:
Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Масляна головушка,
Шелкова бородушка,
Что ты рано встаешь,
Деткам спать не даешь?
Когда ребенок проснется и потягивается, его поглаживают по животику и говорят:
Потягушечки, потянись,
Поскорей, скорей проснись.
Тяни холсты, потягивай,
В коробочку покладывай.
Это мамин холст, этот папин холст,
А Мишин холст с мышиный хвост.
На кота потягушки,
На дитя порастушки.
Распеленав ребёнка, пестуют:
Куй, куй, ковалек,
Подкуй чеботок:
На маленьку ножку
Золоту подковку.
Подай молоток
Подковать чеботок.
Кую, кую ножку,
Поеду в дорожку.
Надо ножку подковать,
Чтобы дома ночевать!
Приговаривают, когда моют ребенка:
Когда ребенок гулит, приговаривают:
Ах, поет, поет соловушка!
Ах, поет, поет молоденький;
Молоденький, хорошенький, пригоженький!
Говорят, когда ребенок начинает делать первые шаги:
Ногами топ-топ,
Глазами хлоп-хлоп.
Топ, топ, топ, топ,
Ходи-ходи ножкой
Твердо по дорожке.
— Ножки вы, ножки!
Куда вы бежите?
— Побегу по бору,
Тебе ягод наберу:
Черну черничку,
Алу земляничку.
— Ножки, ножки,
Куда вы бежите?
— В лесок по мошок:
Избушку мшить,
Чтобы не холодно жить.
***
Наша Катя маленька,
Катенька удаленька
Пройди, Катя, по дороженьке,
Топни, Катя, ноженькой!
Уходи с дороги, кот,
Наша Танечка идет.
Топ-топ, топ-топ
Наша Танечка идет,
Ни за что не упадет.
Топ-топ, топ-топ,
Вот какая Танечка.
Ножки, ножки
Бегите по дорожке,
Нарвите горошку.
Приговаривают, когда ребенок встает на ноги:
Дыбки-дыбок,
Скоро Танечке годок.
Приговаривают, когда расчесывают ребенку волосы:
Петушок-петушок,
Расчеши мне гребешок.
Ну, пожалуйста, прошу,
Я кудряшки расчешу.
Расти, коса, до пояса,
Не вырони ни волоса,
Расти, косонька, до пят,
Все волосыньки в ряд.
Расти, коса, не путайся,
Маму, дочка, слушайся.
Ребенка кормят:
В печи калачи,
Как огонь горячи.
Для кого калачи?
Для Галочки калачи,
Для Галочки горячи.
При ушибе ребёнка:
У кошки боли́,
У собаки боли́,
У лошадки боли́,
А у Ванюшки не боли́.
Когда ребёнку пора спать и он начинает зевать:
— Один зевок — на потолок,
Другой — на спинку,
Третий — на постельку!
Говорят, когда ребенок плачет:
Ты, Катюшечка, не плачь,
Я куплю тебе калач,
На шею повешу,
А потом утешу.
***
Ой, ну-ка, ну-ка, ну-ка,
Бай, бай, бай, бай,
Моя внучечка,
Золотая,
Спи, спи, спи, спи,
Успокойся,
Бабушку не тревожь,
Бабушку не беспокой.
Ой, унуненка, ой, унуненка,
Унучаточка, моя милая,
Ах, серденько моя жалкая,
Моя сладкая,
Моя ягодка ох, вкусная.
А дили, дили, дили,
На поличике блины.
Блины мазаные, не показанные.
Завтра праздник воскресенье,
Бабы пышек напекут,
И помажут и покажут,
А покушать не дадут.
Будешь плакать —
куплю лапоть!
***
Тише, тише, голубок,
Спи, мой маленький сынок.
Прилетит к тебе голубок,
Даст тебе сонок.
Спи дитя до вечера —
Тебе делать нечего.
Придет времечко-пора,
Разбужу тебя тогда.
Ласково обращаются к ребенку:
Наташенька,
Да ты, Машенька,
Да ты, хорошенька,
Да ты, пригоженька!
У нас Саша сын один,
Мы в обиду не дадим.
Пиджак сошьем
И гулять пошлем.
Ах ты деточка,
Золотая кветочка!
Виноградная веточка,
Сладкая конфеточка!
Ребёнок сидит на коленях у матери или у няни, которая берёт его ручки и, расправляя их горизонтально, приговаривает следующие стихи:
— Это — мамы сажень,
Это — папы сажень,
Это — бабушки сажень,
Это — дедушки сажень,
А это — нам пополам!
Как на Шуркиных мянинах
Пирогов напёкли.
Рострескавши,перековеркавши!
Этакой ширины!
Этакой узины!
Помахивают ручками ребенка, подражая движению крыльев:
Гулюшки летели,
На головку сели
Шшш.
Опять полетели!
Учат поднимать ручки и головку кверху:
Галки, галки, галки,
На головушку!
Медленно разводят ручки малыша в стороны и певуче приговаривают:
Лунь плывёт,
Лунь плывёт,
Лунь плывёт.
Подбрасывая ребёнка, приговаривают:
Чук, чук, чучки,
На горе — стручки,
Под горой — лопатки:
Вырвали ребятки.
***
Чук, чук, чук, чук,
Наловил дед щук,
Баба рыбку пекла,
Сковородка утекла.
Учат ребёнка прыгать или плясать:
Та, та, та, та, та,
Вышла кошка за кота:
Кот ходит по лавочке,
Водит кошку за лапочки;
Топы, топы по лавочке,
Цапы, цапы за лапочки.
***
Большие ноги
Шли по дороге:
Топ, топ, топ,
Топ, топ, топ.
Маленькие ножки
Бежали по дорожке:
Топ, топ, топ, топ, топ,
Топ, топ, топ, топ, топ!
***
Трататушички,
Да брякотушички.
Пошли плясать
Колобушички!
Потешки
Такое определения для этих элементов народного фольклора можно дать для детей 2 класса на уроке литературного чтения.
Когда ребенок начинает понимать речь, узнавать близких, его забавляют песенками и короткими стишками-пестушкам и. Их назначение – вызвать у ребенка радостные, бодрые эмоции.
За ними следуют потешки – песенки и стихи к первым играм ребенка с пальцами, ручками, ножками. Позднее наступает черед прибауток – песенок и стихов, интересных прежде всего своим занятным содержанием, затем сказок.
Проснувшегося, уставшего от неподвижности и пеленок малыша, распеленав, пестунья взбадривала, поглаживая вдоль тельца и приговаривая пестушку:
Потягунушки,
Порастунушки,
Поперек толстунушки,
А в ножки ходунушки,
А в ручки хватунушки,
А в роток говорок,
А в головку разумок.
Когда ребёнок гулит или агукает, приговаривают:
Ах, поёт, поёт
Соловушка!
Ах, поёт, поёт
Молоденький;
Молоденький,
Хорошенький,
Пригоженькой!
Когда ребёнок проснется и потягивается, его гладят по животику, приговаривая:
Когда ребёнок начинает становиться на ножки:
Дыб, дыб, дыбочек,
На первый годочек!
Когда ребёнок учится ходить:
— Ножки, ножки,Куда вы бежите?
— В лесок по мотом
Избушку мшить,
Чтобы не холодно жить.
Движениями детских ручек изображают растягивание холста и говорят:
Тяни холсты,
Тяни холсты,
На рубашечку,
На столешничек.
Мать или няня сажает ребёнка на колени и, держа его за ручки, покачивает то к себе, то — от себя, приговаривая:
Тоню тяну,
Рыбу ловлю,
В кошель кладу,
Домой несу:
Щýрки в кýчки,
Плотички в полички»
Один ершок
—Да и тот в горшок.
Щей наварю,
Николая накормлю,
Спите-тко, ребята,
Не чухкайте.
Взяв ребёнка, его качают вверх и вниз, напевая и приговаривая:
А тпру, тпру, тпру!
А тпру, тпру, тпру!
Не вари кашу круту,
Вари жиденькую,
Вари мяконькую,
Да молошненькую.
Тюшки, тютюшки,
На горе пичужки.
Там Ванюшка был,
Пичужку, поймал.
А тари, тари, тари!
Куплю Маше янтари,
Останутся деньги,
Куплю Маше серьги,
Останутся пятаки,
Куплю Маше башмаки,
Останутся грошики,
Куплю Маше ложки,
Останутся полушки,
Куплю Маше подушки,
По ровненькой дорожке,
По кочкам,по кочкам
—Да бух!
Ребёнка водят под мышки или за ручки вдоль лавочки, приговаривая:
Три-та, та, три-та, та!
Вышла кошка за кота.
Ходит кот по лавочке,
А кошечка по подлавочке,
Ловит кота за лапочки:
— Ох ты, котик, коток,
Крутолобенький!
Поиграй ты, кот, со мной,
С Машкой, кошкой молодой!
Ребёнка качают, посадив к себе на колени, и приговаривают:
Скок-поскок!
Молодой дроздок
По водичку пошёл,
Молодичку нашёл,
Молодиченька,
Невеличенька:
Сама с вершок,
Голова с горшок.
Шу-вы! полетели,
—На головушки и сели.
Изображая пальцами правой руки рога, слегка щекочут ими ребёнка и припевают:
Идёт коза рогатая,
Идёт коза бодатая:
Ножками: топ! топ!
Глазками: хлоп, хлоп!
Кто кашки не ест,
Кто молока не пьёт,
Того забодает, забодает.
Взяв ручки ребёнка, хлопают ими в ладоши, в такт, а при последних словах ручки разводят и подымают на голову ребенка:
— Ладушки, ладушки!
— Где были?
— У бабушки.
— Что ели?
— Кашку.
— Что пили?
— Бражку.
Кашка сладенька,
Бражка пьяненька,
Бабушка добренька.
Попили, поели,
—Шу-у-у — полетели,
На головушку сели.
Берут у ребёнка ручку и водят по ладошке указательным пальцем и приговаривают:
Сорока, сорока,
Сорока-белобока
Кашку варила,
На порог скакала,
Гостей созывала.
Гости не бывали,К
ашки не едали.
Всё своим деткам отдала.
Указывая на каждый палец руки, начиная с большого, приговаривают:
Этому дала на блюдечке,
Этому на тарелочке,
Этому на ложечке,
Этому поскрёбышки.
Останавливаясь на мизинце, добавляют:
А этому нет ничего.
А ты мал малéнек:
За водицей не ходил,
Дров не носил,
Кашки не варил.
Разводя ручки в стороны и затем быстро положив на головку, говорят:
Шу-у-у, полетели
—На головушку сели.
Перебирают по очереди пальчики ребёнка и приговаривают:
Большаку дрова рубить (большой палец),
А тебе воды носить (указательный),
А тебе пéча топить (безымянный),
А малышке песни петь (мизинец),
Песни петь да плясать,
Родных братьев потешать.
Песни петь да плясать,
Родных братьев потешать.
Перебирают пальцы и при этом говорят:
Идут четыре братаНавстречу старшему.
— Здравствуй, большак! — говорят,
— Здорово, Васька-указка,
Мишка-серёдка,
Гришка-сиротка
Да крошка Тимошка.
Эмпирическим путем пришли женщины к пониманию необходимости массажа, ласкового прикосновения к малышу. А массаж вдвойне приятен и ребенку, и матери, если в такт движениям произносится такой славный и ласковый стишок. Для развития координации движений и укрепления мышц практическая народная педагогика и медицина выработали целый комплекс упражнений, сопровождаемых пестушками.
Скучными могут показаться самые правильные и научно обоснованные физические упражнения по сравнению с теми, что сопровождаются такими приговорами: «Лунь плывет, лунь плывет. », «Лебеди летели, лебеди летели. » А сколько радости подрастающему ребенку доставляет пестушка «Тяни холсты»! В ней никто не забыт, всем членам семьи досталось по сажени, а самому малому – больше всех! А вот уже весело «отплясывает» ребенок, сидя на ладони у матери, поддерживающей его другой рукой за грудку, под задорную песенку: «Трататушки, тра-тата, вышла кошка за кота. »
Становится ребенок на ножки, делает первые шаги, начинает говорить – каждый столь важный этап в его развитии сопровождается пестушками. Пестушкам близки и шуточные заговоры, они сопровождают купание ребенка; окатывая его водой, мать приговаривает: «С гуся вода, с Лети худоба»; утешает, если он ушибся: «У сороки боли, у Сани заживи. »
На втором году жизни ребенка ждут новые радости – знакомство с потешками – элементарными играми: «Ладушки», «Сорока-ворона», «Коза рогатая». В них подчас содержится наставление: в потешке-сказочке «Сорока-ворона» фантастическая птица щедро кормит всех кашей, кроме одного – того, что ленился и не работал вместе со всеми.
Играя с пальчиками ребенка, его приучают к счету: «Один палец, другой палец. » Постепенно приходит пора сказок.
По материалам книги: Русский фольклор. Песни, сказки, былины, прибаутки, загадки, игры, гадания, сценки, причитания, пословицы и присловья. В. Аникин
Проверим себя и оценим свои достижения стр. 56 — 64
1. Вспомни виды устного народного творчества. Какие из них тебе знакомы?
К устному народному творчеству относятся следующие произведения:
2. Что такое пестушка и потешка? Посмотри в словаре. Попробуй придумать их для своего брата или сёстры.
Пестушка – это стих либо небольшая песенка для самых маленьких детей.
Маленькие ручки машут в окошке,
Маленькие ножки бегут по дорожке.
Потешка – это песенка для детей небольшого объёма.
Она поётся с целью развития, учит ребёнка выполнять и понимать различные действия.
Кошку ручкою погладим,
Ушки пальчиком потрём,
А затем ляжем в кроватку,
Закроем глазки и уснём.
3. Самостоятельно определи среди данных произведений устного народного творчества пословицу, считалку, скороговорку, прибаутку, колыбельную песенку.
Учись доброму, худое на ум не пойдёт.
Раз, два, три, четыре, пять, Будем в прятки мы играть.
Звёзды, месяц, луг, цветы…
Едет мышка на ежах.
— Подожди, колючий ёж,
Больше ехать невтерпёж,
Очень колешься ты, ёж.
Летят сизы гуленьки,
Летят гули вон, вон,
Несут Маше сон, сон.
Стали гули ворковать.
Стала Маша засыпать.
4. Можно ли соотнести пословицу «Труд кормит, а лень портит» с потешкой «Тит, иди молотить…»?
Да, эти произведения схожи по смыслу.
Мальчик был ленив, зато кушать хотел.
Но, для того чтобы иметь еду надо сначала потрудиться.
5. Пословицы «рассыпались». Собери их.
Любишь кататься – люби и саночки возить.
Делу время – потехе час.
Семь раз отмерь – один раз отрежь.
Вместе тесно, а врозь скучно.
6. Прочитай рассказы Льва Николаевича Толстого, которые он сочинил для своих учеников – крестьянских детей. Подумай, в чём смысл каждого рассказа и как он отражён в поговорке.
«Собака на сене»
Поговорка, что является названием произведения, соответствует его смыслу.
Ведь в нём рассказывается о собаке, которая была на сене.
«Знает кошка, чьё мясо съела»
Поговорка, что является заглавием, хорошо отражает сюжет произведения.
Но в этом случае, она используется не в прямом смысле.
Ведь в роли хитрой кошки выступает девочка.
7. Знаешь ли ты, что такое загадка? Попробуй придумать свои загадки на тему «Четыре времени года».
И похолодело. (Зима)
С листьями играет: сначала золотит, а потом срывает. (Осень)
После сна природу пробуждает и землю украшает. (Весна)
Горячая пора каникулы привела. (Лето)
8. Любишь ли ты сказки? Какая из прочитанных сказок тебе больше всего понравилась и почему? О чём твоя самая любимая сказка? Расскажи её.
Да, я люблю все произведения народного творчества.
Каждая из сказок этого раздела особенная, тяжело выделить одну.
Но всё-таки хочу отметить сказку «Гуси-лебеди».
Мне понравилась главная героиня, которая смогла преодолеть много преград ради спасения брата, ни разу не отчаялась и не опустила руки.
Она о том, что нужно уметь постоять за своё, действовать согласованно и не совершать необдуманных поступков.
Пересказ сказки «Царевна — лягушка своими словами для 2 класса:
Царь задумал женить каждого сына.
Для этого они выстрелили из лука и пошли искать жену там, где упала стрела.
Два сына нашли вторую половину в боярском и купеческом дворе.
А Иван-царевич выстрелил в болото, где стрелу подобрала лягушка.
На ней он и женился.
Однажды отец дал указ – за ночь пошить рубашку.
Пока Иван спал, лягушка скинула кожу, превратилась в Василису Премудрую и выполнила задание лучше всех.
Потом царь пожелал, чтоб невестки испекли хлеб.
И опять жена Ивана оказалась впереди.
Царь сказал сыновьям приехать на пир вместе с жёнами.
Иван начал печалиться, но жена-лягушка велела ему езжать самому, сказав, что приедет позже.
Когда люди уже собрались, лягушка приехала в образе Василисы Прекрасной.
Пока она удивляла гостей, Иван съездил домой и сжёг лягушачью кожу.
Василиса сильно расстроилась из-за этого и сказала, что теперь она будет у Кощея.
Затем обратилась в кукушку и улетела.
Отправился Иван в дорогу, встретил человека и тот одарил его волшебным клубком.
Затем царевичу по дороге встречались животные, он их щадил – не убивал.
Для этого ему пришлось достать сундук на дубе.
Здесь помогли ему звери.
Выполнив всё, что сказала Яга, Иван победил Кощея и забрал Василису Прекрасную.
9. Узнай у друга, какая сказка ему больше всего нравится.
10. Какие персонажи чаще всего тебе встречались в сказках о животных? Какой изображена лиса? Всегда ли она бывает хитрее других животных, удалось ли кому-нибудь хоть раз перехитрить её? Вспомни, какие герои народных сказок польстились на уговоры лисы. Как ты думаешь, сложится ли дружба, если каждый из друзей живёт по пословице: «Как аукнется, так и откликнется»?
Наиболее часто в сказочных произведениях я встречал лису, зайца, волка, медведя, петушка.
Лиса всегда является воплощением хитрости, коварства, лукавости.
Но при этом, некоторым героям удалось раскусить её намерения.
Например, тетерев не поверил в выдумку лисы, журавль помешал ей удовлетворить свою корысть.
А польстились на слова хитрой героини петушок, волк и заяц.
Я считаю, что настоящие друзья по такой пословице не живут.
Ведь обычно её используют для характеристики мести, а в дружбе её не существует.
11. Попробуй описать героев из следующих сказок: «Петушок и бобовое зёрнышко», «Каша из топора», «Лиса и журавль», «Гуси-лебеди».
Что будет происходить в волшебных сказках?
Какие герои будут участвовать в сказках о животных?
Какие прочитанные сказки поместил бы ты в следующих книгах?
Сказка «Петушок и бобовое зёрнышко»
Курочка – терпеливая, находчивая, заботливая;
Петушок – неосторожный, непослушный.
Сказка «Каша из топора»
Солдат – находчивый, хитрый, способный;
Хозяйка дома – жадная, глупая, доверчивая.
Сказка «Лиса и журавль»
Лиса – хитрая, жадная, корыстная;
Журавль – мудрый, сообразительный.
Сказка «Гуси-лебеди»
Девочка – несерьёзная (в начале произведения), целеустремлённая, смелая.
В волшебных произведениях присутствуют необыкновенные, чудесные события, различные перевоплощения.
А помогают в этом волшебные предметы.
В сказках о животных действующими лицами выступают животные, насекомые, рыбы, птицы.
Книга «Сказки о животных»:
Книга «Волшебные сказки»:
Книга «Сказки»:
12. Есть ли у тебя дома животные? Попробуй придумать сказку, например о собаке или кошке. Запиши в «Рабочую тетрадь» план своего рассказа.
13. Обрати внимание на начало и конец любой сказки, её героев, события и приключения, которые с ними происходили.
Начало и конец различных волшебных сказок схожи между собой.
В них присутствуют положительные и отрицательные герои, которые соответственно являются воплощениями добра и зла.
При этом добро всегда побеждает и положительные герои становятся счастливыми.
14. Из каких частей состоит волшебная сказка? Рассмотри схему. Всё ли в ней правильно.
Части волшебной сказки указаны в схеме на странице 63 учебника: присказки, зачина, троекратных повторов, концовки.
15. Определи присказку
Скоро сказка сказывается, да нескоро дело делается.
Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок
16. Угадай, из какой сказки взяты строки.
17. Как подготовиться к выразительному чтению?
Прежде чем начать читать текст выразительно, нужно определить какие эмоции и чувства следует передать, какой должен быть темп и тон.
Затем нужно определить слова, которые лучше выделить голосом.
Необходимо решить, где делать паузы. В этом помогут знаки препинания.
Всегда нужно брать во внимание смысл того или иного высказывания.
В первом случае нужно сделать акцент на слове «декабрь».
Во втором – на словах «кончает», «начинает».
19. Изделия каких народных промыслов представлены в разделе «Устное народное творчество»? Составь рассказ о дымковской игрушке. Дополнительную информацию найди в энциклопедии или интернете.
Соломенная, Дымковская, Филимоновская игрушка, изделия из Хохломы.
Рассказ о Дымковской игрушке для 2 класса:
Дымковские игрушки представляют собой глиняные изделия различных форм, разукрашенные цветными красками.
Появился такой вид творчества в 15—16 веке в слободе Дымково.
К изготовлению игрушек были задействованы целые семьи: и месили глину, и занимались лепкой, и сушили, и обжигали готовые фигурки.
В 19 веке производство дымковских игрушек стало массовым явлением. А сегодня такие изделия являются визитной карточкой Кировской области.
За годы существования этого народного промысла в нём появились традиционные образы и сюжеты.
Чаще делают целые композиции из игрушек, так как они не любят «одиночества».
Сегодня ведутся работы по сохранению и развитию традиций дымковской игрушки.
Понемногу
О сложном просто, понятно о простом, кратко обо всем.
понедельник, 28 июня 2021 г.
Литературное чтение 2 класс. Ответы на вопросы учебника к разделу «Устное народное творчество»
Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение» 2 класс, 1 часть, Климанова, Горецкий, страницы 56-64.
Раздел «Устное народное творчество». Проверим себя и оценим свои достижения.
1. Вспомни виды устного народного творчества. Какие из них тебе знакомы?
Теперь мне знакомы следующие виды устного народного творчества: песни, потешки, прибаутки, считалки, небылицы, загадки, пословицы, поговорки, сказки, былины.
2. Что такое пестушка и потешка? Посмотри в словаре. Попробуй придумать их для своего маленького брата или сестры.
Потешки и пестушки для моего младшего брата, для 2 класса
3. Самостоятельно определи среди данных произведений устного народного творчества пословицу, считалку, скороговорку, прибаутку, колыбельную песенку.
Пословицы: Чего себе не пожелаешь, того и другому не твори; Учись доброму, худое на ум не пойдёт.
Считалка: Раз, два, три, четыре, пять, будем в прятки мы играть.
Скороговорка: Сшила Саша Саньке шапку.
Колыбельная песенка: Люли, люли, люленьки.
4. Можно ли соотнести пословицу «Труд кормит, а лень портит» с потешкой «Тит, иди молоть»?
В этой потешке Тит не хотел молоть хлеб, но хотел есть готовую кашу. Он был ленив. Но соотнести эту пословицу с потешкой нельзя, потому что даже ленивый Тит покушал.
Первый рассказ называется «Собака на сене».
В нём рассказывается о собаке, которая лежала на сене, и не давала корове его съесть.
Поговорка в рассказе: Собака на сене. Так говорят про тех, кто и сам не пользуется чем-либо, и другим не даёт.
Смысл рассказа в том, что нельзя брать то, чего тебе не нужно. Собаке не нужно было сено, но она присвоила его. А корове сено было нужно, но она не могла его съесть.
Второй рассказ называется «Знает кошка, чьё мясо съела».
В нём говорится о девочке, которая выпила молоко и попыталась свалить вину на кошку.
Поговорка в рассказе: Знает кошка чьё мясо съела. Так говорят о тех, кто чувствует свою вину, пытается избежать наказания, и невольно этим себя выдаёт.
7. Знаешь ли ты, что такое загадка? Попробуй придумать свои загадки на тему «Четыре времени года».
Пример своих загадок на тему «Четыре времени года» для 2 класса
Что летает и кружится, а упав бежит водицей? (Снег)
Загремело, засверкало, что-то Маше страшно стало. (Гроза)
Это время золотое, урожайное такое. (Осень)
На пригорке, что за диво!, солнце светит нам игриво! (Цветок)
8. Любишь ли ты сказки? Какая из прочитанных сказок тебе больше всего понравилась и почему? Прочитай названия русских народных сказок. Какие из них тебе были знакомы до школы? Ты наверное знаешь много других сказок. О чём твоя самая любимая сказка? Расскажи её.
Из прочитанных сказок, мне больше всего понравилась «Каша из топора», потому что в ней солдат проявил смекалку и обхитрил жадную старуху.
Из этих сказок я уже читала «Волк и семеро козлят», «Маша и медведь», «Теремок», «Лисичка-сестричка и серый волк».
Мне больше всего нравится сказка «Лисичка-сестричка и серый волк»
Пересказ сказки «Лисичка-сетричка и серый волк» для 2 класса
Однажды лиса увидела старика, что возвращался с рыбалки. Захотелось лисе рыбки и притворилась она мёртвой.
Старик увидел лису, обрадовался и бросил его в возок. А лиса всю рыбу поскидала и сама убежала.
Сидит лиса на дороге, пирует. Шёл мимо волк, стал просить лису поделиться рыбой. А лиса его на прорубь посылает.
Пошёл волк на прорубь, сунул в прорубь хвост, а тот и примёрз. Набежали бабы и побили волка.
Злой шёл волк, хотел лису поймать и проучить. А лиса морду в тесте извозила и навстречу идёт, жалуется, что её так били, что мозги наружу.
Пожалел волк лису, посадил на спину и повёз домой. А лиса рада-радёхонька.
9. Узнай у друга, какая сказка ему больше всего нравится.
Моей подруге Алине больше всего нравится сказка «Царевна-лягушка».
10. Какие персонажи чаще всего тебе встречались в сказках о животных? Какой изображена лиса? Всегда ли она бывает хитрее других животных, удалось ли кому-нибудь хоть раз перехитрить её? Вспомни, какие герои народных сказок польстились на уговоры лисы. Как ты думаешь сложится ли дружба, если каждый из друзей живёт по пословице «Как аукнется, так и откликнется»?
Чаще всего в сказках встречаются: лиса, медведь, волк, заяц, петух, собака.
Лиса в сказках всегда показана хитрой и смекалистой. Она всё время норовит обмануть других.
Лиса обманывала медведя, волка, козла.
Удалось перехитрить лису тетереву. Также обхитрил лису рак в сказке «Лиса и рак», когда они бегали наперегонки. А дятел из сказки «Лиса и дятел» сумел натравить на лису собак.
Кот часто был в дружбе с лисой. А петух часто выступал спасителем зайца.
Если каждый из друзей живёт по пословице «Как аукнется, так и откликнется» то дружбы не получится. Ведь такие люди помнят обиды и пытаются отплатить за них. А настоящий друг всегда умеет прощать.
11. Попробуй описать героев из следующих сказок: