Что такое пестушка в литературе определение

Пестушки

ПЕ́СТУШКИ (от пестовать — нянчить, растить, холить) — один из видов устной поэзии для детей младенч. возраста: короткие стишки и песенки, к-рыми мать, бабушка, нянька сопровождают физич. движения, упражнения, способствующие развитию ребенка, элементарные игры с ним, убаюкивают проснувшегося ребенка, разводят ему руки или машут кистями, переваливают головку с ладони на ладонь, во время купания или когда хотят успокоить при ушибе и др. Одна из распространенных забав с маленькими — подбрасывание их на руках и качание на коленях под П. В П. много слов уменьшит., ласкат., звукоподражаний, шуточных мотивов («Потягунюшки, порастунюшки. «; «тюшки, тютюшки. «; «Чук, чук, чук, чук, наловил деди щук…»), создающих особенный эмоц. настрой — сочетание ласковой мягкости и здоровой жизнерадостности.

Смотреть что такое «Пестушки» в других словарях:

Малые жанры фольклора — Малые жанры фольклора это небольшие по объёму фольклорные произведения. В некоторых работах встречается определение детский фольклор, поскольку такие народные произведения входят в жизнь человека очень рано, задолго до овладения речью.… … Википедия

Фольклор детский — область народной культуры, своеобразный инструмент социализации ребёнка. История происхождения и развития Ф.д. не вполне изучена, но мн. исследования показывают его связь с календарной и семейной обрядовой культурой, в которую ребёнок… … Педагогический терминологический словарь

ФОЛЬКЛОР ДЕТСКИЙ — область нар. культуры, своеобразный инструмент социализации ребенка Генетически связанный с фольклором взрослых, Ф д вместе с ним прошел длительную историю развития, глубоко обусловленную бытом, образом жизни, пед. взглядами народа, уровнем и… … Российская педагогическая энциклопедия

ХВОЩ — муж. безлистое растенье Equisetum разных видов: E. arvense, пестышки, пестушки, пупыши; E. hyemale, щеть; Е. limasum, хвощевник; E. sylvaticum, ёлка, пестик; E. pratense, пестовник, железник, скрыпун, толкашка, сосенник, земляные орешки. Тощ как… … Толковый словарь Даля

русский фольклор — совокупность текстов русской народной культуры, передаваемых преимущественно изустно, имеющих статус безавторских, анонимных и не принадлежащих определённым отдельно взятым исполнителям, хотя известны имена некоторых ярких мастеров исполнителей:… … Литературная энциклопедия

Кумуляция (литературоведение) — У этого термина существуют и другие значения, см. Кумуляция. Кумуляция (в литературоведении и фольклористике) (лат. cumulatio–увеличение, скопление) термин, используемый в разных значениях: Способ построения композиций хроникальных и… … Википедия

Науменко Г.М. — Науменко Г.М. Георгий Маркович Науменко (род. 5 ноября 1945, Москва) русский фольклорист музыковед, этнограф, писатель. Член Союза композиторов России и Союза московских литераторов. Имеет музыкальное и педагогическое образование. Всю… … Википедия

Фольклор музыкальный Урала — многонац. по характеру, что обусловлено пестротой нац. состава нас. региона. Ареалы расселения народов на тер. У. переплетены между собой, это способствует возникновению разл. этнических контактов, проявляющихся и в муз. фольклоре. Наиб.… … Уральская историческая энциклопедия

НАРОДНАЯ ПЕДАГОГИКА — совокупность знаний и навыков воспитания, передающаяся в этнокультурных традициях, нар. поэтич. и худож. творчестве, устойчивых формах общения и взаимодействия детей друг с другом и со взрослыми. Заключая в себе многовековую бытовую культуру… … Российская педагогическая энциклопедия

Детский фольклор — специфич. область устной традиц. культуры, включающая 2 осн. пласта. 1) Фольклор, исполняемый взрослыми для детей (колыбельные песни, пестушки, потешки), 2) Фольклор, функционирующий непосредственно в дет. среде, в нек рой своей части… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

Источник

Я куплю тебе калач: примеры русских народных пестушек

Что такое пестушка в литературе определение. Смотреть фото Что такое пестушка в литературе определение. Смотреть картинку Что такое пестушка в литературе определение. Картинка про Что такое пестушка в литературе определение. Фото Что такое пестушка в литературе определениеПестушки – это короткие стишки, один из жанров устного народного творчества. Именно пестушками наши предки сопровождали жизнь самых маленьких: их рассказывали или напевали детям с рождения.

Есть специальные пестушки для пробуждения, потягивания, плача и так далее. Самые интересные мы собрали в новом материале.

Пестушка: определение жанра

» От потешки пестушка отличается тем, что потешка сопровождает игровые действия (ребенок хлопает в ладоши, скачет на коленях и так далее), а пестушка – неигровые, чаще действия взрослого.

Пестушки много веков использовали для развития младенца. Они дают эмоциональный контакт с мамой, развивают у ребёнка двигательную активность и тактильные ощущения, стимулируют развитие речи.

Примеры пестушек

Когда ребенок просыпается, приговаривают:

Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Масляна головушка,
Шелкова бородушка,
Что ты рано встаешь,
Деткам спать не даешь?

Когда ребенок проснется и потягивается, его поглаживают по животику и говорят:

Потягушечки, потянись,
Поскорей, скорей проснись.

Тяни холсты, потягивай,
В коробочку покладывай.
Это мамин холст, этот папин холст,
А Мишин холст с мышиный хвост.

На кота потягушки,
На дитя порастушки.

Что такое пестушка в литературе определение. Смотреть фото Что такое пестушка в литературе определение. Смотреть картинку Что такое пестушка в литературе определение. Картинка про Что такое пестушка в литературе определение. Фото Что такое пестушка в литературе определение

Распеленав ребёнка, пестуют:

Куй, куй, ковалек,
Подкуй чеботок:
На маленьку ножку
Золоту подковку.
Подай молоток
Подковать чеботок.

Кую, кую ножку,
Поеду в дорожку.
Надо ножку подковать,
Чтобы дома ночевать!

Приговаривают, когда моют ребенка:

Когда ребенок гулит, приговаривают:

Ах, поет, поет соловушка!
Ах, поет, поет молоденький;
Молоденький, хорошенький, пригоженький!

Говорят, когда ребенок начинает делать первые шаги:

Ногами топ-топ,
Глазами хлоп-хлоп.

Топ, топ, топ, топ,
Ходи-ходи ножкой
Твердо по дорожке.

— Ножки вы, ножки!
Куда вы бежите?
— Побегу по бору,
Тебе ягод наберу:
Черну черничку,
Алу земляничку.

— Ножки, ножки,
Куда вы бежите?
— В лесок по мошок:
Избушку мшить,
Чтобы не холодно жить.

***
Наша Катя маленька,
Катенька удаленька
Пройди, Катя, по дороженьке,
Топни, Катя, ноженькой!

Уходи с дороги, кот,
Наша Танечка идет.
Топ-топ, топ-топ
Наша Танечка идет,
Ни за что не упадет.
Топ-топ, топ-топ,
Вот какая Танечка.

Ножки, ножки
Бегите по дорожке,
Нарвите горошку.

Приговаривают, когда ребенок встает на ноги:

Дыбки-дыбок,
Скоро Танечке годок.

Приговаривают, когда расчесывают ребенку волосы:

Петушок-петушок,
Расчеши мне гребешок.
Ну, пожалуйста, прошу,
Я кудряшки расчешу.

Расти, коса, до пояса,
Не вырони ни волоса,
Расти, косонька, до пят,
Все волосыньки в ряд.
Расти, коса, не путайся,
Маму, дочка, слушайся.

Ребенка кормят:

В печи калачи,
Как огонь горячи.
Для кого калачи?
Для Галочки калачи,
Для Галочки горячи.

При ушибе ребёнка:

У кошки боли́,
У собаки боли́,
У лошадки боли́,
А у Ванюшки не боли́.

Когда ребёнку пора спать и он начинает зевать:

— Один зевок — на потолок,
Другой — на спинку,
Третий — на постельку!

Говорят, когда ребенок плачет:

Ты, Катюшечка, не плачь,
Я куплю тебе калач,
На шею повешу,
А потом утешу.

***
Ой, ну-ка, ну-ка, ну-ка,
Бай, бай, бай, бай,
Моя внучечка,
Золотая,
Спи, спи, спи, спи,
Успокойся,
Бабушку не тревожь,
Бабушку не беспокой.

Ой, унуненка, ой, унуненка,
Унучаточка, моя милая,
Ах, серденько моя жалкая,
Моя сладкая,
Моя ягодка ох, вкусная.
А дили, дили, дили,
На поличике блины.
Блины мазаные, не показанные.
Завтра праздник воскресенье,
Бабы пышек напекут,
И помажут и покажут,
А покушать не дадут.

Будешь плакать —
куплю лапоть!

***
Тише, тише, голубок,
Спи, мой маленький сынок.
Прилетит к тебе голубок,
Даст тебе сонок.

Спи дитя до вечера —
Тебе делать нечего.
Придет времечко-пора,
Разбужу тебя тогда.

Ласково обращаются к ребенку:

Наташенька,
Да ты, Машенька,
Да ты, хорошенька,
Да ты, пригоженька!

У нас Саша сын один,
Мы в обиду не дадим.
Пиджак сошьем
И гулять пошлем.

Ах ты деточка,
Золотая кветочка!
Виноградная веточка,
Сладкая конфеточка!

Ребёнок сидит на коленях у матери или у няни, которая берёт его ручки и, расправляя их горизонтально, приговаривает следующие стихи:

— Это — мамы сажень,
Это — папы сажень,
Это — бабушки сажень,
Это — дедушки сажень,
А это — нам пополам!

Как на Шуркиных мянинах
Пирогов напёкли.
Рострескавши,перековеркавши!
Этакой ширины!
Этакой узины!

Помахивают ручками ребенка, подражая движению крыльев:

Гулюшки летели,
На головку сели
Шшш.
Опять полетели!

Учат поднимать ручки и головку кверху:

Галки, галки, галки,
На головушку!

Медленно разводят ручки малыша в стороны и певуче приговаривают:

Лунь плывёт,
Лунь плывёт,
Лунь плывёт.

Подбрасывая ребёнка, приговаривают:

Чук, чук, чучки,
На горе — стручки,
Под горой — лопатки:
Вырвали ребятки.

***
Чук, чук, чук, чук,
Наловил дед щук,
Баба рыбку пекла,
Сковородка утекла.

Что такое пестушка в литературе определение. Смотреть фото Что такое пестушка в литературе определение. Смотреть картинку Что такое пестушка в литературе определение. Картинка про Что такое пестушка в литературе определение. Фото Что такое пестушка в литературе определение

Учат ребёнка прыгать или плясать:

Та, та, та, та, та,
Вышла кошка за кота:
Кот ходит по лавочке,
Водит кошку за лапочки;
Топы, топы по лавочке,
Цапы, цапы за лапочки.

***
Большие ноги
Шли по дороге:
Топ, топ, топ,
Топ, топ, топ.
Маленькие ножки
Бежали по дорожке:
Топ, топ, топ, топ, топ,
Топ, топ, топ, топ, топ!

***
Трататушички,
Да брякотушички.
Пошли плясать
Колобушички!

Источник

Малые жанры фольклора

Малые жанры фольклора — это небольшие по объёму фольклорные произведения. В некоторых работах встречается определение детский фольклор, поскольку такие народные произведения входят в жизнь человека очень рано, задолго до овладения речью.

Содержание

Виды малых жанров фольклора

Колыбельная песня

Колыбельная песня — один из древнейших жанров фольклора, на что указывает тот факт, что в нём сохранились элементы заговора-оберега. Люди верили, что человека окружают таинственные враждебные силы, и если ребёнок увидит во сне что-то плохое, страшное, то наяву это уже не повторится. Вот почему в колыбельной можно найти «серенького волчка» и других пугающих персонажей. Позже колыбельные песни утрачивали магические элементы, приобретали значение доброго пожелания на будущее. Итак, колыбельная песня — песня, с помощью которой убаюкивают ребёнка. Поскольку песня сопровождалась мерным покачиванием ребёнка, в ней очень важен ритм.

Пестушка

Пестушка (от слова пестовать, то есть нянчить, холить) — короткий стихотворный напев нянюшек и матерей, каким они сопровождают действия ребёнка, которые он совершает в самом начале своей жизни. Например, когда ребёнок проснётся, мать гладит, ласкает его, приговаривая:

Потягунюшки, порастунюшки,
Поперек толстунюшки,
А в ручки фатюнюшки,
А в роток говорок,
А в головку разумок.

Когда ребёнок начинает учиться ходить, говорят:

Большие ноги
Шли по дороге:
Топ, топ, топ,
Топ, топ, топ.
Маленькие ножки
Бежали по дорожке:
Топ, топ, топ, топ,
Топ, топ, топ, топ!

Потешка

Примеры

Вариант 1
Сорока-ворона, (водя пальчиком по ладошке)
Сорока-ворона,
Деткам отдала.
(загибают пальчики)
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
А этому не дала:
— Зачем дров не пилил?
— Зачем воду не носил? [1]

Вариант 2 (фигурирует в мультфильме «Песенка мышонка»):
Сорока-ворона
Кашу варила,
Деток кормила:
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
А этому не дала.

«Ладушки» (на ударных слогах хлопают в ладоши)

Ладушки-ладушки, где были? У бабушки!
А что ели? Кашку!
А что пили? Бражку!
Кашка масленька!
Бражка сладенька!
(Бабушка добренька!)
Попили, поели, ш-у-у-у.
Шуууу. (Домой) Полетели!
На головку сели! («Ладушки» запели)
Сели посидели,
Дальше (Домой) полетели.

Прибаутка

Прибаутка (от баять, то есть рассказывать) — стихотворная, короткая, весёлая история, которую рассказывает мама своему ребёнку, например:

Сова, совинька, сова,
Большая голова,
На колу сидела,
В стороны глядела,
Головой вертела.

Пословицы

Дорога ложка к обеду.
Волка бояться в лес не ходить.
Рыбак рыбака видит издалека.
Без труда не вытащишь рыбу из пруда.
У страха глаза велики.
Глаза боятся, а руки делают.
Под лежачий камень вода не течёт.
Не надобен клад, коли в семье лад.
Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей.
Старый друг лучше новых двух.
Друзья познаются в беде.
Знал бы, где упадёшь, — соломки бы подстелил.
Мягко стелешь, да жёстко спать.
Родина — мать, умей за неё постоять.
Семеро одного не ждут.
За двумя зайцами погонишься — ни одного не поймаешь.
Пчела мала, но и та работает.
Хлеб всему голова.
В гостях хорошо, а дома лучше.

Для игр были специальные песни. Игры могли быть:

Пример целовальной игры:

Селезень

Селезень утку загонял,
Молодой серу загонял,
Пойди, Утица, домой,
Пойди, Серая, домой,
Утя семеро детей,
А восьмой Селезень,
А девятая сама,
Поцелуй разок меня!

В этой игре «Утка» становилась в центр круга, а «Селезень» снаружи, и играли подобно игре «кошки-мышки». При этом стоящие в хороводе пытались не впускать в круг «селезня».

Заклички

Заклички — один из видов закликательных песен языческого происхождения. Они отражают интересы и представления крестьян о хозяйстве и семье. Например, через все календарные песни проходит заклинание богатого урожая; для себя же дети и взрослые просили здоровья, счастья, богатства.

Заклички представляют собой обращение к солнцу, радуге, дождю и другим явлениям природы, а также к животным и особенно часто — к птицам, которые считались вестниками весны. Притом силы природы почитались как живые: к весне обращаются с просьбами, желают её скорейшего прихода, на зиму сетуют, жалуются.

Жаворонки, жавороночки!
Прилетите к нам,
Принесите нам лето теплое,
Унесите от нас зиму холодную.
Нам холодная зима надоскучила,
Руки, ноги отморозила.

Считалка

Считалка — небольшой стишок, форма жеребьёвки, с помощью которой определяют, кто водит в игре. Считалка — элемент игры, который помогает установить согласие и уважение к принятым правилам. В организации считалки очень важен ритм.

Аты-баты, шли солдаты,
Аты-баты, на базар.
Аты-баты, что купили?
Аты-баты, самовар.
Аты-баты, сколько стоит?
Аты-баты, три рубля
Аты-баты, он какой?
Аты-баты, золотой.
Аты-баты, шли солдаты,
Аты-баты, на базар.
Аты-баты, что купили?
Аты-баты, самовар.
Аты-баты, сколько стоит?
Аты-баты, три рубля.
Аты-баты, кто выходит?
Аты-баты, это я!

Скороговорка

Скороговорка — фраза, построенная на сочетании звуков, затрудняющих быстрое произношение слов. Скороговорки ещё называют «чистоговорками», поскольку они способствуют и могут использоваться для развития дикции. Скороговорки бывают как рифмованные, так и нерифмованные.

Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка губа бела была тупа.

От топота копыт пыль по полю летит.

Загадка

Загадка, как и пословица, представляет собой краткое образное определение предмета или явления, но в отличие от пословицы она даёт это определение в иносказательной, нарочито затемнённой форме. Как правило, в загадке один предмет описывается через другой на основе схожих черт: «Висит груша — нельзя скушать» (лампа). Загадка может представлять собой и простое описание предмета, например: «Два конца, два кольца, а посередине гвоздик» (ножницы). Это и народная забава, и испытание на смекалку, сообразительность.

Роль загадок и прибауток играли и небылицы-перевертыши, которые для взрослых предстают как нелепицы, для детей же — смешные истории о том, чего не бывает, например:

Из-за леса, из-за гор Едет дедушка Егор. Он на сивой на телеге, На скрипучем на коне, Топорищем подпоясан, Ремень за пояс заткнут, Сапоги нараспашку, На босу ногу зипун.

Общая история

Устное народное творчество (фольклор) существовало ещё в дописьменную эпоху. Произведения фольклора (загадки, скороговорки, небылицы и др.) передавались устно. Запоминали их со слуха. Это способствовало возникновению разных вариантов одного и того же фольклорного произведения.

Устное народное творчество являет собой отражение жизни, быта, поверий древних людей. Произведения народного творчества с самого рождения сопровождают человека. Они способствуют формированию и развитию ребёнка.

Ссылки

См. также

Примечания

Что такое пестушка в литературе определение. Смотреть фото Что такое пестушка в литературе определение. Смотреть картинку Что такое пестушка в литературе определение. Картинка про Что такое пестушка в литературе определение. Фото Что такое пестушка в литературе определение

Что такое пестушка в литературе определение. Смотреть фото Что такое пестушка в литературе определение. Смотреть картинку Что такое пестушка в литературе определение. Картинка про Что такое пестушка в литературе определение. Фото Что такое пестушка в литературе определение

Полезное

Смотреть что такое «Малые жанры фольклора» в других словарях:

Жанры поэзии Лермонтова — ЖАНРЫ поэзии Лермонтова. Лит. деятельность Л. протекала в эпоху разрушения и диффузии жанровой системы 18 в., и его творч. наследие далеко не всегда поддается жанровой классификации, отражая в то же время поиски новых форм. Ученич. лирика Л.… … Лермонтовская энциклопедия

Мелетинский, Елеазар Моисеевич — Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей. Елеазар Мо … Википедия

Елеазар Моисеевич Мелетинский — (22 октября 1918, Харьков 16 декабря 2005, Москва) российский учёный филолог, историк культуры, доктор филологических наук, профессор. Основатель исследовательской школы теоретической фольклористики. Содержание 1 Биография 2 Сочинения … Википедия

Елеазар Мелетинский — Елеазар Моисеевич Мелетинский (22 октября 1918, Харьков 16 декабря 2005, Москва) российский учёный филолог, историк культуры, доктор филологических наук, профессор. Основатель исследовательской школы теоретической фольклористики. Содержание 1… … Википедия

Мелетинский — Мелетинский, Елеазар Моисеевич Елеазар Моисеевич Мелетинский (22 октября 1918, Харьков 16 декабря 2005, Москва) российский учёный филолог, историк культуры, доктор филологических наук, профессор. Основатель исследовательской школы теоретической… … Википедия

Мелетинский, Елеазар — Елеазар Моисеевич Мелетинский (22 октября 1918, Харьков 16 декабря 2005, Москва) российский учёный филолог, историк культуры, доктор филологических наук, профессор. Основатель исследовательской школы теоретической фольклористики. Содержание 1… … Википедия

Мелетинский Е. — Елеазар Моисеевич Мелетинский (22 октября 1918, Харьков 16 декабря 2005, Москва) российский учёный филолог, историк культуры, доктор филологических наук, профессор. Основатель исследовательской школы теоретической фольклористики. Содержание 1… … Википедия

Мелетинский Е. М. — Елеазар Моисеевич Мелетинский (22 октября 1918, Харьков 16 декабря 2005, Москва) российский учёный филолог, историк культуры, доктор филологических наук, профессор. Основатель исследовательской школы теоретической фольклористики. Содержание 1… … Википедия

Мелетинский Елеазар Моисеевич — Елеазар Моисеевич Мелетинский (22 октября 1918, Харьков 16 декабря 2005, Москва) российский учёный филолог, историк культуры, доктор филологических наук, профессор. Основатель исследовательской школы теоретической фольклористики. Содержание 1… … Википедия

Фольклор — (англ. folklore «народная мудрость») народное творчество, чаще всего именно устное; художественная коллективная творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы; создаваемые народом и бытующие в народных… … Википедия

Источник

Пестушки :: Общие сведения

Согласно правилам народной педагогики, чтобы воспитать физически здорового, жизнерадостного и любознательного человека, в ребёнке необходимо поддерживать в часы его бодрствования радостные эмоции. На первых порах, пока ребёнок не понимает ещё смысла слов, это достигается с помощью некоторых физических приёмов, в чём-то напоминающих физзарядку. Распеленав ребёнка, мать или няня обеими руками, слегка сжимая тело ребенка, проводит несколько раз от шейки до ступней ног. Этот своеобразный массаж помогает восстановить кровообращение, возбудить жизнедеятельность всего организма, что очень важно в период первоначального роста. Не каждая мать осознаёт необходимость этой процедуры, из сотни одна объяснит ли её физиологическое значение, но народная педагогика эмпирическим путём пришла к убеждению в безусловной полезности этого приёма и закрепила его в поэтических произведениях, передающихся из поколения в поколение. Мать забыла бы, когда и как необходимо проделывать эту процедуру, как дозировать время, если бы на помощь ей не пришла незамысловатая песенка:

Потягунюшки, порастунюшки,
Поперёк толстунюшки,
А в ножки ходунюшки,
А в руки фатунюшки,
А в роток говорок,
А в голову разумок.

Стишок прост. Исполнение его не требует ни усиленной работы памяти, ни особых вокальных данных, но в нём есть всё: понимание значения этого приёма и для роста организма («Потягунюшки, порастунюшки, Поперёк толстунюшки»), и для развития двигательных функций ребёнка («А в ножки ходунюшки, А в ручки фатунюшки»), и для умственного и нравственного развития («А в роток говорок, А в голову разумок»). Знания, закреплённые в поэтическом произведении, служат средством передачи культурного наследства от одного поколения к другому, служат руководством к действию любой молодой матери или пестунье.

Для упражнения мышц рук и закрепления двигательных навыков применяется приём медленного разведения рук ребёнка, как бы имитация плавания. Упражнение весьма полезное и нужное. И снова оно закрепляется в народной жизни не в виде отвлечённого вывода, а воплотившись в примитивную песенку, сообразуясь с тактом которой, и производятся необходимые движения:

Лунь плывёт,
Лунь плывёт.

По мере подрастания ребёнка упражнения усложняются. Это закрепляется в более сложном тексте пестушки:

Тятеньке – сажень,
Маменьке – сажень,
Дедушке – сажень,
Бабушке – сажень,
Брату – сажень,
Сестрице – сажень,
А Колюшке –
Большую, набольшую.

Заботясь об укреплении мышц торса, о развитии смелости у ребенка, его часто «тютюшкают», то есть, посадив на ладонь одной руки и поддерживая другой рукой грудь, ребёнка подбрасывают вверх, удерживая одной рукой, а затем подхватывают второй. Этот приём закреплён в целом ряде ритмически чётко построенных стишков. Некоторые из них достигают хорошей художественной формы:

Чук, чук, чук, чук,
Наловил дед щук,
Баба рыбку пекла,
Сковородка утекла.

Ребёнок начинает воспринимать материнскую речь не как мелодический набор звуков, а как сигналы, имеющие определённое смысловое значение, и мать уже использует это: она не просто берёт ребёнка на руки, а протягивает к нему руки и приговаривает или припевает: «Ручки, ручки, дай рученьки. »

Приговоры эти не отличаются ни поэтическими достоинствами, ни оригинальностью, ни разнообразием, но ребёнок всегда стремится на руки к матери, делает отчаянные движения ручонками, чтобы коснуться материнских рук, постепенно вырабатывает умение управлять движением своих рук. Слово матери (пестуньи), отразившись в сознании ребёнка, вызывает определенное представление о материнской ласке, волевой сигнал даёт команду органам движения, ребёнок делает хватательные или иные движения руками. Таким образом, примитивная поэтическая схема закрепила в народном сознании очень важный как для физического развития ребёнка, так и для развития второй сигнальной системы педагогический приём.

У ребёнка очень рано проявляются стремления к движению, и мать, идя навстречу его желаниям, ставит его на ножки, поддерживая за грудку или ручки, и приговаривает:

Дыбки, дыбок,
Скоро Сашеньке – годок!

Эти упражнения укрепляют мышцы ног, учат ребёнка держаться в вертикальном положении, управлять движениями ног и т.д.

Во всех этих произведениях заложены выработанные многовековой педагогической практикой народа знания по физическому воспитанию детей. Но собственно учительный элемент их весьма скуден. Произведения этого рода призваны привести в определённую систему правила физического воспитания, пестования и, хотя не очень многочисленны, составляют жанр пестушек. «Пестовать. – по словарю В. И. Даля, – (от питать? или не от пясть ли, от носки на руках?), нянчить, носить, вынашивать на руках ребёнка, воспитывать, растить, холить, ходить за ним, быть дядькою, дядьковать. Не смешивать, в производных, с пест, толкач. »

Наиболее правильно поняла специфику произведений этого рода О.И. Капица и выделила их в особую группу. Её точку зрения разделил и В.П. Аникин.

Пестушкам присущи все жанровые черты. Произведения этой группы имеют строго определённую бытовую функцию: они являются сводом приёмов физического воспитания, разработанных народной педагогикой. Им присуще своеобразное построение, определяемое характером и кратностью физических упражнений, необходимых ребёнку в тот или иной момент. Они имеют отличное от родственных жанров содержание. В колыбельных песнях или забота о судьбе ребёнка, о его настоящем и будущем, или раздумья, переживание матери; в потешках значительное место занимают учительный и развлекательный элементы. Ни то, ни другое не свойственно пестушкам. Содержание пестушек конкретно и касается только вопросов физического воспитания, только тех действий, которые производятся, их ожидаемых результатов.

Пестушки не всегда рифмованы, но если имеется рифма, то она, как правило, парная («дыбок – годок», «ходунюшки – фатунюшки»). В смежных, не рифмованных между собой стихах применяется внутренняя рифма («В лесок по мошок»). Поэтизация текста достигается средствами повтора («Лунь плывёт, лунь плывёт»). Иногда с помощью многократного повтора одного и того же слова достигается музыкально-звуковая орнаментовка текста, например в пестушке «Тятеньке – сажень» повтором слова «сажень».

Пестушки кратки. Обычно это одно простое распространенное или сложносочиненное предложение. Диалогическая форма встречается редко и является исключением («Ножки, ножки, куда вы бежите? – В лесок но мошок. »).

К пестушкам примыкают полные наивной простоты и обаяния заговоры-шутки. Купают ребёнка и, чтобы он не плакал при окачивании водой, весело приговаривают:

С гуся вода,
С Пети худоба,
С гуся вода,
С Пети худоба.

Если ребёнок ушибся, что бывает почти ежедневно, он ищет защиты, спасения от боли у матери. И мать, дуя на больное место или поглаживая его, приговаривает!

У сороки боли,
У вороны боли,
У Феденьки заживи.

Все эти заговоры носят подчёркнуто шуточный характер, но в силу веры ребёнка в могущество матери помогают, успокаивают его.

Некоторые пестушки, усложняясь, развивая игровое начало, переходят в жанр потешек.

Пестушки русского фольклора

Пестушки – что это такое в литературе? Определение пестушки (не из википедии).

Почему пестушку назвали пестушкой? Этимология слова «пестушка».

Когда появились пестушки на Руси?

Пестушки как отдельный жанр устного народного творчества (фольклора). Характеристика жанра, классификация пестушек.

Чем пестушка отличается от считалки и в чём их сходства.

Какие пестушки были в старину на территории Вологодской, Вятской, Орловской области и Алтайского края?

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *