Что такое пестушка в литературе
Потешки
Такое определения для этих элементов народного фольклора можно дать для детей 2 класса на уроке литературного чтения.
Когда ребенок начинает понимать речь, узнавать близких, его забавляют песенками и короткими стишками-пестушкам и. Их назначение – вызвать у ребенка радостные, бодрые эмоции.
За ними следуют потешки – песенки и стихи к первым играм ребенка с пальцами, ручками, ножками. Позднее наступает черед прибауток – песенок и стихов, интересных прежде всего своим занятным содержанием, затем сказок.
Проснувшегося, уставшего от неподвижности и пеленок малыша, распеленав, пестунья взбадривала, поглаживая вдоль тельца и приговаривая пестушку:
Потягунушки,
Порастунушки,
Поперек толстунушки,
А в ножки ходунушки,
А в ручки хватунушки,
А в роток говорок,
А в головку разумок.
Когда ребёнок гулит или агукает, приговаривают:
Ах, поёт, поёт
Соловушка!
Ах, поёт, поёт
Молоденький;
Молоденький,
Хорошенький,
Пригоженькой!
Когда ребёнок проснется и потягивается, его гладят по животику, приговаривая:
Когда ребёнок начинает становиться на ножки:
Дыб, дыб, дыбочек,
На первый годочек!
Когда ребёнок учится ходить:
— Ножки, ножки,Куда вы бежите?
— В лесок по мотом
Избушку мшить,
Чтобы не холодно жить.
Движениями детских ручек изображают растягивание холста и говорят:
Тяни холсты,
Тяни холсты,
На рубашечку,
На столешничек.
Мать или няня сажает ребёнка на колени и, держа его за ручки, покачивает то к себе, то — от себя, приговаривая:
Тоню тяну,
Рыбу ловлю,
В кошель кладу,
Домой несу:
Щýрки в кýчки,
Плотички в полички»
Один ершок
—Да и тот в горшок.
Щей наварю,
Николая накормлю,
Спите-тко, ребята,
Не чухкайте.
Взяв ребёнка, его качают вверх и вниз, напевая и приговаривая:
А тпру, тпру, тпру!
А тпру, тпру, тпру!
Не вари кашу круту,
Вари жиденькую,
Вари мяконькую,
Да молошненькую.
Тюшки, тютюшки,
На горе пичужки.
Там Ванюшка был,
Пичужку, поймал.
А тари, тари, тари!
Куплю Маше янтари,
Останутся деньги,
Куплю Маше серьги,
Останутся пятаки,
Куплю Маше башмаки,
Останутся грошики,
Куплю Маше ложки,
Останутся полушки,
Куплю Маше подушки,
По ровненькой дорожке,
По кочкам,по кочкам
—Да бух!
Ребёнка водят под мышки или за ручки вдоль лавочки, приговаривая:
Три-та, та, три-та, та!
Вышла кошка за кота.
Ходит кот по лавочке,
А кошечка по подлавочке,
Ловит кота за лапочки:
— Ох ты, котик, коток,
Крутолобенький!
Поиграй ты, кот, со мной,
С Машкой, кошкой молодой!
Ребёнка качают, посадив к себе на колени, и приговаривают:
Скок-поскок!
Молодой дроздок
По водичку пошёл,
Молодичку нашёл,
Молодиченька,
Невеличенька:
Сама с вершок,
Голова с горшок.
Шу-вы! полетели,
—На головушки и сели.
Изображая пальцами правой руки рога, слегка щекочут ими ребёнка и припевают:
Идёт коза рогатая,
Идёт коза бодатая:
Ножками: топ! топ!
Глазками: хлоп, хлоп!
Кто кашки не ест,
Кто молока не пьёт,
Того забодает, забодает.
Взяв ручки ребёнка, хлопают ими в ладоши, в такт, а при последних словах ручки разводят и подымают на голову ребенка:
— Ладушки, ладушки!
— Где были?
— У бабушки.
— Что ели?
— Кашку.
— Что пили?
— Бражку.
Кашка сладенька,
Бражка пьяненька,
Бабушка добренька.
Попили, поели,
—Шу-у-у — полетели,
На головушку сели.
Берут у ребёнка ручку и водят по ладошке указательным пальцем и приговаривают:
Сорока, сорока,
Сорока-белобока
Кашку варила,
На порог скакала,
Гостей созывала.
Гости не бывали,К
ашки не едали.
Всё своим деткам отдала.
Указывая на каждый палец руки, начиная с большого, приговаривают:
Этому дала на блюдечке,
Этому на тарелочке,
Этому на ложечке,
Этому поскрёбышки.
Останавливаясь на мизинце, добавляют:
А этому нет ничего.
А ты мал малéнек:
За водицей не ходил,
Дров не носил,
Кашки не варил.
Разводя ручки в стороны и затем быстро положив на головку, говорят:
Шу-у-у, полетели
—На головушку сели.
Перебирают по очереди пальчики ребёнка и приговаривают:
Большаку дрова рубить (большой палец),
А тебе воды носить (указательный),
А тебе пéча топить (безымянный),
А малышке песни петь (мизинец),
Песни петь да плясать,
Родных братьев потешать.
Песни петь да плясать,
Родных братьев потешать.
Перебирают пальцы и при этом говорят:
Идут четыре братаНавстречу старшему.
— Здравствуй, большак! — говорят,
— Здорово, Васька-указка,
Мишка-серёдка,
Гришка-сиротка
Да крошка Тимошка.
Эмпирическим путем пришли женщины к пониманию необходимости массажа, ласкового прикосновения к малышу. А массаж вдвойне приятен и ребенку, и матери, если в такт движениям произносится такой славный и ласковый стишок. Для развития координации движений и укрепления мышц практическая народная педагогика и медицина выработали целый комплекс упражнений, сопровождаемых пестушками.
Скучными могут показаться самые правильные и научно обоснованные физические упражнения по сравнению с теми, что сопровождаются такими приговорами: «Лунь плывет, лунь плывет. », «Лебеди летели, лебеди летели. » А сколько радости подрастающему ребенку доставляет пестушка «Тяни холсты»! В ней никто не забыт, всем членам семьи досталось по сажени, а самому малому – больше всех! А вот уже весело «отплясывает» ребенок, сидя на ладони у матери, поддерживающей его другой рукой за грудку, под задорную песенку: «Трататушки, тра-тата, вышла кошка за кота. »
Становится ребенок на ножки, делает первые шаги, начинает говорить – каждый столь важный этап в его развитии сопровождается пестушками. Пестушкам близки и шуточные заговоры, они сопровождают купание ребенка; окатывая его водой, мать приговаривает: «С гуся вода, с Лети худоба»; утешает, если он ушибся: «У сороки боли, у Сани заживи. »
На втором году жизни ребенка ждут новые радости – знакомство с потешками – элементарными играми: «Ладушки», «Сорока-ворона», «Коза рогатая». В них подчас содержится наставление: в потешке-сказочке «Сорока-ворона» фантастическая птица щедро кормит всех кашей, кроме одного – того, что ленился и не работал вместе со всеми.
Играя с пальчиками ребенка, его приучают к счету: «Один палец, другой палец. » Постепенно приходит пора сказок.
По материалам книги: Русский фольклор. Песни, сказки, былины, прибаутки, загадки, игры, гадания, сценки, причитания, пословицы и присловья. В. Аникин
Что такое пестушка в литературе
Очень часто рутинные занятия, повторяющиеся изо дня в день, утомляют родителей. Безусловно, можно пригласить на дом массажиста или прогуляться с малышом на массаж, но ничто не заменит маминых рук. Чтобы это приносило радость обоим, мы предлагаем делать зарядку с пестушками. Слово «пестушки» образовано от глагола «пестовать» – то есть нянчить, носить на руках, заниматься.
Пестушки – это короткие ритмизированные песенки, сопровождающие действия взрослого по уходу за ребенком. И если колыбельная песня поется перед сном для успокоения ребенка, то пестушка – в момент пробуждения, дневного бодрствования и предполагает активное взаимодействие взрослого и малыша.
При пестовании чудесным образом соединяется тактильный и эмоциональный контакт со словом и передаваемым им эмоциональным образом. Самое важное, что ребёнок ощущает части своего тела в живом контакте с руками матери, в тесном эмоциональном взаимодействии с ней. Дети, не получившие этот опыт телесно-тактильного взаимодействия, впоследствии испытывают «тактильный голод», ластятся к педагогам, обнимают мягкие игрушки и пр.
Начнем с общих движений
Малыш проснулся или, напротив, залежался и раскапризничался, а мы ему поможем, положим его на спинку, поймаем его взгляд глаза в глаза, улыбнемся и начнем зарядку. Погладим его вдоль всего тельца сверху вниз, приговаривая:
Потягунушки,
Потягунушки,
Поперёк толстунушки,
А в ножки – ходунушки, (постукиваем по стопам)
А в ручки – хватунушки, (даем малышу схватиться за пальчики и потягиваем к себе)
А в роток – говорок, (дотрагиваемся до ротика малыша)
А в головку – разумок (поглаживаем по голове).
Так в игре с мамой ребёнок впервые узнает о том, что у него есть ручки и ножки, и о том, зачем они ему нужны. Взрослый объясняет, что ручки – «хватунюшки», а ножки – «ходунюшки», что в роток – «говорок», а в головку – «разумок». Схватившись инстинктивно за ваши пальцы, малыш поймет, что это его ручки, если вы потяните их слегка к себе. Для становления осмысленного образа собственного тела очень важно, что в пестушках отдельные части тела называются и связываются с определенным местом на теле ребёнка.
Берем ручки малыша в свои и нежно разводим их широко в стороны и сводим, приговаривая: «Батюшке – сажень! Матушке – сажень! Братцу – сажень! Сестрице – сажень! А Ванечке – долга, долга, долга!». Сводим и разводим ручки столько раз, сколько это приятно и полезно ребенку. Поэтому мы успеем перечислить всех членов семьи, которых знает и любит малыш.
Эта очень простая пестушка на самом деле полна самыми разными смыслами и помогает развивать ребенка в самых разных областях.
Познавательное развитие. Действие разведения рук в стороны связывается с процессом измерения воображаемой длины холста, каждый размах рук сопровождается приговором «сажень». Старинная мера длины сажень равняется полному размаху рук взрослого человека. То есть ребенку дается знание и о мере длины, и о способе ее отмеривания.
Социально-коммуникативное развитие. В пестушке последовательно перечисляются все члены семьи ребенка: мама, папа, бабушка, дедушка, братец, сестрица и даже крестные. Но отмеренную «сажень» ребёнок как бы раздаёт отцу, матери и другим членам семьи в благодарность за уход. Последовательное перечисление, именование всех родственников связано с действием одаривания. А это уже можно отнести к становлению начал нравственного поведения ребенка. А то, что остальное множество холста («долга, долга, долга») отдаётся ребёнку, вновь ставит его в смысловой центр семьи, а метод быстрого переключения внимания ребёнка (щекотка, смех) позволяет избежать прямого наставления.
Речевое развитие. Очевидно, что, если бы данные движения проходили в полной тишине или под счет, о речевом развитии речь бы не велась. Здесь же ребенок осваивает словарный запас, обогащая его словами, означающими меры длины и пр. Особое внимание необходимо уделить способам словообразования – уменьшительно-ласкательными суффиксами, многие из которых значительно обогащают нашу речь.
Художественно-эстетическое развитие. Любая пестушка проговаривается ритмизировано, слегка нараспев, что влияет на развитие музыкальности ребенка.
И, наконец, физическое развитие, – та область, на которую, собственно, и направлены основные действия в этом упражнении.
Делая простейший массаж, взрослый приговаривает ритмические стишки, в которых действию даётся образное объяснение. Каждое действие сопрягается с образом. Например, при разведении и сведении ручек ребёнка приговаривают: «Лунь плывет, лунь плывет» или «Уточки, уточки плавали, плавали; полетели, полетели, на головушку сели». Ребёнок ещё не представляет себе ни луня, ни уточек, ни птичек, но его уже учат мыслить образами, соотносить себя, свои действия с природой, окружающим миром.
А мы начнем поклоны. Их можно делать в положении лежа на спинке с младенцами или стоя, с детьми постарше, на столе. Ребенка крепко прижимаем к себе, спиной к маминому животу, одной рукой фиксируем его ножки, и осторожно делаем поклоны, приговаривая:
Дедушке – поклон,
Бабушке – поклон,
Папе – поклон,
Маме – поклон,
Братцу – поклон,
Сестрице – поклон,
А нашему/нашей деточке – расти большой!
Если малыша нельзя пока ставить на ножки, то это упражнение выполняется как присаживание. Берем его за ручки и осторожно поднимаем до положения сидя и опускаем опять на спинку.
Теперь тянем холсты – сводим перекрестными движениями правую ножку с левой ручкой и наоборот, приговаривая:
Тяни холсты, потягивай!
В коробочку покладывай!
Тяни холсты на рубашечку!
Тяни холсты на столешничек!
Если малыш уже сидит, то самое время слегка расслабиться.
Посадите малыша на подушку.
С этими словами завалите малыша и покачайте, поваляйте, чтобы он рассмеялся и расслабился.
Малыша, который осваивает переворачивание, тоже можно поддержать пестушкой.
Толкачики-рогачики,
Толкачики-рогачики,
Перевертушки!
Малыш лежит на спине. На первые две строки мы упираем и слегка подталкиваем ножки малыша, чтобы он почувствовал ладонь взрослого. На третьей строке – «Перевертушки!», заводим правую ножку над левой и, поддерживая малыша, стимулируем переворот на живот. Возвращаемся на спинку и повторяем упражнение в левую сторону.
Эта же пестушка поможет нам сделать упражнение «велосипедик».
Готовимся к ходьбе
Делаем легкий массаж стоп. Постукиваем пальчиком или ребром ладони по стопам малыша и приговариваем:
Коваль, коваль, ковалек,
Подкуй Мане сапожок.
А мне некогда ковать,
Мне мосточки мостить,
Серебром гвоздить.
Коваль, коваль, ковалек,
Подай, баба, молоток.
Не подашь молоток,
Не подкуешь чеботок.
Теперь можно ножки опробовать на крепость. Поставим малыша на ножки, поддерживая под мышки или за ручки, водим малыша по лавочке или пеленальному столику, на котором и делаем зарядку.
Рита-рита-рита-та,
Вышла кошка за кота.
За кота-котовича,
За Петра Ивановича!
Ходит кот по лавочке,
Ведет кошку за лапочки!
Топы-топы по лавочке,
Цапы-цапы за лапочки!
Если у малыша есть силы и желание, можно с ним попрыгать.
Ай, скок, поскок,
Молодой груздок,
По водичку пошёл,
Молодичку нашёл,
Целовал, миловал,
Да к себе прижимал.
Теперь можно приобнять малыша и понежиться с ним.
Для самых маленьких
Если же младенец еще мал для хождения, то завершить зарядку и массаж можно лежа на животе, поглаживая спинку, постукивая по ней согнутыми пальцами.
Идет Бай по стене,
Несет короб на спине.
В коробе сапожки –
На маленькие ножки (лучше назвать имя малыша),
Топать по дорожке.
Эти-то сапожки
Ни малы, ни велики,
На ножки не лезут.
В лес Бай побежал,
Себе лык надрал,
Нашим ребятишкам
Наплел по лаптишкам,
И за каждый лапоток
Просит грошиков пяток.
Мы дадим ему пятак,
Он отдаст нам лапти так!
Переверните малыша на спинку и опять установите эмоциональный контакт глаза в глаза. Можно завершить зарядку бодалкой:
И свои лбом коснитесь лобика малыша.
Зарядка закончена. Но можно еще много раз за день развлекать малыша потешками и пестушками, осваивая удивительный мир родной культуры.
Автор: Анна Борисовна Теплова,
кандидат педагогических наук,
ведущий научный сотрудник
Института воспитания РАО
© 2021 Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования»
Что такое пестушка?
Что означает слово «пестушка»? Об одном из порождений материнского фольклора, его роли в развитии малыша, а также других жанрах поэзии пестования — речь в этой статье.
Что называют пестушкой
Пестушки — короткие стишки для самых маленьких. Их рассказывают в бодром ритме, сопровождая поглаживанием или ласковым прикосновением к малышу.
Их приговаривают, помогая ребенку потягиваться после сна.
Пестушки, как и колыбельные, — направление материнского фольклора. Оно появилось как инструмент ухода за малышами. В основе лежит ласковое складное обращение к ребенку, которое веками создавали и развивали бабки да мамки, нянчившие детей. Об этом говорит название, произошедшее от слова «пестовать». Оно означает — растить, нянчить, лелеять, воспитывать. Поэтому воспитателей раньше называли «пестунами».
Роль пестушек в развитии ребенка
Особенность и важность пестушек состоит в том, что они всегда сопровождают движение.
Их приговаривают, помогая ребенку потягиваться после сна, акцентируя внимание на массаже ручек, ножек, спинки. Взрослые делают движения, которые малышу пока недоступны.
Для каждой части тела и момента жизни младенца создаются свои стишки, которые и нянчат, и развивают ребенка. Сочетая в себе игру и физическую активность, становятся первой зарядкой малыша. В атмосфере любви и заботы быстрее осваиваются движения, навыки общения, звуки и мелодика родного языка.
Народная педагогика обрела легкую и доступную форму.
Кормление, купание, умывание проходят под мамин или бабушкин стишок, который учит различать «хорошо-плохо», закладывая фундамент морали.
Примеры пестушек
Придумано много забавных стихотворений обо всех частях тела, от пяток до макушки:
Замечательные стишки про «плечики человечика»:
Или такие, под которые противное одевание пройдет незаметно:
Благодаря ненавязчивому шутливому общению малыш легко усваивает информацию, приспосабливается к окружающему миру, растет, узнавая новые жанры материнского фольклора: потешки, прибаутки, заклички, загадки, скороговорки. Все они неразрывно связаны, перетекая друг в друга в ходе развития народного творчества.
Пятки, розовые пятки, поиграем с мамой в прятки.
Вопросы и ответы
Кто такой пестунчик?
Так ласково называли подопечных пестунов, их питомцев-любимчиков.
Чем пестушка отличается от потешки?
«Подросшую» пестушку называют потешкой. Это — песенка-игра. Она тоже развлекает — «потешает». Но отличается тем, что предполагает ответ ребенка в виде действия.
Чем пестушка отличается от прибаутки?
Еще одна «родственница» пестушек и потешек — прибаутка, краткий переходный вариант сказки. Смешной диалог или рассказ отличается от пестушки обязательной сюжетной линией. Их рассказывают деткам постарше с познавательной целью.
Частный случай прибауток — небылицы: смешные невероятные истории.
Они интересны детям в том возрасте, когда уже можно понять явную несуразность ситуации.
К поэзии пестования относятся и заклички. Название происходит от слова «клич» и содержит призыв, просьбу к природе: идти дождику, светить солнышку.
Есть ли пестушки для взрослых?
После экскурса в историю, этот вопрос можно считать риторическим. Хотя почему нельзя в шутку пестить и немаленькие ручки-ножки? Или от большой любви: для матери дети — всегда дети.
Какие названия у самых популярных пестушек?
Воспоминания детства — «Сорока-ворона», «Петя-петушок», «Коза рогатая», «Ладушки».
Возможно, пестушки запомнились, чтобы легче было растить новое поколение пестунчиков?
Это забытое слово — пестовать
Что значит пестовать? Русские народные пестушки.
Пестовать — что это означает
Наши дедушки и бабушки не занимались воспитанием детей в общепринятом смысле этого слова. Детей пестовали. У славянских народов, да и у большинства других есть колыбельные, потешки, прибаутки, всевозможные игры с ручками, ножками, ладошками. А пальчиковые игры это вообще — народная мудрость. Раньше, эта традиция – пестовать, передавалась из поколения в поколение.
Оказывается, всем знакомые игры «Сорока», «Ладушки» и есть пестование. Соединение ребёнка с мамой с её положительной энергией.
Игра «Сорока» помогает пробудить все функции организма малыша. При ведении своим пальцем или пальцем ребёнка по его ладошке, по кругу, нормализуется работа желудочно-кишечного тракта. В этой песенке – игре массируется каждый пальчик. А они, как известно, отвечают за работу того или иного органа:
Мизинец – сердце;
Безымянный палец – нервная система и мочеполовая система;
Средний палец – печень;
Указательный палец – желудок;
Большой палец – лёгкие, голова.
Не случайно большой палец не накормили, а побили его и поругали. Тем самым стимулировали работу лёгких и головного мозга.
Игра «Ладушки» активизирует работу мозга. От мелкой моторики улучшается его деятельность. Как лучше раскрыть ладошки малышу? Да, просто, хлопнув об другую ладошку или положив, обе ладошки на голову. Происходит раскрытие ладони. Ребёнок настраивается на определённый лад, как инструмент. Выпестованный ребёнок растёт крепким, здоровым и сильным.
Пестушки
Умывая ребёнка или споласкивая волосы, нужно с любовью и нежностью проговаривать пестушки. Это нужно делать при каждодневных заботах о малыше. Словами настраивается организм ребёнка в нужном энергетическом поле. Реагируя на посыл слов, каждая его клеточка будет отвечать.
Ещё немаловажная деталь пестования — это прикосновения. Каждый знает, что прикосновениями передаётся, как отрицательная энергия, так и положительная. Многим знахарям и целителям обязательно нужно было прикасаться к больному. Учёные не могут объяснить это явление, но опыты и результаты показывают положительную динамику в заживлении ран, снимании болезненных симптомов прикосновениями. Не все люди могут лечить, притрагиваясь и поглаживая. Они должны обладать доброй позитивной энергией и положительным полем.
Примеры русских пестушек для детей
Кошка и курочка
Курочка в сапожках
Мыши водят хоровод,
На лежанке дремлет кот.
Тише, мыши, не шумите,
Кота Ваську не будите.
Вот проснётся Васька-кот,
Разобьёт весь хоровод.
«Сено для лошади. »
«Ты пирог съел. »
Петушок
Что ты рано встаёшь,
Ване спать не даёшь?
«Андрейка, детка, о сём плачешь?…»
-Андрейка, детка, о чём плачешь?
-Об ворота ударился головой.
— Ну-ка, скажи, когда это случилось?
-Почему же ты плачешь сегодня?
-Так ведь вчера дома никого не было!
«Здравствуй, кум! Ты куда. »
-Здравствуй, кум! Ты куда?
-Да по дрова поехал.
-Какое сено, ведь это дрова?!
-А коли видишь, так что спрашиваешь?
«Что делаешь. »
Прикосновение
Был один такой случай в больнице, зафиксированный медиками. В послевоенные годы, когда очень много младенцев осталось без родителей, их размещали в больницах. Оказывалась вся необходимая медицинская помощь, но всё равно детская смертность была велика. Медики заметили, что в одной из палат дети не умирали, а наоборот, росли крепкими и здоровыми. Оказалось, что санитарка, работавшая в этой палате, брала детей на руки, баюкала, поглаживала, то есть пестовала.
Можно очень много примеров найти пестования и в других народностях, ведь этот не только выполнение действий с младенцем, приговаривая слова, но и любой контакт с мамой. Женщины древних африканских племён носили детей всегда с собой. Только одни сзади в коробе с крышкой, а другие спереди подвязывали ребёнка большим платком. И путешественники, и учёные заметили, что племена, где дети находятся в коробе, враждебные и кровожадные. А племена, где дети находились спереди и видели лицо мамы, дружелюбные и мирные. Всё просто, ребёнок, находящийся спереди видел эмоции и реакцию мамы на мир и действия происходящие вокруг. А ребенок сзади не имел постоянного зрительного контакта с мамой, и знакомство с окружающим миром было неполноценным.
Вообще развитие ребёнка до года – это телесный контакт, который понятен младенцу, и он чутко его ждёт, и отвечает эмоциями.
Обереги
При рождении каждый ребёнок гениальный. И родители несут полную ответственность за новую жизнь, которую они создали. Наши предки соблюдали большое количество оберегов, обрядов и привычек, способных защитить, и вырастить здорового ребёнка. К сожалению, многие обряды забылись, и молодые мамы просто теряются в разнообразии методик и рекомендаций.
Конечно же, в наше время нет чистого воздуха, экологических материалов, из которых раньше строили дома, природной пищи, но кое-что можно вспомнить и использовать.
Первая пелёнка мальчика – старая отцовская рубашка, первая пелёнка девочки – материнская ночная сорочка. Энергия родителей в ткани, бережно укутывает младенца и защищает его.
Детскую кроватку лучше выбирать из берёзы, она тотем богини Лады.
Звуки, предлагаемые малышу должны быть природного происхождения, а не электрического. Железные, медные колокольчики, коробочки наполненные семенами.
И самый важный оберег – гладить, целовать, напевать.
Русские традиции
До трёх лет происходит становление характера, мышления и отношения к жизни. Семья – главный приоритет русского народа. А для малыша семья – это мама, папа, братья, сестры, бабушки и дедушки. И чем больше он от них получит любви и ласки, тем уверенней будет в будущем. Мама, поглаживая и массируя каждый пальчик, «знакомит» ребёнка с семьёй. Ребёнок чувствует при этом себя в центре семьи, в центре внимания. Младенец чувствует защиту и расслабляется, впитывая положительную энергию своих родных.
Педагоги, учёные, психологи всё чаще обращаются к народной педагогике, к фольклору, к пестованию. Научно доказано, что ребёнок выпестованный, физически и психологически сильнее современного ребёнка, которого по новейшим методикам оставляют играть одного в кроватке, не поют колыбельных, не «гукают», заменяют любовь и ласку игрушками, радионянями.
Сложно быть мудрыми родителями. Нужно подарить ребёнку радость общения, любовь и ласку в раннем возрасте. Ребёнок благополучный и счастливый тогда, когда с ним играют, любят, ласкают, пестуют.