Что такое петиционное движение
Вопрос 22 :«Движение за свободу и народные права». Конституция 1889
Развитие капитализма в Японии сопровождалось усилением классовых противоречий. Буржуазия и связанные с предпринимательской деятельностью помещики стали играть все ‘более возраставшую роль в экономике страны. Между тем важнейшие посты в государственном аппарате почти монопольно занимала группировка самураев из юго-западных княжеств Сацума и Тесю. Политика правительства вызывала растущее недовольство в различных слоях японского народа.
Средние и мелкие буржуа городов были недовольны тем, что правительственные субсидии доставались кучке крупных капиталистов, в то время как остальные не получали никакой государственной помощи.
Некоторые группы помещиков, владельцев мелких предприятий по переработке сельскохозяйственного сырья были недовольны высоким земельным налогом и тем, что получаемые от него средства правительство использовало для субсидирования крупной буржуазии, совершенно не вкладывало их в сельское хозяйство и местную промышленность.
Либеральные помещики, мелкая и средняя буржуазия городов хотели участвовать в управлении страной и требовали установления парламентского строя.
Одновременно росло недовольство крестьянства, вынужденного на кабальных условиях арендовать землю у помещиков и платить непосильные налоги.
Рост политической активности либеральных помещиков, части крупной буржуазии, не связанной или слабо связанной с правительственными сферами, средней и мелкой буржуазии города привел к зарождению и развитию либерально-конституционного движения, получившего название «движения за свободу и народные права».
Оно возникло в начале 70-х годов, когда некоторые деятели императорского правительства, связанные с либеральными помещиками (Итагаки и др.), потребовали создания представительных учреждений. Вскоре Итагаки вышел из состава правительства и выступил с резкой критикой его деятельности. В стране появились кружки и группы, провозглашавшие своими лозунгами свободу, равенство, народные права. В этот период в Токио и других городах стали выходить газеты различных направлений; многие газеты отстаивали требования либералов.
В 1875 г. либералы сделали попытку создать свою политическую организацию: возникло «Общество патриотов». Однако через два месяца оно было распущено.
В конце 70-х — начале 80-х годов «движение за свободу и народные права» усиливается и приобретает большой размах. Оно постепенно охватывает сравнительно широкие слои городского населения и часть крестьянства. В 1878 г. возобновило свою деятельность «Общество патриотов». Центральным пунктом его программы было требование создать парламент. Общество становится влиятельной организацией, объединяющей местные политические кружки и клубы. На четвертом съезде «Общества патриотов», состоявшемся в марте 1880 г. в Осака, было представлено 96 организаций, насчитывавших около 100 тыс. членов. Съезд присвоил обществу новое название — «Лига учреждения парламента».
Большинство лидеров лиги были сторонниками умеренной тактики. Они предлагали добиться учреждения парламента путем подачи верноподданнической петиции императору. Но в лиге было и радикальное крыло, настаивавшее на организации широких общественных выступлений.
Во всей стране развернулось петиционное движение. Под основной петицией, составленной лидерами движения, стояло 87 тыс. подписей. Многие местные организации и даже отдельные деревни направляли в Токио своих представителей с собственными петициями. Некоторые из них отражали требования демократического крыла, содержали протест против незаконных и несправедливых поборов, от которых страдало крестьянство.
С начала 80-х годов в Японии наблюдался значительный подъем крестьянского движения. Крестьяне требовали снижения арендной платы и аннулирования задолженности. В некоторых районах выступления крестьян сочетались с движением за созыв парламента.
1880 г., утверждала: «Прежние обращения к правительству о создании парламента не дали никаких результатов. Вновь обращаться к нему бесполезно. Теперь народ должен силой добиться парламента и конституции».
В этой обстановке возникли первые буржуазно-помещичьи политические партии Японии. В октябре 1881 г. на базе «Лиги учреждения парламента» была создана «Конституционная либеральная партия» (дзиюто). Она объединяла представителей либеральных помещиков, сельской буржуазии и интеллигенции, части крупной городской буржуазии. Главную роль в руководстве дзиюто, возглавляемой Итагаки, играли либеральные помещики.
В 1882 г. оформилась вторая политическая партия — «Конституционная партия реформ и прогресса» (кайсинто) во главе с Окума. Она представляла крупную и среднюю городскую буржуазию, крупных обуржуазившихся помещиков, умеренно-либеральную интеллигенцию. Ее лидеры выражали интересы крупной торговой и финансовой буржуазии.
Для противодействия этим партиям правительство создало «Конституционную императорскую партию» (тэйсэйто), состоявшую главным образом из чиновников. Но она была малочисленной и не играла значительной роли.
Две основные буржуазно-помещичьи партии — дзиюто и кайсинто — мало чем отличались друг от друга. Их возглавляли либеральные помещики и буржуа, стремившиеся к компромиссу с правительством и боявшиеся активных выступлений народных масс. Но возникшая на базе «Лиги учреждения парламента» партия дзиюто пользовалась большой популярностью среди участников «движения за свободу и народные права». Итагаки и другие умеренные лидеры дзиюто стремились использовать в своих интересах движение народных масс. Кпартии присоединились и левые радикальные элементы, готовые к решительной борьбе за демократические свободы. Дзиюто подвергалась преследованиям, на Итагаки было совершено покушение. Это создало ему ореол борца за свободу. Сторонники дзиюто заявляли: «Итагаки может умереть, но свобода не умрет!»
В 1882—1884 гг. особенно возросла активность демократического крыла «движения за свободу и народные права». Представители радикальной интеллигенции создали ряд нелегальных организаций. Их участники изучали историю Парижской коммуны и русского революционного народничества. Имена Желябова и Перовской, их революционная деятельность были хорошо известны и вызывали глубокое уважение японских демократов.
Под давлением демократических элементов руководства дзиюто высказалось в 1884 г. за подготовку общего выступления с целью свержения правительства. Вооруженные выступления подготовлялись в нескольких районах. Был разработан план восстания гарнизона в г. Нагоя; ожидалось, что оно будет поддержано крестьянскими восстаниями в центральных префектурах. Но революционные группы действовали разрозненно’. Нелегальные организации в гарнизоне Нагоя и в других пунктах были раскрыты властями, их участники арестованы. Лишь в нескольких местах в 1884 г. вспыхнули вооруженные восстания, которые были подавлены правительством.
Наиболее крупным из этих выступлений было восстание в районе г. Титибу (префектура Сайтама), где участники «движения за свободу и народные права» во главе с Эйсукэ Тасиро возглавили крестьянские массы. Около 10 тыс. крестьян героически сражались с войсками и полицией. Но восстание началось раньше, чем были подготовлены выступления в других районах, и оказалось изолированным. Оно потерпело поражение, а Тасиро и другие руководители были казнены.
Напуганное событиями в Титибу, правительство поставило на ноги весь полицейский аппарат. Большинство подпольных революционных групп было разгромлено. Отдельные вспышки крестьянских волнений продолжались и в 1885 г., но в результате террора радикальное крыло «движения за свободу и народные права» было обессилено.
В период «движения за свободу и народные права» наряду с требованиями буржуазно-демократических свобод выдвигались и требования отмены неравноправных договоров.
Выступления против них особенно усилились в конце 80-х годов. Если народные массы стремились к укреплению независимости родины, то шовинистические круги рассматривали отмену неравноправных договоров как этап на пути превращения Японии в колониальную державу. Шовинисты вели оголтелую милитаристскую пропаганду, требовали проведения агрессивной внешней политики.
В 1889 г. Япония подписала новые торговые договоры с Германией, Россией и США, отменившие некоторые ограничения таможенной автономии, но сохранившие статьи о смешанных судах. Лишь в конце XIX —начале XX столетия Японии удалось добиться полной отмены неравноправных договоров.
«Движение за свободу и народные права» сыграло огромную роль в истории Японии. Оно окончательно закрепило развитие страны по капиталистическому пути.
Конституция 1889 г.
Страх перед опасностью нового подъема демократического движения способствовал принятию японским императорским правительством конституции. При этом правящие круги прежде всего стремились обеспечить незыблемость монархического строя.
Накануне введения конституции во владение короны перешли обширные массивы земли на о-ве Хоккайдо, а также бывшие общинные леса и луга на остальной территории страны. Часть правительственных акций в различных банках Японии была объявлена имуществом императорской фамилии. Для высшей знати были введены дворянские титулы.
Характерно, что опубликование конституции было приурочено к 11 февраля (1889 г.) — дате восшествия на престол мифического основателя императорской династии (в 660 г. дон. э.).
Японская конституция 1889 г., остававшаяся в силе до 1946 r., была одной из самых реакционных. Образцом для нее послужила прусская конституция, принятая еще до воссоединения Германии. Особа императора объявлялась «священной и неприкосновенной». За ним закреплялось право объявления войны и подписания мира, заключения договоров, назначения и увольнения всех высших гражданских и военных должностных лиц, созыва и роспуска парламента. Император являлся верховным главнокомандующим вооруженными силами Японии.
Конституция учреждала парламент, состоявший из двух палат — палаты пэров и палаты представителей. Большинство палаты пэров составляли члены императорской фамилии, высшая титулованная знать и лица, назначаемые императором. Часть членов палаты шров избиралась «сроком на 7 лет наиболее состоятельными налогоплательщиками.
Палата представителей избиралась каждые 4 года. Избирательным правом пользовались мужчины старше 25 лет, проживавшие в своем округе не менее полутора лет и платившие высокий налог. Таким образом, трудящиеся отстранялись от участия в выборах, избирательными правами пользовалась лишь незначительная часть населения.
Парламент, обладал законодательными правами и утверждал бюджет. Однако кабинет министров и его члены были ответственны не перед парламентом, а перед императором.
Большую роль в управлении государством играл Тайный совещательный орган при императоре, назначаемый им из высших сановников. Фактически каждое важное решение кабинета министров или парламента должно было получить санкцию Тайного совета.
Вскоре после принятия конституции большое значение приобрел внеконституционный орган — совет гэнро (старейшин). Титул гэнро пожизненно носили близкие к императору деятели периода «преобразований Мэйдзи». Гэнро присвоили себе право рекомендовать императору кандидатов на пост премьер-министра и решать другие важные вопросы государственного управления.
Урезанный и формальный характер носили провозглашенные конституцией права японских граждан. В пределах, установленных законом, декларировалась свобода слова, переписки, печати, собраний и союзов. Но накануне принятия конституции был издан закон «об охране порядка», утверждавший неограниченный полицейский произвол.
Конституция 1889 г. отражала компромисс между полуфеодальными помещиками и крупной японской буржуазией. Она была новым шагом на пути превращения японской монархии из полуфеодальной в буржуазную. Вместе с тем конституция укрепляла монархический строй.
После принятия конституции 1889 г. буржуазно-либеральная и либерально помещичья оппозиция монархии и правительству быстро пошла на убыль. Помещики и капиталисты видели в монархии силу, способную защищать их интересы и держать в узде трудящиеся массы. Реакционность японской буржуазии усиливалась по мере того, как в стране формировалась и крепла новая общественная сила — японский пролетариат.
Начало петиционного движения
СЕМЕСТРОВАЯ РАБОТА №1
По дисциплине: Современная История Казахстана
На тему Влияние первой русской революции на формирование общественного политического движения и Каркаралинская петиция
Специальность Автоматизация и управление
Выполнил Кожамжаров И.М
Принял доцент кафедры культуры и истории Казахстана Кабдушев Б.Ж
«» 2018 г. (оценка) (подпись)
Алматы,2018г.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
2). Влияние первой русской революции на формирование общественного политического движения
3). Каркаралинская петиция
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
ВВЕДЕНИЕ
1). Влияние первой русской революции на формирование общественного политического движения
2). Каркаралинская петиция
Начало петиционного движения
Одной из специфических форм борьбы казахского населения за свои права была подача петиций, которое получило распространение в начале XX в.
Первые петиции были составлены и отправлены в вышестоящие инстанции в 1902-1903 гг., в них содержались требования остановить политику христианизации казахов, инициаторами их составления были религиозные деятели.
В начале XX в. во главе казахского народа в подаче петиций властям встал общенациональный лидер А.Букейханов.
Причины поражения революции 1905-1907 гг.
Малочисленность рабочего класса, в том числе рабочих из коренного населения;
1. Недостаток опыта в организации агитационно-пропагандистской работы;
2. Отдаленность края от крупных политических и экономических центров империи;
Историческое значение революции 1905-1907 гг. :
1. Способствовала пробуждению политического сознания и демократического движения в крае;
2. Способствовала возникновению в Казахстане первых профсоюзных движений;
3. Стала политическим опытом для казахского и др. народов империи;
4. Казахские рабочие выступили, как самостоятельная политическая сила;
5. Укрепила союз казахских рабочих с русскими;
6. Показала слабость национал демократического и рабочего движения в крае на тот момент;
7. Повлияла на ход исторического развития в последующие годы;
8. Формировалось новое поколение политических и общественных деятелей из числа казахов.
Каркаралинская петиция была одной из самых содержательных петиций, поданных колониальным властям.
Петиция была выработана в 1905 г. на съезде казахской знати близ Каркаралинска на Кояндинско-Ботовской ярмарке.
Её подписали 42 влиятельных казаха Каркаралинского уезда Семипалатинской области.
Была составлена в Омске и переправлена в Каркаралинск, откуда 22 июня 1905 г. отправлена царю.
В составлении петиции активную работу провели А.Букейханов, А.Байтурсынов, Ж.Акбаев, Т.Нурекенов и др.
Основное содержание петиции состояло в требовании допустить казахов к работе Госдумы.
Были составлены несколько вариантов Каркаралинской петиции, наиболее полно отражала проблемы казахов начала XX в. петиция, направленная в адрес министра внутренних дел.
Её перевёл на русский язык Т.Нурекенов. Она состояла из 47 пунктов.
Копии Каркаралинской петиции к царю были посланы в редакции российских газет.
В петиции предлагалось решить религиозные вопросы, вопросы образования и судопроизводства, земельные вопросы.
Выборная система
Вместо крестьянских начальников предлагалось ввести должность мировых посредников.
Предлагалось обязательное участие казахов в высшем законодательном органе империи.
Религиозные вопросы
Предлагалось подчинить религиозные дела мусульман Оренбургскому духовному собранию.
Казахи требовали запретить посещение казахских аулов православными миссионерами.
Казахи требовали наложить запрет на недостигших совершеннолетия казахов переход в другую религию.
Казахи просили о назначении сборщиков для сбора религиозных налогов для стипендии ученикам из бедных семей.
Образование и казахский язык Предлагали обязательное преподавание в школах азов мусульманства, только затем обучение русской грамоте.
Против обучению казахов христианству в школе.
Перевод делопроизводства на казахский язык.
Добиться того, чтобы начальники знали казахский язык.
Писари, рассыльные и стражники должны быть из числа местного населения.
Были против административной высылки степняков без суда и следствия. Предлагали подчинить суд биев не местным властям, а Министерству юстиции. Казахи предлагали изъять из ведения военных губернаторов и уездных начальников бракоразводные дела.
Земельный вопрос
Казахи в решении земельного вопроса требовали оставить в ведении хозяев зимние и летние стоянки.
Вернуть отобранные у степняков за последних 20 лет земли.
Допустить свободное пользование лесов, соляных и рыбных озер.
Казахи требовали свободные земли в районе казахских кочевий передавать только мусульманам-башкирам.
Историческое значение
Заключение
Участие населения Казахстана в революционном движении 1905-1907 годов стало для него большой школой, позволившей обрести опыт в борьбе за национальное и социальное освобождение. А также стала толчком для образований первых общественно-политических движений.
В «Каркаралинской петиции» были выдвинуты требования, касающиеся предоставления свободы совести, организации обучения населения на его родном языке, отказа от переселенческой политики, принятия специального законодательного акта о принадлежности земельного фонда коренному населению, пересмотра «Степного положения» и системы административного управления краем, законодательного закрепления права ведения гражданского и судебного делопроизводства на казахском языке, сокращения числа чиновников колониального аппарата, отказа от практики назначения генерал-губернаторов из центра, предоставления квоты в верховных органах власти для депутатов от колониальных окраин.
Петиция, составленная совместными усилиями выдающихся политических деятелей, положила начало оформлению местной организации конституционно-демократической партии (кадетов). А ее пункты стали основой для программы будущих алашординцев. Несмотря на противодействие властей, «Каркаралинская петиция» была подписана огромным количеством людей — 14500 человек официально выразили согласие с необходимостью решать в Казахстане земельный вопрос, поднимать проблемы образования, религии, равноправия женщин, самостоятельности казахского народа. После подписания петиция почтой была отправления на имя царя. Во главе народных масс встала наиболее грамотная и передовая часть казахской национальной интеллигенции во главе с общенациональным лидером Алиханом Букейханом. Царское правительство было вынуждено с этим считаться. На выполнение всех требований оно не пошло. Правда некоторым казахам удалось войти в состав I и II Государственных Дум Российской империи.
Используемая литература :
петиционный
Смотреть что такое «петиционный» в других словарях:
ПЕТИЦИОННЫЙ — ПЕТИЦИОННЫЙ, петиционная, петиционное (устар.). прил. к петиция. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
Петиционный — прил. 1. соотн. с сущ. петиция, связанный с ним 2. Свойственный петиции, характерный для нее. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
петиционный — петиционный, петиционная, петиционное, петиционные, петиционного, петиционной, петиционного, петиционных, петиционному, петиционной, петиционному, петиционным, петиционный, петиционную, петиционное, петиционные, петиционного, петиционную,… … Формы слов
петиционный — петици онный … Русский орфографический словарь
петиционный — … Орфографический словарь русского языка
петиционный — петици/онн/ый … Морфемно-орфографический словарь
ПЕТИЦИОННЫЙ РЕФЕРЕНДУМ — народное голосование по законопроекту, который требует определенного числа граждан, подписавших петицию о принятии соответствующего закона. Применяется в большинстве штатов США, в Италии по инициативе местных органов власти. От П.р. следует… … Юридический словарь
ПЕТИЦИОННЫЙ РЕФЕРЕНДУМ — народное голосование по к. л. законопроекту, проводимое по требованию определенного числа граждан, подписавших петицию о принятии соответствующего закона. Применяется в большинстве штатов США, в Италии по инициативе местных органов власти. П.р.… … Юридическая энциклопедия
ПЕТИЦИОННЫЙ РЕФЕРЕНДУМ — народное голосование по к. л. законопроекту, проводимое по требованию определенного числа граждан, подписавших петицию о принятии соответствующего закона. Применяется в большинстве штатов США, в Италии по инициативе местных органов власти. П.р.… … Энциклопедический словарь экономики и права
петиционный референдум — народное голосование по законопроекту, который требует определенного числа граждан, подписавших петицию о принятии соответствующего закона. Применяется в большинстве штатов США, в Италии по инициативе местных органов власти. От П.р. следует… … Большой юридический словарь
Материал по истории «Петиционное движение среди казахов»
Описание разработки
Задания
— Когда петиционное движение получило заметное распространение среди казахов?
— Какие требования содержались в многочисленных петициях?
— Перечислите адреса, откуда отправлялись петиции
— Расскажите о содержании Каркаралинской петиции, поданных в адрес колониальных властей.
— В чем составители петиции видели причину недопущения казахов в земский собор?
— Какие факты свидетельствуют об отрицательном отношении к составлению петиции государственных чиновников?
Содержимое разработки
Урок «Петиционное движение среди казахов» (задания разработаны Арынгазиевой С.А.)
Повторение или распознавание информации
Определять, описывать, называть, маркировать, узнавать, воспроизводить, следовать
— Когда петиционное движение получило заметное распространение среди казахов?
— Какие требования содержались в многочисленных петициях?
— Перечислите адреса, откуда отправлялись петиции.
Схватывание (понимание) смысла информационных материалов
Обобщать, преобразовывать, защищать, перефразировать, интерпретировать, давать примеры.
— Расскажите о содержании Каркаралинской петиции, поданных в адрес колониальных властей.
— В чем составители петиции видели причину недопущения казахов в земский собор?
— Какие факты свидетельствуют об отрицательном отношении к составлению петиции государственных чиновников?
Применение в сходной ситуации
Выстраивать, воздавать, конструировать, моделировать, предсказывать, готовить
— Предложите пути решения религиозных и земельных вопросов.
— Какие предложения внесли бы вы по развитию образования и казахского языка?
— Как бы вы защищали права миллионов казахов, пытавшихся решать свои насущные проблемы?
Определить части и структуру
Сравнить/противопоставить, разбить, выделить, отобрать, разграничить
— Что стало следствием подачи петиций в адрес вышестоящих государственных органов?
— Какова структура колониальной власти царизма?
— Сравните петиций, составленные религиозными деятелями и образованной частью казахского общества.
Соединить части по-новому
Группировать, обобщать, реконструировать
— Разработайте свой план петиций, которые могли бы защитить ущемленные права казахов.
Оценить значимость на основе критериев
Оценивать, критиковать, судить, оправдывать, оспаривать, поддерживать
— Оцените историческое значение петиционного движения казахов.
— Сделайте выводы о роли петиции, продемонстрировавшие степень организованности казахского народа.