Что такое петиция и как она работает
«Вы ничего не добьетесь»: зачем подписывать петиции и как они меняют нашу реальность
Недавно петиция об аресте полицейских, задержавших Джорджа Флойда, собрала 17 млн подписей. А полгода назад 3 млн человек подписались против пенсионной реформы в России. «Афиша Daily» поговорила с представителями Change.org и авторами петиций о том, помогают ли подписи решить проблему.
Когда петиции эффективны
По словам юриста Дениса Костина, обращения — единственный официальный способ разговора с органами власти, и он регулируется Федеральным законом «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
В прошлом году россияне создали почти 38 тыс. петиций на Change.org. Представители сайта рассказали, что они могут быть эффективнее официальных обращений. Например, когда проблема требует срочных мер. Также петиция имеет политическую силу, так как быстро привлекает внимание СМИ, и может стать способом связи, потому что все подписанты оставляют свои контакты.
Какие есть успешные кейсы
Бывший сотрудник Министерства финансов Даниил Махницкий написал самую успешную [в этом году] российскую петицию, в которой просил обнулить полугодовые налоги для малого и среднего бизнеса. Она достигла цели с 375 тыс. подписей.
«Даже учитывая то, что из‑за карантина мы вели кампанию только онлайн, петиция привлекала внимание журналистов, — говорит Даниил Махницкий. — Я убежден, что такая форма коммуникации действует. Я проработал в Министерстве финансов три года и знаю, что есть два типа обращений: теоретические и политические. Ведомство не может учесть политические, потому что это не их зона ответственности: как, например, выделение денег на поддержку бизнеса. Но у них есть служба мониторинга СМИ, которая упоминает петиции с большим числом подписей в справках для руководителей ».
Другой пример — майская петиция, в которой просили обеспечить должным уходом волонтеров, заразившихся коронавирусной инфекцией. Все началось с Надежды Евдокимовой из больницы им. Иноземцева: она помогала пациентам, из‑за чего заболела COVID-19, но ей не нашли койку и не оказали срочную медицинскую помощь. Автор петиции Регина Похорская узнала об этом через инстаграм дочери Надежды.
«После того как у Надежды появились признаки COVID-19, ее попросили выйти из заведения, где она работала, и самостоятельно вызвать себе скорую. Затем она попала в нечеловеческие условия: ее продержали в приемном отделении около 15 часов на холодном бетонном полу, потому что не было даже стульев, а потом разместили в проходном коридоре на кушетке, бок о бок с другими заболевшими», — рассказывает Регина.
В первые сутки петицию подписали более 50 тыс. человек. На второй день дочка Надежды связалась с Региной и рассказала, что пациентов накормили, распределили по палатам и выдали им теплые одеяла.
«В администрации больницы уже слышали про петицию и знали, что на следующий день придет проверка. Так и произошло, — говорит Регина. — Я переживала, что будет после ухода проверяющих, но потом мне рассказали, что медсестры благодарили за петицию, так как нагрузка на больницу заметно снизилась».
Зачем подписывать петиции
«Существует стереотип, что люди, подписывающие петиции, не готовы ничего делать на практике, но это не так, — рассказывает глава коммуникации Change.org Аня Айвазян. — Согласно внутреннему опросу [совместно с «Левадой»], 81% подписантов готовы помогать чем‑то еще».
Вторая — общение участников кампании между собой. На сайте Change.org каждый подписант обязан оставить электронный адрес. И авторы петиций часто связываются с ними, чтобы попросить дополнительную помощь или рассказать, решилась ли проблема.
В апреле этого года Лара Сысоева создала петицию в ответ на инициативу губернатора Петербурга Александра Беглова перепрофилировать онкологическую больницу им. Петрова для лечения COVID-19. Лара выступила против, так как понимала, что сама останется без лечения. Петиция выиграла с 124 тыс. подписей, и работу больницы оставили без изменений. Но для этого потребовалась не только публикация на Change.org.
«Инициативная группа написала всем депутатам Петербурга из Законодательного собрания, — говорит Лара. — А я обращалась к журналистам и дала 17 интервью. Было 15 активистов, а публикации некоторых подписантов-блогеров посмотрели очень много людей. Помогли и модераторы Change.org: после первой тысячи подписей на меня вышла Анна [Айвазян] и в ходе всей кампании отправляла мои контакты СМИ и давала советы, как правильно поступить и кому лучше писать. Мы собрали 100 тыс. подписей за четыре дня».
О похожем опыте рассказал и Даниил Махницкий. После публикации на Change.org он создал сайт-проект «Карта бизнеса, терпящего бедствие», где предприниматели рассказывают о проблемах и необходимой им поддержке. Чтобы собрать истории, он сделал рассылку среди подписантов и предложил им поучаствовать. «Возможно, сайт помог людям сильнее, потому что именно о нем журналисты больше всего спрашивали на интервью», — говорит Даниил, подчеркивая, что без петиции было бы сложнее найти героев.
Как правильно работать с петицией
Далеко не всегда для победы необходимо собрать миллион подписей : петиция, где жители Барнаула выступили против стройки гостиницы на месте сквера, выиграла с 1800 подписей. Другой пример — 10 тыс. подписантов против сноса пончиковой. На сайте Change.org есть советы, как сделать петицию эффективной: главное — не писать в официально-деловом стиле.
«Если есть личная история, то нужно рассказать ее эмоциональным языком, чтобы получить человеческий отклик, — говорит глава коммуникации Change.org Аня Айвазян. — Есть стереотип, что петиция — бюрократический документ, но это не так. В Change.org это база для общественной кампании. Проблему решает не текст, а подписанты. Вместе с ними автор петиции придумывает инициативы, которые помогают привлечь внимание СМИ и адресата».
Кроме того, нужно определить правильного адресата. «Не нужно обращаться к президенту, если проблему может решить местный чиновник, — говорит Аня Айвазян.— При создании петиции необходимо указать электронную почту адресанта, и ему придет уведомление. Существуют чиновники, которые часто обращают внимание на это. Один из них — Владимир Бурматов, председатель комитета Государственной думы РФ по экологии и охране окружающей среды. Он оставил на сайте множество ответов и рассказал, какие меры принимает его комитет. И активно участвовал в истории со строительством завода на Байкале».
А после победы автору следует подробно рассказать, как это произошло: для этого можно сделать специальную публикацию под петицией. Это поможет сохранить хорошие отношения и связь с подписантами.
«У нас есть функция «Отменить победу», — продолжает Аня. — Бывает, что автор получил ответ от ведомства, но через полгода оно передумало. Тогда можно вернуться, разблокировать петицию и снова связаться с подписантами».
Бывают случаи, когда активисты, победившие с петицией, обращаются к подписантам с просьбой подписать новую по схожей теме. Так, Наталья Аширова рассказала в петиции на Change.org, что у нее адренокортикальный рак (редкая форма онкологического заболевания. — Прим. ред.), которого нет в реестре здравоохранения РФ. Петиция набрала 250 тыс. подписей, и заболевание внесли в список, но позднее выяснилось, что Минздрав не закупил лекарств, и Наталья запустила новую кампанию. Вторая петиция победила с 400 тыс. подписей.
Как Change.org зарабатывает
«Мы даем авторам советы, как лучше работать с платформой и как превратить петицию в общественную кампанию, — говорит Аня Айвазян. — Самые активные люди возвращаются и создают новые петиции, потому что уже знают, как все устроено, и уже побеждали».
Петиция — что это такое простыми словами.
Петиция – это официальный письменный документ, который направляется на рассмотрение представителям власти, с целью инициализации или изменения какого-то решения правительства. Как правило, данный документ несет коллективный характер. Это значит, что под изложенным в ходатайстве запросом подписалось определенное количество человек. Что в свою очередь показывает степень важности и обеспокоенности в обществе касательно данной тематики.
Петиция в мировой практике.
В большинстве цивилизованных стран, право на подачу петиций, как и свободное волеизъявление народа, закреплено на законодательном уровне. Также закон регулирует минимальный объем подписей, которые, нужно собрать для того, чтобы документ был внесен на рассмотрение в правительственный орган. Это минимальное количество колеблется в широких пределах и зависит в первую очередь от правовой системы, возможности быстрой обработки запросов ну и естественно самой политической системы государства. Как правило, в развитых странах, петиция является одним из важнейших инструментов влияния общества на власть. В менее развитых странах, петиции приобретают только видимость коммуникации между властью и гражданами. Зачастую они откланяются по различным непонятным мотивам.
В каком виде может быть петиция?
Самыми распространенными видами на данный момент является электронная петиция и ее бумажный аналог. Благодаря развитию современных технологий, можно охватить большую аудиторию и как следствие собрать гораздо больше подписей. Помимо этого, отпадает огромный пласт бумажной волокиты и личных встреч и контактов. Именно по этой причине большую популярность приобрели электронные петиции. С юридической точки зрения, письменный (бумажный) и электронный варианты петиций имеют одинаковую юридическую силу.
Стоит отметить, что для того чтобы петиция была принята к рассмотрению, она должна быть правильно оформлена. А именно, должна содержать в себе инициативы, не противоречащие действующему законодательству.
Для чего создают петиции?
Как уже было сказано выше, петиция это инструмент влияния на власть. По своей сути это официальное изложение воли определенного количества граждан, с которыми власть обязана считаться. С помощью данных ходатайств, можно влиять на принятое законодательство, частично менять или отменять некоторые законы, если для этого есть достаточно оснований. По большому счету, петиции можно использовать в любых случаях и в отношении любых вопросов. Будь то снятие с должности чиновника или создание нового сквера в центре города.
Помимо всего прочего, количество поданных петиций является отличным показателем для измерения степени развитости гражданского общества и демократии.
Петиции. Работают ли они в России и есть ли смысл их подписывать в интернете
Петиции – это один из инструментов, который нередко используется для получения поддержки определенной группы населения с целью решения возникшей проблемы или разрешения существующей конфликтной ситуации.
До периода распространения сети интернет и социальных сетей сбор подписей в поддержку различных петиций осуществлялся посредством опроса людей и получения их подписей на специальных листах. Занимались этим волонтеры, которые получали полномочия от организовавших продвижение петиций компаний и фондов.
💡 Работа платформ по созданию петиций и сбору подписей
В настоящее время для осуществления процесса используются различные сайты по созданию петиций и сбору подписей под ними. Наиболее известные:
Сравнительная характеристика Change.org, roi.ru, Петиция Президенту.рф
Параметры сравнения | Change.org | roi.ru | Петиция Президенту.рф |
Что собой представляет сайт | Используется для составления петиций и получения подписей от широкого круга пользователей. Размещенную и подписанную петицию можно распространить на неограниченный круг людей посредством публикации ссылки на нее в социальных сетях вне зависимости от страны и региона нахождения человека. Для подписания петиции требуется только электронная почта человека или ссылка на социальные сети. С помощью сайта можно попробовать решить широкий круг проблем | Сайт позволяет получить петиции только от тех лиц, у которых имеется подтвержденная учетная запись на официальном сайте «Госуслуги.ру». Распространить петицию для увеличения охвата круга потенциальных подписантов не получится, так как данный функционал не предусмотрен самим сайтом. С помощью сайта можно попробовать решить широкий круг проблем | Сайт предназначен для создания петиций, которые, по высказываниям авторов сайта, дойдут до Президента РФ. Доступен всем желающим. Для создания и подписания петиций не нужно каких-то дополнительных действий. При создании требуется указать только адрес электронной почты, а для подписания не нужно даже указывать какие-то идентификационные данные. Распространить петицию можно путем публикации ссылки в социальных сетях, в которые есть доступ у подписанта |
Какие ограничения есть у создаваемых петиций? | Модераторы оценивают все создаваемые петиции на предмет явного нарушения действующих норм права в той стране, в отношении которой они создаются. Если в петиции содержатся явные призывы к насилию либо иные нарушения действующих норм права, петиция удаляется по решению модераторов и не допускается до публикации | Проверка созданной петиции на предмет возможных нарушений действующего законодательства осуществляется на протяжении длительного периода времени, но не более одного месяца с момента ее создания. Если в составе петиции есть какие-то нарушения действующих норм права, она отклоняется модераторами без объяснения причин | Проверка модераторами имеется на предмет нарушения петицией требований норм права, но сроков такой проверки нет, как и нет точно определенного срока, в течение которого петиция после ее проверки должна быть опубликована |
Есть ли юридическая сила у созданных петиций? | Юридической силы нет, так как подписание петиции на данном сайте не требует прохождения процедуры идентификации подписанта. Достижение каких-либо целей чаще всего происходит за счет того, что петиции, собравшие наибольшее число подписей, получают достаточно широкое освещение в средствах массовой информации | Имеется юридическая сила подписанных петиций, так как все подписанты – реально существующие физические лица, проходящие идентификацию через сайт «Госуслуги.ру» | Юридической силы петиции не имеют ввиду того, что нет необходимости проводить идентификацию физических лиц, осуществляющих подписание петиций. Более того, по одной и той же петиции человек может проголосовать несколько раз, но между голосованиями должно проходить не менее 24 часов, иначе предыдущий голос аннулируется |
Срок подписания созданной петиции | Срок, в течение которого должен происходить сбор подписей под петицией для достижения прогнозируемого результата, устанавливается самим автором такой петиции | Срок, в течение которого может осуществляться сбор подписей под петицией, устанавливается ее автором, но не может превышать одного года с момента публикации петиции на данном сайте | Предельный срок для сбора подписей не установлен. По желанию автора подписи под петицией могут собираться бессрочно, а ее закрытие произойдет после того, как будет достигнуто предельное количество необходимых голосов |
В чем разница между сайтами? | Крупный международный сайт, на котором могут быть распространены петиции по различным вопросам. Охват аудитории достаточно большой, что дает возможность быстро набрать обозначенное число подписей | Собранные подписи имеют юридическую силу, но охват аудитории не очень большой, так как подписание петиций требует определенного набора предварительных действий для получения официального статуса подписанта | Сайт не пользуется популярностью, несмотря на достаточно громкое название |
Какие еще есть сайты
Кроме вышеуказанных, есть сайт Onlinepetition.ru. Однако, по отзывам пользователей, в настоящее время сайт не работает, несмотря на то, что его руководители сообщают о возможности размещения петиций сразу же на тематических страницах сайта без осуществления дополнительной модерации. Удалению подлежат только те петиции, которые нарушают действующее законодательство Российской Федерации, например, активными призывами к насилию.
✅ Что происходит после того, как были собраны все подписи
Если речь идет о петициях, подписанных на сайте «Российская общественная инициатива», то после завершения сбора подписей петиция автоматически отправляется по заранее обозначенному адресу, например, в профильное министерство или руководителю определенного региона (либо определенному должностному лицу).
Если же речь идет о петициях, которые не имеют юридической силы, то здесь необходимо опираться только на средства массовой информации, которые обращают внимание на наиболее громкие обращения людей и в силу своего влияния дают им дальнейший ход.
❗ Примеры удачных воззваний, которые достигли своей цели
Одной из наиболее ярких петиций, которые до настоящего времени привлекают к себе внимание, остается петиция Светланы Лапиной против группы компаний «Сбербанк», размещенная на сайте Change.org. Причиной создания петиции стала попытка Сбербанка начислить долг на Светлану Лапину, несмотря на то, что у нее была диагностирована четвертая стадия онкологического заболевания, а при оформлении ипотечного кредита женщина оформила договор страхования здоровья и жизни, по которому страховая компания должна была осуществлять все необходимые выплаты. Однако в страховой компании выплаты затягивали, в результате чего у женщины образовалась задолженность перед банком более 800 тысяч рублей. Из-за этого долга банк принуждал продать женщину свою квартиру, что означало бы для нее не только лишиться жилья, но и постоянной регистрации. А без постоянной регистрации она не могла бы получать должное лечение. Ситуация осложнялась тем, что у женщины несовершеннолетняя дочь.
По итогам функционирования петиции было собрано более 400 тысяч подписей, а саму ситуацию достаточно подробно осветили средства массовой информации, в результате чего Сбербанк отказался от требований по выплате неустойки и штрафов, а страховая компания выполнила свою часть обязательств по заключенному договору страхования.
На сайте «Российской общественной инициативы» наибольшую популярность заслужили петиции о возможности перехода абонентов сотовой связи от одних операторов к другим с сохранением своего номера, а также о возможности нанесения на пешеходных переходах специальной диагональной разметки. Обе петиции вылились в соответствующие нормативно-правовые акты.
🖌 Есть ли смысл подписывать петиции
Несмотря на то что некоторые петиции набирают популярность, зачастую все-таки они оказываются безрезультатными, не в последнюю очередь из-за того, что на них «накручены» голоса. Это выясняется в том случае, если после завершения сбора подписей происходит проверка выборочных подписантов, либо еще на этапе сбора модераторы обнаруживают подозрительную активность.
Кроме того, нередко подписанные петиции не достигают своей цели по причине того, что они направлены не тому адресату, которому должны быть направлены изначально.
Поэтому подписать петицию вы, конечно, можете. Будет ли результат – вопрос открытый.
Что такое петиция и почему она не работает?
В ситуации с коронавирусной пандемией в России стало еще популярнее взаимодействовать с властью через подачу электронных петиций. Петиция сейчас подписывается везде и по очень разным поводам. Но собрав нужное количество подписей, проблема чаще всего так и остается без внимания властей. И в чем тогда смысл?
Содержание статьи
Для начала узнаем, что такое петиция
Петиция – это коллективное обращение к органам власти или негосударственным структурам (например, в адрес руководства СМИ). В ней просят решить какую-то актуальную проблему. Своей подписью вы можете повлиять на принятие решений на территории страны, региона или города, или даже поддержать интересы конкретного человека.
Где разместить или подписать петицию?
В век информационных технологий стало обычным делом подавать онлайн-петиции с помощью специальных порталов. И тем самым привлекать к проблеме максимально широкое внимание общественности.
Что происходит с петицией после ее размещения?
Стоит сразу отметить, что успешность некоторых инициатив при проверке оказывается сомнительной. Более того, сам факт опубликования петиции на том или ином сайте никого ни к чему не обязывает. И даже если ваша инициатива и набрала необходимое количество голосов, органы власти не обязаны принимать ее к рассмотрению. Исключением является лишь портал «Российская общественная инициатива», созданный во исполнение Указа Президента РФ «О рассмотрении общественных инициатив». В этом случае, если вашу идею в течение года поддержат не менее 100 тысяч граждан, петиция будет рассмотрена органами власти. Ее направят в экспертную рабочую группу. Она в срок до двух месяцев должна провести экспертизу и принять решение о разработке соответствующего нормативного правового акта и (или) принятии иных мер по реализации инициативы.
А дальше, как показывает практика, даже если экспертная группа и одобрила общественную инициативу, ее заключения очень редко перерастают в законопроекты. Ведь в Указе не предоставляется сам механизм взаимодействия общественной инициативы и законотворческого процесса. Не указывается и кому должны быть адресованы заключения экспертной группы и какую силу они имеют.
Если же вы разместили петицию на иных сайтах, то она может быть направлена в адрес должностных лиц и государственных (муниципальных) органов. Рассмотрена будет как коллективное обращение на основании Закона РФ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» только в случае соблюдения требований к ее оформлению. Закон требует, чтобы в электронном обращении гражданин в обязательном порядке указывал свои фамилию, имя, при наличии отчество, адрес электронной почты/почтовый адрес. При оформлении электронных петиций на большинстве общественных сайтов данные требования порой не соблюдаются. Это дает право лицам, в чей адрес направлялось обращение, оставить его без ответа.
Нужна юридическая помощь?
Воспользуйтесь бесплатной помощью опытного юриста по ссылке ниже. Консультация возможна онлайн или в нашем московском офисе.
Есть ли смысл подписывать петиции в Интернете?
Дело не в подписях
Если вы или ваши друзья когда-нибудь подписали хоть одну петицию, с большой долей вероятности вам станут приходить приглашения делать это и дальше на Change.org.
По первому впечатлению, сайт, где подписи собираются тысячами, должен представлять собой что-то вроде предвыборного штаба, где десятки людей проверяют подписные листы, сортируют их и коробками доставляют, например, в ГосДуму.
Так думали и мы. Немного смущало, правда, что на сайте, в отличие от бланка в поддержку, например, депутата, не надо расписываться лично, оставлять адрес и паспортные данные. То есть, согласно существующим законам, подписи, оставляемые гражданами на портале, не имеют юридической силы. Но тогда зачем же там подписываться?
И каково же было наше удивление, когда выяснилось, что подписи с портала… вообще никуда не идут.
Ну, то есть, автор петиции, конечно, может распечатать имена и фамилии всех, кто его поддержал, и лично принести этот список нарушившему его права адресату – например, чиновнику. Держатели ресурса даже утверждают, что такая мера применяется часто, и что она эффективна. Но факт остаётся фактом – подписи на портале никто не проверяет, чаще всего их сбор – вообще лишь первая часть работы.
Что дальше? Давайте обо всём по порядку.
Мы ждём перемен
Истории создания гражданских платформ чем-то напоминают сказки.
Однажды в 2007 году два студента Стэнфордского университета Бэн Рэттрей и Марк Димас задумали создать блог о правах человека и социальной несправедливости.
Со временем, однако, выяснилось, что просто обозначать проблемы недостаточно. Нужно найти ещё какой-то инструмент для их решения. Так возникла платформа для онлайн-петиций и гражданских кампаний Change.org.
Сегодня она работает на одиннадцати языках в ста девяноста шести странах мира и объединяет более восьмидесяти миллионов пользователей.
Основатель платформы Бэн Рэттрей
Как это работает?
И при этом петиции – это только внешняя часть работы платформы.
Рассказывает Дмитрий Савёлов, руководитель русскоязычного сегмента «Change. org»:
«Петиции не только позволяют собрать подписи, но делают нечто более важное – они объединяют в одном месте людей, которым небезразлична какая-то общая проблема. После эти люди могут работать вместе, договариваться о том, как они смогут добиться нужного внимания от адресатов петиции (властей, компаний, организаций).
То есть, сбор подписей – это, зачастую, только первый шаг. Далее следует работа с подписчиками, которую осуществляет автор петиции, организуя различные онлайн и другие акции, общаясь с прессой и так далее».
Таким образом, подписывая петицию, человек на самом деле лишь подтверждает свой интерес к той или иной проблеме. При этом он оставляет в системе свой электронный адрес; можно также поставить галочку напротив просьбы держать его в курсе ситуации. Тогда на электронную почту приходят извещения, в том числе, о разных мероприятиях, устраиваемых авторами петиции. Понятное дело, ходить или не ходить на них, человек выбирает сам.
На события, интерес к которым проявило большое количество людей, охотно обращает внимание пресса. Кроме того, в форме для создания петиции есть опция «вставить e-mail адресата» – то есть, учреждения, чиновника или компании, от которых зависит решение проблемы. Тогда система время от времени высылает на этот адрес информацию о количестве подписантов и их требованиях.
Дмитрий Савёлов, руководитель русскоязычного сегмента «Change. org»
И всё же, основная задача «Chang’а» – координация людей.
«Количество подписей на самом деле имеет не такое уж важное значение. Большую роль играет то, как участники кампании организуют саму работу.
Мы помогаем организациям, которые ведут свои кампании для позитивных перемен, найти потенциальных участников среди наших пользователей. По сути, мы – Youtube социальных кампаний», – говорит Дмитрий Савёлов.
То есть, получается, смысл деятельности портала – координация совсем не виртуальных действий активистов и сочувствующих. А эффективность одного только сбора подписей не так уж и велика.
Модераторы и деньги
Понятно, что каждый Интернет-ресурс должен на что-то существовать. Однако размещение петиции на Change.org бесплатно.
Так же, как и настоящий YouТube, «YouТube социальных кампаний» иногда показывает своим пользователям петиции спонсоров. Правда, в российском сегменте такой опции пока нет.
Обращения на портале, конечно же просматривают. Однако, поскольку над поддержанием всей огромной платформы работает, в общей сложности, около двухсот человек, организаторы очень благодарны за сообщения о содержании петиций рядовым пользователям.
Список побед и сражений
На сегодняшний день платформа Change.org была местом проведения многих успешных кампаний. В феврале 2013 года здесь собирали подписи за сохранение 31 больницы (с отделением онкологии и гематологии) в Санкт-Петербурге.
В июле 2014 после многочисленных обращений и митингов московские власти решили оставить на месте Шуховскую башню.
После почти года митингов, обращений в прокуратуру и телепередач в октябре 2014 были выделены деньги на ремонт специализированного олимпиадного научного центра (школы «СОлНЦе») в Казани, который ранее власти хотели закрывать.
Сейчас на портале размещены петиции в поддержку 11 больницы города Москвы (с отделением рассеянного склероза), которую власти хотят продать, а врачи просят перепрофилировать в центр паллиативной медицины.
Есть здесь и петиция в поддержку врача Алевтины Хориняк.
Из огня…
История возникновения другой сетевой гражданской платформы больше напоминает декорации к фильму ужасов.
В 2010 году окрестности Москвы горели. Москвичи формировали отряды добровольцев и выезжали на пожары, кто-то собирал вещи для погорельцев. Понятно, что все эти процессы надо было как-то координировать.
Тогда в ЖЖ Григория Асмолова появилась запись о существовании Интернет-платформы Ushahidi.
Рассказывает модератор портала «Виртуальная рында» (rynda.org) Глафира Паринос:
«В чём принцип этой платформы? Это такое соединение людей, которым нужна помощь, и людей, которые могут её оказать. То есть, там есть две кнопки «нужна помощь» и «хочу помочь».
Модераторами стала группа очень разных людей. Гриша написал у себя в ЖЖ: «Нужны модераторы». Откликнулась его подруга Настя. Она тоже написала у себя в ЖЖ. Меня очень долго не было в Москве, я тогда вернулась где-то шестого августа, случайно увидела её пост.
Я приехала к ней домой, там были какие-то незнакомые люди. Мы не совсем понимали, что должны делать. Было понятно только, что есть большой поток просьб о помощи и достаточно большое количество людей, которые хотят эту помощь оказывать, но не знают, как. И, соответственно, вот этой координацией и логистикой мы начали заниматься».
Постепенно к модерации стали подключаться россияне, живущие в разных странах – разных часовых поясах. Так что очень быстро работа портала стала круглосуточной. А потом пожары начали стихать. И тут организаторы с удивлением обнаружили, что поток обращений, хоть и стал меньше, совсем не иссякает.
Тогда история о пожарах превратилась в историю о холодах.
Глафира Паринос, модератор портала «Виртуальная рында»
…в холод
«Из «помогите, мы горим» это превратилось в «дом сгорел, очень холодно, нет тёплой одежды».
Тогда вместе с «Новой газетой» мы сделали проект «Холода.Инфо». Мы вытаскивали истории вроде «в Красноярске неделю нет отопления, и люди замерзают в домах». Журналисты брали истории с нашего портала, пытались их раскрутить.
Просто холода – это такая ситуация, когда практически невозможно что-то сделать самим. Пожар можно потушить своими руками – подключить отопление в доме, если где-то прорвало трубу, невозможно. Можно помочь тёплыми вещами, такая небольшая работа по координации тоже была. Но, в целом, проект был информационный», – рассказывает Глафира Паринос.
Потом была ещё авария на японской электростанции Фукусима, и организаторы пытались скоординировать тех жителей Дальнего Востока, у которых были дозиметры, с теми, у кого их не было.
И стало понятно, что создавать каждый раз новую карту и заново её раскручивать, нет смысла. Тогда платформа осталась одна – «Виртуальная рында».
«В рынду бей!»
Рассказывает Глафира Паринос:
«Мы – некоммерческая инициатива и даже не зарегистрированы как юрлицо. Просто в свободное время несколько человек поддерживают портал. Есть общий скайп-чат, есть модераторы, которые занимаются порталом более-менее регулярно – кто-то реже, кто-то чаще.
Просьбы о помощи поступают ежедневно, а не только во время кризисов. Мы стараемся распространять информацию о том, что кто-то находится в беде, за исключением финансовых ситуаций. Поскольку проверить их очень сложно, а нам совсем не хочется нести ответственность за чьи-то махинации, финансовой помощью мы не занимаемся.
Человек, который хочет помогать, просто заходит на наш сайт, регистрируется и указывает, какие темы ему интересны. Например, он хочет помогать животным, ему интересны экологические проблемы или дети-сироты. Допустим, у него есть машина и час в неделю.
Потом, если, например, дети из какого-нибудь интерната приехали в Москву на ёлку и их надо подвезти и сопроводить, человеку поступает эта просьба, и он сам решает, откликаться на неё или нет. А человек, который просьбу оставил, потом отмечает: «проблема решена».
Наша основная задача? Часто бывает, что есть просьба о помощи где-то под Казанью, а помощь находится в Архангельске. И это – очень сложная логистика, которая делает решение очень дорогим. То есть, помимо часов нашей работы, эту, например, инвалидную коляску просто далеко и дорого везти.
Поэтому наша основная задача – чтобы о нас знали региональные некоммерческие инициативы, какие-то активные люди на местах. Чтобы, например, если просьба поступает из Питера, в Питере она и решалась. Потому что сейчас, если помощь везётся из Москвы – это лучший вариант.
Поэтому мы активно ищем, и на нас тоже выходят люди с мест. По сути, мы им просто даём инструмент для того, чтобы они могли эффективно работать».
А кто модераторы?
«Сейчас на портале есть один программист, который решает текущие вопросы. Несколько человек занимаются модерацией регулярно, ещё трое-четверо – реже. Это абсолютно добровольно. Если появляются какие-то новые люди – мы совершенно свободно пускаем их в свой коллектив.
В истории портала были даже свадьбы, правда, не между модераторами. Но мы все на них ездили в разные города и все в итоге перезнакомились и подружились. Сейчас общаемся онлайн регулярно, «вживую» – реже.
Кстати, у нас был программист и веб-дизайнер из Кагалыма, и я с ним познакомилась, только когда сама побывала в этом городе. То есть, человек отработал на пожарах и сказал: «Пока всё». А потом я приезжаю в Кагалым, а мне в одной из соцсетей пишут: «Ваш знакомый находится недалеко от Вас». Так мы познакомились лично спустя полтора года и сейчас продолжаем следить, что друг у друга происходит в жизни», – рассказывает Глафира Паринос.
Кстати, первое знакомство корреспондента с «Виртуальной рындой» состоялось в 2012 году, когда, кооперируясь ещё на одном портале, мы на всякий случай просчитывали способы доставки помощи в затопленный Крымск.
Потом было ещё наводнение-2013 в Хабаровском крае. Сейчас на платформе проекта есть карта помощи украинским беженцам. Хотя текущих просьб здесь всё-таки больше.
***
Вот такая она, сетевая демократия, способ кооперации неравнодушных людей. Впрочем, как видите, Интернет для них – это, главным образом, способ связи.