Что такое петровки в рассказе живые мощи

Анализ произведения Тургенева «Живые мощи»

Очень много писателей создавали рассказы на тему тяжелой жизни простого русского народа. Одним из таких авторов являлся Тургенев. Анализ произведения «Живые мощи» по жанру относится к реалистическим рассказам. В него входят автобиографические моменты. Это творение вошло в прозаический сборник русских авторов «Складчина» с заголовком «Отрывок из „Записки охотника“».

Что такое петровки в рассказе живые мощи. Смотреть фото Что такое петровки в рассказе живые мощи. Смотреть картинку Что такое петровки в рассказе живые мощи. Картинка про Что такое петровки в рассказе живые мощи. Фото Что такое петровки в рассказе живые мощи

Сюжет рассказа

Идея рассказа заключается в страданиях девушки. Она стойко и терпеливо переносила самые тяжелые испытания. В произведении «Живые мощи» Тургенева главными героями являются двадцатилетняя девушка по имени Лукерья и барин. Она тяжело больна и прикована к кровати. Девушка лишена возможности радоваться жизни.

Смысл произведения — отношение Лукерьи к жизненным испытаниям, которые пришлись на ее долю. Несмотря на трудности, она воспринимает все спокойно и не жалуется на тяжелую жизнь.

Описание героев

В рассказе всего 2 основных персонажа, на которых строится композиционная структура произведения «Живые мощи». Герои очень разные, но в то же время их образы переплетаются:

Несмотря на то что переживает молодая женщина, у нее хватает духу сочувствовать другим людям, которым, как она считает, хуже, чем ей. К этой категории она относит тех, у кого нет крыши над головой, кто слеп, глух и не может говорить. Девушка испытывает чувство благодарности к людям, заботившимся о ней.

Рассказчика удивляет, что Лукерья в глубине души радуется своему положению. Она довольна, так как лишена возможности совершать грехи. Героиня часто молится и исповедуется.

Основа стиля

Автор очень поэтично описывает Лукерью в период болезни. То, что должно внушать ужас и сожаление выглядит божественно. Главная основа всего рассказа — описания снов героини. Писатель много внимания уделяет именно этой теме. Первый сон девушки оказался предупреждением. Призыв, который она услышала, стал причиной ее хвори.

Источник

«Живые мощи» — краткое содержание и пересказ рассказа И. С. Тургенева

Краткие сведения о произведении

Это повествование о праведнице и страдалице Лукерье, душа которой приобрела особенную чуткость в восприятии жизни и высшего бытия.

Автор говорил, что в этом произведении описал реальный случай.

Главные герои

Другие персонажи

Очень краткое содержание для читательского дневника

Однажды помещик Пётр Петрович ночевал на хуторе Алексеевке. Заглянув в сарайчик, стоящий около пасеки, он увидел там очень худую женщину, лежащую в углу на подмостках и укрытую одеялом. Это оказалась Лукерья, крепостная крестьянка матери Петра Петровича. Раньше она была красивой девушкой, певуньей и плясуньей. Однажды оступилась, упала с крыльца и с тех пор стала сохнуть, кожа её потемнела, и Лукерья стала похожа на мумию. Ходить она не могла, за ней ухаживали добрые люди. Лукерья не унывала, считая, что Бог её любит, если послал ей такое испытание. Она была благодарна Богу, что у неё есть пристанище, зрение, слух. Песни она петь не перестала, хотя голос ослабел. Лукерья стала учить песням девочку-сиротку.

Она попросила барина, чтобы он уговорил свою мать сбавить оброк с крестьян, так как здесь у них мало земли.

Хуторской десятский сказал Петру Петровичу, что Лукерью в деревне прозвали «Живые мощи». Через некоторое время Пётр Петрович узнал, что Лукерья умерла, а перед смертью слышала колокольный звон с неба.

Краткий пересказ (более подробный, чем краткое содержание)

Когда помещик Пётр Петрович и Ермолай на охоте за тетеревами попали под дождь, они поехали в Алексеевку, хуторок, принадлежащий матери помещика.

Переночевав там во флигельке, Пётр Петрович пошёл побродить по саду и дошёл до пасеки. Рядом с ней был амшаник — плетёный сарайчик, в который на зиму ставят ульи.

Пётр Петрович заглянул туда и пошёл прочь, но остановился — его кто-то тихо позвал, назвав по имени-отчеству. Он подошёл к подмосткам в углу и увидел на них очень худую женщину, укрытую одеялом. Её голова была похожа на икону старинного письма. Кожа у неё была бронзового цвета, нос очень узкий, губ почти не было видно, а глаза были светлые, мертвенные. Женщина сказала, что она Лукерья, которая была запевалой и водила хороводы у матушки Петра Петровича.

Барин был поражён, он не понимал, как красавица Лукерья превратилась в такую мумию. Женщина рассказала ему, почему с ней случилось несчастье.

Лет 6–7 назад Лукерью помолвили за буфетчика Василия. Однажды ночью она вышла на крыльцо, чтобы послушать соловья. Вдруг ей почудилось, что Васин голос позвал: «Луша. » Она спросонья оступилась и упала с крыльца. От удара о землю у неё что-то внутри словно порвалось. С тех пор Лукерья стала сохнуть. Она почернела, только лежала, не пила, не ела.

Барыня показывала её лекарям, посылала в больницу, но лекари не знали, что за болезнь у Лукерьи. Они пытались лечить, но безрезультатно. Лукерья совсем окостенела, и её привезли сюда, к родственникам.

Василий потужил да и женился на другой. Прошлой весной он приходил к Лукерье, разговаривал с ней.

За Лукерьей присматривают добрые люди. Она привыкла к своему положению и считает, что некоторым людям ещё хуже живётся: тем, у кого нет пристанища или глухим, слепым.

Чтобы не впадать в мысленный грех, Лукерья приучила себя не думать и не вспоминать, а только смотреть и слушать. Иногда она читает молитвы, но нечасто, так как считает, что не нужно просить Бога ни о чём — он лучше знает, что ей нужно. Лукерья считала, что Бог её любит, потому что послал ей испытание.

Пётр Петрович предложил Лукерье поместить её в хорошую больницу, но она отказалась, так как знала, что это бесполезно. Она сказала, чтобы Пётр Петрович не жалел её, так как к ней ходят молодые крестьянки, странницы, рассказывают ей новости. Да ей и одной хорошо. Она песни поёт и учит песням девочку-сиротку. И Лукерья спела барину песню «Во лузях».

Когда Пётр Петрович стал прощаться, Лукерья попросила, чтобы он уговорил свою матушку хоть немного сбавить оброку со здешних бедных крестьян, так как у них мало земли. Барин обещал ей это сделать.

Пётр Петрович поговорил о Лукерье с хуторским десятским. Тот сказал, что её в деревне прозвали «Живые мощи», что она ни на что не жалуется, а только благодарит людей.

Через несколько недель Пётр Петрович узнал, что Лукерья скончалась. Ему сказали, что в день кончины она слышала звон колоколов, но не из церкви, до которой 5 вёрст, а сверху.

Заключение к краткому пересказу

В рассказе И. С. Тургенева «Живые мощи» раскрыты темы:

Основная мысль (идея) рассказа «Живые мощи»: тем, кто верит, что чем больше страданий в этой жизни, тем больше готова душа к жизни на Небесах, легче переносить страдания. Сила духа помогает переносить мучения и не терять веру в людей и светлое будущее в Царствии Небесном.

Краткое содержание рассказа может пригодиться для заполнения читательского дневника, а краткий пересказ — для подготовки к уроку литературы.

Источник

Анализ рассказа «Живые мощи» из цикла «Записки охотника » Тургенева

Особенности воплощения образа героини в рассказе И.С.Тургенева «Живые мощи»

Лукерья благодарна тем добрым людям, которые за ней ходят, но не ждёт помощи : «Кто кому помочь может? Кто ему в душу войдёт? Сам себе человек помогай».

Лукерья чувствует свою пользу: она передаёт девочке-сиротке, которая ходит к ней, своё умение петь песни, а знает она их множество.

Единственное, о чём просит Лукерья – уговорить барыню уменьшить оброк для крестьян. Жалеет она только о косе, которую пришлось отрезать.

Как Сергий Радонежский и другие святые уходят от мира в леса, в монастыри по какому-то тайному зову, так и Лукерья словно слышит зов, после которого происходит падение, а затем её сковывает болезнь.

Святые подвижники уходили на служение Богу примерно в таком же возрасте, что и Лукерья: ей нет и 30.

В агиографической литературе герои отказываются от близких родственников, например, А.Печерский отказался от матери, от которой много претерпел препятствий. И Лукерья отказывается от бывшего мужа, но не испытывает к нему неприязни.

Как и все великомученики, героиня рассказа «Живые мощи» без всякого страдания принимает все свои муки, не ропщет на судьбу свою и на Бога. « Рассказы свои вела почти весело, без охов и вздохов, нисколько не жалуясь и не напрашиваясь на участие».

Также Лукерья безгрешна, и это указывает на её святость, так как отсутствие греха является необходимым условием святости. Святой мог быть и очень грешным человеком, но потом он уходил от мира и искупал свои грехи. При этом, как все древние святые, Лукерья искупает не только свои грехи (грехи её только в мыслях могли промелькнуть, в самой жизни она не сделала их), но и грехи своих родителей. В одном из своих вещих снов она видит уже умерших отца с матерью, которые говорят ей, что она « не одну свою душу облегчила, но и с них большую тягу сняла».

Все страстотерпцы искупают не только свои грехи, которых могло и не быть, но и грехи всего человечества.Так поступали Сергий Радонежский, Антоний Печерский, Стефан Пермский, Александр Невский, Серафим Саровский и другие. Своими корнями эта идея уходит к образу Иисуса Христа, который принял смертные муки за грехи всего человечества. По сути, принятие страдания за грехи всего человечества является одним из важнейших компонентов святости. Правда, в отличие от христианских святых Лукерья искупает грехи не всего человечества, а конкретных людей. Реалист Тургенев не мог изобразить в своём рассказе традиционную христианскую святую : он лишь использует основные каноны житийной литературы, трансформируя их согласно своей художественной концепции.

Еще много примеров сходного в жизни мученицы Лукерьи с жизнью святых мучеников можно привести. Это приход в сарайчик к Лукерье животных и птиц, которые, по христианским канонам, чувствуют святость человека и приходят к нему. Также, как и святые, Лукерья точно предугадывает свою смерть: «после петровок», как и происходит на самом деле. На святость указывает и приход Иисуса Христа в первом сне. Можно продолжить называть сходства в описании жизни героини с житиями святых.

Таким образом, И.С.Тургенев представил свою героиню как традиционную христианскую великомученицу за некоторыми отступлениями от жанра жития.

Главная героиня рассказа, по мнению автора, является носительницей коренных национальных черт всего русского народа : это истинно русская душа, чистая, светлая, несломимая,готовая нести крест со свойственной лишь ей долготерпением и верой, даже с благодарностью за посланные испытания, потому что именно они приближают к истинному, вечному. По прочтении создаётся впечатление, что никому больше не под силу подняться так высоко, как сделал это русский человек, и вспоминаются строки из стихотворения М,Ю.Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива»: и в небесах я вижу Бога.

При создании рассказа «Живые мощи» И.С.Тургеневым владело стремление понять специфику национального характера, постичь самую суть его.

Хочется верить, что понятие святости не может быть закрыто наглухо для носителя безрелигиозного сознания, что оно бесполезно для него и что не может затронуть его сердце, душу, чувства, ум. Еще несколько лет назад обращение к теме святых и святости в русской культуре могло бы показаться странным, безнадежно устаревшим, ненужным и вредным (не говоря уже об опасности выдвижения такой темы), по крайней мере тем, кто утратил связь с духовно-религиозной традицией (в результатe ли сознательного разрыва с нею или пассивного, незаметно совершившегося выпадения из нее), и для кого «нечувствие» к высшим смыслам и главным ее ценностям стало естественным. Происходящие в последнее время изменения в отношениях государства к церкви и религии и в общественном сознании приводят к возрождению интереса к тому, что было забыто, отринуто, поругано. Появляется желание найти в прошлом то, что может помочь разобраться в настоящем и бросить луч света на будущее, иначе говоря, возобновить права наследования, от которых столь поспешно отказались ранее, и взять с собой это родовое наследие в дальнейший путь.

В последние годы литературоведение обращается к теме влияния христианской культуры на литературу. Ранее эта тема игнорировалась и опускалась. Сейчас многие исследователи работают в этом направлении. Данная работа является еще одним звеном в этом направлении исследований. Введении в школьную программу курса «Основы христианской культуры » является несомненным сдвигом в этом направлении.

Источник

Анализ рассказа «Живые мощи. «Живые мощи», анализ рассказа Тургенева

История создания

Рассказ Тургенева «Живые мощи» был напечатан в литературном сборнике «Складчина», составленном из трудов русских литераторов в пользу голодающих Самарской губернии, в 1774 г. У рассказа был подзаголовок — «Отрывок из «Записок охотника»».

Замысел рассказа относится к периоду до 1852 г., но он не вошёл в первое издание «Записок охотника». В рассказе есть автобиографические черты. Действие происходит в Алексеевке, одном из имений матери Тургенева. Прототипа героини рассказа Лукерьи звали Клавдией, с ней Тургенев встречался в первой половине 40-х гг. Другой прототип Лукерьи – калека Евпраксия, которая была красавицей, когда с ней был близок 17-летний Тургенев.

Живые мощи. Лукерья

Главная героиня рассказа «Живые мощи» — едва ли не лучший, не самый поэтический из всех образов «Записок охотника». Автор показал на нем, до какой духовной высоты может подняться простой русский человек вообще. Молодая девушка, крестьянка Лукерья, веселая, живая, бойкая, красавица, невеста, любимая женихом и сама любящая его, внезапно заболела такой болезнью, которая иссушила ее, навсегда при ковала к постели, исключила из числа живых людей. Жених ее погоревал, да и женился на другой. А она проводит целые годы в уединении, неподвижная, одна со своими думами. Но она не пала духом в безотрадном положении, напротив, она дошла до полного просветления, она счастлива, она радуется жизни, всякому ее мелкому проявлению, она рада смерти и ждет ее как блаженства, и не знает и не понимает страха перед ней. Лукерья — олицетворение народного религиозного идеала. Автор неожиданно увидел Лукерью в плетеном сарайчике близ пасеки, где она проводила лето. Вот как он описывает ее наружность: «Голова совершенно высохшая,нос узкий, как лезвие ножа; губ почти не видать, только зубы белеют и глаза … лицо не только не безобразное, даже красивое, но страшное, необычайное. Лукерья не знает себялюбия, зависти, ревности, злобы. Она рада, что ее бывший жених нашел себе добрую жену, «и очень ему, слава Богу, хорошо», говорит она. Она тихо следит за жизнью природы и веселится ею. Она о себе не думает, но о других у нее болит сердце. Когда барин спрашивает ее, не нужно ли ей чего? Она отвечает: «Ничего мне не нужно; всем довольна, слава Богу …». В Лукерье сохранилась обычная любовь русского человека к песне: она поет, слабым, едва слышным, но чистым и верным голосом, всякие песни, которых прежде много знала. «Только вот плясовых не пою. В теперешнем моем звании оно не годится», — говорит она.

Герои

Лукерья – 29-летняя женщина, за 6 лет болезни превратившаяся из высокой, полной белокожей красавицы, хохотуньи, плясуньи и певуньи в мумию.

Лукерья принимает как должное все выпавшие на её долю испытания. В её голосе рассказчик не слышит жалоб. Лукерья в её положении сочувствует другим людям, которым хуже, чем ей. К таким она причисляет тех, у кого нет пристанища, кто не может видеть, слышать, говорить, распознавать запахов. Она радуется за своего бывшего жениха Василия Полякова, который, потужив, женился на Аграфёне из Глинного, доброй женщине.

Лукерья благодарна тем добрым людям, которые за ней ходят, но не ждёт помощи: «Кто кому помочь может? Кто ему в душу войдёт? Сам себе человек помогай».

Рассказчика больше всего поражает, что Лукерью даже радует её положение, потому что она лишена возможности грешить. Она чувствует себя причастной к жизни своего хутора, не оторванной от церкви (священник исповедует её). Лукерья также чувствует себя частью всей природы.

Положение Лукерьи делает её подобной святым. К этой мысли отсылает название-оксюморон. Лукерья внешне похожа на умерших святых. Как многие мученики, она терпит физические страдания, так что даже не всегда может спать. Её жизнь — полноценная жизнь христианской души.

Она совсем не может читать, хотя и умеет, потому что не может удержать книгу, только молится.

Жизненная философия этой женщины состоит в том, чтобы никого не обременить. Даже свечку она не жжёт, потому что жалко, даже Богу много не молится, чтобы не наскучить.

Лукерья чувствует свою пользу: она передаёт девочке-сиротке, которая ходит к ней, своё умение петь песни, а знает она их множество.

Единственное, о чём просит Лукерья – уговорить барыню уменьшить оброк для крестьян. Жалеет она только о косе, которую пришлось отрезать.

Восхищения рассказчика её терпением она отвергает, вспоминая о подвигах Симеона Столпника, Иоанна Затворника и Жанны д’Арк (последних двух по именам не знает).

Анализ рассказа «Живые мощи»

В этом рассказе Тургенев нарисовал прекрасный; чисто русский образ смиренного страдания и покорности воле Божьей. Автор рассказывает, как он однажды зашел в уединенную усадьбу и здесь в отдаленном сарае увидел больную женщину, которая неподвижно лежала на постели. в этой женщине автор узнал бывшую горничную Лукерью, которая раньше была красавицей и имела любимого жениха. Лукерья внезапно подверглась такой болезни, которая иссушила ее и навсегда при ковала к постели.

Когда автор удивился ее терпению, Лукерья смиренно ответила: «Эх, барин! Что вы это? Какое такое терпение? Вот Симеона Столпника терпение было точно великое: тридцать лет на столбу простоял». Лукерья весьма религиозна, она постоянно читает молитвы, в которых не ропщет на Бога, а только благодарит Его за жизнь и «крест». Смерти она не боится и радостно просит ее взять к себе. За несколько дней до смерти она видела ее во сне …

В лице героини рассказа «Живые мощи» Тургенев показал, до какого духовного просветления доходят лица из народа. Героиня рассказа — молодая девушка Лукерья, была красавицей, веселой и бойкой; она любила своего жениха и была им любима. Однажды, оступившись, она падает вниз с крыльца и после этого начинается с ней какая то особенная болезнь: она сохнет, перестает владеть ногами и затем окончательно костенеет. Автор находит ее в плетенном сарайчике близ пасеки, где она проводит лето.

Несмотря на перенесенные ею страдания и настоящее тяжелое положение, она и не думает падать духом — напротив, она кажется даже довольной своим положением, поет песни, любуется природой в ее разнообразных проявлениях — следит за тем, как липа или гречиха зацветают, как пчелы по пасеке летают, как ласточки гнезда вьют и т.д. Когда автор дивится ее терпению, она замечает, что ее терпение ничто в сравнении с терпением Иоанна Столпника или Жанны ДАрк, предание о которой она передает. Она глубоко религиозна, видит пророческие сны, Христа, иногда и свою собственную смерть; последней она совсем не боится, она ждет ее, как какой-то радости …

Барин-рассказчик

Рассказчик называет Лукерью несчастным, полумёртвым существом. Проникнувшись сочувствием к Лукерье, он хочет везти её в больницу, потому что она там «будет не одна». Он старается «для её же пользы», рассуждая так же, как доктор, который обследовал Лукерью и не велел ей противиться: «Я для вас же, дураков, стараюсь».

Постепенно ужас перед несчастным существом сменяется в рассказчике несказанной жалостью.

Единственное полезное дело, которое барин может сделать для Лукерьи, — достать ей лекарство от бессонницы.

Описание героев

В рассказе всего 2 основных персонажа, на которых строится композиционная структура произведения «Живые мощи». Герои очень разные, но в то же время их образы переплетаются:

Что такое петровки в рассказе живые мощи. Смотреть фото Что такое петровки в рассказе живые мощи. Смотреть картинку Что такое петровки в рассказе живые мощи. Картинка про Что такое петровки в рассказе живые мощи. Фото Что такое петровки в рассказе живые мощи

Несмотря на то что переживает молодая женщина, у нее хватает духу сочувствовать другим людям, которым, как она считает, хуже, чем ей. К этой категории она относит тех, у кого нет крыши над головой, кто слеп, глух и не может говорить. Девушка испытывает чувство благодарности к людям, заботившимся о ней.

Рассказчика удивляет, что Лукерья в глубине души радуется своему положению. Она довольна, так как лишена возможности совершать грехи. Героиня часто молится и исповедуется.

Мифологический контекст в рассказе И.С. Тургенева «Живые мощи»

В ряду общих для книжной и народной традиций мотивов выделяют следующие 6 :

5. Встреча с умершими родственниками

– в рассказе происходит во втором видении Лукерьи.

Перечисленные черты, как уже говорилось, свойственны как народной фольклорной, так и книжной традиции. Далее обратим внимание на некоторые частные мотивы, свойственные народному мифологическому мировоззрению.

Самое явное указание на связь видений Лукерьи с потусторонним миром – это встреча со смертью.

Поведение смерти, которая выискивает жертву среди людей, в тургеневском тексте описано как «вьётся, мечется» между людьми (с. 363). Известно народным поверьям и описание смерти в виде фигуры высокого роста 8 (в тексте – «целой головой выше других» – с. 363).

Таким образом, народно-мифологические черты смерти представлены в рассказе достаточно детально.

На момент трагического происшествия, ставшего отправной точкой для продвижения Лукерьи к неизбежной смерти, героиня рассказа является помолвленной невестой, т.е. провозглашённой во время церковной службы, следовательно, факт предстоящей свадьбы ни для кого уже не был секретом. По народным представлениям, человек, находящийся на переходном этапе жизни (одним из которых является свадьба), особенно подвержен порче – вредоносному воздействию магического характера. Поэтому просватанные невесты старались до свадьбы реже выходить из дома (или за ворота), чтобы не потерять защитную силу, обеспеченную духами предков, обитающих в границах домашнего пространства. Лукерья же не просто выходит на крыльцо (т.е. за порог – границу), но и делает это в самое неподходящее время – ночью («до зари недалеко» – с. 355), в час, когда нечистая сила особенно активна. И только после нарушения правил обрядового поведения (как помолвленная невеста Лукерья находится в рамках обряда) она слышит голос, почудившийся ей голосом Васи, а вероятнее всего являющийся голосом нечистой силы (здесь можно провести параллель с эпизодом из «Бежина луга», когда Павлуша слышит зовущий голос утопленника Васи, а впоследствии умирает). Само протекание болезни Лукерьи так же соответствует народному пониманию напущенной порчи: болезнь овладевает героиней не сразу, а постепенно: «С того самого случая стала я сохнуть, чахнуть; чернота на меня нашла; трудно мне стало ходить, а там уже – и полно ногами владеть; ни стоять, ни сидеть не могу; всё бы лежала. И ни пить, ни есть не хочется: всё хуже да хуже Совсем я окостенела под конец…» (с. 355-356); да и доктора, что ни делали с Лукерьей, не смогли определить её болезнь.

Мы выяснили, что болезнь Лукерьи, полученная в результате «неправильного» поведения, становится отправной точкой пути героини к смерти, которая также должна быть воспринята как «неправильная». Сама же Лукерья, таким образом, после смерти попадает в разряд «неправильных» или «нечистых» покойников. Здесь необходимо пояснение.

Возвращаясь к героине рассказа И.С. Тургенева, вспомним, что Лукерья – помолвленная невеста, которой не суждено стать женой. По ряду народных поверий, обручённые невесты, умершие прежде венчания, после смерти воплощаются в русалок 16 (наряду с умершими некрещёными детьми, утонувшими девушками и молодыми женщинами, а также лицами, умершими на Русальной неделе). Есть ли «русалочьи» черты в образе Лукерьи? Мне кажется, что такие черты, хотя и неявно, проступают в первом видении героини.

Источник

«Живые мощи», краткое содержание рассказа Тургенева

Тургеневский рассказ «Живые мощи» входит в сборник «Записки охотника». Лето и половину осени 1846 года известный писатель провел за охотой в родовом имении Спасское Лутовино. В октябре, приехав в Петербург, он узнал, что руководителем литературного журнала «Современник» стали Н. Некрасов и И. Панаев, которые и предложили ему свое сотрудничество.

Вот в это самое время и создал свой потрясающий рассказ «Живые мощи» Тургенев. Анализ произведения говорит о том, что в нем писатель воплотил прекраснейший образ доброй, многострадальной и в тоже время смиренной русской души, полностью покорной воле Божьей.

Петр Петрович

Барин Петр Петрович, приехавший поохотиться на тетеревов в Белевский уезд, с егерем Ермолаем попадают в сильный ливень. Так начинает свой рассказ Тургенев («Живые мощи»). Краткое содержание дальше продолжается тем, что хоть и были они в непромокаемых плащиках, но охота сразу не заладилась: было неудобно, ветки обдавали водой, затекало даже за пазуху, да и собаки от воды сбили свое чутье. И тогда Ермолай предложил поехать в хуторок Алексеевку, принадлежащий матушке Петра Петровича.

Добравшись до места, они обнаружили нежилой чистенький флигелек, где и заночевали. На следующий день погода стояла солнечная и безоблачная.

Что такое петровки в рассказе живые мощи. Смотреть фото Что такое петровки в рассказе живые мощи. Смотреть картинку Что такое петровки в рассказе живые мощи. Картинка про Что такое петровки в рассказе живые мощи. Фото Что такое петровки в рассказе живые мощи

Диковинные сны

Петр Петрович старается, как может, помочь Лукерье. Как видно из рассказа «Живые мощи», краткое содержание которого подробно описано в этой статье, читатели узнают, что он предлагает ей отправиться вместе в больницу, но та отказывается. Даже не смотря на то, что там ей обещан хороший и постоянный уход.

Когда глаза главного героя окончательно привыкают к темноте, ему удается досконально рассмотреть черты лица женщины. Но сколько он ни пытается, ему не удается разглядеть хотя бы проблески былой красоты.

Сарай

Надо отметить, что большим мастером на описание пейзажей был Тургенев. «Живые мощи» – рассказ, бесподобно описывающий благоуханную деревенскую природу, свежий воздух и щебетание жаворонков.

В общем, Петру Петровичу захотел пройтись, по тропинке он дошел до пасеки и там вдруг увидел плетеный сарайчик, куда обычно на зиму убирают ульи. Он открыл дверь и заглянул, потянуло запахом душистых сушеных трав – мяты и мелиссы. В углу стояли подмостки, где виднелась маленькая фигура, прикрытая одеялом.

Он хотел было закрыть дверь, но вдруг услышал, что кто-то его зовет. Он остолбенел от неожиданности и от того, что увидел практически усохшую бронзовую женскую голову с узким носом, тонкими губами, белыми зубами и бесцветными глазами, а из платка выбивались прядки рыжих волос.

Лукерья

Петр Петрович стал вглядываться в лицо. Оно было необычным, как образ со старинной иконы. Женщина назвалась Лукерьей и напомнила ему, что водила хороводы у его матушки в Спасском и запевалой была. Он узнал ее и сразу вспомнил, какой она была красавицей на хозяйской дворне. Она была румяной, полной певуньей, хохотуньей и плясуньей. За ней ухаживали все местные парни. А Петр Петрович тогда был еще 16-летним юношей, которому она тоже очень нравилась.

Что такое петровки в рассказе живые мощи. Смотреть фото Что такое петровки в рассказе живые мощи. Смотреть картинку Что такое петровки в рассказе живые мощи. Картинка про Что такое петровки в рассказе живые мощи. Фото Что такое петровки в рассказе живые мощи

Герои

Лукерья – 29-летняя женщина, за 6 лет болезни превратившаяся из высокой, полной белокожей красавицы, хохотуньи, плясуньи и певуньи в мумию.

Лукерья принимает как должное все выпавшие на её долю испытания. В её голосе рассказчик не слышит жалоб. Лукерья в её положении сочувствует другим людям, которым хуже, чем ей. К таким она причисляет тех, у кого нет пристанища, кто не может видеть, слышать, говорить, распознавать запахов. Она радуется за своего бывшего жениха Василия Полякова, который, потужив, женился на Аграфёне из Глинного, доброй женщине.

Лукерья благодарна тем добрым людям, которые за ней ходят, но не ждёт помощи: «Кто кому помочь может? Кто ему в душу войдёт? Сам себе человек помогай».

Рассказчика больше всего поражает, что Лукерью даже радует её положение, потому что она лишена возможности грешить. Она чувствует себя причастной к жизни своего хутора, не оторванной от церкви (священник исповедует её). Лукерья также чувствует себя частью всей природы.

Положение Лукерьи делает её подобной святым. К этой мысли отсылает название-оксюморон. Лукерья внешне похожа на умерших святых. Как многие мученики, она терпит физические страдания, так что даже не всегда может спать. Её жизнь — полноценная жизнь христианской души.

Она совсем не может читать, хотя и умеет, потому что не может удержать книгу, только молится.

Жизненная философия этой женщины состоит в том, чтобы никого не обременить. Даже свечку она не жжёт, потому что жалко, даже Богу много не молится, чтобы не наскучить.

Лукерья чувствует свою пользу: она передаёт девочке-сиротке, которая ходит к ней, своё умение петь песни, а знает она их множество.

Единственное, о чём просит Лукерья – уговорить барыню уменьшить оброк для крестьян. Жалеет она только о косе, которую пришлось отрезать.

Восхищения рассказчика её терпением она отвергает, вспоминая о подвигах Симеона Столпника, Иоанна Затворника и Жанны д’Арк (последних двух по именам не знает).

Тургенев, «Записки охотника»: «Живые мощи»

Он произнес ее имя и спросил о том, что с ней произошло.

Писатель лихо закручивает сюжет, и становится необыкновенно интересно, кто эта женщина, и какая беда с ней приключилась.

Она стала рассказывать ему, что около семи лет назад ее помолвили с Василием Поляковым, видным и кудрявым буфетчиком барыни. Однажды ночью ей не спалось, вышла она на крыльцо, и послышался ей голос любимого. От неожиданности она оступилась и сильно упала. Вернувшись к себе в комнату, она поняла, что как будто бы в ней что-то оборвалось, тяжко стало, и заболела. Барыня по доброте своей врачам ее показывала, но они даже не смогли диагноз ее определить.

В барских домах калек держать было не принято, и больную девушку отправили сюда к родственникам. Жених ее погоревал, да и женился на другой.

Что такое петровки в рассказе живые мощи. Смотреть фото Что такое петровки в рассказе живые мощи. Смотреть картинку Что такое петровки в рассказе живые мощи. Картинка про Что такое петровки в рассказе живые мощи. Фото Что такое петровки в рассказе живые мощи

Главная мысль

Истинный человек всегда должен думать о благополучии окружающих. Собственные мучения и страдания кажутся пустяками, когда в душе беспокоишься только о близких, и забываешь свое благо.

Рассказчик и герой, по имени Ермолай, идут вместе на охоту на тетерева. Начинается сильный дождь. Продолжать находиться без прикрытия в такую погоду могло нанести здоровью героев серьезный вред. Они пытаются найти выход из сложной ситуации. Рассказчик вспоминает, что неподалеку от той местности, где они охотятся, есть село Алексеевка. Мать рассказчика имеет небольшой хутор в этой деревушке.

Герой никогда не бывал там. Он был рад найти какой-либо кров, поскольку ужасная дождливая погода не оставляла ему другого выхода. Два охотника направились в Алексеевку. Герои переночевали в хуторке. Утром автор решил походить вокруг домика и посмотреть окрестность. Рядом с хуторком был сад. Он имел очень убогий и плачевный вид. Было видно, что сад уже долгое время заброшен. Никто не ухаживал за ним уже долгое время. У садика был небольшой плетеный сарайчик.

Рядом с этим сараем герой заметил какую-то фигуру. Она напоминала мумию. Приближавшись, главный герой заметил, что мумия на самом деле женщина. Ее звали Лукерией. Она была больна. Черты лица Лукерьи выдавали какой красавицей она была раньше. Теперь от ее красоты ничего не осталось. Бедняга так похудела и иссохла, что действительно ничем не отличалась от мумии. Бедняга рассказала своим гостям, что все началось семь лет тому назад. Она упала с крыльца. Это стало причиной бесконечных болезней. Теперь она не могла даже двигаться. В деревушке Лукерью называют «Живые мощи». Эта бедняга совершенно не винила судьбу за такую учесть. Рассказывала, что совершенно довольна жизнью.

Своими страданиями они искупали грехи всех ближних. Она отказалась от помощи врачей. Ее единственной просьбой было убавление оброка крестьян. Лукерья беспокоилась и думала только об окружающих ее людях.

Полумертвое существо

Лукерья продолжала свой рассказ тем, что вот уже много лет лежит она, летом здесь, в плетушке, а зимой – в предбаннике. Добрые люди ее не забывают. Лукерья рассказала, что сначала ей было томно, но потом она привыкла, и подумала, что ей еще не так уж и плохо, по сравнению с глухими и слепыми инвалидами и бездомными людьми.

Она даже отметила, что здоровому человеку очень легко согрешить, а от нее даже сам грех отошел. Дальше она стала рассказывать, что священник Алексей, когда стал ее причащать, сказал, что ей и исповедоваться не в чем, но она ему напомнила про мысленный грех, тогда батюшка отметил, что этот грех не такой уж великий. Лукерья добавила, что старается даже мысли плохие гнать от себя. Тургенев «Живые мощи» в буквальном смысле украшает снами Лукерьи.

Христос

Она рассказала своему гостю, что иногда поет тихо сама про себя, а иногда читает молитвы, которых тоже немного знает: Отче наш, Богородицу, акафист Всех скорбящих.

Барин хотел было предложить лечение, но она наотрез отказалась и попросила не жалеть ее. А потом стала рассказывать про свои необычные сны.

Однажды видит она поле и рожь золотистую, в руках у нее серп, похожий на месяц, а рядом собачка рыжая, все укусить ее пытается. И захотелось ей из васильков сплести себе венок, но все никак не получалось, а потом кто-то позвал ее по имени. Она надела на голову, как кокошник, свой серп и все кругом засияло. И вдруг Луша увидела, что по колосьям к ней катит не жених ее Василий, а Сам Христос в белом одеянии с золотым поясом. Он протянул ей руку и сказал, чтобы она Его не боялась, ибо она невеста Его разубранная и будет у Него в Царстве Небесном хороводы водить и песни петь райские. Потом взял ее за руку, крылья у Него распахнулись, и они полетели. А собачка осталась, так как это была болезнь ее, и в Царстве Небесном ей места не будет уже.

Женщина-Смерть

Много еще интересного поведала Луша барину, а на прощание попросила, чтобы маменька его немного оброк у здешних крестьян сбавила. Угодий мало у них, а они бы за них и помолились бы.

Через несколько недель Лукерья скончалась, как раз после «Петровок».

Что такое петровки в рассказе живые мощи. Смотреть фото Что такое петровки в рассказе живые мощи. Смотреть картинку Что такое петровки в рассказе живые мощи. Картинка про Что такое петровки в рассказе живые мощи. Фото Что такое петровки в рассказе живые мощи

Краткое содержание рассказа Тургенева «Живые мощи»

1874 Краткое содержание рассказа из цикла «Записки охотника» Читается за 4 минуты, оригинал — 25 мин

Для охотника дождь — сущее бедствие. Такому бедствию подверглись мы с Ермолаем во время охоты на тетеревов в Белевском уезде. Наконец, Ермолай предложил пойти на хутор Алексеевка, принадлежавший моей матушке, о существовании которого я раньше не подозревал. При хуторке оказался ветхий флигель, нежилой и чистый, в котором я и переночевал. На следующий день я проснулся рано и вышел в заросший сад. Неподалёку я заметил пасеку, к ней вела узкая тропинка. Подойдя к пасеке, я увидел рядом с ней плетёный сарайчик, и заглянул в полуоткрытую дверь. В углу я заметил подмостки и маленькую фигуру на них.

Я уже пошёл прочь, как вдруг слабый, медленный и сиплый голос окликнул меня по имени: «Барин! Пётр Петрович!». Я приблизился и остолбенел. Передо мной лежало существо с высохшей, словно бронзовой головой. Нос узкий, как лезвие ножа, губ почти не видно, только белеют зубы и глаза, да из-под платка выбиваются пряди жёлтых волос. Из-под одеяла виднеются две крошечные высохшие ручки. Лицо было не безобразное, даже красивое, но страшное своей необычностью.

Оказалось, что это существо когда-то было Лукерьей, первой красавицей в нашей дворне, плясуньей и певуньей, по которой я — 16-летний мальчик — втайне вздыхал. Лукерья рассказала про свою беду. Лет 6 или 7 назад Лукерью помолвили с Василием Поляковым. Как-то ночью она вышла на крыльцо, и ей почудился Васин голос. Спросонья она оступилась у пала с крыльца. С того дна начала Лукерья чахнуть и сохнуть, ноги отказали. Ни один врач не смог ей помочь. Под конец она совсем окостенела, и её перевезли на этот хутор. А Василий Поляков потужил, да и женился на другой.

Летом Лукерья лежит в сарайчике, а зимой её переносят в предбанник. Она рассказала, что почти не ест, лежит, наблюдает за окружающим миром. Она приучила себя не думать и не вспоминать — так время быстрее проходит. Прочтёт молитвы, какие знает, и опять лежит безо всякой думочки. Я предложил забрать её в больницу, где за ней будет хороший уход, но Лукерья отказалась. Привыкнув к темноте, я ясно различал её черты, и даже смог отыскать на этом лице следы былой красоты.

Я не мог не подивиться вслух её мужеству и терпению. Лукерья возразила, что многие люди страдали больше, чем она. Помолчав, я спросил, сколько ей лет. Оказалось, что Лукерье ещё не было 30-ти. Попрощавшись, я спросил, не надо ли ей чего. Лукерья попросила только, чтобы моя матушка уменьшила оброк для местных крестьян, а для себя — ничего.

В тот же день я узнал от хуторского десятского, что в деревне Лукерью прозвали «Живые Мощи», и нет от неё никакого беспокойства. Несколько недель спустя я узнал, что Лукерья умерла, как раз после петровок. Весь день перед смертью она слышала колокольный звон, который шёл с неба.

ПересказыКраткое содержание рассказа Тургенева «Стучит!»

ПересказыКраткое содержание рассказа Тургенева «Конец Чертопханова»

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *