Что такое петровский календарь
Зачем Петр 1 заменил календарь?
По Указу царя Петра I от 20 декабря 7208 года от Сотворения мира в России вводился юлианский календарь, ведущий летосчисление от Рождества Христова.
Для того, чтобы перейти на новый календарь с летосчислением «от Рождества Христова» следовало в старом календаре от «сотворения мира» от года 7208 отнять 5508 лет.
В Указе Петра I предписывалось, что вслед за 31 декабря 7208 года от Сотворения мира, наступит 1 января 1700 года от Рождества Христова, «от рождества господа бога и спаса нашего Иисуса Христа».
Своим указом царь Петр I велел празднования Начала года перенести с 1 сентября на 1 января
Зачем Петр 1 заменил календарь?
У каждого народа было своё летоисчисление (от какой-то событийной даты, правителя, мудреца или явления), но когда народ захватывали, вводился чужой календарь, чужое летоисчисление.
Для чего? Чтобы отсечь всё Наследие.
Ведь Петр 1 не просто заменил руский календарь на европейский, он украл у народа 5508 лет Наследия Предков, и появилась возможность в академических книжках по истории написать, что до христианизации, Руси как бы и не было.
После Петровской реформы Наследия как бы не стало, и плюс вырезались все родовитые мужи (Бо-Ярые), древние Рода.
Таким образом, появилась хлюпкая новая элита, как в новейшей истории: коммунистов убрали от власти, и пришла новая хлюпкая, дохлая элита – голубые мальчики, розовые девочки.
Тоже самое делал Петр 1: запрещал носить бороды (богатство Рода, связь с Предками), заставлял мужчин ходить в колготочках, панталончиках, одевать всякие висюлечки, ленточки, бантики, как маленькие девочки.
Народ называл новую элиту женоликими, ****оликими, до сих пор осталось выражение «****ское лицо» (по-славянски, ***** – это болтун, пустомеля; не путайте со словом «блуд»).
При закладке любого Храма, в данной местности вводилось летоисчисление от Сотворения Храма.
При храме могло быть несколько летоисчислений, чтобы не пользоваться длинными записями вводили новое летоисчисление, но при этом сохранялось и старое.
Так было не только на Руси, допустим: в Индии существует более 300 форм летоисчисления (300 календарей).
В 1948 году Опалённый стан (Палестина) разделили на две части: Палестину и Израиль, и Израиль вернул себе свой календарь.
Т.е. во всём мире сейчас 2014 год от Рождества Христова, а в Израиле Лето 5774 от Адама, этим они как бы показывают всему миру, мол у вас культура, наследие всего 2000 лет, а у нас почти 6000 лет, поэтому мы самые главные и вы все произошли от нас (т.е. библейская теория).
Для международных договоров они пользуются обычным календарём, а у себя в стране живут только по своему календарю.
У славян своё летоисчисление, Лето 7522 от С.М.З.Х. (Сотворение Мира в Звёздном Храме), но это не как у христиан от «Сотворения Мира», якобы Бог сотворил Землю.
Нет, у славян Звёздный Храм – это название Лета, т.е. определённой годины, когда наши Предки победили Предков китайцев, а Сотворение Мира – это заключение мирного договора между народами (Мир Сотворили в день осеннего равноденствия).
Но есть и другие формы летоисчисления.
Ведь не бывает же, чтобы в нулевой год заключали мир.
Допустим, Сотворение Мира в Звёздном Храме произошло в Лето 5500 от Великого Похолодания, поэтому следующее Лето 5501 от Великого Похолодания стало ещё и 1-ым Летом от С.М.З.Х.
То есть наследие уже увеличивается, помимо наших 7522 лет, ещё на 5500 лет. Поэтому старые формы записи летоисчислений не отвергаются, а зачитываются на Новолетие: Лето 7522 от С.М.З.Х. это также и Лето 13022 от Великого Похолодания.
Это говорит о том, что наше Наследие (Iсторiя) не тысячу лет, как утверждают христиане или покойный академик Лихачёв: «Зачем разбирать то, что было до христианства, нам хватит и этой тысячи лет» — ему может и хватит, а славяне должны хранить всё наше Наследие.
Царский указ назывался так:
Ленин, Петр и хакасы: как и зачем они переворачивали календари
Третьего сентября, в день, когда не утихают лесные пожары, рука так и тянется перевернуть календарь. «Известия» вспомнили, кто и почему по-настоящему это сделал.
Ленин приблизил День святого Валентина
С юлианским календарем, по которому жили на Руси с конца Х века, была проблема. Средняя продолжительность года по нему составляла 365 суток и 6 часов. То есть, как и сейчас, раз в четыре года добавлялся еще один день. Но на самом деле продолжительность года составляет 365 суток, 5 часов, 48 минут, 46 секунд. Получается, каждый год время по юлианскому календарю спешило на 11 минут и 14 секунд.
Владимир Ленин в 1919 году выступил за одномоментный переход на новый стиль летоисчисления
Это осознали как проблему к 1582 году. Тогда под руководством папы римского Григория XIII была проведена реформа. Сутки сделали короче, високосных дней стало меньше (на три раз в 400 лет), а после 4 октября сразу наступило 15-е. Так и появился григорианский календарь, который три века спустя дошел до нашей страны.
Сначала реформа принималась в католических, потом в протестантских странах. Погрешность юлианского календаря была проблемой в том числе для христианских праздников. Празднование Пасхи (отмечаемой в первую неделю после полнолуния по прошествии весеннего равноденствия) из-за этого потихоньку смещалось к лету, Рождества — к весне.
В России, как и в других православных странах, введение григорианского календаря тормозилось нежеланием церкви подчиняться католическому влиянию. Поэтому переход и произошел только в 1919 году, когда церковь была отделена от государства.
Сделано это было «в целях установления в России одинакового почти со всеми культурными народами исчисления времени». Незначительная разница в календарях раньше создавала неудобства при отношениях, в первую очередь торговых, с Европой. Теперь же она могла помешать делу мировой революции.
А вообще вопрос этот обсуждался давно. В 1899 году даже была создана комиссия при Астрономическом обществе, в которую входил Менделеев. Но полномочиями ее не наделили. Реформа 1919 года тоже могла заглохнуть. Комиссия Совнаркома РСФСР предлагала вводить изменения постепенно, отбрасывая в год по одному дню. Это длилось бы 13 лет. Ленин выступил за одномоментный переход на новый стиль.
Календарная реформа Петра l
20 декабря ( по другим данным 19 декабря) 1699 года Петр I издал указ, в соответствии с которым Новый год переносился с 1 сентября на 1 января. 1700 год Россия встречала вместе с остальной Европой.
До XV века новый год начинался 1 марта, а позже, через два столетия, 1 сентября. Петр перенес первый день года на 1 января по европейскому примеру. Тем не менее главным российским праздником, как и в других христианских странах, осталось Рождество. Эта традиция сохранялась до прихода большевиков к власти — в конце 20-х годов они отменили оба праздника.
Запрет продержался до 1935-го — советская власть решила, что без елочки рабочему человеку все-таки скучно, и восстановила Новый год в его современном виде в качестве замены и противовеса Рождеству.
Именно оттуда все знакомые выросшему в СССР человеку атрибуты: Дед Мороз, Снегурочка, красная звезда на елке. Праздник оставался неформальным, пока в 1947 году 1 января не объявили выходным днем.
В Древнем Риме, начиная с 46 года до Рождества Христова, началом нового года считалось 1 января. Календарный год состоял из 365 суток и 6 часов. Такая система дожила до момента, когда в мир пришло христианство. В Византии, ставшей преемницей Древнего Рима, новый год также начинался с 1 января. Однако в 312 году император-христианин Константин Великий постановил праздновать начало нового года не с 1 января, а с 1 сентября. В первую очередь это было связано с системой установки и сбора податей, по сути с началом нового финансового года.
В христианской Церкви эта традиция установилась далеко не сразу. Только лишь в VI веке, в правление императора Юстиниана I, традиция отмечать начало нового года 1 сентября вошла и в жизнь Церкви. На Руси новый год по преимуществу отмечался 1 марта. Во-первых, это было связано с церковным Преданием о сотворении мира, а, во-вторых, на эту же дату сместилась языческая традиция встречи нового года. Однако на церковном Соборе в Москве в 1492 году, следуя византийской традиции, было принято решение о начале праздновании нового года с 1 сентября. Так продолжалось до правления императора Петра I.
20 декабря 7208 года от сотворения мира Петр I подписал указ о праздновании гражданского нового года с 1 января 1700 года от Рождества Христова. Таким образом, с эпохи Петра в России даты празднования начала гражданского нового года и церковного нового года разделились, так как Церковь на новую дату не перешла.
Что же подтолкнуло Петра I к календарной реформе? В 1697 году царь Петр I отправился в путешествие по европейским странам, вошедшее в историю под названием Великого посольства. Он ехал инкогнито, под именем Петра Михайлова.
По окончании Великого посольства Петр I развернул широкую программу европеизации России. Дворянство должно было облачиться в европейскую одежду, жить в домах, выстроенных европейскими архитекторами, питаться, отмечать торжества и воспитывать потомство в европейских традициях, получать на службе должности и чины с европейскими названиями.
Именно тогда в русский быт вошли поездки на учебу в Европу, кофе, табак, парики, треуголки и балы. Календарная реформа стоит в одном ряду со всем этим.
Петр провел ее через год после возвращения из Европы, и невозможно отделаться от впечатления, что перед мысленным взором его все еще стояли голландские елочки, лодочки, фейерверки на фоне вечернего неба и их отражения в амстердамских каналах.
И вот, три с половиной месяца спустя, в декабре, появляется указ: “…указал Великий Государь впредь лета счислять в Приказах и во всяких делах и крепостях с нынешнего генваря с 1 числа от Рождества Христова 1700 года. А в знак того добраго начинания и новаго столетнаго века в царствующем граде Москве, после должного благодарения к Богу и молебного пения по большим и проезжим знатным улицам знатным людям и у домов нарочитых перед вороты учинить украшения от древ и ветвей сосновых, елевых и можжевеловых…”
Большой маскарад в 1722 году на улицах Москвы с участием Петра I и князя-кесаря И. Ф. Ромодановского, 1900 г
Художник Суриков
Тем не менее, русская столица не стала Амстердамом. Климат не тот. К концу петровского царствования этот праздник выглядел как нечто совершенно ненужное, пустая государева прихоть. После того, как Петр скончался, о новогодних торжествах скоро все забыли.
Лишь в середине XIX века в России вновь стали отмечать Новый год. Но уже не как свистопляску огней и буйство грома, а как тихий детский праздник, заново введенный с легкой руки немецких принцесс, становившихся русскими императрицами. Иначе говоря, его повторно “импортировали” из Западной Европы.
Как в России начали «толкаться» Новый год и Рождество
Приблизительное время чтения: 8 мин.
В русском летоисчислении Рождество Христово соперничает с иным событием — Сотворением мира. В наши дни государство предпочитает отсчитывать годы по-европейски, от Рождества. По древнему восточнохристианскому правилу череда лет восходит к Сотворению. Сегодня им руководствуются лишь некоторые общины староверов, но когда-то его соблюдала вся Россия.
В русском календаре «толкаются» два праздника: православное Рождество и светский Новый год. Притом Новый год празднуется по принятому государством григорианскому календарю, а Рождество — по церковному, юлианскому.
Откуда взялось это двоение, общеизвестно. Оно восходит ко временам Петра I — во всем, за исключением григорианского календаря, введенного в 1918 году. Но мало кто задумывался над тем, почему царь Петр Алексеевич решился на столь серьезную перемену.
Прихоть или неизбежность?
Обычно в объяснение говорят: «России пришла пора войти в Европу. А для того чтобы нас там лучше воспринимали, следовало сбрить бороды, надеть парики, камзолы, треуголки, перейти на европейское летосчисление и убрать еще дюжину иных вопиющих отличий. Изменения накапливались на протяжении многих десятилетий, пока царь Петр, наконец, не сделал решительный шаг…»
Когда этот монарх создавал новые заводы, строил военный флот, приглашал из западных стран инженеров, фабричных мастеров, одаренных ученых, он предпринимал меры, насущно необходимые и давно назревшие. Но так ли назрела та самая календарная реформа? А заодно с нею бритье бород, скажем, или ношение париков? Вела ли к тому Россию сама историческая неизбежность, или эти «преобразования» были пустой прихотью венценосной особы?
Вопрос непростой.
Европейских специалистов на службу к российским государям приглашали со времен Аристотеля Фиораванти. Царь Алексей Михайлович любил устраивать фейерверки, а его сын царь Федор Алексеевич пристрастился к польской одежде. Народ смотрел на «огненные потехи» с интересом, хоть и опасался пожара. Дворяне сами, первыми, еще до монаршего позволения, завели моду на европейское платье.
Петр, сын первого из названных царей и младший брат второго, сызмальства пристрастился к бытовым радостям европейского образца. Он обожал посещать Немецкую слободу, а те же фейерверки научился устраивать самостоятельно. Но при всей приязни к вещам и затеям московских «немцев» Петр дальше этого не шел. Он провел на троне 11 лет, прежде чем взялся за реформу календаря и прочие радикальные перемены.
Что его подтолкнуло?
Скорее всего, участие в Великом посольстве.
Амстердамские приключения
В 1697 году царь Петр Алексеевич отправился в большое путешествие по европейским странам, вошедшее в историю под названием Великого посольства. Государь ехал инкогнито, под именем Петра Михайлова. Руководили посольскими делами генералы Франц Лефорт и Федор Головин, а также думный дьяк Прокопий Возницын. Старшинство закреплялось за Лефортом — другом и соратником Петра, проводником царя по буйным пирушкам и прочим радостям Немецкой слободы.
Знакомство с Европой породило у Петра Алексеевича беззаветную любовь к ней, продолжавшуюся на протяжении всей его жизни…
Так вот, время «зимних вакаций» с 1697 года на 1698-й российский монарх провел в Голландии. Рождество 1697 года Петр Алексеевич отпраздновал со свитой в Амстердаме. А вслед за ним — Новый год, который, как и в Германии, отмечали здесь давно, пышно, с большим размахом.
Город каналов. Любимые фейерверки повсюду и везде. Их отражения в воде. Шум, музыка, затейливо наряженные деревья. Лодочки. Пиры. А вслед за тем — большое путешествие под парусами в Англию. Очень приятно, очень красиво, не правда ли? Как тут не впечатлиться до глубины души, особенно если тебе всего-то двадцать пять…
Царь чувствовал себя не только державной особой, но и путешественником, открывающим новый мир. Сердце его пылало желанием перенести всю затейливость европейских празднеств на подвластную ему землю. А вместе с ними многое другое, что казалось ему правильным и приятным.
Невиданный праздник
По окончании Великого посольства Петр I развернул широкую программу европеизации России. Дворянство должно было облачиться в европейскую одежду (мода ли на нее, нет ли моды, а приказ на то имеется!), жить в домах, выстроенных европейскими архитекторами, питаться, отмечать торжества и воспитывать потомство в европейских традициях, получать на службе должности и чины с европейскими названиями. Именно тогда в русский быт вошли поездки на учебу в Европу, кофе, табак, парики, треуголки, балы (при Петре I их нередко заменяли шумные попойки, называемые ассамблеями).
Календарная реформа стоит в одном ряду со всем этим. Петр провел ее через год после возвращения из Европы, и невозможно отделаться от впечатления, что перед мысленным взором его все еще стояли ёлочки, лодочки, пылающие шутихи на фоне вечернего неба и их отражения в амстердамских каналах. Пусть в Москве станет так же! Жаль, негде каналы вырыть, всюду домишки понаставлены…
Но к русскому православному Рождеству с его древними традициями западные «новины» приписать было трудновато. Совсем недавно отгремел в Подмосковье страшный стрелецкий бунт. Петр имел основания всерьез опасаться, что попытка перенести амстердамское Рождество на московские кривые улочки вновь поднимет людей на большой выплеск «волюшки». К тому же, Патриарх посмотрит косо — святейший Адриан хоть и ветх годами, но к нарушениям устоев строг…
А вот перенести Голландию на Русь под предлогом введения нового, доселе невиданного праздника — идея, которую в наши дни назвали бы «политтехнологически грамотной».
Образцовая елка
Итак, Россия встречает новый, 7208 год, и это был самый короткий год в истории нашей страны. Три с половиной месяца спустя, в декабре, появляется указ, прервавший его течение:
«Известно Великому Государю [стало], не только что во многих европейских христианских странах, но и в народах славянских, которые с Восточною православною нашею Церковью во всем согласны, [таких] как: волохи, молдавы, сербы, далматы, болгары и самые Его Великаго Государя подданные черкасы и все греки, от которых вера наша православная принята, — все те народы… летa свои счисляют от Рождества Христова осьмь дней спустя, то есть Генваря с 1 числа, а не от создания мира… И ныне от Рождества Христова доходит 1699 год, а будущаго генваря с 1 числа настанет новый 1700 год купно и новый… век. И для того доброго и полезного дела указал Великий Государь впредь лета счислять в Приказах (центральных ведомствах) и во всяких делах и крепостях (документах)… с нынешнего генваря с 1 числа от Рождества Христова 1700 года. А в знак того добраго начинания и новаго столетнаго века в царствующем граде Москве, после должного благодарения к Богу и молебного пения… по большим и проезжим знатным улицам знатным людям и у домов нарочитых… перед вороты учинить… украшения от древ и ветвей сосновых, елевых и можжевеловых…»
Украшения следовало изготовлять по образцам, которые специально для такого случая выставили на Гостином дворе и у аптеки. Тем, кто победнее, дозволялось при воротах или на крыше своего дома поставить деревце. Нет денег на деревце — подойдут несколько ветвей елового лапника. И пусть стоят всю неделю!
Конечно, Петр не мог обойтись без большой «огненной затеи» — царь испытывал от нее детский восторг. А потому он учредил особый новогодний фейерверк и пушечный салют на Красной площади. Одновременно в домах знати, дворян и купцов предписывалось палить из малых пушчонок и ружей, пускать пороховые ракеты, а по ночам с 1 по 7 января жечь костры и смоляные бочки.
Русская столица не стала Амстердамом. Климат, понимаете ли, не тот. Не пустишь ведь лодочки по январскому тяжелому льду Москвы-реки! Вот когда восстанет из чухонских болот Санкт-Петербург, там — да, царь и каналы получит, и лодки, и совершеннейшую Голландию во всем, кроме языка… Зато теперь, под звуки канонады, вдыхая ароматы свежей хвои, Петр Алексеевич каждую зиму мог мысленно оживлять весь восторг амстердамских ночей, пережитых в Великом посольстве.
Забыли и вспомнили
Летосчисление от Сотворения мира исчезло у нас далеко не сразу. В официальных государственных бумагах два разных счета лет путались еще долго. Однако к концу Петровского царствования старый счет помнила только Церковь. Европейский вариант — «от Рождества Христова» — возобладал.
С празднованием Нового года вышло иначе. Все-таки этот праздник выглядел у нас как нечто совершенно ненужное, как блистательная государева прихоть. Скончался Петр — и скоро все забыли о новогодних торжествах. И елочки пропали, и стрельба из ружей, и «смоляные бочки». Не всем нужна Голландия посреди России. Другие государи — другие причуды!
Лишь в середине XIX века у нас вновь стали отмечать Новый год. Но уже не как свистопляску огней и буйство грома, а как тихий детский праздник, заново введенный с легкой руки немецких принцесс, становившихся российскими императрицами. Иначе говоря, его повторно «импортировали» из Западной Европы. Скромный Новый год «детского формата» ни в какое сравнение не шел с Рождеством — оно первенствовало до 1920-х годов, когда его запретили большевики. «Новолетие» мыслилось тогда как… часть рождественских празднеств, как один из районов большого города.
Вновь празднование Нового года реанимировал Совет народных комиссаров особым декретом от 1936 года. Но это уже «совсем другая история», и царь Петр Алексеевич не имеет к ней никакого отношения…
Читайте также:
• Как репрессировали Рождество
• Инфографика. Календари: в чем разница?
• Когда приходит Новый год…
• Церковное новолетие
ПЕТРОВСКАЯ КАЛЕНДАРНАЯ РЕФОРМА
Около двухсот лет россияне жили и пользовались такой системой счёта
лет. Однако на исходе лишь первой трети 7208 года от сотворения мира им
пришлось усугубить празднование новолетия. 19 декабря юлианского годово-
го круга с сентябрьским началом был подписан и опубликован именной указ
царя и великого князя Петра I Алексеевича.
Царский указ назывался так: (О писании впредь Генваря с 1 числа 1700
года во всех бумагах лета от Рождества Христова, а не от сотворения ми-
Настоящим рескриптом предписывалось изменение эры и новолетия: с 1
января 7208 года от сотворения мира полагалось впредь (в Розряде и во
всех приказех, в пометах, записках, в грамотах и во всех Наших Великаго
Государя указех о всяких делех и в приказных и на площадях во всяких
крепостях и в городех Воеводам в списках и в пометах и в сметных и по-
метных списках и во всяких приказных и мирских делах лета писать и чис-
лить годы Генваря с 1 числа 7208 года и считать сего от Рожде-ства Гос-
пода Бога и Спаса нашего Иисуса Христа 1700 году, а год спустя Генваря с
1 числа с предбудущаго 7209 году писать от Рождества Христова с 1 числа
1701 году и в предбудущих чинить по тому ж, «а с того но-ваго года Ген-
варя месяца и иные месяцы и числа писать сряду до Ген-варя непременно и
в прочия лета, счисляя лета от Рождества Христова по тому ж(«.
Реформа была обусловлена объективными обстоятельствами. В указе гово-
рилось: (А то указали Мы Великий Государь учинить, для того что во мно-
гих Христианских окрестных народех, которые православную Хри-стианскую
Восточную веру держат с нами согласно, лета пишут числом от Рождества
Впрочем, чтобы нововведение было принято без особых осложнений, указ
заканчивался благоразумной оговоркой: (А буде кто похочет писать и от
дества Христова сряду свободно(.
Юлианский календарь сам по себе был Петром I на Руси сохранён, по
присказке, до следующей оказии. Как уже говорилось, русский ц а р ь, ви-
димо, не дерзнул посягнуть на овеянное древностью и неоспоримым ав-тори-
тетом достояние великого и божественного Ц е з а р я. А это означало,
дней. 19 декабря 7208 года от сотворения мира, когда был издан реформа-
ци-онный указ, в Европе соответствовало 29 декабря 1699 года от Рож-
де-ства Христова по григорианскому календарю.
Русская Православная Церковь в богослужебном обиходе наряду с
юли-анским календарём сохранила и ставшее к тому времени традиционным
сентябрьское начало года, что наблюдается и поныне. В память о столь
важном событии, как введение в России нового летосчисления, был разрабо-
тан проект памятной медали. Оригинал проекта хранится в фондах Рукописного отдела Государственной публичной библиотеки имени М. Е. Салтыкова-Щедрина в Санкт-Петербурге.