Что такое певец кастрат
Путь к славе через кастрацию: почему многие певцы прошлого подвергались оскоплению?
После разорения крестоносцами Константинополя в XIII веке сведения о певцах-кастратах исчезают из документов на три столетия. В 1588 году Сикст V запретил женщинам выступать на сцене. Заменить женщин пытались мальчиками, но их голоса были недолговечными. Только успевали подготовить юного солиста, а у него уже голос ломает. Решение нашли простое: «ангельские голоса» зазвучали вновь при папском дворе в капелле. Именно в то время на стыке позднего Возрождения и раннего барокко в Италии начала расцветать светская музыка.
Если католической церкви голоса кастратов быстро наскучили (а в XVIII столетии папа Климент XIV и вовсе запретил кастрацию для сохранения голоса), то в «несерьезной музыке», которую лишь через столетия признают классической, сверхвысокие мужские партии были невероятно востребованными. Папский запрет обходился очень просто: физиологическую особенность молодого певца объясняли медицинскими проблемами (паховой грыжей или последствиями травм).
Почему кастрация юных певцов была такой популярной? Дело в том, что певческая карьера ребенка в XVII – XVIII века была одним из немногих межсословных социальных лифтов для семьи. При этом стать популярным с обычным голосом было невероятно сложно из-за огромной конкуренции, а вот для певца-кастрата открывались многие двери. Такие композиторы как Клаудио Монтеверди и Георг Гендель писали барочные оперы с большим количеством партий для кастратов. Из-за физиологических особенностей такой певец звучал выигрышнее в этих партиях по сравнению с певцами-фальцетистами или женщинами. Даже весьма заурядный певец-кастрат имел возможность спасти свою семью от нищеты.
Певцы-кастраты
Содержание
История явления
В Константинополе около 400 года при дворе императрицы Евдокии (Eudoxia) евнух Брисон (Brison) был хормейстером, что является свидетельством участия кастратов в византийском хоре. Однако, точно не известно был ли сам Брисон певцом и были ли его коллеги евнухами.
Певцы-кастраты становятся известными в IX веке. (хор собора Св. Софии в Константинополе) и были популярными вплоть до 1204 года, когда в ходе четвёртого крестового похода Константинополь был взят и разорён крестоносцами. Позже, почти через триста лет, традиция пения кастратов возрождается и совершенствуется в Италии, появившись там в начале XVII века.
Последние в истории музыки кастраты пели в начале XX века (например, Алессандро Морески), и сохранились граммофонные записи, которые, однако, не обладают высоким качеством. Современный слушатель может судить об искусстве кастратов только по описаниям.
Физиологические особенности
У кастратов голосовые связки не испытывали изменения, характерные для периода полового созревания, благодаря чему у кастратов частично сохранялся вокальный диапазон голосов несозревших мальчиков, развиваясь отлично от голосов некастрированных мужчин.
По мере роста подростка (особенно лёгких и мышц), при выполнении особых тренировок, его голос получал особую гибкость, широкий диапазон (включая недостижимое для обычных мужчин сопрано). Узкая голосовая щель, как у мальчика, позволяла кастрату очень экономно расходовать певческое дыхание и выпевать на одном дыхании фрагменты такой длины, которая недоступна ни одному взрослому половозрелому певцу с обыкновенным певческим аппаратом. Кроме того, кастрат продолжал петь в той же позиции, в которой и начинал в раннем детстве, ему не приходилось переучиваться на новый голосовой аппарат, который получает всякий повзрослевший юноша, «с нуля».
Оценка
Интерес к искусству кастратов
В настоящее время партии, написанные для кастратов, исполняются женщинами или контратенорами.
Например, певица Чечилия Бартоли в 2009 году записала альбом «Sacrificium», состоящий из арий, написанных для кастратов в эпоху барокко. В альбом входят такие известные арии, как «Ombra mai fu» Генделя, «Son qual nave» Броски и «Sposa, non mi conosci» Джакомелли.
Примечания
Литература
Ссылки
Это заготовка статьи о музыке. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её. Это примечание по возможности следует заменить более точным. |
Женские | Сопрано (Колоратурное сопрано • Лирическое сопрано • Драматическое сопрано) • Меццо-сопрано • Контральто | |
---|---|---|
Мужские | Контратенор • Тенор (Тенор-альтино • Лирический тенор • Драматический тенор) Баритон (Лирический баритон • Лирико-драматический баритон • Драматический баритон) • Бас (Бас-кантанте • Бас-профундо) | |
Прочее | Колоратура • Дискант • Фальцет • Певцы-кастраты | |
Списки певцов | Басы • Баритоны • Теноры • Контральто • Меццо-сопрано • Сопрано |
Полезное
Смотреть что такое «Певцы-кастраты» в других словарях:
КАСТРАТЫ-ПЕВЦЫ — категория исполнителей в католических церквах и оперных театрах в 16 18 вв. Оскопленные в раннем возрасте, сохраняли детский по высоте и тембру голос, который не уступал мужскому по силе и продолжительности звучания … Большой Энциклопедический словарь
кастраты-певцы — категория исполнителей в католических церквах и оперных театрах в XVI XVIII вв. Оскоплённые в раннем возрасте, сохраняли детский по высоте и тембру голос, который не уступал мужскому по силе и продолжительности звучания. * * * КАСТРАТЫ ПЕВЦЫ… … Энциклопедический словарь
Кастраты-певцы — (итал. castrati, а также evirati, от лат. castro оскопляю, eviro кастрирую) особая категория певцов, выступавших в католич. церкви и в оперных т рах гл. обр. в 16 18 вв. (назывались также сопранистами). Вследствие произведённой в раннем… … Музыкальная энциклопедия
кастраты-певцы — ( сопранисты ), певцы в католических капеллах и оперных театрах в XVI XVIII вв. Оскопленные в детском возрасте, К. П. приобретали особо мелодичный тембр голоса, к рый походил на жен., но не уступал муж. по силе и длительности звучания. Для нек… … Сексологическая энциклопедия
Кастраты-певцы — (итал. castrati, а также evirati, от лат. castro оскопляю, eviro кастрирую) особая категория итальянских певцов 16 18 вв. (называли также сопранистами). Вследствие произведённой в раннем детстве кастрации голос их оставался детским по… … Большая советская энциклопедия
Сопранисты — певцы кастраты, в 16 18 вв. входившие в хоры католич. церкви и исполнявшие партии верхнего голоса и альта. С введением в хор голосов кастратов диапазон его значительно расширился вверх до а2 включительно. В папской капелле и отд. католич … Музыкальная энциклопедия
Кастрат — Кастрат мужчина, подвергнутый кастрации. Содержание 1 История 2 Кастраты в музыке 2.1 История … Википедия
ОПЕРА — драма или комедия, положенная на музыку. Драматические тексты в опере поются; пение и сценическое действие почти всегда сопровождаются инструментальным (обычно оркестровым) аккомпанементом. Для многих опер характерно также наличие оркестровых… … Энциклопедия Кольера
Бельканто — (итал. bel canto, belcanto, букв. прекрасное пение) блестящий лёгкий и изящный стиль пения, характерный для итал. вок. иск ва сер. 17 1 й пол. 19 вв.; в более широком совр. понимании певучесть вок. исполнения. Б. требует от певца… … Музыкальная энциклопедия
Итальянская музыка — Истоки И. м. восходят к муз. культуре Др. Рима (см. Древнеримская музыка). Музыка играла существ. роль в обществ., гос. жизни Римской империи, в быту разл. слоев населения; богатым и разнообразным был муз. инструментарий. Образцы др.… … Музыкальная энциклопедия
«Кастраты Фаринелли» — история мальчиков с божественными голосами
С лышали историю про композитора-неудачника, обманом лишившего мужской силы родного брата, чтобы сохранить его уникальный голос, а значит — славу и заработок всего семейства? Братец Рикардо писал плохие сочинения и делил одно ложе с каждой новой подругой сексуально неполноценного Карло.
Чем все это закончилось, вы можете посмотреть в непростом фильме «Кастрат Фаринелли» (1994), если не видели. А я между тем расскажу о том, что плохой и завистливый недокомпозитор Рикардо Фаринелли был далеко не первым, кто кастрировал своего талантливого брата. И вообще, как и зачем в истории появились кастраты певцы.
Содержание:
Суровое барокко
Портрет самого известного кастрированного певца Карло Фаринелли, карикатура на него же в женской роли (1724 год)
Началось это три века назад — в Папской области (существовало такое государство на территории нынешней средней Италии, подчиненное власти римских пап, куда входила современная Болонья) законом разрешили кастрировать мальчиков. Сделать это мог кто угодно: будь то косорукий цирюльник или недалекий уездный врач.
Сегодня сложно давать оценку этой процедуре. Тогда же особых дискуссий на тему, должна ли создаваться идеальная музыка с помощью увечья не возникало, а самих свидетельств кастрированных певцов практически не сохранилось. Равно как и свидетельств об их неземных голосах. Помимо тех, что записаны на бумаге публикой того времени. Известно, к примеру, что наделенные чудесными голосами кастраты Салимбени и Карестини лишь смеялись в ответ на сочувствие.
Так или иначе, это было самое страшное и одновременно самое удивительное время в итальянской музыке. Именно итальянцы кастратов создали и именно они, большие ценители чувственности, их преимущественно слушали. Французы, к примеру, о кастрированных премьерах и сопранистах отзывались не иначе, как об огрызках и евнухах.
Но если копнуть глубже в историю, мы вспомним, что традиция оскопления мальчиков зародилась в арабском мире — «блюстители ложа» прислуживали в гаремах, там же они впервые начали петь.
Папские кастраты
На гравюре изображены Фаринелли с коллегой Сенезино
В самом Риме первые кастраты официально появились в 1599: в капеллу Ватикана зачислили двух мальчиков из Перуджи с не подверженными мутации голосами. Позже там появился и француз.
Но что забавно, к тому времени уже осуждавшая как таковую кастрацию, церковь (оскопляли преступников и насильников) к лишению продолжения рода своих сладкоголосых мальчиков относилась весьма толерантно. Кто же будет озарять пением фрески Сикстинской капеллы? В 1588 папа Сикст V официально запретил женщинам выступать в театрах и хорах (боролся с проституцией), а петь кому-то надо было. С юношами тоже одна беда: они росли, их голоса ломались, приходилось искать новых, а так операция решала все.
По одной из версий на полотне Караваджо «Лютнист» изображен испанский певец-кастрат Педро Монтойя
Кастраты-мужчины после операции
Современные ученые называют довольно внушительную цифру в 5000 принудительно оскопленных мальчиков. И, кстати, вспомним суровые времена и суровую медицину — шанс умереть во время операции колебался от 10 до 80%!
Светлое будущее
Будущее сладкоголосых мальчиков было обеспечено
Зато будущее такого певца было предрешено: о нем попросту не нужно было думать. Певцов-кастратов осыпали золотом-брильянтами, их с распростертыми объятиями принимали в богатых домах, для них писали Россини и Глюк. Сопранисты вроде Карло Фаринелли и Лоретто Виттори захватили не только церковные хоры, но и театры, для любого вменяемого родителя считалось почетным добровольно кастрировать сына во благо церкви.
Кастрация стала настолько популярной, что многие путешественники того времени говорили, будто им доводилось встречать объявления о кастрации певчих для капеллы его святейшества. Разумеется, некоторые хитроумные певцы пытались выдавать себя за скопцов. Кастрат Балани, к примеру, утверждал, что родился евнухом с пустой мошонкой, но прямо во время концерта случилось непоправимое…
Кастраты-мужчины, фото одного из последних сопранистов Алессандро Морески
Длилось это довольно долго — последний кастрированный певец Алессандро Морески скончался в начале прошлого века, хотя кастрировать ради услады своих ушей Ватикан запретил еще в 1887. К тому же в музыку уже пробрался романтизм, и двойные барочные стандарты начали уходить в прошлое.
Интересность от «Паштета»: в фильме о Фаринелли мы слышим искусственный голос — сведенный мужской контратенор и женское сопрано. Сегодня настоящих сопранистов уже не услышать. И, пожалуй, это к лучшему, да простит меня изысканное барокко…
Напоследок запись реального голоса одного из последних певцов-кастратов Алессандро Морески:
Что такое певец кастрат
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
Обозначенная процедура имеет печальную известность с очень давних времен.
Кастрации в основном подвергались военнопленные и рабы.
В исламском мире утвердилась давняя традиция: превращение мужчин в евнухов для охраны гаремов.
в конце 16 века певцов-кастратов услышал Рим – тогда начался настоящий ажиотаж вокруг этого явления!
Итальянский феномен певцов-кастратов начался в Сикстинской капелле и закончился там же спустя два века.
Ибо именно там прослужил 30 лет последний певец-кастрат Алессандро Морески.
голос кастрата – явление совершенно феноменальное, ни с чем не сравнимое.
Итальянские певцы-кастраты в эпоху барокко превратились в такую же гламурную статью экспорта как скрипка Страдивари.самый талантливый певец-кастрат Карло Броски,
более известный как Фаринелли в своё время закончил концертную деятельность весьма нестандартным способом.
Он был приглашен ко двору испанского короля, который страдал депрессиями, мигренями и, вероятно, психическими расстройствами. Фаринелли в течение 10 лет был личным певцом короля, ежедневно исполняющим для него свои арии.
Эстетические идеалы эпохи барокко также представляют интерес.
С одной стороны – пренебрежительное отношение к кастратам, как к «недолюдям». Но с другой – кастраты являлись людьми бесполыми, и в народном сознании они уподобились ангелам. Голоса их практически нарушали все земные законы. В церкви кастраты создавали фантастическую связь между Богом, музыкой и человечеством. И кому не придет в голову слово «ангельское» при звучании «Miserere» Аллегри, написанного кастратом и для кастратов?
Сама по себе операция не представляла особой сложности. Ее мог сделать всякий — хоть ученый хирург, хоть деревенский цирюльник. Операция никогда не производилась до достижения мальчиком семилетнего возраста и редко после двенадцати лет. Важно было сделать ее прежде, чем активизировалась гормональная функция яичек. В случае певцов–кастратов для достижения запланированного результата главным было удаление обоих яичек. голос кастрата – явление совершенно феноменальное, ни с чем несравнимое.
У кастратов не костенели хрящи и не происходило опущения гортани, то есть связки не удалялись от резонирующей полости, что придавало их голосам столь необычную чистоту и звонкость. Детские голосовые связки кастратов в сочетании с мощной мужской грудной клеткой, которая вмещала огромный запас воздуха, создавали уникальный звук.
Таким образом, после кастрации голос мальчика не мутировал, то есть не становился октавой ниже, как у других подростков, а оставался, так сказать, «высоким», полудетским — полуженским, и мог быть затем поставлен в промежутке между альтом и сопрано.
В общем, голос кастрата отличался от обычного мужского голоса нежностью, гибкостью и высотой, а от обычного женского — звонкостью, мягкостью и силой, и при этом благодаря развитой мускулатуре, технике и экспрессии превосходил детский голос. В этом смысле кастрат — сразу мужчина, женщина и ребенок — являл собою воплощенное и отфильтрованное бесполостью триединство. Именно поэтому этот голос легко было определить как «ангельский» или «небесный» — именно эти определения к нему обычно и применялись.Различия между кастратами и мужчинами в первую очередь касались «женственности», проявлявшейся у них в очень разной степени. Отсутствие тестостерона приводило к гиперактивности женских гормонов, что могло иметь своим результатом развитие, например, молочных желез; объем мышечной массы кастратов также был ближе к женскому.
В постановках барочных опер наших дней партии кастратов отдают меццо-сопрано и контратенорам.
Певцы-кастраты: каковой была цена за кристально чистые голоса несколько веков назад
Красивые оперные голоса ценились во все эпохи. Но в XVI веке католическая церковь запретила женщинам выступать в Ватикане. Их заменили певцами-мальчиками. В конце концов, юные таланты становились мужчинами, а их голоса ломались и грубели. Тогда для сохранения красоты звучания высоких голосов мальчиков стали кастрировать.
1. ПРИХОТИ КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ
Папа Римский Сикст V.
Католическая церковь всегда придерживалась патриархальных устоев. В 1588 году папа Римский Сикст V издал указ о запрете певческих выступлений женщин на любой сцене. Это создало серьезную проблему для оперного искусства, т. к. женские дисканты были очень важны. Поначалу в оперу для исполнения женских партий стали брать мальчиков, но, в силу физиологических изменений, долго выступать они на сцене не могли. Голоса попросту ломались и уже не годились для пения. Для того чтобы мальчики как можно дольше оставались на сцене, их попросту кастрировали. Голоса оставались высокими навсегда.
2. ПРОЦЕДУРА ИЗМЕНЕНИЯ МАЛЬЧИКОВ
В Риме в XVI веке талантливый мальчиков-певцов подвергали процедуре кастрации.
В понимании постановщиков оперных выступлений того времени превращение мальчиков в евнухов было лучшим выходом для искусства.
3. ВНЕШНИЙ ВИД ПЕВЦОВ-КАСТРАТОВ
Гипертрофированные фигуры певцов-кастратов на гравюре.
По мере того, как кастрированные певцы взрослели, недостаток тестостерона сказывался на их росте. Уменьшалась сила мышц и масса костной ткани. Мальчики, кастрированные до 10 лет, взрослели без лишней растительности на теле. Современники говорили, что такие певцы напоминали нежных ангелов-серафимов. Однако они также имели непропорционально длинные руки и рост выше среднего.
4. ПОЛОВОЕ ВЛЕЧЕНИЕ КАСТРИРОВАННЫХ ОПЕРНЫХ ПЕВЦОВ
Певцы-кастраты в равной степени привлекали и мужчин, и женщин.
Те мальчики, которые подвергались процедуре кастрации незадолго до полового созревания, продолжали развиваться физически. У некоторых даже возникало половое влечение и эрекция. Поскольку эти певцы не имели способности к деторождению, многие дамы высшего света часто делали их своими любовниками. Итальянские певцы-кастраты воспринимались обществом как «особый пол», поэтому они представляли сексуальный интерес как для женщин, так и для мужчин.
5. НАРЦИССИЗМ
Оперные певцы-кастраты тщательно следили за своим внешним видом.
Кастраты часто вели себя как истинные оперные дивы: были излишне эмоциональными, устраивали истерики и вставляли палки в колеса другим исполнителям. Кроме того, они тщательно следили за своим внешним видом не только на сцене, но и в обычной жизни.
6. ПОПУЛЯРНОСТИ ДОБИВАЛИСЬ ЛИШЬ ЕДИНИЦЫ
Популярности добивались лишь единицы.
Несмотря на то, что тысячи талантливых мальчиков подвергались процедуре кастрации, по-настоящему популярными, богатыми и любимыми публикой становились лишь единицы.
7. ЗАПРЕТ НА КАСТРАЦИЮ ВО ИМЯ ИСКУССТВА
Алессандро Морески — последний певец-кастрат, выступавший до 1922 года.
Кастрация во имя искусства была официально запрещена в начале XIX века, но итальянские врачи продолжали прибегать к этой процедуре вплоть до 1870 года. Уж очень любили в Сикстинской капелле наслаждаться пением юношей и мужчин с кристально чистыми голосами. Алессандро Морески стал последним певцом-кастратом, выступавшим до своей смерти в 1922 году. Его голос удалось записать на фонограф.