Что такое пейзаж для 3 класса
Презентация по ИЗО на тему «Картина-пейзаж» (3 класс)
Описание презентации по отдельным слайдам:
Начинается урок. Будем изобразительное искусство изучать, Творчество и фантазию развивать.
Какая бывает картина?
Какое время года изображено на пейзаже?
Какое время суток изображено на пейзаже?
Какое явление природы изображено на пейзаже?
1. Нарисовать фон толстой кистью.
2. Нарисовать переход жёлтого в оранжевый.
3. Нарисовать переход оранжевого в красный.
4. Нарисовать переход красного в бордовый.
5. Нарисовать переход бордового в фиолетовый.
6. Нарисовать чёрной краской посередине жёлтой полосы линию горизонта, дальний берег.
7. Нарисовать ближний берег, одинокое дерево.
8. Добавить тени на воде.
Подведем итог урока. Чей пейзаж готов уж к сроку? Приносите, не ленитесь, Красотою подивитесь. Мастеров здесь целый класс. Полюбуемся на вас.
интересно неинтересно, старался не старался, аккуратно неаккуратно, легко трудно
Домашнее задание: любоваться пейзажами весенней природы.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Скоростное чтение
Курс повышения квалификации
Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-1435121
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Итоговое сочинение успешно написали более 97% выпускников школ
Время чтения: 2 минуты
Чем заняться с детьми в новогодние праздники в Москве
Время чтения: 4 минуты
Петербургский Политех перевел студентов на дистанционку
Время чтения: 1 минута
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
В МГУ заработала университетская квантовая сеть
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Конспект урока ИЗО в 3 классе на тему: «Картина-пейзаж»
Образовательные: познакомить учащихся с разнообразием пейзажных сюжетов; показать роль искусства в понимании красоты природы; учить определять средства выразительности для передачи настроения и чувств в искусстве, особенности построения композиции пейзажа.
Развивающие: развивать воображение, творческую фантазию; совершенствовать умение рисовать по памяти.
Воспитывающие: воспитывать уважение и бережное отношение к природе; воспитывать патриотические чувства.
умеют работать в жанре пейзажа; знают особенности этого жанра, знают художников-пейзажистов: А. К. Саврасов, И.И. Шишкин, И.И. Левитан, А.И. Куинджи.
Регулятивные: определяют цели и задачи учебной деятельности, осуществляет контроль и коррекцию результатов самостоятельной работы.
Коммуникативные: способность высказывать суждения о художественных особенностях произведений, изображающих природу в различных эмоциональных состояниях; умение обсуждать результаты художественно-творческой деятельности; рассматривать и сравнивать картины-пейзажи, рассказывать о настроении и разных состояниях, которые художник передает цветом.
Средства обучения: презентация, репродукции пейзажей. Для учащихся: альбом для рисования, карандаш, ластик, краски гуашь, кисточки, баночка для воды, палитра, салфетки для рук.
И в десять лет, и в семь, и в пять
Все люди любят рисовать.
И каждый сразу нарисует
Все, что его интересует:
Далекий космос, ближний лес,
Цветы, машины, пляски, сказки
Все нарисуем! Были б краски,
Да лист бумаги на столе,
Да мир в семье и на Земле!
— Ребята, а что вам нравится рисовать?
— Чем мы занимаемся на уроках изобразительного искусства?
— Скажите, для чего нам нужен урок изобразительного искусства?
— Покажите, как правильно нужно сидеть за партой.
— Очень хорошо, мы с вами готовы к уроку, а теперь скажите, какие же материалы нам сегодня понадобятся.
— рисуем, узнаем новых художников, жанры изобразительного искусства, особые материалы и т.д.
Размышляют, рассуждают, делают вывод о том, что на уроке изобразительного искусства мы развиваем творческие способности, формируем художественные умения, воспитываем в себе культуру, интерес к искусству, формируем эстетический вкус и т.д.
Демонстрируют правильное положение, сидя за партой.
Перечисляют материалы, проверяют готовность к уроку: альбом для рисования, карандаш, ластик, краски гуашь, кисточки, баночка для воды, палитра, салфетки для рук.
2. Актуализация знаний. (3-5 мин.)
— Чем вы занимались на прошлом уроке?
— Какими материалами вы работали?
— Посмотрите на доску. Что показано на слайде?
— Какие картины вам знакомы?
— Как называют художников, изображающих пейзаж?
— Сформулируйте определение, что такое пейзаж.
— Сравним мое определение и ваше.
— Вы догадались, чему будем учиться на уроке?
— Предположите тему урока.
— Какие задачи поставим для достижения поставленной цели?
— на обеих картинах изображена природа весной.
Формулируют цель учебной деятельности урока: будем учится писать пейзаж.
Предполагают тему урока: «Картина-пейзаж».
Формулируют задачи урока: познакомимся с несколькими художниками, писавшими пейзаж, узнаем общие черты и особенности жанра пейзаж, будем учится писать пейзаж.
3. Проблемное объяснение и фиксирование нового знания. (5-10 мин.)
Если видишь, на картине
Или ель и белый иней,
Или снежная равнина,
— «Пейзаж» в переводе с французского означает «природа».
— Как самостоятельный жанр пейзажная живопись сложилась не сразу. Поначалу пейзаж был фоном для портретов или для исторических сцен. Лишь в 16-17 в. пейзаж стал самостоятельным жанром изобразительного искусства. В то время особенно славились пейзажи голландских художников. Прекрасные пейзажи были созданы в 19 веке.
— Кто-нибудь может назвать художников этого времени?
— Верно, это художники: А. К. Саврасов, И.И. Шишкин, И.И. Левитан, А.И. Куинджи – их картины природы содержательны и поэтичны.
Рассказ о художниках-пейзажистах, демонстрация их картин-пейзажей.
Саврасов (1830 – 1897)
Основоположник русского лирического пейзажа. Воплощение живописного новаторства в картине «Грачи прилетели» (1871). Обусловленная смелость живописного языка картины «Проселок» (1873). Камерный, характер пейзажа. Графика художника.
Иван Иванович Шишкин (1832 – 1898).
Тяготение к монументальным размерам, к приоритету светотени и рисунка над цветом, стремление к созданию общего впечатления могущества, силы, величия русской природы. Эпические пейзажи «Сосновый бор. Мачтовый лес в Вятской губернии» (1972); «Рожь» (1878), «Утро в сосновом лесу» (1889), «Корабельная роща» (1898). Ясность и цельность видения формы. Использование фотографии для лучшего изучения природных форм. Графика художника.
Исаак Ильич Левитан (1860 – 1900)
Творчество Исаака Ильича Левитана – вершина в развитии русского лирического пейзажа-настроения. У художника были свои представления о законченности пейзажной картины (способность вызывать определенный эмоциональный настрой зрителя). Именно его творчество в коре повлияло на развитие пейзажной живописи XX в. Весенние пейзажи: «Март» (1895), «Весна большая вода» (1897).
Архип Иванович Куинджи (1842-1910) Х удожник романтического пейзажа. Декоративные искания художника, эффекты освещения, цветовые контрасты, романтическая театрализация композиций. Новое понимание роли света в работах: «Украинская ночь» (1876), «Березовая роща» (1879), «Ночь на Днепре» (1880).
— Существует несколько видов пейзажа:
Сельский (рисуются поля, деревенские дома)
Городской (изображение различных улиц, видов города, домов.)
Морской (рисуются виды моря) он ещё называется маринисткой, а художники – маринисты.
— Художник-пейзажист передает в картине образ природы, ее красоту, свое отношение к ней, свое настроение: радостное и светлое, грустное и тревожное.
— Вы наблюдали за природой? Замечали ее красоту и настроение?
— Как меняется настроение? Что вы наблюдали?
— Как у людей бывает разное настроение, так и у природы бывает разное настроение: весёлое, праздничное, грустное, тоскливое, нежное и т.д.
— А как можно выразить настроение в пейзаже?
— Перед вами непростая задача вам предстоит не только нарисовать пейзаж, но и выразить настроение в пейзаже. (радостное, грустное, весёлое, нежное и т. д.)
Конспект урока по ИЗО на тему «Картина-пейзаж» (3 класс)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа с Ак-Дуруг
— Программа «Изобразительное искусство», Б.М.Неменский, Л.А. Неменская, Н.А. Горяева, А.С.Питерских.
— Уроки изобразительного искусства. Поурочные разработки 1-4 классы. Под ред. Б.М. Неменского.-
М.: Просвещение, 2012.
— Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство», 3 класс.
Выполнить композицию на тему «Картина-пейзаж», посвящённую весне с ярко выраженным настроением.
— учить определять средства выразительности для передачи настроения и чувств в искусстве;
— особенности построения композиции пейзажа;
— познакомить с жанром изобразительного искусства – пейзажем.
— показать роль искусства в понимании красоты природы;
— развивать мелкую моторику руки, воображение, творческую фантазию;
— воспитывать любовь и бережное отношение к природе,
— аккуратность при выполнении работы.
Форма организации познавательной деятельности :
Раздел 4. «Художник и музей»
Объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, проблемный, игровая деятельность.
Урок «открытия» нового знания.
фронтальная, индивидуальная, самостоятельная.
Планируемый результат обучения, в т.ч. и формирование УУД
– способность к художественному пониманию мира, умение применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности;
– проявлять познавательную активность;
– знать, что такое пейзаж, роль цвета в пейзаже;
– иметь представление, что картина – это особый мир, созданный художником, наполненный его мыслями, чувствами, переживаниями;
И.Шишкина, А.Куинджи, В.Серова, И. Репина.
— способность высказывать суждения о художественных особенностях произведений, изображающих природу в различных эмоциональных состояниях;
— умение обсуждать результаты художественно-творческой деятельности;
-рассматривать и сравнивать картины-пейзажи, рассказывать о настроении и разных состояниях, которые художник передает цветом;
-умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
— иметь эстетическую потребность в общении с природой,
— выражать своё отношение к природе художественными средствами, бережливо относиться к природе,
— аргументировано оценивать свои работы и работы одноклассников.
Музыка, Литература, Окружающий мир.
Техническое обеспечение занятия : ПК, экран, проектор.
— Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией
— Уроки изобразительного искусства. Поурочные разработки 1-4 классы. Под ред. Б.М. Неменского.-М.: Просвещение, 2012.
Оборудование для обучающихся: бумага А4, карандаш, ластик, гуашь, кисточка, баночка с водой, тряпочка.
Дидактическое обеспечение урока:
слайд- презентация для игры «Третий лишний»,
слайд-презентация «Этапы работы над пейзажем»
Музыкальный ряд: Аудиозаписи с музыкальными произведениями Вивальди «Времена года». Весна, детские песни (минусовки)
Литературный ряд: стихотворение-загадка А. Кушнера «Если видишь на картине…»
Целеполагание и мотивация
Физкультминутка под музыку.
«Открытие» нового знания
Самостоятельная работа с самопроверкой
Потребность в общении с учителем. Умение слушать и вступать в диалог, контролируют свои действия в классе.
Регулятивные УУД – Формирование положительного отношения
к учению, осуществляют самоконтроль.
– постановка вопросов, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, определение цели, способов взаимодействия.
– формулирование познавательной цели,
— умение осознанно строить речевое высказывание.
— волевая саморегуляция, целеполагание, планирование прогнозирование.
— актуализировать прежние знания, навыки и умения непосредственно связанные с темой урока;
— слушать и понимать речь других; Уметь грамотно выражать свои мысли с помощью разговорной речи, во время ответов.
— умение сотрудничать с учителем и одноклассниками.
— проявляют интерес к изучению нового материала.
— сотрудничество с учителем и одноклассниками.
— умение структурировать знания.
Умение закреплять полученные знания.
-умение применять полученные знания на практике.
-способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
-развитие самостоятельности, эстетических чувств.
Регулятивные УУД оценивают результаты работы на уроке, аргументируют свою позицию при оценивании работы товарища.
— контролировать качество своей работы.
Коммуникативные УУД –инициативное сотрудничество с учителем.
— нравственно- этическое оценивание материала урока и своей деятельности.
-самооценка своей деятельности.
Коммуникативные УУД ориентация в среде обучения.
выводы, обобщения и оценочные суждения.
Организация местоположения каждого ученика.
-К нам на урок сегодня пришёл
Мастер изображения. Он будет помогать вам на уроке, и наблюдать за вашей работой.
Создаёт проблемную ситуацию
— Кто знает игру? «Третий лишний»?
Учитель формулирует наводящие и проблемные вопросы.
-Почему вы оставили эти картины?
— Как можно назвать все эти картины с изображением природы?
На доске карточка со словом «пейзаж»
Итак, пейзаж – это изображение природы.
— Как самостоятельный жанр пейзажная живопись сложилась не сразу. Поначалу пейзаж был фоном для портретов или для исторических сцен. Лишь в 16-17в. пейзаж стал самостоятельным жанром изобразительного искусства. В то время особенно славились пейзажи голландских художников. Прекрасные пейзажи были созданы в 19 веке.
Беседа учителя сопровождается наглядностью (слайд-презентация)
-А. К. Саврасов, И.И.Шишкин, И.И.Левитан – их картины природы содержательны и поэтичны. Художник- пейзажист передает в картине образ природы, ее красоту, свое отношение к ней, свое настроение: радостное и светлое, грустное и тревожное.
— На экране вы видите репродукции картин этих художников-пейзажистов.
Описание картин для нас приготовили ваши одноклассники, попросим их зачитать своё небольшое сообщение, которое они подготовили дома.
Вот так правдиво и точно художники передают красоту весенней природы, ее настроение. Казалось бы, одно время года, а художники увидели ее по-разному, каждый передал свое настроение, один – грусть и печаль, а другой – улыбку и радость.
-Каково назначение картин-пейзажей?
— А вы наблюдали за природой?
-Замечали ее красоту и настроение?
— А как меняется природа? Что вы наблюдали?
Как вы думаете, такую красивую природу надо беречь?
Русский писатель Михаил Пришвин говорил: «Беречь природу – значит любить Родину»
Учитель предлагает найти содержание темы урока.
-Кто услышал тему нашего урока?
— Правильно! Мы будем учиться рисовать пейзаж и посвятим наш урок лишь одному времени года, которое мы с вами проживаем сейчас. Конечно, мы с вами сегодня будем учиться изображать весну.
Как у людей бывает разное настроение, так и у природы бывает разное настроение: весёлое, праздничное, грустное, тоскливое, нежное и.т.д.
— А как можно выразить настроение в пейзаже?
Учитель: Приведите примеры.
Учитель ставит задачу:
-Перед вами непростая задача вам предстоит не только нарисовать пейзаж, но и выразить настроение в пейзаже. (радостное, грустное, весёлое, нежное и.т.д.)
Мастер изображения:- А теперь, ребята, немного отдохнём. Сделаем небольшую разминку.
Все движения разминки
повторяем без запинки!
Эй! Попрыгали на месте.
Эх! Руками машем вместе.
Посмотрели на ботинки.
Наклонились к полу ближе.
Повертись на месте ловко.
В этом нам нужна сноровка.
Что, понравилось, дружок?
Завтра будет вновь урок!
Учитель: Чтобы написать пейзаж, художнику необходимо знать правила линейной и воздушной перспективы при изображении природы.
«Этапы работы над пейзажем»
Работу начнём с наброска простым карандашом, используя 2 закона: линейной и воздушной перспективы.
1. Отступив от нижнего края листа вверх небольшое расстояние, изобразите стволы берез.
2. Проводим линию горизонта, так мы получим изображение неба и земли. Нарисуем небольшую речку, параллельные линии, удаляясь от нас, постепенно сближаются и, в конце концов, сходятся в одной точке на линии горизонта.
4. Пририсуйте деревьям ветки. Нарисуйте маленькую елочку, растущую около берез. Изобразите очертания деревьев на горизонте. Чем ближе деревья изображены, тем больше подробностей; при удалении деревья заметны меньше, особенно это заметно на горизонте.
5. Нарисуйте на вербе ростки, а также проталины на земле. Изображения первого плана больше, чем изображения, находящиеся дальше. Все ближние предметы изображаются подробно, а удаленные – обобщенно.
6. Обведите набросок карандашом. Изображения, находящиеся на первом плане располагаются ближе к нижнему краю листа. Изображения, находящиеся на дальнем плане располагаются выше от нижнего края листа.
7. Сильно разбавленной водой синей краской закрасьте небо. Изумрудно-зеленой краской раскрасьте деревья. на горизонте.
8. На цвет предметов в пространстве влияет воздушная среда, чем дальше предметы, тем больше они размытые и нечёткие.
9. Раскрасьте речку голубой краской, а там, где лежит бревно – коричневой.
10. Раскрасьте елку темно-зеленой краской, а проталины – светло-зеленой и светло-коричневой. Сугробы немного закрасьте сильно разбавленной водой синей краской;
11. Раскрасьте вербные ветки коричневой и желтой краской.
12. Дождитесь полного высыхания рисунка. Весенний пейзаж готов. Такую картину можно раскрасить не только акварелью, но и цветными карандашами или же фломастерами.
Так что же мы называем пейзажем?
Учитель: Весна – одно из самых чарующих времен года. Весна радует людей теплой погодой, яркими солнечными днями.
— При выполнении самостоятельной работы будьте внимательны и соблюдайте этапы построения пейзажа. (этапы на экране) –
Возьмите в руки карандаш и приступайте к созданию картины-пейзажа.
— А я буду наблюдать за вашей работой. (Во время самостоятельной работы проводится фронтальная и индивидуальная работа с обучающимися)
Учитель : Возьмите в руки карандаш и оцените работу своего соседа по парте.
Учитель предлагает закончить предложение:
«Сегодня на уроке я узнал …».
«Сегодня на уроке я научился…».
«За этот урок я понял, что…».
Учитель предлагает организовать выставку работ.
— Как вы красиво изобразили природу, какие вы молодцы! Вы настоящие художники-пейзажисты!
Домашнее задание. Найти в журналах репродукции натюрмортов, принести на урок.
Приветствуют учителя, садятся на свои места.
Изобразительное искусство. 3 класс
Конспект урока
Конспект урока № 8 по предмету
«Изобразительное искусство» для 3-го класса.
Тема урока: «Пейзаж: пространство и цвет, линия горизонта и колорит»
Городской пейзаж – изображение различных улиц, видов города, домов.
Графика – это вид изобразительного искусства, используемый в качестве основных изобразительных средств линии, штрихи, пятна и точки.
Живопись — вид изобразительного искусства, связанный с передачей зрительных образов посредством нанесения красок на поверхность.
Композиционный центр – главный ведущий элемент композиции, организующий все ее части.
Контраст – прием сопоставления цветовых пятен.
Пейзаж – это жанр изобразительного искусства, где художник отражает красоту родной природы.
Ритм – это организующее и эстетическое начало композиции. Повторение в определённой последовательности линий, пятен, предметов, объектов.
Теоретический материал для самостоятельного изучения.
«Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит —
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
И стоит он, околдован, —
Не мертвец и не, живой —
Сном волшебным очарован,
Весь опутан, весь окован
Легкой цепью пуховой.
Солнце зимнее ли мещет
На него свой луч косой —
В нем ничто не затрепещет,
Он весь вспыхнет и заблещет
Ослепительной красой».
С первых строк автор отождествляет свое любимое время года с чародейкой, которой под силу до неузнаваемости изменить окружающий мир, придав ему загадочность.
Картины, на которых художники запечатлевают красоту родной природы принадлежат к пейзаж.
Природа России многообразна и имеет свои характерные особенности в разных уголках страны. Наша природа часто меняет наряды. В каждое время года она преображается до неузнаваемости. Весной просыпаются реки, идёт ледоход. Возвращаются птицы, чтобы свить гнезда и вырастить птенцов. Начинают цвести деревья, расцветают луга и поляны. Лето дарит нам чистую зелень березовых рощ, стога скошенного сена на лугах. Осень радует золотом листопада, всё замедляется, готовится ко сну. И вот приходит зима. Прячет под снегом поля, сковывает льдом речки, озера. Каждое время года прекрасно, каждый уголок нашей необъятной страны неповторим и уникален.
Художники всегда умели замечать, видеть удивительное в родной природе. Чтобы написать, изобразить, создать образ родной природы надо искренне любить свою отчизну, свою землю.
Вспомним русских живописцев, посвятивших свое творчество русской природе: И. Левитан, И. Шишкин, И. Грабарь, Ф. Васильев, А. Куинджи, И. Шишкин, М. Нестеров и другие мастера.
О красоте природы поют песни, пишут стихи. Послушайте, как трепетно и красиво говорит поэт Н. Языков о своей Родине и родном крае:
Мой друг, что может быть милей
Бесценного родного края?
Там солнце, кажется, светлей,
Там радостней весна златая,
Прохладней легкий ветерок,
Душистее цветы, там холмы зеленее,
Там сладостней звучит поток,
Там соловей поет звучнее.
Знаете ли вы, откуда появилось слово «пейзаж» и что оно означает? Слово «пейзаж» заимствовано из французского языка и переводится как «местность, страна». Пейзаж – это жанр изобразительного искусства, где художник отражает красоту родной природы.
Какие пейзажи вы знаете? Познакомимся с некоторыми из них.
Городской пейзаж – изображение различных улиц, видов города, домов.
Давайте дадим определение, что же такое графика!
Графика – это вид изобразительного искусства, используемый в качестве основных изобразительных средств линии, штрихи, пятна и точки.
Для создания объёма и освещения в рисунке художники пользуются штриховкой. Существует огромное количество видов штрихов, вот лишь некоторые:
— длинные вертикальные и горизонтальные;
— штриховка по кругу.
Сегодня мы познакомились с произведениями пейзажной живописи, в которых нашло отражение многообразие российской природы. Узнали, что существуют разные техники выполнения пейзажа. Каждый художник, выбирает свои художественные приемы для передачи красоты природы. Один любит работать цветом, тогда работы получаются живописные. А другой – использует материалы, которые не содержат цвет и тогда работы называют графические.
Стратегия выполнения задания:
1. Внимательно прочитайте вопрос, уловите его общее содержание, смысловую нагрузку, логику, последовательность.
2. Попробуйте обосновать фактами из изученного вами конспекта урока, объяснить и подтвердить каждую позицию знаниями.
3. Затем запишите верный ответ и проверьте себя.
Разбор типового тренировочного задания:
Подпишите художественно-графические средства.
Правильные ответы: а) пятно; б) штрих; в) линия; г) точка.
Разбор типового контрольного задания:
Рассмотрите картины и выберите те пейзажи, которые изображают зиму.
Правильные ответы: б), в), г).
Основная и дополнительная литература по теме урока
Авторские программы по изобразительному искусству:
Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова, Г. А. Поровская, А. Н. Щирова, Н. Р. Макарова, Е. В. Алексеенко. Изобразительное искусство. Рабочая программа для 1—4 классов общеобразовательной школы.
Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В. Изобразительное искусство 3 класс. Учебник для общеобразовательных организаций/ Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В. М.: Просвещение, 2018. 175 с.
Шпикалова Т. Я., Ершова Л. В., Макарова Н. Р. и др. Изобразительное искусство. 3 класс: творческая тетрадь. М.: Просвещение, 2018. 80 с.