Что такое пейзаж городской пейзаж

Что такое пейзаж городской пейзаж

ПРИНЦИПЫ СЪЁМКИ ГОРОДСКОГО ПЕЙЗАЖА

Андрей КОПТЕЛОВ

Еще одно преимущество городского пейзажа заключается в том, что не обязательно ехать в Москву или в Нью-Йорк, великолепный городской пейзаж можно сделать и в собственном дворе. При определенных обстоятельствах и определенном упорстве фотографа постройки спальных районов могут оказаться очень фотогеничными и даже стать основой для великолепного кадра.

Городской пейзаж. История возникновения

Если рассматривать историю появления городского пейзажа, как и у многих других фотографических жанров, начинается она с живописи. Большинство итальянских художников-пейзажистов работали в жанре ведуты (итал. veduta), что можно перевести, как городской архитектурный пейзаж.

С момента появления фотографии, жанр городского пейзажа стал сразу же популярен, ведь далеко с тяжелым фотоаппаратом идти не нужно, вышел во двор и фотографируй. История фотографии гласит, что еще в 1843 году фотограф Фокс Тальбот уже занимался съемкой архитектурных сооружений. В 1857 уже была образована ассоциация архитектурных фотографов, а через некоторое время начался выпуск нескольких журналов, посвященных тематике городского пейзажа.

Основные направления в городском пейзаже

Сейчас можно выделить несколько основных направлений развития городского пейзажа. Первым направлением является трактовка города, как индустриальной среды, и здесь превалируют фотографии зданий, заводов, машин и других подобных объектов. Другое направление в городском пейзаже рассматривает город, как основную сферу жизни человека и посвящено его анализу с этой точки зрения. Город и человек, один среди толпы – вот какие вопросы исследуются многими фотографами этого жанра. В качестве еще одного направления городского пейзажа, можно выделить фотографии историко-культурной стороны города, ведь, безусловно, практически любой город мира является памятником архитектуры, а это прекрасный объект для фотографии.

Абстракцию также можно определить в одно из отдельных направлений городского пейзажа, ведь здания являются прекрасным объектом для создания абстрактных композиций. Пересечение стекла и бетона – вот, что пользуется популярностью у многих сегодняшних фотографов. Но, наверное, самое интересное направление в городском пейзаже – это городская жизнь, и здесь в кадре, на фоне монументальных строений появляется горожанин, и такое совмещение может дать очень интересный кадр. Также к городскому пейзажу можно отнести парковую фотосъемку, все-таки парк – это неотъемлемая часть города. И конечно городскому пейзажу принадлежит архитектурная фотосъемка, которая и является его основой. Среди фотографий городов можно выделить и специализированные направления, например, съемка мостов автомобилей, фонарей или других объектов в городе.

На содержательном уровне тема города разрабатываются фотографами в нескольких вариантах, и в первую очередь это классический, можно даже сказать пленэрный поход к городскому пейзажу. В тоже время, многие городские фотографы играют цветовыми переходами и возникающими при этом конфликтами, которые так часто можно встретить в гуще городской среды. Анализируя городские пейзажи, можно выделить общую тенденцию поэтизации города, и именно поэтому, ведущей в городском пейзаже сейчас является лирическая тема. На мой взгляд, истина в городском пейзаже находится на пересечении всех этих вышеперечисленных направлений, и все эти направления в совокупности и составляют городской пейзаж.

Принципы построения кадра при съемке города

Если говорить о необходимых навыках, то можно сказать что фотограф, специализирующийся в городском пейзаже, должен уметь сочетать пейзаж, жанр, архитектурную съемку, и только тогда результат будет достойным.

При съемке городского пейзажа широкоугольный объектив необходим в обязательном порядке, ведь при построении кадра необходимо «собирать» множество крупных объектов, расположенных близко к точке съемки. В тоже время и без длиннофокусного объектива не обойтись, ведь он позволит сделать кадры архитектурных деталей, или например, совместить в одном кадре крыши нескольких городских зданий.

Резкость всех планов в кадре является одним из необходимых приемов при съемке города, но если удалось застать туман в городе, то с его помощью, можно выделить основные объекты в кадре, и тогда композиция станет намного интересней. Такие серьезные требования к резкости фотографии вынуждают городского фотографа использовать штатив, но если его с собой нет, то на помощь придут парапеты набережных, перила и другие подручные средства.

При построении кадра внимательно смотрите на различные отражения, ведь отражения – это одна из классических тем городского пейзажа. Небольшое волнение на реке может смазать отражение здания и придать кадру совершенно иное значение, при этом не только вода обладает отражающими свойствами, здание с зеркальным фасадом может стать основным объектом в городском пейзаже. Однако при съемке отражений нужно учитывать, что к отражению нужно «подойти» совсем близко, поэтому без длиннофокусного объектива тут не обойтись.

Частой сложностью городского пейзажа является присутствие большого числа людей на улицах, поэтому попробуйте выйти «на фотосъемку» рано утром, пока горожане еще не пошли на работу, тогда шансы сделать безлюдный пейзаж увеличиваются многократно. В тоже время включение человека в городской пейзаж может прибавить романтичности кадру, чем и нужно пользоваться. Та же проблема и с машинами, с одной стороны они могут стать основой кадра, особенно, если машины старинные и раритетные, но в большинстве случаев они являются серьезной помехой для фотографа.

На практике фотографы часто представляют городской пейзаж в черно-белом варианте, это происходит из-за того, что очень сложно композиционно совместить в одном кадре различные цвета, которые присутствуют в городе. Красная афиша, оранжевая вывеска, зеленая растяжка – все это будет разрывать композицию кадра на части, поэтому смело переводите городской пейзаж в черно-белый вариант – он станет намного интереснее. Та же рекомендация действует, и если в кадре памятник архитектуры, обработка в черно-белом варианте будет ему только на пользу.

Не нужно забывать, что использование длинных выдержек в городе, может привести к интересному результату. Есть интересные серии работ, где длинные выдержки применялись днем, и тогда результат получался достаточно оригинальным.

Погодные условия, режимное время и другие хитрости

Единственное чем не управляет фотограф – это погодные условия, и как раз они серьезно влияют на результаты работы городского фотографа. Если небо в день съемки без облаков, то шансы на получение хорошего городского пейзажа уменьшаются. Здесь опять действует стандартное правило – «пейзаж без неба не пейзаж». Смена погоды является прекрасным временем для городского пейзажа, ведь именно в это время происходит изменения на небе, что позволяет получить наиболее интересное освещение, а также «заполнить небо». Еще один основной принцип пейзажа говорит о том, что без солнца хорошего кадра не будет. При этом, как и в обычном пейзаже, утренний или вечерний свет лучше, чем резкое освещение в середине дня. Боковое освещение в «режимное время» придает кадру объем, и при правильной съемке показывает фактуру зданий, именно поэтому, без применения специальных технологий снимать городской пейзаж в середине дня бесполезно – хорошего кадра, скорее всего не получится.

При съемке городского пейзажа у каждого фотографа существуют особые хитрости, которые помогают сделать кадр интереснее. Обратите внимание на отражения в луже после дождя, посмотрите на воду в реке, загляните в отражение стекла – может получиться неплохой кадр. При построении кадра присмотритесь к рекламному стенду, сначала кажется, что он является помехой, но попробуйте сделать его основой композиции и может получиться интересный эффект. Такие хитрости накапливаются с практикой съемки и повышают вероятность получения хорошей фотографии.

Но не все так гладко в городском пейзаже. Серьезной проблемой при съемке города широкоугольным объективом являются искажения вертикальных линий. В результате этого явления, здания как бы наклоняются к вам. Бесспорно, что развитие средств обработки в фотографии позволяет поправить эти огрехи, но с другой стороны, вы как творец можете принять эти искажения и использовать их для реализации своего творческого замысла.

Еще одной хитростью, которую я активно использую, является ранний приезд в новый город, попробуйте приехать еще до восхода солнца, ведь если выйти в шесть часов утра, то город будет пуст, и у вас будет время на фотосъемку и прогулку по городу.

Наиболее часто мешающим элементом в городском пейзаже являются вездесущие электрические провода, превратить которые в художественный элемент снимка пока удавалось немногим, поэтому чистка кадра для городского фотографа является обычным занятием.

Ну и конечно основной сложностью городского пейзажа является большое число фотографов, гуляющих с фотоаппаратами по городу, что делает нахождение нового кадра непростым занятием. Ведь очень часто коллеги уже побывали на этом прекрасном месте, которое найдено вами, и сделали тот прекрасный кадр, который появился в вашем видоискателе. Именно поэтому экспериментируйте с точками съемки, техническими приемами, временем – все это позволит сделать уникальный кадр, который принадлежит только вам.

Если рассматривать формат кадра в городском пейзаже, то на практике он может быть любым. Вертикальная и горизонтальная организация кадра может быть применена в равной степени, однако мне нравится квадратный кадр в городском пейзаже. Хотя, в тоже время, часто встречаются красивые панорамы, сделанные в городе, которые заслуживают серьезный интерес.

Для большинства фотографов, серьезно работающих в жанре городского пейзажа, один кадр является лишь составной частью серии фотографий. Хорошо известно, что объединение фотографий в серию должно соответствовать определенным принципам, и наиболее простым из них является одинаковая обработка и кадрирование всех фотографий одной серии. С помощью единых принципов обработки, например перевод в ч.б, можно объединить серию городских фотографий. Дополнительным принципом объединения в серию может стать единый формат кадра, например квадратный, но лучше, если несколько приемов будут применены одновременно. При этом большая удача, если в течении одного съемочного дня удается снять целую серию полностью, как правило, приходится собирать серию из множества съемочных дней.

Использование специализированных технологий может дать интересные результаты в городском пейзаже, ведь очень часто в городе существует серьезный перепад яркости, именно поэтому использование технологии изображения с широким динамическим диапазоном (high dynamic range – HDR) позволяет сделать интересный кадр в контровом освещении. Однако любая технология хороша в меру, поэтому увлекаться HDR нужно аккуратно. На практике большинство фотографов сначала серьезно заболевают HDR, однако потом постепенно они пересматривают свое отношение к этой технологии.

Еще одной технологией, позволяющей взглянуть на город иначе, является инфракрасная фотография. Я считаю, что она придумана исключительно для того, чтобы «занять» фотографа в «не-режимное» время. С инфракрасным фильтром можно фотографировать, когда солнце находится в зените, при этом можно получить множество различных непредсказуемых эффектов. Единственной сложностью является необходимость длинных выдержек, а, следовательно, и штатива. При этом анализ городских пейзажей на фото-сайтах показывает, что настоящий момент очень мало фотографов, которые работают с инфракрасным городским пейзажем, поэтому эта тема вполне может дать новый взгляд на город.

Иллюстрациями к данной статье является серия моих фотографий города Санкт-Петербурга, которая, на мой взгляд, помогает передать настроение и образ этого прекрасного города.

2009 © Андрей Коптелов, фотографии автора

Источник

Городской пейзаж

Название жанра «Городской пейзаж» говорит само за себя – в художественном сегменте так называют картины, где изображены города, здания и улицы, архитектурные сооружения, реальные или выдуманные достопримечательности. Как жанр живописи он делится на несколько подвидов:

· Ведута – изображение города;
· Архитектурный – изображение архитектурных памятников;
· Каприччо – рисование вымышленных руин;
· Урбанистический – изображение башен, небоскребов, современных городов;
· Индустриальный – романтизированное представление промышленных строений.

Ранее он был, скорее, абстракцией, являющейся частью заднего плана других полотен. Только со временем его выделили в отдельный жанр, заслуживающий внимания. Познакомиться с этим миром можно в галерее «K yiv gallery «, или на странице сайта этой галереи — https://kyiv.gallery/ru/kartiny/peizazh/gorodskoy-peyzazh-arhitektura

История направления

Первоначально городской пейзаж акварелью, маслом, акрилом или карандашом выполнял роль фона в религиозных картинах. В самостоятельный вид он перерос после ряда работ европейских художников, отчасти являющихся изобретателями масляной живописи и геометрии перспективы.

Независимым городской пейзаж стал в XVII веке в Голландии. С тех пор он использовался известными деятелями для построения сложных композиций городского ландшафта. Среди мастеров, использовавших его, выделяют Яна ван Эйка, Рогир ван дер Вейдена, Карло Кривелли, Яна Вермеера, Марко Риччи и других.

Наибольшую популярность сразу после Голландии жанр получил в Англии, Франции и Германии. Затем распространился в Европе. Пик популярности пришелся на Венецию в XVIII веке, отчасти благодаря таким великим художникам как Каналетто и Гварди. Городской пейзаж зимы, осени и других времен года, дождя, города, села, с луной, солнцем и другими деталями быстро стал достоянием открыток, которые активно покупали туристы.

Самым известным художником Венеции, который работал в этом направлении, является Каналетто или Джованни Антонио Каналь – его настоящее имя. Он являлся главой венецианской школы и оказал значительное влияние на работы всех мастеров, которые творили после него. Одной из самых популярных является «Возвращение Бучинторо к молу у дворца Дожей». В этой работе есть много сложных приемов: отражение в воде, реалистичные облака, игра тени и света, максимально выигрышный ракурс архитектурных объектов.

Что такое пейзаж городской пейзаж. Смотреть фото Что такое пейзаж городской пейзаж. Смотреть картинку Что такое пейзаж городской пейзаж. Картинка про Что такое пейзаж городской пейзаж. Фото Что такое пейзаж городской пейзаж

Мечты о Венеции. Елена Радаева

В конце XIX века, когда на пике популярности были великие художники Камиль Писсаро и Поль Синьяк, городской пейзаж стали изображать в динамике повседневной жизни. В центре были маленькие улочки, широкие бульвары, вокзалы, мосты, а работы с людьми имели колоссальный спрос.

Однако ажиотаж со временем угас, что связано с изобретением фотографии – теперь запечатлеть нужный вид можно было за пару секунд без всякого труда.

Интересные факты о жанре урбанистического пейзажа

Интересно, что большой вклад в развитие внес художник, который не собирался это делать. Он не рисовал именно в этом стиле, не агитировал деятелей искусства обратить внимание на него.
Джон Ренд – так звали мастера – просто изобрел в 1841 году оловянный тюбик для масляной краски, и этим незамедлительно воспользовались его коллеги. Такой вклад повлек за собой то, что полотна стали более реалистичными, живыми и близкими к зрителю.

Еще одним интересным фактом стало «модное» в XIX веке направление – рисование так, будто все объекты виднеются сквозь стекла окон, залитых дождем. Казалось, импрессионисты соревновались в способности прорисовать как можно больше вещей: парков, улочек, площадей, водосточных труб и наклеенных на них афиш, крыш домов или фонарей ночью. Иногда добавляли туман, что выглядело еще более загадочно и мистично.

Украинский городской пейзаж: как его видят современные мастера

Самым известным украинским художником, прославившимся по всему миру, является Сергей Шишко, живший в XIX веке, изображающий Киев во всей красе. «В парке над Днепром» — картина, привлекающая внимание известных современных деятелей искусства, действительно великолепна благодаря сложности техники и реалистичности вида.

Что такое пейзаж городской пейзаж. Смотреть фото Что такое пейзаж городской пейзаж. Смотреть картинку Что такое пейзаж городской пейзаж. Картинка про Что такое пейзаж городской пейзаж. Фото Что такое пейзаж городской пейзаж

Домик в Пирогово. Ольга Лаптева

Популярность приобретают смешанные техники написания городских портретов и урбанистической архитектуры, абстрактные композиции и индустриальные пейзажи в различных стилях. Не уступает им символизм, акцентирующий внимание не на внешней, а на внутренней составляющей изображенных на рисунке объектов.

Источник

Краткая история развития пейзажа. Городской пейзаж

Что такое пейзаж городской пейзаж. Смотреть фото Что такое пейзаж городской пейзаж. Смотреть картинку Что такое пейзаж городской пейзаж. Картинка про Что такое пейзаж городской пейзаж. Фото Что такое пейзаж городской пейзаж

Пейзаж

Пейзаж — это один из жанров изобразительного искусства, где главный герой это природа, первозданная или преображенная человеком. Наше представление о пейзаже сформировывалось, за счет развития всевозможных художественных приемов и техник, на протяжении длительного времени. В данном жанре особое место придается перспективе и ее построению, так же уделяется достаточно много внимания передачи света и атмосферы.

В пейзаже изображают реальные или придуманные виды окружения или места, зданий и сооружений, городские виды или сельские, лесные или морские. Бывает, что пейзаж становится не основным жанром изображения, а только его фоном в произведениях любого жанра, будь то живопись, графика или декоративно-прикладное искусство. Когда человек изображает свое окружение, он априори выражает свое отношение к нему, и мы можем проанализировать как люди того или иного времени относились к пейзажу, в котором они жили, работали или где отдыхали. За счет этого пейзаж получает идейное и эмоциональное содержание.

Пейзаж с натуры отражает действительность через конкретные, наглядные передачи зримых форм окружения, передает облик предметов и явлений мира вокруг нас, все многообразие воспринимаемых зрением красот природы или рукотворных архитектурных сооружений.

История пейзажа

Что такое пейзаж городской пейзаж. Смотреть фото Что такое пейзаж городской пейзаж. Смотреть картинку Что такое пейзаж городской пейзаж. Картинка про Что такое пейзаж городской пейзаж. Фото Что такое пейзаж городской пейзаж

Древнеримский пейзаж является более самостоятельным, в нем уже присутствует перспектива, а окружающий мир воспринимается как простая и повседневная среда обитания людей и богов.

В искусстве средневековой Европы пейзаж выступает как средство указания на место действия того или иного события. Пейзажные изображения того времени показывают нам как человек того времени представлял мир и Вселенную.

Что такое пейзаж городской пейзаж. Смотреть фото Что такое пейзаж городской пейзаж. Смотреть картинку Что такое пейзаж городской пейзаж. Картинка про Что такое пейзаж городской пейзаж. Фото Что такое пейзаж городской пейзаж

Индокитай, Индонезия и Индия придавали своим пейзажам большую эмоциональную силу в изображениях тропических лесов в рельефах и миниатюрах.

Живопись средневекового Китая начинает показывать нам пейзаж как самостоятельный, не зависящий от человека, жанр. В то время непрерывно обновляющаяся природа считалась самым наглядным кодексом мирового закона дао. Этот посыл мы видим в каждом изображении пейзажа Китая того времени. Так же эти произведения искусства можно считать иллюстрациями, ведь стихи играли важную роль в восприятии пейзажа Китая, говоря нам о возвышенности духовных качеств. Пейзажи данной страны и эпохи кажутся беспредельными, за счет введения в композицию большого количества горных панорам, водных поверхностей и туманной дымки. Так же все изображения, подчиняясь общему декоративному решению, не разграничиваются на пространственные планы, а плавно перетекают один в другой за счет своей воздушности и колорита.

В искусстве западной ЕвропыXII — XV вв.пейзажный фон становится неотъемлемой частью произведений. Незамысловатые и условные фоны перерастают в полноценные пейзажи на заднем плане, иногда их изображают как карту мира. В эпоху Возрождения живописцы начинают более детально исследовать натуру посредствам создания набросков и кратковременных этюдов. Так же мастера кватроченто разрабатывали принципы перспективного построения пространства пейзажа. В это же время, преимущественно в графике, появляются предпосылки для обоснования пейзажа как самостоятельного жанра, где природа это единственный из присутствующих персонажей, или же является более главенствующим изображением, чем, даже передний план. Итальянские мастера стремились показать единение начал природных и начал людских, за счет вписывания человека (или Святого) в гармоничную и созвучную с природой окружающую среду. А там, где фоном выступает городской пейзаж, нам показывают идеализированную архитектурную среду.

Что такое пейзаж городской пейзаж. Смотреть фото Что такое пейзаж городской пейзаж. Смотреть картинку Что такое пейзаж городской пейзаж. Картинка про Что такое пейзаж городской пейзаж. Фото Что такое пейзаж городской пейзаж

Немецкие мастера данной эпохи, в отличие от своих итальянских соседей, любили изображать дикую природу, показывая ее более бурной и живой, чем она была на самом деле.

Нидерландский пейзаж того времени отличаются грандиозностью и широтой панорамных композиций, пейзажные моменты соединяются и приводят к очень ярким результатам. Характерно еще то, что художники стремились проникнуть и передать суть народной жизни, тесно связанной с окружающим их миром. Чуть позже это стремление, которое прочно переплетается с чертами ренессансного пейзажа и духовными потрясениями общества, показывает эмоциональное, а так же субъективное отношение мастеров к миру.

Не смотря на то, что человек издавна рисует окружающую его природу, пейзаж, как самостоятельный, является молодым жанром. Так как все это время художники изображали ландшафтные образы только как окружение главных героев своих картин, рельефов или мозаик, или как декорации к иконам. С изучением и развитием знаний о перспективе, рельефности и светотени, изображение природы постепенно становилось равноправным участником композиции, а затем и вовсе стало ее главным персонажем.

Очень долгое время пейзажи были довольно обобщенными, фантазийными. Большим шагом явилось осознание мастеров пейзажа, как изображение им какого-либо места или локации.

Что такое пейзаж городской пейзаж. Смотреть фото Что такое пейзаж городской пейзаж. Смотреть картинку Что такое пейзаж городской пейзаж. Картинка про Что такое пейзаж городской пейзаж. Фото Что такое пейзаж городской пейзаж

Как самостоятельный жанр пейзаж, во всемирном культурном процессе, был услышан, для начала, как европейское искусство, хоть уже и существовали восточная и древнекитайские традиции изображения пейзажа. Несомненно именно восточная культура повлияла на европейский пейзажный рисунок.

Изобретение и начало производства красок в тюбиках в XIX вв. привело к расцвету пленэрной живописи, а следовательно и пейзажа. Теперь художники могли работать в большей удаленности от своих мастерских, чем ранее, больше писать на природе, детальнее изучить солнечное освещение и его влияние на цвет. Это помогло мастерам более точно выразить свое впечатление от окружающей среды и ландшафтов, приблизило их к зрителям и увеличило количество изображаемых природных мотивов.

В начале XVII в. художники определили пейзажные принципы и законы. В классицизме закрепляются различия между наброском, этюдом и длительным завершенным пейзажем. Благодаря этому пейзажные картины начинают носить возвышенный и эстетический характер. Пейзажи барокко представляют собой необузданную и мощную стихию, что явилось достаточно свежим взглядом на природу, и что отразилось, непосредственно в работах художников того жанра и времени. Детально изучали и разрабатывали принципы трехплановой композиции и световоздушной перспективы голландские мастера. В своих картинах они передают нам изменчивость и непостоянность природы, ее естественность, показывают нам нерушимую ее связь с жизнью человека. Голландские художники изобрели много новых видов пейзажа, в том числе городской и морской пейзажи.

Когда в XVII в. камеры-обскуры были уже довольно распространенной вещью, появляется тенденция к видовому топографическому пейзажу. При помощи данного изобретения художники могли с небывалой точностью перенести самые мельчайшие детали пейзажа на свои холсты. Буквально в следующем веке такие пейзажи открыли абсолютной новый этап в искусстве изображения пейзажа итальянский художник Франческо Гварди. Его работы наполнены большим количеством воздуха и света, заметны изменения световоздушного пространства. Пейзажи этого времени значительно повлияли на становления пейзажа как самостоятельно жанра в России и странах Европы, где до этого момента он не являлся таковым. Так же появляются предпосылки к романтизму в графических работах Дж. П. Пиранези, который наделял особой грандиозностью свои изображения памятников античной культуры и всевозможные руины и развалины. В эпоху рококо пейзажи приобрели бо́льшую декоративность и изысканность.

В первой половине XIX в. преобладающим стилем пейзажа является романтизм. Обуславливается это тем, что художники стремились к естественной среде природы, как бы сближаясь с ней и соприкасаясь, тем самым пытаясь, в своих произведениях, загладить несовершенства человеческой натуры, моральные и социальные. Пытаясь проникнуть в суть первозданной чистой природы, мастера стремились передать ее неповторимость и чуткость, и показать уникальность местного природного окружения человека того времени. Дж. Констебл ознаменовал своим творчеством переход к более реалистичным пейзажам. В своих работах он старался сохранить ту свежесть натурного пейзажа, которая характерна для пленэрной живописи. Его возвышенное восприятие мира и обобщенность, интерес к натурной живописи очень похожи на манеру художников, стоявших у истоков европейских школ реалистичного пейзажа.

Во второй половине того же века мастера-реалисты начинают изживать манеры пейзажа романтического и все больше стремятся к реалистичности и объективности передачи ландшафтов. Художники отказываются от панорамной передачи видов и создают более простые и естественные композиции, чем в романтизме. Более детально разрабатываются отношения светотени, что позволило более точно передать материальность природы. В пейзажах начинают появляться сцены сельской повседневной жизни.

В русском пейзаже художники так же стремились уйти от театральности и искусственности, возвращаясь к родной и чистой природе. В мотивах русского ландшафта характерны монументальность и широкий размах. Но некоторым мастерам русского пейзажа присущи изображения изменчивых настроений природы и драматичность. А. И. Куинджи отличается своими пост–романтическими тенденциями, которые выражаются в декоративности работ и очень сильными световыми эффектами.

Считается, что французские живописцы, представители барбизонской школы, были предшественниками импрессионистов. У них пейзаж являлся доминирующим жанром, так как данные художники считали, что писать на пленэре необходимо для создания пейзажного образа. Так же неотъемлемой частью пейзажа в стиле импрессионизм является мягкая, пастельная палитра с множеством оттенков красок, которая помогает произвести впечатление как бы вибрирующей воздушной и световой среды, которая зрительно обволакивает картину и показывает нам неразделимость человеческого начала и природного. Пытаясь изобразить многогранность и изменчивость окружающего мира, художники-импрессионисты не редко писали серии картин, которые объединял общий мотив. В ту пору городской пейзаж стал так же популярен как и природный, за счет картин, на которых изображали динамику современной городской жизни. Тогда же начали складываться отдельные направления в пейзажном искусстве, которые либо поддерживали стилистику импрессионизма, либо наоборот, уходили от нее.

Такие стили как символизм и модерн привнесли в изображения пейзажа новые и свежие идеи, а именно идею о родстве людей и матери-земли. В следствии чего в тот период были популярны картины, которые условно можно обозначить как пейзаж-мечта. В таких произведениях можно заметить подражание ритмам природы за счет компоновки изображаемого как орнамент.

В XX в. художники, работавшие в стиле кубизм ищут какие-либо устойчивые и неизменяющиеся черты природы, как бы отбрасывая всю переменчивость со своих холстов. Иные же напротив, при помощи напряженных цветовых решений и их сплетений показывают национальное своеобразие местных ландшафтов и динамику природы. А сюрреалисты, испытывая на себе влияние фотографии как искусства, обращают свое внимание на причуды природы и рисуя свое впечатление от них. Переход к абстракции произошел благодаря тяготению мастеров к деформациям и изменениям форм природных мотивов.

В том же веке в Америке и Европе стал довольно популярен городской индустриальный пейзаж, вдохновленный идеей враждебной человеку анти-природой. Пейзажи данной тематики облачаются в агрессивные в работах экспрессионистов и футуристов, как следствие необратимой и неизбежной индустриализации.

В XX в. влияние модернистов и импрессионистов соединяется с традициями русского реалистичного пейзажа. Появляются камерные пейзажи и пейзажи-настроения, отличающиеся непосредственностью и повседневностью, и на первый взгляд, скромностью колорита, как в пейзажных произведениях В. А. Серова.

Так же для некоторых мастеров характерны жанровые пейзажные композиции и пейзажи, показывающие всю национальную романтику Родины. А другим ближе литературные, фольклорные и исторические жанры (А. М. Васнецов, Н.К. Рерих). В тоже время становится популярным пейзаж, который можно условно обозначить как пейзаж-воспоминание, которому присущи моменты историчности, героизма и драматизма, последнее особенно показательно для городского пейзажа той эпохи.

Что такое пейзаж городской пейзаж. Смотреть фото Что такое пейзаж городской пейзаж. Смотреть картинку Что такое пейзаж городской пейзаж. Картинка про Что такое пейзаж городской пейзаж. Фото Что такое пейзаж городской пейзаж

В духе социалистического реализма развивался и советский пейзаж. Мастера, которые уже успели заявить о себе до 1917 года теперь открыли для себя новый этап творчества, в котором были нотки красоты природы и мира как жизнеутверждающих и неотделимо переплетающихся с человеческой преобразовательной деятельностью. Появляются художники, чья деятельность была завязана только на Советском Союзе, а именно А. М. Грицай, В. В. Мешков. Здесь же появляются новые направления и течения в пейзажном искусстве – советский индустриальный и мемориальный, вдохновленные большой социалистической стройкой. Чуть позже, в работах советских художников, все чаще можно наблюдать собирательную идею Родины, на полотнах, где они изображают свои родные края., благодаря чему они смотрятся для нас такими своими. Мастера стараются уловить ту связь, которая появилась между человеком, природой и неудержимой индустриализацией, вдохновившись изменением восприятия мира после Октябрьской революции 1917 года, когда жизнь стала все время убыстряться и перестала быть размеренной.

Развитие городского пейзажа

Художники не могли не заметить, что городские ландшафты имеют свое неповторимое очарование эстетику. Итальянские венецианские художники дали начало разновидности городского пейзажного жанра еще в XVIII в., не смотря на то, что первыми архитектурные пейзажи стали изображать мастера живописи и графики Древнего Китая, а так же есть источники, что в Европе первыми городские виды стали рисовать Беллини и Карпаччо еще в XV веке. Но все же считается, что именно художники Венеции открыли городской пейзаж как разновидность пейзажного жанра. Их отличительной чертой была фотографическая точность и мельчайшие детали, с которыми изображались венецианские ведуты. Картины такого типа были написаны с некой театральностью, и выглядели как декорации к спектаклю. Позже такой стиль изображения местных архитектурных ландшафтов стал очень популярен и распространился по все Европе, что оказало большое влияние на развитие городского пейзажа как самостоятельного жанра. Итальянские архитектурные пейзажи того времени можно разделить на два направления. Первое направление берет свое начало в Венеции, и характерно тем, что город изображают панорамно, и с особой тщательностью передают мельчайшие детали видов, как архитектурные, так и ландшафтные. Одним из ярких представителей этого направления является итальянский художник, который родился, жил и работал в Венеции, Джованни Антонио Каналь, более известный как Каналетто. Художник считается главой венецианской школы ведистов и мастером архитектурных пейзажей в академическом стиле.

Второе направление, которое довольно часто именуют романтическим, в итальянской ведуте характерно для творчества другого венецианского художника– Франческо Гварди. Его работы отличались тем, что чаще были вертикальными, небольшого формата, нежели грандиозные, панорамные картины Каналя. В это же время в Италии, когда активно развивалась венецианская ведута, так же становились популярны пейзажи с изображениями развалин и руин. На этих картинах изображали древние разрушенные крепости и башни. Но к концу XVIII века жанр идет на спад и перестает распространяться по европейским странам, за счет исчезновения интереса к нему у аудитории.

В XIX в. начинается эпоха романтизма, и у художников возрастает интерес к древним античным храмам и постройкам. Здесь важность приобретает возвышенное настроение и атмосферность, а не точность передачи ландшафтов, как в итальянской ведуте. Произведения в стиле романтизм как бы идеализируют прошлое, показывают нам более лирическое восприятие мира, чем оно есть на самом деле. Чаще всего в этом стиле преобладает мифологическая тема. В целом можно сказать, что романтический пейзаж является фантазией художника.

Открытие в изображении городского пейзажа совершили французские импрессионисты. Главным персонажем их картин стала повседневная жизнь города и его обитателей. Импрессионисты изобретали новые средства и техники изобразительного искусства, чтобы точнее передать изменения света и ритм атмосферы. Быстрые мазки и размытые контуры передавали динамику и скорость городской жизни того времени. Детализация была уже не так важна, когда стремишься изобразить свое впечатление от натуры. Выявляя особенности окружающей среды, художники отмечали в своих работах только то, что передавало их эмоциональное состояние и настроение. Городской пейзаж занимал в стиле импрессионизма довольно таки важное место. Изобретательность и традиции академической живописи очень гармонично сочетались в работах мастеров того времени, доказательством этого служит творчество Клода Моне.

Что такое пейзаж городской пейзаж. Смотреть фото Что такое пейзаж городской пейзаж. Смотреть картинку Что такое пейзаж городской пейзаж. Картинка про Что такое пейзаж городской пейзаж. Фото Что такое пейзаж городской пейзаж

Для его картин характерны умение передачи неуловимых переходных состояний дневного освещения, нахождение правильного выражения вибрации воздушной атмосферы, и их нерушимой связи. Все это считается достижениями в методах живописи. В возрасте примерно тридцати лет, художник полностью посвящает все свои работы пейзажу, и практически все свои произведения пишет только на пленэре.

Почти все импрессионисты были пейзажистами, и в своих работах немало места отводили городскому пейзажу, именно за счет того, что люди в то время устремились в город на заработки, и городская среда стала неотъемлемой частью повседневной жизни человека. Многих художников–импрессионистов не замечали и они остались недооцененными, лишь потому что жили и работали в одном месте и в одно время с Клодом Моне, хотя и не уступали ему в живописном мастерстве, искусстве владения цветом и видении окружающего мира. Тем не менее все архитектурные пейзажи импрессионистов объединяет умение запечатлеть какой либо отдельно взятый, вырванный из жизни, случайный момент, но при этом захватить в него городской пейзаж. Смелые и необычные композиции рождались за счет того, что на первом месте были вовсе не предметы или люди, как мы привыкли думать, а воздух и свет и их изменчивость и непостоянство. Нетипичный угол зрения и прочие приемы импрессионистов в будущем применялись в различных новых стилях и техниках изображений.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *