Что такое пейзаж природы
Разновидности пейзажного жанра
Голландский пейзаж впервые зародился в творчестве таких мастеров Харлема, как Ван Гойен, Де Молейн и Ван Рейсдал.
Для большинства голландских пейзажей характерен приглушенный колорит, состоящий из светло-серебристых, оливково-охристых, коричневатых оттенков, близких к естественным краскам природы.
Голландцы первыми пришли к изображению отдельных мотивов природы, нередко передавая виды определенной местности. В противоположность пейзажистам академического направления, воплощавшим образы природы в условно-идеальном аспекте, мастера голландского пейзажа передают скромную природу Голландии такой, как она есть, не приукрашивая ее.
Картины лесной пейзаж
В лирическом пейзаже изображаемая природа одухотворяется незримым присутствием человека.
Алексей Саврасов является родоначальником лирического пейзажа в русской живописи.
Для эпического пейзажа характерны величавые картины природы, полные внутренней силы и бесстрастного спокойствия.
Ярким представителем эпического пейзажа был М.К.Клодт, стремившийся к созданию пейзажа-картины, представляющей зрителю целостный образ России.
Летний пейзаж
Зимний пейзаж
Тема зимы получила широкое распространение в искусстве северных стран Европы.
В средневековой художественной культуре изображения зимы чаще входили в циклы не времен года, а месяцев.
Каждому месяцу соответствовал свой набор трудов и развлечений. Что касается зимних месяцев, то наиболее характерными для них занятиями были охота, заготовка дров, убой свиней, к развлечениям же относились катание на коньках и игра в снежки.
Родоначальником зимнего пейзажа стала миниатюра «Месяц Февраль» братьев Лимбург.
Огромное влияние на развитие зимнего пейзажа оказало творчество великого нидерландского живописца Питера Брейгеля Старшего.
Зимний пейзаж в западноевропейской живописи достигает высшего расцвета в живописи голландских мастеров XVII века.
Голландский зимний пейзаж стал своеобразной визитной карточкой Голландии.
ПЕЙЗАЖ
Исторический очерк.
Пейзажные элементы древне-греческого искусства обычно неотделимы от изображения человека; несколько большей самостоятельностью обладал эллинистический и древне-римский Пейзаж, включавший элементы перспективы (иллюзионистической росписи, мозаики, так называемые живописные рельефы). Ландшафтные мотивы, изображения сражений и крепостной архитектуры наполняют повествовательные рельефы колонн Траяна и Марка Аврелия в Риме. Фантастический Пейзаж служит фоном во фресках на сюжет «Одиссеи» в древне-римской живописи, выступает как самостоятельный субжанр в росписях декоративного стиля в Помпеях (смотрите Помпеянские стили). В целом для этой эпохи характерен образ природы, воспринимаемой как сфера идиллического существования человека и богов.
В средне-вековом искусстве Византии и Европы элементы Пейзажа (особенно виды городов и отдельных зданий) нередко служили средством условных пространственных построений (например, «горки» или «палаты» в иконописи), в большинстве случаев превращаясь в лаконичные указания на место действия; наиболее часто пейзажные мотивы встречаются в миниатюре книжной. В ряде композиций ландшафтные детали складывались в умозрительно-теологические схемы, отражавшие средне-вековые представления о Вселенной.
В исламском средне-вековом искусстве элементы Пейзажа первоначально были представлены весьма скупо, если не считать редких образцов, основанных на эллинистических традициях. С XIII-XIV веков они занимают всё более значительное место в книжной миниатюре, в XV-XVI веках в произведениях тебризской школы и гератской школы пейзажные фоны навевают представление о природе как замкнутом волшебном саде. Пейзажные мотивы распространялись также в декоративно-прикладном искусстве: сцены охоты, подвиги героев украшают ковры и керамику Ирана. Большой эмоциональной силы достигают ландшафтные детали в средне-вековом искусстве Индии (начиная с могольской миниатюры), Индокитая и Индонезии (например, образы тропического леса в рельефах на мифологические и эпические темы).
Доминирующее значение обретает Пейзаж у мастеров импрессионизма (К. Моне, К. Писсарро, А. Сислей, О. Ренуар), считавших работу на пленэре непременным условием создания пейзажного образа. Важнейшим компонентом Пейзажа импрессионисты сделали вибрирующую, богатую красочными оттенками световоздушную среду, обеспечивающую зрительную нерасторжимость природы и человека. Стремясь зафиксировать многообразную изменчивость состояний природы, они часто создавали пейзажные циклы и серии, объединённые одним мотивом (Моне, Э. Дега). В их работах отразилась и динамика современной жизни, благодаря чему городской (урбанистический) Пейзаж обрёл равные права с изображениями сельской природы.
В искусстве авангардизма XX века одни мастера стремятся найти наиболее устойчивые черты того или иного ландшафтного мотива, очищая его от всего «преходящего» (мастера кубизма), другие с помощью драматически напряжённых цветовых созвучий подчёркивают внутреннюю динамику ландшафта (художники фовизма и близкие им мастера во Франции, Югославии, Польше, мастера экспрессионизма в Германии, Австрии и Бельгии), третьи переносят основной акцент на причудливость и психологическую выразительность мотива (мастера сюрреализма). В творчестве ряда представителей этих направлений тяготение к деформации пейзажного изображения, самоценность цветовых построений открыли путь к абстракционизму (подобную роль Пейзаж сыграл, например, в творчестве П. Мондриана, П. Клее и В.В. Кандинского). В XX веке в Европе и Америке получил широкое распространение урбанистический (так называемая школа мусорного ведра, Э. Хоппер в США) и индустриальный Пейзаж, нередко трактующий мир техники как своего рода антиприроду, непреодолимо враждебную людям (Ч. Демут, Н. Спенсер, Ч. Шилер в США, П. Брюнинг в Германии). Пейзаж у художников итальянского футуризма, экспрессионизма, представителей магического реализма, метафизической живописи и «новой вещественности» часто принимает заострённо-агрессивный или отчуждённый облик, проникнутый настроениями трагической безысходности. Эта черта присуща и творчеству некоторых мастеров парижской школы 1-й половины XX века (М. Утрилло, Х. Сутин, М.З. Шагал, Ж. Карзу и другие). Вместе с тем бурно развивается Пейзаж национально-романтического характера, в котором главенствуют образы «первозданной» (Б. Паленсия в Испании, Кьярваль, «Группа семи» в Канаде, Р. Кент, А. Наматжира) или обжитой (риджионализм, Э. Уайет в США) природы, а также обращённый к классическим образцам Пейзажа новеченто и в целом тоталитарного искусства.
Пейзаж в России.
В 1960-1980-е годы сохраняет значение принцип Пейзаж-картины, но на первый план выступает тяготение к обострённой выразительности композиций ритмов, фактуры и колорита в Пейзаже сурового стиля (Н.И. Андронов, Е.И. Зверьков, П.П. Оссовский и другие), также в творчестве В.М. Сидорова, В.Ф. Стожарова, А.А. Яковлева. Яркой декоративностью выделяется Пейзаж владимирских (К.Н. Бритов, В.Я. Юкин) и ленинградских (В.В. Ватенин, З.П. Аршакуни) мастеров; в городском Пейзаже петербургские традиции «Мира искусства» следовали живописец Я.И. Крестовский и мастер линогравюры А.А. Ушин; в классической технике травлёного штриха выполнены композиции С.М. Никиреева и Б.Ф. Французова. Освоение космоса получило отражение в живописи: фантазии на темы астронавтики, виды Земли и звёздного неба с орбиты (Е.П. Леонов, А.К. Соколов).
Дополнительная литература:
Бенуа А.Н. История живописи. СПб., 1912. Т. 1: Пейзаж;
Friedländer M.J. Essays über die Landschaftsmalerei und andere Bildgattungen. Den Haag, 1947;
Santini P.С. Modern landscape painting. L., 1972;
Barrell J. The idea of landscape and the sense of place 1730-1840. Camb., 1972;
Pearsall D., Salter E. Landscapes and seasons of the medieval world. Toronto, 1973;
Clark K. Landscape into art. L., 1976;
Wedewer R. Landschaftsmalerei zwischen Traum und Wirklichkeit. Köln, 1978;
Проблемы пейзажа в европейском искусстве XIX в. М., 1978;
Baur Ch. Landschaftsmalerei der Romantik. Münch., 1979;
Пейзаж — жанр в живописи: виды, история, эволюция
Пейзаж — это живописный жанр, предметом которого являются природные, сельские и городские ландшафты, а также атмосферные явления. Люди и животные тоже могут появляться в пейзажах, но их роль второстепенна: они «захвачены» кистью творца, поскольку оказались частью изображаемой реальности. Иногда это вообще не более чем стаффаж — фигуры, которые оживляют местность.
Пейзаж многолик в живописи. В этом жанре создано множество бессмертных шедевров. Пейзажисты переносят на холсты леса и моря, грозы и радугу, архитектуру и даже просторы космоса. Иногда они заглядывают в прошлое, а иногда в будущее. Часто отражают реальность, нередко дают волю фантазии, а порой переливают в краски своё настроение.
Пейзажи, вошедшие в число самых знаменитых творений планеты, оцениваются в миллионы долларов. Многие художники-пейзажисты — такие, как Уильям Тёрнер (Joseph Mallord William Turner), Исаак Ильич Левитан, Иван Константинович Айвазовский — относятся к элите живописцев. Их гениальность бесспорна. Поэтому даже трудно поверить, что ещё несколько веков назад этот жанр считался… низким! (Наряду с бытовым жанром и натюрмортом). Мастера не сразу оценили его потенциал и довольно долгое время рассматривали ландшафты только как фон для сюжетных картин и портретов.
Развитие пейзажной живописи
Пейзажная живопись — это молодой жанр. В качестве самостоятельной живописной ветви в европейском искусстве он начал оформляться только в XV столетии, а зрелости достиг в XVII-XVIII веках.
Пейзажные мотивы встречались на античных фресках, но в эпоху Средневековья развитие традиций античности прервалось. Иногда ландшафтные детали появлялись в средневековых рукописях, но только как элемент среды обитания человека.
Крупным прорывом стало создание братьями Лимбург (Frères de Limbourg) «Великолепного часослова герцога Беррийского». Его наполняют изображения сельской местности в разные времена года. Иллюстрации написаны в духе интернациональной готики — переходного стиля, предшествовавшего Проторенессансу и Ренессансу.
В эпоху Возрождения мастера начинают всё больше уделять внимания природным мотивам, впрочем, всё ещё используя их в качестве фона. Но росло мастерство, повышалась реалистичность, усиливалась проработка деталей. Ландшафт всё чаще становится не просто дополнением, а значимым элементом композиции. Примером может служить знаменитая «Мона Лиза» Леонардо да Винчи (Leonardo di ser Piero da Vinci).
Совершенствовалась техника, изучались законы перспективы, композиции, светотени. Всё это открывало новые возможности для изображения окружающего мира.
Большую роль сыграла венецианская школа в период Позднего Возрождения. Одним из первых авторов, у которых природа обретает самостоятельное значение, стал Джорджоне (Giorgio Barbarelli da Castelfranco). В его «Буре» роль человеческих фигур уже второстепенна.
Параллельно на Севере Европы развивала пейзажно-живописное направление голландская школа. В отличие от насыщенного колорита итальянцев, у голландцев краски были приглушёнными.
К концу XVI столетия уже можно говорить о выделении пейзажно-ландшафтной живописи в качестве отдельной ветви. Так, в работе Эль Греко (El Greco) «Толедо в грозу» уже вообще нет человеческих фигур.
В XVII-XVIII веках свою изюминку в живописание «натуры» вносили различные стили:
Огромную роль сыграл романтизм XIX века. Художники-романтики обращались к темам, будоражащим чувства и воображение. Их творчество зовёт в дальние странствия, показывает экзотические или затерянные уголки мира, воспевает красоту стихии или же приглашает приоткрыть полог тайны.
Следующим революционным шагом стало появление пленэра — живописания на открытом воздухе. В конце XIX столетия начали выпускать тюбиковые краски, что позволило выезжать с мольбертами в леса, поля, луга, на берега водоёмов.
Благодаря натуральному освещению открылись новые возможности в передаче красоты воздушно-световой среды. Первую скрипку в этот период играли импрессионисты.
В XIX — начале XX веков также повышается значение реализма. Поразительно точная передача действительности — вплоть до травинки — характерна, например, для Ивана Ивановича Шишкина.
Ну, а затем разнообразие стилей становится таким, что нет смысла их перечислять. По-своему отображали окружающую среду «дикие фовисты», кубисты, абстракционисты…
Передача реальности окончательно теряет значение, а доминантой становится самовыражение художника, его личный взгляд на мир.
Какими бывают пейзажи
Природа многолика, и искусство отображает всё её многообразие. На полотнах предстают водопады, леса и реки, горы и озёра, моря и небо, луга и океаны, поля и города. В XX столетии живописцы-пейзажисты обратились даже к космической тематике, отражающей и реалистическое, и фантастическое представление о глубинах Вселенной.
Разнообразие тем привело к выделению пейзажных поджанров:
В свою очередь, и эти разновидности дали свои ответвления. Среди природных пейзажей особняком стоит марина — возможно, потому, что морская стихия противостоит суше. Самостоятельность марина обрела ещё в XVII столетии.
Также выделяются (хотя, скорее, неофициально — у них нет специальных названий), пейзажи горные, лесные, степные и другие.
А вот городской пейзаж получил более чёткое деление.
От него отпочковались:
Есть также обширные группы, объединённых общей пейзажной темой (достаточно узкой, специфической), но не имеющие специальных названий. Так, например, в эпоху романтизма живописцы-пейзажисты часто писали виды с замками, монастырями, средневековыми руинами.
Ещё одна интересная группа — пейзажисты, «специализирующиеся» на изображении неба. Главная фигура среди них — Уильям Тёрнер (Joseph Mallord William Turner), которого называют художником воздуха и света.
А минималист Ив Кляйн (Yves Klein) в 1962 году довёл воспевание красоты чистого неба до апофеоза работой «IKB», представляющей собой прямоугольник синего цвета.
Распространено также деление живописно-пейзажного творчества по времени года:
Делят работы мастеров-пейзажистов и по времени суток: на утренние, дневные, вечерние и ночные. Крупные тематические группы — картины, воспевающие закаты и восходы, жаркий полдень, таинственный покров ночи — звёздной, беззвёздной, лунной…
Специальной классификации для изображений природных явлений не разработано.
Но, опять же, можно выделить группы произведений, в которых основное внимание художника-пейзажиста сосредоточено именно на атмосферных явлениях: дожде, снеге, грозе, сильном ветре (вплоть до бури и шторма), радуге.
Типы пейзажей по жанру и характеру — эпика, лирика, сюрреализм…
Помимо тематического деления, есть и другие классификационные подходы. По характеру выделяют:
Важным моментом для характеристики является указание на конкретный стиль, в котором написано полотно: например, академический пейзаж, барочный, романтический, импрессионистский, гиперреалистичный.
Что ещё нужно знать о пейзажах
Значимое деление пейзажно-ландшафтных полотен — на камерные и панорамные. Первые изображают небольшие природные уголки и, как правило, наполнены лиризмом.
- Что такое вакцина акдс
- Что такое оратай в слове о полку игореве