Что такое пейзаж простыми словами для детей
«Что такое пейзаж»
Светлана Васильева
«Что такое пейзаж»
Цель: Познакомить детей с пейзажем, как жанром изобразительного искусства. Развивать творческую фантазию, эстетические чувства. Формировать художественное мышление, инициативность, самостоятельность. Вызвать эмоциональный отклик на картины, воспитывать чувство прекрасно-го. Обогащать словарь детей: пейзаж, пейзажист.
Материал: Дидактические игры «Собери картину», «Составь пейзаж», репродукция картины Шишкина И. И. «Корабельная роща», магнитные доски, магнитофон, запись звуков природы.
Х. – Я Художник. А вы знаете, кто такой художник?
А вы хотите стать художниками?
Дети берут бэйджики и надевают.
Х. – Ребята, чтобы получить звание «Юный художник» необходимо выполнить несколько заданий и ответить на вопросы. Вот мое первое для вас задание. Сложите, пожалуйста, из частей картинки (детям раздаются конверты). Здесь будут собирать дети, у которых эмблема изображена на синем фоне, а здесь у кого на красном.
Дети подходят к магнитным доскам и выполняют задание.
Молодцы, вы сделали первый шаг к званию юного художника.
Игра «Составь пейзаж» (дети на листе формата А3, на котором изображен фон, выкладывают деревья, создавая пейзаж)
Дети выполняют задание за столами.
Х. – Какие интересные пейзажи у вас получились. Скажите, пожалуйста, почему вы решили составить зимний пейзаж? Почему вы решили составить летний пейзаж?
Я вас поздравляю, вы сделали второй шаг к званию юного художника.
Х. –А сейчас мы отправляемся в лес. Но это не простой лес, а волшебный. Я предлагаю вам стать маленькими семенами. Семена попали в землю (дети приседают). Их полил дождик, согрело солнышко и они стали прорастать (дети потихоньку встают, руки поднимают вверх). Деревья становятся все выше и выше, маленькие ростки превращаются в крепкие молодые деревья. Их ласкает ветерок, и они тихонько начинают покачиваться. А на ветвях сидят птицы и поют. Давайте мы их послушаем.
Дети присаживаются на ковер, звучит запись пения птиц.
И вот дождался русский лес своего художника.
— Что изображено на картине
— Как вы думаете прохладный или теплый день изобразил художник?
— Хотели бы вы оказаться в этом лесу?
— Хотелось бы вам очутиться на верхушке одной из сосен? Почему?
— Почему роща названа «корабельной»?
В том случае, если дети будут затрудняться с ответом,педагог им поясняет:
— очевидно, это связано с тем, что сосны высокие и прямые, как мачты, а их шевелящиеся от ветра ветви похожи на паруса. А может, пройдет немного времени. И многие из этих гигантов превратятся в могучие корабли и увидят необъятные просторы земли.
Х. – До свидания, ребята!
Анкета для педагогов. Работа по эстетическому воспитанию Анкета для педагогов Цель: изучение состояния педагогической работы по эстетическому воспитанию в детском саду Ф. И. О. Детский сад Группа.
Волшебные колокольчики, поделка из соленого теста Новогодний подарок «Волшебные » колокольчики. Цель:Развивать эстетические чувства фантазию, желание порадовать близких, положительный эмоциональный.
Значение слова «пейзаж»
2. Произведение изобразительного искусства, содержащее изображение природы. Иногда летом на даче он сам писал красками пейзажи. Чехов, Три года. [Карцева] задержалась у пейзажей Левитана. Серенькое небо, серая река и яркие пятна последнего снега на берегах, поросших рыжим кустарником, — ранняя весна. Кетлинская, Дни нашей жизни. || Описание природы в литературном произведении. Пейзаж в романах Тургенева.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
ПЕЙЗА’Ж, а, м. [фр. paysage]. 1. Картина природы, вид какой-н. местности (книжн.). Взорам путников открылся чудный п. Северный, южный п. 2. Картина, рисунок, изображающие природу (живоп.). Выставка пейзажей. || Описание природы в литературном произведении (лит.). П. в романах Тургенева. В конце концов, чувствую, что я умею писать только пейзаж, а во всем остальном я фальшив и фальшив до мозга костей. Чехов (говорит писатель Тригорин в «Чайке»).
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
пейза́ж
1. общий вид какой-либо местности ◆ В саду, в роще она выбирала для прогулки тёмную, густую аллею и равнодушно глядела на смеющийся пейзаж. И. А. Гончаров, «Обыкновенная история», 1847 г. ◆ Что-то тоскливое, надрывающее сердце было в этом диком и пустынном пейзаже. Ф. М. Достоевский, «Записки из мертвого дома», 1862 г. ◆ Солнце так же иногда, выходя из-за облака, понемногу освещает один куст, другой, кровлю и вдруг обольёт светом целый пейзаж. И. А. Гончаров, «Обломов», 1859 г.
2. картина или рисунок, изображающие природу, какую-либо местность ◆ Он постоянно рисовал один и тот же пейзаж: на первом плане большие растрёпанные деревья, в отдаленье поляну и зубчатые горы на небосклоне. Тургенев, «Дворянское гнездо», 1859 г. ◆ Здесь, по стенам, было несколько картин, всё портреты архиереев и пейзажи, на которых ничего нельзя было различить. Ф. М. Достоевский, «Идиот», 1869 г. ◆ Лучшие лесные пейзажи, которым удивляется публика на выставках, просто кажутся жалкими по сравнению с вечно подвижной и глубоко поэтической в каждом своем уголке природой. Д. Н. Мамин-Сибиряк, «Золотуха», 1883 г. ◆ Без преувеличения можно сказать, что пейзажи старых мастеров являются детскими опытами по сравнению их с произведениями лучших современных художников-пейзажистов. В. В. Верещагин, «О прогрессе в искусстве», 1886 г. (цитата из НКРЯ)
3. жанр произведений в области живописи, темой которых являются виды природы, какой-либо местности; пейзажная живопись ◆ Ему почти в одинаковой степени давались сюжеты религиозные и исторические, пейзаж и жанр, но особенно пленяли вкус и чувство фигуры в его любовных сценах, которых он писал много и которые часто заходили у него за пределы скромности. Н. С. Лесков, «Чертовы куклы», 1890 г. (цитата из НКРЯ)
4. описание, изображение природы, какой-либо местности в литературном или музыкальном произведении ◆ Вышло то, что мог дать автор: летучие наблюдения и заметки, сцены, пейзажи — словом, очерки. И. А. Гончаров, «Фрегат «Паллада»», 1855 г.
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова артельщик (существительное):
Конспект занятия по знакомству с жанром пейзажа
Любовь Владимировна Волкова
Конспект занятия по знакомству с жанром пейзажа
Цель. Закрепить у детей представления о новом жанре живописи «пейзаж» и средств выразительности, вызвать эмоциональный отклик на настроение живописных полотен.
Образовательные. Уточнить и закрепить знания у детей о мире искусства, его видах, о том, кто создает произведения искусства. Учить использовать полученные знания в собственном творчестве.
Развивающие. Особое внимание уделить развитию у детей эмоциональной отзывчивости на произведения искусства, использованию в речи искусствоведческих терминов.
Воспитывающие. Воспитывать у детей интерес, любовь к искусству, желание всматриваться в произведения искусства, соотносить увиденное с личным опытом.
Словарная работа: репродукция, оригинал, экскурсовод, риза, пропасть, величавая.
Материал.Репродукции картин изображающие разные виды живописи: пейзажа, портрета, скульптуры, натюрморта,
наборы мелких картинок с изображением живой природы.
Предварительная работа. Знакомство с миром искусства, прослушивание музыкальных отрывков, чтение и разучивание стихов,
Рассматривание и изучение картин известных художников: «Золотая осень» Левитана. «Первый снег», «Февральская лазурь» И. Грабарь. И. Шишкин «На севере диком» и др.
Дидактические и художественно –развивающие игры: «путешествие в мир искусства», «придумаем натюрморт», «весёлое рисование».
Медленно открываются двери, и перед глазами детей картины замечательных и художников. Воспитатель предлагает совершить экскурсию по импровизированному залу картинной галереи и отыскать в нём натюрморты, пейзажи, портреты.
Детям предлагается внимательно посмотреть на картины, постоять у понравившихся, полюбоваться ими. Воспитатель в это время подходит то к одной группе детей, то к другой, включаясь в разговор по поводу картин. Дети рассматривают картины, делятся впечатлениями.
На планшетах три таблички с надписями «натюрморт», «пейзаж», «портрет». Воспитатель предлагает внимательно рассмотреть картины и разобрать их по жанрам к надписям.
Проводится игра «соревнование». Для этого дети делятся на три команды,каждая команда имеет название: «пейзаж», «натюрморт», «портрет». Командам даётся задание найти картины заданного им жанра, чья команда быстрее поместит картины на планшетах под названием.
Ветер дует нам в лицо. (Машут руками на лицо).
Закачалось деревцо. (Качаются из стороны в сторону).
Ветер тише, тише, тише. (Приседая, машут руками вверх- вниз).
Деревцо всё выше, выше. (Тянутся вверх).
Воспитатель читает стихотворение М. Ю. Лермонтова «На севере диком»
На севере диком стоит одиноко На голой вершине сосна И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим Одета, как ризой она. И снится ей все, что в пустыне далекой, В том крае, где солнца восход, Одна и грустна на утесе горючем Прекрасная пальма растет.
Затем воспитатель обращает внимание детей на картину И. И. Шишкина «На севере диком» (1891 Холст, масло. 161 118 см.)
-Дети, когда И. И. Шишкин прочитал стихотворения М. Ю. Лермонтова, он решил написать по стихотворению картину «На севере диком». Назвав эту картину первой строчкой из известного стихотворения Лермонтова, Шишкин недвусмысленно указал на её источник. Это художественное произведение было выбрано Шишкиным для иллюстрации собрания сочинений, которое готовилось к выпуску в свет и приурочивалось к 50-летию со дня гибели поэта. Так же, как и в стихотворении Лермонтова, в картине мощно звучит тема одиночества. На неприступной голой скале, посреди кромешной тьмы, льда и снега, стоит одинокая сосна. Луна освещает мрачное ущелье и бесконечную даль, покрытую снегом. Кажется, в этом царстве холода нет больше ничего живого. Но наперекор морозам, снегам и ветрам дерево живет.
Воспитатель предлагает детям войти в картину, осмотреться, рассказать всем об увиденном, вызывает 2-3 детей.
Рассказ воспитателя по картине.
«Художник И. И. Шишкин изобразил пейзаж, который он назвал «На севере диком». Эта картина навеяна настроением от прочтения стихотворения М. Ю. Лермонтова.
На переднем плане – величавая сосна, которая поражает зрителя своим великолепием. Странная, одинокая красавица на обрыве принарядилась в богатые, пышные одежды. Она горда и не преступна. Пушистый, рыхлый, розоватый снег покрывает горные вершины.
На втором плане – глубокая ужасающая тьмой пропасть и ночное сине-зеленое небо, на котором повисли облака, похожие на бесформенные куски ваты. Лишь одинокая луна нарушает покой неприступной красавицы.
Анализ занятия.
Конспект занятия по знакомству с кубанскими народными музыкальными инструментами «Музыкальные посиделочки» Конспект занятия по знакомству с кубанскими народными музыкальными инструментами для детей старшей, подготовительной групп. «Музыкальные.
Конспект занятия по знакомству с трудом взрослых «В мире людей и профессий» Цель применения методики: активизировать работу по укреплению здоровья детей дошкольного возраста. Задачи. Обучающие. Развивая навык собственного.
Конспект занятия по знакомству с произведением Г. Скребицкого «Четыре художника. Зима» Цель. Знакомство с произведением Г. Скребицкого «Четыре художника. Зима». Формировать у детей навык воспринимать литературный текст, осмысливать.
Конспект занятия по знакомству со стихотворением Г. Лагздынь «В коридоре шкафчики» Задачи:познакомить детей с новым для них произведением, прививать интерес к книгам, воспитывать аккуратность, опрятность, продолжать формировать.
Конспект занятия по ознакомлению с малым фольклорным жанром. Вторая младшая группа. Программное содержание. Познакомить детей с малыми фольклорными формами: загадки, считалки, шутки-прибаутки, чистоговорки, пословицы. Формировать.
Конспект занятия по знакомству с окружающим миром на тему «Покормите птиц зимой» Цель: Формировать и актуализировать знания детей о перелётных птица, и о птицах, зимующих на родине; уметь сопереживать и сочувствовать.
Конспект занятия по знакомству детей с различными музыкальными инструментами и их звучаниями Цель: познакомить детей с различными музыкальными инструментами и их звучаниями. Задачи: 1. Образовательная: Учить узнавать и правильно.
Знакомство с жанром изобразительного искусства «Пейзаж» Занятие «Пейзаж» старшая группа Цель: Познакомить с пейзажем, как жанром изобразительного искусства. Подвести к пониманию того, что художник.
Ознакомление детей с произведениями пейзажной живописи
Любовь Сурина
Ознакомление детей с произведениями пейзажной живописи
Ознакомление детей с произведениями пейзажной живописи
Проблема ознакомления детей с произведениями пейзажной живописи – актуальна в педагогике. Формирование у детей эстетических представлений, понятий и вкусов посредством пейзажной живописи – весьма сложная педагогическая задача. В ходе ознакомления с пейзажной живописью у детей формируется правильное мировоззрение, творческое воображение, образное мышление, художественная наблюдательность, зрительная память, умение видеть в окружающей действительности характерное, воспитывается широкая художественно-эстетическая культура и художественный вкус, т. е. гармоничное развитие личности. Занятия живописью побуждают интерес детей к искусству, открывают путь грамотного понимания произведений искусства. Занятия пейзажной живописью развивают умение видеть красивое в природе, в окружающей жизни.
Проблема ознакомления детей с произведениями пейзажной живописи особенно значима в дошкольный период детства – возрастной этап, в решающей степени определяющий дальнейшее развитие человека. Это период рождения личности, первоначального раскрытия творческих сил ребенка, становления основ его индивидуальности, развития художественных способностей (Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, Ж. Пиаже, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин и др.). В дошкольном возрасте процесс познания происходит эмоционально-практическим путем, каждый дошкольник – это маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир искусства. Ребенок стремится к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем более она значима, и отвечает природе ребенка, тем успешнее идет его развитие, реализуются потенциальные возможности и первые творческие проявления. Одним из наиболее близких и естественных для ребенка-дошкольника видов деятельности становится изобразительная деятельность, которая является эффективным средством познания действительности, в частности пейзажная живопись.
Высокое значение проблемы развития творческих способностей дошкольников отмечали В. В. Давыдов, А. В. Запорожец, Н. Н. Поддьяков, Н. П. Саккулина, Е. А. Флерина и др.
На необходимость занятий дошкольников пейзажной живописью указывают труды О. А. Апраксиной, Н. А. Ветлугиной, Л. С. Выготского, Е. И. Игнатьева, Т. Г. Казаковой, Т. С. Комаровой и др.
Пейзаж – «жанр изобразительного искусства, предметом которого является изображение природы, вида местности, ландшафтов, городов, исторических памятников, растений. Пейзажем называют также произведения этого жанра» [22, с. 12].
В зависимости от главного предмета изображения и характера природы в пейзажном жанре принято выделять сельский, городской, парковый, архитектурный, индустриальный, морской, речной и другие виды. В современно действительности предметные возможности пейзажного жанра становятся все более разнообразными.
По мере развития технического прогресса сегодня появились произведения, которые относятся к фантастическому и космическому видам пейзажа.
Пейзаж может носить исторический, героический, лирический, эпический характер. Например, пейзажи И. Левитана часто именуются «пейзажами настроения». На его картинах воплощаются изменчивые настроения, состояния тревоги, скорби, предчувствия, умиротворенности, радости и др. Поэтому художник передает объемную форму предметов обобщенно, без тщательной проработки деталей, трепетными живописными пятнами. И. Шишкин сумел создать на своих полотнах обобщенный эпический образ русской природы, русский пейзаж поднялся до уровня глубокого содержательного и демократического искусства.
Часто пейзаж служит фоном в живописных, графических, скульптурных произведениях других жанров. Художник, изображая природу, не только стремится точно воспроизвести выбранный пейзажный мотив, но и выражает свое отношение к природе, одухотворяет ее, создает художественный образ, обладающий эмоциональной выразительностью и идейной содержательностью.
Пейзажная живопись является активным педагогическим средством формирования всесторонне развитой личности и осуществляет специфические функции.
Знакомя детей с пейзажными произведениями, воспитатель раскрывает перед ними картины окружающего мира. При этом не ограничиваются только перечислением изображенных на картине людей, предметов, объектов природы, а, прежде всего, раскрывает значимость труда самого художника, своеобразие его мастерства, раскрывает то, что побудило художника написать эту картину. При детальном рассматривании картины, анализе изображенного на ней детей учат устанавливать взаимосвязи содержания произведения: не только отвечать, что видит ребенок на полотне, но и уметь объяснить, почему художник посвятил картину данной теме, какие средства выразительности использовал, чтобы раскрыть содержание задуманного. Со слов В. В. Степановой, «при качественном преподнесении пейзажа у ребенка формируется и развивается интерес к другим видам и жанрам изобразительного искусства, стремление обогатить свои знания за счет новых накоплений» [28, с. 83].
По мнению Т. Н. Дороновой, пейзажная живопись, влияя на развитие личностных представлений ребенка, выполняет ряд функций:
– коммуникативная функция. Особое место пейзажная живопись занимает в развитии речи, ведь речь ребенка – показатель того, насколько он понял содержание произведения. Приобщая детей к пейзажной живописи, как виду искусства, опосредованно отражающему реальный мир, необходимо учитывать особенности развития словаря, связанной речи ребенка;
– обучающая функция. С помощью пейзажной живописи развивают мыслительную деятельность старших дошкольников; умение делать обобщения на основе анализа, сравнивать и объяснять, развивать внутреннюю речь. Внутренняя речь помогает ребенку спланировать и высказать свои суждения, соотнести умозаключения, возникшие в результате восприятия замысла художника;
– воспитательная функция. Более полное познание детьми произведения пейзажной живописи позволяет воспитателю не только развивать интерес к живописи, но и формировать первоначальные основы мировоззрения. Искусство способствует воспитанию различных чувств. Так, при ознакомлении с пейзажной живописью у детей активизируется интерес к общественной жизни, к различным видам человеческой деятельности, отношением его к процессам труда, к ценностям, которые создает народ, к художественному творчеству. Дети обогащают свой нравственный опыт, любовь к Родине. У них формируется нравственное сознание;
– эстетическая функция. При ознакомлении детей с пейзажной живописью детей учат видеть красоту человеческих чувств, взаимоотношений, сравнивать изображенное в произведениях изобразительного искусства, сравнивать явления с реальной действительностью. И этим развивают их эстетические чувства, которые проявляются у детей в начале эмоциональных и речевых реакциях, а затем, при дальнейшем ознакомлении их с искусством – в собственной художественной деятельности;
– регулятивная функция. Формируя социальные чувства, особенно нравственные, искусство влияет на усвоение человеком норм поведения в обществе – морали и законов государства, осуществляет социализацию человека – его включение в жизнь коллектива, семьи, общества, в существующие традиции и обычаи, а поэтому осуществляет регулятивную функцию, т. е. регулирует поведение людей, их отношений друг к другу;
– аксиологическая функция. Общение с живописью формирует у человека не только эстетический и художественный вкус, умение оценить красоту картины, вещей, людей и другие художественные произведения, но и способность дать правильную оценку различным явлениям жизни общества, нравственному поведению человека, и на этой основе выработать ценностную ориентацию в жизни;
– гедонистическая функция. Пейзажная живопись вызывает у детей духовное удовольствие, наслаждение, является важным средством культурного отдыха [11, с. 73].
Таким образом, вышесказанное позволяет сделать следующие выводы:
1. Проблема эстетического воспитания дошкольников, приобщение их к разным видам изобразительного искусств – актуальна в педагогике. Приобщение детей к искусству способствует их всестороннему развитию: происходит развитие познавательных способностей, уточняются знания об окружающем, общественных явлениях, природе и т. д.
Восприятие художественного образа в картинах способствует уточнению многих понятий, специфических для изобразительного искусства. Их значение делает процесс детского восприятия более осмысленным, интересным, т. к. ребенок различает выразительные средства каждого вида и жанра изобразительного искусства.
2. Пейзажная живопись является активным педагогическим средством формирования всесторонне развитой личности и осуществляет специфические функции: регулятивную, гедонистическую, аксиологическую, эстетическую, воспитательную, обучающую, коммуникативную. Знакомство детей с произведениями пейзажной живописи позволяет раскрывать перед ними картины окружающего мира. При детальном рассматривании картины, анализе изображенного на ней, детей учат устанавливать взаимосвязи содержания произведения, основной замысел художника, находить выразительные средства живописи и пр.
Начиная со старшей группы, в работе с детьми для ознакомления с пейзажной живописью применяются разнообразные формы и методы работы. По мнению Т. Г. Казаковой, «благодаря формам и методам педагог их учит видеть, как художник изображает красоту окружающей природы в разное время года (многокрасочность золотой осени, прозрачность весны и т. д.). Дети овладевают умением не только видеть и понимать содержание картины, но чувствовать, что хотел передать художник, изображая природу (радость, грусть) [13, с. 83].
По мнению Э. В. Никитиной, структура занятия по обучению детей старшего дошкольного возраста пейзажной живописи может быть примерно такой:
Здесь воспитатель эмоционально настраивает детей на дальнейшее восприятие художественных произведений. Это могут быть интересные игровые ситуации («Почему ошибся художник?», «Найди ошибку в картине», ситуации, где дети организовывают и «посещают» выставки художественных произведений, вернисажи).
Сообщение названия картин, с которыми предстоит познакомить детей. Назвать фамилии художников. На одном занятии в старшей и подготовительной группе можно показать 2-3 знакомых произведения и одно произведение новое, незнакомое детям. Применяя различные методы работы, воспитатель учит сравнивать художественные произведения, формирует умение видеть и понимать идею и содержание произведения. Делать это нужно нескучно, ненавязчиво, интересно, занимательно. После рассматривания и сравнения художественных произведений можно провести дидактические игры на закрепление полученных знаний.
3. Заключительная часть.
В этой части воспитатель совместно с детьми анализирует новые полученные знания; дети делятся своими впечатлениями, проводится анализ активности детей на занятии.
Большую часть работы на таком занятии занимают искусствоведческие рассказы. Выбор искусствоведческого рассказа, как метода ознакомления с пейзажной живописью, обусловлен содержанием и построением самого произведения, в котором отражены в логической взаимосвязи все его элементы [20, с. 57].
Структура искусствоведческого рассказа может быть примерно такой: сообщение названия картины и фамилии художника, о чем написан пейзаж, что самое главное в картине, как она изображена (цвет, построение, расположение). Отмечается, что изображено вокруг главного в произведении, и как с ним соединены детали (так идет углубление в содержание картины, при этом устанавливается связь между содержанием произведения живописи и средствами его выражения, что красивого показал художник, о чем думается, что вспоминается, когда смотришь на эту картину. Использование такой структуры рассказа возможно до тех пор, пока дети не начнут адекватно отвечать на поставленные вопросы по содержанию картины и не приобретут навык монологической речи при ответе на вопрос, о чем картина.
С. В. Погодина замечает, что на первых этапах ознакомления детей с пейзажной живописью оправдывает себя прием «вхождения в картину», воссоздания предшествующих и последующих содержанию картины события. Применение приема целесообразно еще и потому, что он тесно связан с игрой, творческой фантазией ребенка, с определенного рода установками на развернутое выразительное рассказывание. Так направляют мысль ребенка на создание связного выразительного рассказа определенной структуры [22, с. 11].
Одним из часто встречающихся методов работы – это образец личностного отношения педагога к понравившейся картине. Этот метод дает возможность на примере воспитательского качественного рассказа выстроить ребенку свой рассказ.
В практике работы со старшими детьми можно использовать работу с дифференцированными подгруппами. В такие подгруппы включаются дети, имеющие одинаковый уровень интеллектуального и эмоционального развития и приблизительно одинаково понимающие содержание пейзажей и выражающие свое впечатление в речи.
На первом занятии по обучению пейзажной живописи должна выдвигаться задача обучения детей полнее воспринимать и глубже переживать конкретно-чувственный образ определенного момента природы. С этой целью возможно использовать прием «вхождения в картину». Этот игровой прием обеспечивает полноту ощущения образа, большую его «переживаемость».
На втором занятии повторно рассматриваются уже известные детям картины. Задачи этого занятия – учить детей видеть средства выразительности, с помощью которых художники дали характеристику одного образа. Выразительные средства при сопоставлении двух картин дети понимают активнее и успешнее. Далее важно учить детей воспринимать художественно-образный смысл картины, используя параллельное чтение стихотворного отрывка.
На следующем этапе занятия можно повторить рассматривание картины в музыкальном сопровождении знакомой мелодии. Сама форма вызывает у детей чувство радости и удовлетворения. Музыка обогащает восприятие пейзажной живописи, в процесс восприятия включается воображение.
Далее, на других занятиях, как отмечает В. Н. Яровцева, «уже без предварительных вопросов педагога к детям следует выявить непосредственно впечатление детей от пейзажной живописи; детям предоставляется полная самостоятельность высказываний, они непосредственно выражают свои мысли и чувства» [34, с. 33].
Задача следующего занятия – учить старших дошкольников видеть, какими средствами пользуются художники для передачи своего замысла, рассматривать сразу две картины, сравнивать и сопоставлять их, анализировать замысел художника. Здесь важно детям отметить, какими выразительными средствами он пользовался. Педагог спрашивает: «Художник хочет поделиться тем, что ему самому очень понравилось. Что же интересного он заметил в природе?». Такие вопросы требуют от ребенка осмыслить увиденное, выделить в нем главное и увидеть это главное с точки зрения художника.
Старшему дошкольнику нужно освоить доступные приемы построения общей композиции рисунка: научиться располагать предметы-изображения на двухмерной плоскости листа так, чтобы это выражало, хотя бы приблизительно, расположение этих предметов в реальном трехмерном пространстве. При овладении композицией сюжетного рисунка важно расположить отдельные изображения относительно друг друга, передавая отношения по величине, а действие через изображение движения, динамики отдельных поз, деталей. При изображении пейзажа эти приемы важны, но при этом особенно важен колорит. Все приемы наиболее доступны детям старшего дошкольного возраста, однако, как замечает И. А. Лыкова, «процесс их усвоения достаточно сложен и трудоемок и требует длительной и систематической помощи, обучения со стороны педагога» [19, с. 72].
Таким образом, вышесказанное позволяет сделать следующие выводы:
Методика ознакомления старших дошкольников выстраивается с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Педагог ставит перед собой задачу научить детей видеть достоверные задачи художника, выбранные им средства выразительности, красоту окружающей природы, понимать содержание картины, понять чувства автора. Применяя методы работы, воспитатель учить старших дошкольников не только оценивать конкретное произведение пейзажной живописи, но и сравнить его с другим. К числу основных методов ознакомления с пейзажной живописью можно отметить искусствоведческий рассказ. В ходе ознакомления с произведением живописи дошкольники начинают понимать логические связи, элементы картины, прочувствовать конкретно-художественный образ.
Дети старшего дошкольного возраста уже имеют опыт восприятия образов живой природы, им понятны иллюстрации к стихам, несложные репродукции. Учитывая сформированные у ребенка представления, необходимо заострять его внимание на том, что поэт, замечая интересное в природе, отражает это в стихотворении, а художник, иллюстрируя текст, стремится нарисовать то, о чем сказал поэт, а композитор – отражает в музыкальном произведении. Только комплексное воздействие эмоциональных, зрительных и слуховых образов способствует развитию у детей эстетического восприятия.
Также следует как можно чаще вместе с детьми наблюдать различные состояния природы, ее объекты. Важно знакомить детей и с пейзажными произведениями в литературе, нацеливая их на восприятие и изображение целостной картины природы, в которой органически связываются представления о нескольких ее образах. Этому способствует и использование не только иллюстраций к определенному стихотворению, но и репродукции с картин выдающихся художников, усиливающих впечатления. Художественные иллюстрации знакомят детей с различными способами изображения природы. В свободное время можно знакомить детей со средствами выразительности, колористическим решением пейзажа, которыми художники воссоздают образы и картины природы: лес, деревья разных пород, состояние погоды и пр. Наглядно выполненный живописный рисунок, по мотивам какого-либо произведения о природе, где педагог показывает наглядно приемы изображения, также помогает дошкольникам понять красоту и доступность того или иного способа передачи определенной цветовой гаммы.
Важным приемом обучения является анализ детских рисунков-пейзажей. Благодаря анализу работ детям становится понятнее образ пейзажной живописи.
Кроме всего прочего, важно грамотно производить отбор произведений пейзажной живописи. Практика показывает: от отбора произведений зависит успех художественного воспитания детей, введения их в мир большого искусства. В отборе произведений пейзажной живописи следует использовать принцип разнообразия используемых художником средств выразительности и манеры исполнения. По колористическому решению можно выбирать картины, выполненные художником в «теплой и «холодной» цветовой гамме, основанной на цветовом контрасте — яркие цветовые пятна или спокойные мазки, живые, яркие, сочные краски или «размытые», «разбеленные». Имеет значение и композиционное решение. Это могут быть произведения, в которых художественные образы расположены в круге, треугольнике, асимметрично, симметрично, в центре, статично, динамично и т. д. И тогда дети четко, безошибочно определяют тему, идею и замысел художника, для чего он создал данное произведение и какими средствами передал содержание.
В ходе ознакомления старших дошкольников с произведениями пейзажной живописи, в процессе обучения их изображению пейзажа, необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, уровень развития восприятия, воображения, творческих способностей, интересов и потребностей.
Список использованных источников
1. Бодалев, А. А. Психология личности / А. А. Бодалев. – М. : МГУ, 1988. – 187 с.
2. Божович, Л. И. Психология формирования личности / Л. И. Божович. – М. : Просвещение, 1995. – 464 с.
3. Болотина, Л. Р. Дошкольная педагогика : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Л. Р. Болотина, С. П. Баранов, Т. С. Комарова. – М. : Академический Проект, 2005. – 240 с.
4. Борисова, Е. Развиваем творческие способности старших дошкольников в рисовании / Е. Борисова // Дошкольное воспитание. – 2002. – № 2. – С. 34 – 35.
5. Волынкин, В. И. Художественно-эстетическое воспитание и развитие дошкольников : метод. пособие / В. И. Волынкин. – М. : Феникс, 2007. – 448 с.
6. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л. С. Выготский. – М. : Просвещение, 1991. – 92 с.
7. Григорьева, Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности / Г. Г. Григорьева. – М. : Академия, 2000. – 344 с.
8. Давыдов, В. В. Генезис и развитие личности в детском возрасте / В. В. Давыдов // Вопросы психологии. – 1992. – № 1. – С. 22 – 23.
9. Доронова, Т. Н. Развитие детей в изобразительной деятельности / Т. Н. Доронова // Ребенок в детском саду. – № 4. – С. 21 – 29.
10. Доронова, Т. Н. Занятия по изобразительной деятельности с детьми 6 – 7 лет : метод. пособие для воспитат. детских садов и групп кратковременного пребывания / Т. Н. Доронова // Дошкольное воспитание. – 2000. – № 8. – С. 23 – 25.
11. Доронова, Т. Н. Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников / Т. Н. Доронова. – М. : Просвещение, 2008. – 192 с.
12. Игнатьев, Е. И. Психология изобразительной деятельности : метод. пособие / Е. И. Игнатьев. – М. : Прогресс, 1990. – 420 с.
13. Казакова, Т. Г. Изобразительная деятельность : интеграция и взаимосвязь видов / Т. Г. Казакова // Дошкольное воспитание. – 2006. – № 2. – С. 80 – 87.
14. Комарова, Т. С. Изобразительное творчество дошкольников в детском саду : обучение и творчество / Т. С. Комарова. – М. : Просвещение, 1990. – 224 с.
15. Комарова, Т. С. Школа эстетического воспитания / Т. С. Комарова. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2009. – 352 с.
16. Королева, Т. В. Занятия по рисованию с детьми 6 – 7 лет / Т. В. Королева. – М. : Сфера, 2009. – 112 с.
17. Красильникова, Т. Когда падают листья / Т. Красильникова // Дошкольное образование. – Первое сентября. – 2012. – № 10. – С. 32 – 33.
18. Лисина, М. И. Общение, личность и психика ребенка / М. И. Лисина. – М. : Институт практической психологии, 1997. – 98 с.
19. Лыкова, И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа / И. А. Лыкова. – М. : Слово, 2012. – 144 с.
20. Никитина, Э. В. О некоторых особенностях эстетических суждений о пейзаже детей дошкольного возраста / Э. В. Никитина // Герценовские чтения. – Л. : ЛГПИ, 1976. – С. 55 – 63.
21. Пичугина, Н. О. Дошкольная педагогика : конспект лекций / Н. О. Пичугина. – Ростов н/Д : Феникс, 2004. – 384 с.
22. Погодина, С. В. Развитие творчества в рисовании детей 3 – 7 лет под влиянием художественных эталонов : Автореф. дис. канд. пед. наук / С. В. Погодина. – М. : Слово, 2001. – 21 с.
23. Поддьяков, Н. Н. Новый подход к развитию творчества дошкольников / Н. Н. Поддьяков // Вопросы психологии. – 1990. – № 1. – С. 16 – 19.
24. Психологический словарь / под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. – М. : Астрель; АСТ : Транзиткнига, 2006. – 479 с.
25. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. – СПб : Питер, 2002. – 720 с.
26. Саккулина, Н. П. Изобразительная деятельность в детском саду / Н. П. Саккулина, Т. С. Комарова. – М. : Просвещение, 1982. – 134 с.
27. Смирнова, Е. О. Психология ребенка : учебник для пед. вузов и училищ / Е. О. Смирнова. – М. : Школа-Пресс, 1997. – 384 с.
28. Степанова, В. В. Психологические условия развития творчества у детей дошкольного возраста : Дис. канд. псих. наук / В. В. Степанова. – М., 2001. – 164 с.
29. Третьякова, Н. Г. Обучение детей рисованию в детском саду : метод. пособие / Н. Г. Третьякова. – М. : Академия Развития, 2009. – 128 с.
30. Флерина, Е. А. Изобразительное творчество детей дошкольного возраста / Е. А. Флерина. – М. : Просвещение, 1966. – 208 с.
31. Шаповаленко, И. В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология) : учебник для студ. вузов / И. В. Шаповаленко. – М. : Гардарики, 2007. – 349 с.
32. Эльконин Д. Б. Избранные педагогические труды / Д. Б. Эльконин. – М. : Просвещение, 1989. – 624 с.
33. Якобсон, С. Г. Дошкольник. Психология и педагогика возраста : метод. пособие для воспитателя детского сада / С. Г. Якобсон, Е. В. Соловьева. – М. : Дрофа, 2006. – 176 с.
34. Яровцева, В. Н. Методика обучения дошкольников рисованию пейзажа : метод. пособие / В. Н. Яровцева. – М. : Гардарики, 2010. – 98 с.
Знакомство детей раннего возраста с произведениями Агнии Барто день проекта «Новая книжка». Программное содержание: формировать у детей представление об элементарных этических нормах. Создать новую книжку.
Опыта работы на тему «Ознакомление дошкольников 6-го года жизни с пейзажной живописью» Одно из незаменимых средств формирования духовного мира детей и пробуждения в них творческого начала является живопись. Живопись – это один.
Художественно-эстетическое развитие детей старшего дошкольного возраста с ОНР при ознакомлении с произведениями искусства «Художественно – эстетическое развитие детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в процессе ознакомления с произведениями.
Конспект по ознакомлению старших дошкольников с пейзажной живописью. Картина И. И. Левитана «Золотая осень» Конспект по ознакомлению старших дошкольников с пейзажной живописью. Картина И. И. Левитана «Золотая осень» Цель: Дать детям понятие о живописи.
Мастер-класс по живописи маслом «Морской пейзаж» Мастер-класс для педагогов, школьников и старших дошкольников «Морской пейзаж» (техника живописи маслом) Материалы: Загрунтованный прессованный.
Методы и приемы развития и обогащения словаря дошкольника в процессе ознакомления с произведениями художественной литературы Актуальность темы диктуется требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования [п. 2.6], где.