Что такое пейзажная лирика в литературе

Пейзажная или городская лирика – это жанры, в которых чаще всего пишут стихи авторы СТИХИ.РУ. Описание того, что видит человек вокруг себя – эта та тема, которая всегда под рукой: она часто выручит поэта, страдающего потребностью и умением рифмовать слова. Когда важные мысли, которыми можно было бы поделиться с другими, поэту в голову не приходят, у него чаще всего рождаются стихи под кодовым названием «на что смотрю, о том пою». И тут есть два варианта:

Вариант 2. Изощренный поэт. Автор практически делает тоже самое – описывает то, что видит, но при этом всовывает в описание фактов как можно больше образов, изощренных рифм и сравнений, которых ты менее всего ожидаешь от услышать. Поэт «делает нам красиво», как сказали бы в Одессе! Обычно именно такие стихи побеждают на некоторых конкурсах. Но лирика ли это?

Обобщу главное – содержание внутренней жизни и личное переживание автора. Я бы еще уточнила – переживание автора, которое не только задевает чужие струны, но и понятно читателю: образы лирики не должны быть столь туманными и «дикими», что их требуется пояснять прозой ибо однозначно понять их связь просто невозможно. Если у читателя «едет крыша» от странности образного ряда и от использованных автором тропов – значит, это либо не лирика, а психоделика, либо автор просто не в ладу с русским языком.

№1
Ты летишь, летишь дорога,
Бесконечность в горизонт.
По земле судьбы протока,
Навещает небо зонд.

Почерк вечера закатом,
Неуклюжим станет свет.
Крепким ночь из тьмы захватом,
Черный в проблесках сюжет.

Пласт Луна тихонько срежет,
Желтым взглядом. Закуток.
Мгла в щетине и без боя,
Быстро сдаст свой островок.

На реке туман осядет
И озвучит шелест фильм.
В беспросветной этой пяди,
Камыша не видно ширм»
…..
Ну, и так далее. Это пример из стихов моего «любимого» автора СТИХИ.РУ, за образами и мыслями которого я обычно никогда не могу угнаться.

Вернемся к определениям. Чем пейзажная лирика отличается от городской?

Ёжась, высунулся март
Из февральской стужи.
Рифма просится – «на старт».
Что ж, пускай послужит!

Наконец, пришла весна,
Улыбнитесь, люди!
Рифма стонет: «не до сна».
Значит, так и будет!
(из пакета конкурсных стихов жанра пейзажная лирика)

А вот примеры стихов хорошей пейзажной лирики из того же пакета конкурсных стихов:

Сечёт уныло дождик по стеклу.
Что март преподнесёт нам поутру.

Природа, скинь скорей рубаху сна!
А ты, прелестный крохотный подснежник,
Взгляд устреми в высокую безбрежность!
Не замечай, прошу, что я – одна…

Закатный луч, то ль пьян, а то ль тверёз,
Приотодвинь полоску голубого,
На раструбах пестреющих берёз
Расписываясь розовым с лиловым!

. отметится весна упадком сил,
Приблизятся апрельские календы…
А роща всё пылает алой лентой,
Как будто кто костёр не загасил…

На мой взгляд, пейзажная лирика – это один из самых трудных жанров поэзии. Их нужно писать либо гениально, либо не браться вовсе. Это только кажется, что здесь достаточно просто подобрать красивые слова. Увы, все гениальные строки о красоте божьего мира уже были сказаны другими, очень трудно внести что-то новое, особенно, если мы решим ограничиться только пейзажем, не внесем в него немного своей души и своих мыслей…. Очень рискованный жанр!

№5.
Город в огнях, словно в шали прозрачной со стразами,
Душ миллионы, плененные связкой одной…
Небо терзают иголки антенн безобразные…
Ночь не для всех. Телецентру не ведом «отбой»…

Ждет мегаполис добычу… приманки разбросаны…
…Ангел-Хранитель, страдая, нас мучит вопросами…
(автор СТИХИ.РУ)

№6
Весны всевластье. Новый макияж
на старой плоти петербургских зданий.
Газон раскис и изменил пейзаж.
Все меньше мест удобных для свиданий.

Толпа на Невском – точек мельтешение.
В бистро уютном – кофе ароматный.
Весенний взлом сердец, преображенье,
и в полдень грохот пушек многократный.

Стриптиз скульптур. В просушке Летний сад.
Река крушит наросты льдин разбитых.
Подняться в небо, развестись хотят
мосты Невы. Львы скалятся сердито.

Источник

Учебная презентация Пейзажная лирика

Что такое пейзажная лирика в литературе. Смотреть фото Что такое пейзажная лирика в литературе. Смотреть картинку Что такое пейзажная лирика в литературе. Картинка про Что такое пейзажная лирика в литературе. Фото Что такое пейзажная лирика в литературе

Описание презентации по отдельным слайдам:

Презентация Пейзажная лирика Пыстина Лидия Митрофановна учитель русской литературы школа – гимназия № 9 г. Павлодар

Пейзаж (от франц. «местность, страна») — это картина природы, в искусстве созданная художественными средствами.

Как самостоятельный жанр пейзаж появился в эпоху Возрождения, в первую очередь в бургундских и нидерландских миниатюрах XIV-XV веков.

Так, в романе в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин» изображена русская природа.

Вот «Снег выпал только в январе/На третье в ночь. » (гл. 5):

Вот «В воздухе нагретом/Уж разрешалася зима» и «грязно тает/На улицах разрытый снег» (гл. 8):

Вот северное лето — «карикатуре южных зим» (гл. 4), но все же пленяющему теплом и цветеньем куртин (от франц. «клумба, группа деревьев»), лугов, сада, леса (гл. 3):

В лирике внимание уделяется не описанию природных явлений, а выражению настроений, которым они соответствуют или противоречат.

Красота, разнообразие, свобода, гармоничность природы — черты, трогающие чуткого к эстетическим впечатлениям художника, который наполняет образный мир своего стихотворения их отблесками.

В природе лирический герой находит отзыв своим идеальным стремлениям, неприемлемым в обществе, и поэтому у представителей романтизма они являются антитезой.

Пейзажная лирика — это объединение стихотворений, написанных на одну тему, но в ее раскрытии не выстраивается преемственных связей, восприятие природы индивидуально, в нем проявляется своеобразие мироощущения.

Поэзия или лирика, изображающая картины природы, называется пейзажной и является жанром лирики во многих видах искусства.

Пейзажная лирика имеет различное художественное значение в зависимости от направления и стиля автора.

Природа в стихах отражает состояние лирического героя. Она то спокойна, то радостна, а иногда наполнена грустью и переживаниями. Природа сама является олицетворением человеческой души, сквозь призму которой читать переживает различные жизненные ситуации.

Пейзаж в стихах всегда прекрасен, ведь ритм и рифма позволяют с глубочайшей точностью воссоздать не только картины, но и звуки окружающего нас мира.

Природа не отделима от человека, ведь она создала его. Человеку же дано слово, чтобы описать всю ее красоту.

Стихотворения на тему природы дошли до нас с самых древних времен. Неслучайно многие авторы выбрали пейзажную лирику в качестве своей основной темы, ведь природа содержит в себе всю гамму переполняющих человека эмоций. Зари багряной полоса Объемлет ярко небеса. Блеснули долы, холмы, нивы, Вершины рощ и волны рек, Раздался утра шум игривый, И пробудился человек. А.С. Пушкин

Поэт – пейзажист вкладывает душу в окружающий мир. Этим он вызывает у читателя трепетные чувства.

Впервые пейзажная лирика стала иметь самостоятельное значение в XVIII веке в эпоху сентиментализма.

Лирический герой у сентименталистов изображался на фоне природы, противопоставленной агрессивному цивилизованному миру.

В противоположность сентименталистам, природа в поэзии романтиковпредстает бушующей, могучей и мрачной. Пейзажная лирика эпохи романтизма служила средством создания необычного, порой фантастического мира, противопоставленного реальности.

Формы присутствия пейзажей в лирике разнообразны: от мифологического воплощения сил природы до олицетворений или отождествлений их с человеком.

В пейзажной лирике принято использовать прием «психологического параллелизма», когда происходит внутреннее или внешнее сопоставление состояния лирического героя с состоянием окружающей его среды, что подчеркивает гармонию или дисгармонию в отношениях человека и окружающего его мира.

Иногда изображение природы в пейзажной лирике имеет символическое значение, как в стихотворении Михаила Лермонтова «Утес», в котором речь идет о невозможности двух сердец быть вместе, а в образах утеса и тучки изображаются разлученные возлюбленные.

В пейзажной лирике разных стран можно выделить «местные» и «экзотические» описания природы.

Существует еще и такое понятие, как философская пейзажная лирика. Это когда природу показывают не только объектом восторженного созерцания, но и способной объяснить человеческое поведение.

Пейзажная лирика тесно связана с мотивом любви к Родине. Еще древнерусские былины и сказания содержали описания природы. Многие годы шло формирование природных символов, олицетворяющих родную землю. В России ими являлись бескрайние поля, леса, снег, мороз, березы.

Пейзажная лирика тесно связана с любовными переживаниями. Романтическому герою присуще доверять свои тайны природе. Для своих тайных встреч влюбленные выбирают самые укромные ее уголки. Наиболее распространенным любовным символом является соловей.

Пейзажная картина в лирическом монологе всегда имеет выразительную цель, в связи с чем надо пытаться не только воспроизвести детали изображения, но понять, что за настроение побуждает лирического героя вглядываться в природу.

Пейзаж, обрисованный тонким ценителем красоты, важен и сам по себе, однако акцентирование в нем определенных особенностей служит художественной цели, раскрыть которую значит найти ключ к тайне авторского мировоззрения.

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Что такое пейзажная лирика в литературе. Смотреть фото Что такое пейзажная лирика в литературе. Смотреть картинку Что такое пейзажная лирика в литературе. Картинка про Что такое пейзажная лирика в литературе. Фото Что такое пейзажная лирика в литературе

Номер материала: ДБ-888612

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Что такое пейзажная лирика в литературе. Смотреть фото Что такое пейзажная лирика в литературе. Смотреть картинку Что такое пейзажная лирика в литературе. Картинка про Что такое пейзажная лирика в литературе. Фото Что такое пейзажная лирика в литературе

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Что такое пейзажная лирика в литературе. Смотреть фото Что такое пейзажная лирика в литературе. Смотреть картинку Что такое пейзажная лирика в литературе. Картинка про Что такое пейзажная лирика в литературе. Фото Что такое пейзажная лирика в литературе

Минздрав включил вакцинацию подростков от ковида в календарь прививок

Время чтения: 1 минута

Что такое пейзажная лирика в литературе. Смотреть фото Что такое пейзажная лирика в литературе. Смотреть картинку Что такое пейзажная лирика в литературе. Картинка про Что такое пейзажная лирика в литературе. Фото Что такое пейзажная лирика в литературе

Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате

Время чтения: 1 минута

Что такое пейзажная лирика в литературе. Смотреть фото Что такое пейзажная лирика в литературе. Смотреть картинку Что такое пейзажная лирика в литературе. Картинка про Что такое пейзажная лирика в литературе. Фото Что такое пейзажная лирика в литературе

Поставщики интернета для школ будут работать с российским оборудованием

Время чтения: 1 минута

Что такое пейзажная лирика в литературе. Смотреть фото Что такое пейзажная лирика в литературе. Смотреть картинку Что такое пейзажная лирика в литературе. Картинка про Что такое пейзажная лирика в литературе. Фото Что такое пейзажная лирика в литературе

Итоговое сочинение успешно написали более 97% выпускников школ

Время чтения: 2 минуты

Что такое пейзажная лирика в литературе. Смотреть фото Что такое пейзажная лирика в литературе. Смотреть картинку Что такое пейзажная лирика в литературе. Картинка про Что такое пейзажная лирика в литературе. Фото Что такое пейзажная лирика в литературе

Дума проведет расследование отклонения закона о школьных онлайн-ресурсах

Время чтения: 2 минуты

Что такое пейзажная лирика в литературе. Смотреть фото Что такое пейзажная лирика в литературе. Смотреть картинку Что такое пейзажная лирика в литературе. Картинка про Что такое пейзажная лирика в литературе. Фото Что такое пейзажная лирика в литературе

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Что такое пейзажная лирика в литературе

В строгом смысле слова никакой пейзажной лирики нет. Есть разговор с людьми и о людском, и, ведя этот разговор, поэт глядит на небо и на море, на листья деревьев и крылья птиц, слушает собственное сердце и сердце других людей.

Пейзажной лирики нет, но есть чувство природы, без которого поэт-лирик существовать не может.

Это чувство природы есть детская способность увлеченно беседовать с птицами и деревьями, понимать их речь, как понимал ее Маугли, и уметь переводить эту речь на язык человека.

Это чувство природы есть способность сосредоточить свои душевные силы на грозах и бурях, на солнечном свете, на шуме дальней реки, на тревожных красках заката. Все, что происходит в природе, замечается и измеряется: ему дается название с помощью сравнения, образа.

Для поэта нет мертвой природы – минерал и сорванный цветок полны живой жизни.

Это чувство есть способность найти в природе человеческое, найти то, что объединяет человека с внешним миром.

Когда пишется стихотворение, то кажется, что не только поэт живет жизнью камня, но и камень живет жизнью поэта.

Это чувство есть способность видеть в явлениях природы движение человеческой души, способность подсказать и угадать ход событий. Природа сама может иногда подсказать вывод, решение, суждение. Весь мир помогает выговориться поэту.

Внимательный взгляд на природу, включение времен года в размышление о добре и зле, иллюстрация картинами природы собственного душевного состояния или состояния других людей – величайшая изобразительная сила при выполнении этих задач – вот Тютчев – одна из вершин русской пейзажной лирики.

Это чувство природы есть способность восприятия пейзажа из первых рук – без шпаргалок живописи и подсказок художественной прозы. Однако в поэзии не пишут, как в живописи, пейзажей с натуры. Пейзаж здесь – картина по памяти; скорее создание пейзажа, чем отображение.

Антропоморфизм – без которого не обходится ни один поэт – это лишь элементарное, наиболее простое выражение чувства природы поэта.

Слезы дерева, плачущая метель – это первая ступень пейзажной лирики. Но, например, сравнение листопада с перелетом птиц есть форма более сложная. В бесконечности сравнений важно удержаться от «очеловечивания» прямого и вызвать волнение, удивление, радость необычностью, точностью сравнения, говорящего о зоркости глаза. Эта зоркость и эта точность не находятся где-то далеко в неизведанных далях. Они – рядом с вами – в дождях и грозах. Надо только сказать о дожде лучше, подробнее того, что было сказано другими.

Горизонты пейзажной лирики бесконечны, кладовая природы неисчерпаема. Русская поэзия воспользовалась миллионной долей сокровищ этой кладовой.

Выразительность блоковского снега, тютчевских туч, державинского водопада не исключает обращения поэта к тем же самым тучам и снегу. Исследуя стихом природу, поэт находит в ней картины, которые сродни душевному настроению, душевной тревоге поэта. Если картины эти найдены, увидены и закреплены стихом – достигнуто главное. В этой работе сам стих помогает лучше видеть природу, точнее замечать ее изменения, ее бесконечную жизнь.

Работа над пейзажем для поэта не похожа на работу Клода Моне, который рисовал одни и те же деревья в разное время года в одной и той же перспективе.

Разное время года для поэта – это разное время души.

Пейзаж позволяет воскресить в памяти то, что поэт испытал и видел без всякого насилия над памятью. Все, что поэт заметил раньше, «незаметно» для самого себя, теперь является на бумаге, как непосредственное наблюдение.

Не надо требовать от пейзажа, чтобы он был населен людьми. Эти люди есть в любом пейзаже, где течет живая кровь стиха. Это – автор стихотворения и те люди, которые стояли рядом с ним на берегу реки или моря или на городском бульваре и чувствовали то же, что и автор. Разве в пейзажах Левитана нет человека? Разве в «пейзажной» музыке Чайковского нет человека?

Что самое главное в пейзажной лирике? Живая жизнь, живое чувство. Пейзаж, который не говорит по-человечески, – это еще не пейзаж и вряд ли годится для стиха.

Не только о деревьях, звездах и траве идет тут речь. Огромная часть природы – животные – остались как бы вне лирической поэзии. О животных пишут лишь баснописцы и детские поэты. О том, с какой силой добра, с какой душевной теплотой можно написать о животных, мы знаем от Есенина – поэта с обостренным чувством природы, знавшего единение с природой. Его березку, клен и собаку помнит каждый.

Зато многократно воспеты городские пейзажи Ленинграда, где архитектура выступает как поэт-лирик, а не только как исторический романист.

Именно в пейзажной лирике с особенной силой сказывается чувство родины, родной страны. Горы и леса родного края особенно дороги поэту. Они окружали его с детства, воспитывали его характер. Историк Ключевский много рассказал нам о влиянии географии на историю, на формирование характера русского человека. Это в равной степени относится ко всей мировой культуре, и вовсе незнакомые нам пейзажи Габриэлы Мистраль – пески, солнце и скалы Южной Америки – наделены огромной душевной силой, творческим вдохновением, которое угадывается даже сквозь неудачный перевод. Это – чужое, но не чуждое, и именно поэт сделал горы Южной Америки родными для русского читателя. Мистраль научила нас видеть Южную Америку, волноваться пейзажами другой страны.

Чувство природы, свойственное поэту-лирику, есть всегда чувство родной природы. Внимательная любовь, знание родных мест оставило нам и бунинскую темную зарю, и гулкие улицы «Медного всадника», и блоковские городские пейзажи, и пушкинское «очей очарованье».

Пейзажная лирика – вид гражданской поэзии.

Образы русской лирики, которые повторял в своем творчестве почти каждый большой поэт, – дорога, листопад, облака – ставшие классическими, традиционными, – это пейзажные образы.

Большие поэты России оставили нам такие образцы пейзажной лирики, которые сами по себе стали национальной гордостью, славой России, начиная с «Медного всадника» или «Осени» Пушкина.

В пейзажной лирике наиболее тесно ощутима связь поэта с его родными местами. Эта связь конкретна. Павлодарские пейзажи Павла Васильева не спутаешь с пейзажами Фета или с городской блоковской зимой. Каждый поэт написал строки, где видна география не только его страны, но области, края.

Велико воспитательное значение природы. Выступая в тесном союзе с природой, пейзажная лирика имеет большой воспитательный смысл и значение. Описанная поэтом природа живет в памяти людей, заставляет видеть мир лучше и подробней.

От грубого антропоморфизма поэты идут к точности, к подробности наблюдения. Дороги природы бесконечны. Точность наблюдения, точность называния, синхронность пейзажа и чувства – вот космос поэта. Сейчас мало писать о птице и дереве. Надо писать о ласточке и лиственнице, может быть, даурской.

В поисках точности лирика ищет встречи с наукой.

Краски космических далей, которые видели космонавты, и ощущения, которые знакомы Гагарину и Титову, станут достоянием земной поэзии. Но именно эти межзвездные дали зовут вглядеться еще подробнее, еще внимательнее в прекрасную нашу Землю, которая создала людей, овладевших космосом.

Думается все же, что Луне, как части классического пейзажа, не грозят поэтические неприятности. В восприятии чрезвычайно важна личная встреча, знакомство воочию. Для того, чтобы космический пейзаж вошел в стихи полнокровно, полноправно и естественно, надо, чтобы космос стал повседневностью, теми буднями, где рождается и живет истинная поэзия.

Собрание сочинений: В 4-х т. / [Сост., подгот. текста и примеч. И. Сиротинской]. М.: Худож. лит.: ВАГРИУС, 1998.

Источник

Что такое пейзажная лирика в литературе

Опубликовано в журнале Знамя, номер 1, 2014

Об авторе | Тимур Юрьевич Кибиров родился 15 февраля 1955 года, окончил МОПИ. Печатается как поэт с 1988 года. Отмечен Пушкинской премией фонда А. Тепфера (1993), премиями журналов «Знамя» (1994), «Арион» (1996). Лауреат премии «Поэт» (2008). Постоянный автор «Знамени». Живет в Москве.

Пока ещё земля не дефлорирована,
Пойдём посмотрим, как растут растенья,
Цветут цветы, летают насекомые,
Катаются младенчики в колясках,
И светит свет.

Как плавают собаки, утки, люди
И поплавки в коричневом пруду,
Как небесам открылись телеса
Пузатых тёть, уже порозовевших.
Такая нынче жаркая весна.

Две девочки (от силы лет тринадцати)
Среди берёз проводят фотосессию,
Кося глаза, отклячивая попки,
Пытаясь позы воспроизвести
Гламурных проституток, но пока
У них не получается. Над ними
Недвижны кучевые облака.

А в общем-целом, как заметил Блок,
«Звенит и буйствует природа». И уже
Звенит бутылками и начинает буйствовать
Её дитя — российский человек.
Ну что, домой?

Светлого мая привет

Стрекозьей ленью, козлоногой дурью
Исполнившись, завалимся в теньке,
Где солнце блазнит, словно плоть в ажурном
Зелёном, легкомысленном чулке.

Где прячутся стыдливые цветочки,
Линнеем названные лилией долин,
Хоть Соломон не знал о них. Но точно
Именно их упомянул Бог Сын!

На лоне природы
Штук десять уродов,
Штук семь или восемь крикливых блядей.
Музон громыхает.
Они отдыхают
На лоне злосчастной природы моей.

Исполнившись гнева,
К высокому небу
Воззвал я! Но небо сказало: Смотри —
Вон там у мангала
Ни много, ни мало
Две таксы невинных и девочки три!

Облака дебелые
Да синь осоловелая,
Да пыльная, обильная, дебильная листва.
Ну какой-то Миргород,
А вовсе не Москва!

Блузку пиар-менеджер
Закапала мороженым.
И что? Да ничего.
Весь мир такой разнеженный,
Расхлябанный, разношенный…
Не важно ничегошеньки.
Не страшно ничего.

Уж если я — в футболке и трусах —
Изнемогаю, как тебе-то тяжко,
Наверно, черноокая бедняжка,
В твоих роскошных палевых мехах!

В тени плюс тридцать! Ну а тут, в лугах,
Замешкаемся — хватит нас кондрашка.
И, вывалив язык, трусит дворняжка
Передо мной в безжалостных лучах.

Зияет солнца раскалённый зев.
Ф. Тютчев одобрял сей Божий гнев,
А нам с тобой и Агропрому горе!

Овощеводу не спасти посев…
Но, судя по прогнозам, грозный Зевс
Всё ж покарает Фаэтона вскоре.

Друг роскоши, прохлад и нег
Благословляет ухудшенье
Погоды, но таит от всех
Злорадное благодаренье.

Не айс, конечно же, но всё ж
Спасибо и за эти лужи!
Как аспирин, сей хладный дождь
Понизит жар и боль заглушит.

Как Алкозельцер снимет он
В чужом пиру синдром похмельный.
Замызганный сосуд скудельный
Глазурью новой освежён!

Серо-буро-малиновый вечер.
Посмурневший, усталый июнь.
Небосвод этот низкий не вечен.
Ты и сам не хорош и не юн.

Начинается дождь потихоньку.
Шепелявит в листве ветерок.
Иномарке соседской вдогонку
Кривоногий залаял щенок.

Ты задёрни зелёные шторы.
Чай поставь и нарежь колбасу.
Он не вечен, сей мир беспризорный,
Пожалей его, не обессудь.

Заброшенный парк на окраине Битцы
По старой привычке приносит плоды.
И всё продолжает от яблок ломиться,
И всё над собою не чует беды.

Такого нигде ты теперь не отыщешь,
Гляди — настоящий ведь Белый Налив!
Мы платим полякам безумные тыщи,
Родное и вкусное всё загубив!

В заглохшем саду, меж дичающих яблонь
Брожу я с собачкой, печалью объят.
Хотя бы старушки, бомжи бы хотя бы
Пришли отрясти этот сказочный сад.

Не так ли, поэт, ты вовсю плодоносишь,
Но все в супермаркет идут и в кабак,
И вот ты дичаешь, не пользуясь спросом.
Не так ли? Поэт отвечает: Не так.

Твой кубок полон. На колени
Присела Саския к тебе.
И хоть уже клубятся тени,
Не время думать о судьбе.

Ты весел и благообразен,
И предстоит неблизкий путь,
Чтоб в рубище и струпьях грязи
К Отцу печальному прильнуть.

Наконец мы дождались просвета.
Лист желтеет, синеет асфальт.
Что ж так холоден к бабьему лету
Небосвод голубой, как Уайльд?

Вдовьи волосы крашены хною,
И роскошен и пышен шиньон,
И чрезмерной помадой губною
Лик чахоточный преображён.

Но, увы, — безнадёжны старанья!
Красный молодец-солнце спешит
Поскорее закончить свиданье
И всё позже прийти норовит.

Целомудрие света и ветра,
Ничего нам ни капли не жаль.
Просветлённая скорбная Федра
Сублимирует похоть в печаль.

И беспол, православен, прохладен
Лесопарка смиренного вид,
Позолота здесь дышит на ладан
И палёной листвою кадит.

Но свалили уже за границу
Те, кто пели на клиросе здесь…
Станет схимомонахиней Битца,
Примет постриг заплаканный лес.

Не говоря уж про клёны,
Но вон даже липы — ах!
Ну прям как во время оно
Дрожат в золотых слезах!

И я уж молчу про сердце,
Но вон даже хладный мозг
Раскаяться и согреться
Ещё напоследок смог.

С букетами рдеющих листьев
По гравию — тюх да тюх —
Под вечер сырой и мглистый
Компания бродит старух.

Издалека — живописны,
Вблизи — просто dance macabre,
И кажется, ныне и присно
По кругу их водит октябрь.

Куда вы, бабули, откуда?
На что намекаете мне?
Мы с вами знакомы как будто,
В каком-нибудь виделись сне.

Во мгле атмосферных осадков
В туманах пустынных аллей,
Пугая меня и собаку,
Компания бродит теней.

В их лапках листья пылают,
В их глазках стоит вода.
Я взглядом их провожаю.
Но они не уйдут никуда.

Красный день календаря
Не седьмого ноября
А четвёртого!!
Трепещи коварный лях!
Взвейся полосатый флаг
Росса гордого!

Вейся, бесик, над столицей
Над красавицей Москвой.
Не пора ль перебеситься
Нам, товарищ дорогой?

Эй ты, кто там снова машет,
Кто валяет дурака,
И не сеет и не пашет —
Разгоняет облака?

Чтобы солнышко блистало,
На просторах площадей,
Чтоб Чайковский, Пушкин, Сталин,
И Деникин, и Гагарин
Поднялись на Мавзолей!

Чтобы пел Олег Газманов,
И плясали казаки,
Чтобы никаких туманов
Над волной Москвы-реки!

Чтоб дымил шашлык пахучий
В светлый праздник ноября,
Чтоб не омрачали тучи
Красный день календаря! *

Тягомотные, мутные месяцы
С междометием бр-р на конце.
Выраженье совсем неуместное
На твоём бестолковом лице!

Что ты лыбишься, глупая женщина?
Что резвишься, безмозглый зверок?
Мгла промозглая, роща зловещая,
Мерзопакостный мелкий снежок.

Что ж ты фоткаешь веточки всякие,
Этим мраком грузя Instagram?
Ну-ка дай посмотреть мне. Ну так себе…
А вот это… гляди-ка… и впрямь…

Некому рябину поклевати.
Птиц небесных что-то не видати.
Видно, на помойках им сытнее.
Так же вот и люди сатанеют.

Но сейчас я не об этом, впрочем.
Я о том, что нету ни листочка,
Лишь горят нетронутые гроздья.
Так красиво — загляденье просто!

Этот красный цвет на этом сером
Служит убедительным примером
Той, искомой издавна поэтики —
Люли-люли — этики-эстетики.

На девятом месяце Мария.
Снега нету. Но подмёрзла грязь.
К свету льнут растения живые
За двойными стёклами хранясь.

И не только солнце, всякий смертный
Норовит попозже не вставать.
В эти дни, похоже, даже черти
К бабушке своей уходят спать.
И волхвам, пожалуй, рановато
Снаряжать верблюдов и ослов,
Им дождаться первопутка надо,
Первозданных праздничных снегов.

А пока что так темно и скучно,
Пусто так и холодно окрест,
Что в запой уходит малодушный,
А великодушный слишком трезв.

Но, избавлен от остатков спеси,
Скоро мир притихнет как впервой,
И небес на нашемелкобесье
Выпадут и воля и покой.

Стынет вечер, блещет холод,
Над трубой стоит дымок.
Дева на порог выходит.
Её Пушкин в щёчку чмок!

И с волчицею холодной
Волк выходит из дубрав,
И ямщик простонародный
От него летит стремглав.

И выходит крошка Шуберт
(Winterreise) в зимний путь.
Мандельштамовская шуба
Велика ему чуть-чуть.

Он горючими слезами
Из-под кругленьких очков
Растопить мечтает замок
Голубых волшебных льдов.

Вольное переложение текста
кантаты Дитриха Букстехуде
«Das neugeborne kindelein»

Новорождённый Карапуз,
Грудной Младенец Иисус
Дарует снова Новый год,
Ещё один нам шанс даёт!

Поют над снегом ангелки,
Что снова Он простил грехи,
Не по заслугам — просто так,
И снова с носом вечный Враг!

И снова с нами верный Друг,
Хотя отбились мы от рук,
От пригвождённых рук Его,
Сияет снова Рождество!

И снова весь честной народ
Вкруг ёлки пляшет и поёт,
Покуда адские врата
Трещат под натиском Христа.

Рыбий скелетик ёлки
Валяется у помойки.
Ни блёсточки, ни иголки.
Как быстро время идёт.

Ещё и салат не доели,
Очухаться не успели,
Взглянули в окошко — Ой как
Состарился Новый год!

И след простыл, и лёд застыл,
И кончилась история.
И затянул покойный Хиль
Ирландскую застольную —

Февраль, описанный автором году
этак в 78-м

Перламутренняя рань.
Голубиная финифть.
Белизна колхозных нив.
Чёрных веток филигрань.

Цуцик, хлюпик, мозглячок,
Рразрумянься снегирём!
Скрип-хрусталь под каблучком.
По лбу — щёлк! И в щёчку — чмок!

По идее — младость, сладость,
Хмель, капель, апрель, свирель!
А на самом деле — слякоть
Непролазная досель!

Ноздреватый, угреватый
Снег цинично обнажил
Все какашки и бумажки,
Мусорки и гаражи.

Алкашня воспряла духом,
Потянулась на пленэр,
И повыползли старухи
Вспоминать СССР.

И на завтра обещали
Снова снег и дождь опять!
Сумку с летними вещами
Не хрен было доставать.

И грачи не прилетели,
И лазурь едва видна,
Но, по сути, по идее,
По врождённой по идее —
Это всё — весна!

Снова чистой воды торжество и надежды дурацкой
На смягчение нравов и царство любви панибратской.

И для радости нет и не будет причины особой.
Только бабьей слезою подтаяла горечь и злоба.

Только верится легче, что Он в самом деле воскресе.
Снова ветер, и ветки, и дети тревожат окрестность.

Снова музыка пенится, и пузырится, и хлещет.
Только в свете весны даже это не так уж зловеще.

Какие ж это, Ленка, одуванчики?!
Да ты рехнулась, что ли? Погляди!
И что, что жёлтенькие? Это мать-и-мачеха
Типичнейшая, к бабке не ходи!

До одуванчиков ещё дожить нам надо.
В оврагах неподвижен грязный снег.
Хотя под ним ручьи журчат. Понятно?
Се аллегория! Дотумкай, человек!

* Стихотворение клеветническое и заведомо ложное — на День народного единства никто никакие облака не разгоняет! (Примечание внутреннего редактора).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *