Что такое пейзажная миниатюра

Что такое пейзажная миниатюра. Смотреть фото Что такое пейзажная миниатюра. Смотреть картинку Что такое пейзажная миниатюра. Картинка про Что такое пейзажная миниатюра. Фото Что такое пейзажная миниатюра

Гористый пейзаж «Встречи» еще далек от правдивой копии с натуры. В дни Бредерлама миниатюристы продолжали изображать дали посредством нагромождения пестрых планов. Отвесно подымающаяся скала в фоне картины Бредерлама напоминает эти приемы, и с ними же мы еще долго будем встречаться как с показателем неумения живописцев изобразить «простую» и плоскую даль. Но опять-таки важно то, что Бредерлам сообщает своим горам известную рельефность, освещает их планы определенным источником света (идущим слева) и рисует замок на вершине в соответствующей удалению пропорции. Кроме того, скалы в «Бегстве», вздымающиеся террасами и закрывающие почти все небо (по-прежнему еще золотое), покрыты довольно верно переданными кустиками, травой с цветами и деревцами. По-прежнему фигуры принуждены пробираться в чрезвычайно узком пространстве между «кулисами», но самим этим кулисам сообщены возможная рельефность и правдоподобие.

Аналогичными с Бредерламом чертами отличаются миниатюры, приписываемые Жаку Коэну из Брюгге («Maotre des heures de Boucicaut») и его школе. В них мы часто встречаем удачные попытки перспективных построений улиц Парижа, внутренностей зданий и проч.

Что такое пейзажная миниатюра. Смотреть фото Что такое пейзажная миниатюра. Смотреть картинку Что такое пейзажная миниатюра. Картинка про Что такое пейзажная миниатюра. Фото Что такое пейзажная миниатюра

6 Судя по жалким остаткам станковой и фресковой живописи, можно считать, что в портрете благотворный реализм обнаружился, по крайней мере, на пятьдесят лет раньше, нежели в пейзаже. Доказательством этому служит копия с утерянного портрета Климента VI (приблизительно 1342 г.), принимающего герцога Нормандского (впоследствии короля Жана) и герцога Еда IV Бургундского, а также изумительный профильный портрет короля Жана, хранящийся в Парижской национальной библиотеке. И в самих миниатюрах реализм впервые сказывается в портретах, особенно в портретах заказчиков, которым подносились книги (сборник Ганьера, Парижская национальная библиотека).

Источник

Конспект внеурочного занятия по русской литературе «Зимние пейзажные миниатюры в стихотворениях коми поэтов».

МОУ Шэръягская основная общеобразовательная школа.

Конспект внеурочного занятия по русской литературе.

Тема занятия: «Зимние пейзажные миниатюры в стихотворениях коми поэтов».

Разработчик: Напалкова Галина Николаевна, учитель коми языка и литературы МОУ Шэръягской основной общеобразовательной школы.

Тема: «Зимние пейзажные миниатюры в стихотворениях коми поэтов».

Цель: Поддержать у учащихся интерес к коми литературе.

Задачи: 1. Познакомить учащихся с новыми именами в современной коми поэзии через художественный перевод их стихотворений;

2. Показать красоту звучащей поэтической речи; помочь определить и раскрыть лирическое настроение;

3. Закрепить понятия «пейзажная зарисовка», «пейзажная миниатюра», «перевод»;

4. Воспитать чувство любви к Родине через эмоциональное восприятие стихотворений А.П. Мишариной и А.Е. Ванеева.

Эпиграф к уроку: «Кто вовек не ведал зимней стужи, не оценит вешнего тепла».

На доске: репродукции художников на тему зимы.

На книжной полке: выставка сборников стихов коми поэтов. Книга В.Н. Дёмина «На небе звезда…».

На партах: книги для чтения по коми литературе «Я иду землёю Коми».

На столе учителя: муляж снегиря.

Беседа о художественном образе зимы в стихотворениях русских поэтов:

— Ф.И. Тютчева «Чародейкою Зимою…»

— С.А. Есенина «Поёт зима, аукает…»

— А.С. Пушкина «Зимнее утро».

2. Чтение стихотворения А.П. Мишариной «Зима», анализ произведения, сообщение сведений об авторе.

3. Раскрытие понятий «пейзажная зарисовка» и «пейзажная миниатюра».

4. Чтение стихотворения А.Е. Ванеева «Снегирь». И беседа.

5. Чтение стихов на коми языке. Понятие «превод».

6. Подведение итогов занятия.

– Добрый день, дорогие друзья! Сегодня у нас не обычное занятие, а своеобразное. Посмотрите, пожалуйста, на доску, на оформление и попробуйте сказать: О чём мы сегодня будем говорить?

— Вспомните и расскажите стихи о Зиме русских поэтов.

(Звучат стихотворения Ф. Тютчева, С. Есенина, А. Пушкина).

— А какой зимний пейзаж, какого художника можно взять за иллюстрацию к прочитанным вами стихотворениям? Почему? Объясните свой выбор?

— Мы с вами вспомнили стихотворения русских поэтов о Зиме. А посмотрите на выставку книг, на ваши парты. Что вы увидели?

(Произведения коми писателей).

— Правильно. Сегодня мы с вами познакомимся с стихотворениями коми поэтов, в которых также звучит зимняя тема. А тема нашего занятия так и звучит: «Зимние пейзажные миниатюры в стихотворениях коми поэтов».

— А что такое «пейзажные миниатюры»? Как вы себе это представляете? (. )

— Но об этом мы с вами поговорим немного позднее.

— Сегодня мы не просто прочитаем стихи, мы попробуем прислушаться к себе, к своим чувствам, и понять, созвучны ли они чувствам поэтов Коми земли.

— Вы уже убедились, что поэты и писатели Коми края в своём творчестве значительную часть посвящают теме родной природы. Сегодня мы поговорим о стихотворениях Александры Петровны Мишариной и Альберта Егоровича Ванеева. (На доску вывешиваются портреты поэтов).

2. – Давайте прочитаем стихотворение «Зима», которую написала Александра Мишарина. (…)

— Какие картины встают у вас перед глазами? (…)

— А я вот представила утреннюю зорьку, ясный месяц на небе, заснеженный лес, дым из печных труб, детскую горку, снегиря.

— А как эти картины – образы описала поэтесса, и озвучил переводчик?

— «Зорька пляшет, утро вяжет», «месяц стынет», «декабрь в шубе белой, задубелой», «яркий цветик снегиря».

— Назовите, какие художественные приёмы использовал автор, и приведите примеры.

(Олицетворение, метафоры, эпитеты, сравнения).

— Как вы думаете, где поэтесса могла наблюдать такой пейзаж? Где нашла образы? (…)

— Каким, по-вашему, может быть автор как человек? Каково его настроение на момент написания этого стихотворения? Как относится к природе? К детям?

— Вам было на дом дано такое задание: найти сведения о биографии А.П. Мишариной. Кто может нам рассказать о ней?

— А какой вывод мы можем сделать по прочитанному произведению?

— В этом стихотворении в светлом ореоле предстаёт сельская жизнь. Любуясь особенностями деревенской жизни, картинами природы, Александра Петровна стремится не просто донести свою радость от их видения, а заразить нас, т.е. передать нам ощущение полноты и красоты жизни. Всё вроде бы простое, не один раз увиденное у Мишариной становится поэзией, вызывает восхищение, радость и гордость. Гордость за то, что мы, читатели, точно так же видим это и так же любуемся окружающим нас миром.

— Литературные критики отмечали, что с приходом А. Мишариной в коми поэзию зазвучал голос доброго, сердечного, нежного человека. Отличительная черта её героини – особая доверительность, искренность. Душа её чутка к проявлениям красоты, счастья, радости. Лирический поиск определяет жанровые пристрастия поэтессы. В основном это лирическая или пейзажная миниатюра. Одно из самых глубоких чувств поэзии Александры Мишариной – чувство Родины. А что это такое?

— Мы знаем, как богато и многообразно выражается оно в современной коми поэзии, в стихотворениях С. Попова, В. Лодыгина, А. Некрасова, А. Ванеева, В. Тимина, Г. Юшкова, но А. Мишарина находит свои слова, свои интонации, чтобы рассказать о том, что ей близко и дорого. Родина – это деревенька, где она родилась и выросла; люди, что живут вокруг; и лесная безымянная речушка; и юная берёзка; и звёздное небо; и сверкающий снег вокруг; и скромные северные птицы… Знакомо? Несомненно! Но в том-то и дело, что это знакомое оживает в её стихотворениях, вновь всё воспринимается как вновь открытое, первозданное… А ведь это и есть самое ценное, что может быть у поэта – сказать о знакомом, известном своё слово, увидеть привычное в новом свете.

— Давайте заглянем в литературоведческий словарь и посмотрим, что же обозначает это понятие.

— Можем ли мы стихотворение «Зима» у А. Мишариной назвать зимними зарисовками? (…)

— Какой второй план присутствует в произведении?

— Современные коми поэты создали значительное количество произведений, воспевающих родной северный край и его природу. Красочные пейзажные зарисовки представляют собой стихотворения А. Ванеева – «Еджыд эрдъяса му» («Земля белоснежных просторов»), и у А Мишариной – «Тӧвся асыв» («Зимнее утро»).

4. – Давайте немного отдохнём и сделаем физминутку «Зима».

5. – А теперь перенесёмся от стихотворений А. Мишариной к стихотворениям А. Ванеева с помощью образа снегиря. Как вы думаете, почему я выбрала эту птицу?

(Как зимний символ морозного Коми края).

— Итак, вашим вторым домашним заданием было найти сведения об Альберте Егоровиче Ванееве. Что можете рассказать о нём? Как о человеке, как об известном коми поэте? (…)

— Прочитаем стихотворение «Снегирь».

— В какой форме звучит это стихотворение?

(В форме беседы, душевного разговора, раздумья, размышления).

— С какими словами обращается к отважной птице – снегирю лирический герой Ванеева?

(«… Красногрудый ты мой», «… драгоценный мой…», «… крылатый,

— Каким человеком предстаёт лирический герой перед читателями?

(Человеком, горячо любящим свою Родину).

— Можно ли определить, является ли стихотворение – «Жонь» («Снегирь») пейзажной зарисовкой или миниатюрой?

— Какой вывод сможем сделать по этому стихотворению?

— Стихотворение А. Ванеева «Жонь» («Снегирь») – миниатюра двуплановая. С одной стороны – это поэтическое раздумье о снегире, о пернатом друге жителей Севера. А с другой стороны – это размышления о характере народа коми, о его национальном колорите, о его понятии красоты и верности. В этом стихотворении Ванеев запечатлел особенности и красоту северной природы, а также любовь и верность человека к своему краю.

6. – Послушайте, пожалуйста, как звучат стихотворения А. Мишариной и А. Ванеева на коми языке.

(Читают заранее подготовленные чтецы – учащиеся класса).

— Вы хорошо поняли, о чём эти стихотворения? (…)

— Правильно, вы прослушали стихи А. Ванеева «Снегирь» и А. Мишариной «Зима», о которых мы только что говорили. Читателям, не знающим коми языка, читать и слушать приходится не подлинник, оргинал, а перевод.

— А что такое перевод? А оригинал? Обратимся к словарю.

— Перевод – это воспроизведение текста с одного языка на другой как можно точнее, без изменений.

— Возможна ли абсолютная точность перевода?

— Абсолютная точность невозможна в силу законов другого языка. Верность по отношению к оригиналу – главное требование хорошего

перевода. «Близость к подлиннику состоит в передаче не буквы, а духа

— А кто может назвать фамилии переводчиков, благодаря которым мы сегодня познакомились со стихами А. Мишариной и А. Ванеева?

— Н. Мирошниченко перевела стихотворение «Тӧв» у А. Мишариной, а М. Светлов – стихотворение «Жонь» у А. Ванеева.

— Прочтём эпиграф к уроку. Чем близки эти слова с содержанием и настроением стихотворений коми поэтов?

— Итак, какие новые имена узнали сегодня на уроке?

— Чем запомнились стихотворения коми поэтов?

— Попробуйте найти из сборников стихов, выставленных на полке, стихи поэтов по теме сегодняшнего урока.

8. Домашнее задание.

— Выучите наизусть одно из стихотворений коми авторов на ваш выбор.

9. Подведение итогов занятия, рефлексия.

— Оцените свою работу на уроке по карточке на столе, обведите то, что вам подходит.

Источник

Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемНиколай Тимошков

Похожие презентации

Презентация на тему: » Пейзажные зарисовки Сочинение-описание пейзажа в художественном стиле.» — Транскрипт:

1 Пейзажные зарисовки Сочинение-описание пейзажа в художественном стиле

2 Цели: Дать понятие пейзажной зарисовки; Закрепить и углубить представление о пейзаже в художественном стиле речи; Учить писать сочинение-описание пейзажа

4 Зима, зима! Мороз трещит; Луна в кольце на тверди синей; Звездится снег; лазурный иней На чёрных деревах блестит… Понятно ли вам, почему у слова ИНЕЙ эпитет «лазурный»? Какая картина предстаёт перед вашим воображением, когда вы читаете эти строки? Попытайтесь нарисовать её словами. Какие слова, выражения помогают вам устно нарисовать картину?

5 Работа по теме Обратимся к репродукции картины С.В.Герасимова «Лёд прошёл». Что изображено на картине? Какое время года запечатлел художник? Какое настроение, какие чувства вызывает у вас это живописное полотно? Как достигает художник такого восприятия? Какими средствами художник пользуется для передачи своих чувств, своего отношения к такому явлению природы, как ранняя весна?

6 Пейзажная зарисовка Итак, мы обратились к изображению природы в разных видах искусства: в литературе, живописи, музыке, определили, каким настроением каждое изображение проникнуто, какие чувства вызывает у вас. Такое изображение называется пейзажной зарисовкой. Более ясное толкование этого понятия даёт Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова: зарисовка – то же, что рисунок; рисунок – нарисованное изображение, воспроизведение чего- нибудь. Следовательно, пейзажная зарисовка – изображённая природа.

7 Эпиграф урока Обратимся к словам К.Г. Паустовского. Прочитайте их. «Если писатель, работая не видит за словами того, о чём он пишет, то и читатель ничего не увидит за ними. Но если писатель хорошо видит то, о чём он пишет, то самые простые и порой даже стёртые слова приобретают новизну, действуют на читателя с разительной силой и вызывают у него те мысли, чувства и состояния, какие писатель хотел ему передать». Что писатель считает главным в пейзажных зарисовках? Что, по мнению Паустовского, необходимо для того, чтобы по-настоящему описывать природу?

8 Что же видели за словами русские писатели? У кого из известных вам по урокам литературы художников слова вы встречались с пейзажными зарисовками? В каких произведениях? Прочитайте внимательно про себя отрывок из повести Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством»: «Всё светилось. Метели как и не бывало. Снег загорелся широким серебряным полем и весь обсыпался хрустальными звёздами. Мороз как бы потеплел.» Что привлекло внимание писателя в рождественской ночи? Как и в чём этот отрывок перекликается с отрывом из стихотворения Майкова? Отметьте, какие изобразительные средства языка использует Н.В.Гоголь, чтобы показать очарование, красоту рождественской ночи?

9 Мы проанализировали несколько зарисовок природы, пейзажных зарисовок. На основе анализа попытаемся определить порядок работы над сочинением: 1. Подумайте, что вы хотите «нарисовать» словом? 2. Какова будет главная мысль вашей зарисовки? Какие чувства вы хотите вызвать ею у читателя? 3. Какие выразительные средства языка вы используете в своей работе? 4. Попробуйте устно составить пейзажную зарисовку на тему «А за окном зима…».

10 Задание на дом Следуя инструкции, составленной на уроке, напишите сочинение-описание зимнего пейзажа. Тему определите сами.

Источник

Сочинение миниатюра пейзажная зарисовка с использование бессоюзных предложений?

Сочинение миниатюра пейзажная зарисовка с использование бессоюзных предложений.

Что такое пейзажная миниатюра. Смотреть фото Что такое пейзажная миниатюра. Смотреть картинку Что такое пейзажная миниатюра. Картинка про Что такое пейзажная миниатюра. Фото Что такое пейзажная миниатюра

Если выйдешь в летюю ночь на улицу, поймешь как она великолепна.

Вокруг полная тишь, кажется что ты здесь одна.

В полночь наступает волшебное время!

Если пойти на поле, то при свете луны будет переливаться рожь.

Если приглядеться, то можно увидеть птицу сидящую на ветке на соседнем дереве, это сыч.

Дует прохладный ветер, стоишь одна и тебя перебирает дрожь.

Подойдешь к озеру на соседней улице и увидишь камыши.

А какие на небе яркие звезды!

Можно даже увидеть большую или малую медведицу.

Что такое пейзажная миниатюра. Смотреть фото Что такое пейзажная миниатюра. Смотреть картинку Что такое пейзажная миниатюра. Картинка про Что такое пейзажная миниатюра. Фото Что такое пейзажная миниатюра

Сочинение миниатюра с использованием только односоставных предложений про зимний день минимум 6 предложений?

Сочинение миниатюра с использованием только односоставных предложений про зимний день минимум 6 предложений.

Что такое пейзажная миниатюра. Смотреть фото Что такое пейзажная миниатюра. Смотреть картинку Что такое пейзажная миниатюра. Картинка про Что такое пейзажная миниатюра. Фото Что такое пейзажная миниатюра

Какую роль играют пейзажные зарисовки в рассказе «Бежин луг»?

Какую роль играют пейзажные зарисовки в рассказе «Бежин луг»?

Что такое пейзажная миниатюра. Смотреть фото Что такое пейзажная миниатюра. Смотреть картинку Что такое пейзажная миниатюра. Картинка про Что такое пейзажная миниатюра. Фото Что такое пейзажная миниатюра

Сочинение миниатюра с использованием только односоставных предложений про зиму минимум 6 предложений?

Сочинение миниатюра с использованием только односоставных предложений про зиму минимум 6 предложений.

Что такое пейзажная миниатюра. Смотреть фото Что такое пейзажная миниатюра. Смотреть картинку Что такое пейзажная миниатюра. Картинка про Что такое пейзажная миниатюра. Фото Что такое пейзажная миниатюра

Что такое пейзажная миниатюра. Смотреть фото Что такое пейзажная миниатюра. Смотреть картинку Что такое пейзажная миниатюра. Картинка про Что такое пейзажная миниатюра. Фото Что такое пейзажная миниатюра

Что такое пейзажная миниатюра. Смотреть фото Что такое пейзажная миниатюра. Смотреть картинку Что такое пейзажная миниатюра. Картинка про Что такое пейзажная миниатюра. Фото Что такое пейзажная миниатюра

Сочинение миниатюра пейзажная зарисовка?

Сочинение миниатюра пейзажная зарисовка.

Что такое пейзажная миниатюра. Смотреть фото Что такое пейзажная миниатюра. Смотреть картинку Что такое пейзажная миниатюра. Картинка про Что такое пейзажная миниатюра. Фото Что такое пейзажная миниатюра

Сочинение миниатюра про природу с использованием бессоюзных сложных предложений?

Сочинение миниатюра про природу с использованием бессоюзных сложных предложений.

Что такое пейзажная миниатюра. Смотреть фото Что такое пейзажная миниатюра. Смотреть картинку Что такое пейзажная миниатюра. Картинка про Что такое пейзажная миниатюра. Фото Что такое пейзажная миниатюра

Сочинение миниатюра про спорт 7 предложений с использованием деепричастия?

Сочинение миниатюра про спорт 7 предложений с использованием деепричастия.

Что такое пейзажная миниатюра. Смотреть фото Что такое пейзажная миниатюра. Смотреть картинку Что такое пейзажная миниатюра. Картинка про Что такое пейзажная миниатюра. Фото Что такое пейзажная миниатюра

Сочинение миниатюра про спорт 7 предложений с использованием деепричастия?

Сочинение миниатюра про спорт 7 предложений с использованием деепричастия.

Что такое пейзажная миниатюра. Смотреть фото Что такое пейзажная миниатюра. Смотреть картинку Что такое пейзажная миниатюра. Картинка про Что такое пейзажная миниатюра. Фото Что такое пейзажная миниатюра

Помогите написать сочинение миниатюра с использованием фразеологизмов на тему «Ноги»?

Помогите написать сочинение миниатюра с использованием фразеологизмов на тему «Ноги».

Много не надо, около 5 предложений.

Что такое пейзажная миниатюра. Смотреть фото Что такое пейзажная миниатюра. Смотреть картинку Что такое пейзажная миниатюра. Картинка про Что такое пейзажная миниатюра. Фото Что такое пейзажная миниатюра

Мощный и сильный. Представляем вашему вниманию, новую, мощную и сильную машину которая сможет проехать по деревенским дорогам.

Что такое пейзажная миниатюра. Смотреть фото Что такое пейзажная миниатюра. Смотреть картинку Что такое пейзажная миниатюра. Картинка про Что такое пейзажная миниатюра. Фото Что такое пейзажная миниатюра

Что такое пейзажная миниатюра. Смотреть фото Что такое пейзажная миниатюра. Смотреть картинку Что такое пейзажная миниатюра. Картинка про Что такое пейзажная миниатюра. Фото Что такое пейзажная миниатюра

Солнце какое осеннее греет как слабо потянулись куда на юг снег какой первый пошёл когда вечером.

Что такое пейзажная миниатюра. Смотреть фото Что такое пейзажная миниатюра. Смотреть картинку Что такое пейзажная миниатюра. Картинка про Что такое пейзажная миниатюра. Фото Что такое пейзажная миниатюра

Что такое пейзажная миниатюра. Смотреть фото Что такое пейзажная миниатюра. Смотреть картинку Что такое пейзажная миниатюра. Картинка про Что такое пейзажная миниатюра. Фото Что такое пейзажная миниатюра

Что такое пейзажная миниатюра. Смотреть фото Что такое пейзажная миниатюра. Смотреть картинку Что такое пейзажная миниатюра. Картинка про Что такое пейзажная миниатюра. Фото Что такое пейзажная миниатюра

Что такое пейзажная миниатюра. Смотреть фото Что такое пейзажная миниатюра. Смотреть картинку Что такое пейзажная миниатюра. Картинка про Что такое пейзажная миниатюра. Фото Что такое пейзажная миниатюра

«П», –а. Как то так. Это же очень легко.

Что такое пейзажная миниатюра. Смотреть фото Что такое пейзажная миниатюра. Смотреть картинку Что такое пейзажная миниатюра. Картинка про Что такое пейзажная миниатюра. Фото Что такое пейзажная миниатюра

Что такое пейзажная миниатюра. Смотреть фото Что такое пейзажная миниатюра. Смотреть картинку Что такое пейзажная миниатюра. Картинка про Что такое пейзажная миниатюра. Фото Что такое пейзажная миниатюра

Что такое пейзажная миниатюра. Смотреть фото Что такое пейзажная миниатюра. Смотреть картинку Что такое пейзажная миниатюра. Картинка про Что такое пейзажная миниатюра. Фото Что такое пейзажная миниатюра

Постоянство характерно, если вы ходит на работу и не любите опаздывать. Или вы каждый день ходите за продуктами в магазин. Или каждый день гулянье с собакой. Это происходит постоянно. А переменчивость характерна в характере, вы можете подстраиват..

Источник

автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.01
диссертация на тему: Пейзажная миниатюра в русской прозе второй половины XX века

Что такое пейзажная миниатюра. Смотреть фото Что такое пейзажная миниатюра. Смотреть картинку Что такое пейзажная миниатюра. Картинка про Что такое пейзажная миниатюра. Фото Что такое пейзажная миниатюра

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Котова, Вера Юрьевна

Глава I. «Пейзажная» миниатюра в русской прозе второй половины

1.1. Миниатюра в творчестве И.С. Соколова-Микитова, Ю.Н. Куранова, В.П. Астафьева, В.А. Бочарникова,

Ю.В. Бондарева и Б.Н. Сергуненкова.

1.2. Жанр миниатюры, его специфика.

1.3. Тематическое содержание пейзажной миниатюры.

Глава II. Пейзаж и проблема «самостоятельной» природы в миниатюре.

2.1. Классификация пейзажа.

Глава III. Эпитеты, сравнения и метафоры.

Введение диссертации 2001 год, автореферат по филологии, Котова, Вера Юрьевна

Жанр миниатюры, к которому мы обращаемся в своей работе, мало исследован в монографических трудах. Литературоведы отмечают, что период развития этого жанра невелик, и его родоначальником в русской литературе называют И.С. Тургенева, создавшего «Стихотворения в прозе», которые и принято считать первыми миниатюрами (JT.H. Иссова «Жанр стихотворения в прозе в русской литературе»; 1969).

Осмысление особенностей данного жанра оказалось затруднительным. Само понятие «миниатюра» не получило однозначного толкования и употребляется нередко без учета всей специфики этого своеобразного явления. Не решен окончательно вопрос о закономерностях возникновения миниатюры в тот или иной период развития литературы, применительно к творчеству того или иного писателя. Обобщающих трудов по теории и истории миниатюры в русской литературе нет.

Поначалу прозаическая миниатюра развивалась в русле лирической прозы, впитывая многие ее особенности. Поскольку лирическая струя была главенствующей и чуть ли не всепоглощающей, жанр миниатюры именовался не иначе как «лирическая миниатюра» и по этой причине изучался несколько односторонне: только в лирической ипостаси (А.П. Казаркин «Лирический рассказ-миниатюра»; 1971, А.П. Казаркин «Поэтика современного лирического рассказа (Проблемы автора)»; 1974, Е.Н. Гинда «Прозаическая миниатюра в советской литературе 60-80-х годов: (на материале русской, украинской и белорусской литературы)»; 1988).

В последнее время говорить о том, что лирический тип повествования является определяющим, неправомерно, так как только незначительную часть миниатюр В.П. Астафьева и Ю.В. Бондарева можно отнести к числу тех, в которых прослеживается названный тип повествования.

Целый ряд работ посвящен анализу темы природы в миниатюрах М.М. Пришвина. В исследованиях Т.Ю. Хмельницкой («Творчество М. Пришвина»; 1959), А.И. Хайлова («М. Пришвин. Творческий путь»; 1960), И.П. Мотяшова («М. Пришвин. Критико-биографический очерк»; 1965), М.Ф. Пахомовой («М.М. Пришвин»; 1970), Г.А. Ершова («М. Пришвин. Жизнь и творчество»; 1973), Л.М. Шаталовой («Певец добра и красоты»; 1974), И.А. Зотова («Человек и природа в творчестве М. Пришвина»; 1982), В.Я. Курбатова («М. Пришвин: очерк творчества»; 1986) отмечаются особенности жанра: авторы называют данные произведения стихотворениями в прозе, поэтическими миниатюрами, лирико-философскими миниатюрами; прослеживается история возникновения (дневниковые записи) и эволюция пришвинского художественного мышления от «Календаря природы» к «Фацелии» и «Лесной капели».

В работе Г.Б. Курляндской («Человек и природа в творчестве И.С. Тургенева и М.М. Пришвина»; 1982) рассматривается эстетическое родство двух великих писателей русской литературы.

Образ «самостоятельной» природы и поэтика миниатюр исследуются в монографии Т.Я. Гринфельд-Зингурс («Природа в художественном мире М.М. Пришвина»; 1989).

В середине 1980-х годов появляются работы, где анализируются традиции М. Пришвина в миниатюрах второй половины XX века. У. Шольц («Жанр миниатюры в творчестве М.М. Пришвина (30-40 гг.)»; 1986) характеризует этапы развития миниатюры М. Пришвина, эволюцию циклов и прослеживает развитие пришвинских традиций в творчестве В.П. Астафьева («Затеей»), Ю.В. Бондарева («Мгновения»), В. Крупина («Зерна») и В. Солоухина («Камешки на ладони»). Анализу пришвинских традиций в творчестве этих же авторов посвящена и работа Е.В. Фроловой («Традиции М.М. Пришвина в современной советской прозе (В. Астафьев, Ю. Бондарев, В. Солоухин, В. Крупин); 1986).

В современных исследованиях представлены также и разновидности миниатюр. Так, в работе У. Шольц («Жанр миниатюры в творчестве М.М. Пришвина (30-40 гг.); 1986) выделены: лирическая, лирико-эпическая и лирико-драматическая. В своей работе мы учитываем эти, предложенные исследователем, виды.

Бочарникова)»; 1978), В. Амлинский («Грани единого опыта»; 1980), Т. Хмельницкая («Северные наследники Пришвина»; 1980), С. Боровиков («Неутолимость познания»; 1981), В.И. Коробов («Заветное («Мгновения» Ю. Бондарева)»; 1984), А. Большакова («Слышать боль каждого»; 1984), в Дементьев («Служение прекрасному (к 60-ти летию В. Солоухина)»; 1984), Е. Шкловский («Открытая душа»; 1984), М.А. Христенко, повторяя заглавие статьи А. Большаковой («Слышать боль каждого («Затеей» В. Астафьева)»; 1991), пишет о «Затесях» В.П. Астафьева и некоторые другие.

В сравнении с историей изучения жанра миниатюры история изучения образа природы начинается намного раньше. Уже в XIX веке появляется работа К.К. Арсеньева («Критические этюды по русской литературе»; 1888). Автор в главе «Пейзаж в современном русском романе» прослеживает роль пейзажа в русской литературе, эволюцию чувства природы, вводит понятие образа «самостоятельной» природы. В 1890 году выходит перевод с немецкого языка книги А. Бизэ («Историческое развитие чувства природы»), содержащей материал о формировании и развитии чувства природы от античности до нового времени в зарубежной литературе. Эти работы существенны для анализа способов отражения в литературе чувства природы. Далее этим проблемам посвящены исследования В.Ф. Саводника («Чувство природы в поэзии

Пушкина, Лермонтова и Тютчева»; 1911), А.И. Белецкого («В мастерской художника слова» // «Избранные труды по истории литературы»; 1923).

В 1920-50-е годы к пейзажам в художественной литературе интерес мало заметен, появлялись редкие публикации. В частности, анализ пейзажа в его эстетической функции внутри романной структуры исследовал В.Я. Кирпотин («Тема природы в «Тихом Доне» М. Шолохова»; 1946), утверждая, что понимание природы, ее изображение являются необходимым элементом для анализа мировоззрения писателя, его философии жизни, бытийного смысла ее.

Активное изучение темы природы в литературе начинается в 1960-е годы. Регулярно издаются труды, в которых исследуются различные аспекты изображения и осмысления природы. Наиболее распространены те, в которых рассматривается конкретное своеобразие пейзажа и его эволюция в творчестве писателя в целом: это монографии А.Ф. Бритикова («Мастерство М. Шолохова»; 1964), Е.Н. Купреяновой («Эстетика Л.Н. Толстого»; 1966), Л.С. Ачкасовой («Гуманизм в творчестве К. Паустовского»; 1972), В.А. Смирнова («Иван Соколов-Микитов. Очерк жизни и писательства»; 1983).

В 1993-95 годах вышел ряд монографических и коллективных работ о пейзаже в русской прозе и в других национальных литературах: А.И. Смирнова («Не то, что мните вы, природа». Русская натурфилософская проза 1960-1980-х годов: философия, мифология, поэтика»; 1995), «Пейзаж в литературе и живописи» (Пермь, 1993), «Чувство природы в русской литературе» (Сыктывкар, 1995). Круг рассматриваемых вопросов: эволюция литературного пейзажа и ее основные направления; возможная типология природоописаний; роль и функции пейзажа на разных этапах историко-литературного процесса.

Все эти исследования, однако, затрагивают проблему пейзажной миниатюры лишь в контексте рассуждений о творчестве писателя в целом, эволюции литературного процесса, проблем «философии и литературы» и т.д.

Актуальность представленной работы заключается в попытке автора исследовать пейзажную миниатюру в литературе второй половины XX века. Рассмотреть образ «самостоятельной» природы в творчестве писателей, художественное мышление которых, несмотря на его эпический характер, тяготеет к лирическим формам самовыражения.

В ходе исследования мы обращаемся к терминам и понятиям, часть из которых является устоявшимися для современной теории литературы, и опираемся на понятие «пейзажная миниатюра», объединяющее тематическую и жанровую сущность малой прозы. 1. Природа, «натура»

Содержательное и полное определение «природы», «натуры», которое более всего соответствует образу природы в литературе, дает Вл. Соловьев в словаре Ф.И. Брокгауза и И.А. Эфрона. Автор определяет «природу» как нечто вечное и нерушимое: «Видимый земной мир, обнимающий в некотором единстве совокупность того, что составляет определяющую среду и основу человеческой жизни первоначально данную, а не созданную человеком; в этом смысле понятие природы противополагается понятиям искусства и искусственности, гражданственности, культуры и истории» (1898, т.49, с.244-245).

3. Природа-герой («самостоятельная» природа)

Термин «самостоятельная природа», который вынесен в заглавие второй главы, не присутствует в литературных энциклопедиях, равно как и в словарях литературоведческих терминов. Это понятие до сих пор остается дискуссионным. Впервые оно встречается у К.К. Арсеньева («Пейзаж в

Материалом исследования являются следующие тексты: И.С. Соколов-Микитов. В работе анализируются циклы «Лесные картинки» (28 миниатюр) и «Из записных книжек» (29 миниатюр) (1988).

Ю.Н. Куранов. Представленные циклы изданы автором в книге «Перевала» (1973): «Лето на севере» (23 миниатюры), «Осенние рассказы» (10 миниатюр), «Увалы Пыщуганья» (33 миниатюры), «Дни сентября» (30 миниатюр).

В.П. Астафьев. Из книги «Затеей» (1988) для анализа привлечена глава «Падение листа» (25 миниатюр).

В.А. Бочарников. В исследовании рассматривается книга «Нелидовский ключ» (1976) полностью: «Пора березового сока» (50миниатюр), «Лето-песня» (71 миниатюра), «Доступные тайны» (40 миниатюр), «Цвета зимы» (44 миниатюры).

Ю.В. Бондарев. Из цикла «Мгновения» (1983) отобрано 35 миниатюр.

Б.Н. Сергуненков. К исследованию привлекается полное издание (1986) цикла «Тысячелистник» (243 миниатюры).

Всего в работе проанализировано 662 миниатюры. Этого количества, по нашему мнению, достаточно, чтобы представить основные типы пейзажной миниатюры в русской литературе второй половины XX века. Указанный объем текстов включает далеко не все миниатюры, созданные избранными художниками. Для диссертационного исследования отобраны лишь некоторые циклы из сборников отмеченных авторов, так как нас интересуют миниатюры, в которых основной объем повествования занят образом природы.

Обращаясь к творчеству авторов пейзажной миниатюры второй половины XX века, мы отбираем для исследования на первом плане миниатюры, оформленные в циклы; очевидно, что анализ представленных произведений наиболее плодотворен с позиции идейно-художественного единства, так как в контексте всего цикла полнее раскрывается авторская концепция.

2. Исследовать тематический диапазон в миниатюрах авторов, представленных в работе. При этом обнаружить как продолжение, так и трансформацию классической традиции (И.С. Тургенева, И.А. Бунина).

Научная новизна исследования состоит в том, что данная работа является первой попыткой систематизации пейзажных миниатюр в русской прозе второй половины XX века. Основным объектом анализа является образ природы в пейзажной миниатюре И.С. Соколова-Микитова, Ю.Н. Куранова, В.П. Астафьева, В.А. Бочарникова, Ю.В. Бондарева и Б.Н. Сергуненкова.

Практическая значимость работы определяется тем, что наблюдения и выводы могут быть полезными в дальнейшем изучении творчества представленных авторов, а также при исследовании малых повествовательных форм, в частности, жанра миниатюры.

Основные положения диссертации можно применять в вузовских курсах по изучению истории русской литературы XX века, в курсовых и дипломных работах, а также в школьном изучении творчества И.С. Соколова-Микитова, Ю.Н. Куранова, В.П. Астафьева, В.А. Бочарникова, Ю.В. Бондарева и Б.Н. Сергуненкова, в факультативах: «Пейзажная миниатюра второй половины XX века»; «Образ природы в литературе второй половины XX века»; «Место пейзажной миниатюры в творчестве В.П. Астафьева»; «Циклы пейзажных миниатюр в творчестве Ю.Н. Куранова»; «Натурфилософия в жанре миниатюры второй половины XX века»; «Образ автора в пейзажных миниатюрах второй половины XX века» и другие.

Конкретный материал и выводы диссертации могут послужить источником для учебных пособий по пейзажной миниатюре.

Структура работы. Работа состоит из Введения, трех глав («Пейзажная миниатюра в русской прозе второй половины XX века», «Пейзаж и проблема «самостоятельной» природы в миниатюре», «Эпитеты, сравнения и метафоры »), Заключения, Библиографии и Приложения, в котором содержатся перечни пейзажных миниатюр и эпитетов.

Заключение научной работы диссертация на тему «Пейзажная миниатюра в русской прозе второй половины XX века»

Писатели утверждают мысль о том, что природа обогащает человека духовно, учит видеть и понимать гармонию жизни, а человек начинает сравнивать и связывать образ природы со всем лучшим, что есть в нем. В общении с природой автор (в разных его функциях: лирический герой, автор-повествователь) как бы заново открывает и самого себя, причем подчас с неожиданной стороны, глубже проникая в свой собственный внутренний мир. Постоянное и вдумчивое общение с природой дает мощный стимул его человеческим переживаниям, его думам о собственном прошлом, настоящем и будущем, глубокой и трезвой оценке своего места на земле, в человеческом обществе. В таких миниатюрах природа отражает внутренний мир человека, что наиболее ярко представлено в творчестве Б.Н. Сергуненкова и Ю.В. Бондарева.

И.С. Соколов-Микитов, Ю.Н. Куранов, В.П. Астафьев, В.А. Бочарников, Ю.В. Бондарев и Б.Н. Сергуненков не только создают образ природы, отражающей внутренний мир человека, но и вслед за М.М. Пришвиным признают право природы на самостоятельное «жанровое» место в прозе. Из 662 миниатюр, отобранных в данном исследовании для анализа, образ «самостоятельной» природы содержится в 382, он преобладает в творчестве И.С. Соколова-Микитова, Ю.Н. Куранова, В.П. Астафьева и В.А. Бочарникова.

Такая природа как художественный образ обладает бесконечными запасами своих коллизий, мотивов, действий, «портретов», «характеров», сочетаний прекрасного и безобразного. Она автономна, не подчинена «человеческому» сюжету и «живет своей жизнью», которую автор может только наблюдать как очевидец. Это уникальное явление в литературном процессе XX века, существовавшее первоначально в жанре повести и романа, постепенно полностью освоило жанр миниатюры и сроднилось с ним.

Список научной литературы Котова, Вера Юрьевна, диссертация по теме «Русская литература»

9. Бочарников В.А. Поклон ржаному полю. Ярославль: Верх.-Волж. Кн. Изд-во, 1981.-319 с.

14. Каневский З.М. Эпизооды: (Миниатюры). Воронеж: Воронеж, гос. техн. ун-т, 1995.-153 с.

16. Круковский В.П. Не прикасайся к чуду: Этюды о природе. Минск: Полымя, 1991.- 110 с.

20. Кузин А.С. В луче солнца: (Миниатюры о природе). Ижевск: Удмуртия, 1989.- 117 с.

21. Кулик-Павский В.А. голоса тишины. Волгоград: Ком. по печати и информ, 1998.- 102 с.

28. Мальцев В.Н. Лесные диковины: Художественные миниатюры. Донецк: Донбас, 1989.-131 с.

33. Свинцов Е.В. Песенки зарянки: (Зарисовки природы). Краснодар: Кн. изд-во,1990.- 103 с.

47. Чирков Л.С. Теплая земля: Фенол. Этюды о временах года. Куйбышев:

49. Абатуров К. Сыновняя любовь к природе// Бочарников В.А. Поклон ржаному полю: Лирические новеллы и рассказы. Ярославль: Верх.-Волж. Кн. изд-во, 1981.-С.З-5.

59. П.Бальбуров Э.А. Поэтика лирической прозы, 1960-70-е годы. Новосибирск: Наука, 1985.-132 с.

63. Берковский Н.Я. О мировом значении русской литературы. Л.: Наука, 1975.-184 с.

64. Бизе А. Историческое развитие чувства природы. СПб.: Издание ж. Русское богатство, 1890.

71. Бритиков А.Ф. Мастерство М. Шолохова. М.-Л.: Наука, 1964. 203 с.

76. Вантенков И.П. Бунин-повествователь. Рассказы 1890-1916 гг. Минск: Изд-во БГУ, 1974.-159 с.

77. Вахитова Т.М. Повествование в рассказах «Царь-рыба» В. Астафьева. М.: Высш. шк., 1988.-68 с.

78. Введение в литературоведение/ Под ред. Т.Н. Поспелова. М.: Высш. шк., 1983.-Изд. 2-е.-327 с.

81. Волков А.А. Проза Ивана Бунина. М.: Моск. рабочий, 1969. 448 с.

83. Галанов Б.Е. Живопись словом. Портрет. Пейзаж. Вещь. М: Сов. писатель, 1974.-343 с.

85. Гете И.В. К учению о цвете// Избранные сочинения по естествознанию. М.-Л.: Изд-во А.Н. СССР, 1957. С.83-97.

97. Грузинов И. Имажинизма основное. М., 1921.

125. Корман Б.О. Авторское сознание в лирической системе И.И. Козлова// Корман Б.О. Избранные труды по теории и истории литературы. Ижевск: Удм. гос. ун-т, 1992.

128. Кременцов Л.П. К.Г. Паустовский: Жизнь и творчество. М.: Просвещение, 1982.-96 с.

137. Ланщиков А.П. Виктор Астафьев (жизнь и творчество). М.: Просвещение, 1992.- 157 с.

141. Липин C.A. Сквозь призму чувств: о лирической прозе. М.: Сов. писатель, 1978.-288 с.

147. Маймин Е.А. А.А. Фет. М.: Просвещение, 1989.- 157 с.

150. Михайлов О.Н. Ю. Бондарев. М.: Сов. Россия, 1976. 134 с.

151. Михайлов О.Н. И.А. Бунин: жизнь и творчество. Тула: Приок. кн. изд-во, 1987.-317 с.

156. Назарян А.Г. Образные сравнения французского языка. М.: Наука, 1965.-200 с.

170. Поспелов Г.Н. Теория литературы. М.: Высш. шк., 1978. 351 с.

172. Прекрасное в образном мире произведения. Сыктывкар: СГУ, 1994.

179. Розанов В.В. О понимании. М., 1886.

182. Рыбникова М.А. Введение в стилистику. М.: Сов. писатель, 1937 282 с.

183. Саводник В.Ф. Чувство природы в поэзии Пушкина, Лермонтова и Тютчева. М.: Т-во «Печатня С.П. Яковлева», 1911.

187. Скобелев В.П. Поэтика рассказа. Воронеж: Изд-во Воронеж, ун-та, 1982.- 155 с.

192. Стасевич В.Н. Пейзаж. Картина и действительность. М.: Просвещение, 1978.- 132 с.

194. Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика. М.: Аспект-пресс, 1966.-333 с.

201. Федь Н. Художественные открытия Бондарева. М.: Современник, 1988.- 462 с.

202. Фоменко И.В. Лирический цикл: становление жанра, поэтика. Тверь: ТГУ, 1992.- 125 с.

206. Хайлов А.И. М. Пришвин. Творческий путь. М.-Л.: Изд-во A.H.CCCP, 1960.-162 с.

211. Художественное мышление И.С. Тургенева и Л.Н. Толстого в изображении пейзажей/ Подготовил И.В. Стразов. Саратов: Саратов, пед. ин-т, 1980.-80 с.

214. Чалмаев В. И.С. Тургенев: жизнь и творчество. Тула: Приок. кн. изд-во, 1989.-445 с.

216. Черкасова Е.Т. О метафорическом употреблении слов.// Сб. научн. тр. Исследования по языку советских писателей. М., 1959.

218. Чувство природы в русской литературе. Сыктывкар: СГУ, 1995. 433 с.

220. Шайтанов И.О. Федор Иванович Тютчев: поэтическое открытие природы.- М.: МГУ, 1998.- 128 с.

221. Шанский Н.М. Лингвистический анализ художественного текста. Л.: Просвещение, 1990.-414 с.

223. Шаталов С.Е. Проблемы поэтики И.С. Тургенева. М.: Просвещение, 1969.-328 с.

226. Шкловский Е. Беседа с В. Астафьевым// Литературное обозрение. 1986.- №3. С.14-19.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *