Что такое пиетизм простыми словами

Пиетизм

Так называется религиозное направление, распространившееся в Германии в восьмидесятых годах XVII в. Начало ему положил Филипп Яков Шпенер изданием сочинения «Pia desideria» (т.е. благочестивые желания или мечтания) о преобразовании христианской жизни чрез возбуждение внутреннего благочестия и улучшение нравственности. К нему присоединилось несколько молодых ученых, и они стали составлять религиозные собрания для чтения Библии и взаимного назидания, за что их и прозвали пиетистами, т.е. благочестивцами.

Пиетисты преследовали одну цель – улучшение нравственности внутри самого протестантства, и они немало сделали в Германии в этом отношении. Но, обращая исключительное внимание на нравственную сторону христианства, они распространили довольно равнодушное отношение к догматам веры. Потом, обратив свои нравственные заботы, главным образом, на внешнее поведение христиан, они дошли до мелочных крайностей, восставая не только против вредной роскоши в одежде и образе жизни, против балов, танцев, игры в карты, но и против всяких других развлечений: гулянья, веселости, смеха и т.п.

Пиетисты существуют у нас в Прибалтийском крае с начала XVIII века. Определенной правильной организации пиетисты в Прибалтийском крае не имеют и не имели; они считают себя членами лютеранской церкви и принимают от нее таинства; они только не чувствуют себя удовлетворенными молитвой, совершаемой в кирках, и предаются своей собственной молитве в своих собраниях.

Вам может быть интересно:

Поделиться ссылкой на выделенное

Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

Источник

Значение слова «пиетизм»

Что такое пиетизм простыми словами. Смотреть фото Что такое пиетизм простыми словами. Смотреть картинку Что такое пиетизм простыми словами. Картинка про Что такое пиетизм простыми словами. Фото Что такое пиетизм простыми словами

1. Возникшее в 17 в. среди протестантов Германии религиозное течение, противопоставляющее формально-обрядовой стороне религии мистическое чувство.

2. Книжн. Мистически-благочестивое настроение, поведение.

[От лат. pietas — благочестие]

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

Поскольку пиетисты не придавали большого значения догматике, то имело место взаимное влияние на аналогичные движения внутри других протестантских конфессий, вследствие чего термин «пиетизм» употребляется и применительно к не связанным с лютеранством деноминациям и религиозным группам.

ПИЕТИ’ЗМ (или пиэти́зм), а, мн. нет, м. [от латин. pietas — благочестие]. 1. Религиозное течение среди протестантов, возникшее в конце 17 в., противопоставляющее формально-обрядовой стороне религии мистическое чувство (религ. истор.). 2. Мистически-благочестивое настроение, поведение (книжн.). Вы не заметили, что Россия видит свое спасение не в мистицизме, не в аскетизме, не в пиетизме, а в успехах цивилизации, просвещения, гуманности. Белинский (из письма Гоголю).

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

пиети́зм

1. религ. истор. религиозное течение среди протестантов, возникшее в конце XVII в., противопоставляющее формально-обрядовой стороне религии мистическое чувство

2. книжн. мистически-благочестивое настроение, поведение ◆ Вы не заметили, что Россия видит свой спасение не в мистицизме, не в аскетизме, не в пиетизме, а в успехах цивилизации, просвещения, гуманности. Белинский, «Из письма Гоголю»

Делаем Карту слов лучше вместе

Что такое пиетизм простыми словами. Смотреть фото Что такое пиетизм простыми словами. Смотреть картинку Что такое пиетизм простыми словами. Картинка про Что такое пиетизм простыми словами. Фото Что такое пиетизм простыми словамиПривет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.

Насколько понятно значение слова котловинка (существительное):

Источник

Значение слова пиетизм

Словарь Ушакова

1. Религиозное течение среди протестантов, возникшее в конце 17 в., противопоставляющее формально-обрядовой стороне религии мистическое чувство (рел. ист.).

2. Мистически-благочестивое настроение, поведение (книж.). «Вы не заметили, что Россия видит свое спасение не в мистицизме, не в аскетизме, не в пиетизме, а в успехах цивилизации, просвещения, гуманности.» Белинский (из письма Гоголю).

Культурология. Словарь-справочник

(от лат. pietas — благочестие), направление протестантизма конца XVII—XVIII вв., противоречиво связанное с Просвещением и рационализмом. Как реакция на отвлеченность и догматическое окостенение протестантского (лютеранского) богословия П., парадоксально совмещавший сектантскую узость и большую смелость отдельных положений, стремился к пробуждению и обновлению религиозного чувства и по своим внутренним тенденциям тяготел к традиционной философской мистике, подчеркивая при этом значение практического переустройства жизни. Основная линия развития П. связана с именами Ф. Я. Шпенера (1635-1705, «Pia desideria», 1675) и А. Г. Франке (1663-1727), превратившего Галле в центр пиетизма. В стороне от основного направления П. находилось учение Г. Арнольда (1666-1714), давшего в своей «Беспристрастной истории Церкви и еретиков» («Unparteyische Kirchen und Ketzerhistorie», Tl 1-4, 1699) резкую критику церковной жизни, пересмотревшего историю Церкви с недогматических нравственных позиций и отчетливо выразившего демократическо-социальную сторону П. П. нашел отражение в творчестве Гёте, оказал известное влияние на Гердера, имел существенное значение для Гамана, Новалиса, Щлейермахера и формирования немецкого романтизма, способствуя художественному и философскому постижению личности в ее сложности и индивидуальной глубине.

Педагогический терминологический словарь

направление в протестантизме, тесно связанное с просвещением и рационализмом. П. стремился к обновлению религиозного чувства, подчёркивая значение практического переустройства жизни, личного нравственного самоусовершенствования. П. получил распространение в среде немецкого бюргерства в середине 17 в.

Пиетисты значительное внимание уделяли вопросам воспитания, полагая, что большинство социальных зол проистекало от неправильного отношения к детям в семье и школе, от плохой постановки обучения. Педагогика П. строилась на двух осн. положениях: в воспитании и обучении должны сочетаться слово и дело; отягчённые первородным грехом, дети аморальны от рождения, и школа должна их исправлять и готовить к правильному жизненному поведению путём установления строгой дисциплины и управления детским самосознанием. Положительной чертой в педагогической деятельности пиетистов было стремление соотнести обучение с практикой и нуждами повседневной жизни, хотя вся жизнь пиетистских школ была пронизана духом крайнего аскетизма.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 199)

Словарь ереси и секты (Булгаков)

Вестминстерский словарь теологических терминов

♦ ( ENG pietism)

подход к христианству, придающий особое значение личному религиозному опыту. В пренебрежительном смысле под П. подразумевается чрезмерная забота о личном религиозном благочестии и руководствовании Святым Духом при отсутствии достаточного внимания к разуму и интеллектуальным измерениям христианской веры.

Энциклопедический словарь

Источник

Пиетизм

Что такое пиетизм простыми словами. Смотреть фото Что такое пиетизм простыми словами. Смотреть картинку Что такое пиетизм простыми словами. Картинка про Что такое пиетизм простыми словами. Фото Что такое пиетизм простыми словами

Что такое пиетизм простыми словами. Смотреть фото Что такое пиетизм простыми словами. Смотреть картинку Что такое пиетизм простыми словами. Картинка про Что такое пиетизм простыми словами. Фото Что такое пиетизм простыми словами

Что такое пиетизм простыми словами. Смотреть фото Что такое пиетизм простыми словами. Смотреть картинку Что такое пиетизм простыми словами. Картинка про Что такое пиетизм простыми словами. Фото Что такое пиетизм простыми словами

Пиети́зм — изначально движение внутри лютеранства, характеризующееся приданием особой значимости личному благочестию, религиозным переживаниям верующих, ощущению живого общения с Богом, а также ощущению постоянного нахождения под строгим и бдительным «Божьим оком». Пиетизм во время своего возникновения (XVII век) противопоставлялся лютеранской ортодоксии, акцент в которой делался на догматику, которая далеко не всегда была понятна прихожанам.

Поскольку пиетисты не придавали большого значения догматике, то имело место взаимное влияние на аналогичные движения внутри других протестантских конфессий, вследствие чего термин «пиетизм» употребляется и применительно к не связанным с лютеранством деноминациям и религиозным группам.

Содержание

История

Пиетисты — этим именем впервые стали называться в Лейпциге последователи Шпенера, молодые магистры, читавшие в 1689 г. поучительные лекции (collegia philobiblica). Они придавали большее значение внутреннему благочестию, деятельной любви, нравственному усовершенствованию и искреннему раскаянию, чем неуклонному соблюдению церковных правил и предписаний. Обновление и возрождение считались ими признаком спасительной веры; духовное служение Богу всех верующих противопоставлялось, как нечто высшее, власти пасторов. Для возбуждения и насаждения благочестия они советовали устраивать поучительные сходки по домам (collegia pietatis), которые сам Шпенер ввел впервые во Франкфурте-на-Майне.

Шпенера волновало ослабление нравственности среди его современников. Он призывал христиан к личной святости, проповедовал «самодисциплину, которая включает в себя удаление от карт [что ассоциировалось с азартными играми], танцев и театра, умеренность в еде, питье и одежде». Он особо предупреждал против ношения ювелирных изделий, изысканных одежд и пьянства и говорил, что отличительным знаком пиетистов является желание «отказаться от свободы в спорных ситуациях». Пиетисты в целом носили простую одежду и удалялись от мирских развлечений, клятв, войн и судебных разбирательств.

Когда лейпцигские богословы изгнали как пиетистов Пауля Антона и Августа Франке, последние вместе с философом Томазиусом нашли благодаря содействию Шпенера широкое поле деятельности при вновь учрежденном университете в Галле (1694), который и сделался центром пиетизма. Здесь возникли учреждения Франке. Сюда собирались молодые богословы, стремившиеся к миссионерской деятельности. Позднее пиетизм вдался в религиозный фанатизм, требовал обращения к нему, отличался высокомерием, с пренебрежением относился к «невозродившимся». Прогулки, веселое общество, театр, игра в карты и т. п. почитались греховными. Вся жизнь христианина должна была проходить в покаянии. Обращение к Богу приняло слащаво-мистический характер, благочестие сделалось шаблонным; вечные стоны о безбожии людей шли рука об руку с пренебрежением к научным познаниям. Когда пиетизм проник ко дворам, он стал угрожать свободе мысли и преподавания. Благодаря главным образом ему философ Вольф был изгнан из Галле.

С половины XVIII в. значение его все более и более утрачивалось, и он укрылся, наконец, в маленьких кружках «возрожденных» и «сепаратистов». Во время господства рационализма он соединился с остатками прежнего церковничества, а в первой четверти XIX в. под защитой реакции возник с новой силой. С тех пор почти исчезло различие между пиетизмом и ортодоксальным лютеранством. В общей борьбе против более свободных церковных и богословских стремлений так называемые «Konfessionelle» и «Positive» — в Пруссии, по крайней мере, действовали сообща.

В России

Определённое влияние пиетизм оказал на российскую культурную элиту первой половины XVIII в., обучавшуюся в Германии, в частности, на украинца Симона Тодорского, проповедника и учителя Екатерины II, переведшего в Галле на русский пиетистский трактат Иоганна Арндта.

В России пиетизм еще со времен Александра I был распространен в придворных кругах, где уживался с крайними проявлениями фанатичности, тиранства и «злонравия». Поэтому самое слово «пиетизм» становилось синонимом ханжества. [2]

В России пиетизм имел распространение среди немецких колонистов лютеранского и реформатского исповеданий. Многие члены пиетических общин Германии прибывали в Российскую империю, где продолжали придерживаться своих традиций. Из числа проповедников пиетизма в России наиболее известны реформатский пастор Иоганн Бонекемпер, его сын Карл Бонекемпер и лютеранский пастор Эдуард Вюст. Распространение пиетизма наблюдалось, в частности, в колониях Новый и Старый Данциг, Рорбах, Вормс.
Если до середины XIX века пиетические кружки были замкнуты в рамках немецкой диаспоры и не оказывали существенного влияния на религиозные воззрения окружающего их русского и украинского сельского населения, то в 50-е годы на основе ряда пиетических и новопиетических общин формируется штундистское движение. Данное течение, благодаря своей активной миссионерской деятельности, получило распространение среди славянского населения и стало одним из предшественников современного баптизма, пятидесятничества и евангельского христианства, в целом, в России, на Украине, в Белоруссии и некоторых других государствах, образованных на территории бывшей Российской империи. [3]

Источник

Энциклопедия немцев России

ПИЕТИЗМ (от лат. рietas – благочестие), 1) в широком смысле – благочестивое настроение, поведение; 2) течение в протестантизме, зародившееся в конце XVII – XVIII вв. в Германии [основоположники пиетизма – лютеранские священники, проповедники и теологи Филипп Якоб Шпенер (1635–1705) и Август Герман Франке (1663–1727); первые центры – Франкфурт-на-Майне, Дрезден и Галле]. Причинами возникновения пиетизма были упадок религиозности и формализация деятельности лютеранской и реформатской церкви.

Для пиетизма характерна высокая эмоциональная религиозность на основе молитвенного созерцания и глубокого размышления над текстами Библии. В своем вероучении пиетизм XVII–XVIII вв. (ранний, или старый) ставил религиозное чувство выше религиозных догматов и церковных обрядов, подчеркивая необходимость для верующих личного опыта переживания Бога, которое позволяет утвердить высоконравственные принципы жизни и принять Божью благодать в ожидании скорого второго пришествия Иисуса Христа. Таким образом, пиетисты стремились к построению «царствия Божьего на земле» – общества святых, в котором исключались бы все соблазны земной жизни. Пиетисты считали, что жизнь христианина должна проходить в покаянии, и поэтому они объявили греховными театр, светские танцы, песни, шутки, игры и пр. Важнейшими средствами воспитания благочестия в молодом поколении пиетисты считали духовную музыку и особым образом организованное школьное обучение (пиетисты считали, что дети, отягченные первородным грехом, аморальны от рождения, и школа должна их исправлять и готовить к правильному жизненному поведению путем установления строгой дисциплины и управления детским сознанием). Для развития благочестия пиетисты также устраивали «собрания благочестия» или «благочестивые собрания» (collegia pietatis), которые Шпенер впервые ввел во Франкфурте-на-Майне. Особое внимание в собраниях придавалось изучению Библии, духовному подвижничеству мирян, живой неформализованной проповеди во время богослужений. Позднее введенные Шпенером часы по изучению Библии (Bibelstunden), специальные богослужебные собрания для детей и молодежи были восприняты всеми протестантскими церквями. Его последователи продолжили и развили предложенные им новации. Франке особое внимание уделял миссионерской работе среди христиан и распространению Библии. Граф Николай Людвиг фон Цинцендорф (1700–1760), восприняв пиетизм в его наиболее эмоциональной форме, стал также горячим сторонником активной миссионерской работы; он и его последователи, моравские братья (гернгутеры), развернули активную миссионерскую и просветительскую работу во многих странах мира, в т. ч. и в России. Среди других наиболее ярких представителей старого пиетизма следует назвать кальвинистов Гисбрехта Воэтиуса (Утрехт, Голландия) и Герхарда Терстэгена (Мюльгейм на Рейне, Пруссия).

Пиетизм распространился также в Вюртемберге, где его последователи значительное внимание уделяли дополнительным (к лютеранским или реформатским богослужениям) часам по изучению Библии (Andachtsstunden – отсюда термин штундизм). Основатель этого направления – Иоганн Альбрехт Бенгель (1687–1752), который призывал своих единоверцев активно готовиться ко второму пришествию Иисуса Христа путем личного самосовершенствования и отрешения от мирских соблазнов; по месту наиболее компактного проживания последователей Бенгеля прозвали «вюртембергскими» или «швабскими» сепаратистами.

Характерными особенностями пиетизма XVIII – начала XIX вв. были не только высокая религиозно-мистическая эмоциональность, но и подпитываемая ею же вера в разного рода пророчества, особенно те, которые касались предсказаний времени и места второго пришествия Иисуса Христа. Так, Бенгель предсказал, что оно должно состояться в 1790-е гг. где-то на Востоке. Позднее его расчеты скорректированы немецким писателем и мистиком И. Г. Юнгом-Штиллингом, который определил, что пришествие Иисуса Христа произойдет в 1836 г., а баронесса Юлиана фон Крюденер назвала место этого события – на горе Арарат на Кавказе. В результате среди крайних пиетистов-сепаратистов в 1817–1818 гг. возникло «Движение Исхода». Часть их переселилась в Российскую империю, основав 7 колоний на Кавказе, а также колонии Гоффнунгсталь и Нейгоффнунгсталь в Херсонской губернии (1818–1819). Под влиянием этих переселенцев и широко распространяемой библейскими обществами литературы эсхатологические настроения охватили также и проживавших на р. Молочной духоборов (их вероучение близко к общепротестантским принципам). Следствием возникновения на этой почве религиозных волнений стало принятие духоборами решения о передаче своих земель Попечительному комитету и переезду на Кавказ. Разочарование, постигшее пиетистов в 1836 г. и последующие годы, привело к серьезным религиозным брожениям в их среде.

В это же время на религиозную жизнь Европы (в т.ч. и России) стало оказывать все более серьезное влияние начавшееся в конце XVIII в. в США, а позже распространившееся на все христианские страны мира «движение Пробуждения» (или ривайвелизм, от английского revival – пробуждение), направленное на «оживление» христианского благочестия (пиетизм нередко рассматривается в литературе как начальный этап ривайвелистского движения в Европе). Под его влиянием произошло изменение содержания протестантской концепции религиозного долга: основополагающее значение стало придаваться не только духовному пробуждению, покаянию каждого христианина, но и дальнейшему распространению «света Евангелия» (т.е. активному миссионерству). Таким образом, в начале XIX в. произошло формирование нового (позднего, или евангельского) пиетизма. Его характерными особенностями стали активная миссионерская деятельность и концентрация внимания на личном, мистическом переживании духовного возрождения каждого верующего. Главный представитель нового пиетизма – шведский богослов, пастор и евангелист Людвиг Гофаккер (1798–1828), чей сборник проповедей пользовался огромной популярностью среди верующих по всей Европе, в т. ч. и среди немецких колонистов и меннонитов в России.

Под влиянием движения Пробуждения начала XIX в. в 1805–1836 гг. в различных странах Европы (в т.ч. и в России) создано ок. 20 библейских обществ и миссионерских организаций (см. Миссионерство). Благодаря мистически настроенному императору Александру I и его ближайшему окружению в России в 1812 г. создано Российское библейское общество, начала издаваться Библия и др. религиозная литература на русском, немецком и других языках. Получили возможность активной работы иностранные евангелисты различных направлений.

Активными проповедниками неопиетизма среди немецких колонистов и меннонитов в России были базельский миссионер И. Бонекемпер и его сын К. Бонекемпер, И. Ганке, Д. Шлатер, шотландец Дж. Мелвилл и др. Их деятельность способствовала значительному оживлению в середине XIX в. религиозной жизни немецких протестантских и меннонитских колоний. Наибольшей известностью среди евангелистов того времени пользовался пастор Э. Вюст, чья активная миссионерская, просветительская и организаторская деятельность охватывала Новороссию, Поволжье и Кавказ. Последователи Вюста создавали нравственно-религиозные кружки, проводили религиозные праздники для взрослых и детей, библейские собрания и прочие религиозно-просветительские мероприятия. Пропагандируемые Вюстом идеи о радости духовного пробуждения нашли горячую поддержку среди сепаратистов, лютеран, реформатов и меннонитов, дали толчок к возникновению радикально-пиетистского «движения радостных» (Bewegung der Fröhlichen). Новопиетистские идеи послужили основой для возникновения в меннонитской среде новых конфессий – «Друзья Иерусалима», братские меннониты (при доминантном влиянии германского баптизма), хлебопреломители (Апостольская церковь). Не избежала влияния неопиетизма даже наиболее консервативная группа российских меннонитов – Малая община, от которой в 1869 г. отделилась группа, поселившаяся в колонии Анненфельд в Крыму (т.н. Крымские меннонитские братья), где практиковалось крещение по вере погружением. Пиетистским в России было также движение «бетбрюдеров» («молящихся братьев»), возникшее внутри лютеранской церкви. Члены пиетистских групп стремились к более интенсивной религиозной жизни, выступали в пользу особо благочестивого поведения в быту, критиковали церковных пасторов за их либеральное отношение к пастве. Представители пиетистских общин в России часто находились в оппозиции к официальной лютеранской церкви, организовывали свои молитвенные собрания, выбирали своих духовных учителей. Однако бетбрюдеры, например, хотя и критиковали лютеранскую церковь, но оставались членами ее церковной организации. Сепаратисты же еще в Германии организационно откололись от лютеранской церкви.

Новая волна пиетистского влияния в меннонитских колониях отмечается в 1870-х гг.; она выразилась в оживлении движения Исхода, когда начали распространяться пророчества баварского писателя Самуэля Клеттера. Второе пришествие Иисуса Христа было предсказано уже в 1889 г. в Туркестане. Кроме сепаратистских общин на Кавказе и части лютеран из Поволжья движение Исхода охватило и меннонитов, встревоженных гражданской и военной реформами (см. Воинская повинность), существенно урезавшими их религиозные права и привилегии. В результате 16 тыс. меннонитов эмигрировали из России в США и Канаду, часть оставшихся направилась в Туркестан.

На рубеже XIX–XX вв. все большее влияние приобретают идеи объединения всех «возрожденных» христиан (т.н. Свободные церкви) – «плимутских братьев» (дарбистов), евангельских христиан в России и пр. Наиболее активными их проповедниками в России были представители Евангелического альянса (союза) доктор Ф. Бедекер, пастор Г. Дальтон, Г. Мюллер, профессор Э. Шреттер (1846–1922). В 1876–1877 гг. в Санкт-Петербурге зародилось евангельско-христианское движение, которое охватило верующих различных национальностей. Среди его деятелей были И. В. Каргель, Г. Фаст и др. У меннонитов первая община Альянса (евангельского меннонитского братства) создана в 1903 г. под руководством П. Ф. Фризена в колонии Лихтенфельд Бердянского уезда Таврической губ. За короткое время это направление стало одним из трех (наряду с церковными и братскими меннонитами) самых влиятельных меннонитских конфессий в России.

В настоящее время традиции пиетизма продолжают существовать в России в братских лютеранских общинах. Верующие братской традиции в лютеранстве следуют строгим правилам поведения, предпочитают не пить, не курить, не посещать театры и кино. Члены братских общин выступают против экуменизма, который считают смешением всех религий, и ординации женщин. Некоторые из братских общин критикуют деятельность пасторов, приезжающих из-за рубежа и негативно настроены по отношению к распространению в стране западной либеральной теологии. Российские немцы, переехавшие на постоянное место жительство в Германию, и там продолжают создавать свои лютеранские общины пиетистского толка. В настоящее время в Германии находится около 300 таких братских лютеранских общин, из которых около 10% являются автономными.

Литература

Нечаев П., Пиетизм и его историческое значение. М., 1873; Штах Я., Очерки из истории и современной жизни южнорусских колонистов. М., 1916; Клибанов А.И., История религиозного сектантства в России (60-е годы XIX в. – 1917). М., 1965; История евангельских христиан-баптистов в СССР. М., 1989. С. 34–35, 38–42; Schmidt H. Die Geschichte des Pietismus. Nördlingen, 1863; Gutsche W. Westliche Quellen des russischen Stundismus. Kassel, 1956. S. 16–18; Pietismus // The Mennonite Encyclopedia, A Comprehensive Reference Work on the Anabaptist-Mennonite Movement. Scottdale, 1959. Vol. 4. P. 177–179, 308–312; Diedrich H.-C. Ursprünge und Anfünge des russischen Freikirchentums. Erlangen, 1985; Urry J. «Servants from far»: Mennonites and the Pan-Evangelical impulse in Early Nineteen Century Russia // Mennonite Quarterly Review. LXI. 1987. P. 213–227.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *