Что такое пиктограмма 1 класс азбука занкова
Конспект по обучению грамоте в 1 классе по теме «Буквы Чч и Щщ» по системе Л.В.Занкова
проведенного в 1 «Б» классе 18 февраля 2014 года,
Урок открытия новых знаний.
Предмет : Обучение грамоте. 1 класс, система РО Л,В.Занкова.
Тема: Буквы Ч и Щ, обозначающие всегда мягкие, глухие согласные звуки [ч], [щ] (слайд 1)
Цель: Развивать исследовательские умения и навыки. Формировать навык чтения.
— познакомить со звуками [ч], [щ] и буквами, которые их обозначают;
— развивать фонематический слух;
— обогащать словарный запас детей;
— развивать связную устную речь.
— формировать представление о словах, обозначающих признаки предметов (прилагательных) и многозначных словах.
— формирование универсальных учебных действий (УУД):
1. Использовать адекватную самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. 2. Сохранять мотивацию к учебе, проявлять интерес к новомуучебному материалу; 3. Развиватьспособность к самооценке.
1. Формировать умение высказывать своё предположение;
2. Формировать умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
3. Принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия, классифицировать.
4. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.
5. Вести наблюдение. Проводить эксперименты. Делать выводы и умозаключения.
1. Формировать умение слушать и понимать других; задавать вопросы.
2. Формировать умение строить речевое высказывание в соответствии споставленными задачами;
3. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.4. Владеть монологической и диалогической формой речи.
карточки с загадками для работы учащихся в паре,
рисунки различных видов часов, часов с секретом и часовщика,
печатные буквы Чч и Щщ, рисунки часов для этапа рефлексии,
Азбука. Н.В.Нечаева. К.С.Белорусец.
Организационный этап. Со звонком дети хором произносят слова:
Прозвенел сейчас звонок, начинается урок. Ждут нас книжки и тетрадки.
Учитель: Очень рада, что к уроку все готовы, что у всех хорошее боевое настроение.
Скажите, что мы изучаем на уроках обучения грамоте? (Мы изучаем звуки и буквы.)
Как вы думаете, что узнаем сегодня на уроке? (Высказывания детей)
Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.
Звуки мы … (произносим и слышим)
Буквы мы … (пишем и видим)
Все звуки делятся на … (гласные и согласные)
Если воздух проходит свободно то этот звук … (гласный)
Если воздух встречает преграду то этот звук … (согласный)
Гласные звуки могут быть … (ударными и безударными)
Согласные звуки могут быть … (звонкими и глухими)
Согласные звуки произносятся … (твердо и мягко)
Звуки на письме обозначаем … (буквами)
2.2. Сегодня на урок к вам спешит необычный гость. Для того чтобы узнать его вам необходимо составить загадку, прочитать и отгадать ее. (Работа в парах)
1) Мы ходим ночью, ходим днём, 2) На руке и на стене
Но никуда мы не уйдем. И на башне в вышине
Мы бьём исправно каждый час, Ходим ночью, ходим днем
А вы друзья, не бейте нас. Но никуда мы не уйдем. (Слайд 3)
Уч., Как называются эти часы?: Это куранты часы с музыкальным сопровождением.
Уч., По какому принципу разделили все часы?: Разделили по месту расположения.
— А вот перед вами часы с секретом. Хотите открыть их секрет? Тогда отправимся в мастерскую, к мастеру по ремонту часов. Познакомимся с новыми буквами и откроем их секрет.
2.4.Классификация слов. Прочитайте (слайд5) Часовщик прищурив глаз,Чинит часики для нас.
— Что это? (чисто говорка) где в словах чисто говорки стоят буквы Ч, Щ?:
Д., Буква Ч стоит в начале слова (часовщик, чинит, часики).
Буква Щ стоит в середине слова ( прищурив, часовщик).
— Найдите родственные слова? (часовщик, часики) Почему? Работа над значением данных слов.
2.5. Определение темы урока. Какие новые буквы встретились в чисто говорке? (Ч и Щ) Определите тему урока.
Проводится дидактическая игра «На что похожа буква?». (Дети говорят ) Слайд № (6)
Пишут так же, как «4». Чистить зубы по утрам.
Путать буквы нам нельзя.
Физкультминутка . Изобразите букву Ч и Щ.
Все часы идут вот так;Налево – раз, направо – раз
Тик-так.Мы тоже можем так.
Смотри скорей, который час:Тик-так.
Этап открытия новых знаний.
3.1. Организация исследования.
А сейчас мы проведем исследованиеновых букв Ч и Щи узнаем, какие звуки они могут обозначать.
Для начала нам надо определить тему исследования: (слайд 7)
Цель. Выявить фонематические признаки звуков [ч’] и [щ’].
Задачи. 1. Наблюдать за произношением звуков [ч’] и [щ’].
2. Выяснить какие звуки обозначают буквы Ч и Щ.
3.Правильно читать слоги и слова с буквами Ч и Щ.
Гипотеза. Предположим, что буквы Ч и Щ обозначают согласные звуки.
Произнесите звук. (ч), (щ).
— Что происходит при произношении? (Во рту образуется преграда из языка и зубов, воздух встречает препятствие)
— Что слышите? (голос не участвует в образовании звуков, слышится шум, шипение)
Сделайте вывод . Звуки [ч’] и [ щ’] – согласные, шипящие.
Дидактическая игра «Назови словечко» ( слайд 8)
Девочки называют слова, в которых встречается звук «Ч».
Мальчики называют слова, в которых встречается звук «Щ».
— Называем слова и слушаем, как произносится звук?
Исследование на материале учебника (стр. 98)
Уч., Давайте прочитаем слоги 1го столбика:? Ра ри ре, вавиве. Жажи же, ша ши ше( слоги жи ши всегда твердые)
Д., (Звуки в слогах) ча, чи че( мягкие.) ща щи ще (мягкие).ЧУ ЧО Чё Разные буквы, а произношение одинаковое)
Вывод: Звуки [ч’] и [ щ’] – мягкие.
Слоговое лото. Прочитайте слоги и разделите на две группы (слайд 12)
Сравните произношение согласных в слогах. Сделайте вывод.
Всегда твердые согласные: ЖЕ,ЦЕ,ШЕ.
Всегда мягкие согласные: ЧА,ЩА, ОЙ.
Дополни слоги до слов.
Вывод: Согласные шипящие Звуки [ч’] и [ щ’] – всегда мягкие.
Провести опыт, эксперимент ( слайд 13)
Какой эксперимент по произношению звуков можем провести?
— Закройте уши руками и произнесите звук. Что услышали? (Ничего неслышно)
Вывод: Звуки [ч’] и [ щ ‘] – глухие.
Девочки:Буква Ч –обозначает согласный звук [ч’], всегда мягкий, непарный,глухой.
Мальчики: Буква Щ–обозначает согласный звук [щ’], всегда мягкий, непарный глухой.
Молодцы! Поздравляю! Вы открыли секрет новых букв Ч и Щ.
Этап закрепления новых знаний.
4.1. Чтение слов с изученными буквами ( слайд 16)
Прочитайте стих. В.Орлова «Часы».Говорят: « Часы стоят».Говорят: «Часы спешат».Говорят: «Часы идут,
Но немножко отстают».Мы смотрели с Мишкой вместе, Но часы стоят на месте.
— Как вы думаете, о каких часах говорится в стихотворении? Что значит «Часы стоят», «Часы спешат». «Часы идут». Про кого так говорят?
Д., о них рассказывают как о человеке. Время показывают стрелочки часов. Они передвигаются, а сами часы стоят на месте. По часам мы узнаем время.
Вывод: Данные слова приобретают переносное значение.
4.2. Чтение текста с изученными буквами. Когда человек изобрел часы? Где можно об этом узнать?
На странице с.99. Прочитайте текст.
Пришлось придумывать другие часы водяные, песочные и даже часы из свечки. Сегодня мы пользуемся механическими и электронными часами. А ученные уже изобрели более точные атомные часы.
Выступление детей о водяных и песочных часах.(Слайд )
— Что нового о часах вы узнали? Какие еще бывают часы? (Узнали что бывают Солнечные, водяные, песочные, часы из свечки, электронные, атомные)
Уч., придумайте название текста
Я не согласен. Надо назвать « История часов».
Учитель., Расскажите какие часы у вас дома, в школе, на улице?:
Дети., в школе настенные, песочные часы. На руках у нас часы механические и электронные. На здании вокзала настенные часы.
Учитель., Какие вы молодцы!
Дети: Это пословицы
Учитель., Делу время, потехе час. Почему так говорят?:
Дети., Надо делать все вовремя. Это же самое можно сказать и по другому:? «Кончил дело, гуляй смело.
Учитель., Молодцы!» Я хочу выиграть время»
Дети., Это я в первый раз слышу. А разве можно выиграть время?:
Учитель., Можно если вы хотите сберечь время.
Минута час бережёт (В каждом часе 60 минут. Если потеряешь несколько минут, то останется меньше времени.
— У кого за урок не испортилось настроение?
Часовщику было приятно с вами работать, он благодарит вас за дружную работу и дарит вам вот такие часики. У него прекрасное настроение. А вы изобразите свое настроение на часиках.
Урок обучения грамоте по Л.В.Занкову
Урок обучения грамоте. 1 класс
Система Л.В.Занкова. Авторы: Н.В.Нечаева, К.С.Белорусец.
Грибанова Наталья Юрьевна, учитель начальных классов
Карымский район, МОУ СОШ №2 п. Карымское
Тема: Звуки (к), (к); (п), (п), буквы К,к; П,п. Единственное и множественное число названий предметов.
Познакомить со звуками к к п п и буквами, которые их обозначают определять форму единственного и множественного числа названий предметов.
Знать особенности изучаемых звуков и букв; уметь выделять звук в речи; упражнять в слого-звуковом и звуко-буквенном анализе слов; развивать фонематический слух, уметь слышать и слушать звучащее слово, способствовать развитию устной речи учащихся.
Презентация к уроку проектор экран Азбука (авт. Н.В.Нечаева, К.С.Белорусец).
1 этап. Организационный.
Настроить учащихся на работу.
В мире много интересного,
Нам порою неизвестного.
Миру знаний нет предела.
Так скорей, друзья, за дело!
— Сегодня у нас необычный урок. Мы отправляемся в кругосветное путешествие по морю на корабле. Нам предстоит преодолеть много препятствий, вы узнаете много нового и интересного. Отправляясь в плавание, мы возьмём с собой знания, умения, способности, дружбу. Эти качества помогут преодолеть все препятствия и достичь желаемой цели.
— Перед длительным плаванием команда проходит подготовку, вот и мы сейчас проведём проверку своей готовности.
— Чтобы путешествие было удачным, и мы могли без труда общаться с местными жителями, необходимо провести звуковую зарядку.
— Для начала приведём свои органы дыхания в рабочее состояние.
1) Дыхательная гимнастика
а) дыхание грудью – рука на животе;
медленный вдох – медленный выдох;
медленный вдох – быстрый выдох;
вдох через нос – выдох через рот.
2) Артикуляционная гимнастика.
— А сейчас приведём в рабочее состояние органы речи.
Летела муха около уха ЖЖЖЖ
Летела оса около носа СССС
Скакала лошадка Цок Цок Цок
Рычал тигрёнок РРРР
Летел комар и звенел З З З З
— Вы отлично справились с заданием, теперь отправляемся в путь на корабле. (Слайд 2)
II этап: Подготовка к восприятию нового материала.
— Итак в путь! Отдать швартовы! Полный вперёд.
На пути перед нами остров «Повторялкино». На этом острове нас встречают обезьяны и они нам приготовили задание. (Слайд 3)
— Назовите буквы, которые написаны на слайде.
а Л Н о у М Ы и Р э б й
— Что вы можете сказать об этих буквах?
— Разделите эти буквы на две группы, обозначающие гласные и согласные звуки.
— А теперь составьте слова из букв второй группы.
Почему мы не можем составить слова?
— А как можно выполнить это задание?
— Вы отлично справились с заданием, теперь можно отправляться в плавание дальше.
Принимать и сохранять учебную задачу
(На слайде корабль на котором отправляемся в путешествие)
(На слайде остров с названием Повторялкино )
Побуждать детей к активной мыслительной деятельности.
Классифицировать по заданным параметрам, группировать объекты (п).
Сохранять учебную задачу (р)
Строить высказывания в устной форме
Использовать речь для регуляции действий (к)
III этап. Работа с новым материалом.
Цель: познакомить со звуками к к п п и буквами, которые их обозначают.
— Впереди показался остров «Звукино» и «Буковкино». (Слайд 5)
На этом острове живёт говорящий попугай.
— Произнесём слово попугай. Сколько в слове слогов? Почему?
— Какой 1 слог? 2-ой? 3-ий?
Поставим ударение в слове. Какой слог ударный?
Назовём в слове первый звук. Какой это звук? Дадим характеристику звуку.
— Попугай очень боится пиратов. Произнесём слово пират.
Сколько в слове слогов?
Почему? Какой слог ударный?
Назовём в слове 1-ый звук. Какой он?
— Назовём ещё раз 1-ый звук в слове попугай. Какой он?
Первый звук в слове пират.
Я найду слова везде:
И на небе и в воде,
На полу, на потолке,
— Подберите слова со звуками п п
Согласные звуки п и п мы обозначаем буквой Пп. (Слайд 6)
— Почему этих букв две?
— Посмотрите на доску. Восстановите в памяти образ букв П,п.
Он круглый и красный
Как глаз светофора.
Среди овощей нет сочней …
Первым просыпается пастух
Раньше пастуха встаёт …
— Как вы думаете, как зовут попугая?
— Произнесём первый звук в слове Кеша.
— Дадим характеристику этому звуку.
— А на чём мы путешествуем?
— Назовём первый звук в слове корабль. Какой это звук?
— Назовём звуки, которые мы выделили в словах.
— Звуки к к обозначаются буквой К.
— Откройте «Азбуки» на странице 54. Рассмотрите внимательно рисунки. Покажите, где вы видите буквы П и К?
— Ребята, у вас на партах лежат кораблики. Напечатайте на парусе кораблика букву П, а на корме – букву К.
— А сейчас поиграем в игру «Доскажи словечко».
Что за скрип, что за хруст?
Это что ещё за куст?
Как же быть без хруста,
Кто альбом раскрасит наш?
Кругла, рассыпчата, бела,
На стол она с полей пришла.
Ты посоли её немножко.
Ведь правда вкусная…
Прочитайте эти слова на слайде. (Слайд 7)
— Что общего между словами?
— Что можете сказать об этих словах? На какие вопросы отвечают слова? Какой частью речи являются?
— Сколько предметов обозначают слова? Какое это число?
— Как будет звучать слово, если его поставить во множественном числе? Много предметов.
(На слайде острова и их названия Звукино Буковкино )
Анализировать объект определять последовательность действий (п)
Осуществлять пошаговый и итоговый контроль выполнять учебные действия в уме (р)
Использовать речь для регуляции своих действий (к)
Проявлять интерес к новому материалу формировать способность к самооценке (л)
Анализировать объекты строить рассуждения Принимать и сохранять учебную задачу.
Анализировать звуки. Выделять главное, проводить классификацию.
Осуществлять поиск нужной информации, анализировать объекты и выделять главное.
Анализировать объекты, строить рассуждения.
IV этап. Упражнения в чтении слогов и слов.
Научить читать слоги и слова с изученными буквами.
— Наш корабль плывёт дальше и причаливает к огромному острову «Читайкин».
— Жители этого острова в опасности, так как здесь хозяйничают пираты. Хотите ли вы спасти жителей этого острова? Пираты выдвигают свои условия.
-Жители острова могут называть только первые слоги, давайте попытаемся понять, что они нам хотят сказать. Дополним слог до целого слова на слайде.
— Ребята, пираты не пускают нас плыть дальше, они поставили ещё одно условие: прочитать слова.
— Прочитайте слова первой строки.
— Что вы о них можете сказать?
— Прочитайте слова второй строки. Что скажите об этих словах?
— Читаем слово в единственном числе и называем слово во множественном числе.
— Отгадайте ребусы. В каком числе стоит это слово? А как оно будет звучать во множественном числе?
Воспринимать информацию на слух, использовать разные виды чтения. Сохранять учебную задачу.
Осуществлять поиск нужной информации, строить высказывание в устной форме, воспринимать информацию на слух. Принимать и сохранять учебную задачу. Формулировать собственное мнение.
V этап. Закрепление пройденного.
Цель: закрепить знания об изученных звуках и буквах; умение читать слоги и слова с изученными буквами.
— Ребята, наш корабль попал в шторм и дал небольшую пробоину. Нужно скорее устранить неполадки, чтобы вернуться в родной порт.
— Сейчас вы будете работать парами. У вас на партах лежат слоги, вам нужно составить из слогов слова.
— Прочитайте слова, которые составили. Какое слово лишнее? Почему?
Уметь работать в парах. Принимать и сохранять учебную задачу. Контролировать действия партнёра, использовать речь для регуляции своих действий.
VI этап. Подведение итогов. Рефлексия.
Цель: проверить умение учащимися проводить рефлексию своей деятельности.
— Наше путешествие и урок подходят к концу.
Прочитаем предложения и закончим их.
Мы познакомились с буквами….
Какие звуки обозначает буква К….
Какие звуки обозначает буква П…
— Молодцы, ребята! Вы хорошо потрудились на уроке. Я рада, что вы сегодня старались особенно внимательно выслушивать ответы друг друга, не повторять ответы товарищей, хорошо размышляли и анализировали.
— Оцените свою работу на уроке, покажите смайлики.
— А теперь, все наши морские суда выпустим в море. Смотрите, какой у нас получился замечательный флот.
Ориентироваться на понимание причин успеха в учении.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Скоростное чтение
Курс повышения квалификации
Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДВ-469201
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Рособрнадзор не намерен упрощать ЕГЭ в 2022 году из-за пандемии
Время чтения: 1 минута
Рособрнадзор разрешил провести ВПР по некоторым предметам на компьютерах
Время чтения: 0 минут
В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников
Время чтения: 1 минута
Зарплаты педагогов Ростовской области вырастут в среднем на 10-15%
Время чтения: 2 минуты
В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников
Время чтения: 1 минута
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Что такое пиктограмма 1 класс азбука занкова
Леонид Владимирович Занков (1901–1977 гг.) — советский психолог-дефектолог, создатель дидактической системы для всестороннего развития личности.
В течение 20 лет, с 1957 по 1977 годы, сотрудники лаборатории Занкова исследовали влияние разных способов обучения на развитие младших школьников. Эксперимент охватывал тысячи школ Советского Союза. На его основании была разработана система развивающего обучения Л.В. Занкова для младших классов.
Принципы системы Занкова
Обучение по системе Занкова направлено на развитие качеств и навыков, близких к современным soft skills. Например, на умение находить и анализировать информацию, общаться в устной и письменной форме, доказывать свою точку зрения, обсуждать сходные и противоположные взгляды, делать самостоятельные выводы.
Обучение по системе Занкова строится на пяти основных принципах:
Как проходит обучение по системе Л.В. Занкова
Ведущий принцип — от сложного к простому. Преподаватель не даёт школьникам готовую информацию, а ставит перед ними вопросы. Как правило, эти вопросы кажутся младшеклассникам неразрешимыми. Ответ ребята ищут вместе при помощи обсуждения в классе и наводящих вопросов учителя.
Дискуссии на уроках поощряются — дети могут спорить и отстаивать своё мнение. За ошибку ребёнку ничего не грозит — в первом классе, согласно принципам системы Занкова, оценки не ставят. Главное, чтобы ученик сам осознал ошибку в процессе обсуждения.
Чтобы сформировать у ребёнка целостную картину мира, задания в учебниках Л.В. Занкова часто строятся на стыке нескольких дисциплин. Например, для решения задачи по математике могут потребоваться знания арифметики, геометрии и логики.
Курс «Окружающий мир» открывает связи между природой, культурой и историей общества. Курс литературы тесно переплетается с музыкой и изобразительным искусством.
Учебники системы Занкова призваны не просто научить ребёнка решать конкретные задачи, но и объяснить сам принцип обучения, поэтому каждое упражнение содержит также дополнительные вопросы. Например, «реши задачу другим способом» или «как изменится ответ, если. ».
Важнейшую роль в системе Занкова играет фигура учителя. Он должен пользоваться безусловным авторитетом в классе, быть чутким, внимательным и уметь задействовать сильные стороны каждого ученика.
В системе Занкова большое внимание уделяется внеклассной работе. Программа подразумевает регулярные походы в театры, музеи, библиотеки и даже занятия на открытом воздухе.
Плюсы и минусы системы Л.В. Занкова
В 1996 году система Л.В. Занкова была признана Федеральным государственным стандартом образования (ФГОС). С 1996 по 2014 годы по ней обучалось 13% российских младшеклассников.
За 14 лет применения у дидактической системы Занкова появилось много сторонников среди учителей и родителей. Несмотря на то что в 2014 году систему исключили из рекомендаций ФГОС, некоторые преподаватели продолжают пользоваться программой Занкова. Согласно их отзывам, система Леонида Владимировича имеет ряд весомых преимуществ:
Однако министерство образования решило отказаться от системы обучения Занкова, и тому есть свои причины:
Кому подходит система Занкова
Развивающая система Л.В. Занкова даёт школьнику быстрый и мощный старт, учит нестандартно мыслить и самостоятельно находить решения. Она подойдёт сообразительным, любознательным и амбициозным детям.
При этом обучение потребует не только максимальной отдачи от ребёнка, но и вовлечённости родителей. Ведь если в школе к поиску ответа на трудный вопрос ребёнка подталкивает учитель, дома эту задачу придётся выполнять маме и папе.
Поэтому систему Занкова стоит выбирать, если родители готовы вместе с ребёнком поломать голову над домашкой час–другой.
Научно-методический центр Занкова продолжает разработку программы средней школы, а поклонники системы отправляют в Минобрнауки петиции о возвращении ей федерального статуса. Но пока система Занкова исключена из ФГОС, обучение по ней в государственных школах не ведётся. В настоящее время она применяется только в частных школах и преподавателями-энтузиастами на дому.