Что такое пиктограмма 1 класс
Урок обучения грамоте: «История письменности: пиктограммы, иероглифы»
Тема: История письменности: пиктограммы, иероглифы.
Цели урока:
1. Способствовать формированию познавательных универсальных учебных действий: учить использовать знаково-символические средства, строить речевое высказывание в устной и письменной форме.
2. Способствовать формированию личностных универсальных учебных действий: стимулировать интерес к изучению фактов и событий, вызвать чувство уважения к людям, сохранившим историю и культуру мира.
3. Способствовать формированию коммуникативных универсальных учебных действий: умения слушать информацию и активно ее использовать: пересказывать, ставить вопросы, отвечать на них.
4. Познакомить учащихся с историей возникновения письменности.
Оборудование:
— презентация (Приложение);
— путевые листы (у каждого ученика);
— разрезные картинки, клей;
— текст о Ф. Шампольоне.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Основная часть
— Итак, мы с вами отправляемся в то время, когда люди не умели читать и писать и использовали для передачи информации рисунки. Представьте себя людьми, которые жили много миллионов лет тому назад. Откройте Путевой лист. (Слайд 4)
На первой странице листа есть рисунок первобытного человека, в котором он передал важное послание для своих соплеменников. Давайте попробуем прочитать это послание. Что хотел сообщить нам человек?
(Звучат ответы детей.)
— Запишите в Путевой лист одно из составленных предложений.
У вас на столах лежит рисуночное письмо (4 рисунка).
— Расположите (и приклейте) рисунки на Путевом листе так, чтобы получился рассказ. Расскажите его своему соседу по парте.
(Работа детей. Ответы.)
— Мы сумели прочитать текст по рисунку, а так же составить свой текст с помощью нескольких рисунков. Смогли бы мы с вами общаться так во времена наших предков? (Ответы учащихся.)
А пользуются ли люди пиктографией сегодня? Приведите примеры. (Да, дорожные знаки, Азбука Морзе и др.) (Слайд 6)
Мы побывали у древних людей, а теперь отправимся на Восток, в Китай и Японию. (Слайд 7) Туда, где зародились необычные письменные знаки, получившие название иероглифы.
Слово «иероглифы» означало священные письмена. Сейчас это слово обозначает систему письма, которой пользовались в древности в Египте, а сейчас в Китае, Японии, Корее. Один иероглиф обозначал целое слово или слог. (Слайд 8)
Давайте побудем в роли ученых, которые расшифровывают египетские иероглифы. В Путевом листе у вас есть 2 рисунка с иероглифами, которые вы должны расшифровать. (Учащиеся выполняют задание.)
Трудно ли вам было выполнять задание? В чем трудность расшифровки иероглифов? (Если не знаешь смысла иероглифа, трудно понять, что хотел сказать автор своим рисунком, многое читающий додумывает сам, что искажает смысл сказанного.)
Таких иероглифов в Древнем Египте осталось великое множество, но египтяне унесли с собой в прошлое тайну их прочтения. А рассказать иероглифы могли много. (Слайд 9)
— Нужно ли было современному человеку читать древние иероглифы?
— Как это можно было сделать?
Мы отправляемся во Францию, чтобы познакомиться с человеком, который совершил переворот в изучении истории и культуры Египта. (Слайд 10)
Для этого мы прочитаем с вами газетную статью об ученом, который посвятил всю свою жизнь изучению египетских иероглифов.
«Тайна египетских иероглифов»
В 1822 году весь научный мир потрясло известие о том, что тайна египетских иероглифов открыта, помог это сделать французский ученый Франсуа Шампольон.
Впервые он познакомился с египетскими иероглифами, когда ему было всего лишь 11 лет. Однажды он с отцом пошел в музей посмотреть коллекцию древностей, которую привезли из Египта, Там он увидел таблички с древнеегипетскими надписями. Именно тогда он сказал: «Я прочту это, когда вырасту».
Через 6 лет после своего открытия он приехал в Египет, чтобы заняться любимым делом и показать современным египтянам, как нужно читать древнеегипетские иероглифы, чтобы открыть их тайну. Толпы местных жителей приходили посмотреть на иностранца, который «подарил» Египту его историю.
Учитель: Что вам больше всего понравилось в прочитанной статье?
— Можно ли считать, что французский ученый «подарил» Египту его историю?
— Как вы думаете, трудно ли было ученому открыть тайну египетских иероглифов?
— Что помогло ему в осуществлении цели?
(Ответы детей, обсуждение.)
— Давайте сделаем остановку в нашем путешествии и послушаем стихотворение «Иероглифы», Олега Тарутина. (Слайд 10) (Дополнительный эффект.)
Ученик:
На плите, на саркофаге,
На папирусной бумаге
И на всем, что видит взгляд,
Иероглифы пестрят.
Рыбы, звери, птицы, точки,
Загогулины, кружочки…
Все знакомое почти,
А попробуй-ка, прочти!
Ученица:
Вот в квадрате лев скучает –
Что же это означает?
Ученик:
Цапля гордая стоит –
Что она в себе таит?
Буква это или сразу
Вся египетская фраза?
Может, кончилась строка
Возле рыбы и цветка?
Ученик:
Овладеть бы вдруг случайно
Нам египетскою тайной!
Чтоб никто другой не смог
Разгадать секретных строк.
Ученик:
В иероглифах без риска
Я б писал тебе записку (показывает нарисованные «иероглифы»)
Рыб,а взятая в кружок,
Цапля с клюшкой и конёк.
Ну а ты бы понял сразу
Зашифрованную фразу,
Пообедал бы скорей
И пошел играть в хоккей!
— Ребята, а давайте и мы с вами попробуем написать зашифрованное письмо. В вашем путевом листе есть таблица-подсказка с примерами 6-ти египетских иероглифов. Вы можете воспользоваться ими или придумать свои. Зарисовываем свое зашифрованное предложение в Путевой лист и предлагаем соседу по парте расшифровать его значение. (Работа в парах. Чтение вслух понравившихся предложений.)
Интересные у вас получились письма.
— Трудно ли было составлять их?
— В чем заключалась самая большая трудность?
— Легко ли было прочитать зашифрованное письмо?
Физиминутка
«Игра с песком»
(Слайд 10)
Учитель: Представьте себе, что вы сидите на берегу моря. Наберем в руки песок (на вдохе). Сильно сожмем пальцы в кулак, удержим песок в руках (задержка дыхания). Посыпьте колени песком, постепенно раскрываю кисти и пальцы. Уроните руки вдоль тела. (Повторить 2 – 3 раза.)
Мы поупражнялись в написании писем с помощью иероглифов собственного сочинения, немного отдохнули. Продолжаем наше путешествие. Как вы думаете, легко ли было в Древнем Египте стать грамотным человеком? Вы правы. Очень нелегко.
Давайте проверим, а чему мы смогли научиться сегодня на уроке.
Проверим, что мы запомнили с помощью викторины. (Слайд 11)
— Что такое пиктография? (Рисуночное письмо.)
— Что означает слово иероглиф? (Священное письмо.)
— Кто научил «говорить» таблички с иероглифами? Вспомните фамилию или найдите в тексте. (Франсуа Шампольон.)
— Кем был писец в Древнем Египте? (Государственным чиновником.)
— В каких странах алфавит состоит из иероглифов? (В Японии, Китае, Корее.)
III. Итог урока
Учитель: Посмотрите еще раз в сои путевые листы. Рассмотрите иероглифы.
Давайте выразим свое отношение, свои чувства с помощью синквейна (пятистишья) об иероглифах.
На доске:
(Дети подбирают слова, учитель записывает на доске)
Синквейн
Литература
1. Дереклеева Н.И. Информационные часы в школе (1 – 4 классы), Методические рекомендации, М., 2008.
2. Саплина Е.В., Саплин А.И. «Введение в историю», 3-й класс, М, 2007.
3. Климанова Л.Ф., Макеева С.Г. Обучение грамоте, методическое пособие, УМК «Перспектива», М., 2006.
4. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе (От действия к мысли), под ред. А.Г.Асмолова, (Стандарты второго поколения), М. 2008.
5. Планируемые результаты начального общего образования, под ред. Ковалевей Г.С., Логиновой О. Б. (Стандарты второго поколения), М., 2009.
6. «Хорошее время читать: Портфель читателя». Учебное пособие, УМК «Успешное чтение», Авторы-составители Галактионова Т.Г., Жук С.Г., Красовская А.В., 2009.
7. Анисимова Т.Б., Дьяченко Л.П. Продленка (игры и занятия для школьников), Ростов-на-Дону, 2005.
Описание презентации по отдельным слайдам:
Описание слайда:
Учебник страницы 94-95
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
1) Первая бригада собрала 48 кг апельсинов, а вторая бригада собрала на 30 кг апельсинов больше, чем первая бригада. Сколько всего кг апельсинов собрали обе бригада?
2) В магазин привезли 97 пакета молока. 40 пакетов молока продали. Сколько пакетов молока осталось в магазине?
Описание слайда:
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Скоростное чтение
Курс повышения квалификации
Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Похожие материалы
Суммативная работа 4ч математика 1 класс
Урок естествознание 1 класс. Когда становится темно
Урок естествознание 1 класс. Презентация. Искусственные источники звука
Урок естествознание 1 класс. Где нужен свет
Урок естествознание 1 класс. Тест
Урок естествознание 1 класс. Как распространяется звук.
Уроки. Презентация. Грамота №157-158
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5425731 материал.
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Московские школьники победили на международной олимпиаде по информатике
Время чтения: 1 минута
В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников
Время чтения: 1 минута
Чем заняться с детьми в новогодние праздники в Москве
Время чтения: 4 минуты
Петербургский Политех перевел студентов на дистанционку
Время чтения: 1 минута
В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников
Время чтения: 1 минута
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Презентация по математике для 1 класса на тему: «Пиктограмма»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Пиктограмма Подготовила учитель начальных классов КГУ ОШ № 61 г. Алматы Путилина М. В.
Что такое пиктограмма? Пиктогра́мма (от лат. pictus — нарисованный и греч. γράμμα — запись) — знак, отображающий важнейшие узнаваемые черты объекта, предмета или явления, на которые он указывает, чаще всего в схематическом виде. Изображение, используемое в качестве символа. Обычно пиктограмма соответствует некоторому объекту и используется с целью предоставления более конкретной информации, подчеркивающей его типичные черты
История появления… Пиктографи́ческое письмо́ — вид письменности, знаки которой (пиктограммы) обозначают изображённый ими объект. Пиктографическое письмо использовалось на заре письменности разными культурами: месопотамской, египетской, китайской, ацтекской, маргушской (маргианской) и др. ( На рисунке пример пиктограммы, это кодекс индейцев- ацтеков.)
Применение пиктограмм в школе и детском саду. Пиктограммы активно используют в детских садах и школах, когда учат детей составлять рассказы по картинкам или учить стихотворения. Посмотрим примеры.
Давайте повторим Что такое пиктограмма? Где мы используем пиктограммы? Нарисуй на листе А4 любую пиктограмму.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Методика обучения математике в основной и средней школе в условиях реализации ФГОС ОО
Курс профессиональной переподготовки
Математика: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-1118716
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения создает цифровую психологическую службу для школьников
Время чтения: 1 минута
В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников
Время чтения: 1 минута
Рособрнадзор не намерен упрощать ЕГЭ в 2022 году из-за пандемии
Время чтения: 1 минута
В России стартует пилотный проект по реабилитации детей-инвалидов
Время чтения: 2 минуты
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Урок обучения грамоте «Чтение пиктограмм. Такой ‒ другой». 1-й класс
Класс: 1
Предмет. | Обучение грамоте. | |||||
Тема. | Чтение пиктограмм. Такой-другой. | |||||
Цель изучения темы. | Формирование умения читать пиктограммы; находить слова, противоположные по смыслу. | |||||
Количество учебных часов. | 1 | |||||
Планируемые результаты. | ||||||
Метапредметные результаты. | ||||||
Регулятивные | Коммуникативные | Предметные | Личностные | |||
Обучающийся научится: |
– принимать учебную задачу, соответствующую этапу обучения;
– первоначальному умению выполнять учебные действия в устной речи и в уме;
– осуществлять пошаговый контроль по ходу выполнения задания под руководством учителя.
Обучающийся получит возможность научиться:
– понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;
– осуществлять действия с учетом выделенных учителем ориентиров действия;
– осуществлять самоконтроль под руководством учителя.
– воспринимать мнение сверстников о “считывании” информации с рисунков, о значении знаков, символов, моделей, об анализе, сравнении выделенных учителем критериев.
Обучающийся получит возможность научиться:
– правилам общения в классе;
– адекватно реагировать на обращение учителей;
– основам работы на уроке в разных формах (индивидуальной, фронтальной, в парах).
Уметь читать пиктограммы, моделировать схемы предложений, “читать” их. Читать в пиктограмме буквы-слова.
Иметь представление об оформлении предложения в устной и письменной речи. Самостоятельно составлять схему предложения.
Выявлять закономерности чередования элементов в данном ряду, продолжать его. Познакомиться со словами, противоположными по смыслу. Получить первоначальное представление об использовании большой буквы (начало предложения, имя человека, кличка животного).
Познакомиться с ребусами. Расширить опыт работы со схемами слов, осуществлять звукобуквенный анализ.
Расширить опыт адекватного использования средств устного общения
– интерес к отдельным заданиям;
– представления об основных моральных нормах поведения в новой школьной жизни.
Обучающийся получит возможность для формирования:
– интереса к занятиям по Азбуке (или к отдельным заданиям);
– представления о языке как средстве общения.
история,
математика,
театральная студия.
Н.В. Нечаева, К. С. Белорусец “Азбука”,
Предметные картинки.
Технические средства обучения:
Компьютер,
Медиапроектор.
Условные знаки:
Условные знаки “Способ восприятия информации. Виды информации”:
Условные знаки для обозначения видов заданий и этапов урока.
Схема с условными обозначениями для самооценки.
работа в парах,
индивидуальная.
Последовательность изучения темы.
Деятельность учителя.
Формировать умение составлять схемы слов на основе звукобуквенного анализа, обозначать в них место гласных звуков; называть признаки гласных звуков в русском языке.
Формировать умение находить буквы, обозначенные звуками.
Формировать умение сравнивать и находить заданные буквы.
Формировать умение составлять предложение с заданным словом, чертить его графическую схему.
Проверьте, как организовано ваше «рабочее место», как расположены на парте учебник, тетрадь, пенал.
2. – Что вы видите на доске? (Картинки с изображением стула, стола, лисы). Значит, какой вид задания мы будем выполнять? (Знак “Работа с иллюстрацией”, знак: ) Рассмотрите иллюстрации.
– Какое задание можно предложить к этим картинкам? (Знак “Схема слова”, знаки: )
– Составьте схемы слов в тетради, 3 человека у доски (по 1 схеме составляют). Правила посадки при письме.
– Что мы можем обозначить в схемах? (Знак “Гласный звук”, “Карандаш”) Обозначьте место гласных звуков в схемах. Проверка (фронтально, сравниваем с доской).
– Что заметили в схемах? (все схемы имеют по 4 звука, схемы к словам “стол” и “стул” одинаковые; а в схеме к слову “лиса” 2 гласных звука).
– Назовите эти звуки. (Повторение главных признаков гласных звуков, их отличие от согласных)
3. – Назовите буквы, обозначающие гласные звуки в этих словах. (Знак “Буквы”): по 1 ученику выбирают нужную букву и ставят ее над красным квадратиком.
– Выполним небольшое задание в тетради. Найдите таблицу с буквами (на экране образец). Быстро просмотрите строчки. Подчеркните такую же, но маленькую букву.
– Сравните с образцом на экране.
– Молодцы, все справились хорошо.
4. – Составьте предложение со словом “лиса” (знак “Схема предложения”). Начертите на доске схему этого предложения. Сколько слов в предложении? Проверка.
Обучающиеся высказывают свои предположения о необходимости правильной организации своего “рабочего места”
Составляют схемы слов, обозначают в них место гласных звуков; вспоминают правила посадки при письме.
Анализируют составленные схемы, место гласных звуков в них.
Повторяют признаки гласных звуков.
Называют и выбирают нужную букву.
Находят и подчеркивают в таблице заданные буквы, сравнивают с образцом.
Составляют предложение с заданным словом; чертят схему этого предложения. Проверяют правильность выполнения задания.
Формировать умение находить в тексте слова с противоположным значением
Формировать умение через изображение значений слов понимать их значение
– Самостоятельно прочитайте этот текст. (Проверка фронтально: обсуждение вариантов чтения, связывание их со смыслом всего текста. Правильнее прочитать заяц убежал от лисы. Так как в следующем предложении говорится о том, что лиса плачет. А если он бежит от лисы, то плакать ей еще рано.)
– Что кроме рисунков, вам помогло прочитать предложения? (Буквы а, у и от – слово.) Закройте у и от. Прочитайте еще раз предложения.
– Какой вывод можно сделать? (Эти слова служат для связи слов в предложении.)
– Какая еще буква встретилась в предложениях? (Буква а.) Что стоит перед ней? (Запятая.) Ребята, в русском языке в предложении на письме перед а всегда ставится запятая.
– Что произошло с лисой, когда она не поймала зайца? (Лиса плакала.)
– А что делал заяц? (Заяц смеялся.)
– Что можно сказать о словах плакал-смеялся?
– Какие они по значению (смыслу) близкие или противоположные?
Физкультминутка (Театр). (Знак “Театрализация”.)
– Все встаньте. Я называю слово, а вы изображаете его значение. Например: “низкий”. (Все дети присели.) Назовите слово с противоположным значением. (Высокий) Покажите его значение. (Дети встают, вытягиваются). Играем дальше. Слова: веселый – грустный, левый – правый, тяжелый –легкий, говорить – молчать.
Отвечают на вопросы учителя, делают выводы.
Изображают значения слов, противоположных по значению.
Познакомить детей с ребусами.
Формировать умение работать в паре над решением задания.
Формировать умение применять полученные знания на практике.
Формировать умение анализировать предложенное задание; продолжать предложенную закономерность
– Откройте “Азбуку” на стр. 19. Задание “Такой-другой”.
Дети читают пиктограммы.
– Какие слова вставили? Назовите парами. Какие это слова? (С противоположным значением.)
2. На экране “Ребусы” со стр 18 “Азбуки”.
– Кто мне скажет, что это такое? (Новый знак “Ребус”.)
Справка: Ребус – это загадка, но загадка не совсем обычная. Все слова в ребусе изображены при помощи рисунков и различных знаков. Для того чтобы прочесть то, что зашифровано в ребусе, надо правильно назвать все изображенные предметы и понять, какой знак что изображает. Ребусы – это те же пиктограммы. Они возникли очень давно, когда люди еще не умели писать, они составляли свои письма из предметов.
– Какое слово зашифровано на знаке? (Родина.) Как вы понимаете значение этого слова?
В тетради у вас ребусы, попробуйте их расшифровать (Знак об окончании работы) Ответы: огород, экран, опера. (Проверка: на экране буквы).
3. Творческое задание
– Давайте попробуем составить ребусы, используя иллюстрации с доски: “стол”, “стул”. (Предложения детей. Коллективное составление ребусов с использованием картинок, букв и схем слов).
Есть в лесу под елкой хата.
В ней уснули медвежата.
А меньшой не хочет спать,
Маме стал надоедать.
Капризуля косолапый просит:
– Ужин мне состряпай
И неси скорей сюда
Меду, рыбку из пруда.
– Баю-баю, надо спать, – отвечает сыну мать.
– Ты уснешь, а сон придет,
Все в корзинке принесет.
4. Дополнительное задание (Новый знак “Продолжение узора из предметов и букв”).
– Посмотрите внимательно на следующее задание. Кто догадался, что нужно сделать?
– Почему после буквы А нарисован арбуз, а перед листочком – Л? Продолжите узор из предметов и букв один раз.
Расшифровывают слово, называют его значение.
В парах пробуют расшифровать ребусы; сравнивают с доской.
Пробуют составить ребусы с использованием картинок, букв и схем слов.
- Что такое базис простыми словами
- Что такое полный напор жидкости