Что такое пиктограмма для дошкольников

Использование пиктограмм в работе с детьми с общим недоразвитием речи дошкольного возраста

Использование пиктограмм в работе с детьми с общим недоразвитием речи дошкольного возраста.

Составители : Богданова А. С., Лущ Н. И., Субботина А. Б.

ГКУ ЦССВ «Школа циркового искусства имени Ю. В. Никулина»

Овладение словарем является важным аспектом развития ребенка. Нарушение в овладении лексической системой языка существенно затрудняет общение и сотрудничество ребенка со взрослыми и сверстниками, отрицательно влияет на формирование его познавательной деятельности, задерживает развитие как устной, так и письменной речи, служит препятствием для овладения школьной программой. Особое место для активного усвоения всех структур родного языка, в становлении и развитии лексикона принадлежит дошкольному возрасту. Вопросы развития речи, в том числе лексикона, детей дошкольного возраста раскрыты в работах М. М. Алексеевой, А. Н. Гвоздева, В. В. Гербовой, Ф. А. Сохина, Е. М. Струниной, Е. И. Тихеевой, В. И. Яшиной и др.

Исследователи отмечают, что для детей с общим недоразвитием речи (ОНР) дошкольного возраста характерны существенные отклонения от нормально развивающихся сверстников, как в количественной, так и в качественной характеристике словарного запаса. У детей с ОНР отмечается бедность активного и пассивного словаря, неточное, недифференцированное употребление слов, расширение родовых понятий, недостаточная дифференциация обобщающих понятий, ошибки в соотнесении слов с конкретными и обобщающим значением.

В связи с этим, выбранная нами тема «Использование пиктограмм в работе с детьми ОНР дошкольного возраста» является актуальной.

Актуальность использования пиктограмм в работе с дошкольниками состоит в том что:

1. Пиктограммы облегчают детям с ОНР (общим недоразвитием речи) овладение связной речью.

2. Пиктограммы используют естественные механизмы памяти, увеличивают объём памяти, развивают речемыслительную деятельность детей.

3. Использование метода пиктограмм повышает интерес к занятиям.

Пиктограмма- это рисуночное письмо, совокупность графических образов, которые человек придумывает сам с целью запоминания и последующего воспроизведения каких-либо слов и выражений.

Пиктограммы являются наглядным, демонстрационным материалом и каждому слову, словосочетанию соответствует своё изображение, отражающее основной отличительный признак. Такой метод позволяет детям гораздо быстрее запоминать новые слова и применять их в построении фразы и предложения. Дошкольники получают возможность не только слышать свою и обращенную речь, но и «видеть» её.В своей деятельности мы реализуем следующие задачи:

1. Формирование фонетической стороны речи.

2. Развитие связной речи

3. Развитие высших психических функций, а именно коррекция внимания, памяти, зрительного восприятия.

4. Развитие творческих способностей и воображения.

5. Повышение мотивации на логопедических занятиях.

6. Адаптация в окружающей реальности.

С детьми дошкольного возраста, имеющих общее недоразвитие речи, работа проводится поэтапно:

1. Ознакомление ребенка со знаком символом и уточнение его понимания.

2. Установление связи между изображением предметов и их функций (предлагаем соединить пиктограмму-предмет с пиктограммой-действием: пирамидка- играть, ложка- есть, карандаш- рисовать).

3. Самостоятельное построение фразы путем выбора символов.

Метод пиктограмм можно использоватьв любой образовательной деятельности:

1. Формирование здорового образа жизни (физминутки).

2. Пересказ произведений.

3. Заучивание стихотворений, загадок.

4. Дидактические игры.

Пиктограммы к стихотворениям, рассказам и сказкам, загадкам хорошо использовать для развития связной речи.

В своей работе мы используем пиктограммы, детям это очень нравится и облегчает процесс запоминания нового материала.

Продемонстрируем заучивание стихотворения с помощью пиктограмм с примерами детских работ:

Смотрит Солнышко в окошко

В гости к нам пришла весна

Мы захлопаем в ладоши

Очень ждали мы тепла.

Используемая литература

2. Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Преодоление общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. //М., Просвещение,1990.

3. Омельченко Л. В. Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи. Логопед. 2008.№4.

4. Лингвистический энциклопедический словарь (1990).

5. Ушакова О. С., Струнина Е. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. // М., Владос, 2003

Использование ЦОР в работе с детьми раннего дошкольного возраста Мы работаем в век технологий и поэтому внедрение компьютерных технологий в дошкольное образование открывает нам новые возможности для внедрения.

Использование потешек в работе с детьми дошкольного возраста Малый фольклорный жанр — это миниатюрные поэтические произведения, созданные для детей и имеющие определенную педагогическую направленность.

Что такое пиктограмма для дошкольников. Смотреть фото Что такое пиктограмма для дошкольников. Смотреть картинку Что такое пиктограмма для дошкольников. Картинка про Что такое пиктограмма для дошкольников. Фото Что такое пиктограмма для дошкольниковИспользование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста. С каждым годом возрастает процент детей, имеющих.

Картотека дидактических игр на развитие словаря прилагательных у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 1. Игра «Из чего сделано?» Целью игрыявляется закрепление в речи детей употребления относительных прилагательных и способов их образования.

Мастер-класс для родителей детей 6–7 лет с общим недоразвитием речи «Домашняя игротека» (часть I) часть 2 Авторы-составители: руководитель детского сада Михеева Наталья Борисовна, методист Едокова Оксана Владимировна, учитель-логопед.

Что такое пиктограмма для дошкольников. Смотреть фото Что такое пиктограмма для дошкольников. Смотреть картинку Что такое пиктограмма для дошкольников. Картинка про Что такое пиктограмма для дошкольников. Фото Что такое пиктограмма для дошкольниковИспользование кругов Луллия в работе с детьми дошкольного возраста Методическая разработка «Использование кругов Луллия в работе с детьми дошкольного возраста. » Автор-составитель: Гаранина Елена Михайловна.

Методика организации дидактических игр и игровых упражнений при развитии лексики детей 5–6 лет с общим недоразвитием речи Особым видом игровой деятельности является дидактическая игра. Она создается взрослым специально в обучающих целях, когда обучение протекает.

Что такое пиктограмма для дошкольников. Смотреть фото Что такое пиктограмма для дошкольников. Смотреть картинку Что такое пиктограмма для дошкольников. Картинка про Что такое пиктограмма для дошкольников. Фото Что такое пиктограмма для дошкольниковСценарий осеннего развлечения для детей с ОНР (общим недоразвитием речи) 4–5 лет «Вот и осень пришла» Развлечение «Вот и осень пришла» Цель: Создание положительного эмоционального отношения детей к развлечениям и праздникам. Преодоления.

Источник

Использование пиктограмм в работе с детьми по развитию речи

Что такое пиктограмма для дошкольников. Смотреть фото Что такое пиктограмма для дошкольников. Смотреть картинку Что такое пиктограмма для дошкольников. Картинка про Что такое пиктограмма для дошкольников. Фото Что такое пиктограмма для дошкольников Дарья Васильева
Использование пиктограмм в работе с детьми по развитию речи

Пиктограмма – система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций, организация учебного процесса в виде игры. Использование пиктограмм в настоящее время становится актуальным. Пиктограммаотносится к невербальным средствам общения: это когда ребенок в своем воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь, а при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединенные образы.

У детей с ОНР особенно важно развивать наглядно-образное мышление, используя символы, схемы, облегчающие процесс запоминания и увеличивающих объём памяти. Овладение приемами работы с пиктограммами значительно облегчает и сокращает время обучения и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью.Ведь одно из правил укрепления памяти гласит: «Когда учишь – записывай, рисуй схемы, черти графики».

Я очень часто использую пиктограммы в своей работе и как показывает практика,детям это очень нравится и значительно облегчает им процесс запоминания какой-либо информации.

Не буду голословной и приведу пример. На этой неделе у нас лексическая тема-«Зима. Зимние приметы».Для беседы с детьми о зиме я приготовила вот такие пиктограммы:

Что такое пиктограмма для дошкольников. Смотреть фото Что такое пиктограмма для дошкольников. Смотреть картинку Что такое пиктограмма для дошкольников. Картинка про Что такое пиктограмма для дошкольников. Фото Что такое пиктограмма для дошкольников

Здесь зашифрованы приметы зимы:зимой часто идет снег;зимой водоемы покрываются льдом;зимой птицам голодно и человек подкармливает их,развешивает кормушки;и т. д.

Что такое пиктограмма для дошкольников. Смотреть фото Что такое пиктограмма для дошкольников. Смотреть картинку Что такое пиктограмма для дошкольников. Картинка про Что такое пиктограмма для дошкольников. Фото Что такое пиктограмма для дошкольников

Презентация «Обучение дошкольников составлению описательных рассказов при помощи опорных схем-рисунков» Мнемотехника- это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Использование.

Источник

Конспект образовательной деятельности для старшего дошкольного возраста «Что такое пиктограмма»

Возраст воспитанников: старший дошкольный возраст (седьмой год жизни)

Виды деятельности: коммуникативная, познавательно-исследовательская, речевая.

Образовательные области: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое.

Цель: продолжать знакомить детей с понятием «предложение».

-учить детей выделять предложение в речи;

— развивать речь, умение вслушиваться в речь взрослого;

— воспитывать доброжелательное отношение к ответам сверстников.

Оборудование: пиктограммы, карандаши и бумага, сюжетные картинки.

Предварительная работа: составление предложений по сюжетным картинкам, чтение пиктограмм.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, посмотрите на эти необычные рисунки. Как вы думаете, что они означают? Я хочу понять, для чего они? А вы? (Предположения детей)

(Чтение пиктограмм)

А вы хотите попробовать составить пиктограмму? (составление пиктограмм и чтение их детьми)

А потом у людей появились карандаши и краски, и люди научились рисовать картины. По картинам тоже можно составить предложение. Давайте попробуем это сделать.

Составление предложений по сюжетным картинам.

Воспитатель: Ребята, предлагаю проверить ваше внимание, я буду говорить предложения, а вы будете исправлять ошибки. Договорились? Все согласны?

По дороге ехала машина.

Белочка на сосне грызла конфету.

В лесу выросло много грибов. (И т. д.) 6-7 предложений.

Ну что, ребята, в чем хотели разобраться? Как мы это делали? Что у нас получилось? А где мы теперь эти знания может использовать? (Ответы детей) Ребята, я очень рада, что у нас получилось во всём разобраться.

«Витаминка — друг здоровячков». Конспект образовательной деятельности по ЗОЖ для детей старшего дошкольного возраста Цель: формировать у дошкольников представление о здоровом образе жизни. Задачи: 1. Обобщить и закрепить элементарные знания и представления.

Что такое пиктограмма для дошкольников. Смотреть фото Что такое пиктограмма для дошкольников. Смотреть картинку Что такое пиктограмма для дошкольников. Картинка про Что такое пиктограмма для дошкольников. Фото Что такое пиктограмма для дошкольниковАппликация «Веселые снеговички». Конспект непосредственной образовательной деятельности детей старшего дошкольного возраста Конспект непосредственной образовательной деятельности детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Веселые снеговички». Цель: Научить.

Что такое пиктограмма для дошкольников. Смотреть фото Что такое пиктограмма для дошкольников. Смотреть картинку Что такое пиктограмма для дошкольников. Картинка про Что такое пиктограмма для дошкольников. Фото Что такое пиктограмма для дошкольниковКонспект непосредственно-образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Правильное питание» Цель: Расширять представления детей о продуктах питания и их значении для человека выделять правила здорового питания, развивать умение.

Что такое пиктограмма для дошкольников. Смотреть фото Что такое пиктограмма для дошкольников. Смотреть картинку Что такое пиктограмма для дошкольников. Картинка про Что такое пиктограмма для дошкольников. Фото Что такое пиктограмма для дошкольниковКонспект непосредственно-образовательной деятельности по патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста Конспект непосредственно-образовательной деятельности по патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «Как у нас.

Источник

Учимся составлять рассказы при помощи пиктограмм

Методика Использование пиктограмм для развития ребенка используется довольно давно. Пиктограммы «схемы слова» помогают ребенку, ориентируясь на зрительный образ, посчитать, сколько и каких звуков в слове, где стоит звук (в начале, в середине или в конце), схемы предложения – определять количество слов, развивает интерес к общению, совершенствует речемыслительную деятельность, овладевает операциями анализа и синтеза.

Пиктограммы к рассказам и сказкам хорошо использовать для развития связной речи у детей. Это способствует развитию высших психических функций (мышление, воображение, память, внимание), активизации связной речи, ориентировке в пространстве, облегчает ознакомление детей с природой и с явлениями окружающей действительности (дорожные знаки, экологические знаки и т. д.). При использовании различных схем меняется характер деятельности детей: дети не только слышат свою или обращенную к ним речь, но и имеют возможность ее «видеть». При составлении рассказов по картинкам и пиктограммам дети легче запоминают новые слова не механически, а в процессе активного использования.

Пересказ – более легкий вид монологической речи, т. к. он придерживается авторской позиции произведения, в нем используется готовый авторский сюжет и готовые речевые формы и приемы. Это в какой-то мере отраженная речь с известной долей самостоятельности. Пересказ литературных произведений в детском саду относится к одному из видов деятельности на логопедических занятиях.

Использование пиктограмм в работе по обучению рассказу и пересказу облегчает запоминание произведения, а за тем и сам пересказ, с опорой на графическое изображение. Пиктограммы помогают ребенку разобраться в последовательности событий и выстроить канву последующего рассказывания.

Этапы обучения: 1. 1.Подготовка к пересказу. В начале, необходимо учитывать требования к литературному произведению:

Не следует пересказывать произведение, не исследовав его.

2. Первое чтение текста без установки на запоминание и пересказ. Оно предназначено для целостного эмоционального и художественного восприятия текста детьми.

3. При повторном чтении произведения акцент идет на запоминание с последующим пересказом После повторного прочтения необходимо побеседовать с ребенком по содержанию, опираясь на наводящие вопросы. Вопросы должны быть тщательно подобраны. Цель беседы – усвоение содержания произведения. В этом помогут и следующие приемы работы над текстом:

4. После третьего прочтения ребенку дают возможность пересказать текст, используя пиктограммы. При использовании пиктограмм у детей формируются умения замещать персонажей заместителями (моделью); передавать текст с опорой на предметное моделирование; умение составлять внутренний план действий, формируется речевое высказывание, умение делать умозаключения; развивается воображение для составления модели для самостоятельных рассказов.

Пиктограммы для пересказа русских народных сказок.

Использование пиктограмм для пересказа очень помогает в работе с детьми с общим недоразвитием речи, т. к. психические процессы (мышление, воображение) развиваются только на основе различных видов восприятий и ощущений.

Использование моделей (пиктограмм) лучше начинать со знакомых сказок: «Колобок», «Машенька и медведь», «Репка» и т. д. со временем дети захотят самостоятельно смоделировать понравившееся произведение.

Игры с пиктограммами.

Пиктограммы можно использовать для игр:

«Не зевай, нужную пиктограмму поднимай», взрослый читает рассказ, а ребенок поднимает пиктограмму согласно тексту.

«Продолжи рассказ», взрослый раздает пиктограммы, читает рассказ, а ребенок продолжает, опираясь на пиктограмму.

«Расставь правильно», взрослый расставляет пиктограммы в неправильном порядке, читает рассказ. Затем предлагает правильно расставить пиктограммы. В случае затруднений – задает вопросы.

«Составь свой рассказ», ребенку предлагают пиктограммы. Ребенок самостоятельно должен самостоятельно составить рассказ.

Пиктограмма сказки «Колобок».

Что такое пиктограмма для дошкольников. Смотреть фото Что такое пиктограмма для дошкольников. Смотреть картинку Что такое пиктограмма для дошкольников. Картинка про Что такое пиктограмма для дошкольников. Фото Что такое пиктограмма для дошкольников

Что такое пиктограмма для дошкольников. Смотреть фото Что такое пиктограмма для дошкольников. Смотреть картинку Что такое пиктограмма для дошкольников. Картинка про Что такое пиктограмма для дошкольников. Фото Что такое пиктограмма для дошкольников

Что такое пиктограмма для дошкольников. Смотреть фото Что такое пиктограмма для дошкольников. Смотреть картинку Что такое пиктограмма для дошкольников. Картинка про Что такое пиктограмма для дошкольников. Фото Что такое пиктограмма для дошкольников

Что такое пиктограмма для дошкольников. Смотреть фото Что такое пиктограмма для дошкольников. Смотреть картинку Что такое пиктограмма для дошкольников. Картинка про Что такое пиктограмма для дошкольников. Фото Что такое пиктограмма для дошкольников

Что такое пиктограмма для дошкольников. Смотреть фото Что такое пиктограмма для дошкольников. Смотреть картинку Что такое пиктограмма для дошкольников. Картинка про Что такое пиктограмма для дошкольников. Фото Что такое пиктограмма для дошкольников

Пиктограмма сказки «Машенька и медведь»

Что такое пиктограмма для дошкольников. Смотреть фото Что такое пиктограмма для дошкольников. Смотреть картинку Что такое пиктограмма для дошкольников. Картинка про Что такое пиктограмма для дошкольников. Фото Что такое пиктограмма для дошкольников

Что такое пиктограмма для дошкольников. Смотреть фото Что такое пиктограмма для дошкольников. Смотреть картинку Что такое пиктограмма для дошкольников. Картинка про Что такое пиктограмма для дошкольников. Фото Что такое пиктограмма для дошкольников

Что такое пиктограмма для дошкольников. Смотреть фото Что такое пиктограмма для дошкольников. Смотреть картинку Что такое пиктограмма для дошкольников. Картинка про Что такое пиктограмма для дошкольников. Фото Что такое пиктограмма для дошкольников

При использовании различных схем меняется характер деятельности детей: дети не только слышат свою или обращенную к ним речь, но и имеют возможность ее «видеть». При составлении рассказов по картинкам и пиктограммам дети легче запоминают новые слова не механически, а в процессе активного использования. В своей практике мы используем пиктограммы на всех этапах коррекционной работы с детьми с ОНР. Использование метода пиктограмм развивает высшие психические функции, что положительно сказывается на результативности коррекционной работы.

Источник

Использование пиктограмм в работе с дошкольниками

История использования пиктограмм ведёт отсчёт едва ли ни с первобытных времён. Известно, что люди сначала научились рисовать, а потом уже писать буквами. На стенах пещер, где жили древние люди, найдено много таких рисунков. Получилось так, что древние люди оставили для потомков письма- рассказы, хотя не умели писать.
Пиктограмма – один из видов предписьма, представляющий собою рисуночное письмо, или картинопись – изображение предметов, событий и действий с помощью условных знаков.
Письменность значительно изменила оперирование информацией, но в этот период интерес к методам управления памятью был очень высок. Среди самых видных ученых, работавших над вопросом запоминания, был Джордано Бруно (ХV1век). В его честь названа современная система запоминания Джордано.
В ХХ веке методика «Пиктограммы» была разработана и использовалась в психологических исследованиях. В 60 – 70 годах применение данной методики расширилось.

В России целенаправленное использование мнемотехники ещё молодое направление в области педагогики. Проблемы коммуникации при грубом нарушении речевой функции решается с привлечением определённых коммуникативных стратегий, повышающие возможности понимания и облегчающие информационный обмен между людьми.
Блиссимволика – письменная система, разработанная Ч. Блиссом в 1965году. Она понятна людям, говорящим на любом языке. Набор символов состоит приблизительно из одной сотни картинных идеографем и произвольно выработанных символов, которые можно использовать как по одиночке, так и в определённых комбинациях.

В мире специального обучения весьма распространена знаковая система Макатон, история которой начиналась в 1972году со словаря символов. Макатон представляет собой две взаимосвязанные части, которые служат компенсирующим средством речи.

Использование пиктограмм в дошкольной педагогике называют по-разному. Так Воробъёва В.К. – сенсорно графическими схемами,
Ткаченко ТА – предметно схематическими моделям, Большева Т.В. – коллажем,
Ефименкова Л.Н. – схемой составления рассказа.

1.2. История изучения темы педагогического опыта в образовательном учреждении и муниципальном образовании.
Работая воспитателем в логопедической группе с детьми с ОНР, я столкнулась с проблемой, а именно :
– плохого запоминания детьми стихотворений и небольших текстов

— отсутствию умения четко, последовательно излагать свои мысли, делать умозаключения
— наличие речевых нарушений резко ограничивали общение детей с окружающими.
Проводя диагностику речевой активности и психических функций, я обратила внимание на наличие:
— отставания в развитии мыслительных операций, вызывающие затруднения в овладении анализом и синтезом, сравнением и обобщением
— нарушение внимания, приводящего к трудностям выполнения задания на основе словесной инструкции.
В то же время дети с удовольствием рассматривают книги на основе комиксов и сюжетных картинок, пытаясь «читать» текст, а через некоторое время пересказать то, что было «прочитано».

Я пришла к мысли, что способность запоминать зависит в первую очередь не от памяти, а от мышления и внимания. Нарушения в работе этих психических процессов делают практически невозможным произвольное запоминание – мозг не хранит информацию в привычном смысле слова, но способен сохранять только внутренние связи между объектами.

Предметно-развивающая среда в группе создана в соответствии с требованиями ФГТ и Программой, которая реализуется в ДОУ:
— речевой материал регулярно обновляется в соответствии с изучаемой лексической темы;
— игры, игрушки и пособия систематически меняются в течение года;
— создаются комфортные, безопасные для детей условия для занятий и игр;
— создаётся пространство для эмоционального благополучия детей в группе.
Взаимодействие с семьей:
— регулярное проведение родительских собраний, обучающих тренингов, консультаций, проектной деятельности
— оформление родительских уголков, папок-передвижек, стендов, рекомендаций, информационных листов по развитию и воспитанию детей;
— помощь родителям в осознании необходимости участия в развитии детей
— подведение родителей к пониманию программы обучения ребенка;
— привлечение родителей к активному участию в обучении ребенка.

3.Педагогический опыт.
«Если учить ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти слова – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их на лету». К.Д.Ушинский.

3.1.Описание основных методик и методов, используемых в представленном педагогическом опыте.
Пиктограмма – система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций, организация учебного процесса в виде игры. Использование пиктограмм в настоящее время становится актуальным. Пиктограмма относится к невербальным средствам общения: это когда ребенок в своем воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь, а при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединенные образы.
Пиктограммы – это совокупность правил и приемов, облегчающих процесс запоминания.
У детей с ОНР особенно важно развивать наглядно-образное мышление, используя символы, схемы, которые лежат в основе образования искусственных ассоциаций, облегчающих процесс запоминания и увеличивающих объём памяти. Опора на визуальный образ очень важна, так как при воспроизведении текста зрительный образ возникает в воображении и это наиболее короткий путь к формированию процесса запоминания и точной передачи информации, например, в стихах и текстах.
Для этого достаточно схематичного изображения отдельных частей, что облегчает запоминание и последующее воспроизведение целостно образа в рифмованной форме. Суть использования пиктограмм заключается в том, что на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается изображение, таким образом, зарисовывается всё стихотворение. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком.
Овладение приемами работы с пиктограммами значительно облегчает и сокращает время обучения и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью. Ведь одно из правил укрепления памяти гласит: «Когда учишь – записывай, рисуй схемы, черти графики».

3.2. Актуальность педагогического опыта.
Мышление ребенка развивается через наглядную и доступную форму. Следовательно, актуальность использования пиктограмм в работе с детьми с ОНР я вижу в следующем:
— пиктограммы облегчают детям с ОНР овладение связной речью, т.к. облегчают запоминание и увеличивают объем памяти и в целом развивают речемыслительную деятельность детей;
— пиктограммы используют естественные механизмы памяти и позволяют полностью контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания информации;
— дети, овладевшие приемом использования пиктограмм, в дальнейшем способны самостоятельно развивать речь в процессе общения и обучения.

Реализуя данную технологию, я поставила пред собой следующие задачи:
— помочь детям в упорядочивании и систематизации познавательной информации об окружающем;
— обогащение словарного запаса детей и развитие связной речи;
— обучение последовательности, логичности и связности изложения;
— воспитание потребности в речевом общении;
— развитие мышления, воображения, речеслуховую и зрительную память;
— развитие мелкой моторики.

3.3. Научность в представляемом педагогическом опыте.
На использовании пиктограмм основаны многие методы дошкольного обучения, к примеру, метод обучения дошкольной грамоте, разработанный Д.Б.Элькониным и Л.Е.Журовой. Схемы и модели постепенно приучают детей к наблюдению за языком. Схематизация и моделирование помогает ребенку увидеть связь слов в предложении и тексте. Это развивает интерес к словам, общению, совершенствует речемыслительную деятельность детей.
Овладение приемами использования пиктограмм значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи:
— развития основных психических процессов памяти, внимания, образного мышления;
— перекодирование информации – преобразование абстрактных символов в образы;
— развитие мелкой моторики при графическом воспроизведении.
Для стимулирования фантазии и творческих речевых действий на начальном этапе работы необходимо сформировать у детей знаково-символические функции. Они носят символы различного характера:
— геометрически фигуры;
— символические изображения предметов: силуэты, контуры, условные обозначения.
Пиктограммы особенно эффективны при разучивании стихотворений, пальчиковых игр, пересказа сказок. Суть заключается в том, что на каждое слово или словосочетание составляется картинка и произведение зарисовывается схематически.
После этого ребенок о памяти, используя опору на графическое изображение, воспроизводит текст целиком.

3.4. Результативность педагогического опыта.
Научными исследованиями доказано, что объём зрительного восприятия окружающего мира у детей составляет 75%. На основе этого, использование пиктограмм в работе с детьми, позволило мне повысить уровень развития связной речи у детей. Одновременно решить задачи на развитие основных психических процессов и как следствие в достаточной степени подготовить детей к обучению в школе.
Выбрав тему педагогического опыта «Использование пиктограмм» предполагались на окончательном этапе следующие результаты:
— пополнение и активизация словарного запаса детей;
— совершенствование связной речи;
— развитие логического и образного мышления, развитие памяти;
— формирование целостности окружающего мира;
— умение осуществлять поиск информации, материалов для исследовательской деятельности;
— умение обрабатывать собранный материал.

О результатах моей деятельности можно судить по проведенному мониторингу.
Так при запоминании стихотворения вербальным способом результаты были такие – 20%низкий уровень запоминания, 50%средний уровень,30%высокий.
Запоминание стихотворений с помощью пиктограмм (невербальный способ) дало результат-0%низкого уровня, 40%средний уровень,60%высокий уровень.
Сравнительная диагностика развития связной речи у детей логопедической группы в период с сентября 2011 года по май 2013 года. Итоговая диагностика показала, что уровень развития речи значительно улучшился, видна положительная динамика.

3.6. Технологичность представляемого педагогического опыта.
Работа по реализации задач использования пиктограмм осуществляется в несколько этапов:

I. Установление эмоционального контакта. В основе лежит эмоциональный контакт, который постепенно перерастет в сотрудничество.
II. Повышение психической активности ребенка.
III. Создание продуктивного педагогического общения. Моделирование, организация и управление непосредственным обучением, анализ результатов.
IV. Создание единого ответа – решения поставленных проблем.
Воспитатель должен определить последовательность своих действий и работы детей; время, которое будет затрачено на осуществление данного вида обучения; прогнозирование и результативность.

План использования пиктограмм в работе с текстом:
1. Прежде всего, в тексте надо выделить ключевые слова или короткие выражения.
2. Затем к каждому из выделенных слов или выражений нарисовать картинки, которая сможет впоследствии напомнить именно это слово (эту картинку можно назвать зрительной ассоциацией на слово), картинка не должна быть не слишком схематичной, не слишком подробной. Она должна быть достаточно простой и не требующей специальных художественных навыков. Пиктограмма не может быть правильной или неправильной, главное, чтобы она впоследствии смогла напомнить слово или выражение, к которому она была нарисована.
3. Дальше, в зависимости от времени на запоминание, а также способностей к визуализации, возможны разные варианты работы с текстом:
— сначала попробовать, глядя на рисунки, воспроизвести текст, как можно подробней. Затем, попробовать воспроизвести текст, вспоминая свои картинки мысленно, т.е. не глядя на них;
— если необходимо помнить текст долго, то целесообразно возвращаться время от времени к своим пиктограммам и пытаться воспроизвести его по ним.
Такое повторение намного рациональнее, чем обыкновенное запоминание, использование методик пиктограмм, очень эффективно.

3.7. Описание основных элементов представляемого педагогического опыта.
В процессе традиционного обучения я внедрила занятия с использованием пиктограмм 1 раз в месяц со своей группой, 2 раза в месяц по подгруппам и индивидуально.

Типы таких занятий:
— традиционные
— предметно-образные
— по сказкам, по литературным произведениям, по интересам, на свободное творчество.

Приемы обучения моделированию художественных произведений:
— кодирование в образы
– запоминание(соединение двух образов)
– пересказ информации с опорой на пиктограмму
— воспроизведение пиктограммы.

Большое внимание уделяю оценке деятельности детей с учетом дифференцированного подхода, направленного на развитие успеха.
В процессе занятий поощряю активность, умение высказывать свои мысли, самостоятельность, инициативность.
Моя работа с детьми, по внедрению нетрадиционных технологий (использование пиктограмм), дала положительный результат.

4. Выводы.
Реализация педагогического опыта направлена на освоение использования пиктограмм в развитии речемыслительной деятельности детей и развития памяти.
Данный опыт позволяет детям :

— добывать информацию, проводить исследование, делать сравнения, составлять четкий внутренний план умственных действий, речевого высказывания;
— формировать и высказывать суждения и умозаключения более логично и последовательно;
— развивать неречевые процессы: внимание, мышление, все виды памяти (зрительную, слуховую, двигательную при использовании приема зарисовки текста детьми)
— поддерживать интерес детей к активной речевой деятельности.

Использование данной технологии позволяет развивать не только память, воображение, внимание, но и учит детей рассуждать, доказывать, отстаивать свою точку зрения, поэтому можно говорить.
Все перечисленное составляет в совокупности основу для использования опыта в системе образования, как коррекционной работе с детьми дошкольного возраста, так и в работе с детьми массовых групп детского сада.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *