Что такое пиктограмма иконка информатика
Изучаю компьютер
Продолжение. См. № 15, 17- 20/2008
Тема 5. Пиктограмма
— Занятие 14. Что такое пиктограмма
— Занятие 15. Разнообразие пиктограмм
— Занятие 16. Пиктограммы на экране компьютера
Занятие 14. Что такое пиктограмма
Пиктограмма — это упрощенный рисунок, который служит обозначением некоторого предмета, действия или события.
Что может обозначать табличка с таким рисунком?
Ну конечно, медицинский пункт! Здесь делают не очень приятные, но необходимые для здоровья прививки.
Этот рисунок — пиктограмма медицинского пункта.
Впрочем, медицинский пункт часто обозначают еще проще — одним красным крестом. Такой знак можно видеть и на машине “скорой помощи”, и на шапочке у врача.
Иллюстрация с сайта home.onego.ru
“Водители! Будьте осторожны: здесь дорогу могут переходить дети!” Такое предупреждение можно выразить по-разному.
Художник может нарисовать картину: непоседливый озорник перебегает дорогу прямо перед колесами автомобиля. Такое художественное произведение может украсить здание около опасного места. Но сложная картина лишь отвлечет внимание водителя.
Гораздо удобнее договориться о том, что такой достаточно выразительный, хотя и очень упрощенный рисунок будет обозначать место, где на дороге могут появиться дети.
Этот рисунок и есть пиктограмма, обозначающая предупреждение: “Водители! Будьте осторожны: здесь дорогу могут перебегать дети!”.
Тема 5/Что такое пиктограмма
Вот еще несколько дорожных знаков.
Используя мышиную операцию “зависание”, прочтите название этих пиктограмм на странице электронного учебника.
Рис. 1. Испытательный стенд в электронной книге
Уметь набирать тексты на клавиатуре очень важно! Можно написать электронное письмо другу или набрать на клавишах собственную сказку, а потом красиво распечатать ее на принтере.
Будем осваивать эту науку, чтобы немного отдохнуть от пиктограмм!
Петя Кук любит набирать тексты на компьютере, но он делает ошибки и огорчается.
А зря! Ошибок не надо бояться, их надо уметь исправлять!
Ошибка на бумаге весьма неприятна, особенно если она сделана ручкой: после исправления появляется грязь.
На компьютере писать удобнее: ошибки исправляются просто и без всяких следов.
Давайте и мы научимся удалять с экрана неверно набранные буквы и другие символы.
Удалять последний набранный символ (букву, цифру, другой знак) удобно клавишей обратного пробела . Она удаляет символ слева от курсора.
С этой клавишей мы уже работали.
Клавиша
Удалять символы можно и клавишей .
Клавиша удаляет символ справа от черточки курсора.
Слово delete читается “дилит”, переводится с английского “стирать”.
Клавиша удаляет символ справа от курсора.
А как подвести курсор к нужному символу? Для этого используют клавиши с нарисованными стрелками (вправо и влево).
Задание 1. Удаление клавишей
Тема 5/Что такое пиктограмма/Практикум
Выполните упражнения на удаление лишних символов при помощи клавиши .
10. к о м п ь ю т е р
Задание 2. Набор текста
Тема 5/Что такое пиктограмма/Практикум
5. А Дюймовочка плыла все дальше
Тема 5/ Что такое пиктограмма /Зачет
Отметьте все верные ответы.
a) упрощенный рисунок
b) обозначение предмета
c) обозначение действия
d) обозначение события
2. Что обозначает эта пиктограмма:
b) медицинский пункт
d) движение запрещено
3. Что обозначает этот дорожный знак:
b) пункт медицинской помощи
4. Что обозначает этот дорожный знак:
c) пункт медицинской помощи
5. Что обозначает этот дорожный знак:
c) пункт медицинской помощи
6. Что обозначает этот дорожный знак:
c) пункт медицинской помощи
7. Что обозначает этот дорожный знак:
c) пункт медицинской помощи
8. Что обозначает этот дорожный знак:
c) пункт медицинской помощи
Занятие 15. Разнообразие пиктограмм
Пиктограммы привычны на улицах, вокзалах, стадионах.
Иллюстрация с сайта home.onego.ru
Такой знак вместе с белыми полосками на дороге (“зеброй”) обозначает пешеходный переход.
Этот знак поможет найти туалетные комнаты.
Ну а этот подскажет, где можно сделать прическу.
Пиктограммы “поселились” на упаковках вещей и продуктов.
Рис. 2. Пиктограммы на упаковках
“Не кантовать” — значит не переворачивать. Стрелки показывают, где у товара верх.
Язык пиктограмм понятен без перевода и американцу, и русскому, и даже малышу, который совсем не умеет читать!
Посмотрите на эти спортивные пиктограммы. Вероятно, вам понятно, какие виды спорта они обозначают:
Рис. 3. Спортивные пиктограммы
Эти пиктограммы можно встретить на вокзале. Объясните, что они значат.
Рис. 4. Пиктограммы на вокзале
Специальные символы
Поработаем со знаками препинания и специальными символами.
Точки, запятые, скобки, кавычки и другие знаки препинания встречаются в текстах очень часто.
В записи арифметических выражений не обойтись без знаков “+” и “–”.
Для умножения и деления на клавиатуре тоже есть свои символы, хотя они и не очень привычны: в качестве знака умножения часто пользуются звездочкой “*”, а деление обозначают наклонной чертой “/”.
Например, обычное арифметическое выражение
часто приходится набирать на клавиатуре так:
Когда нужно записать сравнение двух чисел, используют символы “>” (больше), “ 3
Тема 5/Разнообразие пиктограмм/Зачет
Выберите правильное название пиктограммы.
b) пешеходный переход
c) переход запрещен
d) подземный пешеходный переход
b) пешеходный переход
c) переход запрещен
d) подземный пешеходный переход
Что такое пиктограмма
Пиктограмма (от лат. pictus — «нарисованный» и греч. gramma — «запись», «письменный знак») — это рисунок-символ. Он изображает какое-то событие, объект или действие.
Пиктограммы использовали ещё до появления письменности, например, в Древнем Китае и Древнем Египте.
Сейчас пиктограммы используются как знаки, которые облегчают передачу информации.
Например, в качестве знаков на дороге или схематичного изображения какого-либо иного правила, в аэропортах, на вокзалах, в метро, для обозначения функций в компьютерах и т. д.
Примеры пиктограмм
Пиктограммы можно увидеть в правилах дорожного движения (дорожные знаки), на различных схемах, табло, навигационных указателях и даже в ребусах для детей.
Зачем нужны пиктограммы?
Человеку легче понять изображение, чем текст. Поэтому у пиктограмм есть преимущества:
Пиктографическое письмо
Пиктографическое письмо (или пиктография) — это способ письма, когда вместо слов используются пиктограммы. То есть мысль передаётся с помощью изображений.
С возникновением письменности роль пиктографического письма пошла на убыль. Ведь оно лишено всей выразительности, которая присуща письменному языку.
Методика «пиктограмма»
Это эксперимент с использованием пиктограмм, который помогает выявить, есть ли у человека психическое расстройство.
Человеку зачитываются слова и словосочетания, и он должен их все запомнить. В помощь ему даётся листок бумаги и ручка или карандаш.
Но ни буквы, ни цифры записывать нельзя. Слова можно только зарисовывать.
Затем листок у человека забирают и возвращают лишь спустя какое-то время. Смотря на свои рисунки, он должен воспроизвести слова, которые зачитывались.
Данный тест показывает не только, насколько хорошо развита у человека память. Но также его образ мышления.
Здоровый человек сможет подобрать изображение к слову. У человека с психическим отклонением это вызовет затруднения.
Пиктограмма в информатике
Язык информатики — это тоже универсальный язык и его используют множество людей из самых разных стран. Поэтому пиктограммы приходятся здесь как нельзя кстати.
О пиктограммах в интерфейсах и не только
Как правило, в защиту пиктограмм говорит тот факт, что ее смысл очевиден и понятен для носителей разных языков. Отсюда причина частого спора о том понятен или непонятен всем пользователям какой-то символ. В общем-то этот спор занятие довольно бесполезное и отчасти повторение исторического соревнования культур при создании письменности. Иероглифы VS Алфавит. При относительно небольшом лексиконе, очевидным был факт изображения слов описывающих вещи в виде этих самих вещей. Но чем мудрёней становились понятия, тем сложнее было придумать очевидный графический образ. В итоге все сошлось к тому, что смысл не всегда очевиден, но есть логика понимания, какие-то правила считывания. И даже те же древние египтяне и современные китайцы в конце концов стали использовать иероглифы для фонетической записи слов используя их не только как символы-существительные, прилагательные и глаголы, но и слоги и просто отдельные частицы слов.
Рис.6 — В иконку без подписи пользователь будет более тщательно целиться, неосознанно воспринимая границы изображения за границы активной области.
Рис.7 — Кнопки справа нажимать удобней, видна область, можно даже тапнуть или кликнуть где-то довольно далеко от центра и быть уверенным в попадании. Но те, что слева более концептуальны. Впрочем, как показывает опыт последних лет скрытая активная область элементов вполне неплохо работает там, где нет скученности информации. Плюс облегчает в целом визуальное восприятие. Клавиатуры в мобильных интерфейсах без границ активных областей работают даже лучше. А вот в одном мессенждере кнопка «отправить» не имеет визуальной границы и так близко расположена к полю ввода сообщения, что порой у пользователя случается ситуация, в которой он не знает, попадет ли он в поле для редактуры сообщения или отправит его.
Рис.8 — Примеры того как совместно работают надпись и пиктограмма. Словами передается точный смысл, а пиктограмма способствует быстрому нахождению нужной опции.Кроме того в таком случае не требуется искать какой-то очень точный образ для иконки. Пиктограммы на геймпаде Sony Playstation. Они просто визуально разные и хорошо отличимы глазом. Хотя дизайнер, спустя годы, выдавал версию с обоснованием, но это скорее всего легенды.
Рис.9 — Геймпад для Сони Плейстейшн. Запомнить комбинацию быстрее, чем с помощью буквенных маркировок.
Иконки часто используются для акцентирования внимания. И это верное решение, но в разумных пределах. Как я писал в первых строках не надо превращать интерфейс в древнеегипетское творчество. До начала эпохи скевоморфизма и первый период его царствования, на стоках и в свободном доступе иконок было не так уж много. Некоторые 3д-дизайнеры или векторные иллюстраторы бывало специализировались исключительно на создании иконок под конкретный проект и процесс был трудоемким и уникальным. Когда человечество удовлетворило свое стремление оцифровать окружающий мир и наигралось со стеклянными и металлическими кнопками, бликами и отражениями, пиктограммы приняли свой традиционный минималистичный вид, популяризированный плоским дизайном. Технически создавать такие иконки стало проще, поисковый запрос на тему выдает массу вариантов. Отсюда засилье иконок в современном дизайне. С одной стороны тренд, с другой соблазн без особых усилий этому тренду следовать. Например, если где-то пишут адрес или номер телефона, то тут же снабжают его пиктограммой локации и телефонной трубки соответственно, чаще всего лишь по причине «а почему бы и нет». Иногда кажется, дай волю и иконка будет предварять каждое слово. Фактически пиктограммы превращаются в какие-то декоративные элементы а сайты в усыпальницы фараонов со всей своей пафосной бессмысленностью. Но в отличие от пирамид, эти сайты вряд-ли продержатся несколько тысяч лет и станут культурной ценностью.Если вы размещаете пиктограммы только для красоты, то хорошо подумайте а стоит ли? Возможно такими действиями вы лишь удешевляете вид вашего дизайна. Ведь всем ясно, что это не авторская работа а стоковые изображение по копеечной цене, а то и полученные бесплатно. Если пиктограмма не улучшает восприятие, то она не нужна. Использование пиктограмм обуславливается даже не модой, а тем, что их просто много и они дешевые.
Рис.10 — Пиктограммы не используются в меню, так как категорий слишком много, предпочтение отдано сортировке по алфавиту.Говоря о моде, стоит затронуть тему художественного исполнения пиктограмм в интерфейсах. Сейчас это преимущественно условные изображения без объема, часто выполненные в тонких линиях. Кто-то скажет, что это просто веяние моды. Но на самом деле такой вид обусловлен прежде всего техническими возможностями. Проще говоря, сейчас делают так, потому что это стало возможным, а не потому что у какого-то художника-первооткрывателя случилось озарение. И по большому счету, поговорка, что «новое это хорошо забытое старое» как нельзя кстати.Появление пиктограмм в интерфейсах фактически и было появление самого графического интерфейса. Нарисованные попиксельно графические элементы имели грубую точечную структуру. Разрешающая способность экранов не позволяла сделать детальные изображения с плавными контурами. Размер пикселя был велик относительно всей иконки. В наше время изображения стилизованные под графику той эпохи называют пиксель-артом либо как угодно с приставкой «восьмибиный».
Рис 15- Скевоморфные иконки предыдущих версий MacOs
Просматривая пиктограммы, иконки, знаки которые были 30, 50, 100 лет назад всегда можно найти какое-то повторение того, что уже было. В развитии дизайна всегда присутствует некая цикличность декад. Спустя десятилетия мы видим возвращение например музыкальных или модных предпочтений прошлых лет, но уже на базе новых технологий.
При создании образа иконки надо хорошо подумать кто является целевой аудиторией и какой уровень ее подготовки. Кому доверить обучение пользователя: обществу, рекламе, интерфейсу или предложить пользователю приобрести свой собственный опыт. Пытаться делать пиктограммы которые расскажут пользователю все о системе чревато тем, о чем предупреждает один из известных законов Мерфи «сделай понятное дураку и этим будут пользоваться только дураки». Энциклопедическое описание понятия пиктограммы использует слово «узкоспециализированное изображение». Чтобы исключить недопонимание, пиктограмму всегда можно подписать. Не стоит размещать иконки в дизайне только для украшательства. Такой дизайн все равно выглядит, как бижутерия.
Если пиктограмма совершенно не функциональна то она не нужна. Под функциональностью может быть помощь в быстром поиске нужного, привлечение внимания, форматирование и структурирование информации. Мобильные интерфейсы в силу того, что имеют довольно мало места с физической точки зрения для пользователя (диагонали экранов 5-10 дюймов) как бы намекают на использование пиктограмм, а вот веб и другие направления графического дизайна такой необходимостью вовсе не обременены, поэтому и злоупотреблять этим не стоит. В случаях когда пиктограмма выполняет роль иллюстрации, лучше и делать полноценную иллюстрацию, более детальную, чем лаконичный значок, например как это традиционно делает DropBox (Рис. 17)
Рис. 17 Пример иллюстрации с сайта Dropbox
Значок (элемент графического интерфейса)
Значо́к (уменьшительное от знак), иконка (от англ. icon ) — элемент графического интерфейса, небольшая картинка, представляющая приложение, файл, каталог, окно, компонент операционной системы, устройство и т. п. В ответ на щелчок, совершённый мышью или другим указательным устройством ввода на значке, обычно выполняется соответствующее действие (запуск приложения, открытие файла и т. д.).
Значок программы/данных, содержащий только ссылку на эту программу/данные, в русской терминологии именуется «ярлыком».
Содержание
Типы значков
Как правило, значки представляют собой растровые картинки квадратного формата стандартных размеров.
В операционных системах Microsoft Windows и Windows NT наиболее употребимы размеры значков со стороной 16, 32 и 48 пикселов. В различных средах также используются значки с размером 24, 40, 60, 72, 92, 108, 128 пикселов и другие. С ростом разрешения мониторов современные операционные системы включают поддержку всё более крупных размеров значков: до 256×256 для Windows Vista, до 512×512 для Mac OS X.
Многие современные среды и приложения умеют задавать значки по умолчанию. Значок для приложения выбирается стандартным, для файла — в зависимости от типа файла (часто берётся значок приложения, обрабатывающего этот файл по умолчанию). Иногда значки для графических файлов получаются из содержимого самого файла (например, уменьшенная копия изображения, англ. thumbnail ). Некоторые продвинутые интерфейсы умеют делать то же и для неграфических файлов (документов, презентаций). Не все значки статичны. Например значок, представляющий связь с Интернетом, может наглядно показывать, идёт ли в данный момент передача данных, значок диспетчера задач — показывать загрузку процессора и т. д.
Веб-сайты также могут иметь значки, отображаемые в адресной строке и в закладках браузера. Такие значки изготовляются по технологии favicon.
Независимое создание значков
Те значки, которые уже́ включены в операционную среду, не всегда удовлетворяют вкусам и потребностям пользователей, поэтому появилось множество независимых художников и целых творческих групп, специализирующихся на создании новых значков — как отдельных, так и целых серий в единой стилистике или единой тематике.
История названия
В английском языке подобные графические элементы пользовательского интерфейса называются словом «icon» (от греч. είκων — образ, символ, икона).
См. также
Примечания
Ссылки
Кнопка последовательного выбора • Двунаправленный счётчик • Выпадающий список • Комбинированный список • Флажок • Ползунок • Радиокнопка • Список • Таблица (Grid view) • Текстовое поле
Heads-up display (в играх • OSD) • Боковая панель • Заставка • Значок • Индикатор процесса • Информационная панель • Метка • Подсказка • Строка состояния • Тост • Троббер • Экран загрузки
Диалоговое окно • Диалоговое окно-предупреждение • Модальное окно • О программе • Окно инспектора объектов • Окно-палитра • Файловый диалог
WIMP • Библиотека элементов интерфейса • Внешний вид (Look and feel) • Менеджер разметки (Layout manager) • Наведение мыши
Полезное
Смотреть что такое «Значок (элемент графического интерфейса)» в других словарях:
Значок (элемент интерфейса) — Значок (уменьшительное от знак), иконка (от англ. icon) элемент графического интерфейса, небольшая картинка, представляющая приложение, файл, каталог, окно, компонент операционной системы, устройство и т. п. В ответ на щелчок, совершённый мышью… … Википедия
Значок (значения) — Значок (уменьшительное от знак): значок (иконка) картинка, элемент графического интерфейса пользователя нагрудный значок картографические условные знаки устаревшее название малого войскового знамени … Википедия
Значок (GUI) — Значок (уменьшительное от знак), иконка (от англ. icon) элемент графического интерфейса, небольшая картинка, представляющая приложение, файл, каталог, окно, компонент операционной системы, устройство и т. п. В ответ на щелчок, совершённый мышью… … Википедия
Значок — (уменьшительное от знак): значок (иконка) картинка, элемент графического интерфейса пользователя Картографические условные знаки Нагрудный знак Устаревшее название малого войскового знамени … Википедия
Элемент интерфейса — Кроссплатформенный редактор элементов интерфейса Qt designer Элемент интерфейса примитив графического интерфейса пользователя, имеющий стандартный внешний вид и выполняющий ста … Википедия
Элемент управления — Кросс платформенный редактор элементов интерфейса Qt designer Элементы интерфейса примитивы графического интерфейса пользователя, имеющие стандартный внешний вид и выполняющие стандартные действия. Известны также под именем виджеты (англ.… … Википедия
Корзина (элемент интерфейса) — У этого термина существуют и другие значения, см. Корзина (значения). Корзина элемент графического интерфейса пользователя, предназначенный для удаления и, часто, временного хранения удалённых объектов (в некоторых реализациях только… … Википедия
Список (элемент интерфейса программ) — Внешний вид List box Список (англ. List box) элемент (виджет) графического интерфейса пользователя, который отображает прокручиваемый список с элементами. Позволяет пользователю выбрать один или несколько элементов из списка, как… … Википедия
Метка (элемент интерфейса программ) — Эту страницу предлагается переименовать в Надпись (элемент интерфейса программ). Пояснение причин и обсуждение на странице Википедия:К переименованию/7 декабря 2012. Возможно, её текущее название не соответствует нормам современного… … Википедия
Фрейм (элемент интерфейса программ) — Рама, иногда как Рамка или просто Фрейм (англ. Frame) элемент (виджет) графического интерфейса пользователя, который является контейнером для других объектов. Очень схож с окном по своим свойствам, но отличается от него тем, что не… … Википедия