Что такое пиктограмма в 1 классе
Что такое пиктограмма
Пиктограмма (от лат. pictus — «нарисованный» и греч. gramma — «запись», «письменный знак») — это рисунок-символ. Он изображает какое-то событие, объект или действие.
Пиктограммы использовали ещё до появления письменности, например, в Древнем Китае и Древнем Египте.
Сейчас пиктограммы используются как знаки, которые облегчают передачу информации.
Например, в качестве знаков на дороге или схематичного изображения какого-либо иного правила, в аэропортах, на вокзалах, в метро, для обозначения функций в компьютерах и т. д.
Примеры пиктограмм
Пиктограммы можно увидеть в правилах дорожного движения (дорожные знаки), на различных схемах, табло, навигационных указателях и даже в ребусах для детей.
Зачем нужны пиктограммы?
Человеку легче понять изображение, чем текст. Поэтому у пиктограмм есть преимущества:
Пиктографическое письмо
Пиктографическое письмо (или пиктография) — это способ письма, когда вместо слов используются пиктограммы. То есть мысль передаётся с помощью изображений.
С возникновением письменности роль пиктографического письма пошла на убыль. Ведь оно лишено всей выразительности, которая присуща письменному языку.
Методика «пиктограмма»
Это эксперимент с использованием пиктограмм, который помогает выявить, есть ли у человека психическое расстройство.
Человеку зачитываются слова и словосочетания, и он должен их все запомнить. В помощь ему даётся листок бумаги и ручка или карандаш.
Но ни буквы, ни цифры записывать нельзя. Слова можно только зарисовывать.
Затем листок у человека забирают и возвращают лишь спустя какое-то время. Смотря на свои рисунки, он должен воспроизвести слова, которые зачитывались.
Данный тест показывает не только, насколько хорошо развита у человека память. Но также его образ мышления.
Здоровый человек сможет подобрать изображение к слову. У человека с психическим отклонением это вызовет затруднения.
Пиктограмма в информатике
Язык информатики — это тоже универсальный язык и его используют множество людей из самых разных стран. Поэтому пиктограммы приходятся здесь как нельзя кстати.
Описание презентации по отдельным слайдам:
Описание слайда:
Учебник страницы 94-95
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
1) Первая бригада собрала 48 кг апельсинов, а вторая бригада собрала на 30 кг апельсинов больше, чем первая бригада. Сколько всего кг апельсинов собрали обе бригада?
2) В магазин привезли 97 пакета молока. 40 пакетов молока продали. Сколько пакетов молока осталось в магазине?
Описание слайда:
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Скоростное чтение
Курс повышения квалификации
Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Похожие материалы
Суммативная работа 4ч математика 1 класс
Урок естествознание 1 класс. Когда становится темно
Урок естествознание 1 класс. Презентация. Искусственные источники звука
Урок естествознание 1 класс. Где нужен свет
Урок естествознание 1 класс. Тест
Урок естествознание 1 класс. Как распространяется звук.
Уроки. Презентация. Грамота №157-158
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5425731 материал.
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников
Время чтения: 1 минута
В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников
Время чтения: 1 минута
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Рособрнадзор разрешил провести ВПР по некоторым предметам на компьютерах
Время чтения: 0 минут
Учительница из Киргизии победила в конкурсе Минпросвещения РФ «Учитель-международник»
Время чтения: 2 минуты
В Липецкой области начинающие педагоги получат 120 тысяч рублей
Время чтения: 0 минут
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Презентация по математике для 1 класса на тему: «Пиктограмма»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Пиктограмма Подготовила учитель начальных классов КГУ ОШ № 61 г. Алматы Путилина М. В.
Что такое пиктограмма? Пиктогра́мма (от лат. pictus — нарисованный и греч. γράμμα — запись) — знак, отображающий важнейшие узнаваемые черты объекта, предмета или явления, на которые он указывает, чаще всего в схематическом виде. Изображение, используемое в качестве символа. Обычно пиктограмма соответствует некоторому объекту и используется с целью предоставления более конкретной информации, подчеркивающей его типичные черты
История появления… Пиктографи́ческое письмо́ — вид письменности, знаки которой (пиктограммы) обозначают изображённый ими объект. Пиктографическое письмо использовалось на заре письменности разными культурами: месопотамской, египетской, китайской, ацтекской, маргушской (маргианской) и др. ( На рисунке пример пиктограммы, это кодекс индейцев- ацтеков.)
Применение пиктограмм в школе и детском саду. Пиктограммы активно используют в детских садах и школах, когда учат детей составлять рассказы по картинкам или учить стихотворения. Посмотрим примеры.
Давайте повторим Что такое пиктограмма? Где мы используем пиктограммы? Нарисуй на листе А4 любую пиктограмму.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Методика обучения математике в основной и средней школе в условиях реализации ФГОС ОО
Курс профессиональной переподготовки
Математика: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-1118716
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
В России стартует пилотный проект по реабилитации детей-инвалидов
Время чтения: 2 минуты
В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников
Время чтения: 1 минута
В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников
Время чтения: 1 минута
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
В российских школах могут появиться «службы примирения»
Время чтения: 1 минута
Рособрнадзор разрешил провести ВПР по некоторым предметам на компьютерах
Время чтения: 0 минут
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Урок обучения грамоте «Чтение пиктограмм. Такой ‒ другой». 1-й класс
Класс: 1
Предмет. | Обучение грамоте. | |||||
Тема. | Чтение пиктограмм. Такой-другой. | |||||
Цель изучения темы. | Формирование умения читать пиктограммы; находить слова, противоположные по смыслу. | |||||
Количество учебных часов. | 1 | |||||
Планируемые результаты. | ||||||
Метапредметные результаты. | ||||||
Регулятивные | Коммуникативные | Предметные | Личностные | |||
Обучающийся научится: |
– принимать учебную задачу, соответствующую этапу обучения;
– первоначальному умению выполнять учебные действия в устной речи и в уме;
– осуществлять пошаговый контроль по ходу выполнения задания под руководством учителя.
Обучающийся получит возможность научиться:
– понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;
– осуществлять действия с учетом выделенных учителем ориентиров действия;
– осуществлять самоконтроль под руководством учителя.
– воспринимать мнение сверстников о “считывании” информации с рисунков, о значении знаков, символов, моделей, об анализе, сравнении выделенных учителем критериев.
Обучающийся получит возможность научиться:
– правилам общения в классе;
– адекватно реагировать на обращение учителей;
– основам работы на уроке в разных формах (индивидуальной, фронтальной, в парах).
Уметь читать пиктограммы, моделировать схемы предложений, “читать” их. Читать в пиктограмме буквы-слова.
Иметь представление об оформлении предложения в устной и письменной речи. Самостоятельно составлять схему предложения.
Выявлять закономерности чередования элементов в данном ряду, продолжать его. Познакомиться со словами, противоположными по смыслу. Получить первоначальное представление об использовании большой буквы (начало предложения, имя человека, кличка животного).
Познакомиться с ребусами. Расширить опыт работы со схемами слов, осуществлять звукобуквенный анализ.
Расширить опыт адекватного использования средств устного общения
– интерес к отдельным заданиям;
– представления об основных моральных нормах поведения в новой школьной жизни.
Обучающийся получит возможность для формирования:
– интереса к занятиям по Азбуке (или к отдельным заданиям);
– представления о языке как средстве общения.
история,
математика,
театральная студия.
Н.В. Нечаева, К. С. Белорусец “Азбука”,
Предметные картинки.
Технические средства обучения:
Компьютер,
Медиапроектор.
Условные знаки:
Условные знаки “Способ восприятия информации. Виды информации”:
Условные знаки для обозначения видов заданий и этапов урока.
Схема с условными обозначениями для самооценки.
работа в парах,
индивидуальная.
Последовательность изучения темы.
Деятельность учителя.
Формировать умение составлять схемы слов на основе звукобуквенного анализа, обозначать в них место гласных звуков; называть признаки гласных звуков в русском языке.
Формировать умение находить буквы, обозначенные звуками.
Формировать умение сравнивать и находить заданные буквы.
Формировать умение составлять предложение с заданным словом, чертить его графическую схему.
Проверьте, как организовано ваше «рабочее место», как расположены на парте учебник, тетрадь, пенал.
2. – Что вы видите на доске? (Картинки с изображением стула, стола, лисы). Значит, какой вид задания мы будем выполнять? (Знак “Работа с иллюстрацией”, знак: ) Рассмотрите иллюстрации.
– Какое задание можно предложить к этим картинкам? (Знак “Схема слова”, знаки: )
– Составьте схемы слов в тетради, 3 человека у доски (по 1 схеме составляют). Правила посадки при письме.
– Что мы можем обозначить в схемах? (Знак “Гласный звук”, “Карандаш”) Обозначьте место гласных звуков в схемах. Проверка (фронтально, сравниваем с доской).
– Что заметили в схемах? (все схемы имеют по 4 звука, схемы к словам “стол” и “стул” одинаковые; а в схеме к слову “лиса” 2 гласных звука).
– Назовите эти звуки. (Повторение главных признаков гласных звуков, их отличие от согласных)
3. – Назовите буквы, обозначающие гласные звуки в этих словах. (Знак “Буквы”): по 1 ученику выбирают нужную букву и ставят ее над красным квадратиком.
– Выполним небольшое задание в тетради. Найдите таблицу с буквами (на экране образец). Быстро просмотрите строчки. Подчеркните такую же, но маленькую букву.
– Сравните с образцом на экране.
– Молодцы, все справились хорошо.
4. – Составьте предложение со словом “лиса” (знак “Схема предложения”). Начертите на доске схему этого предложения. Сколько слов в предложении? Проверка.
Обучающиеся высказывают свои предположения о необходимости правильной организации своего “рабочего места”
Составляют схемы слов, обозначают в них место гласных звуков; вспоминают правила посадки при письме.
Анализируют составленные схемы, место гласных звуков в них.
Повторяют признаки гласных звуков.
Называют и выбирают нужную букву.
Находят и подчеркивают в таблице заданные буквы, сравнивают с образцом.
Составляют предложение с заданным словом; чертят схему этого предложения. Проверяют правильность выполнения задания.
Формировать умение находить в тексте слова с противоположным значением
Формировать умение через изображение значений слов понимать их значение
– Самостоятельно прочитайте этот текст. (Проверка фронтально: обсуждение вариантов чтения, связывание их со смыслом всего текста. Правильнее прочитать заяц убежал от лисы. Так как в следующем предложении говорится о том, что лиса плачет. А если он бежит от лисы, то плакать ей еще рано.)
– Что кроме рисунков, вам помогло прочитать предложения? (Буквы а, у и от – слово.) Закройте у и от. Прочитайте еще раз предложения.
– Какой вывод можно сделать? (Эти слова служат для связи слов в предложении.)
– Какая еще буква встретилась в предложениях? (Буква а.) Что стоит перед ней? (Запятая.) Ребята, в русском языке в предложении на письме перед а всегда ставится запятая.
– Что произошло с лисой, когда она не поймала зайца? (Лиса плакала.)
– А что делал заяц? (Заяц смеялся.)
– Что можно сказать о словах плакал-смеялся?
– Какие они по значению (смыслу) близкие или противоположные?
Физкультминутка (Театр). (Знак “Театрализация”.)
– Все встаньте. Я называю слово, а вы изображаете его значение. Например: “низкий”. (Все дети присели.) Назовите слово с противоположным значением. (Высокий) Покажите его значение. (Дети встают, вытягиваются). Играем дальше. Слова: веселый – грустный, левый – правый, тяжелый –легкий, говорить – молчать.
Отвечают на вопросы учителя, делают выводы.
Изображают значения слов, противоположных по значению.
Познакомить детей с ребусами.
Формировать умение работать в паре над решением задания.
Формировать умение применять полученные знания на практике.
Формировать умение анализировать предложенное задание; продолжать предложенную закономерность
– Откройте “Азбуку” на стр. 19. Задание “Такой-другой”.
Дети читают пиктограммы.
– Какие слова вставили? Назовите парами. Какие это слова? (С противоположным значением.)
2. На экране “Ребусы” со стр 18 “Азбуки”.
– Кто мне скажет, что это такое? (Новый знак “Ребус”.)
Справка: Ребус – это загадка, но загадка не совсем обычная. Все слова в ребусе изображены при помощи рисунков и различных знаков. Для того чтобы прочесть то, что зашифровано в ребусе, надо правильно назвать все изображенные предметы и понять, какой знак что изображает. Ребусы – это те же пиктограммы. Они возникли очень давно, когда люди еще не умели писать, они составляли свои письма из предметов.
– Какое слово зашифровано на знаке? (Родина.) Как вы понимаете значение этого слова?
В тетради у вас ребусы, попробуйте их расшифровать (Знак об окончании работы) Ответы: огород, экран, опера. (Проверка: на экране буквы).
3. Творческое задание
– Давайте попробуем составить ребусы, используя иллюстрации с доски: “стол”, “стул”. (Предложения детей. Коллективное составление ребусов с использованием картинок, букв и схем слов).
Есть в лесу под елкой хата.
В ней уснули медвежата.
А меньшой не хочет спать,
Маме стал надоедать.
Капризуля косолапый просит:
– Ужин мне состряпай
И неси скорей сюда
Меду, рыбку из пруда.
– Баю-баю, надо спать, – отвечает сыну мать.
– Ты уснешь, а сон придет,
Все в корзинке принесет.
4. Дополнительное задание (Новый знак “Продолжение узора из предметов и букв”).
– Посмотрите внимательно на следующее задание. Кто догадался, что нужно сделать?
– Почему после буквы А нарисован арбуз, а перед листочком – Л? Продолжите узор из предметов и букв один раз.
Расшифровывают слово, называют его значение.
В парах пробуют расшифровать ребусы; сравнивают с доской.
Пробуют составить ребусы с использованием картинок, букв и схем слов.
Пиктограмма предложения для детей. Использование пиктограмм в работе с дошкольниками
Пиктограмма (от лат. pictus — «нарисованный» и греч. gramma — «запись», «письменный знак») — это рисунок-символ. Он изображает какое-то событие, объект или действие.
Пиктограммы использовали ещё до появления письменности, например, в Древнем Китае и Древнем Египте.
Сейчас пиктограммы используются как знаки, которые облегчают передачу информации.
Например, в качестве знаков на дороге или схематичного изображения какого-либо иного правила, в аэропортах, на вокзалах, в метро, для обозначения функций в компьютерах и т. д.
Примеры пиктограмм
Пиктограммы можно увидеть в правилах дорожного движения (дорожные знаки), на различных схемах, табло, навигационных указателях и даже в ребусах для детей.
Пиктограмма на дорожном знаке «Тоннель»
В месте, где расположена данная пиктограмма, можно принять душ
Пиктограммы с обозначением спортивных дисциплин
Пиктограммы в аэропорту для обозначения туалетов и комнаты матери и ребёнка
Пиктограмма, которая обозначает, где находится выход
Пиктограммы для перевозки грузов
Ваш психолог. Работа психолога в школе.
Однако стандартные наборы слов применять необязательно, их необходимо немного варьировать, т. е., сохраняя основной состав слов, заменять два или три из них. Испытуемому говорят, что будет проверяться его зрительная память, спрашивают о том, замечал ли он, как ему легче запоминать — «на слух или с помощью зрения». Затем ему дают лист бумаги и карандаш и говорят: «На этой бумаге нельзя писать ни слов, ни букв. Я буду называть слова и целые выражения, которые вы должны будете запомнить. Для того чтобы легче было запомнить, вы должны к каждому слову нарисовать что-либо такое, что бы могло помочь вам вспомнить заданное слово. Качество рисунка роли не играет, можно нарисовать что угодно и как угодно, лишь бы вам это смогло напомнить заданное слово — как узелок на память завязывают. Вот, например, я вам задаю первое выражение «Веселый праздник». Что можно нарисовать, чтобы потом вспомнить «Веселый праздник»? Желательно без крайней необходимости ничего больше больному не подсказывать. Если он упорно жалуется на неумение рисовать, можно посоветовать: «Рисуйте, что полегче». Если испытуемый заявляет, что он не в силах нарисовать праздник, можно повторить ему, что он не должен рисовать «веселый праздник», а лишь то, что может ему напомнить про веселый праздник. Если он легко подбирает рисунки и сам рассказывает вслух экспериментатору, что он выбирает и как он собирается припоминать, экспериментатор молча ведет протокол. Протокол ведется по следующей схеме.
Заданные выражения | Рисунки и объяснения больного | Восприятие спустя час |
Если же испытуемый сам не объясняет, следует у него каждый раз спрашивать: «А как вам это поможет припомнить заданное слово?». Не следует возражать или высказывать неодобрение, какие бы необычные связи больной не устанавливал, но если рисунки его слишком многопредметны, можно попросить его рисовать немного быстрее.
В этой пиктограмме могли бы насторожить очень абстрактные ассоциации к словам «разлука» и «справедливость». Однако общая ее живость и разнообразие, легкость и простота оформления, наконец, полное воспроизведение всех заданных слов убеждают в том, что и эти две ассоциации были не выхолощенными, а подлинно абстрактными символами. Рис. 2.3. Пиктограмма здоровой студентки
Совершенно иначе выглядят пиктограммы, составленные больными шизофренией с выхолощенностью и бессодержательностью ассоциации (рис.2.4).
Рис.2.4. Выхолощенные бессодержательные символы.
Этой больной были предложены те же слова, но их нет надобности здесь расшифровывать. Ни в момент составления пиктограммы, ни при воспроизведении (которое оказалось совершенно невозможным, несмотря на то, что при заучивании 10 слов больная обнаружила хорошие возможности удержания) она не могла объяснить, почему «веселый праздник» она сможет вспомнить по крестику, а «развитие» — по галочке, «болезнь» — по двум точкам, а «дружбу» по одной. Некоторые испытуемые (в большинстве случаев это свойственно больным шизофренией, но в нескольких случаях за десятки лет такие пиктограммы составляли и перенесшие энцефалит и страдавшие эпилептическими припадками) пытаются ассоциировать понятие с различными очертаниями линии. Так, например, больной символизирует «веселый праздник» округлыми очертаниями извилистой линии (вверху) и разлуку— угловатой зигзагообразной линией (внизу). Он никак не объясняет, почему обозначает «счастье» прямой линией, упирающейся в бесформенный комок над «разлукой», а «сомнение» — прямой линией, упирающейся в зигзаг. Геометрическая символизация понятий вообще очень часто встречается в пиктограммах больных шизофренией. Так, например, больной шизофренией, составивший пиктограмму из одних геометрических форм, символизирует «сомнение» как круг, но затем начинает сомневаться, правильно ли он избрал диаметр круга. Он говорит, что «круг — это неуверенность», и совершенно серьезно спрашивает экспериментатора: «Как по-вашему, будет ли «неуверенность» уже или шире «сомнения» по площади?». Приведем примеры еще двух выхолощенных пиктограмм, составленных больными шизофренией (рис.2.5, 2.6).
Рис.2.5. Символические зигзаги (больного шизофренией)
Рис 2.6. Пиктограмма больного шизофренией
Их нет смысла расшифровывать, так как лишь отдельные штрихи—символы (на рис. 2.6 в центре спираль, поднимающаяся кверху, обозначает «счастье», а спускающаяся вниз рядом — «болезнь»). В основном же стрелки, галочки, линии, крестики и кружочки лишены объективного содержания и даже для самих больных не служат средством связи и запоминания; попытки прочитать свою пиктограмму, т. е. припомнить заданные слова оказываются безуспешными. Следует также привести некоторые пиктограммы, которые по внешнему виду производят впечатление простых и конкретных, но при более тщательном психологическом анализе обнаруживают признаки глубокой патологии мышления. На рис.2.7 изображена пиктограмма больной шизофренией с вербальным галлюцинозом. Ассоциации больной носят конкретный, содержательный характер, но они поражают своей стереотипией как в содержании, так и в исполнении рисунков. Последняя пиктограмма носит также конкретный характер. Расстройства мышления обнаруживаются здесь не в рисунках, а в объяснениях больной (шизофрения, дефектное состояние) Некоторые слова больная воспроизводит приблизительно, другие не может вспомнить. Объяснения ее свидетельствуют о причудливом расплывчатом характере ассоциаций и одновременно о значительной инертности их, так как на выбор некоторых новых образов влияют предшествующие образы и мысли больной (болезнь — труд, пьяница—забор).
Рис 2.7. Стереотипные рисунки
В целом методика «пиктограммы» очень многогранна, она позволяет делать многие наблюдения относительно существенных особенностей психики больных.
Источник: Сборник психологических тестов. Часть II: Пособие / Сост. Е.Е.Миронова – Мн.: Женский институт ЭНВИЛА, 2006. – 146 с.
Методика «пиктограмма»
Это эксперимент с использованием пиктограмм, который помогает выявить, есть ли у человека психическое расстройство.
Человеку зачитываются слова и словосочетания, и он должен их все запомнить. В помощь ему даётся листок бумаги и ручка или карандаш.
Но ни буквы, ни цифры записывать нельзя. Слова можно только зарисовывать.
Затем листок у человека забирают и возвращают лишь спустя какое-то время. Смотря на свои рисунки, он должен воспроизвести слова, которые зачитывались.
Данный тест показывает не только, насколько хорошо развита у человека память. Но также его образ мышления.
Здоровый человек сможет подобрать изображение к слову. У человека с психическим отклонением это вызовет затруднения.
Использование пиктограмм в доу статья (старшая группа) на тему
Использование пиктограмм в развитии коммуникативных навыков детей дошкольного возраста
Автор статьи: Евсюкова Марина Николаевны
Пиктогра́мма (от лат. Pictus — рисовать и греч. Γράμμα — запись) — знак, отображающий важнейшие узнаваемые черты объекта, предметов, явлений на которые он указывает, чаще всего в схематическом виде.
Пиктограммы – это средство, облегчающее развитие общения, речи, когнитивных функций: символизации, формирование элементарных представлений и понятий.
В современном мире пиктограммы применяются в знаках регулирования уличного движения, указателях, вывесках. Даже не зная, о чем идет речь, можно догадаться по рисункам.
Методика «Пиктограммы» была разработана в начале тридцатых годов и использовалась в психологических исследованиях. В 60-70 годы применение данной методики расширилось.
Пиктограммы для развития ребенка используются довольно давно. Впервые метод пиктограммы был разработан Д.Б. Элькониным, Л.А. Венгером, Н.А.Ветлугиной, Н.Н. Поддьяковым. Актуальность использования пиктограмм заключается в том, что мышление ребенка развивается через наглядную и доступную форму. Данный метод использовали Д.Б Эльконин и Л.Е.Журова для обучения дошкольников грамоте, т.е. использование наглядных моделей для определения звукового состава слова.
Существуют пиктограммы – рисунки и петроглифы — это рисунки с дополнительные элементы, например, геометрические фигуры. Особенность пиктограмм в том, что они знакомят нас с одним определённым событием, где каждый рисунок соответствует одному предложению.
Целью использования нами (воспитателями) пиктограмм является обеспечение дополнительной возможности развития связной речи ребёнка. Благодаря использованию пиктограмм можно решить следующие задачи: • развить интерес к составлению творческих рассказов; • создать мотивацию к рассказыванию своих историй; • расширить словарный запас; • научить преодолевать робость, застенчивость; • воспитать умение свободно держаться перед аудиторией. Одно из правил запоминания гласит: « Когда учишь – записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики». Наверное, каждый, готовясь к выступлению, делаете себе заметки.
В настоящее время перед нами – педагогами стоит важнейшая задача: развитие коммуникативных навыков детей. Анализируя опыт педагогов, я пришла к выводу, что традиционные методы не всегда эффективны в работе с дошколятами. Новые ФГОС ДО подразумевают широкое применение интеграции в разнообразных образовательных областях и инклюзии (т.е. включение в педагогический процесс детей с отклонениями в развитии ).
Интегрированный метод обучения является для дошкольников инновационным. Он направлен на развитие личности ребёнка, его познавательных и творческих способностей.
Поэтому, применение пиктограмм или мнемотехники, то есть различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций, является очень важным средством для дошкольников, так как наглядный материал усваивается лучше вербального.
В современном обществе возрастает количество детей с ОНР (общим недоразвитием речи). Дети, страдающие речевым недоразвитием, имеют ограниченные возможности формирования навыков общения и взаимодействия с социальным окружением. Устная речь, играющая главную роль в когнитивном и эмоциональном развитии ребенка и, являющаяся основой социального взаимодействия, в большинстве случаев недоступна таким детям. Поэтому необходимо предоставить в их распоряжение другую коммуникативную систему, которая поможет облегчить общение, улучшить всестороннее развитие ребенка, а также активизировать его участие в педагогическом процессе, тем самым будет способствовать интеграции детей с тяжёлыми речевыми нарушениями в широкий социум. Поэтому использование пиктограмм для пересказа очень помогает в работе с детьми с общим недоразвитием речи, т.к. психические процессы (мышление, воображение) развиваются только на основе различных видов восприятий и ощущений. А значит, чем больше каналов восприятия информации педагог может задействовать (зрительный, слуховой, тактильный, двигательный ), тем больший эффект может получить : дети быстрее смогут прочувствовать, проанализировать и систематизировать в содержательном и речевом аспекте поток поступающей информации.
Мне нравится метод пиктограмм при заучивании стихотворений. Так как ребенок в современных условиях должен быть успешным и активным лично, а не только в группе, то этот метод позволяет развивать индивидуальность каждого ребенка не только в группе детского сада, но и дома.
Для рассказа по сюжетной картинке картинно-графический план просто необходим. Если нужно передать настроение героя используются пиктограммы. Они поочередно демонстрируются при рассмотрении каждой картинки из серии, чтобы акцентировать внимание детей на определенном признаке и действии героя.
Пиктограммы являются нашими лучшими помощниками при пересказе сказок, использовании в играх:
«Не зевай, нужную пиктограмму поднимай». Воспитатель читает рассказ, а ребенок поднимает пиктограмму согласно тексту.
«Продолжи рассказ». Педагог раздает пиктограммы, читает рассказ, а ребенок продолжает его, опираясь на пиктограмму.
«Расставь правильно». Взрослый расставляет пиктограммы в неправильном порядке, читает рассказ, затем предлагает правильно расставить пиктограммы. В случае затруднений – задает вопросы детям.
«Составь свой рассказ». Ребенку предлагают пиктограммы, он самостоятельно должен составить рассказ.
Список использованной литературы:
«Пиктограмма – как промежуточное звено между внутренней и устной речью» — презентация
«Пиктограмма – как промежуточное звено между внутренней и устной речью»
«Речь – великая сила: она убеждает, обращает, принуждает» Р. Эмерсон.
Цель: обеспечить дополнительную возможность развития связной речи ребёнка. Задачи: развить интерес к составлению творческих рассказов; создать мотивацию к рассказыванию своих историй; расширять словарный запас; учить преодолевать робость, застенчивость; воспитывать умение свободно держаться перед аудиторией.
Речь — основа всякой умственной деятельности, средство коммуникации. Успехи в овладении детьми связной речью обеспечивают и определённую успешность в учебной работе по всем предметам
Одним из наиболее перспективных методов реализации речевого воспитания является моделирование, поскольку мышление дошкольника отличается предметной образностью и наглядной конкретностью. Ещё Л.С. Выготский в своей статье «Предыстория развития письменной речи» высказывал следующую мысль: «Рисование ребенка по психологической функции есть своеобразная графическая речь, графический рассказ о чем-либо».
Пиктогра́мма (от лат. Pictus рисовать и греч. Γράμμα запись) знак, отображающий важнейшие узнаваемые черты объекта, предметов, явлений на которые он указывает, чаще всего в схематическом виде. Методика «Пиктограммы» была разработана в начале тридцатых годов и использовалась в психологических исследованиях.лат.греч.
Актуальность использования пиктограмм заключается в том, что мышление ребенка развивается через Пиктограммы «схемы слова» помогают ребенку, ориентируясь на зрительный образ, посчитать, сколько и каких звуков в слове, где стоит звук (в начале, в середине или в конце), схемы предложения – определять количество слов, развивает интерес к общению, совершенствует речемыслительную деятельность, овладевает операциями анализа и синтеза. наглядную и доступную форму.
Пиктограммы к рассказам и сказкам хорошо использовать для развития связной речи у детей. Это способствует развитию высших психических функций (мышление, воображение, память, внимание), активизации связной речи, ориентировке в пространстве, облегчает ознакомление детей с природой и с явлениями окружающей действительности (дорожные знаки, экологические знаки и т.д.). При использовании различных схем меняется характер деятельности детей: дети не только слышат свою или обращенную к ним речь, но и имеют возможность ее «видеть». При составлении рассказов по картинкам и пиктограммам дети легче запоминают новые слова не механически, а в процессе активного использования.
Знаю много я игрушек… Знаю много я игрушек, С ними мне совсем не скучно: Кубик, мяч, совок, сачок, Мишка, лейка, флаг, бычок. Ива Возле речки у обрыва Плачет ива, плачет ива. Может, ей кого-то жалко? Может, ей на солнце жарко? Может, ветер шаловливый За косичку дернул иву? Может, ива хочет пить? Может, нам пойти спросить?
- Что такое параллельность в геометрии
- Что такое горный тормоз на грузовиках