Что такое пиктограммы для детей с умственной отсталостью
Использование пиктограмм в работе с детьми с ТМНР как альтернативного способа коммуникации
Современное общество утверждает уникальность каждой личности и право индивидуума на сохранение и развитие своей уникальности. В том числе это относится и к умственной отсталости.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29декабря 2012 г. № 273-ФЗгарантирует право на образование для всех обучающихся, включая детей с ограниченными возможностями здоровья, предусматривая их обучение и воспитание в общеобразовательных организациях на основе адаптированной образовательной программы и в специальных образовательных организациях.
Целью специального образования является всестороннее развитие умственно отсталого ребенка, адаптация к условиям окружающего мира, его подготовка к возможному варианту самостоятельного проживания в обществе.
При социализации лиц с ТМНР трудноразрешимыми проблемами являются: отсутствие навыков межличностного общения, несформированность потребности в таком общении, обусловленная узостью социальных контактов, неадекватная самооценка и неадекватное восприятие других людей.
Трудности в межличностном общении у умственно отсталых людей обусловлены, прежде всего, грубым недоразвитием речи. Особенности развития активной речи у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью разнородны по степени тяжести проявления. Людмилой Михайловной Шипициной выделено три уровня развития речи:
— дети, пользующиеся лепетными словами и словосочетаниями;
— дети, у которых имеется бытовой словарь и фразовая речь.
Часть детей с тяжёлойумственнойотсталостьюдолго остаются практически «безречевыми», и в дальнейшем речь развивается у них с большимтрудом. При сочетании умственной отсталости с тяжёлым речевым нарушением возникаеткартина глубокого интеллектуального дефекта. Грубый речевой дефект оказывает отрицательное влияние на умственное развитие ребёнка и утяжеляет общее состояние.
А как писала Людмила Михайловна Шипицина: «люди, не владеющие вербальной речью, находятся в чрезвычайно зависимом положении. Чаще всего инициатива коммуникации принадлежит не им. Окружающие обращаются к ним тогда, когда имеют для этого причину, желание или время. Обычно контакты ограничиваются лишь удовлетворением жизненно важных потребностей (сводить в туалет, переодеть, накормить, напоить, поменять положение, вывести на прогулку). В связи с тем, что понять «неговорящего» ребенка очень трудно, он чаще всего лишен возможности предъявить свои требования. Опасно, если человек к этому привыкнет. Ребенок, подросток, а затем и взрослый человек или превратиться в покорного, послушного человека, не способного реализовать ни одного из своих желаний, не верящего в себя, в свою ценность и значимость, или стать агрессивным – от того, что его не понимают, что он лишен права принятия решений, права выбора».
Поэтому развитие коммуникативных навыков являются одной из основных составляющих эффективной социализации лиц с ТМНР.
Коммуникация, или общение, –это процесс установления и развития контактов между людьми, возникающий в связи с потребностью в совместной деятельности, включающий в себя обмен информацией, характеризующийся взаимным восприятием и попытками влияния друг на друга. Но коммуникация –это не только слова и речь. Многоканальная коммуникация –процесс общения, когда вербальная речь дополняется или заменяется невербальной речью –знаками, жестами, мимикой, символами и другими средствами
Альтернативная коммуникация (дополнительная, аугментативная, вспомогательная) –это способы коммуникации, дополняющие или заменяющие вербальную речь людям, которые не могут с её помощью удовлетворительно общаться.Все неголосовые системы коммуникации называются альтернативными, но альтернативная форма коммуникации может использоваться как полная альтернатива речи, так и как дополнение к ней.
В коррекционно-образовательной работе с детьми с ТМНР могут быть использованы следующие альтернативные средства общения:
Мануальные знаки (жесты). К этой системе относятся жестовые языки глухих разных стран (например, РЖЯ — русский жестовый язык). Жестовые языки имеют собственную грамматику, их система словоизменения и порядок слов отличаются от устного языка. К системе мануальных знаков можно отнести и естественные жесты, используемые при общении людей друг с другом.
Графические символы. Включают в себя все символы-изображения.
Предметные символы. К таким символам относятся натуральные предметы, макеты или модели этих предметов, отражающие и символизирующие действия или события.
Коммуникация с помощью вспомогательных устройств, которые помогают людям выразить себя. К таким устройствам относятся, например, неэлектронные коммуникативные доски, устройства с подсветкой и движущимся указателем, специальные клавиатуры, а также, устройства, которые основаны на современных компьютерных технологиях, с экранами и искусственной речью.
Также существуют такие виды альтернативных средств коммуникации, которые сочетают в себе жесты, какие-либо символы, устную и письменную речь. К ним можно отнести систему Макатон. Это языковая программа с использованием жестов, символов и звучащей речи, помогающая людям с коммуникативными трудностями общаться. Использование жестов делает коммуникацию возможной для людей, у которых отсутствует речь или речь которых неразборчива. Символы могут помочь общаться тем, кто не может жестикулировать или предпочитает графическое выражение речи.
Вне зависимости от выбора средства альтернативной коммуникации, педагог должен опираться на следующие принципы.
Остановимся более подробно на пиктографической коммуникации как одном из средств альтернативной коммуникации у школьников с умственной отсталостью.
Как прием психологического исследования пиктограмма впервые былапредложена в нашей стране в 1935 г. Л. С. Выготским и использовалась в психологических исследованиях для изучения индивидуальных и возрастных особенностей человека, для определения психологического типа личности.
Немецким специалистом РайнхольдомЛёбом (1985-1994) была разработана такая система, как вступление в коммуникацию с не умеющими говорить умственно отсталыми людьми. Эта система охватывает 60 символов с напечатанными рисунками значениями слов.
В системе выделяются следующие разделы:
— общие знаки взаимопонимания;
— слова, обозначающие качества;
— сообщение о состоянии здоровья;
— посуда, продукты питания;
— предметы домашнего обихода;
С помощью разработанной системы знаков, у человека появлялась возможность общаться с другими людьми.
В России также существует система пиктограмм для детей, страдающих речевым недоразвитием. Она разработанаБаряевой Людмилой Борисовной, Логиновой Екатериной Тофиковной, Лопатиной Людмилой Владимировной.
В системе данных пиктограмм выделяются следующие разделы:
— Ребенок и явления природы;
— Ребенок и мир животных;
— Ребенок и его игрушки;
— Ребенок и мир растений;
Каждая серия состоит из системы пиктограмм, изображающими предметы (на голубом фоне), действия с предметами (на красном фоне), признаками предметов (на зеленом фоне), предлоги и союзы (на черном фоне).
Рассмотрим алгоритм ознакомления ребенка со знаком – символом:
Упражнения, типа «Покажи, что я назову»
Упражнения, типа «Покажи то, о чем я говорю».
Методика использования пиктограмм в коррекционно-развивающей работе со школьниками с ТМНР показала свою эффективность. При этом пиктограммы могут быть использованы в следующих качествах:
— как средство временного общения, когда ребенок пока не говорит, но в перспективе может овладеть звуковой речью;
— как средство постоянного общения ребенка, неспособного говорить и в будущем;
— как средство, облегчающее развитие речи, когнитивных функций (символизации, формирования элементарных представлений и понятий);
— как подготовительный этап к освоению письма и чтения.