Что такое пиктограммы для детей
Что такое пиктограммы для детей
Методика, предложенная А. Р. Лурия, направлена на изучение опосредованного запоминания. Может проводиться на детях от 10 лет и старше. Исследования лучше проводить после какой-либо другой методики на память (например, «10 слов»), чтобы школьник не сильно акцентировался на самой процедуре, а был бы нацелен на возможность запоминания предлагаемых слов.
Для проведения необходимо иметь чистый листок бумаги, не тетрадный, карандаш и набор слов, предлагаемых для запоминания.
Инструкция : “А сейчас я проверю твою память еще одним способом. Я буду называть тебе слова и словосочетания, которые тебе необходимо запомнить. Для того, чтобы облегчить себе запоминание, на каждое слово нарисуй себе рисунок, картинку, все равно какую, но так, чтобы этот рисунок помог тебе вспомнить нужное слово. Качество рисунка не имеет никакого значения, нужно лишь, чтобы он помог тебе запомнить. Слова и буквы писать запрещается”.
Слова, предлагаемые для запоминания, следует называть в том порядке, в котором они предлагаются :
1) Веселый праздник Инструкция зачитывается один раз. Повторное объявление инструкции допускается в ответ на прямую просьбу ученика. Порядок проведения : ученику зачитывается первое слово, после чего следует пауза, во время которой школьник должен сделать рисунок, после того как рисунок закончен, зачитывается следующее слово. Когда все слова ученик нарисует, первый этап исследования завершается. Ученику предлагается другая деятельность, или он просто отпускается. Второй этап исследования проводится через 30-60 минут. Ученику предлагается по своим рисункам вспомнить те слова, которые он обозначил рисунком. Обработка и анализ пиктограмм : При обработке пиктограмм первоначально подсчитывается количество правильно воспроизведенных слов. Далее следует выяснить каким образом рисунки помогли ученику при запоминании. Следует обратить внимание на уровень абстракции рисунка, на наличие его индивидуальной значимости (сделал ли ученик рисунок ситуации или события, которые реально имели место в жизни ребенка), характер изображения. При этом следует избегать внушающего воздействия на школьника. Следует избегать вопросов типа :”А этот рисунок имеет отношение к тебе лично?” У ребенка не должно возникать впечатления, что его разъяснениям придается какое-то особое значение, поэтому нежелательно на глазах ученика записывать его каждое слово. По данным С. Я. Рубинштейна (1970), если испытуемый плохо заучивает 10 слов, но гораздо лучше воспроизводит слова в пиктограмме, это свидетельствует о слабой памяти при сохранении возможности логически связать данный материал. Обратные соотношения встречаются у людей с нарушением целенаправленности мышления, в частности при некоторых системных органических поражениях мозга. (В этих случаях опосредованные связи только мешают запоминанию, вызывают внешнее торможение). В зависимости от того, какой символ использован школьником для запоминания слова, можно судить не только об опосредованном запоминании, но и о характере ассоциаций. Нормальные здоровые люди обычно быстро рисуют, придумывают образы, лаконично и адекватно символизирующие слово, предложенное для запоминания. Несмотря на разнообразие рисунков, рисунки, сделанные здоровыми, нормально развитыми детьми, как правило можно “прочитать “ даже не зная предложенных для запоминания слов. У людей с интеллектуальной отсталостью легкой степени проще находятся образы для слов с конкретным содержанием (тяжелая работа, веселый праздник). При обозначении обратных слов (сомнение, печаль) такие люди испытывают затруднение. Рисунки таких людей отличаются конкретностью, отсутствием условностей. Следует отметить, что у детей присутствие конкретного содержания будет уменьшаться с возрастом, т.е. у старших школьников рисунки будут менее конкретны, чем у школьников среднего звена. При анализе следует учитывать факторы : абстрактность, индивидуальность, значимость, стандартность, адекватность. Фактор абстрактности отражает степень отнесенности рисунка к конкретной ситуации (например: воин, идущий с гранатой на слово “подвиг” будет говорить о конкретности рисунка) Все индивидуально значимые рисунки относятся к конкретным, вне зависимости от характера изображения. Далее по степени абстракции идут : 3) геометрические, графические символы. Часто эти символы отражают пространственные характеристики : направление, симметрия. К “абсолютным” следует относить рисунки метафорического и геометрического характера. В этом случае важен сам факт прямого обращения к личному опыту. В этих образах школьник прямо говорит о своих интересах, желаниях. Образы могут быть переонифицированные и образы стимулы. Данный чисто статистический фактор указывает на относительную частоты выбора в протоколах нормального среднего человека. Учитывая естественное распределение выборов по частоте, целесообразно отнести образ “пиктограммы” к одной из 3-х категорий : Сложный качественный фактор, включающий содержание образа, умеренную абстрактность, краткость изображения и объяснения. К неадекватности не следует относить образ относящийся к категории “повторяющихся”. На основании качественного анализа пиктограмм проводится формализованная оценка. Одним из наиболее существенных при оценке характера пиктограмм является отношение по фактору “абстрактность”. Основой нормального результата является атрибутивные и конкретные образы. У людей с некоторыми отклонениями в области мышления может снижаться количество стандартных образов при отсутствии грубо “неадекватных” образов. Полное же отсутствие стандартных образов представляет несомненную диагностическую ценность. В последнем случае следует проконсультироваться со специалистом. Прямое повторение одного образа более чем на два понятия, по данным института им.Бехтерева, является патологическим феноменом. Для нормальных детей в методике “пиктограмм” характерно : Для детей со сниженным интеллектом (также и при ограниченных заболеваниях головного мозга) при проведении пиктограмм характерными являются : — не понимания смысла задания, — не возможность выбора образа на абстрактные понятия, — отсутствие геометрических и грамматических символов, оригинальных образов, — снижение числа атрибутивных и метафорических образов (встречаются лишь самые банальные), — в структуре конкретных образов преобладают фотографические, — чрезмерно выражена стереотипия, имеются прямые многократные повторения одного и того же образа, Примерная оценка и анализ пиктограмм. Каждое понятие у испытуемого должно быть оценено и проанализировано аналогичным образом, затем оценивается и анализируется вся методика в целом. Пиктограмма здорового человека. Понятие “Победа”. Изображен салют. Объяснение : “Салют бывает в День Победы”. Оценка : выбор атрибутивный, не имеющий индивидуальной значимости, стандартный, адекватный. Пример из пиктограммы человека с функциональными психическими отклонениями в области мышления. Понятие “Тяжелая работа”. Нарисован треугольник. Разъяснение : “У нас в отделе тяжелую работу делают трое : я, начальник и его заместитель”. Оценка : выбор конкретный, не смотря на геометрический характер, индивидуально значимый, оригинальный, неадекватный. КАТАЛОГ ОБРАЗОВ, 1). Веселый праздник. Стандартные образы : флаги, цветы, воздушные шарики. Повторяющиеся образы : салют, елка и елочные украшения, еда, алкогольные напитки. Редкие образы : галстук, здание (театр). Стандартные образы : кирка, молот, лопата. Повторяющиеся образы : Сизиф, вкатывающий камень. Стандартные образы : изображение еды. Повторяющиеся образы : изображение еды с часами и другими указателями времени, посуда, человек за едой. Редкие образы : туча, закрывающая солнце. Стандартные образы : человек на постели. Повторяющиеся образы : кровать, термометр, шприц, медикаменты, лицо с мимикой страдания, надгробие, темное пятно. Редкие образы : туча, закрывающая солнце. Стандартные образы : лицо с печальной мимикой, слезами. Повторяющие образы : человек в печальной позе, слезы, надгробие, печальный осенний пейзаж. Редкие образы : письмо, папироса, падающая звезда. Стандартные образы : лицо с мимикой радости. Повторяющиеся образы : солнце, цветы, ребенок, семья, обручальные кольца, едущая пара, автомашина, яхта. Редкие образы : книга, облако, горы. Стандартные образы : сердце, пронзенное стрелой. Повторяющиеся образы : солнце, цветы, обручальные кольца, ребенок. Редкие образы : собака, амур, множество солнц над морем. Стандартные образы отсутствуют. Повторяющиеся образы : спираль, график, диаграмма, развитие растений (бутон, почка), ступени лестницы, человек с книгой. Редкие образы : разветвление дерева, лицо в очках, квадрат. Стандартные образы : отсутствуют. Повторяющиеся образы : изображение транспортных средств, расстающиеся люди, природа (река, пропасть), стрелки направленные в разные стороны, расходящиеся корабли. Редкие образы : разветвленный мост, развязанный узел, платок (платком вытирают слезы). Стандартные образы : отсутствуют. Повторяющиеся образы : лиса, карты, деньги, комбинация из трех пальцев, влюбленный под часами, беременная женщина, зачеркнутые деньги, человек с разведенными руками. Редкие образы : Двуликий Янус, сжатый кулак (за обман бьют). Сценка суда, кинжал. Стандартные образы : флаг, салют. Повторяющиеся образы : памятник, звезда, спортивный пьедестал почета, кубок, судья поднимает руку боксера, автомобиль «Победа». Редкие образы : цветы, голубь, триумфальная арка, лавровый венок. Стандартные образы : ордена, медали, памятник-обелиск, солдат, идущий навстречу танку, подвиг Гастелло, космическая ракета. Редкие образы : горящее солнце, Икар, человек с большими мускулами («подвиг может совершить только сильный человек»). Стандартные образы : отсутствуют. Повторяющиеся образы : мечи, направленные друг на друга, либо скрещенные, преграда между людьми (река, пропасть), кошка и собака, кулак. Дерущиеся или сражающиеся. Редкие образы : лежащий человек, змея, боксерские перчатки, сапог, попирающий цветок. Стандартные образы : Фемида, щит и меч, изображение суда, тюремная решетка, часто книга с надписью «УК», «Конституция», человек, заступающийся за обиженного. Редкие образы : пограничный столб, рука, указывающая на окурок, осколки. Стандартные образы : отсутствуют. Повторяющиеся образы : знак «?» или «?!», лица с мимикой сомнения, ромашка, развилка дорог. Редкие образы : математический символ неопределенности, телефон (символ ожидания). Стандартные образы : рукопожатие, люди, взявшиеся за руки. Повторяющиеся образы : олимпийские кольца, фестивальный значок, горы, пила «Дружба». Использование пиктограмм в повседневной жизни детей с УУО в условиях стационарного учреждения
Актуальность использования пиктограмм в работе с детьми с умеренной умственной отсталостью состоит в том,что: дети данной категории имеют тяжелые речевые нарушения и никогда не овладеют речевыми умениями, либо научатся издавать отдельные звуки. Устная речь как средство коммуникации для умственно отсталых детей сложна или недоступна вообще. Дети ограничены в выражении своих желаний, намерений, чувств, потребностей. Поэтому необходимо предоставить в их распоряжение другую коммуникативную систему, которая поможет облегчить общение, улучшить развитие ребенка, активизировать его участие в коррекционно-педагогическом процессе. Эффективным способом, позволяющим удовлетворять потребность не говорящего ребенка в общении, являются методы и средства альтернативной коммуникации. Альтернативная коммуникация — область знаний о различных средствах общения, специальных методиках, системах коммуникаций, которые разрабатываются для людей, у которых отсутствует речь. Альтернативная коммуникация используетбольшой диапазон всевозможных средств для общения: реальные предметы, фотографии, рисунки, картинки, пиктограммы, жесты,вспомогательные устройства: коммуникаторы и т. д. Пиктограммы относятся к невербальным средствам общения и могут использоваться в таких качествах: — как средство временного общения, для сохранения у ребенка мотивации и желания общаться; — как средство постоянного общения для ребенка, неспособного говорить в будущем; — как средство, облегчающее развитие общения, речи, когнитивных функций (символизации, формировании элементарных представлений и понятий); — как подготовительный этап к усвоению письма и чтения у детей с проблемами в развитии (схема слова, схема предложения); — как средство развития и коррекции высших психических функций (память, внимание, мышлении). Пиктограммы помогают выражать желания, потребности, чувства на всех уровнях жизнедеятельности ребенка. Содержание пиктограмм призвано обеспечить ребенку возможность вступать в общение в разнообразных ситуациях повседневной жизни. Основной целью обучения общению детей с умеренной умственной отсталостью с помощью пиктограмм является использование данной системы в повседневной деятельности. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПИКТОГРАММАМ В ДДИ 1 Жизнь воспитанников нашего учреждения предельно насыщенна и относительно строго регламентирована, а потому требует больших затрат физических, психических и интеллектуальных сил. Используя в работе пиктограммы, мы помогаем воспитанникам структурировать свою деятельность. При работе с детьми используем фотографии объектов и действий и постепенно переходим с цветных картинок на черно-белые. В своей практике мы используем пиктограммы на всех этапах коррекционно-развивающей работы с детьми. В помещении группы наклеены пиктограммы, обозначающие назначение данного помещения, например, игровая, душевая, туалет. Группа оснащена коммуникативной доской, на которой ребенок выкладывает визуальное расписание своего режима дня (рис.). Расписание является визуальным представлением событий, которые будут происходить в течение всего дня или в рамках, какой либо задачи или деятельности. Визуальное расписание сообщает ребенку, что произойдет дальше и в каком порядке. В зависимости от особенностей каждого ребенка расписание может быть очень подробным – разбивающим каждое задание на небольшие шаги, либо обозначать вид деятельности полностью – когда пиктограмма побуждает выполнить все задание. Визуальное расписание можно использовать для разбиения задач, которые имеют несколько этапов на отдельные последовательные шаги. Это помогает ребенку обучиться в определенным действиям и соблюдать их последовательность, например, задачу «Мытье рук»,можно разбить на следующие этапы: засучить рукава; включить воду; намочить руки; намылить руки мылом; вымыть кури под водой; закрыть кран; вытереть руки полотенцем; опустить рукава. Также визуальное расписание играет важную роль в снижении тревожности, поскольку они сообщают ребенку, какие именно виды деятельности будут происходить в течение всего дня. Чтобы научить ребенка с умеренной умственной отсталостью использовать визуальное расписание требуется терпение и время.Также с каждым ребенком необходимо отработать несколько необходимых навыков: различение пиктограммы и фона; соотнесение одинаковых предметов. Так как некоторые дети не умеют различать картинку и фон. Когда они видят пиктограмму или фотографию, они не понимают, что должны смотреть на предмет, а не на фон. Очевидно, что при работе с расписанием ребенок должен смотреть именно на объект (пиктограмму, фотографию). Мы изготовили альбом «Большая коммуникативная книга». В книгу постарались включить все самое нужное для особого ребенка. В книгу входят карточки (знакомые ребенку предметы). Картинки разместили на листе в разных местах, например, на первой странице картинка в верхнем левом углу, на второй – в центре и так далее. Исходя из особенностей ребенка, садились рядом с ним и открывали первую страницу альбома и просили показать картинку. Для того чтобы успешно освоить навык следования расписанию, ребенок должен уметь соотносить предметы с изображением на картинках и фотографиях. Если ребенок владеет этим навыком, он понимает, что фотография медведя соответствует игрушечному медведю. Однако, прежде чем осваивать навык соотнесения «картинка-предмет», ребенок должен научиться соотносить одинаковые предметы. Чтобы развивать этот навык, мы садились с ребенком за стол и ставили на поверхность стола различные предметы (игрушки, посуду и т. д.). Точно такие же предметы располагали вне поля зрения ребенка. Формировать этот навык начинали с двух предметов, постепенно увеличивая их количество. Ребенку давалась инструкция «покажи» (например, мяч, затем давали инструкцию «найди такой же мяч». Ребенок, владеющий навыком «картинка-предмет», знает, что картинки изображают реальные предметы. Этот навык необходим для работы с пиктограммами. Но на сегодняшний день еще некоторым детям необходима помощь в освоении этого навыка. Ребенок быстрее освоит навык следования расписанию, если ежедневно при смене деятельности обращать внимание ребенка, обговаривать, что «сначала», что «потом», давать ребенку самому менять пиктограммы на доске, выражать свои желания. В своей работе мы используем общее и индивидуальное расписание. На занятии «Утренний круг» мы выстраиваем структуры дня. Для всех детей группы – это общее расписание (рис.) Также у каждого ребенка группы имеется индивидуальное расписание, так как дети посещают кружки, занятия со специалистами. Визуальное расписание дополняют фотографии педагогов, специалистов. В конце дня с ребятами обязательно проводим занятие «Вечерний круг. Итог дня» возле коммуникативной доски, с использование средств альтернативной коммуникации при подведении итогов дня, вычленяем интересные события дня, показываем, чем занимались в течение дня. Благодаря такой работе каждый ребенок становится более организованным. Хочется отметить, что введение в работу с детьми общего и индивидуального расписаний следует признать эффективными, нужными и полезными составляющими коррекционно-развивающего процесса. Нами отмечено, что используя опорные картинки (пиктограммы) дети стали значительно легче и быстрее запоминать и сами пиктограммы, и информацию, извлеченную из них, ориентироваться в структуре дня. также на коррекционно-развивающих занятиях. Благодаря работе с пиктограммами дети учатся делать выбор. При внимательном и систематическом обучении они учатся самостоятельно планировать последовательность событий, а также выбирать, чем они хотят заняться, после того, как закончены занятия. Работа с пиктограммами важна для ребенка с умеренным умственным развитием. Она помогает сделать каждый день структурированным. Таким образом, использование пиктограмм в работе с детьми с УУО вносит положительные изменения в жизнь детей. Мы убедились в том, что силы и время, вложенные в обучение каждого ребенка тратится не напрасно и считаем, что никогда не поздно нашим воспитанника стать более самостоятельными. 1. МакКланнахан Л. И., Крантц П. Дж. Расписания для детей с аутизмом. / Пер. с англ. О. Чикурова, С. Морозовой. — М. : Изд-во «СигналЪ», 2003. — 130 с. 2. Никольская О. С., Баенская Е. Р., Либлинг М. М.Аутичный ребенок: пути помощи М. : Теревинф, 1997 3. Фрост Л., Бонди Э. Система альтернативной коммуникации с помощью карточек (PECS): руководство для педагогов / Лори Фрост и Энди Бонди. — М. : Теревинф, 2011. — 400 с. 4. Дмитриева, И. Ю. Использование пиктограмм и визуального расписания при работе с детьми с особенностями развития / И. Ю. Дмитриева. —Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 52 (238). — С. 61-64. — URL: https://moluch.ru/archive/238/55246/ Использование ИКТ в образовательном процессе в условиях введения ФГОС в ДОУ С 01 января 2014г. вступил в силу приказ Минобрнауки №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного. Использование здоровьесберегающих технологий в формировании здорового образа жизни детей дошкольного возрастав условиях ДОУ Внедрение в образовательный процесс ФГОС требует тщательного анализа педагогической деятельности. Одной из приоритетных задач, которые предписывает. Консультация для педагогов «Музыка в повседневной жизни детского сада» Музыка в повседневной жизни детского сада Детский голос звучит так чисто, так нежно, но часто ли мы слышим пение наших детей? Часто ли они. Видеоконсультация для родителей «Сидим дома. Использование пиктограмм в слушании музыки» для детей 5–7 лет Ирина Боткарёва Консультация для родителей «Сидим дома. Использование пиктограмм в слушании музыки» Для детей 5-7лет. Дети могут играть. Консультация «Музыкотерапия в повседневной жизни» «Музыкотерапия в повседневной жизни». Консультация для родителей. Уже давно всем известно, какое сильное эмоциональное воздействие оказывает. Опыт работы «Обучение правилам дорожного движения в условиях детского дошкольного учреждения» В условиях роста интенсивности движения автомобильного транспорта особое значение приобретает проблема обеспечения безопасности детей на. Что такое пиктограммы для детейОжидайтеПерезвоните мнеВаш персональный менеджер: Маргарита Картинки эмоций — полезный наглядный материал для логопедических игр и занятия с детьми 5-7 лет. Бесплатные занятия с логопедомДля развития речи дошкольников можно использовать не только рисунки предметов или жизненных ситуаций, но и изображения эмоциональных состояний человека. Картинки эмоций — полезный наглядный материал для логопедических игр и занятия с детьми 5-7 лет. Что дети должны знать об эмоцияхК старшему дошкольному возрасту у ребенка уже сформировано представление об человеческих эмоциях, к которым относятся: Дети определяют, называют психологические состояния, кратко описывают, приводят примеры житейских ситуаций, в которых человек их испытывает.
В ходе логопедической работы полезно предлагать детям дошкольного возраста для составления рассказов-рассуждений темы, связанные с переживаниями людей. Например: Эмоции можно разделить на пары с противоположным значением. Например: радость — печаль, отвращение — восхищение, скука — интерес и др. Дети должны уметь узнавать и назвать чувство персонажа на рисунке, но и подбирать антонимы к определению. Упражнения в таком формате позволяют прочнее закрепить характеристики эмоций.
Дети должны знать, что о психологическом состоянии человека мы можем узнать как из слов, так и наблюдая за поступками, поведением. Каждой эмоции соответствует как словарь, так и набор: Со старшими дошкольниками полезны беседы о том, что эмоциональным состоянием нужно управлять, особенно, если речь идет о негативных чувствах. Нельзя давать волю гневу, раздражению, печали. Переживания выражать только допустимыми в обществе способами. Детям будет интересно узнать, что в странах мира люди выражают чувства разными способами. Определение эмоций для детейДля логопедической работы с воспитанниками старшей и подготовительных групп детского сада используйте следующий перечень эмоциональных состояний:
Нарисованные картинкиЭмоции в картинках для детей, используемые для занятий по развитию речи представлены в нескольких вариантах: изображения взрослых и детей, людей или сказочных персонажей. Для развития речи дошкольников подходят печатные картинки и рисунки, созданные детьми. Предложите ребятам нарисовать себя или другого человека, испытывающих определенное чувство. Составление словесного пояснения к такой картинке — логопедическое упражнение, которое ребята выполняют охотно.
Если дети пока еще не могут справиться с самостоятельным изображением эмоциональных состояний, стоит предложить им создать коллаж из заранее подготовленных и распечатанных деталей лица. Дошкольники 6-7 лет способны воссоздать эмоции на бумаге самостоятельно, а вот для ребят младшего возраста стоит использовать готовые шаблоны и образцы.
В логопедической работе можно использовать не только рисование, но и раскрашивание. Тематические раскраски — это полезный и увлекательный материал, который незаменим для девочек и мальчиков в детском саду и дома. Важно предварительно хорошо изучить с детьми не только названия разных эмоций, но и те художественные приемы, которые позволяют точно передать то или иное психологическое состояние человек. В этом очень большую помощь может оказать использование пиктограмм. ПиктограммыСхематичные изображения различных эмоций очень помогают детям в изучении, запоминании и распознавании эмоциональных состояний человека. Особенно на ранних этапах знакомства с этой темой. Различные наборы «Эмоции смайлики картинки для детей» содержат карточки с условным изображением гнева, радости и других чувств. Игры с пиктограммамиИгры с пиктограммами — это целое направление в работе логопедов и психологов. Схематические изображения эмоций (рожицы) — отличный материал для стимулирования речевой активности ребенка. Вот несколько примеров использования таких изображений: Подбери и назови Подготовьте для детей картинки пиктограмм с разными эмоциями, чувствами. Задание – узнать то или иное состояние, дать ему название, а затем придумать ситуацию, в которой оно будет уместна. Дети могут использовать как свой личный опыт, так и вспоминать героев известных сказок, мультфильмов. Ничего, если сначала описания эмоций будут звучать по-детски, постепенно регулярные речевые тренировки помогут этим рассказам стать более совершенными. Найди пару Если взять разрезной набор картинок-смайликов и перемешать, то получится увлекательная игра для команды дошкольников, которую можно использовать и на занятиях по развитию речи. Задача – собрать все изображения. Важно, чтобы каждый смайлик точно выражал то или иное чувство, тогда эмоцию будет проще узнать и описать.
Превращения настроений Для этой игры нужно подобрать такие смайлики картинки эмоций для детей, которые можно разложить по парам-противоположностям. Например, грусть-радость, восхищение-отвращение и т. п. Попросите детей взять одну карточку или круглую рожицу-смайлик, а затем подобрать к выбранной картинке пару. После этого можно предложить детям придумать историю о том, что могло бы превратить одну эмоцию в другую. Колобки Изображение колобка похоже на смайл, поэтому картинки с этим персонажем тоже используйте в качестве пиктограмм, иллюстрирующих эмоции.
Вариантов игр с этим сказочным персонажем много. Например, рассказать русскую сказку, описывая эмоции Колобка и других героев. Сделать такое занятие продуктивным поможет использование кукольного театра или масок.
Эмоции в стране Смешарии Игрушки из мультфильма Смешарики — материал для занятий по развитию речи в ДОУ и дома. Изображения забавных круглых героев можно использовать для иллюстрации эмоциональных состояний. Купите готовое пособие или изготовьте сами, вырезая и подписывая героев из журнала или книжки. Предложите детям картинки со смешариками и попросите назвать то чувство, которое испытывает Нюша, Кар-Карыч, Крош и другие герои. Игры на развитие эмоциональной сферы дошкольниковВот еще примеры логопедических игр и упражнений для дошкольников, которые используются педагогами в детском саду и родителями дома. Грусть или радость Посмотри на картинку и назови тех героев, лицо которых выражает то или иное чувство. Затем усложните игру, предложив угадать эмоцию, которую показывает другой ребенок. Гусенички Попросите детей найти гусеницу, настроение которой не похоже на чувства других и придумать ситуации, когда оно может возникнуть. В продолжении игры создайте «Дерево настроений». Каждый ребенок получает бумажную гусеничку, у которой он дорисовывает мимику так, чтобы передать то или иное настроение. Готовые фигурки прикрепляются на одно дерево. Рассказ Составьте рассказ по картинкам. В этом помогут вопросы: Секрет хорошего настроения Предложите детям выполнить задание к рисунку, а затем попросите каждого вспомнить то, что поднимает настроение лично ему. Это может быть подаренный цветочек, наблюдение за клоуном, игры в детском лабиринте и т.п. Мы не ленивые, мы трудолюбивые Дети получают задание обсудить те ситуации, которые изображены на рисунках и рассказать о том, почему некоторые герои на них — лодыри. Продолжить эту игру можно, вспоминая ленивцев из детских сказок и мультфильмов. Где это случилось Попросите ребят описать случаи или обстоятельства, которые вызвали у Буратино изображенное чувство, состояние. Игру проводите и с другими эмоциями для детей в картинках, с иллюстрациями к сказкам (с животными или людьми). Собери лицо Для игры понадобится шаблон лица и отдельные части, выражающие эмоции: глаза и рот. Попросите ребенка составить веселую рожицу, а затем грустную. Используйте готовые шаблоны или изготовьте сами при помощи цветной бумаги и маркера. Эмоции в картинках для детей — интересный и полезный материал, использование которого позволяет логопедам, психологами и педагогам совершенствовать активный словарь дошкольников и связную речь. Тема сложна, но правильно подобранные иллюстрации и игры помогут детям освоить ее в полном объеме.
|