Что такое пирамида маслоу кратко
Пирамида Маслоу и ее применение в жизни и бизнесе
Добрый день, друзья, с вами Елена Никитина, и сегодня поговорим о том, что такое пирамида Маслоу и какую роль она играет в повседневной жизни.
Предмет не новый: многим он знаком из курса психологии или бизнес-тренингов.
Понятие и краткое описание
Пирамида Маслоу — это упрощенная модель иерархической теории человеческих потребностей, разработанной американским психологом Абрахамом Маслоу.
Несмотря на некоторые несовершенства, эта схема применяется довольно широко.
Свои идеи А. Маслоу изложил в 1943 году в работе “Теория человеческой мотивации”, а затем дополнил в книге “Мотивация и личность” (1954).
Ученый показал, что нельзя все импульсы личности сводить к удовлетворению физиологических процессов, как это было заявлено в психологии ранее. Человеческая природа иерархична: вслед за так называемыми естественными потребностями идут высшие, и каждая из них по-своему влияет на мысли и поступки.
Структура пирамиды
Маслоу выделяет 7 уровней потребностей:
Первые 5 из них ученый относит к базовым, над которыми надстраиваются два последних. Все они объединяются в 5 видов: физиологические, стремление к безопасности, социальные, престижные, духовные.
В обеих книгах последовательность мотивов именно такова, но последователи чуть изменили ее, как видно по рисунку.
Ученый делит потребности на высшие и низшие. Низшие требуют немедленного удовлетворения и нужны для выживания. Чем ниже ступень иерархии, тем раньше проявляется у человека соответствующая потребность. И тем больше она свойственна животным.
Высшие потребности удовлетворяются сложнее и только в подходящих условиях. Но их реализация укрепляет здоровье и увеличивает продолжительность жизни.
По утверждению психолога, пока человек не избавится от предыдущей нужды, он не осознает следующей. Чем ниже потребность, тем полнее она должна быть удовлетворена.
Поскольку не всем удается обеспечить себе комфорт на всех уровнях, высшие ступени покоряют немногие. А успеха по всей вертикали достигают лишь 2 %.
Такое сужение снизу вверх позволило наглядно представить классификацию Маслоу в виде пирамиды. Сделано это было уже после смерти ученого, предположительно, Филипом Котлером.
Котлер приспособил учение Маслоу под нужды маркетинга, упростив и немного изменив иерархию мотивов. Его пирамида состоит из 5 ступеней.
А мы рассмотрим первоисточник по пунктам.
Физиологические потребности
Уровень, общий у нас с животными. Это удовлетворение голода, жажды, усталости. Сюда же Маслоу относит и сексуальный инстинкт — с оговоркой, что это не единственное, что руководит желанием найти пару.
Стремление к безопасности
Наглядно проявляется в поведении маленьких детей, плачущих при отсутствии матери. Защищенность важна для полноценной жизни не менее, чем наличие пищи. Известен опыт Авиценны с двумя ягнятами от одной овцы, один из которых рос в нормальных условиях, а другой — в клетке по соседству с волчьей. Кормили их одинаково, но вскоре второй стал значительно отставать в весе, выглядел подавленным.
Чтобы избавиться от голода, человек находит работу. Чтобы обрести безопасность, он ищет работу с гарантиями: социальной защищенностью, возможностью отложить “на черный день”.
Желание принадлежности и любви
Побуждает людей примыкать к какому-либо сообществу (спортивные фанаты, рыбаки), дружить, влюбляться и создавать семьи.
В основе любовного союза может быть сексуальный инстинкт, стремление к защищенности или желание обрести смысл жизни и заботиться о другом человеке — в зависимости от сформированности и удовлетворения предыдущих потребностей.
Чем полнее человек испытывает любовь в детстве, тем больше у него шансов попасть в хорошее окружение и создать счастливую и крепкую семью.
Признание
Формирует самооценку, обусловливает чувство собственной необходимости и полезности для мира.
Как пишет Маслоу, по-настоящему человек уважает себя как личность не вследствие славы или льстивых похвал (например, от подчиненных), а в результате заслуженного уважения результатов его труда.
Под трудом понимается любое волевое усилие: учеба, спортивная тренировка, творчество, выполнение больших объемов работ и т. д. Признание тесно связано с профессиональной деятельностью, а его отсутствие становится одной из причин увольнения.
Именно поэтому очень важно определить для себя желаемое направление и двигаться по нему, отмечая успехи.
А вот в рекламе, которая как нельзя лучше знакома с пирамидой Маслоу, с нашим чувством собственного достоинства обходятся достаточно фривольно, подменяя заслуженное уважение внешними атрибутами. Уважение будто бы складывается из статусности, основанной на обладании определенными предметами. Вспомните слоган компании “L’Oreal”: “Ведь Вы этого достойны!” (Наш товар превосходен, и Вы его заслужили).
Потребность в самоактуализации
Тесно связана с предыдущей, с той разницей, что ключевым здесь является непосредственно успех в деятельности, а не констатация его окружающими.
Для ощущения гармонии с собой важно раскрыть весь заложенный природой потенциал, что мы обычно реализуем в хобби и, если повезет, на работе.
На стремлении к самореализации делают деньги создатели многочисленных курсов для взрослых (живопись, вокал и т. д.), популярных в больших городах.
После закрытия (то есть удовлетворенности до некоего необходимого уровня) базовых потребностей формируются следующие.
Потребность в познании и понимании
Или, по-другому, когнитивная. Ученый подчеркивает, что тяга к познанию объясняется не только страхом (ориентироваться, чтобы обезопасить себя в чрезвычайной ситуации), но и стремлением к новому, заложенным в человеке и высших животных.
Ребенок активно познает мир сначала тактильно (ртом и руками), затем вербально (задавая вопросы). Более взрослых жажда знаний увлекает в путешествия, в мир книг, философии и религии. Стремление к новому во многом определяет нашу жизнь.
Нереализованная когнитивная потребность приводит к депрессии. Маслоу приводит пример подобных состояний у людей, занятых на монотонной, скучной работе. Многим из них помог его совет заняться чем-нибудь интересным или поменять сферу деятельности.
Эстетическая потребность
По словам психолога, она свойственна лишь немногим — тем, кому физически плохо от отсутствия красоты. Однако следом он подчеркивает, что чувство прекрасного обнаруживается почти у каждого здорового ребенка и свойственно любой культуре на каждом этапе развития. А потому сделаем вывод, что все мы ценим возможность созерцать и творить прекрасное.
Это проявляется как на бытовом уровне (склонность к порядку и уюту в доме), так и на высшем, творческом.
Эстетическая потребность задействует все органы чувств. На ней основана индустрия моды, красоты, шоу-бизнес.
Спорные стороны пирамиды
Логичная теория не так безупречна, как кажется на первый взгляд.
Сам Абрахам Маслоу подчеркивал, что человеческая мотивация не строго упорядочена. В ряде случаев ступени пирамиды меняются местами: так, при опасности мы забываем про сильный голод и стремимся в первую очередь обрести защиту. Также известно, что у некоторых людей жажда признания сильнее желания любви (это отличает карьеристов).
Далее, не всегда мы перешагиваем на следующую ступеньку, обеспечив себе достаточный комфорт на предыдущей. Ученый приводит в пример творческих людей, живущих впроголодь и не оставляющих любимого занятия, а также героев, готовых умереть за свои убеждения. Он замечает, что чем полнее были удовлетворены потребности в детстве, тем легче поступиться ими в дальнейшем.
К тому же другой психолог, Клейтон Пол Альдерфер, утверждает, что движение по лестнице возможно не только снизу вверх, но и обратно, если более высшие потребности не удовлетворены.
Вызывает споры категоричное отнесение сексуального инстинкта к жизненно необходимой первой ступени. Пример великих святых, монахов (Сергия Радонежского, Серафима Саровского и т. д.) доказывает обратное.
Пирамида удобна в изучении, но не универсальна. Для многих людей применим иной порядок ступеней, а иным некоторые из потребностей вообще не свойственны в силу характера, темперамента и других особенностей.
Значение теории потребностей для личности
Тем не менее, теории Маслоу можно успешно найти применение в жизни.
Она позволяет человеку:
Пирамида Маслоу в работе и бизнесе
Нужды потребителя, позаимствованные из теории мотивации, активно задействованы в рекламной сфере. Некоторые маркетологи уверяют, что в российских условиях знаменитое учение не работает, но это не мешает творцам рекламы создавать у целевой аудитории новые и новые ценности, основанные на “пирамидальных” желаниях.
Как можно использовать учение Маслоу в управлении предприятием для совершенствования системы мотивации подчиненных? Зная, какие лежат в основе индивидуальных устремлений сотрудника потребности, руководитель ищет рычаги воздействия на персонал.
В идеале для каждой ступеньки должны быть продуманы свои бонусы: в основании пирамиды лежит оклад, защищенность обеспечивается гарантиями трудового кодекса, корпоративные объединения (спортивные команды в крупных организациях или премиальные “выходы в свет”) сплачивают коллектив, учет личного мнения, моральные и материальные поощрения свидетельствуют о признании, а индивидуальные поручения соответствуют когнитивным и творческим задаткам.
У кого-нибудь есть такая работа? Желаю найти!
А у кого есть желание зарабатывать удаленно, чтобы покорять пирамиды самостоятельно, оставайтесь с нами!
Потребности человека по пирамиде Маслоу: как использовать иерархию в жизни, маркетинге и менеджменте
Иерархия потребностей Маслоу — одна из популярнейших теорий мотивации. У нее есть ряд последователей и противников, на основе этой теории созданы десятки новых концепций, которые сейчас применяют как в обычной жизни, так и в бизнесе. В этой статье мы рассмотрим основы теории Абрахама Маслоу, ее недостатки и преимущества, а также выясним, можно ли ее использовать в современном мире.
Что такое пирамида Маслоу
Пирамида Маслоу — это описание потребностей человека: от низменных желаний до возвышенных.
Абрахам Маслоу сформулировал теорию в 1954 году в работе «Мотивация и личность». Он структурировал желания и нужды человека и создал иерархию потребностей.
Теория иерархии потребностей Маслоу
Ниже — таблица с описанием уровней теории потребностей от низшего к высшему.
Уровни иерархии потребностей | Определения | Пояснения |
Физиология | Удовлетворение жизнедеятельности организма | Сон, еда, естественные нужды, здоровье, секс |
Безопасность | Чувство защищенности и комфорта, защита от внешних угроз и собственных страхов | Крепкие стены и крыша над головой, защита дома от ЧП, страховка на дом или жизнь |
Любовь и принадлежность | Общение, привязанность, семья, дружба — социализация | Поиск друзей и партнера, создание семьи, уверенность, что человека поймут и примут таким, какой он есть |
Уважение и признание | Желание быть важным и получить признание в обществе | Заработать больше и показать свой статус, добиться успеха |
Творчество и познание | Стремление к новым знаниям | Путешествия, второе образование и семинары, повышение квалификации |
Эстетика | Поиск гармонии и радости через искусство и красоту | Изучение культуры других стран, поход в музеи и театры, творчество и коллекционирование |
Самоактуализация | Поиск смысла жизни, переосмысление ценностей | Реализация мечты, анализ духовных ценностей, поиск себя и развитие талантов |
Классическая пирамида выглядит так:
Пирамида Маслоу. Источник
Мы немного разбавили строгую иерархию эмодзи, чтобы вы могли легко запомнить ключевые моменты:
Пирамида Маслоу — потребности человека
Суть теории
Психолог исследовал стимулы и мотиваторы, а также степень их удовлетворения, которые выступают движущей силой и призывом к действию. Он предположил, что у каждого человека есть определенные потребности к комфортной жизни, к которым он стремится.
Маслоу сформулировал несколько принципов, характеризующих природу человека:
Запросы бывают первичными и вторичными, причем в последних какая-либо ступень может быть пропущена. Поэтому теория отражена в виде пирамиды, а не диаграммы.
Первичные или физиологические нужды у человека заложены с рождения. Это то, что помогает ему существовать — еда, вода и движение.
Вторичные или психологические мотиваторы приходят с опытом и развитием человека: успех, уважение, власть, причастность к чему-либо и стремление к благосостоянию.
Важно обратить внимание, что пока индивид не удовлетворит базовые желания: физиологические потребности по Маслоу и обеспечение безопасности — ему будет сложно думать о высших стремлениях.
Например: если вы работаете на износ, ухаживаете за больными родителями и занимаетесь всеми домашними делам, вам некогда размышлять о саморазвитии и познании себя.
Высшие потребности характеризуют личность человека и показывают широкий спектр культурных индивидуальных различий, однако их крайне сложно измерить. По подсчетам автора теории, только 2% населения Земли достигают наивысшего удовлетворения — самоактуализации. При этом Маслоу не идеализирует такого человека — у них также есть недостатки, раздражительность, упрямство и невнимательность к окружающим.
Абрахам провел исследование и сформулировал 15 черт, которые присущи самореализующейся личности:
Преимущества и недостатки
А теперь давайте разберемся в преимуществах и недостатках теории Абрахама Маслоу.
Преимущества
Недостатки
Применение в маркетинге
В маркетинге пирамида Маслоу служит отправной точкой в поиске целевой аудитории и ее сегментации, а также для анализа рынка. Опираясь на полученные от пользователей данные, специалисты могут узнать, какие потребности преобладают у ЦА.
К примеру, пользователь долго не может сделать заказ — возможно, есть какие-то страхи — и специалисту нужно рассказать о гарантиях. Либо показать ценные качества продукта, которые помогут улучшить его комфорт: техника для приготовления пищи, сигнализация для защиты дома, ручка Parker как индикатор успешности и состоятельности человека.
Важно! Пирамида — это материал для размышлений, который поможет понять общую картину, но не решить конкретную задачу.
Благодаря концепции есть возможность планировать долгосрочные цели, чтобы отслеживать динамику изменений потребностей аудитории и видеть их путь взаимодействия с брендом. То есть компания может спрогнозировать спрос, разработать стратегию и оценить риски. А для каждого сегмента проработать уникальное предложение и соответствующий продукт.
Например, потребитель ищет пылесос. Он следует по классическому пути клиента:
Применение в жизни
Как мы уже говорили выше, теория помогает разобраться в себе — в мыслях, желаниях, ценностях и страхах. Анализируя события или поступки, можно понять, какая потребность нуждается в удовлетворении и какие факторы мешают это сделать.
Также человек способен анализировать других людей и понимать, как нужно взаимодействовать с ними. Это может быть поддержка друга или партнера в трудную минуту, соблюдение этики в деловом общении, выражение благодарности продавцу в магазине.
Пирамида Маслоу в работе и бизнесе
Люди идут работать, чтобы удовлетворять физические потребности и обеспечивать безопасность, иными словами — в поисках стабильности. Когда вы уже сможете покрывать свои ежедневные нужды, настанет время стремиться к карьерному росту, успеху и признанию.
А предприниматели в свою очередь могут анализировать желания сотрудников и помогать удовлетворять их: повышать по службе, увеличивать заработную плату, проводить корпоративы на Мальдивах, открыть бесплатную столовую, обеспечить обучение. Сюда также относится улучшение рабочего процесса: подключение автоматизированных систем, которые забирают рутину на себя.
Автоматизация email рассылок
Отправляйте цепочки триггерных сообщений приветствия, брошенной корзины, реактивации, совмещая внутри одной цепочки email, SMS и web push.
Альтернативные теории
Концепция Маслоу дала толчок для развития теорий мотивации. В этом разделе мы рассмотрим несколько популярных учений, которые также применяют в бизнесе и в жизни.
Прочитать подробнее обо всех теориях можно в научных изданиях, например в книге американского экономиста и маркетолога Филипа Котлера «Основы маркетинга».
Теория Альдерфера
Клейтон Альдерфер взял идею Маслоу и усовершенствовал ее. Он объединил потребности и создал три группы:
Суть теории заключается в том, что иерархии как таковой не существует. Движение может быть как снизу вверх, так и сверху вниз. Ее можно изобразить в виде пирамиды или взаимосвязанных параметров, как на скриншоте ниже.
Теория ERG Альдерфера
Концепция дает простор для изучения человеческих ценностей и расширяет границы в познании мотивации. Ее также можно использовать в бизнесе и в жизни.
Теория МакКлелланда
Дэвид МакКлелланд предположил, что потребности низшего уровня всегда удовлетворены в той или иной мере, поэтому сконцентрировался на нематериальной мотивации высшего уровня: власть, успех и причастность.
Потребность во власти | Потребность в успехе | Потребность в причастности |
Желание отстаивать свои позиции и не бояться брать ответственность за проект и участников команды | Человек выполняет сложные задачи или берется за что-то новое, чего раньше не делал | Следование социальным нормам. При этом человек боится, что его отвергнут, если он совершит ошибку |
Радуются победам и поддерживают соревновательный дух | Люди принимают похвалу и отзывы о своей работе | Готов сотрудничать, помогать и оказывать поддержку |
Мотивируют других людей | Стараются удерживать и прогнозировать риски | Избегает рискованных и конфликтных ситуаций. Боится неопределенности |
Желают контролировать все процессы | Желание демонстрировать свою компетентность и мастерство | Человек хочет, чтобы его замечали, слушали и адекватно воспринимали его идеи |
Автор концепции утверждал, что у любого человека существуют только три потребности — независимо от расы, пола, возраста и культурного кода. По его мнению, желания и запросы формируются благодаря жизненному опыту, а не являются врожденными. Собственно, поэтому труд МакКлелланда также называют теорией изученных потребностей.
Теорию используют в компаниях, чтобы понять, как лучше взаимодействовать с сотрудниками и структурировать бизнес-процессы.
Теория Герцберга
Двухфакторная теория Фредерика Герцберга направлена на изучение оценки удовлетворенности от выполненной работы. Он исследовал анкеты сотрудников компаний и пришел к выводу, что только два фактора влияют на них: мотиваторы и удержание, также называемое гигиеническими факторами.
ССхема двухфакторной теории Герцберга
Основные тезисы концепции:
Теорию применяют к внутренним процессам в компании, чтобы понять потребности сотрудников, помочь им и выстроить систему благоприятных отношений.
Теория Портера — Лоулера
Лайман Портер и Эдвард Лоулер разработали концепцию комплексной модели мотивации, в которую входит пять переменных:
Суть теории заключается в том, что человек за свою работу получает денежное вознаграждение и за счет него удовлетворяет личные потребности.
Главный вывод из учения: результативный труд, который приносит человеку вознаграждение, порождает удовлетворенность.
Схема комплексной модели мотивации Портера — Лоулера
Идея применяется в бизнесе для оценки деятельности сотрудников компании. Руководители, следуя такой модели поведения, должны ставить четкие и понятные задачи, контролировать их выполнение и грамотно поощрять работников.
Заключение
В этой статье мы рассмотрели теорию потребностей Маслоу и варианты ее развития в концепциях мотивации.
А полученную информацию можно использовать для общения с клиентами и сотрудниками с помощью сервиса SendPulse и его инструментов: email рассылок, Viber и SMS оповещений, а также чат-ботов в мессенджерах Facebook Messenger, ВКонтакте и Telegram!
Журналист без диплома, копирайтер без сертификатов, тексты без воды, трафик без проблем
Пирамида Маслоу: изображение, структура и описание
Приветствую Вас, друзья!
Пирамида Маслоу – это наглядная модель, отображающая основные потребности человека в простой и понятной форме. Её автором является американский психолог Абрахам Маслоу (1908 — 1970):
А. Маслоу посвятил значительную часть своей исследовательской деятельности изучению мотивации и иерархии человеческих потребностей. Он выпустил большое количество работ, написал несколько книг по данной теме. Но большинство людей знает его как автора «Пирамиды потребностей человека».
Главный тезис теории Маслоу заключается в том, что человек нуждается в удовлетворении не только физиологических, но и духовных потребностей. Интересно, что похожую мысль высказывал ещё древнегреческий мыслитель Фалес Милетский (VII-VI вв. до н.э.), считавший, что именно в этом заключается основное отличие человека от животных. Маслоу заметил, что в человеческих потребностях присутствует отчетливая иерархия, и на основании данных наблюдений создал свою модель.
Структура пирамиды Маслоу
Сегодня существует несколько уточненных вариаций пирамиды с разным количеством уровней, но в базовой модели Абрахама Маслоу таких уровней пять.
Схематично Пирамида выглядит следующим образом:
Первая ступень включает органические потребности, необходимые организму для осуществления собственной жизнедеятельности. Вторая ступень обеспечивает безопасность и выживание, третья – социализацию в обществе, возможность создавать семью, рождать и воспитывать детей. Четвертая ступень – это стремление к престижу, а пятая, высшая ступень – духовные, эстетические и познавательные потребности.
Первые три ступени присутствуют у большинства животных, четвертая также проявляется довольно часто (иерархия в стае), пятая свойственна только человеку.
Описание ступеней пирамиды
Сам автор называл модель «Иерархия потребностей человека», а слово «пирамида» не использовал в работах ни разу. Термин «Пирамида Маслоу» появился позже и закрепился, поскольку подобная форма наглядно отображает концепцию данной теории. Итак, разберем каждую из ступеней подробнее.
1. Первая ступень – физиологические потребности
Все живые существа должны осуществлять действия, необходимые для поддержания жизнедеятельности. Для человека это еда, питьё, сон. Сложно получать удовольствие от прогулки, если сильно хочется в туалет, а при сильном голоде или жажде не очень думается о любви. Поэтому органические потребности являются основой пирамиды. Только удовлетворив их в достаточной мере, человек поднимается на следующую ступень.
2. Вторая ступень – безопасность
Если первая ступень обеспечивает жизнедеятельность, то вторая нужна для выживания. Ощущение безопасности (прочные двери, хороший замок) и стабильности (постоянная работа, наличие финансовых сбережений, страховка) необходимо каждому человеку. Только будучи уверенным в своей защищенности, он начинает думать о социализации и создании семьи.
3. Третья ступень – любовь и принадлежность
В эту категорию включены все социальные потребности. В каждом человеке заложено стремление любить и быть любимым, создавать семью и производить потомство. Также он стремится заводить новые знакомства, сближаться с интересными людьми, становиться частью группы. Войдя в коллектив, он испытывает потребность быть полезным, значимым и ценным в данном коллективе, постепенно переходя на следующую ступень.
4. Четвертая ступень – признание и уважение
Когда первые три потребности удовлетворены, человек начинает стремиться к признанию, уважению и престижу. Он старается проявить индивидуальность, продемонстрировать уникальные особенности и таланты, чтобы привлечь внимание и произвести впечатление на окружающих. Только убедившись, что социальная группа оценила его достижения, человек начинает стремиться к саморазвитию и по-настоящему воспринимать духовные ценности.
5. Пятая ступень – самореализация и самоактуализация
Достигнув пятой ступени, человек начинает искать способы реализовать собственный потенциал. На данном уровне наблюдается наибольшее разнообразие. Люди занимаются творческой деятельностью, стремятся к саморазвитию и просвещению, повышают квалификацию, формируют новые взгляды и убеждения, занимаются благотворительностью и меценатством, изучают окружающий мир и прикладывают усилия к тому, чтобы сделать его лучше.
Так описывает основные потребности человека пирамида Маслоу. Несмотря на то, что данная модель достаточно точно описывает действительность, многие исследователи отмечают наличие в ней спорных моментов, которые также заслуживают подробного рассмотрения. Давайте рассмотрим их подробнее.
Критика
Современные психологи отмечают, что теория иерархии потребностей по Маслоу плохо подходит для практического применения, поскольку подразумевает некоторые некорректные обобщения. Основной смысл концепции заключается в том, что каждая последующая ступень пирамиды может существовать только при условии, что на предыдущей ступени наблюдается полное благополучие. Однако на практике данное правило соблюдается не всегда.
История знает множество случаев, когда выдающихся успехов в определенных сферах добивались люди, жившие буквально в нищете или столкнувшиеся с неудачами на любовном фронте. Великие поэты, художники, музыканты – все они проявляли свои таланты на высшей ступени пирамиды. Но многие из них всю жизнь голодали, страдали от неразделенной любви или были изгоями в своём обществе.
Сам Абрахам Маслоу со временем значительно доработал теорию мотивации, из-за чего модель иерархии потребностей сильно усложнилась. В частности, был добавлен такой фактор как возраст. Например, полуголодный студент, пребывающий на грани отчисления из вуза (минус первая и вторая ступень), всё равно думает о любви. А потребность в самоактуализации отсутствует у молодежи и появляется ближе к 50 годам (при этом сам автор утверждал, что пятой ступени достигает лишь 2% людей).
Как следствие всего вышесказанного, пирамида Маслоу сегодня используется преимущественно маркетологами, но практически не рассматривается в психологии.
Плюсы и минусы теории
Несмотря на несовершенство модели, теория Маслоу по-прежнему остаётся наиболее удобной и наглядной формой представления взаимозависимости человеческих нужд. Её популярность обусловлена такими преимуществами как:
Основным недостатком пирамиды потребностей по Маслоу (помимо исключений, описанных в разделе «Критика»), является устаревшее понимание человеческих нужд. Впервые автор изложил идею в 1943 году, а посвященную ей книгу «Мотивация и личность» написал в 1954-м. Даже в самых развитых странах мира условия жизни тогда сильно отличались от современных.
Практическое применение теории
Знать, как устроена пирамида Маслоу, полезно любому человеку, даже если он не является психологом или маркетологом. Это удобная модель, позволяющая понимать собственные потребности и объяснять поведение окружающих. С её помощью можно подобрать для себя эффективные способы мотивации на данном жизненном этапе. Хоть теория Маслоу и не является идеальной с точки зрения современной психологии, она поможет найти «бреши» в собственной жизни и устранить их, чтобы стать более счастливым.
Заключение
Пирамида человеческих потребностей по Маслоу – простая и наглядная модель, демонстрирующая, как формируются жизненные приоритеты у большинства людей. В ней все потребности упорядочены по четкому принципу: от базовых (физиологических и инстинктивных) до возвышенных (духовных). При этом базовые потребности являются доминирующими, и только по мере их удовлетворения у человека возникают желания более высокого порядка.
Важно учитывать, что пирамида Маслоу не является абсолютно точной моделью, и история знает немало исключений. Многие великие личности сумели самореализоваться, несмотря на нищету, неудачи в личной жизни или полное отсутствие признания в обществе. Некоторые подвергались преследованию за инакомыслие и находились в постоянной опасности. Но это не помешало им посвятить свою жизнь духовным ценностям, создавать гениальные произведения или оказывать влияние на ход истории.