Что такое пирамида в бильярде
Пирамида (бильярд)
Русский бильярд (пирамида) — собирательное название нескольких разновидностей игры на бильярде. Русский бильярд представляет собой разновидность лузного бильярда, со своими особыми требованиями к оборудованию для игры.
Содержание
Основные требования к оборудованию
Основные характерные особенности: относительно крупные шары, незначительно уступающие по размерам створу лузы (диаметр шара 68—68,5 мм, ширина створа угловой лузы 72—73 мм, средней лузы 82—83 мм), все шары одного цвета (слоновой кости) с номерами от 1 до 15, биток жёлтый (иногда, на неофициальных соревнованиях, красный). Столы бывают разного размера (12, 10, 9 и 8-футовые), покрыты зелёным сукном. На сукне нанесена разметка: серединная отметка, через которую проходит серединная линия (параллельно коротким бортам стола), делящая стол на переднюю и заднюю части. Передняя отметка (посередине передней части) и задняя отметка (посередине задней части). Через переднюю отметку (параллельно короткому борту) проведена линия дома (домом называют пространство от короткого борта до линии дома). От задней отметки к середине заднего короткого борта проведена линия выставления шаров.
Размеры столов приведены ниже в таблице. На официальных соревнованиях играют за 12-футовыми столами. Оборудование для игры и помещения для соревнований должны строго соответствовать официальным требованиям, утверждаемым Международным и Европейским комитетами по пирамиде. В этих требованиях описана масса параметров, от упругости резины, используемой для обкладки бортов, до рекомендуемых фирм-производителей сукна и шаров, от количества ламп над игровым столом, до температуры и влажности в помещении для соревнований.
Стол | Игровое поле, мм | Габариты стола, мм |
---|---|---|
12-футовый | 3550 х 1775 | 3840 х 2060 |
10-футовый | 2950 х 1470 | 3240 х 1750 |
9-футовый | 2540 х 1270 | 2830 х 1560 |
8-футовый | 2240 х 1120 | 2530 х 1410 |
Правила
Существует несколько официально признанных разновидностей русского бильярда (пирамиды), из которых наиболее просты правила свободной пирамиды, или американки.
Свободная пирамида, или Американка
Исходная позиция шаров: пирамида из пятнадцати белых шаров, установленная с помощью стандартного треугольника, расположена так, что передний шар пирамиды находится на задней отметке, а основание пирамиды параллельно короткому борту стола. Биток может находиться в любом месте в пределах дома (но не на линии дома, так как сама она к дому не относится).
В силу относительной простоты правил, свободная пирамида, или американка, наиболее часто используется в кино (например, в знаменитых сценах кинофильмов «Место встречи изменить нельзя» и «Новые приключения неуловимых»).
Московская пирамида
Исходная позиция шаров: пирамида из пятнадцати белых шаров, установленная с помощью стандартного треугольника, расположена так, что передний шар пирамиды находится на задней отметке, а основание пирамиды параллельно короткому борту стола. Биток может находится в любом месте в пределах дома (но не на линии дома, так как сама она к дому не относится).
Общие правила игры в пирамиду
Пирамида представляет собой разновидность мирового лузного бильярда со своими особыми правилами и требованиями к бильярдному оборудованию.Официальные соревнования проводятся по следующим видам Пирамиды:
1. Бильярдное оборудование и аксессуары
При игре в каждую из описанных ниже разновидностей пирамиды следует использовать бильярдные столы, шары и аксессуары, соответствующие «Техническим требованиям МКП к бильярдному оборудованию».
2. Разметка бильярдного стола
2.1. На игровой поверхности бильярдного стола должны быть четко и аккуратно
нанесены следующие линии и отметки:
(1) Центральная отметка – точка, расположенная в центре игровой поверхности стола.
(2) Центральная линия – прямая, проведенная через центральную отметку параллельно коротким бортам. Центральная линия делит игровую поверхность стола на две половины – переднюю и заднюю.
(3) Передняя отметка – точка, расположенная в центре передней половины игровой поверхности стола.
(4) Линия дома – прямая, проведенная через переднюю отметку параллельно переднему борту.
(5) Задняя отметка – точка, расположенная в центре задней половины игровой поверхности стола.
(6) Линия выставления шаров – часть продольной линии стола, проведенная от задней отметки до середины заднего борта.
2.2. Домом называется часть игровой поверхности стола, заключенная между линией дома и передним бортом.
3. Используемые шары
Стандартный набор из шестнадцати пирамидных бильярдных шаров: пятнадцать белых (цвета слоновой кости) шаров с номерами от 1 до 15-ти и один цветной (предпочтительно желтый) шар без номера.
9. Исходная расстановка шаров
9.1. Перед начальным ударом пятнадцать белых шаров устанавливаются в форме равностороннего треугольника (пирамиды) с вершиной на задней отметке стола и основанием параллельно заднему борту. Каждый шар должен соприкасаться с рядом стоящими шарами.
При расстановке шаров следует использовать стандартный треугольник.
9.2. Цветной шар, используемый в качестве битка при выполнении начального удара, располагается в доме.
9.3. По ходу игры могут возникать ситуации, предусматривающие установку неполной пирамиды (см. п.13.2 и п.26.2, а также раздел 1, п.19.1). При установке неполной пирамиды соблюдаются все требования, предъявляемые к установке
полной пирамиды. Отличия состоят в следующем:
Неполная пирамида заполняется в направлении от вершины к основанию. Основание (нижний ряд) заполняется от середины к краям симметрично относительно продольной оси стола. Для достижения полной симметрии в нижний ряд в случае необходимости перемещают шар из вершины пирамиды.
10. Положение шара
Положение шара определяется положением его центра.
11. Дом и линия дома
11.1. Линия дома не является частью дома.
11.2. Шар, стоящий на линии дома, считается расположенным вне дома.
Если ни одно из указанных требований не выполнено, налагается штраф.
14. Очередность начального удара
В каждой последующей партии соперники начинают по очереди.
16. Касание шаров
За исключением касания битка наклейкой кия при выполнении удара (см. п. 5.1)
и установки битка до введения его в игру (см п. 12.5.), запрещается касание любого шара (битка или любого прицельного шара) на игровой поверхности стола кием, машинкой, мелом, рукой, одеждой и т.п. В противном случае – штраф.
В противном случае налагается штраф.
19.2. Если при ударе по близкостоящим шарам не было ни тройного контакта, ни двойного удара, то само по себе движение битка вслед за прицельным шаром, не является основанием для штрафа.
23. Выскочивший шар
23.1. Шар считается выскочившим за борт, если после завершения удара он остановился вне игровой поверхности стола (на борту, на полу и т.п.).
23.2. Шар не считается выскочившим, если он, ударившись о верхнюю часть упругого борта или поручня, самостоятельно возвращается на игровую поверхность или падает в лузу, не задев при этом какой-либо иной объект, не являю-
щийся стационарной принадлежностью бильярдного стола. Если же шар задевает какой-либо предмет, не являющийся принадлежностью стола, например, осветительный прибор, мел на борту или поручне и т. п., то он считается выскочившим, даже если он после этого самостоятельно возвращается на игровую поверхность или падает в лузу.
23.3. Если любой шар (биток или прицельный шар) выскакивает за борт, налагается штраф.
23.4. Все выскочившие шары выставляются после завершения удара.
25. Выставление шаров
25.1. Все неправильно забитые и выскочившие за борт шары выставляются после завершения удара и до начала следующего.
25.2. Единичный шар выставляется на заднюю отметку. Если выставляется несколько шаров, то их устанавливают в произвольном порядке на линии выставления шаров от задней отметки к заднему борту как можно ближе, но не вплотную друг к другу.
Если же какие-либо шары, расположенные вблизи или непосредственно на задней отметке или на линии выставления шаров, мешают процессу выставления, то выставляемые шары располагают на линии выставления шаров как можно ближе к задней отметке и как можно ближе, но не вплотную к мешающим шарам.
В случае, если для выставляемых шаров не хватает места между задней отметкой и задним бортом, то шары выставляют на продолжении линии выставления шаров (между задней отметкой и центром игровой поверхности стола) как можно ближе к задней отметке.
Примечание: При игре в «Свободную пирамиду» биток и прицельные шары
выставляются на общих основаниях согласно п. 25.2
При игре в «Комбинированную пирамиду», «Динамичную пирамиду» и «Классическую пирамиду» прицельные шары выставляются согласно п. 25.2, а биток вводится в игру согласно правилам каждой конкретной игры.
26. Постороннее воздействие
26.1. Если во время игры шары приходят в движение вследствие постороннего воздействия (на шары, на стол или на игрока, выполняющего удар), то их возвращают на исходные позиции и игра продолжается. При этом штраф не налагается.
26.2 Если восстановить положение шаров не представляется возможным, то цветной шар устанавливают в доме (если цветной шар вышел из игры, то его возвращают в игру взамен любого из оставшихся на столе белых шаров), все оставшиеся на столе белые шары устанавливают в форме пирамиды ( или неполной пирамиды) с вершиной на задней отметке, право последующего удара определяется розыгрышем и игра продолжается по правилу начального удара (см. п. 13). Счет сохраняется таким, каким он был к тому моменту, когда партия была прервана.
Примечание: При установке неполной пирамиды следует руководствоваться
правилами, изложенными в п. 9.3.
Русский бильярд. Пирамида. Общие правила игры
ФБСР организует и проводит соревнования по следующим видам Пирамиды:
1. Пирамида свободная.
2. Пирамида комбинированная.
3. Пирамида динамичная.
4. Пирамида классическая.
2. Столы, шары и оборудование
Спортивные бильярдные игры проводятся на столах, имеющих разметку основных линий и точек комплектом из шестнадцати шаров с использованием киев, машинок, мелков, соответствующих стандартам ФБСР.
Шары, которыми ведется игра, маркированы. Пятнадцать из них белого цвета, они могут иметь собственные номера с первого по пятнадцатый. Шестнадцатый шар отличается от остальных цветом (как правило, жёлтый), он не имеет номера и используется всегда при начальном ударе как «биток».
В комплект оборудования для игры могут входить: удлиненные и укороченные машинки и кии, полки для расстановки забитых шаров, суконные и льняные салфетки для протирания киев, шаров и рук, и др. Для замеров на столе игрокам разрешается использовать только кий, нанесение дополнительных разметок на столе запрещается.
Кроме этого для игроков должны быть оборудованы индивидуальные места в зоне игрового стола для наблюдения за игрой соперника и отдыха в процессе игры.
3. Исходное положение шаров на столе
Перед началом встречи пятнадцать прицельных шаров устанавливаются на игровой поверхности стола с помощью треугольника в пирамиду. Шары располагаются вплотную друг к другу в соответствии с правилами конкретной игры.
Передний (головной шар) пирамиды располагается на задней точке стола, а основание пирамиды устанавливается параллельно линии заднего борта.
Шестнадцатый шар (биток) располагается в «доме».
Положение шара на столе определяется точкой касания шара игровой поверхности стола.
Шар, расположенный на линии «дома», считается вне «дома».
Удар по битку должен производиться только наклейкой кия в направлении его продольной оси, при этом хотя бы одна нога игрока должна касаться пола.
Началом удара считается момент соприкосновения наклейки кия и битка, вследствие которого биток приходит в движение, а окончанием удара – остановка движения всех шаров на игровой поверхности стола.
Вращающийся на месте шар считается движущимся.
Удар битком по прицельному шару может производиться как напрямую, так и от борта или нескольких бортов. Обязательным условием правильного удара является соударение (касание) битка и прицельного шара. Все события для оценки правильности удара битка по прицельному шару рассматриваются после соударения битка и прицельного шара.
Удар битком по прицельному шару считается правильным, если выполнено хотя бы одно из следующих условий: после удара битка по прицельному шару любой из шаров:
— упал в лузу, кроме битка в игре «Пирамида классическая»;
— коснулся двух разных бортов или после касания борта довел до второго борта любой другой шар (коснулся бортового шара);
— коснулся борта и перекатился через среднюю линию стола или перекатил через неё любой другой шар;
— перекатился через среднюю линию стола и коснулся борта или довёл до борта любой другой шар (коснулся бортового шара).
В качестве битка при начальном ударе во всех играх Пирамиды используется шар, отличающийся от остальных цветом. Биток считается введенным в игру после удара по нему из исходного положения наклейкой кия.
Розыгрыш выигрывает тот игрок, чей шар остановится ближе к переднему борту, именно он и определяет – кто производит «начальный удар».
Розыгрыш считается проигранным, если шар:
— не коснулся заднего борта;
— зашел на половину соперника или коснулся длинного борта;
— упал в лузу или выскочил за борт.
Розыгрыш повторяется, если оба соперника нарушат правила розыгрыша или их шары остановятся на одинаковом расстоянии от переднего борта.
Розыгрыш заканчивается, как только один из игроков выполнит эту процедуру без ошибки или выиграет розыгрыш.
При начальном ударе должно быть выполнено хотя бы одно обязательное условие: после удара битка по прицельному шару (шарам):
а) любой из шаров упал в лузу, кроме битка в игре «Пирамида классическая»;
б) не менее трёх прицельных шаров коснулись борта (бортов);
в) два прицельных шара коснулись борта (бортов) и при этом любой прицельный шар перекатился через среднюю линию стола.
Если вследствие начального удара соблюдены, предъявляемые к нему условия, но ни один из шаров не упал в лузу, то в игру вступает соперник, принимая сложившееся положение шаров на столе.
7. Игра «с руки из дома»
При игре «с руки из дома» нельзя располагать биток на линии «дома». Игрок при этом может играть любой шар, расположенный вне «дома», и в любую лузу. Если игрок намерен сыграть шар, расположенный в «доме», то, перед первым касанием с этим шаром, биток должен сначала коснуться шара или борта, расположенных вне «дома».
8. Сыгранные, выскочившие и зависшие шары
Шар считается сыгранным (забитым), если вследствие удара он падает в лузу и остается там.
Шар, покинувший игровое поле стола вследствие удара, считается выскочившим. Шары, выскочившие из лузы на игровую поверхность стола, считаются не сыгранными и остаются в игре.
Если выскочивший шар отразился от предмета, не являющегося элементом стола (мел, машинка, осветительный прибор и др.) и возвратился на стол, то он также считается выскочившим. Игра при этом продолжается из сложившейся позиции.
Если за борт выскакивает прицельный шар или несколько шаров, или они забиты с нарушением правил игры, то эти шары выставляются на точку №3, а если она занята, или нужно выставить несколько шаров, то на линию возврата (линию от этой точки до центра заднего борта).
Если в процессе игры биток выскакивает за борт, или забит в лузу, и им предусматривается продолжение игры, то он вводится в игру ударом «с руки», в соответствии с правилами конкретной игры.
Шары, остановившиеся (зависшие) в створе лузы, но упавшие затем в нее до прекращения движения всех других шаров на столе, считаются сыгранными.
Шары, зависшие в лузе и упавшие в нее после прекращения движения всех шаров на столе, как правило, вследствие внешнего воздействия, возвращаются на место в створ лузы.
9. Выставление шаров на стол и снятие шаров со стола в процессе игры
При выставлении шаров на стол и снятии шаров со стола в процессе игры, когда это предусмотрено правилами, игрок не должен касаться других шаров на игровой поверхности стола, в противном случае на игрока налагается штраф.
Если снятие или выставление шаров затруднено, из-за близко расположенных других шаров, игрок должен пригласить для этой процедуры судью.
Если судья коснётся или переместит шары на столе в процессе выставления или снятия шаров, то он должен восстановить их положение с максимальной точностью. Действия судьи при этом оспариваться не могут.
10. Вмешательство в игру постороннего
Организатор соревнования и судьи должны обеспечивать условия, исключающие возможность вмешательства в игру посторонних лиц, а если такое происходит, то действовать при этом незамедлительно в соответствии с Правилами.
Если вследствие вмешательства в игру постороннего, шары на столе приходят в движение, то позиция шаров восстанавливается и игра продолжается на общих основаниях. Штраф на игроков при этом не налагается.
Если восстановить положение шаров оказывается невозможным, то положение в партии фиксируется текущим счетом, оставшиеся на столе прицельные шары устанавливаются в пирамиду и игра продолжается «с руки из дома» по правилам «начального удара». При этом предусматривается розыгрыш начального удара.
Решение на эти действия принимает судья.
Аналогичным образом судьи действуют и при чрезвычайных ситуациях (аварии, ветре, сотрясении бильярдного стола и др.).
11. Вмешательство в игру соперника
Вмешательством в игру соперника считаются действия или слова, оказывающие влияние на результат спортивной борьбы.
Судьи обязаны решительно пресекать вмешательство в игру соперника и предупреждать игроков при этом о «неспортивном поведении».
Если соперник переместит положение шара (шаров) на столе, то их положение восстанавливается, виновному в этом объявляется штраф.
Если восстановить положение шаров оказывается невозможным, то положение в партии фиксируется текущим счетом, а оставшиеся на столе прицельные шары устанавливаются в пирамиду. Игра продолжается «с руки из дома» по правилу «начального удара». Решение на «начальный удар» в этом случае принимает соперник нарушителя.
Если соперник остановит или помешает движению шара в сторону лузы, то шар при этом считается сыгранным, а виновному объявляется штраф.
За нарушение Правил игры с игроков взимается штраф. Это или снятие шара со стола на полку соперника игрока-нарушителя или перерасчет текущего счета очков для игры «Пирамида классическая». Шар при этом снимает соперник игрока-нарушителя после выставления на стол всех, предусмотренных правилами, шаров.
Если при выполнении одного удара игрок совершает несколько нарушений – штраф берется в одинарном размере.
Шары, упавшие в лузы при штрафном ударе в промежутке от начала до завершения удара, не засчитываются и выставляются на точку №3 и линию возврата. Если нарушение правил, предусматривающие штраф, произошло после завершения удара, то забитый шар засчитывается, а штрафные санкции сохраняются.
Если при штрафном ударе биток покидает игровое поле стола и им предусмотрено продолжение игры, то она продолжается в соответствии с правилами конкретной игры.
По выставленным шарам и ими можно играть сразу после выставления, если это не противоречит правилам конкретного вида игры.
Штрафы налагаются в следующих случаях:
1.При выскакивании любого шара за пределы игровой поверхности стола.
2.При касании любого шара на столе: одеждой, машинкой, мелом и пр.…
3.При неправильном ударе по битку.
4.При неправильном ударе по прицельному шару.
5.При неправильном начальном ударе.
6.При неправильном ударе «с руки».
7.При неправильном ударе по соприкасающимся и близко стоящим шарам.
8.При замедленной игре.
9.При вмешательстве в игру соперника с перемещением шара (шаров).
После штрафа соперник игрока-нарушителя имеет право продолжить игру сам или заставить нарушителя продолжить игру.
13. Пассивная и замедленная игра
Если в процессе игры после серии ударов (более трех раз подряд обоими игроками) позиция прицельных шаров на столе принципиально не изменяется и это ведет к затягиванию времени игры, судья может приостановить игру и продолжить её из исходного положения. Перед этим он предупреждает игроков о пассивном ведении игры.
Если игрок не укладывается в отпущенное время, судья подает команду «Стоп!», право удара переходит к сопернику. Позиция шаров при этом сохраняется, а на нарушителя налагается штраф.
14. Игры с ограничением времени встречи
Игры в Пирамиду могут проводиться с ограничением времени встречи или партий. Условия ограничения времени определяются в Положении о соревновании. При этом возможны два варианта проведения соревнований.
Первый вариант: Встреча проводится до определённого количества побед в партиях, но при этом устанавливается время продолжительности встречи.
Если к исходу отведённого времени ни один из соперников не выиграл оговоренного количества партий, то победителем объявляется игрок, у которого больше побед в партиях на момент окончания времени встречи. Если на этот момент счёт по партиям равен, то победитель определяется по количеству забитых шаров (очков) в последней партии на момент окончания времени встречи.
Второй вариант: Встреча состоит из серии партий по правилам конкретных пирамидных игр. Каждая партия ограничивается временем.
Если при розыгрыше партии в заданное время ни один из игроков не забивает необходимого количества шаров (очков) для победы, то победа в партии присуждается по текущему счёту на момент окончания времени, отведённого на партию.
Победителем встречи объявляется игрок, который первым выиграет обусловленное количество партий.
Контроль игрового времени возлагается на судейскую коллегию и осуществляется с помощью секундомера или специальных часов со звуковым сигналом. В процессе встречи строго фиксируется именно игровое время, из которого исключаются перерывы на нужды игроков и разъяснения и действия судей по игровым ситуациям.
«Пирамида»: русский бильярд с жёсткими правилами
Каждый из нас хотя бы раз слышал о бильярде. Это развлечение сочетает в себе азартность карточных игр, динамику боулинга и холодный расчёт шахмат – такой является глубина игрового процесса в бильярд, которая при этом всем чётко регламентируется правилами. Стоит отметить, что вышеприведенный набор характеристик и стал базисом становления бильярда как полноценного вида спорта.
На территории России игра популярна настолько, что переросла в отдельную интерпретацию – «пирамиду». Данная разновидность является одной из самых узнаваемых и любимых многими бильярдистами не только в нашей стране, но и за её пределами.
В настоящей статье будут подробно освещены особенности и правила игры в «Русский бильярд Пирамида». Однако прежде чем говорить о правилах игры, необходимо проследить исторический путь развития бильярда в целом.
Определение Пирамиды
«Пирамида», также неофициально называемая «русским бильярдом», представляет собой уникальную форму лузного бильярда. Она отличается от иных интерпретаций игры жёсткостью правил и наличием широкого спектра штрафных санкций.
Основными вариациями русской пирамиды являются:
Кроме того, существуют и две неофициальные дисциплины: московская и омская. Прежде чем перейти к разбору особенностей каждого из перечисленных выше ответвлений, представляется рациональным рассмотрение общих правил пирамидной игры.
Требования к используемому инвентарю
Стандартные шары для пирамиды весят от 280 до 282 граммов, а их диаметр составляет 68 мм. В игре используется 16 шаров, 15 из которых белого цвета. Каждый из шаров имеет собственную нумерацию – от 1 до 15. Последний шар обычно жёлтого или тёмно-красного цвета.
Длина кия может колебаться от 1500 до 1600 мм, а масса – от 650 до 700 граммов. Каждый кий оснащён специальной наклейкой.
Высота бильярдного стола (согласно стандартам Федерации Бильярдного Спорта в России) составляет 800-820 мм, а игровая поверхность соответствует габаритам в 6´12 футов (что эквивалентно 1750´3500 мм). Количество луз (то есть отверстий с сетчатым мешочком), предназначенных для загона шаров, равняется шести. Борта стола должны быть прорезинены, чтобы обеспечить нормальное отскакивание шаров. Игровая поверхность должна быть идеально ровной. Кроме того, на ней должны присутствовать необходимые элементы разметки.
Разметка игровой площади
В центре игрового поля бильярдного стола делается точка, которую называют центральной отметкой. Через неё перпендикулярно длинным бортам проводится линия, которая отделяет друг от друга две половины игрового поля, разделяя его на переднее и заднее.
В центре передней половины наносится отметка, через которую прочерчивается линия. Выделенная таким образом область от борта до этой линии носит название «дом». Важно отметить, что сама линия дома не относится к этой области. В центре задней половины также располагается точка, которая необходима для размещения шаров треугольником.
Биток, прицельные шары и их взаимодействие
Правила розыгрыша начального (первого) удара
Бильярдист автоматически признается проигравшим, если шар:
В случае, если оба участника допустили ошибку, то процедура вновь повторяется.
Правила исходной расстановки шаров
Все белые шары в форме равностороннего треугольника располагаются по линии выставления шаров (в задней части игрового поля). Важно, чтобы основание треугольника было параллельно короткому борту, а шар, являющийся вершиной треугольника, в точности был установлен на задней отметке. Соседние шары должны тесно соприкасаться друг с другом. Шар, используемый в качестве битка, ставится в область дома.
Правила ввода битка в игру и реализация начального удара
Под начальным (первым) ударом в бильярде понимается разбитие битком пирамиды, состоящей из прицельных шаров. Технически правильным разбитием считается ситуация, при которой:
· три прицельных шара соприкоснулись с одним из бортов игрового стола;
· один из прицельных шаров пересёк центральную линию – такой исход также признаётся касанием борта;
· один из прицельных шаров был забит в лузу.
· закрыть на этот факт глаза и дать возможность совершения удара игроку, нарушившему правила;
· заново выстроить пирамиду и повторно предоставить оппоненту возможность разбития пирамиды.
В последующих партиях матча разбитие пирамиды осуществляется игроками поочередно.
Правила удара киём по битку и запрещённое касание шаров
Также правилами игры строго запрещено как-либо взаимодействовать с прицельными шарами или трогать биток руками (другими предметами), кроме наклейки для кия.
Правило запрета пропиха
Правильно завершённый удар
· во-первых, он удовлетворяет ограничениям двух пунктов, указанных выше;
· во-вторых, соответствует одному из условий, представленных для наглядности в схеме ниже:
Штрафной и премиальный удары
Верно и неверно забитые шары
Что такое шар, зависший над лузой?
Шар, остановившийся рядом с лузой в неустойчивом положении, называется зависшим над лузой. Если движущийся шар зависает над лузой, но через непродолжительное время падает в неё, он считается правильно забитым.
В том случае, если зависший шар, не ударяя другие шары, падает в лузу без вмешательства других игроков и это не влияет на результат удара, его нужно поставить обратно на прежнее место. После этого игра продолжается.
Если же упавший зависший шар каким-то образом повлиял на конечный результат удара участников партии без контакта с другими шарами, все шары максимально точно восстанавливаются на свои позиции до изменения ситуации.
Выскочивший шар
Шар, оказавшийся после завершения удара за пределами игрового поля, называется выскочившим (вылетевшим) за борт. Кроме того, выскочившим признаётся шар, задевший любой объект, не относящийся непосредственно к игре (например, лежащий на бильярдном столе мел или лампу, освещающую стол).
Все шары, признанные вылетевшими за борт, после окончания удара должны быть вновь выставлены.
Правила выкладки шаров
Выставление вылетевших за борт или неверно забитых шаров производится на специально начерченную для этого линию максимально близко к задней отметке. Порядок шаров при этом не имеет значения. Если необходимо выставить лишь один шар, он располагается чётко на задней отметке.
Замедленная игра
Игроки могут тормозить партию, затрачивая много времени на совершение ходов. В этом случае с целью предотвращения затягивания игры судья вправе наложить на обоих бильярдистов штрафные санкции в виде временного ограничения, составляющего 45 секунд. За 10 секунд до истечения этого времени судья обязан предупредить игрока об окончании хода. Если участник матча не укладывается в установленные ему 45 секунд, его игра считается замедленной и карается штрафом.
Кроме того, каждый бильярдист имеет право единожды за партию увеличить время на совершение удара в два раза. О намерении воспользоваться данным преимуществом противники обязаны заблаговременно сообщить судье.
Вмешательство извне
Если во время матча бильярдные шары были смещены вследствие воздействия внешних сил (вмешательства постороннего лица, не являющегося игроком, отключения света, землетрясения и т. д.), необходимо максимально полно восстановить картину на игровом поле до происшествия. Штраф при этом на бильярдистов не налагается.
В том случае, если шары по каким-то причинам невозможно восстановить, цветной шар ставится в доме, а все белые располагаются в форме пирамиды, право разбить которую игроки решают стандартной процедурой определения начального удара. Счёт сохраняется таким, каким он был до наступления инцидента.
Штрафы
Штрафные санкции классифицируются в зависимости от интерпретации пирамиды. Случаи, в которых налагается штраф:
· неправильный начальный удар;
· вмешательство в ход соперника;
· касание шаров любыми предметами кроме наклейки кия;
· выполнение удара, при котором обе ноги исполнителя были оторваны от пола;
· вылет одного из шаров за борт игрового стола;
В том случае, если бильярдист совершил несколько нарушений одновременно, штраф на него накладывается только один раз.
Основные пирамидные дисциплины
После разбора общих правил можно перейти к рассмотрению каждой из пирамидных разновидностей: свободной, классической, динамической и комбинированной.
Свободная пирамида: особенности и правила игры
Название этой интерпретации пирамиды говорит само за себя. Правила не особо сложные и при этом немного ограничений. К тому же, некоторые моменты сильно упрощены, например, не учитывается нумерация шаров. Правила начальной расстановки шаров и разбития пирамиды соблюдаются согласно общим регламентам.
Любой шар в игре может применяться и в качестве битка, и в качестве прицельного. Игроку перед осуществлением удара нужно выбрать биток. В лузу можно загонять как прицельный шар, так и биток (но он обязательно должен оттолкнуться от прицельного шара перед тем как закатиться в лузу).
В случае преднамеренного или непреднамеренного нарушения бильярдистом правил в копилку противника присуждается дополнительное очко, а со стола снимается любой шар. Этот шар признается штрафным и снимается исключительно после того, как все выскочившие или неверно забитые шары будут выставлены.
Классическая пирамида: особенности и правила игры
В отличие от свободной, классическая пирамида учитывает нумерацию шаров. Цветной шар используется в качестве битка. Белые пронумерованные шары являются прицельными.
Исходное положение и разбитие пирамиды происходит строго по общим правилам, но дополнительно предусматривается порядок расположения шаров с разными номерами в треугольнике относительно друг друга:
I-ый ряд: 4;
II-ой ряд: 5, 6;
III-ий ряд: 7, 15, 8;
IV-ый ряд: 9, 14, 13, 10;
V-ый ряд: 2, 1, 12, 11, 3.
Правила очерёдности ходов соперников идентичны представленным выше правилам свободной пирамиды, за исключением награды. За технически правильно загнанный шар в лузу бильярдист получает количество очков, равное номиналу шара, причём шар с номиналом «1» даёт 11 очков, а последний шар, оставшийся на поле – на 10 очков больше. Нарушивший правила игрок «передаёт» 5 очков противнику. Побеждает бильярдист, который первым наберёт 71 очко или более. В случае, когда оба участника партии набрали ровно 70 очков, последний забитый прицельный шар размещают на задней метке, и право следующего хода определяется розыгрышем. После этого соперники по очереди играют с руки из дома, и игра продолжается до тех пор, пока счёт не изменится.
Динамичная пирамида: особенности и правила игры
Для игры в динамичную пирамиду используется всё тот же стандартный набор из 15 белых шаров и одного цветного. Номера шаров значения не имеют. Цветной шар выступает только в качестве битка, а белые – в качестве прицельных. Это условие отличает динамичную пирамиду от свободной.
Осуществление исходной расстановки шаров, произведение начального удара, а также выкладка вылетевших или неверно забитых прицельных шаров производится по общим правилам.
За каждый шар, технически верно загнанный в лузу, бильярдист получает очко. В случае нарушения правил игроком, он «отдаёт» одно очко сопернику. Побеждает тот участник, который первым наберёт 8 очков.
Комбинированная пирамида: особенности и правила игры
Игра в комбинированную пирамиду также подразумевает наличие стандартного набора из 16 шаров. Номера не учитываются. Аналогично динамичной интерпретации только цветной шар может применяться в качестве битка.
Общие правила регламентируют процедуры осуществления исходной расстановки шаров, реализации начального удара, а также выставления выскочивших или неправильно забитых прицельных шаров.
Каждый шар, правильно забитый в лузу, приносит игроку одно очко, а за каждое нарушение бильярдисту придётся одно очко отдать сопернику. Побеждает тот, кто первым наберёт 8 очков.
Неофициальные пирамидные дисциплины
Помимо четырёх основных дисциплин довольно популярными являются две неофициальные: Московская (Сибирская, «Сибирка») и Омская («Омка») пирамиды.
Первую дисциплину часто ошибочно считают лишь другим названием комбинированной. Тем не менее это не совсем так. Несмотря на практически полную идентичность правил, пара нюансов всё же делает Московскую пирамиду уникальной разновидностью бильярда. Во-первых, соперник игрока, забившего биток в лузу (а не сам игрок, как в комбинированной) решает, какой именно шар снять с поля. Во-вторых, с полки игрока, нарушившего правила, шар выставляется на игровую поверхность стола (а не на полку соперника).
Вторая дисциплина также базируется на основной разновидности бильярда (на Свободной, если быть точнее), но имеет куда больше особенностей. В первую очередь, наличествует иное правило расстановки шаров. Цветной шар размещается непосредственно в пирамиде в центре третьего ряда. Битком для начального удара выступает оставшийся белый шар. Бильярдист не имеет права загонять цветной шар в лузу до достижения им семи очков. Штраф за несоблюдение этого правила – выставление одного номерного шара с полки к заднему борту.
Федерации по бильярду
Следует упомянуть важнейшие международные и всероссийские организации, отвечающие за проведение соревнований:
· World Confederation of Billiards Sports (WCBS)
Всемирная Конфедерация Бильярдного Спорта, основанная в 1992 году, поддерживает проведение турниров по снукеру, карамболю и пулу. Организация популяризирует эти три бильярдные дисциплины. Главной же целью WCBS является получение бильярдом статуса олимпийского вида спорта.
· International Pyramid Confederation
Эта некоммерческая международная организация, президиум которой находится в Москве, главной целью своей деятельности считает популяризацию пирамиды как бильярдного вида спорта. Она активно участвует в работе WCBS, развивая дружественные отношения с международными биллиардными дисциплинами. С 2013 года Международная Конфедерация Пирамиды проводит чемпионат мира по российскому бильярду.
· Федерация Бильярдного Спорта России (ФБСР)
Данная общероссийская организация развивает бильярдный спорт на территории Российской Федерации, проводя мероприятия по данной дисциплине и осуществляя подготовку спортсменов. ФБСР также имеет региональные федерации, через которые осуществляет деятельность в половине субъектов РФ. Руководящий орган Федерации расположен в Москве.
Известнейшие игроки первой половины XXI века
Тема бильярда не будет полностью раскрыта, если не исследовать вопрос о выдающихся мастерах кия, которым удалось добиться невероятных высот на мировом Олимпе.
· Крыжановский Сергей Русланович
Молдавский профессиональный бильярдист 1996 года рождения. В 2009 году получил звание Абсолютного чемпиона Молдавии. В 2014 и 2018 годах удостоился титула Чемпиона Мира и Чемпиона Европы по дисциплине «Свободная пирамида».
· Паламарь Александр Викторович
Профессиональный игрок из Украины. Родился в 1987 году. Александр – многократный чемпион Украины по различным бильярдным дисциплинам. Одним из наиболее существенных результатов в его карьере стало звание трёхкратного чемпиона Европы по дисциплине «Свободная пирамида» (2006, 2007 и 2009 годы).
· Пащинский Юрий Геннадьевич
Московский бильярдист 1982 года рождения. В 2012 году стал Чемпионом России и серебряным призёром Чемпионата Мира. За 2013 год, став старшим тренером сборной России по Пирамиде, завоевал три золотых медали на Чемпионатах Мира. 13 сентября 2019 года Юрий установил мировой рекорд, завершив партию 14-ю ударами киём. В 2020 году был занесён в Книгу рекордов России за самую длинную серию шаров, забитых на официальном турнире.
· Миронова Диана Ильдаровна
Профессиональная бильярдистка из Москвы 1996 года рождения, имя которой знают многие люди, даже не интересующиеся бильярдом. Диана – мастер спорта международного класса и восьмикратная чемпионка мира по бильярду. Много раз становилась чемпионкой России.
· Ковальчук Анастасия Александровна
Украинская бильярдистка, родившаяся в 1991 году. Неоднократно становилась призёром Чемпионата Мира (2015 – третье место, 2016 – второе место, 2018 – второе место, 2019 – третье место) по бильярду и командного Чемпионата Мира. В 2009 году взяла Кубок Украины, а в 2014 – Кубок Мэра Москвы.
· Перепечаева Екатерина Сергеевна
Профессиональный игрок в бильярд из Белоруссии 1991 года рождения. Получила звание чемпионки Европы в 2015 году. В 2018 году стала чемпионкой мира и чемпионкой Беларуси в динамичной пирамиде.
История бильярда
К сожалению, историки до сих пор не могут точно определить родину происхождения игры. Тем не менее установлено, что найденные археологами древние бильярдные шары были изготовлены из слоновой кости. Этот факт позволяет предположить, что игра зародилась во времена античности и имеет индийские корни.
Стол, похожий на бильярдный, использовался в средневековой германской игре Balkespiel. На нём имелись лунки, в которые игроки заталкивали дубинками каменные шарики. Кроме того, по периметру стола располагались бордюры, от которых эти шары отскакивали.
За право претендовать на создание бильярда в том виде, в котором он известен всем сейчас, борются Великобритания и Франция. Великобритания в качестве аргументов в свою пользу приводит упоминание Марией Стюарт своего бильярда в письме, написанном ей в день казни (1587 год). Франция подкрепляет свою позицию наличием бильярда в описи имущества французского короля Людовика XI, проведённой в 1470 году.
В связи с этим спором двух постоянно соперничающих друг с другом государств этимология слова «бильярд» также неоднозначна. Понятие может происходить либо от английского словосочетания «ball-yerds», либо от французского «bille», что в переводе означает «шар».
Распространение и трансформация игры
Изначально бильярдные столы могли позволить себе лишь знатные особы ввиду дороговизны и масштабности установки. Однако с течением времени и простой люд мог насладиться игрой в тавернах и других общественных местах. Новый вид развлечения стал активно использоваться владельцами заведений по всей Западной Европе для привлечения посетителей.
В дальнейшем (не без помощи колониальных империй) бильярд успешно попал в Новый Мир, Африку и Австралию. Игра получила мировое признание и стала повседневным способом проведения досуга.
В ходе распространения по миру бильярд становился более сбалансированным и приобрёл те черты, которые характерны для современной игры. В 1654 году Де-Ля Мариньер (De La Marinière) опубликовал первый вариант бильярдных правил, позволивший многим заинтересованным новичкам быстро втянуться в игру. Изменялись в лучшую сторону и игровые принадлежности: стол получил классическое соотношение длины и ширины (2:1), упругие бортики для более успешного отскакивания шаров и привычное количество луз (шесть). Кожаная наклейка для кия, изобретённая в XIX-м веке французским военнослужащим Франсуа Менро, позволила наносить меньше вреда ткани стола и показывать более вариативный стиль игры.
Все эти улучшения способствовали популяризации бильярда и развитию не похожих друг на друга интерпретаций в разных странах, одной из которых является российская «Пирамида».
Российский бильярд
В России освоение бильярда шло по собственному пути, во многом схожему с европейским становлением. Игра своим появлением во многом обязана Петру I. По одной из версий император во время Великого Посольства получил «сувенир» в виде бильярдного стола от короля Нидерландов. Доказательством присутствия игры в петровскую эпоху можно считать «Юрналы и походные журналы Петра Великого с 1695 по 1725 гг.».
Установленный в приёмной императора бильярдный стол был призван развлекать иностранных послов и прочих почётных гостей Российской Империи. Вельможи, подражая Петру I, устанавливали подобные столы в своих поместьях и даже планировали архитектуру зданий, учитывая специальную комнату для этого увлекательного способа скоротать время. Далее, как и в Европе, игра попала в трактиры, кабаки, гостиницы и таким образом просочилась в массы.
В XIX веке бильярдная игра достигла подлинного расцвета. Вернувшиеся на Родину после Отечественной Войны 1812 года солдаты российской армии ещё сильнее полюбили заморское развлечение, которое можно было найти буквально в любом офицерском собрании каждого полка. Начали появляться первые печатные труды, посвящённые правилам игры, и создавались кружки любителей погонять шары. Повсеместно проводились соревнования. Бильярд постепенно обрастал уникальными чертами, характерными для русской культуры, и становился её неотъемлемой частью. Главный герой культового романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин» большую часть времени проводил за бильярдным столом. Сам поэт, кстати, тоже был неплохим бильярдистом.
В послереволюционной России бильярд стал терять былую популярность, так как считался, с точки зрения пришедших к власти большевиков, буржуазным занятием. Игра тем не менее не подвергалась прямому преследованию с целью полного искоренения, поэтому с течением времени большинство бильярдных было восстановлено. Более того, многие лидеры партии, включая И. В. Сталина, очень любили «постучать» киём по шарам.
В тридцатых годах XX-го века бильярд в СССР и вовсе получил статус спортивной дисциплины. Профессиональным игрокам, показавшим достойные результаты на всесоюзных чемпионатах, стали присуждать титул «Мастер спорта СССР по бильярду». Например, такой чести удостоились Н. Берёзин, Н. Кобзев и А. Миляев. В 1989 году была организована Всесоюзная Федерация Бильярдного Спорта, которая после распада СССР была переименована во Всероссийскую. Таким образом, «Пирамида» окончательно укрепилась в России, став игрой с невероятной армией поклонников, какой мы её знаем сейчас.
Рекомендуемая литература
Нередко достижения профессиональных игроков побуждают простого обывателя к занятию тем или иным видом спорта, и в данном случае бильярд не является исключением. Для тех, кто решил самостоятельно изучить азы бильярдной игры, существует множество познавательной литературы, в числе которой есть поистине ценные издания, такие как:
· «Карманный самоучитель бильярдиста»; Железнёв В. П. Бирковский;
· «Бильярд. Игра, Спорт, Искусство»; Д.М. Матвеев, Н. А. Сараев;
· «Бильярд. Эффективные уроки обучения и техники игры»; А. Ю. Бочкарев.
Бильярд с уверенностью можно назвать уникальной игрой с богатой и необычной историей развития и вариативными интерпретациями правил, которые позволяют отличающимся друг от друга странам по-разному взглянуть на это развлечение.
Турнир:
Чемпионат Англии. Премьер-Лига