Что такое пирамида в сетевом бизнесе
Отличия сетевого маркетинга от финансовой пирамиды
По своему опыту могу сказать, что многие путают сетевой маркетинг и финансовые пирамиды, хотя эти оба два понятия давно на слуху у людей. И сетевой маркетинг и пирамида преследует одну цель — это привлечение партнеров, но суть обоих направлений в корне отличается. Так в чем же главные отличия сетевого маркетинга от финансовой пирамиды, читайте в этой статье.
Что такое финансовая пирамида
Что же такое финансовая пирамида? Безусловно это определение взято из названия геометрической фигуры, именно так выглядит и система построения бизнеса в сетевом маркетинге и финансовой пирамиде, но в чем же разница?
«Финансовая пирамида (также инвестиционная пирамида) — способ обеспечения дохода участникам структуры за счёт постоянного привлечения денежных средств. Доход первым участникам пирамиды выплачивается за счет вкладов последующих участников. В большинстве случаев истинный источник получения дохода скрывается, а декларируется вымышленный или малозначимый. Подобная подмена является мошенничеством.»
Из определения выше, можно констатировать тот факт, что финансовая пирамида существует пока в нее происходит вливание денег и как только этот процесс заканчивается — пирамида разваливается. Обычно такие проекты не существует более двух лет.
И только те участники, которые вступили на самом старте имеют иллюзорную возможность заработать, может даже довольно приличные суммы, но деньги все эти приходят от участников зашедших позже, которые как правило остаются не с чем.
То есть можно сказать, что доход этот достигается на потере других людей и наверное осмелюсь полагать что деньги эти не «чистые» и вряд ли кому-то принесут счастье и удачу.
Если вас пригласили в подобный проект и вы все же хотите принять в нем участие, обязательно пройдитесь по просторам интернета и прочитайте отзывы, а самое главное узнайте сколько времени пирамида уже существует, чтобы прикинуть свои шансы на возможную доходность.
Многие путают сетевой маркетинг и финансовые пирамиды, но как писал выше, схема похожа, но суть другая, давайте разберемся.
Главные отличия сетевого маркетинга от финансовой пирамиды
Как нам удалось уже понять, в финансовой пирамиде вы получаете вознаграждение за счет вновь прибывших людей, которые являются вкладчиками. Схема простая — вы позвали друга, он вложил деньги – вам заплатили процент от его вклада. Друг привел своего друга — заплатили ему, а может и вам снова чуть-чуть перепало. Маркетинг план у каждой пирамиды может быт свой и раскидывать прибыль по участникам она может вплоть до 10-15-25 уровня.
А если говорить о сетевом маркетинге, то вложив деньги вы получаете товар или услугу. То есть это не просто круговорот денег в бизнес модели, а в первую очередь реализация товара или услуги. В каждой сетевой компании также есть маркетинг план, в котором описаны условия сотрудничества с ней. Он может включать в себя вознаграждения за количество привлеченных вами покупателей или партнеров (менеджеров), а также процент от общего товарооборота в вашей организации (структуре) и так далее.
Главное отличие сетевого маркетинга от финансовой пирамиды – в компании работающей по принципу сетевого маркетинга, вы всегда получаете какую-либо ценность на свои деньги. Это может быть товар или услуга. И в случае если компания закроется вы ничего не потеряете. В отличии от финансовой пирамиды, где нет ничего кроме всё новых и новых денежных вкладов от участников.
Хотя и бывали случаи, что сетевые компании якобы предоставляющие услуги, закрывались раньше чем выполняли свои обязательства, например юридические или услуги страхования. Но это уже другой вопрос, а именно о надежности самой компании, поэтому рекомендую вам к прочтению соответствующую статью 5 критериев выбора сетевой компании.
В финансовой пирамиде и в сетевом маркетинге одна модель – сетевой бизнес
Модель бизнеса у обоих направлений во многом похожа, но в пирамидах ее используют чтобы завладеть деньгами людей обманным способом, тогда как в сетевом маркетинге, эту модель используют для более эффективного продвижения товара или услуг.
Многие современные компании уже давно используют модель сетевого бизнеса, например такие как АлиЭкспресс, где есть реферальные ссылки, по которым вам начисляют процент с каждой покупки по вашей рекомендации. Банк Тинькофф, который тоже распространяет свои услуги по рекомендациям своих клиентов.
К слову в Японии более 90% всех товаров и услуг реализуется по модели сетевого маркетинга.
Поэтому если у вас появилась возможность или жеание заняться сетевым маркетингом, не стоит этого пугаться. Попробуйте, возможно именно у вас будет шанс стать лидером какой-либо компании и выйти на хороший чек.Главное преимущество МЛМ бизнеса в том, что если правильно его вести, то очень скоро можно выйти на пассивный доход.
Кстати во многих сетевых компаниях, есть довольно качественные и действительно необходимые продукты для улучшения качества жизни людей.
Сколько можно заработать в сетевом бизнесе
Опять же опираясь на свой опыт, могу сказать, что в сетевом маркетинге ваши доходы не имеют потолка и ограничены только вашим мышлением и путем который вы выбрали для себя.
Итак в любой МЛМ компании есть три вида сотрудничества:
В зависимости от того, какой вид сотрудничества вы выберите для себя, от этого и будет зависеть ваш доход. Но не стоит расслабляться, в сетевом маркетинге как и в любом другом бизнесе нужно работать и не в коем случае не полагаться на авось. Работа в МЛМ компании, это действительно большой труд, но какие плоды он может принести в будущем. Это и должно быть для вас настоящей мотивацией.
Как работать в сетевом маркетинге
Вы можете для себя выбрать способ работы в сетевой бизнесе. Этим можно заниматься в оффлайне или как говорят сетевики на земле, путем звонков, встреч и презентаций или же перейти в онлайн — привлекать людей через интернет.
Как работать в сетевом бизнесе на земле, я писал довольно подробную статью читайте здесь.
А если вам ближе работа через интернет, то рекомендую вам скачать мою бесплатную мини-книгу «11 партнеров в неделю в вам МЛМ бизнес через интернет»
Заключение
Очень надеюсь что статья помогла вам разобраться и понять основные отличия сетевого маркетинга от финансовой пирамиды. Не бойтесь пробовать что-то новое в своей жизни. Если Вас позвали в сетевой бизнес, не стоит сразу отказывать, попробуйте разобраться и в нем. Возможно именно эта работа и образ жизни принесет вам финансовую независимость и познакомит вас с удивительными целеустремленными людьми. На этом у меня все. Спасибо за ваше внимание.
Если статья оказалась для вас полезной, поделитесь ею со своими друзьями в социальных сетях. А также оставляйте комментарии внизу. Расскажите о своих успехах в МЛМ или с какими проблемами вам довелось столкнуться?
Знания, которые защитят ваши деньги: 7 признаков сетевой пирамиды
Финансовые пирамиды платят одним вкладчикам из денег других. Когда новые вкладчики не приходят, платить становится нечем, пирамиды прогорают и их участники теряют вложенные деньги. В плюсе оказывается только верхушка пирамид.
Сетевые пирамиды отличаются тем, что вкладчики сами ищут бедолаг, с которых стригут доход. Те ищут других, другие — третьих и так далее. Возникают целые сети вкладчиков, которые изо всех сил ищут новых участников — только чтобы пирамида не рухнула. За счет этого такие пирамиды стабильнее обычных и частенько прогорают не за месяцы, а за годы. Но так как это все равно пирамида, конец рано или поздно наступает.
В этом материале — несколько признаков, которые помогают распознать сетевую пирамиду и сохранить деньги. Один признак — это только подозрительно, поэтому компании из статьи — это не обязательно пирамиды. Но если нашлись сразу все, лучше вложиться куда-то еще.
Продажа воздушных замков
Сетевые пирамиды часто заманивают участников, обещая продать им что-то очень выгодное. Но потом оказывается, что все не совсем так и теперь надо продать то же самое пятерым друзьям, только чтобы вернуть свои деньги
Мало подробностей об основном продукте
Основной продукт сетевой пирамиды — только способ заманить человека в сеть, поэтому подробностей о нем очень мало. Бывает сложно разобраться, чем именно занимается компания
Много подробностей о реферальной программе
У таких программ множество уровней и условий — все и не найти. Это нужно, помимо прочего, для того, чтобы участнику сети было сложнее получить вознаграждение за приведенных клиентов и пирамида не так быстро прогорела
Много рекламных сайтов и страниц в соцсетях
Участникам реферальной программы приходится активно продавать услуги пирамиды, поэтому под ее названием в интернете множество сайтов, страниц в соцсетях и рекламных объявлений. Иногда даже сложно разобраться, где официальный сайт проекта, а где — сетевые клоны
Пример: по запросу «SkyWay» поисковик выдает не одну страницу со списком сайтов, и все заявляют о своей официальности
Регистрация компании в другой стране
Иногда для сомнительных проектов компании регистрируют в других странах. Чтобы отсудить у таких компаний потерянные деньги, придется в несколько раз больше потратить на дорогу и местных юристов, поэтому почти никто этого не делает. На то и расчет
«Адепты» в комментариях к статьям
Когда речь в статье о пирамиде, в комментарии приходит много людей, которые начинают ее активно рекламировать: для них это еще одна возможность найти новых клиентов. Зачастую они повторяют тезисы с сайтов пирамид и почему-то пишут с большим количеством ошибок
Пример: наш рекордсмен — статья про Life is Good, в ней уже больше 600 комментариев
Подозрительное поведение знакомых
Самый частый вопрос, который задают о подозрительных компаниях, — это как уберечь от них родных и знакомых. Когда те становятся частью сети, они начинают активно убеждать всех вокруг тоже вложиться в пирамиду, и переубедить их практически невозможно
Пример: больше всего писем с подобными вопросами мы получили о компании Finiko
Как отличить финансовую пирамиду от сетевой компании?
Пока в мире так много людей, мечтающих о халяве и не желающих вникать в суть процессов, если им перед носом помахали хрустящей бумажкой, не иссякнет и количество мошенников на душу населения. На протяжении долгого времени я, Александр Перевезенцев, пишу, говорю на эту тему и пытаюсь достучаться до всех и каждого, чтобы понимающих и осознанных людей стало больше. Чтобы, прежде, чем нести свои кровно заработанные не пойми куда, каждый человек задумывался – заработает ли он на этом или же простится со своими деньгами навсегда.
Имея опыт в сетевом бизнесе порядка уже двадцати двух лет, я за секунды вижу – пирамида это или сетевой бизнес. И если это сетевой, то с легкостью могу сказать, насколько он рентабелен и успешен. Нюансов много, и все они очевидны. И я стараюсь научить остальных, помочь им разобраться, чтобы обманутых стало меньше, а зарабатывающих и думающих больше.
Конечно, пирамиды со временем эволюционировали. То, что было двадцать лет назад, и какие схемы создают сейчас, и под каким соусом подают – это небо и земля. Но всё же, разобраться и обезопасить себя от пустых трат и тотального банкротства вполне реально. Сколько бы я не предсказывал крах пирамид, я ни разу не ошибся. Единственное, что не предскажет человек вне самой пирамиды – так это точное время её падения. Об этом могут сказать только её создатели. Потому что, только эти ребята понимают, когда наступает точка невозврата, карманы полны чужих денег и пора сваливать в закат.
Знаете, как пирамидуны называют свой бизнес? Внимание: высокодоходный, непрозрачный, инвестиционный инструмент. Как красиво сказано… проще говоря – твои деньги, дорогой человек, возьмут и за короткий срок волшебным образом преумножат в сотни раз. Когда уже люди перестанут верить во всякую чушь? Вот давайте на простом примере разберем – вы, допустим, умеете любую ржавую железку превращать в золото, неужели вы побежите скупать у населения всё ненужное железо, при этом рассказывая направо и налево про свой «золотой» дар? Ну это же абсурд! Ровно такой же абсурд, как и все обещания пирамидунов.
Всех людей, которые состоят или состояли в пирамидах, условно можно разделить на несколько видов:
1. Доверчивые граждане или попросту «Буратины», которые несут свои пять золотых в чужие руки, в надежде однажды утром упереться лбом в денежное дерево. Они не понимают, что это пирамида, искренне верят в любую легенду и по-настоящему готовы ждать чуда с широко распахнутыми глазами.
3. Последние… даже не знаю, как этих людей назвать, думайте сами. Они понимают, что это пирамида, но при этом сознательно ведут туда людей и заманивают их любыми песнями и баснями. Вот к ним всегда хочется обратиться – ребята, вы же прекрасно осознаёте, что наживаетесь на чужих деньгах, на деньгах доверчивых людей и, очень часто, пенсионеров. Вы понимаете, что для вас вообще отдельный котел в аду приготовлен и вашу карму уже ничем не почистить?
Запомните уже одну простую отличительную особенность пирамиды от сетевого:
— Пирамида не производит никакой продукт, не продает его. Это либо воздух, либо фикция! Пирамида существует только за счёт денежных вливаний людей.
У сетевой компании всегда есть продукт, который имеет +\- рыночную стоимость. Объясню, как говорится, на пальцах. Если компания продает, скажем, чай (хороший, качественный, полезный), цена которого в среднем колеблется десять долларов, а компания продает его за сто долларов, то это пирамида! Но вот если у компании есть качественный продукт, который имеет свою пользу и уникальность, и при этом цена его сравнима со среднерыночной, а иногда и ниже, то это хорошая компания. И сетевой маркетинг позволяет продвигать этот продукт на рынке, расширяя сеть дистрибьютеров и потребителей. У некоторых никак не сходится в голове следующее – я, мол, получаю деньги за тех людей, которых привел, я что, в пирамиде? Нет, ты не в пирамиде, если ты продвигаешь хороший продукт, который решает проблемы и боли многих людей. Ты получаешь деньги не за людей, как таковых, а за то, что помогаешь системе продаж и маркетинга.
Еще очень часто люди не могут оцифровать в своей голове, что продукт – это не обязательно какая-либо баночка с содержимым. Вот, на примере моей компании: мы продаем уникальные тренинги, которые меняют жизни людей; мы продаем программное обеспечение вместе с обучением. Рыночная стоимость продуктов такого класса на порядок выше! Это при том, что у нас работают сильнейшие специалисты и крутая команда разработчиков. Так что не стоит обесценивать продукт, если это не «баночка». Когда продукт востребован и нужен людям, когда он меняет их жизни в лучшую сторону и помогает наладить и гармонизировать все процессы – это хороший продукт!
Поймите одну простую истину – если компания говорит, что у неё свой блокчейн, то это еще ничего не значит. Многие до сих пор преподносят эту информацию, как нечто особенное, ценное, отличающее их от всех остальных. Но давайте разберемся в вопросе и проведем небольшой ликбез, чтобы всё расставить на свои места.
Блокчейн – это технология с открытым исходным кодом, которая на сегодняшний день доступна всем и каждому! Да, нужно заморочиться. Да, скорее всего, вам потребуется помощь хорошего, грамотного разработчика, если вы таковыми сами не являетесь. А дальше всё просто – заходим на GitHub (это такое хранилище), где в открытом доступе лежат исходные коды эфириума, биткоина и тд. Делаем копипаст в свой репозиторий, открываем расчудесный блокчейн Cosmos или Polkadot, и поднимаем свой блокчейн. Называем его красивым названием, ну скажем «Хрено-коин», и, собственно, всё! Я спешу вас всех поздравить, теперь у всех есть по своему личному блокчейну!
Стоп! А что же дальше? А вот дальше нужно, чтобы им хоть кто-то пользовался, захотел его. А он никому и даром не нужен…
Так что, сам факт наличия блокчейна еще ни о чем не говорит. Тут суть в другом:
— Во-первых, кто им будет пользоваться и почему?
— Во-вторых, токеномика, то есть экономика токена или монеты, за счет чего она (монета) должна дорожать или дешеветь, инфляционная она или дефляционная?
Вот просто представьте, что сегодня у вас есть на руках килограмм золота. Нравится? Ну, пожалуй, это очень даже неплохо. А теперь представьте, что у каждого человека в мире есть на руках по килограмму золота. Это хорошо? Ну, пожалуй, тоже неплохо, все довольны вроде. А дальше давайте представим, что это золото растет, и вес его увеличивается с каждым месяцем на 30%. Включите элементарную математику и вы быстро посчитаете, что такими темпами к четвертому месяцу у каждого будет уже по два килограмма, а ближе к седьмому месяцу по четыре. Ну а через год, если не раньше, вы начнете умолять кого-нибудь забрать у вас это золото… но оно будет никому не нужно, потому что у всех итак его по километру.
Это, конечно, всё очень кратко и по сути. Но вот какую основную мысль я хочу донести до вас в первую очередь:
Если вы в чем-то объективно не разбираетесь, то разберитесь уж, пожалуйста, сделайте над собой усилие, прежде чем относить не пойми кому все свои деньги! А то оно ведь как получается из раза в раз – сначала люди верят в сказки, а потом оказывается, что у сказки не предполагалось хорошего финала… и обвинять в таких ситуациях совершенно некого, кроме себя самого.
Будьте умнее, учитесь отделять твердое от пустого и никогда не ведитесь на пустые обещания!
Отличие МЛМ от финансовой пирамиды
Многие сравнивают сетевой бизнес с финансовыми пирамидами и на первый взгляд они действительно имеют сходства. Инвестиционные пирамиды содержат элементы многоуровневого маркетинга, однако суть этих понятий разнится в корне.
Сетевой маркетинг можно рассматривать как форму розничной торговли, прямые продажи, при которых консультанты компании персонально устанавливают контакт с покупателем на основе личных связей.
Главный признак финансовой пирамиды кроется в источнике заработка. Члены структуры получают доход за счёт постоянного привлечения новых людей: первые инвесторы получают процент от средств, которые вложат в компанию последующие участники системы. Заработок зависит именно от количества людей, которых вы приглашаете в компанию.
Вспомним финансовую пирамиду “МММ” (начало 90-х гг.), закончившуюся громким крахом. Также крупными финансовыми пирамидами в 90-х и 2000 годах были “Властилина”, “Русский дом Селенга”, “Тибет”, “Хопер-инвест” и “Рубин” (“САН”). Счет пострадавших от их деятельности людей шел на миллионы, организаторы получили реальные сроки лишения свободы.
Главное отличие сетевого маркетинга от пирамиды в том, что в основе сетевой компании лежит реальный продукт, который нужно продвигать и продавать. Принцип работы финансовой пирамиды заключается в постоянном получении денежных средств с ее участников.
В структуре маркетинга и пути заработка пирамиды видны особенности, которые помогут не попасться на удочку аферистов. Рассмотрим принципы существования финансовых пирамид:
Поль Гетти, один из богатейших людей США, сказал: «Я предпочитаю получить 1% дохода от усилий 100 человек, чем 100% от своих собственных усилий». Эта цитата позволяет понять перспективу и силу дуплицирования, которое активно используют лидеры МЛМ.
Эффективность базовых принципов сетевого бизнеса дополняют и пропорционально усиливают новые технологии. Совместив современные методы веб-продвижения и проверенные поколениями правила работы с сетевой структурой, Вы получите дополнительные возможности для быстрого развития компании и привлечения внимания более широкой аудитории.
Статья написана при поддержке команды FlawlessMLM
Что такое финансовая пирамида
Финансовые пирамиды — инвестиционные системы, при которых вкладчики получают доходы только за счет взносов от новых участников. Во многих странах, в том числе и в России, создание финансовых пирамид уголовно наказуемо.
Причины появления финансовых пирамид
Финансовые пирамиды появляются в странах, где есть пробелы в законодательстве, регулирующем финансы. Например, в российском уголовном кодексе статья за организацию финансовых пирамид появилась только в 2016 году.
Чем выше грамотность населения, тем меньше шансов, что граждане поверят обещаниям высокой доходности и вложат деньги в сомнительную организацию.
Главные причины появления финансовых пирамид — жажда легких денег и жадность граждан, этим и пользуются мошенники. Чтобы не стать их жертвой, важно знать признаки финансовых пирамид.
Принцип работы финансовой пирамиды
Чаще всего организаторы маскируют финансовую пирамиду под инвестиционную компанию и регистрируют ее как коммерческую организацию. Инвестиции привлекают под какой-нибудь проект с высокой доходностью или обещают, что средства вкладчиков будут вложены в ценные бумаги.
Даже если предприятие ведет реальную деятельность и какая-то доходность существует, ее не хватает для обещанных высоких выплат: вкладчики получают прибыль преимущественно из тех денег, которые внесли новички.
Некоторые компании выплачивают доход только в том случае, если вкладчик привлекает новых людей. Как только приток вкладчиков в финансовую пирамиду останавливается, выплаты прекращаются и большинство участников системы теряют свои деньги.
Кто зарабатывает
Единственный, кто гарантированно получит доход, — создатель финансовой пирамиды. Он контролирует поступление денег и понимает, когда надо остановить выплаты вкладчикам, чтобы остаться в плюсе.
На обещанную высокую прибыль могут рассчитывать и первые участники: они будут получать выплаты, пока приходят новые вкладчики. Если человек успеет вложиться в финансовую пирамиду на старте, он действительно может хорошо заработать. Однако большинству не удается вернуть даже вложенные средства.
Как распознать финансовую пирамиду
Центробанк назвал признаки финансовых пирамид, которые должны насторожить вкладчиков:
Если организация подпадает под все признаки финансовой пирамиды, это еще не значит, что она ею является, но это сигнал для проверки правоохранительными органами.
Среди других признаков финансовой пирамиды — такие особенности работы компании:
Виды финансовых пирамид
Финансовые пирамиды начали появляться в начале 20 века, их классические схемы до сих пор работают.
Одноуровневые финансовые пирамиды
Их называют схемой Понци — по имени итальянца, организовавшего мошенническую схему в 1919 году. Принцип финансовых пирамид такого типа прост: организатор привлекает вкладчиков, обещая высокую прибыль. Первые вкладчики без проблем получают высокий доход — за счет взносов новичков.
Когда организатор понимает, что поступающие суммы перестают перекрывать обязательств перед вкладчиками, он исчезает с деньгами. Известный пример одноуровневой финансовой пирамиды под видом бизнеса — МММ Сергея Мавроди.
Многоуровневые финансовые пирамиды
Вид финансовых пирамид, в которых каждый новый участник должен привлечь новых вкладчиков, чтобы получать доход. Взносы распределяются между вышестоящими членами финансовой пирамиды.
Участники получают доход, пока число уровней растет, а для этого количество вкладчиков должно прирастать в геометрической прогрессии. Обычно дольше года многоуровневая схема существовать не может. Самые яркие примеры: «Бинар», МММ-2011 и МММ-2012. По схожему принципу работает и сетевой маркетинг.
Матричные финансовые пирамиды
Матричные схемы, в отличие от одноуровневых и многоуровневых, могут существовать годами — их принцип работы сложнее.
Финансовые пирамиды в интернете
С конца двухтысячных финансовые пирамиды стали появляться и в интернете: организаторы могут оставаться анонимными, а отследить потоки здесь сложнее. Часто интернет-пирамиды называют себя инвестиционными фондами или даже кассами взаимопомощи.
Отличие финансовых пирамид от сетевого маркетинга
Основное отличие финансовых пирамид от компаний с сетевой структурой в том, что мошенники зарабатывают не на продажах, а на взносах новых вкладчиков. Новичков заставляют платить за то, чтобы просто присоединиться к системе, или убеждают покупать информационные материалы о предприятии.
Почему участвовать в финансовых пирамидах опасно
Главным признаком финансовых пирамид является источник дохода организации — она получает средства от вкладчиков и не ведет другой деятельности, приносящей доход. Поэтому дивиденды организаторы будут выплачивать, пока приходят новые люди. Как только расходы превысят доходы, иерархия рухнет. Выгодно быть в начале финансовой пирамиды: те, кто инвестирует последними, всегда в проигрыше.
Что делать, если вы уже вложились в финансовую пирамиду
Напишите заявление в полицию. Возможно, мошенников поймают и накажут, но деньги вряд ли вернут.
Самые известные финансовые пирамиды
«Компания южных морей»
Первую знаменитую финансовую пирамиду основал в начале 18 века британский финансист Роберт Харли. Единственным активом компании был государственный долг Англии. Харли продавал акции своего предприятия, обещая гигантские прибыли от сделок в южных колониях. На деле же покупатели акций дохода так и не увидели.
«Панамская компания»
Аферой оказался и первый проект Панамского канала. Основанная в конце 19 века организация привлекала средства для строительства судоходного канала между Южной и Северной Америкой и выпускала облигации, погашая эти займы средствами новых инвесторов. В итоге финансовая пирамида рухнула, а канал построили только через полвека.
Схема Понци
Финансовая пирамида проработала чуть больше года: один из вкладчиков подал в суд на Понци, и тот объявил, что организация временно приостанавливает деятельность. Схема рухнула из-за того, что вкладчики массово начали выводить средства. Чарльз Понци получил пять лет тюрьмы, а когда вышел, снова занялся аферами.
Крупнейшая в истории России финансовая пирамида. Сергей Мавроди основал компанию в 1989 году и пять лет торговал на бирже. В 1994 году МММ выпустила почти миллион акций номиналом 1000 Р каждая. Предприятие свободно принимало акции обратно, покупая их по более высокой цене, чем само же и продавало. С февраля по август стоимость акций выросла в 127 раз, а число вкладчиков увеличилось до 15 миллионов человек.
В августе 1994 года Сергея Мавроди обвинили в неуплате налогов и арестовали. Вкладчики пришли к Белому дому и потребовали освободить Мавроди. В ответ правительство запретило рекламу МММ на государственных телеканалах.
Осенью Сергей Мавроди выдвинулся кандидатом в Госдуму и его пришлось отпустить из СИЗО. Но уже через год его лишили депутатского мандата по инициативе Генпрокуратуры. Еще через год МММ признали банкротом.
Афера Мейдоффа
Инвестиционный фонд американского бизнесмена Бернарда Мейдоффа был основан в 1960 году и считался одним из самых надежных в США: доходность вложений достигала 13% годовых. Фонд без проблем проходил проверки аудиторов и контролеров из Комиссии по ценным бумагам. Организация входила в 25 крупнейших участников торгов биржи NASDAQ. На деле это была обычная финансовая пирамида.
Фонд рухнул всего за несколько дней: в конце 2008 года Бернард Мейдофф признался своим сыновьям, что весь его бизнес — одна большая ложь, те сразу рассказали о финансовой пирамиде властям, средства на счетах заморозили.
Финансовая пирамида с Айфонами
Летом 2011 года один москвич начал активно рассказывать своим знакомым, что у него есть связи на таможне и он может продать Айфоны последней модели за 15 тысяч рублей. Минимальная цена последней на тот момент модели — Айфона 4 — составляла 27 тысяч. Покупателям нужно было только внести стопроцентную предоплату.
На средства первых вкладчиков мошенник купил смартфоны по обычной цене и отдал клиентам. Благодаря слухам, к мужчине начали приходить новые покупатели. Финансовая пирамида просуществовала четыре месяца — в декабре организатор схемы исчез с деньгами. Правда, уже через полгода его нашла полиция.
Финансовая пирамида лекарств от ВИЧ
Южноафриканский бизнесмен Барри Танненбаум пользовался репутацией своего деда — основателя крупного фармацевтического концерна «Эдкок-Инграм». Аферист активно встречался с миллионерами по всему миру и предлагал импортировать препараты, которые продлевают жизнь людей с ВИЧ. Вкладчикам он обещал доходность в 200% годовых.
Когда пришло время выплат, Танненбаум решил успокоить партнеров и подделал документы, которые подтверждали покупку лекарств. В итоге несколько инвесторов наняли частных детективов, которые выяснили, что все происходящее — мошенничество. В 2009 году мошенник сбежал из ЮАР в Австралию, где устроился водителем такси.