Что такое пиррихий в стихах
Пиррихий
Русское силлабо-тоническое стихосложение – это строгая система, основные принципы которой были сформулированы ещё в XVIII веке. Известные поэты и исследователи литературы М. В. Ломоносов и В. К. Тредиаковский, пользуясь терминологией и теорией античной метрики, ввели в обращение такие понятия, как ямб, хорей и т. п. Так, ямбический метр, согласно предложенному ими определению, подразумевает чёткое чередование двухсложных стоп, состоящих из безударного (первый слог) и ударного (второй слог) слогов в стихе.
Однако не всегда в поэтических произведениях, написанных ямбом, каждая строка подходит под подобное определение. Русский язык сам по себе таков, что один ударный слог приходится в среднем на три безударных. Таким образом, в стройном ряду ямбических стоп может оказаться такая, в которой оба слога являются безударными. Это явление называется пиррихий.
Пиррихий – достаточно распространённое явление в русской поэзии. Мы встречаем его в произведениях самых различных авторов. Вот фрагменты различных произведений, где обнаруживается этот феномен. Для наглядности безударные стопы будем выделять курсивом.
В качестве первого примера приведём отрывок оды самого Михаила Васильевича Ломоносова:
Отметим, что поэт считал главными признаком хорошего стихотворения единообразие стоп, не нарушаемое ни спондеями, ни пиррихиями. Однако последние всё-таки обнаруживаются в его собственных строках.
В следующем стихотворении пиррихии присутствуют почти в каждой строке:
Достаточно часто можно заметить безударные стопы у А. С. Пушкина. Вот фрагмент одного из произведений великого русского поэта:
Обратим внимание, что чаще пиррихии обнаруживаются в тех случаях, когда в тексте произведения задействованы слова, состоящие из большого количества букв. Вот несколько примеров стихотворений, сложенных из таких «длинных» слов:
Важно отметить, что даже если в тексте произведения часто встречаются пиррихии, это не считается нарушением и не меняет размер стихотворения. Безударные стопы создают паузы и замедления, тем самым придавая ритму речи неравномерность, делая стихи больше похожими на живую и эмоциональную речь. Таким образом, пиррихий можно назвать эффективным средством воздействия на восприятие читателя.
Небольшое аутодафе на тему о пиррихиях и спондеях
Здравствуйте, дорогие мои читатели!
Ю.П. уже устал извиняться за то, что в поисках истины таскает своих читателей по закоулкам своего больного воображения математика. Но что делать? C’est la vie!
Итак, в «Нескучной Азбуке Стихосложения» в главах 3 и 4 сказано буквально следующее:
Для простоты восприятия это упрощение, возможно, и допустимо. Но если не перейти к правильному определению, то идти дальше (скажем, к рассмотрению логаэдов), имея такое определение на вооружении, невозможно.
Так что тот, кто хочет писать не только правильными размерами(а чистых размеров, как выяснилось, практически не существует в чистом виде, как не существует в природе абсолютно чистой воды без примесей), но логаэдами, должен напрячься и выслушать очередное самобичевание Ю.П.
Итак, принимая на веру вышеприведённое определение спондея и пиррихия, рассмотрим случай, когда в одной из стоп ямба (01) одновременно присутствуют и «спондей» и «пиррихий» (беру в кавычки, так как, определения были изначально неверны).
Ой! Что случилось? Да!Да! Именно! Стопа ямба (о1) превратилась в стопу хорея (1о).
Чего же тут не хватает? В чём тут силлогизм?
Да вот того и не хватает, что спондей и пиррихий не просто пропущенное и дополнительное ударения, а разновидность стоп двухсложных размеров, т.е надо оговориться, что дополнительное ударение, НАРЯДУ С ОСНОВНЫМ в стопе ямба или хорея порождает стопу, именуемую спондеем (11). Естественно, что и для ямба и для хорея она выглядит одинаково.
Возможно эти, очевидные для кого-то, замечания и не очень нужны, но для тех кто читал первое издание «Нескучной Азбуки Стихосложения» и принял на веру эти моменты будет откровенным шоком моё изложение теории ритма во втором издании.
А теперь, когда есть этот переход, им будет гораздо проще воспринять то, что там будет изложено, а Ю.П. позволит непринуждённо, как всегда, изложить сложное просто, в том числе рассмотреть логаэды, пеоны, дольник и тактовик так, чтобы они перестали казаться ужасными заморскими чудовищами начинающим, продолжающим, и просто не имеющим филологического образования, поэтам и читателям стихиры.
До второго издания «Нескучной Азбуки Стихосложения», друзья мои.
Что надо знать о таких понятиях, как «пиррихий» и «спондей»?
Скандируя написанные, допустим, ямбом стихи, мы делаем сильным слог, который в естественной речи не выделяется: ПорА, кра-сА-ви-цА, прос-нИсь…, Ад-мИ-рал-тЕйс-ка-Я-иг-лА.
При скандировании и в первом и во втором примере по четыре сильных слога. А при естественном чтении этих же строк в первой мы сделаем три словесных ударения: По-рА, кра-сА-вица, прос-нИсь, а во второй только два: адмирал-тЕйская иглА.
Так вот пиррихий — это пропуск метрического ударения (подчеркивающего размер) на сильном месте стиха, в ямбе или хорее. Дело в том, что у нас в речи слова состоят не только из двух слогов, но и из трех-четырех и больше. И если бы поэты, стараясь избегнуть пиррихиев, подбирали бы только короткие слова, для своих стихотворений, то это бы обеднило поэзию, лишило бы ее естественности.
Пиррихий не ломает ритм стиха, не разрушает его размера. Он разнообразит стих, устраняет монотонность, придавая ему тончайшие оттенки интонации. Кроме того, пиррихий облегчает стих. В самом деле, попробуем проскандировать строчку (и-клА-нял-сЯ-не-прИ-нуж-дЕ-нно), а затем произнести ее осмысленно, представив, как это делал пушкинский герой: и клАнялся непринуждЕнно. Слово «непринужденно» звучит легко, изящно и свободно, передавая манеру поведения героя. Итак, двусложная стопа с пропущенным ударением называется пиррихием.
Но существует обратное явление, когда в стихе появляется уже сверхсхемное, или внеметрическое ударение:
Швед, русский — колет, рубит, режет.
Бой барабанный, клики, скрежет.
Злость берет, сокрушает хандра.
Так и просятся слезы из глаз.
Нет! Я лучше уйду со двора.
О, Волга, колыбель моя!
О, если б ведала она.
Нет, дерзкий хищник, нет, губитель.
В середине стиха вне метрические ударения встречаются редко. Вот, например, пушкинская строка:
Скучна мне оттепель: вонь, грязь — весной я болен.
Итак, внеметрическое ударение на слабом месте стиха в ямбе или хорее называется спондеем. Он не ломает размера стиха, хотя и создает заметные ритмические перебои. Благодаря пиррихию и спондею русский классический стих отличается исключительной гибкостью, многообразием оттенков для передачи мыслей и чувств.
Что надо знать об усеченной и нарощенной стопах?
Скандируя стихи, определяя их размер, вы можете заметить лишний слог в конце стиха или, наоборот, нехватку его в некоторых строчках. Что это за явление?
Если при скандировании мы ощущаем один или два лишних слога в конце стиха, то последняя в стихе стопа нарощенная. Если же не хватает одного, двух слотов, значит стопа, усеченная. Они встречаются постоянно в стихах, не нарушая их размера. С этими оставшимися «хвостиками» считаться не следует. И скандируя, подчеркивая выстукиванием пальцев размер стиха, надо как бы отбрасывать эти «хвостики» в сторону, движением кисти руки, чтобы они не мешали определению размера:
Не пОй, кра-сА-ви-цА, при-мнЕ
Ты пЕ-сен ГрУ-зи-И пе-чАль-ной.
Стихи Пушнина написаны четырехстопным ямбом. А во второй строке последняя стопа нарощенная. Отбросим кистью руки слог «ной», произнеся его, конечно. И новую строку начинаем скандировать сначала — иначе можно запутаться. Если же видим, что не хватает слога, останавливаем движение пальцев, чтобы заново начать скандировать новую строку:
ДУш-но без счАсть-я и вО-ли /усечен один слог/.
НОчь бес-ко-нЕч-но длин-нА. /усечено два слога/
БУ-ря бы грЯ-ну-ла чтО-ли /усечен один слог/
ЧА-ша с кра-Я-ми пол-нА /усечено два слога/. (15)
Стихотворение Некрасова написано дактилем. И на протяжении всего стихотворения — усеченные стопы. Это создает определенный ритм, передающий настроение лирического героя. Почему же остаются «хвостики» в стихах? Чтобы это понять, надо ответить на следующий вопрос.
Что такое клаузула?
Клаузулами называют группу заключительных слогов в стихе, начиная с последнего ударного слога. Клаузулы бывают разные. Это свободные слоги, не зависящие от размера стиха.
Окончание на ударный слог принято называть мужским (отдохнУл). Если ударение падает на предпоследний слог, такую клаузулу называют женской (отдохнУла). Если ударение стоит на третьем слоге от конца, перед нами дактилическая клаузула (отдыхАющий). Окончания же с числом безударных слогов более двух называют гипердактилическими (сверхдактилическими). Они встречаются сравнительно редко. Гипердактилические клаузулы использовались Пушкиным, Блоком, Брюсовым и другими поэтами.
Идет Балда, покрЯкивает,
А поп, завидя Балду, вскАкивает.
даль опАловая. (В. Брюсов).
Клаузулы разнообразят стихотворение, не нарушая при этом метр стиха:
По вечерам над ресторАнами (дактилическая клаузула)
Горячий воздух дик и глУх, (мужская клаузула)
И правит окликами пьЯными (дактилическая клаузула)
Весенний и тлетворный дУх (мужская клаузула).
Сочетание дактилической и мужской клаузул обостряет восприятие произведения.
Теперь на очереди вопрос, раскрывающий еще одну важную особенность поэтической речи.
Что надо знать о рифме?
Мы говорили о клаузулах и заметили, что они, могут вступать между собой в созвучие. Это созвучие концов строк, начиная с последнего ударения и называется рифмой. Рифма может быть мужской, женской, дактилической, гипердактилической.
«Туман-обман» — мужская рифма, «Славы – забавы» — женская рифма, «Разгорается—улыбается» — дактилическая, «Опаловая— прикалывая» — гипердактилическая.
У Брюсова есть рифмы, в которых число неударных слогов доходит до четырех:
Холод, тело тайно скОвывающий.
Холод, душу очаровывающий.
В стихотворении «Прячет месяц» С. Есенин использовал одни дактилические рифмы:
Прячет месяц за овИнами
Желтый лик от солнца Ярого.
Высоко над луговИнами
По востоку пышет зАрево. и т. д.
Какова же роль рифмы в стихотворной речи? «Рифма возвращает вас к предыдущей строке, заставляет вспомнить ее, — писал В. Маяковский, — заставляет все строки, оформляющие одну мысль, держаться вместе». Некоторые поэты, и в том числе Маяковский, рифмовали не только концы, но и начала, середины строк:
– лица у догов годов резче.
Однако созвучие в конце стиха слышится гораздо отчетливее, подчеркивая ритмически организованную стихотворную речь.
Рифмы бывают точные и неточные. Точной рифмой называют такую, в которой все звуки совпадают, начиная от ударного гласного и до конца слова. А рифмы, в которых не все звуки совпадают, называют неточными: «Хорошо —в порошок», «порука — друга», «Песню—тесной» …
Богатой рифмой считают ту, в которой рифмуются не только звуки, начиная с последнего ударения, но и предшествующий ударению согласный звук: «Лень—олень», «Ревновать – изнывать».
Несколько слов о способах рифмовки. Когда рифмуются две соседние строки, такую рифму называют смежной, или парной. (17)
Поздняя осень. Грачи улетели.
Лес обнажился. Поля опустели.
Только не сжата полоска одна.
Грустную думу наводит она.
Когда же рифмуются первая строка с третьей, а вторая с четвертой, рифму называют перекрестной. Это наиболее часто встречающийся вид рифмовки:
Во глубине сибирских руд
Храните гордое терпенье,
Не пропадет ваш скорбный труд
И дум высокое стремленье.
Если же рифмуются первая строка с четвертой, а вторая с третьей — такой вид рифмовки называют охватной, кольцевой или опоясанной.
Я испытать судьбу свою хочу —
Коня взнуздаю дикого, степного
И этот мир себе открою снова,
И вдаль, мечте навстречу, полечу.
Понятие, о способе рифмовки тесно связано с понятием строфы.
Что такое строфа?
Нетрудно заметить, что связь стихотворных строк имеет постоянный характер. Сочетание этих рифмованных строк, объединенных определенной мыслью и имеющих интонационно-синтаксическую законченность, повторяемость в стихотворении, называют строфой. Она усиливает мерность, ритмичность стихотворной речи. Существуют такие строфы, как двустишие, трехстишие, четверостишие, пятистишие, шестистишие, семистишие, восьмистишие, девятистишие, четырнадцатистишие. Вот лишь один пример трехстишия:
А вот отрывок из стихотворения С. Есенина, написанного шестистишием: (18)
Мохнатый лес баюкает
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далекую
Вспомним лермонтовское «Бородино», которое написано строфой семистишия:
Скажи-ка, дядя, ведь недаром
Москва, спаленная пожаром,
Ведь были, ж схватки боевые,
Да, говорят, еще какие!
Недаром помнит вся Россия
Строфу, состоящую из восьми строк, называют октавой. Она успешно используется в стихах с шутливым или сатирическим содержанием. Пушкинская шутливая поэма «Домик в Коломне» написана октавами. Октавами пишут и серьезные философские стихи:
Когда б из туч, тяжелых, грозовых,
Не падал гром, не лился дождь привольный,
Когда б с небес, сверкающих, живых,
Не бил, огонь высоких, ярких молний, —
Земля не знала б зелени травы
И свежести цветов в траве зеленой,
И пенья птиц среди густой листвы,
И чистоты природы, обновленной.
Когда бы слово из груди живой,
Как стон хотя б, на волю не взлетело,
Когда бы слезы болью ножевой
Во тьме ночной не сотрясали тело, —
Душа не знала б сладостной мечты,
Потоку мысли силы б не хватило,
Стучало б сердце в мраке пустоты,
И песня бы его не посетила!
И по законченности мысли и по интонации в этом стихотворении башкирского поэта Асхаля Ахметкушина явно обнаруживаются два срифмованных восьмистишия.
Одической строфой — десятистишием написаны знакомые нам строки Ломоносова:
Науки юношей питают,
Отраду старым подают,
В счастливой жизни украшают,
В несчастный случай берегут;
В домашних трудностях утеха,
И в дальних странствах не помеха,
Науки пользуют везде,
Среди народов и в пустыне,
В градском шуму и наедине,
В покое сладки и в труде. (19)
Наш великий Пушкин создал оригинальную строфу, стоящую из четырнадцати зарифмованных строк, которой написан роман в стихах «Евгений Онегин». Онегинская строфа отличается удивительной гибкостью. В ней есть и смежные, и охватные, и перекрестные рифмы. Она способна передавать самые различные оттенки чувств и мыслей героев романа, его автора.
Что такое стяжение?
Попробуем проскандировать строки стихотворения А. Прокофьева:
Соловьи, соловьи, соловьи,
Не заморские, не чужие,
Голосистые, наши, твои,
Свет немеркнущий мой, Россия!
Стихи написаны трехстопным анапестом, но во второй и четвертой строках не хватает по одному слогу перед словами:
Это явление, когда в стихе недостает одного слога, встречается довольно часто, особенно в современной поэзии. Называется оно «стяжением». Промежуток между двумя ударными слогами как бы стягивается.
Начиная с XVIII века стяжение стало применяться во многих трехсложных размерах. И располагалось оно на одном и том же месте каждого стиха. В XX веке стяжение стало располагаться без какой-либо закономерности. Такие стихи, в которых места стяжений произвольны, стали называть паузниками. 10 Явление стяжения характерны для русских переводов «Илиады» и «Одиссеи» Гомера:
Гнев, богиня, воспой Ахиллеса — Пелеева сына.
Кто ж от богов бессмертных подвиг их к враждебному спору?
В приведенных ранее стихах А. Прокофьева о соловьях наполняется подтекстом пауза перед словом «не чужие». Как важно исполнителю передать отношение к своим — российским соловьям. И как необходимо в наполненной паузе передать свое чувство любви и преклонения перед великим, простым, родным словом «Россия»!
Небольшое стихотворение С. Есенина «Синий май» написано анапестом. А во втором четверостишии на третьей строке вдруг стяжение:
В деревЯнные крЫлья окнА
Вместе с рАмами в тОнкие штОры
Вяжет взбАлмошнаЯ луна (стяжение)
На полУ кружевнЫе узОры.
Неожиданная, наполненная подтекстом пауза перед словом «луна» передает радостное удивление художника перед живой картиной природы.
Подобных примеров стяжения можно привести множество. И надо пользоваться подсказанной поэтами краской исполнения, наполняя внутренним смыслом местá стяжений (паузы между словами).
Итак: при определении размера стихов пусть нас не смущают ни пиррихии, ни спондеи, ни нарощенные или усеченные стопы, ни стяжения. Определив размер стиха по более «типичным» строчкам стихотворения, разберемся, что же мешало нам, какое явление стихотворной речи?
А теперь сделаем перерыв в изложении теории стихосложения и вновь займемся тренировкой своего темпо-ритмического слуха (или чувства). Попробуем сочинять рифмованные строчки на все размеры силлабо-тонической системы стихосложения. (21)
Начинаем отбивать счет хореической стопы: рАз-два, рАз-два, рАз-два и говорим в этом размере:
БУду Я стихИ писАть,
чтОб размЕры рАзличАть.
А теперь попробуем эту мысль передать ямбической стопой: раз-двА, раз-двА, раз-двА, раэ-двА. И понимаем, что надо в начало строки добавить безударный слог и только:
я бУду сАм стихИ писАть:
легкО размЕры рАзличАть.
Перейдем к трехсложным размерам. Погружаемся в размер дактиля: рАз-два-три, рАз-два-три, рАз-два-три. И слова сами отбираются и ложатся в строку:
бУду сейчАс я стихИ сочинЯть:
бЫстро размЕры стихОв различАть.
Заговорим стопой амфибрахия: раз-двА-три, раз-двА-три,
раз-двА-три. Опять в начало строки поставим безударный слог:
начнУ-ка сейчАс я стихИ сочинЯть,
чтоб бЫстро размЕры стихОв различАть.
И закончим стопой анапеста: раз-два-трИ, раз-два-трИ, раз-два-трИ, раз-два-трИ. Теперь в начало строки поставим два неударных слога:
я немЕдленно стАну стихИ сочинЯть,
чтобы бЫстро размЕры стихОв различАть.
Значит, можно взять любую глагольную рифму типа «спать—гулять», и, скандируя, рифмовать две строки в различных размерах:
Я сейчАс пойдУ гулЯть,
ЧтОбы крЕпче нОчью спАть, /хорей/ /
ПойдУ-ка Я сейчАс гулЯть,
Чтоб крЕпче нОчью мнЕ поспАть. /ямб/.
НАдо сейчАс мне пойтИ погулЯть,
ЧтОбы покрЕпче мне нОчью поспАть. /дактиль/
Мне нАдо сегОдня пойтИ погулЯть,
Чтоб нОчью покрЕпче сегОдня поспАть. /амфибрахий/
Надо мнЕ не лениться — пойтИ погулЯть,
чтобы нОчью сегОдня покрЕпче поспАть. /анапест/
Такая игра в «стихоплетство» на разные размеры оказывает большую услугу при овладении искусством исполнения стихов.
А теперь вернемся к теории. Мы говорили о размере, рифме как о важных элементах стихотворной речи. Но оказывается, бывают стихи с разной длиной строк, стихи, в которых чередование ударных и безударных слогов не является признаком ритма, а бывают стихи и без рифм, и без размера. (22)
Вечный студент
Сайт, посвященный культуре, гуманности, истории и самопознанию
Photo Gallery Slideshow
Подписаться на блог по эл. почте
Поиск
Финалист конкурса «На Благо Мира»
Изображение
Аранжировка на заказ
Профессиональный композитор принимает заказы на аранжировку музыкальных произведений любых стилей, жанров и сложности.
Группа «Время и времена» ВКонтакте
Популярные записи и страницы
Онлайн агентство «Вектор мастерства»
Финалист Московской литературной премии
Метки
Спондей и пиррихий
Двусложные размеры ямб и хорей похожи на метроном. Они четко, холодно и скучновато отщелкивают ритм. И были бы эти размеры примитивны, но в том-то и дело, что в чистом виде они редко встречаются. Нужно изрядно потрудиться, чтобы найти строки, где ямб и хорей четко соблюдаются. Для того, чтобы ябм и хорей нигде не искажались и четко отстукивали, нужно подбирать слова из двух слогов. Или по крайней мере строго чередовать односложные слова с трехсложными. В общем, создание стиха превращается в ребус и кроссворд. Слова-то в нашем языке всякие встречаются, и ударение в них может стоять где угодно. И если слово их трех слогов можно втиснуть в ямб и хорей, то уж слово из четырех слогов — никак не выйдет, не уместится. И Слава Богу!
Вся красота и гибкость наших ямба и хорея именно в этих нарушениях схемы, которые сами по себе представляют художественную ценность. Вот сегодня мы и рассмотрим эти случаи нарушения ямба и хорея — спондей и пиррихий.
Если раньше, чтобы выявить размер стиха, нам приходилось его скандировать, то теперь мы рассмотрим его настоящее звучание, его реальный ритм.
Рассмотрим хорошо знакомую нам строку из Марины Цветаевой получившую бессмертие в культовом новогоднем фильме.
Если мы вспомним, что на предлоги, союзы и частицы логическое ударение у нас не падает, а на местоимения падает, но довольно редко, то перед нами хорошо узнаваемый ябм: чередование безударного и ударного слога. Только в трехсложном слове «нравится» по схеме ямба должно быть два ударения, чего в нашем языке не бывает. Вот это пиррихий — безударный слог на месте ударного по схеме двусложного размера, ямба или хорея.
Стихотворение Дмитрия Мережковского, посвященное Л.Н.В-ной, все построено на чудесных, певучих, растекающихся пиррихиях. И ямб исчезает, превращаясь в колдовское заклинание.
Если в стихах начинающих поэтов пиррихии возникают сами собой где попало и как попало, то в стихах поэтов классиков — они часть ритма.
Что делает пиррихий со стихом? Он смягчает это чеканное двустопие, слегка его размывает, чуть удлиняя течение стиха, при это не нарушая ритм.
Прочувствуйте, когда вы читаете строки с пиррихием, вам хочется произнести эти слоги медленнее, как бы пропеть. Пиррихий придает стиху певучесть, мягкость и гибкость, он очень украшает стих.
Посмотрите, как нежно запел лукавый задорный хорей в этих строках Константина Бальмонта.
Но есть у нас и слова односложные, на которые не может не падать ударение. Что получается, если такое слово окажется на безударном по схеме месте стиха?
Вот классический пример из А.С.Пушкина.
По схеме ямба первый слог должен быть безударным, но в начале стоит односложное слово, которое без ударения не обходится. В результате возникает добавочное ударение в безударном месте схемы. А в следующей строке ударный и безударный по схеме слоги вообще поменялись местами, создав ритм барабанной дроби.
Это внесхемное ударение на безударном слоге называется спондеем.
Он делает строку жесткой, добавляет дробности.
Посмотрите, как мастерски передал В.Маяковский барабанный ритм в своих строках из стихотворения «Наш марш».
Если одними пиррихиями стихи не напишешь, хоть одно ударение да должно быть в слове, то спондеями теоретически можно. И поэты не раз брали на себя такую зубодробительную задачу. В основном эти стихи — смелые эксперименты, не более того. Только, пожалуй, Марине Цветаевой в ее стихотворении «Возвращение вождя» удалось сделать из спондеев стихотворение огромной художественной ценности.
Читает Валентина Мельникова.
На спондеях построено стихотворение Валерия Брюсова
Согласитесь, что спондеи в большом количестве довольно тяжело воспринимаются и создают определенно давящие на сознание образы. Это действительно очень мощный инструмент.
Но в руках настоящего мастера спондей становится изящным художественным приемом смещения акцента в нужную автору сторону.
Вглядитесь в прекрасно знакомые нам со школьных лет строки. Найдите здесь спондей. Да вот же он! Вслушайтесь, как легко сместился ритм и переключилось наше внимание на этого неведомого нам дядю, который заставил нас себя уважать.