Что такое пищевые связи 7 класс

Отличие пищевой цепи от пищевой сети в экосистеме

У вас смутное представление о различии между пищевыми цепями и пищевыми сетями? Не беспокойтесь, вы не одиноки. Но эта статья может помочь вам разобраться и узнать о самых главных особенностях пищевых цепей и сетей, а также о том, как экологи используют их для лучшего понимания роли растений и животных в экосистеме.

Пищевая цепь

Что такое пищевые связи 7 класс. Смотреть фото Что такое пищевые связи 7 класс. Смотреть картинку Что такое пищевые связи 7 класс. Картинка про Что такое пищевые связи 7 класс. Фото Что такое пищевые связи 7 класс

Пищевая цепь представляет собой последовательность передачи энергии от одного вида живого организма к другому в пределах экологической системы.

Все пищевые цепи начинаются с энергии, вырабатываемой Солнцем. А затем она движется от одного организма к другому.

Пример очень простой пищевой цепи:

Солнечная энергия —–> Трава —–> Зебра —-> Лев.

Пищевые цепи показывают, как все живые существа получают свою энергию от пищи, и как питательные вещества передаются между видами по цепочке.

Более сложная пищевая цепь:

Солнечная энергия —–> Трава —–> Кузнечик —–> Мышь —–> Змея —–> Ястреб.

Трофические уровни пищевой цепи

Все живые существа в пищевой цепи разбиты на разные группы или трофические уровни, которые помогают экологам понять их специфическую роль в экосистеме. Ниже представлено более подробное описание каждого трофического уровня пищевой цепи.

Продуценты (автотрофы)

Что такое пищевые связи 7 класс. Смотреть фото Что такое пищевые связи 7 класс. Смотреть картинку Что такое пищевые связи 7 класс. Картинка про Что такое пищевые связи 7 класс. Фото Что такое пищевые связи 7 класс

Продуценты (автотрофы) составляют первый трофический уровень экосистемы. Они имеют такое название благодаря своей способности производить собственную пищу. Эти организмы не зависят от какого-либо другого существа для питания.

Большинство продуцентов используют энергию Солнца в процессе, называемом фотосинтезом, для создания собственной энергии и производства питательных веществ. Самыми известными продуцентами являются растения, а также к ним относятся водоросли, фитопланктон и некоторые виды бактерий.

Консументы (гетеротрофы)

Что такое пищевые связи 7 класс. Смотреть фото Что такое пищевые связи 7 класс. Смотреть картинку Что такое пищевые связи 7 класс. Картинка про Что такое пищевые связи 7 класс. Фото Что такое пищевые связи 7 класс

Следующий трофический уровень основывается на видах, которые питаются продуцентами. Как правило, выделяется три типа гетеротрофных организмов:

Что такое пищевые связи 7 класс. Смотреть фото Что такое пищевые связи 7 класс. Смотреть картинку Что такое пищевые связи 7 класс. Картинка про Что такое пищевые связи 7 класс. Фото Что такое пищевые связи 7 класс

Каждый гетеротрофный организм имеет свое место на определенном уровне пищевой цепи. Например, первичными потребителями являются растительноядные животные, которые едят только растения, а третичными потребителями выступают существа, которые едят вторичных потребителей. В приведенном выше примере кузнечик – первичный потребитель, мышь – вторичный, а змея – третичный.

Наконец, пищевая цепь заканчивается суперхищником – животное, которое находится в самом верху пищевой цепи. В приведенном выше примере это ястреб. Львы, рыси, пумы и огромные белые акулы – примеры высших хищников в их родных экосистемах.

Редуценты (детритофаги)

Что такое пищевые связи 7 класс. Смотреть фото Что такое пищевые связи 7 класс. Смотреть картинку Что такое пищевые связи 7 класс. Картинка про Что такое пищевые связи 7 класс. Фото Что такое пищевые связи 7 класс

Последний уровень пищевой цепи состоит из редуцентов – организмов, разрушающих органические вещества.

Пищевая сеть

Что такое пищевые связи 7 класс. Смотреть фото Что такое пищевые связи 7 класс. Смотреть картинку Что такое пищевые связи 7 класс. Картинка про Что такое пищевые связи 7 класс. Фото Что такое пищевые связи 7 класс

Пищевая сеть представляет собой совокупность всех пищевых цепей в определенной экосистеме. Вместо того, чтобы формировать прямую цепочку, идущую от Солнца к растениям, и животным, которые их едят, пищевые сети показывают взаимосвязь всех живых существ в экосистеме. Пищевая сеть состоит из множества взаимосвязанных и перекрывающихся пищевых цепей. Они созданы для описания взаимодействия видов и отношений внутри экосистемы.

Источник

Пищевые цепи и сети, трофические уровни

Что такое пищевые связи 7 класс. Смотреть фото Что такое пищевые связи 7 класс. Смотреть картинку Что такое пищевые связи 7 класс. Картинка про Что такое пищевые связи 7 класс. Фото Что такое пищевые связи 7 класс Что такое пищевые связи 7 класс. Смотреть фото Что такое пищевые связи 7 класс. Смотреть картинку Что такое пищевые связи 7 класс. Картинка про Что такое пищевые связи 7 класс. Фото Что такое пищевые связи 7 класс Что такое пищевые связи 7 класс. Смотреть фото Что такое пищевые связи 7 класс. Смотреть картинку Что такое пищевые связи 7 класс. Картинка про Что такое пищевые связи 7 класс. Фото Что такое пищевые связи 7 класс Что такое пищевые связи 7 класс. Смотреть фото Что такое пищевые связи 7 класс. Смотреть картинку Что такое пищевые связи 7 класс. Картинка про Что такое пищевые связи 7 класс. Фото Что такое пищевые связи 7 класс

Что такое пищевые связи 7 класс. Смотреть фото Что такое пищевые связи 7 класс. Смотреть картинку Что такое пищевые связи 7 класс. Картинка про Что такое пищевые связи 7 класс. Фото Что такое пищевые связи 7 класс

Что такое пищевые связи 7 класс. Смотреть фото Что такое пищевые связи 7 класс. Смотреть картинку Что такое пищевые связи 7 класс. Картинка про Что такое пищевые связи 7 класс. Фото Что такое пищевые связи 7 класс

Такая последовательность переноса энергии называется пищевой (трофической) це­пью, или цепью питания.

Пищевой цепью называется перенос энергии, заключенной в растительной пище, через ряд организмов в процессе их поедания друг другом.

Пищевые сети образуются потому, что практически любой член какой либо пищевой цепи одновременно является звеном и в другой пищевой цепи: он потребляет, и его потребляют несколько видов других организмов.

Обычно различают три типа пищевых цепей:

Пищевая цепь хищ­ников начинается с растений и переходит от мелких организмов к организмам все более крупных размеров. На суше пищевые цепи состоят из трех-четырех звеньев.

Одна из простейших пищевых цепей имеет вид:

растение ® заяц ® волк

продуцент ® травоядное ® плотоядное

Широко распространены и такие пищевые цепи:

— растительный материал (например, нектар) ® муха ® паук ® землеройка ® сова.

— сок розового куста ® тля ® божья коровка ® паук ® насекомоядная птица ® хищная птица.

В водных и, в частности, морских экосистемах пищевые цепи хищников, как правило, длиннее, чем в наземных.

Второй тип пищевых цепей, начинающихся с фотосинтезирующих организмов, носит название пастбищных (или цепи выедания, или цепи потребления).

Благодаря определенной последовательности пищевых отношений различают отдельные трофические уровни переноса веществ и энергии в экосистеме, связанные с питанием определенной группы организмов. Так, первый трофический уровень во всех экосистемах образуют продуценты – растения; второй – первичные консументы (травоядные животные); третий – вторичные консументы (хищники, поедающие травоядных); могут присутствовать и хищники, поедающие первых хищников – третичные консументы, расположенные на четвертом уровне.

Т.о., организмы получающие свою энергию от Солнца через одинаковое число ступеней, принадлежат к одному трофическому уровню, т.е. это совокупность организмов, занимающих определенное положение в общей цепи питания.

Источник

Пищевая цепь — определение, типы, значение, трофические уровни и схемы

Что такое пищевые связи 7 класс. Смотреть фото Что такое пищевые связи 7 класс. Смотреть картинку Что такое пищевые связи 7 класс. Картинка про Что такое пищевые связи 7 класс. Фото Что такое пищевые связи 7 класс

Каждый организм должен получать энергию для жизни. Например, растения потребляют энергию солнца, животные питаются растениями, а некоторые животные питаются другими животными.

Что такое пищевая цепь?

Пищевая (трофическая) цепь – это последовательность того, кто кого ест в биологическом сообществе (экосистеме) для получения питательных веществ и энергии, поддерживающих жизнедеятельность. При рассмотрении круговорота веществ в экосистеме необходимо учитывать три основные группы организмов: продуценты, консументы и редуценты. Ниже вы сможете более подробно ознакомится с каждой из этих трех групп.

Автотрофы (продуценты)

Что такое пищевые связи 7 класс. Смотреть фото Что такое пищевые связи 7 класс. Смотреть картинку Что такое пищевые связи 7 класс. Картинка про Что такое пищевые связи 7 класс. Фото Что такое пищевые связи 7 класс

Автотрофы – живые организмы, которые производят свою пищу, то есть собственные органические соединения, из простых молекул, таких как углекислый газ. Существует два основных типа автотрофов:

Автотрофы являются основой каждой экосистемы на планете. Они составляют большинство пищевых цепей и сетей, а энергия, получаемая в процессе фотосинтеза или хемосинтеза, поддерживает все остальные организмы экологических систем. Когда речь идет об их роли в пищевых цепях, автотрофы можно назвать продуцентами или производителями.

Гетеротрофы (консументы)

Что такое пищевые связи 7 класс. Смотреть фото Что такое пищевые связи 7 класс. Смотреть картинку Что такое пищевые связи 7 класс. Картинка про Что такое пищевые связи 7 класс. Фото Что такое пищевые связи 7 класс

Гетеротрофы, также известные как потребители, не могут использовать солнечную или химическую энергию, для производства собственной пищи из углекислого газа. Вместо этого, гетеротрофы получают энергию, потребляя другие организмы или их побочные продукты.

Деструкторы (редуценты)

Что такое пищевые связи 7 класс. Смотреть фото Что такое пищевые связи 7 класс. Смотреть картинку Что такое пищевые связи 7 класс. Картинка про Что такое пищевые связи 7 класс. Фото Что такое пищевые связи 7 класс

Следует упомянуть еще одну группу потребителей, хотя она не всегда фигурирует в схемах пищевых цепей. Эта группа состоит из редуцентов, организмов, которые перерабатываю мертвые органические вещества и отходы, превращаяя их в неорганические соединения.

Редуценты, как часть пищевой цепи, играют важную роль в поддержании здоровой экосистемы, поскольку благодаря им, в почву возвращаются питательные вещества и влага, которые в дальнейшем используется продуцентами.

Уровни пищевой (трофической) цепи

Пищевая цепь представляет собой линейную последовательность организмов, которые передают питательные вещества и энергию начиная с продуцентов и к высшим хищникам.

Трофический уровень организма – это положение, которое он занимает в пищевой цепи.

Первый трофический уровень

Пищевая цепь начинается с автотрофного организма или продуцента, производящего собственную пищу из первичного источника энергии, как правило, солнечной или энергии гидротермальных источников срединно-океанических хребтов. Например, фотосинтезирующие растения, хемосинтезирующие бактерии и археи.

Второй трофический уровень

Далее следуют организмы, которые питаются автотрофами. Эти организмы называются растительноядными животными или первичными потребителями и потребляют зеленые растения. Примеры включают насекомых, зайцев, овец, гусениц и даже коров.

Третий трофический уровень

Следующим звеном в пищевой цепи являются животные, которые едят травоядных животных – их называют вторичными потребителями или плотоядными (хищными) животными (например, змея, которая питается зайцами или грызунами).

Четвертый трофический уровень

В свою очередь, этих животных едят более крупные хищники – третичные потребители (к примеру, сова ест змей).

Пятый трофический уровень

Третичных потребителей едят четвертичные потребители (например, ястреб ест сов).

Когда какой-либо организм умирает, его в конце концов съедают детритофаги (такие, как гиены, стервятники, черви, крабы и т.д.), а остальная часть разлагается с помощью редуцентов (в основном, бактерий и грибов), и обмен энергией продолжается.

Стрелки в пищевой цепи показывают поток энергии, от солнца или гидротермальных источников до высших хищников. По мере того, как энергия перетекает из организма в организм, она теряется на каждом звене цепи. Совокупность многих пищевых цепей называется пищевой сетью.

Положение некоторых организмов в пищевой цепи может варьироваться, поскольку их рацион отличается. Например, когда медведь ест ягоды, он выступает как растительноядное животное. Когда он съедает грызуна, питающегося растениями, то становиться первичным хищником. Когда медведь ест лосося, то выступает суперхищником (это связано с тем, что лосось является первичным хищником, поскольку он питается селедкой, а она ест зоопланктон, который питается фитопланктоном, вырабатывающим собственную энергию благодаря солнечному свету). Подумайте о том, как меняется место людей в пищевой цепи, даже часто в течение одного приема пищи.

Типы пищевых цепей

В природе, как правило, выделяют два типа пищевых цепей:

Пастбищная пищевая цепь

Этот тип пищевой цепи начинается с живых зеленых растений, предназначенных для питания растительноядных животных, которыми питаются хищники. Экосистемы с таким типом цепи напрямую зависят от солнечной энергии.

Таким образом, пастбищный тип пищевой цепи зависит от автотрофного захвата энергии и перемещения ее по звеньям цепи. Большинство экосистем в природе следуют этому типу пищевой цепи.

Примеры пастбищной пищевой цепи:

Трава → Кузнечик → Птица → Ястреб;

Растения → Заяц → Лиса → Лев.

Детритная пищевая цепь

Этот тип пищевой цепи начинается с разлагающегося органического материала – детрита – который употребляют детритофаги. Затем, детритофагами питаются хищники. Таким образом, подобные пищевые цепи меньше зависят от прямой солнечной энергии, чем пастбищные. Главное для них – приток органических веществ, производимых в другой системе.

К примеру, такой тип пищевой цепи встречается в разлагающейся подстилке умеренного леса.

Энергия в пищевой цепи

Что такое пищевые связи 7 класс. Смотреть фото Что такое пищевые связи 7 класс. Смотреть картинку Что такое пищевые связи 7 класс. Картинка про Что такое пищевые связи 7 класс. Фото Что такое пищевые связи 7 класс

Энергия переносится между трофическими уровнями, когда один организм питается другим и получает от него питательные вещества. Однако это движение энергии неэффективное, и эта неэффективность ограничивает протяженность пищевых цепей.

Когда энергия входит в трофический уровень, часть ее сохраняется как биомасса, как часть тела организмов. Эта энергия доступна для следующего трофического уровня. Как правило, только около 10% энергии, которая хранится в виде биомассы на одном трофическом уровне, сохраняется в виде биомассы на следующем уровне.

Этот принцип частичного переноса энергии ограничивает длину пищевых цепей, которые, как правило, имеют 3-6 уровней.

На каждом уровне, энергия теряется в виде тепла, а также в форме отходов и отмершей материи, которые используют редуценты.

Почему так много энергии выходит из пищевой сети между одним трофическим уровнем и другим? Вот несколько основных причин неэффективной передачи энергии:

Итак, ни одна из энергий на самом деле не исчезает – все это в конечном итоге приводит к выделению тепла.

Значение пищевой цепи

Что такое пищевые связи 7 класс. Смотреть фото Что такое пищевые связи 7 класс. Смотреть картинку Что такое пищевые связи 7 класс. Картинка про Что такое пищевые связи 7 класс. Фото Что такое пищевые связи 7 класс

В любой пищевой цепи, энергия теряется каждый раз, когда один организм потребляется другим. В связи с этим, должно быть намного больше растений, чем растительноядных животных. Автотрофов существует больше, чем гетеротрофов, и поэтому большинство из них являются растительноядными, нежели хищниками. Хотя между животными существует острая конкуренция, все они взаимосвязаны. Когда один вид вымирает, это может воздействовать на множество других видов и иметь непредсказуемые последствия.

Источник

Конспект урока биология 7 класс «Цепи питания»

Цепи питания. Поток энергии

Цели: Сформировать знания о пищевых цепях как цепях передачи вещества и энергии

Тип урока: Изучение нового материала.

сформировать понятие о цепях питания, о разветвленных цепях питания;

рассмотреть пищевые пирамиды, взаимосвязь их с про­дуктивностью биоценоза;

выяснить, что называется энергетической пирамидой.

развить познавательный интерес учащихся

развивать самостоятельность учащихся,

развивать применение свои умений на практике

воспитание мотивов учения и положительного отношения к знаниям

Методы: Словесно-иллюстративный, демонстрационный

Формы: групповая, индивидуальная

Оборудование: компьютер, проектор, презентация, диск с видео «Сети питания», раздаточные карточки.

Тема урока «Цепи питания» ( учащиеся записывают тему в тетрадь). Слайд №1

Но прежде чем перейти к изучению новой темы, давайте повторим, кто чем питается. Для этого выполним небольшую тестовую работу: «Вставь пропущенное слово». (на партах лежат листочки с заданием).

1.Растительноядные животные питаются _________________________.

2.Хищники питаются __________________________________________.

3.Паразиты питаются __________________________________________.

4.Человек питается ____________________________________________.

5.Растения образуют на свету__________________ вещества из _______

__________ и _________.При этом выделяется ______________________.

III. Изучение новой темы.

Ребята, когда мы с вами изучали природные сообщества, экосистемы, то говорили о существовании разнообразных связях живых организмов друг с другом. Одна из форм связей – это пищевые связи, т.к. в сообществе все организмы являются объектами питания других.

Что же такое цепи питания? Слайд № 4

Цепи питания – ряд видов или группа видов, каждое предыдущее звено в котором служит пищей для следующего.

«Правила» пищевых цепей: Слайд № 5

1.Солнце – источник энергии, необходимой для жизни на Земле.

2.Зеленое растение, способное поглощать солнечную энергию,- начало любой пищевой цепи.

3.Разнообразие способов питания животных – это разнообразие способов получения ими пищи как источника энергии.

Начальное звено в цепи питания зеленые растения – это производители органического вещества, продуценты. Слайд № 6

Вопрос: Почему именно растения являются первым звеном в цепи питания?

Растительноядные животные поедают растения, а их в свою очередь хищники – это консументы – потребители готовых органических веществ.

Ребята, сейчас мы с вами просмотрим видеофрагмент о пищевых цепях.

После просмотра вам нужно будет составить цепи питания, используя организмы из видеофрагмента.

Примеры: Ромашка → бабочка→стрекоза

Отмершие части растений→червь→землеройка→жук-могильщик→бактерии.

Игра «Пищевые цепи» ( физкультминутка )

А сейчас мы с вами поиграем в игру «Пищевые цепи». Каждый из вас превратится в организм (у каждого на столе карточки с названием и изображением животных).У нас два ряда, поэтому нам нужно составить две цепи питания. От солнце с помощью магнитов учащиеся выстраивают в цепи питания. Наблюдатели (консультанты) комментируют получившиеся цепи питания.

А что произойдет, если исчезнут все продуценты (растения), консументы (животные), редуценты (грибы и бактерии). Те дети, которых называет учитель, присаживаются. Учащиеся делают вывод, что в таком случае связи нарушаются и нарушается равновесие в природе.

1. Кто является продуцентом в данной цепи питания? Что является источником энергии для продуцентов? Слайд № 11

2. Какие организмы являются консументами в данной цепи питания? Почему они так называются? Слайд № 12

3. Составьте правильную цепь питания. Слайд № 13.

4. Какие компоненты в данной пищевой цепи отсутствуют? Слайд № 14

5. Чем завершается предложенная цепь питания? Слайд № 15

6.Составьте цепь питания, используя стихотворение.

Заметили, что летом

Растет пшеница гуще там

Где проживает больше дам,

Почтенных старых леди,

Что больше всех на свете

Заботятся о кошках….

Подумай- кА немножко –

И вот загадка решена

Ответ у ловкого кота:

Мышей переловил давно,

А мыши что едят? – Зерно.

Цепочку разглядишь не сразу

На то наука есть и разум. (М. Х. Левитман )

Что передают организмы по цепям питания?

7. В природных сообществах существуют самые разные формы связей между организмами. Но все таки самые главные, основные – это пищевые. Почему?

( Без пищи прожить не может ни один организм. Пища дает энергию для жизни. В растительной пище заключена энергия солнца, в животной пище – энергия, полученная от растений или других животных)

Вывод: Человек должен знать, что все живые организмы на Земле связаны друг с другом. Уничтожая одних, он вызывает гибель других и ставит под угрозу свою жизнь тоже. Слайд № 16

V. Д/з : § 55. Составить самую длинную пищевую цепь. Составить самую длинную пищевую цепь.

«Вставь пропущенное слово». (на партах лежат листочки с заданием).

1.Растительноядные животные питаются _________________________.

2.Хищники питаются __________________________________________.

3.Паразиты питаются __________________________________________.

4.Человек питается ____________________________________________.

5.Растения образуют на свету__________________ вещества из _______

__________ и _________.При этом выделяется ______________________.

«Вставь пропущенное слово». (на партах лежат листочки с заданием).

1.Растительноядные животные питаются _________________________.

2.Хищники питаются __________________________________________.

3.Паразиты питаются __________________________________________.

4.Человек питается ____________________________________________.

5.Растения образуют на свету__________________ вещества из _______

__________ и _________.При этом выделяется ______________________.

«Вставь пропущенное слово». (на партах лежат листочки с заданием).

1.Растительноядные животные питаются _________________________.

2.Хищники питаются __________________________________________.

3.Паразиты питаются __________________________________________.

4.Человек питается ____________________________________________.

5.Растения образуют на свету__________________ вещества из _______

__________ и _________.При этом выделяется ______________________.

«Вставь пропущенное слово». (на партах лежат листочки с заданием).

1.Растительноядные животные питаются _________________________.

2.Хищники питаются __________________________________________.

3.Паразиты питаются __________________________________________.

4.Человек питается ____________________________________________.

5.Растения образуют на свету__________________ вещества из _______

__________ и _________.При этом выделяется ______________________.

«Вставь пропущенное слово». (на партах лежат листочки с заданием).

1.Растительноядные животные питаются _________________________.

2.Хищники питаются __________________________________________.

3.Паразиты питаются __________________________________________.

4.Человек питается ____________________________________________.

5.Растения образуют на свету__________________ вещества из _______

__________ и _________.При этом выделяется ______________________.

«Вставь пропущенное слово». (на партах лежат листочки с заданием).

1.Растительноядные животные питаются _________________________.

2.Хищники питаются __________________________________________.

3.Паразиты питаются __________________________________________.

4.Человек питается ____________________________________________.

5.Растения образуют на свету__________________ вещества из _______

__________ и _________.При этом выделяется ______________________.

«Вставь пропущенное слово». (на партах лежат листочки с заданием).

1.Растительноядные животные питаются _________________________.

2.Хищники питаются __________________________________________.

3.Паразиты питаются __________________________________________.

4.Человек питается ____________________________________________.

5.Растения образуют на свету__________________ вещества из _______

__________ и _________.При этом выделяется ______________________.

«Вставь пропущенное слово». (на партах лежат листочки с заданием).

1.Растительноядные животные питаются _________________________.

2.Хищники питаются __________________________________________.

3.Паразиты питаются __________________________________________.

4.Человек питается ____________________________________________.

5.Растения образуют на свету__________________ вещества из _______

__________ и _________.При этом выделяется ______________________.

«Вставь пропущенное слово». (на партах лежат листочки с заданием).

1.Растительноядные животные питаются _________________________.

2.Хищники питаются __________________________________________.

3.Паразиты питаются __________________________________________.

4.Человек питается ____________________________________________.

5.Растения образуют на свету__________________ вещества из _______

__________ и _________.При этом выделяется ______________________.

«Вставь пропущенное слово». (на партах лежат листочки с заданием).

1.Растительноядные животные питаются _________________________.

2.Хищники питаются __________________________________________.

3.Паразиты питаются __________________________________________.

4.Человек питается ____________________________________________.

5.Растения образуют на свету__________________ вещества из _______

__________ и _________.При этом выделяется ______________________.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *