Что такое письменная литература
Литература
Литература это один из основных видов искусства — искусство слова. Термином «литература» обозначают также любые произведения человеческой мысли, закрепленные в письменном слове и обладающие общественным значением; различают литературу техническую, научную, публицистическую, справочную, эпистолярную и др. Однако в обычном и более строгом смысле литературой называют произведения художественной письменности.
Термин литература
Термин «литература» (или, как говорили раньше, «изящная словесность») возник сравнительно недавно и начал широко употребляться лишь в 18 веке (вытеснив термины «поэзия», «поэтическое искусство», которые ныне обозначают стихотворные произведения).
Он был вызван к жизни книгопечатанием, которое, появившись в середине 15 века, сравнительно быстро сделало «литературную» (т.е. предназначенную для чтения) форму бытия искусства слова основной и господствующей; раньше искусство слова существовало прежде всего для слуха, для публичного исполнения и понималось как искусное осуществление «поэтического» действия средствами особого «поэтического языка» («Поэтика» Аристотеля, древние и средневековые эстетические трактаты Запада и Востока).
Литература (искусство слова) возникает на почве устной народной словесности в глубокой древности — в период формирования государства, которое с необходимостью порождает развитую форму письменности. Однако первоначально литература не выделяется из письменности в широком смысле слова. В древнейших памятниках (Библия, «Махабхарата» или «Повесть временных лет») элементы словесного искусства существуют в нераздельном единстве с элементами мифологии, религии, зачатками естественных и исторических наук, различного рода информацией, моральными и практическими указаниями.
Синкретический характер ранних литературных памятников (см. Синкретизм) не лишает их эстетической ценности, т.к. отразившаяся в них религиозно-мифологическая форма сознания была по своей структуре близка к художественной. Литературное наследие древнейших цивилизаций — Египта, Китая, Иудеи, Индии, Греции, Рима и др. — образует своего рода фундамент мировой литературы.
История литературы
Хотя история литературы насчитывает несколько тысячелетий, она в собственном смысле — как письменная форма искусства слова — формируется и осознает себя с рождением «гражданского», буржуазного общества. Словесно-художественные творения прошедших времен также приобретают в эту эпоху специфически литературное бытие, переживая существенное преобразование в новом — не изустном, а читательском восприятии. Одновременно происходит разрушение нормативного «поэтического языка» — литература вбирает в себя все элементы общенародной речи, ее словесный «материал» становится универсальным.
Постепенно в эстетике (в 19 веке, начиная с Гегеля) на первый план выдвигается чисто содержательное, духовное своеобразие литературы, и она осознается прежде всего в ряду других (научной, философской, публицистической) видов письменности, а не других видов искусства. К середине 20 века утверждается, однако, синтетическое понимание литературы как одной из форм художественного освоения мира, как творческой деятельности, которая принадлежит искусству, но вместе с тем является такой разновидностью художественного творчества, которая занимает в системе искусств особое место; это отличительное положение литературы зафиксировано в употребительной формуле «литература и искусство».
В отличие от остальных видов искусства (живописи, скульптуры, музыки, танца), обладающих непосредственно предметно-чувственной формой, творимой из какого-либо материального объекта (краска, камень) или из действия (движение тела, звучание струны), литература создает свою форму из слов, из языка, который, имея материальное воплощение (в звуках и опосредованно — в буквах), действительно постигается не в чувственном восприятии, а в интеллектуальном понимании.
Форма литературы
Таким образом, форма литературы включает в себя предметно-чувственную сторону — определенные комплексы звуков, ритм стиха и прозы (причем эти моменты воспринимаются и при чтении «про себя»); но эта непосредственно чувственная сторона литературной формы приобретает реальное значение лишь в ее взаимодействии с собственно интеллектуальными, духовными пластами художественной речи.
Даже самые элементарные компоненты формы (эпитет или метафора, повествование или диалог) усваиваются только в процессе понимания (а не непосредственного восприятия). Духовность, насквозь пронизывающая литературу, позволяет ей развернуть свои универсальные, по сравнению с другими видами искусства, возможности.
Предметом искусства является человеческий мир, многообразное человеческое отношение к реальности, действительность с точки зрения человека. Однако именно в искусстве слова (и это составляет его специфическую сферу, в которой к литературе примыкают театр и кино) человек как носитель духовности становится прямым объектом воспроизведения и постижения, главной точкой приложения художественных сил. Качественное своеобразие предмета литературы было замечено еще Аристотелем, считавшим, что фабулы поэтических произведений связаны с мыслями, характерами и поступками людей.
Но лишь в 19 веке, т.е. в преимущественно «литературную» эпоху художественного развития, эта специфика предмета была вполне осознана. «Объект, соответствующий поэзии, есть бесконечное царство духа. Ибо слово, этот наиболее податливый материал, непосредственно принадлежащий духу и наиболее способный выражать его интересы и побуждения в их внутренней жизненности, — слово должно применяться преимущественно для такого выражения, которому оно наиболее подходит, подобно тому как в других искусствах это происходит с камнем, краской, звуком.
С этой стороны главная задача поэзии будет состоять в том, чтобы способствовать осознанию сил духовной жизни и вообще всего того, что бушует в человеческих страстях и чувствах или спокойно проходит перед созерцающим взором, — всеобъемлющего царства человеческих поступков, деяний, судеб, представлений, всей суеты этого мира и всего божественного миропорядка» (Гегель Г. Эстетика).
Всякое произведение искусства есть акт духовно-эмоционального общения между людьми и вместе с тем новый предмет, новое явление, сотворенное человеком и заключающее в себе некое художественное открытие. Эти функции — общения, созидания и познания — равно присущи всем формам художественной деятельности, но разным видам искусства свойственно преобладание той или иной функции. В связи с тем, что слово, язык есть действительность мысли, в формировании словесного искусства, в выдвижении литературы на особое, а в 19-20 веках даже на центральное место среди древних искусств наиболее полно выразилась главная историческая тенденция развития художественной деятельности — переход от чувственно-практического созидания к смыслосозиданию.
Место литературы
Расцвет литературы находится в определенной связи с подъемом познавательно-критического духа, характерного для Нового времени. Литература стоит как бы на грани искусства и умственно-духовной деятельности; именно поэтому те или иные явления литературы можно прямо сопоставить с философией, историей, психологией. Её нередко называют «художественным исследованием» или «человековедением» (М.Горький) за проблемность, аналитичность, пафос самопознания человека до сокровеннейших глубин его души. В литературе более, чем в пластических искусствах и музыке, художественно воссозданный мир предстает миром осмысленным и поднятым на высокую ступень обобщения. Поэтому она — наиболее идеологическое из всех искусств.
Литературные, образы
Литературные, образы которой не непосредственно ощутимы, а возникают в человеческом воображении, уступает другим искусствам по силе чувств, воздействия, но выигрывает с точки зрения всеохватывающего проникновения в «суть вещей». Вместе с тем писатель, строго говоря, не рассказывает и не размышляет о жизни, как это делают, например, мемуарист и философ; он творит, созидает художественный мир точно так же, как и представитель любого искусства. Процесс создания литературного произведения, его архитектоники и отдельных фраз связан с почти физическим напряжением и в этом смысле родствен деятельности художников, работающих с неподатливой материей камня, звука, человеческого тела (в танце, пантомиме).
Эта телесно-эмоциональная напряженность не исчезает в готовом произведении: она передается читателю. Литература в максимальной степени апеллирует к работе эстетического воображения, к усилию читательского сотворчества, ибо представленное литературным произведением художественное бытие может быть явлено только в том случае, если читатель, отправляясь от последовательности словесно-образных высказываний, сам начинает восстанавливать, заново творить это бытие (см. Образ). Л.Н.Толстой писал в дневнике, что при восприятии подлинного искусства возникает «иллюзия того, что я не воспринимаю, а творю» («О литературе»). В этих словах подчеркнут важнейший аспект созидательной функции литературы: воспитание художника в самом читателе.
Словесная форма литературы не есть речь в собственном смысле: писатель, творя произведение, не «говорит» (или «пишет»), но «разыгрывает» речь подобно тому, как актер на сцене не действует в прямом смысле слова, а разыгрывает действие. Художественная речь создает последовательность словесных образов «жестов»; она сама становится действием, «бытием». Так, чеканный стих «Медного всадника» словно воздвигает неповторимый пушкинский Петербург, а напряженные, задыхающиеся слог и ритм повествования у Ф.М.Достоевского делают как бы осязаемыми духовные метания его героев. В итоге литературные произведения ставят читателя лицом к лицу с художественной действительностью, которую можно не только постигать, но. и переживать, «жить» в ней.
Совокупность литературных произведений, созданных на определенном языке или в определенных государственных границах, составляет ту или иную национальную литературу; общность времени создания и обусловленных этим художественных свойств позволяет говорить о литературе данной эпохи; взятые вместе, в их возрастающем взаимовлиянии, национальные литературы образуют мировую, или всемирную литературу. Художественная литература любой эпохи обладает огромным многообразием.
Прежде всего литература делится на два основных типа (формы) — поэзию и прозу, а также на три рода — эпос, лирику и драму. Несмотря на то, что границы между родами нельзя провести с абсолютной точностью и имеется много переходных форм, основные особенности каждого рода достаточно определены. В то же время в произведениях различных родов есть общность и единство. В любом произведении литературы выступают образы людей — характеры (или герои) в определенных обстоятельствах, хотя в лирике эти категории, как и ряд других, обладают принципиальным своеобразием.
Выступающую в произведении конкретную совокупность характеров и обстоятельств называют темой, а смысловой итог произведения, вырастающий из соположения и взаимодействия образов, — идеей художественной. В отличие от логической идеи, художественная идея не формулируется авторским высказыванием, а изображается, запечатлевается на всех деталях художественного целого. При анализе художественной идеи нередко вычленяют две стороны: понимание отображенной жизни и оценку ее. Оценочный (ценностный) аспект, или «идейно-эмоциональную направленность», называют тенденцией.
Литературное произведение
Литературное произведение представляет собой сложное сплетение специфических «образных» высказываний — мельчайших и простейших словесных образов. Каждый из них ставит перед воображением читателя отдельное действие, движение, которые в совокупности представляют жизненный процесс в его возникновении, развитии и разрешении. Динамичный характер словесного искусства, в отличие от статичного характера изобразительного искусства, впервые осветил Г.Э.Лессинг («Лаокоон, или О границах живописи и поэзии», 1766).
Отдельные элементарные действия и движения, из которых слагается произведение, имеют различный характер: это и внешние, объективные движения людей и вещей, и внутренние, душевные движения, и «речевые движения» — реплики героев и автора. Цепь этих взаимосвязанных движений представляет собой сюжет произведения. Воспринимая по мере чтения сюжет, читатель постепенно постигает содержание — действие, конфликт, фабулу и мотивировку, тему и идею. Сам же сюжет является содержательно-формальной категорией, или (как иногда говорят) «внутренней формой» произведения. К «внутренней форме» относится композиция.
Формой произведения в собственном смысле является художественная речь, последовательность фраз, которую читатель воспринимает (читает или слышит) прямо и непосредственно. Это отнюдь не означает, что художественная речь — чисто формальное явление; она всецело содержательна, т.к. в ней-то и опредмечен сюжет и тем самым все содержание произведения (характеры, обстоятельства, конфликт, тема, идея).
Рассматривая строение произведения, его различные «пласты» и элементы, необходимо сознавать, что эти элементы можно выделить лишь путем абстракции: реально каждое произведение представляет собой нерасчленимую живую целостность. Анализ произведения, опирающийся на систему абстракций, отдельно исследующий различные аспекты и детали, в итоге должен привести к познанию этой целостности, ее единой содержательно-формальной природы (см. Форма и содержание).
В зависимости от своеобразия содержания и формы произведение относят к тому или иному жанру (например, эпические жанры: эпос, повесть,роман,рассказ, новелла, очерк, басня и др.). В каждую эпоху развиваются многообразные жанровые формы, хотя на первый план выходят наиболее соответствующие общему характеру данного времени.
Наконец, в литературе выделяют различные творческие методы и стили. Определенные метод и стиль характерны для литературы целой эпохи или направления; с другой стороны, каждый большой художник создает свои индивидуальные метод и стиль в рамках близкого ему творческого направления.
Литература изучается различными отраслями литературоведения. Текущий литературный процесс составляет основной предмет критики литературной
Слово литература произошло от латинского litteratura — написанное и от littera, что в переводе означает — буква.
Литература: происхождение, характеристики, виды, функции и классика
Содержание:
В литература Это набор текстов или рассказов, в которых это слово используется для того, чтобы вызвать у читателей размышления, ощущения и / или эмоции. Такие тексты могут быть повествовательными, описательными или рефлексивными произведениями о реальном или вымышленном событии.
Королевская испанская академия определяет литературу как «искусство словесного выражения», поэтому оно связано как с письменными, так и с устными словами. Хотя обычно он носит поэтический характер, этот термин также используется для обозначения всех доступных произведений в определенной области знаний или конкретного автора: например, педагогическая литература, мексиканская литература или литература Сервантеса.
Сначала созданные тексты должны были петься божествам или декламироваться. Этот тип литературных произведений требует более сложной эстетической работы, поэтому они усиливают его буквальность и отходят от обычного вульгарного языка.
При ссылке на литературу можно также сделать ссылку на литературные произведения, созданные для определенной нации, города, этнической группы, языка или времени. Кроме того, этот термин используется для обозначения того, что соответствует литературным жанрам, эксклюзивным текстам определенного типа науки или определенного искусства. Пример: медицинская литература или готическая литература.
Происхождение литературы
Тексты с «красноречием» или «стихами»
После изобретения письменности в Месопотамии в третьем тысячелетии до нашей эры, термин «литература» возник через 4800 лет.
В восемнадцатом веке его называли текстом с «красноречием» или «поэзией». Эпос о Гильгамеше, которая считается первой письменной работой. То же самое случилось с Илиада Греческий или Энеида Роман, если назвать лишь несколько текстов.
«Поэзия» Золотого века Испании и ее типы
— Лирика: в ней сгруппировано все, что связано со стихами, созданными для исполнения.
— Эпос: имеет прямое отношение к повествованию, независимо от того, было ли оно развито в стихах или прозе.
— Драматический: это было связано с театральными произведениями, которые были одним из самых популярных жанров так называемой «поэзии» того времени.
Формальное появление термина литература
Как уже было сказано, термин «литература» начал использоваться с начала 18 века и использовался для группировки любых действий, в которых использовалось письмо для выражения идеи или мысли.
Со своей стороны, это в работе Briefe die neueste Literatur Betreffend написанный Готтхольдом Эфаимом Лессингом, где слово «литература» впервые использовалось для обозначения литературных произведений. Примечательно, что в тот исторический момент этот термин применялся только к текстам, имевшим определенное литературное качество или «буквализм».
Позже в работе было усилено восприятие буквальности текстов. Eléments de littérature французского писателя Жана-Франсуа Мармонтеля.
Английские формализмы XVIII и XIX веков
В то время в Англии термин «литература» стал шире, уступив место письмам, эссе и философским трактатам. Это при условии, что мы позаботились об эстетике.
Важно отметить, что роман не одобряли, так как он считался плохой формой письменного выражения, что также произошло с уличной литературой, балладами и популярными стихами среди поселенцев.
Это противодействие собственному народу больше отвечало классовому мнению, чем эстетике произведений. И это нормально, что это произошло, если изучить политический и социальный контекст Англии того времени.
Вплоть до XIX века в Англии сохранялись ограничения на то, что можно было или нельзя считать литературой. Создателя текстов, который выделялся своей изобретательностью и который выполнял то, что требовали самые изученные и высшие классы, называли «литературным». Это был высший термин, которым пользовались лишь немногие авторы.
Стабильность термина литература
С годами у разных народов Европы, Азии, Африки, Океании и позже Америки словесная литература приобрела необходимую стабильность. Теперь этот термин получил такие проявления, которые раньше считались мало сложными, уступая место даже местной литературе.
Характеристики литературы
Античность
Это напрямую связано с истоками самой литературы. Есть много теорий о том, какие были первые литературные творения. Тем не менее Эпос о Гильгамееш остается в первую очередь. Он написан на глиняных табличках, имеет шумерское происхождение и датируется примерно 2500 г. до н.э. С.
Оригинальность
Это качество напрямую связано с фантазией и литературными способностями автора. Это нормально видеть сотни работ, написанных на одну и ту же тему, но каждая из них покажет качества или характеристики своего автора. Таким образом, каждое литературное произведение уникально и имеет стиль, который идентифицирует писателя и напрямую связан с ним.
Пол
Разнообразие существующих текстов позже уступило место жанрам. Однако среди всех лирических, повествовательных и драматургических выделяется их большое разнообразие, о чем уже говорилось в предыдущих абзацах.
Литературные деятели
Каждое литературное выражение содержит литературных персонажей. Это позволяет повысить выразительность текстов. В свою очередь, использование этих ресурсов определяется коммуникативными возможностями писателя, а также его знанием и использованием языка.
Литературные деятели играют важную роль в таких жанрах, как поэзия, романы и эссе, поскольку они укрепляют дискурс. Эти цифры включают аллитерацию, звукоподражание или оксюморон, и это лишь некоторые из них.
Литературные направления
Понятие литературных течений возникает, чтобы охватить произведения, созданные в определенное время и имеющие особенности, которые связывают их друг с другом. Среди этих особенностей выделяются стиль, который использовался при их разработке, идеология их авторов, тема или исторический контекст, в котором они были разработаны, среди прочего.
Авангард, модернизм, магический реализм и сюрреализм выделяются среди новейших литературных течений.
Поэтическая функция
Символизм
Литературное произведение, как правило, представляет собой интерпретацию человеком определенного факта, и эта интерпретация обычно представляется коннотативным языком, поэтому у него будет столько же значений, сколько у читателей.
Кроме того, его основная смысловая нагрузка может быть сконцентрирована в небольших фрагментах текста, сценах, отрывках, которые могут выходить за пределы во времени. Например, борьба с ветряными мельницами в «Дон Кихоте»; или «Быть или не быть» из Гамлета.
Правдоподобие
Хотя они не всегда обращаются к реальным событиям, литературные тексты часто ссылаются на вымышленные события таким образом, что они кажутся возможными. Так и должно быть, особенно в повествовании.
Например в Путешествие к центру земли, Жюлем Верном, возникает факт, который не был доказан, но который многие считают правдой благодаря количеству опубликованных научных данных.
Последнее именно способствует правдоподобию (сходству с реальностью) историй: в действительности используются веские аргументы.
Эмоциональность
Форма и ресурсы, которые показаны в тексте, указывают на то, что читатель вовлечен в чтение таким образом, что он «живет» в мире, созданном автором, и «чувствует» то, что вовлеченные персонажи испытывают на протяжении всего история.
Этому способствует и язык, потому что есть много слов, связанных с человеческими ощущениями и / или эмоциями: тепло, холод, головокружение, страх, любопытство и т. Д.
Литература как искусство
По большей части, эти стихи (обычно в стихах) были разработаны, чтобы быть посвященными богам или как панихида павшим героям или королям. Следовательно, их торжественность и религиозность придали им это художественное качество.
В настоящее время преобладает эта художественная характеристика литературы. Фактически, это не может быть связано только с поэзией, эссе или романом, но каждый созданный текст может считаться искусством, если его подготовка ориентирована на совершенство.
Виды литературы
Среди существующих видов литературы выделяются следующие:
Устная литература
Он самый древний и напрямую связан с народными верованиями. Посредством этого жители передавали свои знания и обычаи своим согражданам через истории, легенды и мифы.
Письменная литература
Это прибыло примерно в 3000 г. C, в Месопотамии. Сначала он был проявлен на глиняных табличках, стенах и камнях, затем на папирусе, а затем на бумаге и электронных носителях. Он включает в себя большое количество литературных жанров.
Научно-фантастическая литература
Эта литература является частью повествовательного жанра, и в нее писатель включает факты из повседневной реальности или вымышленные. Часто бывает, что создатели этого литературного жанра опережают время и приходят к описанию событий, которые потом происходят. Яркий случай представляет Жюль Верн и его работы.
Художественная литература
Этот тип литературы также относится к жанру повествования, но только в том, что касается реальных или свидетельских событий. Обычно они используются при разработке традиционных романов, а также рассказов. События, включенные в эти тексты, можно проверить, что придает большую достоверность работе.
Фантастическая литература
Обычно в нем представлены факты и сверхъестественные существа, которые могут развиваться в известном или изобретенном мире. В этом типе текстов, относящихся к повествовательному жанру (хотя их можно увидеть и в поэзии), писатель выступает в роли бога-творца событий, существ и вещей.
Литературные жанры
В нем определяется, что литературные жанры различаются на повествовательные, лирические и драматические.
Рассказы
Во времена Аристотеля он был известен как эпический жанр. В то время он пересказывал легендарные события (выдуманные или реальные), которые он сочетал с повествованием, диалогами и описаниями.
В настоящее время повествование характеризуется как письменная категория, в которой рассказчик представляет факты в форме прозы. В свою очередь, он имеет несколько поджанров, таких как роман или рассказ.
Текст песни
Это жанр стихотворения, форма выражения, в которой эмоциональное значение приобретает символическое значение. Способ самовыражения автора обычно имеет больший вес, чем сами факты, поскольку он полагается на различные литературные ресурсы для украшения письма.
Драматический
Согласно Аристотелю, этот литературный жанр был охвачен трагедией, комедией, драмой и мелодрамой. В настоящее время добавлены другие поджанры, такие как фарс, трагикомедия или дидактическое произведение.
Случай дидактического жанра
Функции литературы
Эстетическая функция
Этот аспект относится к красоте, которую автор может развить в тексте. Это качество обычно является самым главным достоинством работы.
Социальная функция
Это относится к тому факту, что литературные тексты обычно служат свидетельством исторических событий, идеалов и выдающихся персонажей в разное время, когда они создавались.
Культурная функция
Эта функция относится к тому факту, что литература служит мостом для передачи знаний, обычаев и культуры народов.
Музыкальная функция
Хотя это звучит нелепо, в литературе есть ряд элементов, которые при правильной организации порождают музыкальность. Когда это достигается, это вызывает приятные ощущения у тех, кто ценит текст.
Эта функция типична не только для поэзии, но ее можно увидеть в любом жанре, для чего необходимо хорошее владение писателем языком и его ресурсами.
Аффективная функция
Это относится к эмоциональности, которую писатель может достичь при написании текста. Все будет зависеть от качеств, которыми обладает автор, от того, насколько хорошо он владеет предметом и языком.
Символическая функция
Этот раздел относится к конкретному сообщению, которое автор хочет передать, используя символы для его усиления. Эта функция напрямую связана с поэтикой, поэтому литературные деятели играют в ней важную роль.
Функция уклонения
Это относится к тому факту, что и автор, когда пишет, и читатель, который интерпретирует или слушает литературное произведение, когда оно рассказывается, могут уйти от реальности, в которой они живут. Да, литературные произведения служат для того, чтобы на мгновение уклониться от переживаемых ситуаций.
Функция фиксации
Эта функция относится к роли, которую играет автор при написании произведения, и его ответственности перед читателями и рассказом. Вы должны понимать, что в каждом литературном произведении есть послание, которое окажет влияние на тех, кто его прочитает, как к лучшему, так и к худшему. В этом заключается важность обязательств, которые автор берет на себя при его создании.