Что такое письменная речь и устная речь в пословице
Пословицы о речи устной и письменной
Ежедневно люди общаются друг с другом посредством речи, устной и письменной. Мы разговариваем, жестикулируем, пишем СМС-сообщения, комментарии в социальных сетях. Существует определение, что речь — это язык в действии. И эти два понятия тесно связаны между собой в русских народных пословицах. Самые емкие и меткие пословицы, в которых говорится о письменной и устной речи, мы собрали на данной страничке.
Источниками для вдохновения стали, как и всегда, сборники пословиц (Даль В.И. «Пословицы русского народа», А. М. Жигулев. «Русские народные пословицы и поговорки», О. Д. Ушакова. «Словарик школьника. Пословицы, поговорки, крылатые выражения»)
Пословицы про письменную речь
Что написано пером, того не вырубишь и топором.
Видна птица по перьям, а человек по речам.
Какова голова, такова и речь.
Лучше печатного не скажешь.
Бумага терпит, перо пишет.
Пишут не пером, а умом.
Пиши всяко лыко в строку.
Написанное не пропадает.
Писать-то пишу, а читать в лавочку ношу.
Живое слово дороже мертвой буквы.
Быть по-сказанному как по-писаному.
Пословицы о письменной речи и чтении
Не на пользу книги читать, коль одни вершки глотать.
Кто много читает, тот много знает.
Не всякий, кто читает, в чтении силу знает.
Читает — летает, да ничего не понимает.
При нас читано, да не при нас писано.
Не дочитав сказки, не бросай указки.
Много читает, а дела не знает.
От доски до доски прочел.
Эко диво: поглядишь — чистенько; погладишь — гладехонько, а станешь читать — везде задевается.
Не много читай, да много разумей.
Вчитайся хорошенько — слюбится.
Есть и читать вместе — память проглотить.
Худая грамота — человеку пагуба.
Лучше печатного не скажешь.
Кто грамоте горазд, тому не пропасть.
Грамоте учиться — всегда пригодится.
Без грамоты, как без свечки в потемках.
Грамота — второй язык.
Грамота — не болезнь, годы не уносит.
Ложка нужна, чтобы суп хлебать, а грамота, чтобы знания черпать.
Не красна книга письмом, красна умом.
Испокон веков книга растит человека.
Книга поможет в труде, выручит и в беде.
Книга подобна воде, дорогу пробьет везде.
Хорошая книга ярче звездочки светит.
Книга твой друг, без нее, как без рук.
Одна книга тысячи людей учит.
С книгами знаться — ума набраться.
Книга в деревне — что окно в избе.
Ум без книги, что птица без крыльев.
С книгой жить — век не тужить.
Книги читать — не в ладоши играть.
Книги читай, а дела не забывай.
Книга книгой, а своим умом двигай.
Хороша книга, да чтец плох.
Книга хороша, да начетчики плохи.
Учился читать да писать, а научился петь да плясать.
Азбука — к мудрости ступенька.
Сперва аз да буки, а там и науки.
Азбуки не знает, а читать садится.
Смотрит в книгу, а видит фигу.
Написал как курица набродила.
Пословицы об устной речи и слушании
Умные речи приятно и слушать.
Умные речи и в потёмках слышно.
Пустые речи и слушать неча.
Хорошую речь хорошо и слушать.
Людских речей не переслушаешь.
Кто говорит, тот сеет; кто слушает — собирает (пожинает).
Сижу у печи да слушаю людские речи.
Поменьше говори, побольше услышишь.
Слушай больше, а говори меньше.
Говорит день до вечера, а слушать нечего.
Хорошую речь хорошо и слушать. Красную речь красно и слушать.
Говорит красиво, да слушать тоскливо.
Хлеб-соль кушай, а умные речи слушай.
Короткую речь слушать хорошо, под долгую речь думать хорошо.
Глупым словам — глухое ухо.
Всех речей не переслушаешь.
Красна речь слушаньем, а беседа смиреньем.
Красную речь красно и слушать.
Мало говори, больше услышишь.
Мелет день до вечера, а послушать нечего.
Сам поет — сам слушает.
Пословицы, в которых говорится об устной речи
На словах густо, а в голове пусто.
Язык мой, а речи не свои говорю.
Речь вести — не лапти плести.
По речи узнают человека.
Говорит, как по писаному.
Можно много сказать и в короткой речи.
Слово не воробей: вылетит — не поймаешь.
С умным разговориться, что мёду напиться.
От учтивых слов язык не отсохнет.
Лошади узнают друг друга по ржанию, а люди — по разговору.
Кто, не подумав, говорит, тот вечно вздор творит.
Речи, как снег, а дела, как сажа.
Речь вести — не лапти плести.
Не годится к страже вор, а дурак — на разговор.
На что вороне большие разговоры, знай ворона свое «кра».
С тобой разговориться, что меду напиться.
До россказней охотник — плохой работник,
Кто, не подумав, говорит, тот вечно вздор творит.
Кто много говорит, тот мало делает.
Говорить — не работать, торопиться не надо.
Все мы говорим, да не все по-говореному выходит.
Говорит прямо, а делает криво.
Кто мало говорит, тот больше делает.
Чье правое дело, тот говорит смело!
Говорит, как река льется.
Лишнее говорить, себе вредить.
Без языка и колокол нем.
Язык до Киева доведёт.
Востёр язык, да дурной голове достался.
Язык без костей, работает и на хозяина и на гостей.
Мельница мелет — мука будет, язык мелет — беда будет.
Держи собаку на цепи, а язык — на семи.
Дай волю языку, скажет то, чего и не знает.
Язык везде достанет.
Язык мой — враг мой, прежде ума рыщет.
Язык говорит, а голова и не ведает.
Лучше ногою запнуться, чем языком.
Не давай воли языку во хмелю, в беседе и в гневе.
У дурака, что на уме, то и на языке.
Языком мели, а руками не разводи.
Язык ворочается, говорить хочется.
Язык мягок: что хочет, то и лопочет.
Язык мап, да горами качает.
К старости зубы тупее, а язык острее.
Ветры горы разрушают — слово народы подымает.
Выпустил словечко — не догонишь и на крылечке.
Где много слов, там мало правды.
Доброе слово железные ворота отопрет.
Не давши слова — крепись, а давши —держись.
Осла узнаешь по ушам, а дурака — по словам.
Сказанное слово — серебряное, а несказанное — золотое.
Слово крепче печати.
Блюди хлеб на обед, а слово на ответ.
Выпустил словечко — не догонишь и на крылечке.
Глупые речи — что пыль на ветру.
Кстати промолчать — что большое слово сказать.
Доброе молчанье лучше пустого бормотанья.
Молчание — золотое словечко.
Слово — серебро, молчание — золото.
Умей сказать, умей и смолчать.
Не все ворчать, надо и помолчать.
Беседа дорогу коротает.
Всех речей не переслушаешь.
Говорит по секрету, а выйдет по всему свету.
Долго думал, да хорошо сказал.
Красно поле пшеном, а беседа — умом.
Не бросай слова на ветер.
Не все сказывай, что помнится.
Сам поет соловьем, не зная о чем.
Русские пословицы об устной и письменной речи.
Ежедневно люди общаются друг с другом посредством речи, устной и письменной. Мы разговариваем, жестикулируем, пишем СМС-сообщения, комментарии в социальных сетях. Существует определение, что речь — это язык в действии. И эти два понятия тесно связаны между собой в русских народных пословицах.
Источниками для вдохновения стали, как и всегда, сборники пословиц (Даль В.И. «Пословицы русского народа», А. М. Жигулев. «Русские народные пословицы и поговорки», О. Д. Ушакова. «Словарик школьника. Пословицы, поговорки, крылатые выражения»)
Пословицы про письменную речь
Что написано пером, того не вырубишь и топором. Видна птица по перьям, а человек по речам. Какова голова, такова и речь. Лучше печатного не скажешь. Бумага терпит, перо пишет. Пишут не пером, а умом. Пиши всяко лыко в строку. Написанное не пропадает. Писать-то пишу, а читать в лавочку ношу. Живое слово дороже мертвой буквы. Быть по-сказанному как по-писаному.
Пословицы о письменной речи и чтении
Не на пользу книги читать, коль одни вершки глотать. Кто много читает, тот много знает. Не всякий, кто читает, в чтении силу знает. Читает — летает, да ничего не понимает. При нас читано, да не при нас писано. Не дочитав сказки, не бросай указки. Много читает, а дела не знает. От доски до доски прочел. Эко диво: поглядишь — чистенько; погладишь — гладехонько, а станешь читать — везде задевается. Не много читай, да много разумей. Вчитайся хорошенько — слюбится. Есть и читать вместе — память проглотить.
Худая грамота — человеку пагуба. Лучше печатного не скажешь. Кто грамоте горазд, тому не пропасть. Грамоте учиться — всегда пригодится. Без грамоты, как без свечки в потемках. Грамота — второй язык. Грамота — не болезнь, годы не уносит. Ложка нужна, чтобы суп хлебать, а грамота, чтобы знания черпать.
Не красна книга письмом, красна умом. Испокон веков книга растит человека. Книга поможет в труде, выручит и в беде. Книга подобна воде, дорогу пробьет везде. Хорошая книга ярче звездочки светит. Книга твой друг, без нее, как без рук. Одна книга тысячи людей учит. С книгами знаться — ума набраться. Книга в деревне — что окно в избе. Ум без книги, что птица без крыльев. С книгой жить — век не тужить. Книги читать — не в ладоши играть. Книги читай, а дела не забывай. Книга книгой, а своим умом двигай. Хороша книга, да чтец плох. Книга хороша, да начетчики плохи. Учился читать да писать, а научился петь да плясать.
Азбука — к мудрости ступенька. Сперва аз да буки, а там и науки. Азбуки не знает, а читать садится. Смотрит в книгу, а видит фигу. Написал как курица набродила.
Пословицы об устной речи и слушании
Умные речи приятно и слушать. Умные речи и в потёмках слышно. Пустые речи и слушать неча. Хорошую речь хорошо и слушать. Людских речей не переслушаешь. Кто говорит, тот сеет; кто слушает — собирает (пожинает). Сижу у печи да слушаю людские речи. Поменьше говори, побольше услышишь. Слушай больше, а говори меньше. Говорит день до вечера, а слушать нечего. Хорошую речь хорошо и слушать. Красную речь красно и слушать. Говорит красиво, да слушать тоскливо. Хлеб-соль кушай, а умные речи слушай. Короткую речь слушать хорошо, под долгую речь думать хорошо. Глупым словам — глухое ухо. Всех речей не переслушаешь. Красна речь слушаньем, а беседа смиреньем. Красную речь красно и слушать. Мало говори, больше услышишь. Мелет день до вечера, а послушать нечего. Сам поет — сам слушает.
Пословицы, в которых говорится об устной речи
На словах густо, а в голове пусто. Язык мой, а речи не свои говорю. Речь вести — не лапти плести. По речи узнают человека. Говорит, как по писаному. Можно много сказать и в короткой речи. Слово не воробей: вылетит — не поймаешь. С умным разговориться, что мёду напиться. От учтивых слов язык не отсохнет. Лошади узнают друг друга по ржанию, а люди — по разговору. Кто, не подумав, говорит, тот вечно вздор творит.
Речи, как снег, а дела, как сажа. Речь вести — не лапти плести. Не годится к страже вор, а дурак — на разговор. На что вороне большие разговоры, знай ворона свое «кра». С тобой разговориться, что меду напиться. До россказней охотник — плохой работник, Кто, не подумав, говорит, тот вечно вздор творит. Кто много говорит, тот мало делает. Говорить — не работать, торопиться не надо. Все мы говорим, да не все по-говореному выходит. Говорит прямо, а делает криво. Кто мало говорит, тот больше делает. Чье правое дело, тот говорит смело! Говорит, как река льется. Лишнее говорить, себе вредить.
Без языка и колокол нем. Язык до Киева доведёт. Востёр язык, да дурной голове достался. Язык без костей, работает и на хозяина и на гостей. Мельница мелет — мука будет, язык мелет — беда будет. Держи собаку на цепи, а язык — на семи. Дай волю языку, скажет то, чего и не знает. Язык везде достанет. Язык мой — враг мой, прежде ума рыщет. Язык говорит, а голова и не ведает. Лучше ногою запнуться, чем языком. Не давай воли языку во хмелю, в беседе и в гневе. У дурака, что на уме, то и на языке. Языком мели, а руками не разводи. Язык ворочается, говорить хочется. Язык мягок: что хочет, то и лопочет. Язык мал, да горами качает. К старости зубы тупее, а язык острее.
Ветры горы разрушают — слово народы подымает. Выпустил словечко — не догонишь и на крылечке. Где много слов, там мало правды. Доброе слово железные ворота отопрет. Не давши слова — крепись, а давши —держись. Осла узнаешь по ушам, а дурака — по словам. Сказанное слово — серебряное, а несказанное — золотое. Слово крепче печати. Блюди хлеб на обед, а слово на ответ.
Выпустил словечко — не догонишь и на крылечке. Глупые речи — что пыль на ветру. Кстати промолчать — что большое слово сказать. Доброе молчанье лучше пустого бормотанья. Молчание — золотое словечко. Слово — серебро, молчание — золото. Умей сказать, умей и смолчать. Не все ворчать, надо и помолчать.
Ладыженская Т. А. 5 класс. Учебник №1, упр. 6, с. 6
Май 19
Ладыженская Т. А. 5 класс. Учебник №1, упр. 6, с. 6
6. В каких пословицах (поговорках) русского народа говорится: 1) об устной речи и слушании; 2) о письменной речи и чтении? Объясните смысл пословицы, которая особенно вам понравилась.
1. Что написано пером, того не вырубишь и топором. 2. Хорошую речь хорошо и слушать. 3. Слово не воробей: вылетит — не поймаешь. 4. Хлеб-соль кушай, а умные речи слушай. 5. С умным разговориться что мёду напиться. 6. Не на пользу книги читать, коль одни вершки глотать. 7. От учтивых слов язык не отсохнет.
1) Об устной речи и слушании: 2. Хорошую речь хорошо и слушать. 3. Слово не воробей: вылетит — не поймаешь. 4. Хлеб-соль кушай, а умные речи слушай. 5. С умным разговориться что мёду напиться. 7. От учтивых слов язык не отсохнет.
2) О письменной речи и чтении: 1. Что написано пером, того не вырубишь и топором. 6. Не на пользу книги читать, коль одни вершки глотать.
Что написано пером, того не вырубишь топором. Если написанное стало известно, то этого уже не изменишь, не исправишь. Говорят, когда придают большое значение тому, что написано.
Хорошую речь хорошо и слушать. Пословица говорит о том, что люди, умеющие правильно и корректно выражать мысли могут привлечь внимание людей. Необходимо обладать большим лексическим запасом, правильно поставленным голосом и речью.
Слово не воробей: вылетит — не поймаешь. Сказанные, произнесённые слова не возьмёшь обратно. Говорится в качестве предупреждения против необдуманных высказываний, а также когда сожалеют о том, что было произнесено.
Хлеб-соль кушай, а умные речи слушай. Своим делом занимайся, а к умным словам прислушивайся.
С умным разговориться что мёду напиться. Разговаривая с умным человеком, получаешь истинное удовольствие.
Не на пользу книги читать, коль одни вершки глотать. Если читать книги поверхностно, частями, не вдумываясь в смысл, то впечатлений и пищи для дальнейших размышлений литература не оставит совсем.
От учтивых слов язык не отсохнет. Никому несложно быть вежливым, говорить добрые слова.
Пословицы о письменной речи
Народная мудрость — часть нашей культуры, охватывающая все сферы жизни: от нравственных ценностей и семьи до внешнего вида человека. Многие народные изречения начинают изучать еще в детском садике, а вот пословицы о письменной речи особенно актуальны для первоклашек. Ведь они не просто знакомят детей с фольклором, но еще и помогают осознать важность обучения грамоте. Сколько полезной информации ребенок сможет узнать о том, что бумага все стерпит, ей можно излить все страдания и переживания, вдобавок она запоминает даже то, что наша память имеет свойство забывать. Кроме того, с помощью поговорок о письменной речи ребята развивают абстрактное и образное мышление, поскольку смысл мудрых высказываний не лежит на поверхности — его вначале нужно попытаться разгадать. В конечном итоге ребенок и говорить начинает красиво, а что еще важнее, учится думать самостоятельно.
Ниже представлена большая коллекция пословиц, в которых говорится о письменной речи — надеемся, вы найдете им правильное применение!
Что написано пером, не вырубишь топором.
Плохой карандаш лучше хорошей памяти.
Написанное остаётся, сказанное забывается.
Письмо не товарищ, а правду сказывает.
Сказанное слово было да нет, а написанное живёт целый век.
Чем 10 раз читать, лучше один раз записать.
Пишут не пером, а умом.
Лучше печатного не скажешь.
Бумага терпит, перо пишет.
Пиши всяко лыко в строку.
Написанное не пропадает.
Написал, как курица набродила.
Чем десять раз читать, лучше один раз записать.
Карандаш — чтобы писать, а молот — чтобы ковать.
В солдатской жизни письмо сердце греет.
Напишешь пером, что не вывезешь волом.
От хорошего человека остается доброе имя, от ученого — письмена.
На кончике пера — сила меча.
Перо страшно не у гусака, а у дьяка.
Слово — ветер, а бумага — грунт.
Черные буквы красные дни приносят.
Не красны сказки письмом, а красны смыслом.
Перо пишет, а ум водит.
Тому будет всегда счастливо, кто пишет нельстиво.
Письменная и устная речь — что это такое и отличия
С раннего детства человека начинают обучать сначала устной, а затем и письменной речи. Знать особенности каждого из этих видов полезно, чтобы понимать тонкости. Первоначально о существовании письма, как способа выражения собственных мыслей, не знали. Причина в том, что люди не имели способов выражения на бумаге или любой другой твердой поверхности. С появлением букв или символов, возникла и письменная разновидности речи, которая стала также своеобразным способом сохранения информации. Не многие люди задумываются над тем, что разница между этими способами общения заключается не только в применяемых для этого средствах, но и имеет ряд дополнительных отличий, которые позволяют специалистам работать над улучшением каждой разновидности речи.
Определение понятий
Письменная речь представляет собой способ общения, выражающийся в изложении своих мыслей и знаний с помощью элементов письменного языка. Служит она для того чтобы человек смог сохранить, передать, а также закрепить имеющуюся у него информацию. Используется этот вид речи в письмах, которые могут быть личными, деловыми, книгах различного жанра, документах.
Под устной речью принято понимать форму языка, выражаемую в произношении слов и предложений. Общение с применением этой разновидности общения может происходить при непосредственном контакте между людьми (пример — беседа). Слова можно произносить и опосредованно, когда собеседники не видят друг друга (пример – телефонный разговор).
Сравнение
Для лучшего понимания, что же представляют собой речь письменная и устная, нужно провести масштабное сравнение этих двух форм между собой. Первое, на что следует обратить внимание – развернутость. Речь, которая выражается в письменной форме, контекстная. Вся необходимая информация предоставляется человеку в виде готового текста. Речь в этом случае может быть обращена к определенной личности или абстрактному читателю с большей степенью вероятности незнакомому для того, кто написал текст. Во втором случае описание приводится максимально простым, но подробным языком, так как задачей является сделать так, чтобы суть сказанного стала понятна любому человеку. Письменная речь предстает в более развернутом виде, чем устная. В ней наиболее полно и подробно раскрываются все существенные, значимые и ценные моменты, описываются подробности, особенности и нюансы, которые остаются за пределами, когда люди общаются с помощью слов и предложений.
Если инструментом для общения выбирается устная речь, то собеседники выбирают вариант личного общения, который подходит каждому из них в равной степени. Используются понятные слова и выражения, исключаются обороты и формы, которые могут вызвать непонимание или способны исказить суть того, о чем идет речь.
Применяемые средства также являются предметом для сравнения этих двух разновидностей речи. Отличие письменной речи от устной: писатель не может воздействовать на читателя. В момент проговаривания текста человек может использовать интонации и жесты. Письменная речь может пользоваться только знаками препинания, чтобы выделить самые важные или значимые места. Также можно изменять написание шрифта. Это позволяет сделать текст наиболее привлекательным и приятным визуально.
Устная речь дополняется мимикой, можно следить за выражением глаз, чтобы уловить истинную суть того, что хочет сказать собеседник. В процессе разговора даже пауза может быть источником информации и многозначительным посланием.
Особенности построения – еще один момент, который требует сравнения. Если выбрана форма письма, то построение предложений должно быть простым. Смысл сказанного необходимо донести до всех. Особенность состоит в том, что пояснить написанное будет невозможно. К письменной речи предъявляются дополнительные требования, такие как грамотная орфография и соблюдение правил пунктуации, синтаксиса. Возможность обдумывания – еще одна составляющая, которую можно сравнить: если выбрана письменная речь, то содержание является зоной ответственности автора. Устная речь открывает возможности для споров и обсуждений.
Выводы
Для общения можно выбирать любые формы речи. Как в письменной, так и в устной присутствуют свои плюсы и минусы, которые нужно принимать во внимание, чтобы процесс изложения стал приятным. Важно следить за тем, чтобы смысл сказанного стал понятным для всех участников беседы. Особенности письменной формы позволяют не только передавать знания и накопленную информацию другим людям, но и сохранять определенные сведения на длительное время. В случае с устной формой открывается возможность для прямого общения с людьми. В процессе присутствуют живые эмоции, которые способны внести в беседу новые краски.