Что такое письменность 5 класс родной язык

История возникновения письменности. 5 класс

Конспект урока родного русского языка. 5 класс

Просмотр содержимого документа
«История возникновения письменности. 5 класс»

Цель урока: познакомить учащихся с историей возникновения славянской письменности и алфавита.

сформировать представление об особенностях русского алфавита;

способствовать развитию практического навыка использования алфавита через творческие задания;

пробудить интерес к истории возникновения русской письменности и книг через знакомство с интересными фактами.

расширить представление учащихся о появлении письменности;

развить интересы учащихся к возникновению письменности.

В прошлом веке люди слышали колокольный звон. Он мог быть сигналом радостных событий или сигналом тревоги.

Сигналы в жизни людей значат очень много. У древних греков была даже легенда о трагедии, происшедшей из-за неправильного сигнала.

Давным-давно на острове Крит жило чудовище, наполовину человек, наполовину бык. Его звали Минотавр. Каждые девять лет греки должны были посылать ему страшную дань – семь юношей и семь девушек, которых он пожирал. Никто не мог победить Минотавра. И никто не мог от него спастись. Жил Минотавр в лабиринте, в котором были такие запутанные коридоры и переходы, что выйти из него были было невозможно. (Теперь слово лабиринт обозначает то, в чем легко запутаться, откуда трудно найти выход). И вот отважный юноша по имени Тесей решил избавить людей от Минотавра он снарядил корабль для отплытия на Крит на корабле были разные паруса: одни чёрные, а другие белые. Перед тем как отплыть на Крит, Тесей условился со своим отцом так. Цвет парусов, под которым корабль вернётся из плавания, будет сигналом победы или гибели.

И вот сильный, умный и отважный Тесей победил Минотавра, благополучно выбрался из лабиринта и отправился в обратный путь. Он был так счастлив, одержав победу, что совсем забыл об уговоре с отцом, а тот целыми днями стоял на берегу, всматриваясь в морскую даль, что совсем забыл об уговоре с отцом. И вот счастливый Тесей приблизился к родным берегам. Но …его корабль шёл под парусами, обозначающими поражение и гибель. Увидев издали корабль, и, разглядев его паруса, отец бросился со скалы в море и погиб.

Мотивация к учебной деятельности

Когда-то народы были бесписьменными. Кое-где такие народы существует и в наше время. Как же они обходились без письменности. У каждого народа есть свои сигналы – символы. Символы без слов обозначают, запрещают или разрешают что-либо.

Отгадайте, что обозначают эти символы?

Что такое письменность 5 класс родной язык. Смотреть фото Что такое письменность 5 класс родной язык. Смотреть картинку Что такое письменность 5 класс родной язык. Картинка про Что такое письменность 5 класс родной язык. Фото Что такое письменность 5 класс родной язык

Что такое письменность 5 класс родной язык. Смотреть фото Что такое письменность 5 класс родной язык. Смотреть картинку Что такое письменность 5 класс родной язык. Картинка про Что такое письменность 5 класс родной язык. Фото Что такое письменность 5 класс родной язык

Что такое письменность 5 класс родной язык. Смотреть фото Что такое письменность 5 класс родной язык. Смотреть картинку Что такое письменность 5 класс родной язык. Картинка про Что такое письменность 5 класс родной язык. Фото Что такое письменность 5 класс родной язык

Что такое письменность 5 класс родной язык. Смотреть фото Что такое письменность 5 класс родной язык. Смотреть картинку Что такое письменность 5 класс родной язык. Картинка про Что такое письменность 5 класс родной язык. Фото Что такое письменность 5 класс родной язык

Но если мы понимаем, что обозначают эти символы, то почему возникла необходимость появления письменности?

Наилучший способ сохранения информации и передачи исторических знаний – это письменность. Поэтому такую ценность для ученых имеют письменные источники.

Какие письменные источники вы знаете?

а) символ Олимпийских игр;

в) сигнал опасности;

г) движение по кругу.

— Для сохранения информации.

— Хроники, грамоты, договоры, указы, дневники, летописи.

Формулировка темы и цели урока

Изучение нового материала.

. Стр. 10-11. Лингвистические заметки.

Прочитайте текст и отметьте на полях с помощью значков:

«?» – «не понял, есть вопросы»

В 863 в жизни славян произошло важное событие. Два учёных монаха, Кирилл и Мефодий, (из жизнеописаний святых Кирилла и Мефодия мы узнаем, что братья были родом из македонского города Солуни. Теперь этот город называется Салоники) по заданию моравского князя Ростислава составили славянский алфавит, перевели много книг с помощью него. Первыми же были переведены “Апостол и Евангелие”.

И вот в 16 веке создал Иван Федоров такой станок, где книги можно было печатать. 19 апреля 1564 года была напечатана первая книга.

Славянский алфавит просуществовал на Руси неизменным более семи столетий. Его создатели постарались, чтобы каждая буква первой русской азбуки была простой и чёткой, лёгкой для письма. Они помнили о том, что буквы должны быть красивыми, чтобы человек, впервые их увидевший, сразу захотел овладеть письмом. Алфавит Кирилла и Мефодия поражает нас простотой и удобством.

Кириллица просуществовала практически без изменения до времен Петра Великого, при котором были внесены изменения в начертания некоторых букв, а одиннадцать букв были исключены из алфавита. Новый алфавит стал проще и более приспособлен к печатанию различных гражданских деловых бумаг. Он так и получил название “гражданский”.

Во второй половине 18 столетия русский алфавит пополнился новыми буквами, которых не было прежде в славянской азбуке. Это буквы “э”, “я”, “и-краткое”, “е”.

В начале 20 века снова понадобилось упростить русский алфавит и правописание. Такую реформу провели в 1918 году. Указом Наркома просвещения упразднились буквы “и-десятеричное”, “ять”, “фита”, “ижица”, “ер” на конце слов.

И каждый человек, изучающий русский язык, должен знать и бережно хранить в своей памяти имена Кирилла и Мефодия, первых славянских просветителей.

Источник

План-конспект урока по родному языку в 5 классе. Тема:»История появления письменности на Руси. Кирилл и Мефодий—создатели первой славянской азбуки.

План-конспект урока по родному языку в 5 классе.

Тема:»История появления письменности на Руси.

Кирилл и Мефодий—создатели первой славянской азбуки.

Цели: прививать детям любовь к родному слову, родному языку, отечественной истории.

Задача урока: ознакомить учащихся с истоками создания славянской азбуки и ее создателями.

Учитель. Дорогие ребята!

24 мая весь наш народ отмечает Праздник славянской письменности и культуры.

В России впервые этот день отметили в 1992 году. В этот день в Москве на Славянской площади был открыт памятник Кириллу и Мефодию.

Сегодня мы услышим историю появления праздника День славянской письменности и культуры, узнаем о создателях первой славянской азбуки.

Каждый год 24 мая на Русскую землю приходит праздник весны – юный и древний – День славянской письменности и культуры. В этот день мы вспоминаем создателей славянского алфавита, великих просветителей Кирилла и Мефодия. Они причислены к лику святых, их почитают равными апостолам, ученикам Иисуса Христа, ставят памятники. Посмотрите на слайд. В центре нашей столицы, в Москве на Славянской площади, установлен памятник Кириллу и Мефодию скульптора Клыкова Вячеслава Михайловича.

3. Выходят подготовленные чтецы

По широкой Руси – нашей матушке

Колокольный звон разливается.

Ныне братья святые Кирилл и Мефодий

За труды свои прославляются.

Все народы, что пишут кириллицей,

Что зовутся издревле славянскими,

Славят подвиг первоучителей,

Христианских своих просветителей.

Я видел торжество во славу Языка

И лики мудрецов над волнами народа.

И букву «Аз» несла могучая река.

И в сердце у меня рождалась эта ода.

И ленты улиц, и арены площадей –

Всё радостно текло, плескалось и сияло!

Весёлые глаза танцующих людей

Рассыпали вокруг дыханье карнавала.

Высокий лад царил в движеньях и речах,

Вздымая древних лиц вершины снеговые.

Я много празднеств знал и вынес на плечах,

Но праздник Слова был передо мной впервые!

Был строен Алфавит. И буквиц череда

Парила над землёй, как брошенные зёрна.

И я благословил безумие труда

За рукотворный ключ к стезе нерукотворной.

А люди шли и шли. А праздник плыл и плыл.

И солнце поперёк лежало полосами.

Вновь разума корабль Мефодий и Кирилл

Творили, и вели, и были парусами.

Но если вдруг народ язык свой обронит,

Рассыплет впопыхах средь торга мирового!

Тогда напрасно всё! Ни воля, ни гранит

И всё, чем жил народ, навек укроет тьма,

Чтоб мир судил о нём по домыслам и сплетням…

Гордись, страна! Ни плена, ни ярма

Не ведал твой язык в пути тысячелетнем.

Сегодня День славянской письменности и культуры празднуется во всех славянских странах. В этот день вспоминают братьев славных, равноапостольных Кирилла и Мефодия в Белоруссии, Македонии, Польше, Чехии и Словакии. Хвалят братьев премудрых в Болгарии, Украине, Хорватии, Сербии.

Братья Кирилл и Мефодий принесли на земли славян свет письменности и знаний. Произошло это в 863 году.

1 ученик: Это было в Византии, в 1Х веке. На берегу теплого моря стоит город Солунь (сейчас это город Салоники в Греции). В семье знатного византийского военачальника родились в 820 году сын Мефодий, а в 827 году – Константин. Отец братьев был греком, а мать – славянкой. Она всегда говорила с детьми на родном славянском языке.

2 ученик: Получив образование в родном городе, Мефодий 10 лет прослужил военачальником в одной из славянских провинций Византии. Оставив военную и административную службу, Мефодий неожиданно уходит в монастырь.

3 ученик: Еще более ярко начиналась жизнь Константина. С 8 лет он обучался при дворе императора Михаила 111. Под руководством опытных учителей и наставников он быстро овладел многими науками, а также многими языками: латинским, сирийским, славянским, арабским, еврейским, и другими. Константин был одним из лучших учеников. Перед молодым человеком открывалась блестящая карьера. Но всем заманчивым предложениям он предпочел скромную и почетную должность библиотекаря при патриаршем хранилище книг.

4 ученик: Одновременно он становился секретарем патриарха. Работая в библиотеке, Константин постоянно пополнял свои знания, сравнивая один язык с другим. Затем он ушел в монастырь и при принятии монашества получил имя Кирилл.

Однажды прибыли в Византию послы Моравского княжества (Западнославянское государство в 1Х –Х веках, находилось на территории нынешней Чехии), от правителя своего пришли с просьбой о создании славянской азбуки.

Учитель. И приступил Кирилл к созданию славянской азбуки, всего получилось 43 буквы. Часть их была взята из греческого алфавита, а остальные были специально придуманы для передачи славянской речи. Первым помощником Кирилла был его старший брат Мефодий, он быстро освоил новый алфавит и приступил к переводу церковных книг на язык славян.

Учитель: Ребята, а сейчас откройте учебник «Русский родной язык», на странице 12. Я предлагаю выполнить упражнение №10. Внимательно прочитайте текст. Найдите фрагмент, содержащий информацию о том, как записывали свою речь славяне до 2-й половины 9 века.

Ответьте на вопросы:

1. Почему князь Ростислав просил византийского императора прислать в Моравию проповедников?

2. На какой язык переводили Константин Философ и Мефодий богослужебные книги?

3. Святых равноапостольных Кирилла и Мефодия называют просветителями славян, учителями словенскими. Как вы думаете, почему?

Учитель. Азбука, составленная Кириллом, носит название – глаголица. Впоследствии буквам алфавита придали форму, более похожую на греческое письмо. Некоторое время славяне использовали обе азбуки, но затем у болгар, сербов и русских, находившихся под церковным влиянием Византии, глаголица вышла из употребления.

1 ученик. Более новую славянскую азбуку составили последователи Кирилла и Мефодия и назвали кириллицей в честь Кирилла. От кириллицы и происходит наш русский алфавит, а также украинский, белорусский, сербский и болгарский.

2 ученик. В этом алфавите было 43 буквы. Так в конце 1Х – начале Х века славянские народы получили свою письменность. Этим алфавитом пользовались до 18 века.

Учитель: Рассмотрим три первые буквы азбуки:

Буки (Букы) – «буквы, письмена»

Веди (веде) – « познал (от ведать – знать).

Аз буки веди – я знаю буквы.

Объединяются во фразы и все последующие буквы Азбуки:

Добро – «достояние, нажитое богатство»

Есть (есте) – 3 л.ед.ч. от глагола «быть».

Глагол добро есте: слово – это достояние.

Вот перед вами азбучное послание, текст которого составлен из букв славянского алфавита. Название каждой буквы несёт определённый смысл

Азъ буки веде. Глаголь добро есте. Живите зело, земля, и иже како люди мыслите нашъ онъ покои. Рцы слово твердо – укъ фъреть херъ. Цы, черве, шта ъра юсь яти!

Современный перевод послания:

Я знаю буквы. Письмо – это достояние. Трудитесь усердно, земляне, как подобает разумным людям – постигайте мироздание! Несите слово убеждённо – знание – дар Божий!. Дерзайте, вникайте, чтобы сущего свет постичь!

3 ученик: В 1708 году Петр 1 провел первую реформу (преобразование) русского языка. Он убрал из алфавита ряд букв, букв стало 38, упростил написание некоторых букв, ввел так называемый «гражданский шрифт».

4 ученик. Первой книгой, напечатанной новым шрифтом, стал учебник геометрии. И еще Петр 1 велел употреблять цифры для чисел. До Петра 1 писали надстрочный знак (титло) над буквами, который превращал букву в цифру.

1ученик. В то время на Руси учебников еще не было, обучение шло по церковным книгам, приходилось заучивать наизусть огромные тексты-псалмы (поучительные песнопения).

Учитель: Нелегко было в то время на Руси обучаться грамоте. Вот как об этом в своём стихотворении говорит Наталья Кончаловская:

В старину учились дети –

Их учил церковный дьяк.

Приходили на рассвете

И твердили буквы так:

А да Б- как Аз да Буки.

В –как Веди, Г – глаголь.

И учитель для науки

По субботам их порол.

Вот такой чудной вначале

Вот каким пером писали –

Очиняли им перо, если было не остро.

Трудно грамота давалась

Нашим предкам в старину.

А девицам полагалось

Обучались лишь мальчишки.

Дьяк с указкою в руке

Нараспев читал им книжки

На славянском языке.

За тысячу лет из нашего алфавита исчезло много букв, а появилось всего две: «й» и «ё». Их придумал в 18 веке русский писатель и историк Н.М.Карамзин.

Сравнительный анализ современного русского алфавита и кириллицы допетровской эпохи

Современный русский алфавит насчитывает 33 буквы. Если сопоставить кириллицу с современным русским алфавитом, можно получить интересную картину. Для наглядности обратимся к таблице.

Источник

Презентация к уроку родного (русского) языка в 5 классе на тему «Введение и распространение письменности на Руси. Кириллица «

Что такое письменность 5 класс родной язык. Смотреть фото Что такое письменность 5 класс родной язык. Смотреть картинку Что такое письменность 5 класс родной язык. Картинка про Что такое письменность 5 класс родной язык. Фото Что такое письменность 5 класс родной язык

Описание презентации по отдельным слайдам:

Русский алфавит. Введение и распространение письменности на Руси. Кириллица

Кирилл и Мефодий нам письменность дали, Позволили мысли свои выражать. Сегодня порой языка мы не знаем Хотя это то, с чего нужно начать. Давайте про корни свои не забудем. Культуру славянскую стоит нам чтить. Тогда образованней многих мы будем, И нам будет легче и радостней жить.

Что такое письменность 5 класс родной язык. Смотреть фото Что такое письменность 5 класс родной язык. Смотреть картинку Что такое письменность 5 класс родной язык. Картинка про Что такое письменность 5 класс родной язык. Фото Что такое письменность 5 класс родной язык

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Что такое письменность 5 класс родной язык. Смотреть фото Что такое письменность 5 класс родной язык. Смотреть картинку Что такое письменность 5 класс родной язык. Картинка про Что такое письменность 5 класс родной язык. Фото Что такое письменность 5 класс родной язык

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

Что такое письменность 5 класс родной язык. Смотреть фото Что такое письменность 5 класс родной язык. Смотреть картинку Что такое письменность 5 класс родной язык. Картинка про Что такое письменность 5 класс родной язык. Фото Что такое письменность 5 класс родной язык

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Что такое письменность 5 класс родной язык. Смотреть фото Что такое письменность 5 класс родной язык. Смотреть картинку Что такое письменность 5 класс родной язык. Картинка про Что такое письменность 5 класс родной язык. Фото Что такое письменность 5 класс родной язык

Номер материала: ДБ-055103

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Что такое письменность 5 класс родной язык. Смотреть фото Что такое письменность 5 класс родной язык. Смотреть картинку Что такое письменность 5 класс родной язык. Картинка про Что такое письменность 5 класс родной язык. Фото Что такое письменность 5 класс родной язык

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Что такое письменность 5 класс родной язык. Смотреть фото Что такое письменность 5 класс родной язык. Смотреть картинку Что такое письменность 5 класс родной язык. Картинка про Что такое письменность 5 класс родной язык. Фото Что такое письменность 5 класс родной язык

Поставщики интернета для школ будут работать с российским оборудованием

Время чтения: 1 минута

Что такое письменность 5 класс родной язык. Смотреть фото Что такое письменность 5 класс родной язык. Смотреть картинку Что такое письменность 5 класс родной язык. Картинка про Что такое письменность 5 класс родной язык. Фото Что такое письменность 5 класс родной язык

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Что такое письменность 5 класс родной язык. Смотреть фото Что такое письменность 5 класс родной язык. Смотреть картинку Что такое письменность 5 класс родной язык. Картинка про Что такое письменность 5 класс родной язык. Фото Что такое письменность 5 класс родной язык

В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников

Время чтения: 1 минута

Что такое письменность 5 класс родной язык. Смотреть фото Что такое письменность 5 класс родной язык. Смотреть картинку Что такое письменность 5 класс родной язык. Картинка про Что такое письменность 5 класс родной язык. Фото Что такое письменность 5 класс родной язык

Большинство родителей в России удовлетворены качеством образования в детсадах

Время чтения: 2 минуты

Что такое письменность 5 класс родной язык. Смотреть фото Что такое письменность 5 класс родной язык. Смотреть картинку Что такое письменность 5 класс родной язык. Картинка про Что такое письменность 5 класс родной язык. Фото Что такое письменность 5 класс родной язык

В России стартует пилотный проект по реабилитации детей-инвалидов

Время чтения: 2 минуты

Что такое письменность 5 класс родной язык. Смотреть фото Что такое письменность 5 класс родной язык. Смотреть картинку Что такое письменность 5 класс родной язык. Картинка про Что такое письменность 5 класс родной язык. Фото Что такое письменность 5 класс родной язык

В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Класс: 5

Презентация к уроку

Цель урока: познакомить учащихся с историей возникновения славянской письменности и алфавита в ходе изучения нового раздела о языке “Графика”.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация.

Учитель: Каждый день жизни даёт нам знания. А как мы их приобретаем?

Учащиеся: Через книги, телевизор, компьютер.

Выразительное чтение стихотворения учителем или заранее подготовленным учащимся.

Молчат гробницы, мумии и кости,—
Лишь слову жизнь дана:
Из древней тьмы, на мировом погосте,
Звучат лишь Письмена.

Просмотр пролога. Слайд 1 (анимация настроена автоматически).

Учитель: Как вы думаете, что станет предметом нашего путешествия? О чем мы будем говорить сегодня на уроке? (Об алфавите, об истории письменности, о том какие способы общения существовали раньше).

Учитель: Тема нашего урока “Алфавит. История возникновения письменности”. Знакомство с маршрутом. Слайд 3. (На каждый этап урока настроена гиперссылка).

Дети: Должны исчезнуть все книги, библиотеки, почтовые отделения, афиши, не станет карточек в регистратуре поликлиники, трудно придумать, как различать билеты на поезда и т.п.

Недаром русский писатель и историк Николай Михайлович Карамзин говорил на доске: “История ума представляет две главные эпохи: изобретение букв и типографии; все другие были их следствием. Чтение и письмо открывает человеку новый мир”.

Учитель: Как вы понимаете эти слова? Согласны ли вы с этим утверждением?

Письменность в древние времена Слайд 4.

Учитель: Как раньше люди общались, когда еще не было письменности? Ваши предположения… А теперь давайте систематизируем ваши ответы и проследим развитие письменности с точки зрения история.

Предметное письмо Слайд 6 (на слайде работают гиперссылки, возврат по управляющей кнопке-стрелке).

Практически одновременно с сигнальным люди стали использовать предметное письмо. Если племя хотело объявить другому войну, оно посылало ему копьё или стрелу. А если речь шла о мире, посылали табак и трубку в придачу или зеленую ветку. Предметным письмом считаются и такие древние способы передачи информации, как вампумы и кипу.

Вампумы – это шнуры с нанизанными на них раковинами разного цвета или пояса, сплетенные из таких шнуров. Североамериканские индейцы использовали вампумы, чтобы передавать информацию. Количество, цвет и взаиморасположение раковин были значимы. Самый популярный вид предметной письменности древних индейцев – шнуры с узелками, которые назывались – кипу (узел). К основной, толстой веревке в строго определенном порядке прикреплялись более тонкие шнуры, каждый из которых имел свой цвет, свое значение. Кроме того, имели значение толщина и длина шнуров, число и форма узлов. С помощью этих узелков выражалось любое число, а цвет шнура обозначал тот или иной предмет.

Рисуночное письмо Слайд 9 (на слайде работают гиперссылки, возврат по управляющей кнопке-стрелке).

Однако язык сигналов и предметов не может выразить всю возможную информацию, поэтому люди придумали язык рисунков.

Учитель: Какое толкование слова “пиктография” мы можем прочесть в словаре? Найдите словарную статью об этом слове? Что оно обозначает? Работа с толковым словарем.

Учитель: Почему французский писатель сравнивает камни с книгами?

(Камни, словно книги, сохранили информацию для нас потомков).

Иероглифы изобрели древние египтяне около 5000 лет назад.

Клинопись. Вместо слов и букв шумеры использовали рисунки. Шумерское письмо называется “клинопись”, от слова “клиновидный”, потому что для выдавливания знаков на глиняных табличках, служивших для письма, они пользовались палочкой, клинышком заострённой на конце. А научились они этому, подсматривая за обыкновенной кошкой, которая царапала глину когтями. Так шумеры и кошка изобрели письменность.

Возврат на маршрут!

Учитель: Каждый народ придумал свое средство общения и передачи информации, но необходимо было придумать, что-то общее, что было понятно для всех.

Древние люди придумали буквы – фигурки, значки для звуков.

— А что такое буква? Найдите определение этого понятия в словаре. Работа с толковым словарем.

1) это графический знак, входящий в азбуку.

2) перен. Прямой и строгий смысл чего-нибудь (следовать букве закона).

Изобретение алфавита. Слайд 14.

Задание: запишите 3 любых слова на букву “Б”. Назовите слова. Будьте внимательны, старайтесь не повторяться.

Возврат на маршрут!

Возникновение русского алфавита. Слайд 16.

Учитель: Прежде чем мы начнем путешествие по следующему этапу, скажите, пожалуйста, где истоки русского алфавита? Как он произошел? Кто его придумал?

Они создали алфавит для славянского языка, но он был близок русскому и потому принят нами. Они взяли 24 буквы греческого алфавита, добавили к ним буквы, имеющиеся в славянском языке и получилась азбука. Первоначально древнерусский алфавит состоял из 43 букв, со временем некоторые утратились или стали ненужными. В современном алфавите 33 буквы.

Задание: Ребята, в учебнике на стр. 26 у вас напечатан славянский алфавит. Внимательно рассмотрите его, каждая буква имела свое название.

Поработаем над одной из поговорок: Что значит стоять фертом? Как вы понимаете это выражение?

Посмотрим, правы ли мы. Во фразеологическом словаре прочитаем, что значит это выражение.

Запишите в тетради одно из выражений.

Учитель: Таким сложным был старославянский алфавит, который еще зовут кириллицей по имени одного из создателей.

А вот так выглядит наш современный алфавит! (На развороте доски буквы записаны вразброс). Что не так? Вас что-то смущает?

На другом развороте: вот какое толкование слову “алфавит” дает словарь:

(Толковый словарь русского языка С.И.Ожегова)

— А вы помните наш родной алфавит? Давайте проверим (хором). Слайд 19.

Учитель: Молодцы. А когда же мы в повседневной жизни пользуемся современным алфавитом?

Учащиеся: Когда пользуемся словарём, телефонным справочником, библиотекой и т.д.

Учитель: Воспользуемся им и мы: попробуйте написать имена своих друзей в алфавитном порядке: Роман, Николай, Алина, Анастасия, Светлана, Сергей, Данил. Слайд 20.

Возврат на маршрут!

Весёлые буквы. Слайд 24.

Учитель: Ребята, что особенного вы заметили в физминутке? (В ней участвовали только гласные буквы). И это неспроста: наш язык певучий, мелодичный благодаря такому количеству гласных букв.

Учитель: Ребята, какая буква показалась вам самой “шустрой”? (Буква ё) И это тоже неслучайно. Ведь она самая молодая, ей всего лишь 205 лет. Известной буква “ё” стала благодаря Н. М. Карамзину.

Это единственная буква, которой установили памятник в нашей стране. Он расположен в г. Ульяновске.

А чем же еще удивительна эта гласная буква? ( На нее всегда падает ударение).

Задание: записать 5 слов с буквой ё.

Возврат на маршрут!

На чем писали раньше? Слайд 13. (Настроен прием “Интерактивная лента”.

Конечно, с помощью книг. А книга всегда выглядела так как сейчас? Какие материалы для письма использовали раньше?

Сначала человек писал на том, что находилось под руками: на камнях, листьях, кусках коры, глиняных черепках, острой костью или куском камня на них процарапывалось нужное изображение.

Древние шумеры делали записи на сырой глиняной дощечке с помощью острой палочки.

Египтяне писали на папирусе, изготовленном из листьев этого водного растения. Папирус скручивали в свитки.

В древности для письма использовали пергамент. Это особо выделанная телячья кожа.

Бумагу изобрел в Древнем Китае ученый Цай Лунь. Он изготавливал ее из клейкой массы, состоящей из бамбука и воды.

Первые книги на Руси. Слайд 15 (настроен прием “Листание”).

Возврат на маршрут!

Современные виды письменности. Слайд 21.

Буква к букве – будет слово,
Слово к слову – речь готова.
И напевна и стройна,
Музыкой звучит она.

Так восславим эти буквы!
Пусть они приходят к детям,
И пусть будет знаменит
Наш славянский алфавит.

Учитель: Ну что ж, уважаемые посетители, наша экскурсия подошла к концу. Какие впечатления она оставила у вас? Что нового и интересного узнали?

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *