Что такое письменные источники определение
Что такое письменные источники определение
Письменные источники
1. Что такое письменный источник.
Письменные источники изучает несколько наук и в том числе:
Дипломатика – наука, изучающая документы, грамоты, договоры и др.
Слева направо: надпись на камне, египетский папирус, средневековая грамота
2. Какими могут быть письменные источники
Письменные источники могут быть…
Рукописные книги, свитки: религиозные записи, научные труды, летописи, хроники, литературные произведения и др.; а так же эпитафии.
Письма. Среди них бывают очень важные: письма знаменитых ученых, изобретателей, полководцев.
Дневники. Многие люди описывали свои впечатления того, что видели вокруг себя, заносили на страницы дневника собственные размышления.
Черновики. Прежде чем написать статью или книгу, авторы работают на черновиках, многое исправляют, делают пометки. Изучая их, можно видеть, как трудился автор.
Приказы и распоряжения, деловые бумаги, договоры, указы.
Рукописные письменные источники появились с момента изобретения человеком письменности (об этом мы поговорим на следующем занятии).
Рабочее место переписчика книг. Рукописные книги
Печатными – все исторические источники, напечатанные в типографиях с помощью специальных печатных (полиграфических) машин в сотнях, а то и миллионах совершенно одинаковых экземпляров.
Первые попытки печати предпринимались в Корее и Китае в 8-11 веках с использованием оттисков текстов вырезанных на досках. В Европе книгопечатание началось с изобретения Иоганном Гуттенбергом печатного станка и разборного шрифта – литер. В году 1456 году им была выпущена первая печатная книга – 42-строчная Библия. Первая, точно датированная русская печатная книга («Апостол») выпущена Иваном Фёдоровым и Петром Мстиславцем в 1564 году.
Миниатюра с изображением средневековой типографии. Одна из первых печатных книг.
Посмотрите видео «Печать книг на станке Гуттенберга» в плеере или нажав на значок.
В последнее время появился новый вид письменных источников: тексты, написанные при помощи компьютера, и хранящиеся в электронном виде.
Письменные источники могут быть на…
Камне – наиболее древние и зачастую лучше всего сохранившиеся надписи, высеченные на стенах пещер, гробниц, каменных плитах, к ним можно отнести и надписи на глиняных табличках и др.
Надпись на стене гробницы в Египте. Лист глиняной «книги».
Тексты на папирусе. Древний Египет.
Бересте – данный материал для письма применяли в Древней Руси. При раскопках в Новгороде найдены сотни берестяных грамот и в том числе школьная тетрадь мальчика Онифима. Берестяные грамоты обнаружены так же в Смоленске, Пскове, Старой Руссе, Твери и других городах.
Берестяная грамота. Рисунки мальчика Онифима.
Бумаге – известно, что первыми бумагу в виде листов стали изготавливать китайцы около 2 тысяч лет назад. Примерно 1000 лет назад она появилась в Европе. Благодаря дешевизне изготовления (бумага в разное время изготовлялась из растительных волокон, тряпья, древесной целлюлозы) она быстро стала самым распространенным материалом для письма вытеснив пергамент, увеличилось количество книг, появились печатные станки.
3. Как изучать письменные источники
Вы должны научиться описывать письменные источники, с которыми познакомитесь на уроках.
Запомните
Описание источника нужно делать последующему плану:
1. Определи название источника, его вид, автора, место и время создания.
2. Прочти текст по абзацам, выдели незнакомые слова и названия, выясни их значение.
3. Сформулируй основную идею всего текста (о чем в нем идет речь).
4. Выдели главные мысли текста, определи его план.
5. Извлеки последовательно из текста всю возможную информацию.
6. Оцени, можно ли считать его сведения достоверными. Подумай, как их можно использовать в изучении истории.
Попробуйте описать по данному плану письменный источник приведенный ниже. После проверьте, правильно ли вы выполнили описание.
Войско вернулось благополучно,
разорив страну бедуинов,
снеся ее крепости,
срубив ее смоковницы и виноградники,
сжигая ее поселки,
перебив в ней десятки тысяч людей,
захватив в ней множество пленных.
Царь хвалил меня за это чрезвычайно.
Надпись на гробнице.
Египет. XXVI век до н. э.
Что такое письменные источники определение
Исторические источники
1. Что такое исторический источник.
Чтобы составить представление об историческом факте событии историк исследует, изучает, анализирует исторические источники.
Количество исторических источников безгранично, но число сохранившихся от различных исторических периодов неодинаково. Чем ближе исторический период к нашему времени, тем больше количество исторических источников.
2. Виды исторических источников
Существует несколько видов исторических источников. Два из них: вещественные и письменные – являются основными.
Дадим краткую характеристику этим источникам.
Подумайте, какие достоинства и недостатки есть у каждого из этих исторических источников.
Вещественные источники
Письменные источники
К ним относятся деловые документы, письма, межгосударственные договоры, научные труды, религиозные записи и книги, летописи, хроники, письма, дневники и другие, написанные или напечатанные тексты. Эти источники позволяют историку ответить на основные вопросы для описания исторического факта.
Более подробно об этих источниках мы поговорим на следующих занятиях
Антропологические источники
Антропология – наука о происхождении человека. Это останки людей (то, что осталось от их тел), сохранившиеся с древних времён до наших дней. Исследуя их можно попытаться воссоздать облик человека. Так М.М. Герасимовым по окаменевшему черепу был восстановлен облик первобытного мальчика и реконструированы образы русских князей Ярослава Мудрого и Андрея Боголюбского.
Устные источники
К ним относятся передававшиеся из поколения в поколение рассказы, предания (от слова «передавать»), былины, легенды и мифы о богах, героях и важных событиях, человеческих отношениях, сказки, народные песни и т.д. Мифы и легенды, зачастую несут информацию о реальных событиях и личностях. Так прообразом героя русских былин Добрыни был дядя князя Владимира Святого – Добрыня Никитич, вполне возможно, что герой мифов Дедал (строитель лабиринта на Крите) – так же реальное лицо. Требуют кропотливого анализа, выделения возможных фактов.
Этнографические источники
Греческое слово «этнография» означает «описание народа». К ним относятся обряды, обычаи, традиции, праздники, вещи, правила поведения, возникшие в прошлом, но сохранившиеся и используемые в наше время. Например: изучая жизнь и обычаи некоторых племен Центральной Африки, островов Тихого океана, бушменов Австралии ученые могут сделать предположения о том, как люди жили в период первобытного строя.
Источники нового времени
Природно-географические источники
К ним относятся природные и географические объекты (горы, равнины, реки и др.) связанные с какими либо произошедшими событиями.
Гора Олимп. По мифам место жительства греческих богов.
Художественно-изобразительные источники
И. Е. Репин. «Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года…» 1903 г. Государственный Русский музей. Санкт-Петербург.
3. Всем ли источникам можно верить.
Основными задачами историка при работе с историческими источниками является установление времени их появления (датировка источника), а так же их подлинности, достоверности.
К сожалению не всем источникам можно доверять. Почему?
Многие древние писатели сообщали о том, чего не видели собственными глазами, передавали слухи, услышанные от других и не всегда правдивые. Они хотели как можно лучше, точно и полно описать события, но не могли этого сделать. Это вынужденные ошибки.
Изображения существ, живших по рассказам древних путешественников в далеких странах.
Ошибаться могут и ученые: неверный перевод фразы или слова может исказить смысл, какого либо документа; неверная датировка находки – привести к неправильному определению времени, когда произошло событие.
Имя Генриха Шлимана известно многим. Он отыскал знаменитые в древности города Трою и Микены, провел там раскопки. Находки, сделанные Шлиманом, поразили весь мир. Однако Шлиман не имел археологического образования и поэтому совершил множество грубейших научных ошибок, в частности неверно датировал находки.
Генрих Шлиман. Раскопки Генрихом Шлиманом Трои
Но кроме ошибок существуют и умышленные подделки, фальсификации.
В прошлом богатые люди, чтобы прославить свой род, выдумывали себе героических предков, которые будто бы совершали в древнюю пору великие подвиги.
Правители приказывали удалять из документов, хроник и летописей факты их не устраивающие, записывать события в выгодном им свете.
Лже-ученые, чтобы прославиться и/или разбогатеть; некоторые представители власти и даже церкви, чтобы утвердить и навязать людям свои взгляды, идеологию – шли раннее и идут сегодня на создание подделок, умышленное искажение фактов и документов.
Римский Папа Стефан II (слева). При нем в 8 веке был составлен фальшивый документ «Константинов дар» согласно которому римский император Константин (справа) в 4 в. якобы уступил Папам светскую власть над Римом.
Все это приводит к искажению истории, мешает честным ученым.
Для примера: в конце 19 века было большое количество фальшивых «археологических находок». Поэтому ученый мир посчитал испанского археолога Саутуола, нашедшего наскальные рисунки в пещере Альтамира, мошенником. И ученому пришлось долго отстаивать свое честное имя.
Запомните
А теперь давайте проверим, как вы ответили на вопрос о достоинствах и недостатках исторических источников.
Исторические источники. Основная классификация и вопросы с ней связанные
§ Необходимость исторических источников
§ Основная классификация
Глобально исторические источники можно разделить на следующие группы:
§ Виды письменных источников.
Итак, мы разделили исторические источники на 4 основных группы, однако такая важная часть как письменные источники в свою очередь делится еще на две подгруппы:
§ Виды исторических источников по параметру близости к историческому событию
Есть так же дополнительная классификация, разделяющая исторические источники не по их содержанию, а по степени их первичности.
§ Вопросы, связанные с историческими источниками
Говоря о критике исторических источников, разумеется, необходимо упомянуть концепцию двойной субъективности исторического источника. Суть в следующем: тот человек, который создаёт исторический источник имеет своё личное восприятие событий и отражает информацию через призму своего сознания т.е. субъективно выражает себя в источнике. Это первый уровень субъективизации.
§ Пример исторического источника
Для более конкретного понимания понятия исторического источника приведу пример. Данный документ касается Бородинского сражения и был опубликован в сборнике документов «Бородино. Документы. Письма. Воспоминания» в 1962 году
Публикация данного исторического источника примечательна тем, что указывает путь до подлинника т.е. оригинала документа, хранящегося в архиве. Разумеется, что в исторических исследованиях иногда используется не текст документа целиком. а только его определенная часть, фрагмент отражающий информацию, на которую ссылается исследователь.
Циклическая система деления источников
Да и в приниципе появление такого вида источников как кино-фоно-фото намекает на то, что в будущем в связи с дальнейшим развитием науки появятся новые типы источников.
Говоря об исторических источниках, может быть так же полезно узнать о том, как составляется архивный шифр, с помощью которого, даются ссылки на архивные документы.
Что такое письменные источники определение
Письменные источники. Эпиграфика
К письменным источникам относятся: документы, анналы, исторические исследования, мемуары, прочие литературные произведения. Материалом для письменных источников служит все, на чем можно писать: бумага, кожа (пергамент), папирус, дерево и древесная кора, кость, глина, камень, металл. Форма их в значительной степени зависит от материала. Они могут быть переплетенными книгами, свитками, глиняными табличками, деревянными или металлическими досками, наскальными надписями и т. п.
К документам относят все письменные источники, составленные с практическими целями: политическими, экономическими, мемориальными и т. п. Документы бывают государственные и частные. Это государственные акты, законы и кодексы, указы и распоряжения, дипломатическая переписка, частная переписка, донесения, дарственные грамоты, духовные завещания, хозяйственные отчеты, инвентарные списки, списки людей (рабов, ремесленников, воинов), закладные и заемные письма, церковные и монастырские книги, мемориальные надписи, надгробные эпитафии, строительные надписи, хвалебные надписи и т. д. и т. п.
Медные свитки с выгравированными на них текстами I в. н. э., найденные в 1952 г. в пещере, расположенной в местности Вади Кумран на северо-западном берегу Мертвого моря
Группа прочих письменных источников охватывает многочисленные и разнообразные виды литературных произведений: художественных, научных и религиозных. От античности и средневековья до нас дошли сочинения по всем отраслям человеческого знания этих исторических эпох. Все они являются ценнейшими источниками для археолога.
Мы уже говорили о значении для классической археологии сочинения Павсания «Описание Эллады». Специальные научные произведения дают сведения о производстве, об орудиях труда, о строительстве, земледелии и пр. Так, например, Плиний Старший (23-79 гг. н. э.) в своей «Естественной истории» сообщает подробности о различных трудовых процессах: чеканке по металлу, литье бронзовых статуй, обработке глины, мрамора и т. д.
Письменные источники имеют преимущество перед вещественными: они богаче по содержанию. Иногда одна фраза письменного источника стоит тысячи источников вещественных. Но письменные источники во многом уступают вещественным.
Во-первых, письменные источники охватывают незначительный отрезок времени, по сравнению со всем многотысячелетним периодом исторического процесса, и незначительный круг земель, по сравнению с огромной территорией, на которой исторический процесс протекал. Причем, чем древнее период, тем уже круг земель. За 2000 лет до нашего времени этот круг включал: Западную Европу, Малую и Переднюю Азию, Северную Африку и Китай. За 2500 лет из него исключается Западная Европа к северу и западу от Альп. За 3000 лет до нашего времени выходят Италия и Греция, за 4000 лет-Малая Азия и Китай, а 5000 лет назад в него входили только Египет и Месопотамия. Вещественные же источники охватывают весь период человеческой истории и всю территорию, на которой когда-либо жил человек.
Во-вторых, почти все письменные источники, даже многие документальные, тенденциозны. В зависимости от политических убеждений и симпатий, иногда просто по воле заказчика, их составители подробно описывают одни события, замалчивая другие, превозносят деяния одних и опорачивают деяния других, иногда даже искажая факты. Вещественные источники в большинстве случаев, за исключением некоторых произведений искусства, объективны и беспристрастны.
В-четвертых, большинство письменных источников не оригинально и дошло до нас в списках и копиях, а средневековые переписчики часто делали ошибки и интерполяции. Подавляющее большинство вещественных источников оригинально.
В-пятых, количество письменных источников ограничено. Новые поступления их крайне редки. Количество вещественных источников практически почти безгранично. Каждый день приносит нам новые и новые первоклассные источники.
Надпись, не имеющая политического или религиозного значения,. т. е. бытовая надпись,- наиболее достоверный и объективный письменный источник.
Глава 5. Письменные источники
Глава 5. Письменные источники
§ 1. Рукописи
Краткие сведения о письменности. Письмо — средство закрепления речевой информации при помощи изображений или начертательных знаков. Введение письма позволило хранить и накапливать коллективную память человечества. Язык издавна был копилкой памяти, но только письменность позволила безгранично накапливать опыт и передавать его новым поколениям.
Не случайно, что с возникновением письменности история человечества убыстряет свой ход. Всего около 7 тыс. лет назад впервые появились первые письменные документы, и за этот краткий период человечество прошло от первобытности до социализма.
Письменность делят на типы в зависимости от того, какие элементы речи передаются знаками:
1) фразеографическое письмо, передающее целые сообщения, графически почти не расчлененные на слова. Оно включает в себя два вида: а) пиктографию — письмо картинками и б) древнейшие условные знаки (знаки собственности — тамги, табу, элементы первобытного орнамента и др.); правда, пиктографию не все ученые относят к письменности; 2) логографическое и идеографическое письмо — знаки передают слова или понятия; 3) морфемографическое — знаки передают морфемы; 4) слоговое (силлабическое) — знаки передают слога; 5) звуковое (фонематическое), которое подразделяется на консонантное (знаки обозначают только согласные звуки) и консонантно-вокализированное (знаки передают как согласные, так и гласные звуки — фонемы).
По графическим признакам письменность подразделяют на пиктографическую (передает информацию с помощью рисунков — пиктограмм); иероглифическую (частично сохраняется изобразительная форма — египетская, китайская, хеттская иероглифика); клинописное письмо (условные комбинации клинообразных черточек — шумерская, ассиро-вавилонская (аккадская), угаритская и др.); линейное письмо (условные сочетания прямых или закругленных линий — финикийская, греческая, латинская, русская и др.).
Самое раннее пиктографическое письмо, возможно, появилось еще в период мезолита, где иногда встречаются так называемые «азильские» чуринги. Это гальки, на поверхности которых нанесены краской пли выгравированы всевозможные символические фигурки. «Чурингами» их называют по аналогии с подобными же предметами австралийских аборигенов, у которых они являются символическими вместилищами душ. С неолита сложная система орнаментальных рисунков наносится на глиняных сосудах. Каждая группа племен имела свою систему орнаментации, очень устойчивую на протяжении сотен и даже тысяч лет. Среди повторяющихся рисунков около 3,5 тыс. лет назад (срубная культура алакуль) на территории СССР появляются условные знаки, возможно свидетельствующие уже о появлении логографического письма.
Древнейшими памятниками переднеазиатского письма были шумерское и протоэламское письмо. Оно возникло в V—IV тыс. до н. э. Исполнялась на каменных и глиняных табличках письменами логографического значения. Однако уже с начала III тыс. до н. э. оно стало приобретать логографически-слоговой характер. Письмена теряли изобразительность, превращаясь в комбинации клинописных черточек. Это, видимо, было обусловлено материалом, на котором писали в Месопотамии, — глиной. На глине легче было выдавливать клинообразные значки, нежели рисовать линии. На основе шумерского возникло и урартское письмо, применявшееся на территории нашей страны (Кавказ) в IX—IV вв. до н. э.
Особый слого-звуковой характер имела письменность, применявшаяся на территории Средней Азии в VI—IV вв. до н. э. Это так называемая персидская (или ахеменидская) клинопись. Клинопись встречается даже на Южном Урале.
На рубеже II и I тыс. до н. э. стало широко распространяться звуковое письмо. Оно было проще других систем и обходилось всего 20—30 знаками-буквами. Предполагается, что количество букв в первых алфавитах было связано с количеством дней в лунном месяце с добавлением количества соответствующих знаков зодиака. На основе финикийского возникло арамейское письмо, а от него пошли все консонантно-вокализированные системы письма. От арамейского ведут начало арабское, согдийское, еврейское письмо. От восточно-греческого происходит армянское, грузинское, старославянское, русское (на основе последнего создана письменность большинства народов СССР). От западногреческого происходят современные системы письма всех народов романо-германской группы (французское, немецкое, английское, итальянское и др.).
В раннем средневековье в Западной Европе единственным письменным языком был латинский. Первые надписи на немецком, английском языках датируются VIII в., на французском — IX в., на испанском, португальском и норвежском языках — XII в., на итальянском, шведском, датском, венгерском и чешском языках — XIII в. Однако еще очень долгое время господствовала латинская письменность.
Славянское письмо[121] имело две разновидности, почти совпадавшие по составу, звуковому значению, названиям и алфавитному порядку букв, но различные по написанию формы букв — глаголицу и кириллицу. Глаголица применялась главным образом у юго-западных славян. На основе кириллицы развилось русское, украинское, белорусское, сербско-хорватское и македонское письмо, до 70-х гг. XIX в. кирилловское письмо применялось и в Румынии. С 30-х гг. XX в. большинство народов СССР перешли на кирилловское письмо. На латинской основе построены в СССР лишь латышское, литовское и эстонское письмо, армяне и грузины имеют свои особые системы письма.
Кириллица представляла собой византийский алфавит IX в., дополненный несколькими буквами применительно к звукам славянской речи.
В то время цифр в привычном для нас виде не было: цифры обозначались буквами алфавита с поставленным над ним знаком (титло), который указывал, что данное сочетание букв является цифровым.
В X—XI вв. кириллица имела 43 буквы, из которых 25 заимствованы из византийского устава, а 18 передавали звуки старославянской речи. Алфавитные состав и графика написания букв изменялись в 1708—1710, 1735, 1758, 1918—1919 гг. Исключено 12 ненужных букв и введены две новые — «И» (1735) и «Е» (окончательно с 1956 г.). Петр I ввел в 1708—1710 гг. вместо старославянского полуустава гражданский шрифт.
Учитель-краевед для того, чтобы определить дату и историческую ценность рукописи, должен четко представлять, о чем писали в древних рукописных книгах, кто был заказчиком этих дорогих книг, как оформляли рукописи в то или иное время, на чем, как и чем писали в те или иные исторические времена. Академик Д. С. Лихачев указывал, что необходимо «изучать рукопись как единое целое, учитывая почерк основного текста и комментариев, разлиновку листа, количество листов в тетрадях, из которых состоит рукопись, формат книги и т. д. В средневековой книге нет ни одной случайной, лишней детали, все четко определено и обусловлено. Это проявляется хотя бы в том, что основной текст пишут одним почерком, а комментарий к нему — другим. Имеют особенности связи декора, миниатюры и текста»[122].
Древнейшие рукописи. Самыми древними памятниками на Руси, написанными кириллицей, являются надпись на горшке — «горухша», найденном в кургане под Смоленском и датированном началом X в., новгородское «Остромирово евангелие» и берестяные грамоты XI в.
«Остромирово евангелие» — древнейшая рукописная книга, написана в 1057 г. для новгородского посадника Остромира дьяконом Григорием. Эта книга большого формата, написана на пергаменте ровным красивым уставом и украшена миниатюрами.
Второй и третьей по времени книгами на Руси считают «Изборник» князя Святослава Ярославовича, написанный в Киеве в 1073 г. и вторично переписанный с добавлением некоторых статей в 1076 г.
Буквенная нумерация на старославянских книгах. Вместо цифр в книгах и на монетах указаны буквы.
«Изборник» представляет собой собрание молитв, церковных текстов и нравоучений религиозного и бытового порядка. В нем помещена миниатюра, изображающая князя со своей семьей, — один из первых русских портретов. Любопытно, что к «Изборнику» 1076 г. приложен список запрещенных книг; это было первое проявление цензуры.
Четвертая книга — «Архангельское евангелие», написанное в 1092 г., найдена в Архангельске. Она украшена небольшими орнаментальными заставками и заключена в переплет из двух толстых деревянных досок. В книге наиболее четко видны особенности русского языка и нет такого влияния болгарского языка, как в «Остромировом евангелии».
В X—XI вв. на Руси больше всего было переводных с греческого языка книг религиозного содержания. Это книги богослужебные, поучения (религиозно-нравственного содержания), «жития святых», апокрифы и т. д.
Из «житий святых» самым объемистым были «Четьи-Минеи», что значит «чтения по месяцам года». Легенды о «святых» изобиловали бытовыми подробностями и охотно читались. Апокрифы, книги религиозного содержания, но не признанные церковью, отличались большой занимательностью и потому также легко читались и широко распространялись.
Уже в XI в., как свидетельствуют сохранившиеся книги того времени, сложилось два основных типа книг — богослужебная и четья книга. Репертуар сохранившихся русских четьих книг XI в. насчитывает до 10 названий, богослужебных — шесть. Книги часто оформлялись драгоценными окладами, украшались драгоценными камнями и золотом. Это приводило к их гибели; летописи пестрят сообщениями о том, как во времена нашествий и междоусобных войн книги «одирались», т. е. лишались переплетов.
Владельцами книг было не только духовенство. Известно 147 имен владельцев книг XI—XIV вв., 39 из них принадлежат к белому духовенству, а 91 не из духовенства. Известны 65 заказчиков, из них 32 — «мирские люди». От XIV в. сохранилось вдвое больше книг, чем от трех предшествующих столетий, вместе взятых. Из заказчиков — 6 князей, 5 бояр, 8 горожан. Три боярина названы «старостами», заказавшими книги по поручению «уличан». От XI в. дошло до нас 18 книг, от XI-XII — 15, от XII — 58, от XII-XIII — 21, от XIII — 86, XIII-XIV — 40, XIV — 397 книг, не считая тех, которые относятся либо к XIV, либо к XV вв.
Важным историческим источником являются родословные книги XVI-XVII вв. Это делопроизводительные документы, содержащие поколенные росписи княжеских и боярских фамилий, представители которых занимали высшие должности в государственном аппарате Русского государства. Разрядные списки, куда записывались назначения именитых людей, боярские списки, Тысячная книга 1550 г. и Дворовая тетрадь 50-х гг. XVI в. — все это важнейшие исторические источники для краеведа-историка.
Оформление рукописей. Все древнейшие книги написаны особыми почерками, которые называются уставом и полууставом. Для устава характерно тщательное выписывание каждой буквы. Буквы крупные и прямые, с ровным нажимом, сокращений немного.
С XIV в. уставное письмо вытесняется полууставом, в котором допускались наклон линий, сокращение (например, слово «человек» писали сокращено «члк»), В каждом слове ставили ударение.
В конце XIV в. в бытовой и канцелярской переписке получила распространение еще более беглая скоропись, а в книжных заголовках — орнаментальная вязь. Внизу страницы справа обычно выписывали слово или половину слова, с которого начиналась следующая страница. Так как в те времена отсутствовала нумерация страниц, по таким коротким строкам можно было определить порядок страниц в книге.
Кроме орнаментов, рукописную книгу украшали заставками-рисунками, помещаемыми в начале раздела или в начале главы (обычно этот рисунок имел вид прямоугольника); концовками — небольшими рисунками, помещаемыми в конце текста, и инициалами — разрисованными начальными заглавными буквами. Для заглавий разделов, частей применяли специальный вид письма, так называемую вязь, представляющую собой слитный узор сильно вытянутых в высоту и переплетающихся между собой букв. Кроме этого, в некоторых книгах помещались и рисунки по содержанию текста.
Для XIII—XIV вв. характерен «звериный» или «чудовищный» стиль в оформлении. Заставки и инициалы богослужебных книг перенасыщены сюжетами, никак не относящимися, а часто и противоречащими содержанию: гротескные фигурки воинов, охотников, земледельцев, скоморохов вместе с изображением сказочных чудищ.
Несмотря на реформу 1708 г., рукописи до 70-х гг. XVIII в. писали по старой традиции церковнославянской вязью. Только к 70-м гг. выработался новый почерк, учитывающий новую графику букв. К концу XVIII в. сложилось примерно три основных типа почерков:
1) готический, или немецкий. Его называли еще высоким или острым, так как в русском и во французском письме стан буквы составлял полторы ее ширины, а в немецком — доходил до трех. Пактурный — вариант готического, более изломанный, менее декоративный. Возник в начале XVI в., в наши дни его употребляют немцы, чехословаки, голландцы и шведы;
2) английский — более распространен, его еще называют курсивным. В нем тенденция ускорить письмо за счет безотрывности букв;
3) французский имел три стиля — «ронд», «куле», «бастард». Все они возникли из готического и представляли собой попытку облегчить процесс письма за счет округления букв. Был еще министерский почерк. Его стиль — писать четко, красиво, крупно, скоро.
В рукописных книгах вначале не было титульных (заглавных) листов. Они появились лишь в XVII в. В конце рукописи писец обычно указывал время и место создания книги, имя заказчика и свое имя. Самая древняя дошедшая до нас Лаврентьевская летопись заканчивается так: «Радуется купец, прикуп сотворив, и кормчий, в отишье пристав, и путник, в отечество свое пришел, тако же радуется и книжный списатель, дошед до конца книги, — тако же и аз худый, недостойный многогрешный Лаврентий мних».
Вначале рукописи представляли длинные, завернутые в рулон свитки — столбцы. Современный тип брошюровки книг — кодекс — возник еще в I в. н. э. в Риме. Он представлял собой ряд тетрадей, сшитых вместе. Отдельные листы из кодексов греков относятся ко II и III вв., целые кодексы — к середине IV в. В России свитки уступили место кодексу к началу XVIII в. До сих пор сохранились выражения «см. выше», «см. ниже».
Дата на рукописях указывалась обычно от сотворения мира. Для установления даты в современном исчислении нужно от даты рукописи отнять 5508.
В конце XVIII и первой половине XIX в. текст занимал не более 60—70% площади листа — оставлялись большие поля. Лист иногда перегибался пополам и текст писался только справа, левая сторона оставалась для поправок. В таком виде представлена в цензуру книга Радищева, так выглядят черновики Салтыкова-Щедрина и др. Страница использовалась лишь на 50%.
Материал рукописей. Основным материалом, на котором на писаны древние рукописи, найденные на территории СССР, были пергамент, бумага и береста (березовая кора, которую специально обрабатывали).
Предметы для письма в древности.
Пергамент был основным материалом для книг на Руси до второй половины XIV в. Постепенное удешевление бумаги привело к вытеснению пергамента в XV в. и замене его бумагой. Пергамент выделывался из телячей или бараньей кожи, был очень дорог. На некоторых листах пергамента явственно видны два текста: первоначальный и затем выскобленный и новый текст, написанный по выскобленному. Такие рукописи с двойным текстом называют палимпсестами. Восстанавливая с помощью фотографии или химическим путем старые, соскобленные тексты, ученые реконструируют ценнейшие древние памятники.
Особенностью пергаментных рукописей было разнообразие формата листов, так как кожу экономили. Встречаются «дырявые» рукописи. Дыры, образовавшиеся при растягивании кож, часто не заделывались.
Бумага на Руси широко распространяется со второй половины XIV в. Русские рукописи XIV—XVII вв. большей частью написаны на бумаге иностранного производства. Итальянская бумага шла через Крым в XIV—XV вв., французская бумага с конца XIV в. — через Ригу, Новгород, Смоленск, во второй половине XVI в. входит в употребление немецкая и польская бумага, а в XVII в. в России распространяется голландская бумага. С XVI в. начала производиться и отечественная бумага.
Бумага каждой мастерской или фабрики имеет свои особенности, изучение которых позволяет датировать рукописи и книги. Главным образом это датирование производится по водяным знакам или филиграням[123], отпечатывающимся на бумаге от проволочных изображений на сетке, по которой разливалась жидкая бумажная масса для высыхания. Филиграни применялись для обозначения фабрики, сорта бумаги и ее стоимости. Для бумажных водяных знаков выбирались изображения птиц и зверей, гербы, имена и фамилии бумажных фабрикантов в сочетании с гербами или без них и т. п. Наиболее распространенными филигранями на бумаге, которая использовалась в России, были:
итальянская бумага. Два круга, пересеченные линией с крестом на конце (XIV в.); кувшинчик без украшений или только с полоской вокруг (XIV в.); кувшинчик со сложным рисунком (XV—XVI вв.); кораблик (XIV в.); секира на длинной рукояти (XIV в.); бегущий олень (XIV в.); три горы (или корона) с крестом (XIV—XV вв.); ножницы (XIV—начало XVI в); перчатка или рука с цветком (XIV—XVI вв.); папа в тиаре (XV в.) и др.;
французская бумага. Два ключа (XIV—XV вв.); петух (XIV—XV вв.); собака (XIV—XV вв.); дельфины (XV—XVI вв.); гербы городов, фабрикантов, коронованных особ. В 60—70-е гг. XVI в. много водяных знаков, сочетающих изображения латинских букв с короной, лилией, трилистником, розеткой;
немецкая бумага. Голова вепря (XV—XVI вв.); голова быка (XV—XVI вв.); одноглавые орлы (XV—XVI вв.); тиара с крестом (XV—XVI вв.) и др.;
голландская бумага имела знаки в виде орла, рожка, царского венца, знака «Propatria» («За родину») — аллегорического изображения женщины, посылающей льва в бой, фирменного знака фабриканта. Особенно распространен знак головы шута в зубчатой пелерине.
Бумага русских фабрик вначале не имела своих водяных знаков. Она чаще всего копировала голландские филиграни, например герб г. Амстердама (два льва держат щит, увенчанный короной, или знак «Propatria»).
Затем стали появляться русские водяные знаки: двуглавый орел, московский герб с изображением Георгия Победоносца, медведь с алебардой на плече (Ярославский герб), Ростовский герб с изображением оленя, знаки «РФ» и «Р?» («русская фабрика»), знаки владельцев фабрик. С 1760 по 1840 г. вместе с буквенными и фигурными знаками часто ставили и дату выпуска бумаги. В XVIII в. появляется цветная (синеватая) бумага.
По указу 1699 г. для составления документов вводилась гербовая бумага. Водяной знак представлял собой герб Российского государства и надписи «гербовая бумага».
Важно помнить, что черновые записи часто отрабатывались на грифельной доске, которая в XVIII—XIX вв. была широко распространенной. Изготовлялась она из черного сланца (аспида) и заключалась примерно в тетрадный формат. Писали на ней специальным грифелем, который легко стирался. Грифельные доски употреблялись у нас вплоть до Великой Отечественной войны.
На бумаге писали в основном гусиным пером, возникшим не позднее XII в. Существовали специальные руководства по его очинке. Давно появились и металлические перья. Уже в Древнем Риме были перья из бронзы, меди и серебра. В 1818 г. появилось стальное перо, массовое его применение началось с 1852 г.
Карандаш (от тюркского «кара» — черный и «таш» — камень) известен с XVI в. в виде вставленного в дерево графита. В 1795 г. Н. Конте стал смешивать молотый графит с очищенной глиной. Этот принцип используется до сих пор. После второй мировой войны стали распространяться шариковые ручки.
Голландские Водяные знаки XIV—XVIII вв.
В дореволюционное время строго соблюдался этикет письма и других бумаг. На каждой из них устанавливалось четко место для даты и адреса. Начальная форма обращения в одну или две строки также была общепринята, как и размер полей, форма подписи и даже цвет бумаги. Все это строго соблюдалось и подчинялось определенным нормам. С 1804 г. в России применяются конверты для писем.
Знание содержания и правил оформления рукописей прошлых времен и их эволюции поможет историку-краеведу датировать найденные им рукописи и определить их историческую ценность. Таких рукописей еще немало можно найти, особенно в отдаленных деревнях Русского Севера и Сибири. Примером служит организация древлехранилища при Пушкинском доме в Ленинграде. Оно организовано только в 1950 г., а насчитывает уже многие тысячи ценных рукописей и древних книг.
Древлехранилище Пушкинского дома создано после экспедиций на Север, где обнаружено много рукописей, составляющих круг чтения северного русского крестьянина начиная с XVI в. Основу древлехранилища составила коллекция Владимира Ивановича Малышева (1910—1976). Еще студентом ЛГУ в 30-е гг. он начал обследовать низовья Печоры. Местное население издавна хранило старинные рукописные книги. Выяснилось, что на Печоре в XVIII—XIX вв. были свои книгопечатные мастерские. Малышев собрал около 1000 рукописей, самые старые из которых относились к XV в.
Малышев разработал принципы полевой археографии: «первоочередное обращение к тем районам, которые в прошлом были связаны со старообрядческим движением; сплошное и многократное их обследование; обязательную фиксацию местных преданий, фольклорных материалов, памятников бытовой письменности и т. д., т. е. комплексное изучение культурного ареала»[124].
Эти принципы следует выдерживать в своей работе и учителю-краеведу.
§ 2. Книги
Начало книгопечатания связано с именем Иоганна Гутенберга, немецкого изобретателя XV в. В том же веке появились и первые печатные книги, набранные кириллицей. В 1491 г. Швайпольт Феоль выпустил в Кракове две книги — «Осмогласник», или «Октоих», и «Часословец». Обе книги имели полные выходные данные и типографскую марку. На марке был помещен герб города и инициалы печатника. Книги Феоля напечатаны крупным шрифтом со своеобразным рисунком: буква «о» имела несколько форм, применявшихся в различных словах. Так, в слове «око» «о» имело точку посередине, в слове «очи» такое же «о» удвоенное или одно «о» с двумя точками внутри, в слове «окрест» — круг с крестом. Набор неискусный, на некоторых страницах нет пробела между словами, окончания строк образуют неровную линию. Напечатаны книги в две краски — черную и красную, как это всегда делалось в церковно-литургических книгах.
В 1493—1496 гг. несколько книг выпустил иеромонах Макарий в типографии черногорского воеводы в Цетинье. Его книги очень красивы по шрифту и орнаменту.
В начале XVI в. белорус Франциск Скорина из Полоцка основывает типографию в Праге и выпускает 23 библейские книги в 17 отдельных выпусках. Рисунок шрифта очень строен, заглавия набраны прописными буквами с вычурным рисунком. Вязь в шрифте отсутствует. Позднее Скорина переносит свою типографию в Вильнюс и выпускает здесь две книги — «Апостол» и «Малую подорожную книгу».
Первая типография в Москве возникла около 1555 г. В ней было напечатано шесть книг, не имеющих указаний на время, место и имя печатника. Поэтому ее называют анонимной. Анонимная типография имела в своем распоряжении четыре шрифта разных размеров, рисунки которых были заимствованы с рукописных образцов. Для раннего из них характерны те же графические особенности, как и для шрифта Феоля (особая форма буквы «о»). Около 1567 г. анонимная типография сгорела.
1 марта 1564 г. московский печатник Иван Федоров выпустил в государственной типографии Печатный двор (создана в 1563 г. по указу царя Ивана IV) первую точно датированную на Руси печатную книгу «Апостол». Текст «Апостола» набран ровным, красивым шрифтом, все полосы имеют безупречную выключку строк, печатание производилось двумя красками в два приема с поразительной точностью их совпадения. Красоту книге придают 20 заставок, размещенных с повторениями на 46 полосах.
Оформление «Апостола» более ста лет служило образцом для книжных украшений. Кроме «Апостола» Иван Федоров и Петр Мстиславец напечатали два издания «Часовника» — небольшой книги, употреблявшейся как при богослужении, так и при обучении грамоте.
По каким причинам И. Федоров и П. Мстиславец покинули Москву, точно неизвестно. По мнению одних историков, И. Федоров тайком бежал из Москвы, гонимый духовенством; другие считают, что первопечатник был послан царем Иваном Грозным к гетману Г. А. Ходкевичу для поддержки православия в Литве; третьи утверждают, что Федоров уехал сам, никем не гонимый.
В Литве в 1568 г. Федоров и Мстиславец начали печатать «Евангелие учительное». В Заблудове, во Львове и в Остроге Федоров открыл новые типографии. В 1574 г. он выпускает в свет новое издание «Апостола» и «Азбуку».
В Москве после отъезда И. Федорова и П. Мстиславца книгопечатание продолжил их ученик Андроник Тимофеев Невежа. В 1568 г. он выпустил вместе с печатником Никифором Тарасиевым «Псалтырь», а позднее и другие книги. Андроник был талантливым художником, на двух гравюрах имеется его подпись. В «Апостоле», напечатанном 4 июля 1597 г., он впервые в практике того времени указывает тираж издания: «А напечатано книг сих вкупе тысяча пятьдесят».
В начале XVII в. в Москве появилось два новых искусных печатника: Онисим Михайлович Радишевский с Волыни и Никита Федорович Фофанов из Пскова. О. М. Радишевский в своей типографии опубликовал две книги: «Евангелие» (1606) и «Устав церковный» (1610). Книги напечатаны крупным шрифтом красивого рисунка. Перед началом каждого «Евангелия» помещено изображение соответствующего евангелиста. Заставки выполнены растительным орнаментом тончайшего узора. «Устав церковный» — это огромный фолиант объемом в 1256 страниц. Он печатался более трех лет. Н. Ф. Фофанов работал на Печатном дворе, но в 1611 г. уехал в Нижний Новгород. До 1925 г. не было известно ни одной книги, напечатанной им в Нижнем Новгороде. В 1925 г. была обнаружена брошюра в 12 страниц, в которой рассказывается о нашествии поляков и литовцев, о причиненном ими разорении и всенародном ликовании по поводу освобождения родины. Книга была напечатана в Нижнем Новгороде в 1613 г. Опубликовав ее, Фофанов возвращается в Москву и шрифтом, привезенным из Нижнего Новгорода, печатает «Псалтырь» (1615), в послесловии к которому снова рассказывает о событиях на Руси того времени.
После освобождения Москвы от интервентов на Никольской улице (ныне ул. 25 Октября) была построена новая типография Печатный двор.
До недавнего времени считалось, что первые научные и учебные книги начали печататься в России лишь с XVII в. Однако еще в 1927 г. в Риме С. Дягилев разыскал «Азбуку» Ивана Федорова 1574 г., опубликованную во Львове. Об этом открытии долгое время было неизвестно. «Азбука» Ивана Федорова проделала длительный путь и наконец осела в библиотеке Гарвардского университета США. Там ее разыскали и впервые опубликовали в 1955 г. В нашей стране она была факсимильно воспроизведена в Киеве в 1964 и 1974 гг.
В «Азбуке» В. Ф. Бурцова 1634 г. впервые введены отдельно титульные листы. В 1647 г. издается другая книга светского содержания — перевод с немецкого руководства по военному делу: «Учение и хитрость ратного строения пехотных людей». Титульный лист и приложенные к книге 35 схем боевых действий, гравированные на меди, были заказаны в Голландии. Латинские буквы и арабские цифры в тексте впечатывались особыми штемпелями, так как их не было в шрифте.
В 1648 г. в Москве была напечатана «Грамматика славянская» Мелетия Смотрицкого, первое издание которой вышло в г. Евье (под Вильнюсом) в 1619 г. В 1649 г. было напечатано «Уложение царя Алексея Михайловича» — первый печатный свод законов.
Около 1678 г. из Печатного двора выделилась так называемая Верхняя (дворцовая) типография. Ее устроил Симеон Полоцкий — общественный и церковный деятель, писатель и публицист. В 1680 г. в этой типографии было напечатано две книги: «Повесть о Валааме и Иосафе» и «Псалтырь». Обе они были великолепно оформлены. Рисунок для фронтисписа «Повести» сделал прославленный русский художник Симон Ушаков, гравюры на меди выполнил Афанасий Трухменский. Оба живописца оставили под гравюрой свои подписи. Фронтиспис, изображавший царя Давида, к книге «Псалтырь» также был сделан Ушаковым.
Несмотря на развитие книгопечатания в России, оно не могло удовлетворить потребность населения в книгах, поэтому в XVI—XVII вв. продолжала преобладать рукописная книга. Учебники для Славяно-греко-латинской академии, открытой в 1687 г. в Москве, также большей частью были рукописными. Издание учебников в типографиях начинается в широком масштабе только со времени Петра I. В конце XVII — начале XVIII в. Московская типография выпустила несколько учебников нового образца. В 1694 г. Карионом Истоминым был составлен букварь, в котором в художественной форме были изображены предметы обихода, названия их начинались на соответствующую букву. Сами буквы давались во всевозможных начертаниях. В 1701 г. вышел букварь Федора Поликарпова. В нем были изложены основы латинского и греческого языков. В 1703 г. был издан учебник «Арифметика» Леонтия Магницкого. В этом учебнике впервые применялись арабские цифры; до этого времени в московских книгах использовалась исключительно буквенная система цифр (греческая), так как употребление более удобной арабской письменности считалось ересью и преследовалось.
Книгопечатание привело и к массовому распространению опечаток и ошибок, которые часто искажали смысл текста. Особенно много таких опечаток было в церковных книгах, что приводило к нарушениям в ритуале идеологического воздействия на массы. В середине XVII в. патриарх Никон решил произвести систематическое и коренное исправление книг и внести соответствующие изменения в богослужение. Это вызвало массовый протест и породило целое движение, названное старообрядчеством или расколом. Старообрядчество привело к появлению большого потока литературы полемического характера. Послания противника Никона протопопа Аввакума Петровича (1620—1682) и особенно написанное им «Житие» усердно переписывались и распространялись старообрядцами. Аввакум, будучи священником Казанского собора в Москве, резко выступил против реформ Никона, за что был сослан сначала в Тобольск, затем в Даурию, в Мезень и, наконец, был сожжен вместе с ближайшими сподвижниками в срубе. Движение раскольников стало объединять недовольных не только церковным, но и общественным строем. Сам Аввакум писал, что «везде в начальных людях, во всех чинах нет никакой правды».
Раскольники не признавали книг, напечатанных после никоновской реформы, и пользовались в своих службах либо книгами старой печати, либо рукописями. Во второй половине XVIII в. они стали устраивать собственные типографии. Такие типографии строго преследовались. Книги, вышедшие из тайных типографий, часто имели сознательно неверные указания на место их печатания. В некоторых книгах-перепечатках оставлялись дословно старые выходные данные, и лишь по бумаге и шрифту можно определить, что они являются подделкой позднейшего происхождения.
В свою очередь, официальная печать, чтобы отличать исправленные книги от неисправленных, уничтожила все старые орнаментальные украшения и сделала новые деревянные доски для заставок. Во всех рисунках новых заставок обязательно имелся маленький крест, который дает возможность сразу отличить послереформенную книгу от старой.
Еще задолго до раскола в церковные книги иногда вставлялись антицерковные слова и даже целые тексты. Как установил академик Б. А. Рыбаков, в заставках и орнаменте некоторых церковных книг XIV—XV вв. зашифрованы воззвания антицерковного движения стригольников, обличавших церковников в лихоимстве и т. п. На рисунках, сопровождавших обычный религиозный текст, церковь изображалась как вместилище всех пороков и злоупотреблений. В инициалах изображались веселые, а иногда и неприличные сценки из народной жизни и содержались призывы славить бога не бесплодными молениями, а веселым пиршеством и честным трудом. При увеличении вязи орнамента были обнаружены надписи антицерковного содержания. Таким образом, исследование орнамента, инициалов и других деталей даже церковных книг может дать ценную информацию по истории нашего прошлого.
В XVII — начале XVIII в. книги для России печатались и за границей. Так, в Голландии в типографии Яна Тессинга было издано около 20 книг. Напечатаны они кириллицей, но с некоторыми изменениями: значительно уменьшено количество сокращений, введены некоторые буквы из латинского алфавита. В амстердамских изданиях кирилловский шрифт имел предельно упрощенный рисунок, но приспособить церковный шрифт к научным книгам все равно было трудно. В связи с этим под руководством Петра I разрабатывается новый шрифт — гражданский. В 1708 г. новым шрифтом была набрана первая книга «Геометрия словенски землемерие», а в 1710 г. новый шрифт был утвержден Петром I.
Вскоре гражданская типография была переведена из Москвы в Петербург. До 1725 г. в России было напечатано около 300 гражданских книг, их тираж был от 200 до 5 тыс. экземпляров. Заставки, концовки, пышные инициалы, которые являются главным украшением книги как в допетровскую, так и в послепетровскую эпоху, в петровской книге играют второстепенную роль. Красота книги достигалась рисунком шрифта и высоким качеством печати.
В 1727 г. организуется издательство при Академии наук. Первые издания, выпущенные им, — «Комментарии», представлявшие собой периодические сборники трудов академиков. Печатались они на латинском языке. «Комментарии» просуществовали до 1805 г. В 1786—1794 гг. издательство Академии наук выпустило первый Толковый словарь русского языка, созданный под руководством Е. Р. Дашковой. Над составлением словаря трудились известные русские писатели и ученые: Д. И. Фонвизин, И. Г. Богданович, И. И. Лепехин и др. Академия наук в течение всего XVIII в. пользовалась монополией на издание календарей, в которых, кроме обычных сведений, печатались списки важных административных лиц в государстве.
Народная карикатура на Петра I. Лубочная картина. Начало XVIII в.
В 1755 г. был открыт Московский университет и при нем типография, начавшая свою деятельность с выпуска газеты «Московские ведомости». Университет издавал несколько журналов. В XVIII в. в России работало несколько ведомственных (Морской академии, Сухопутного корпуса, Сената и т. п.), а также частных типографий. Крупнейшими частными типографиями были типографии А. Решетникова, М. Пономарева, Ф. Гиппиуса и X. Клаудии. Типография И. К. Шнора издавала труды по научным вопросам. Самым выдающимся среди частных издателей XVIII в. был знаменитый русский просветитель Н. И. Новиков.
Книги XVIII в. обильно украшались виньетками, на них изображались всевозможные венки, гирлянды из цветов, лент, музыкальных инструментов, раковин, характерных для орнаментики стиля рококо. Резвящиеся амуры появляются иногда даже на книгах религиозного содержания. К концу XVIII в. книга приобретает более строгий стиль. Научные издания последних лет XVIII в. обычно лишены украшений. В книгах, издаваемых Академией наук, широко применялись заставки из мелких литых типографических украшений — звездочек, розеток, веточек. Собранные в замысловатую орнаментику, они хорошо сочетались с полосой набора и придавали изданию особую красоту.
Кроме книг, напечатанных обычным типографским способом, в XVIII в. в ходу были издания, оттиснутые с гравированных медных досок. Они печатались на одной стороне бумаги, которая потом складывалась пополам, белой стороной внутрь. Главную роль в них играли иллюстрации, а текст имел второстепенное значение. Эта так называемая лубочная книга имела широкое хождение среди народа. Подобным образом были изданы басни Эзопа, сказки о Еруслане Лазаревиче, о Бове Королевиче, о Ерше Ершовиче и др.
Для развития книжного дела в начале XIX в. большое значение имела деятельность крупнейшего русского библиофила Н. П. Румянцева, который собрал огромную библиотеку, переданную потом государству и составившую ядро теперешней Государственной библиотеки нм. В. И. Ленина. Н. П. Румянцев выступал и как издатель. Он опубликовал немало исторических первоисточников. Известнейшее среди его изданий — «Собрание государственных грамот и договоров» в четырех томах большого формата. По оформлению русская книга первой половины XIX в. во многом превосходила западноевропейскую книгу. Расцвет русской реалистической иллюстрации связан с деятельностью выдающихся художников — графиков и граверов — А. А. Агина, В. Ф. Тимма, П. А. Федотова, Р. К. Жуковского, Е. И. Ковригина, И. С. Щедровского, Г. Г. Гагарина, А. Н. Сапожкова и др. Об одном из изданий («Тарантас» Сологуба) В. Г. Белинский писал: «Вглядитесь в эти лица, мужиков, баб, купцов, купчих, помещиков, лакеев, чиновников, татар, цыган, — и вы согласитесь, что рисовавший их не только мастер рисовать, но и великий художник и знает Россию».
Иллюстрированием книги занимались и такие крупнейшие мастера живописи, как И. Е. Репин, И. К. Айвазовский, В. М. и А. М. Васнецовы, М. А. Врубель, В. А. Серов, К. А. Коровин и многие другие.
Задачи краеведов. В наши дни возможны крупные открытия древних, до сих пор еще неизвестных книг. Об этом говорит приведенный выше пример с «Азбукой» Ивана Федорова. Описывая открытие, академик М. Н. Тихомиров тогда писал: «Залежи печатных книг лежат в провинциальных музеях и архивах, и никто ими не занимается, никто их даже не разбирает. А ведь букварь 1574 г., наверное, не был издан в единственном экземпляре. Не следует ли его поискать в наших библиотеках?»[125].
Такие поиски — первейшая задача историка-краеведа в работе над книгой. Многие важнейшие открытия сделаны местными краеведами. Так, студенты Уральского университета нашли на Урале «Евангелие», изданное в Москве около 1555 г., т. е. оно на 10 лет древнее «Апостола» Ивана Федорова, считавшегося первой печатной книгой на Руси, и другие книги, позволившие им создать у себя Музей книги и древних рукописей.
§ 3. Периодическая печать
Печатные издания, появляющиеся периодически и в определенные сроки, — газеты, журналы, сборники и т. д. называют периодической печатью или просто печатью.
В России первая газета возникла в 30-е гг. XVII в. Называлась она «Куранты». Для нее выбирали из иностранных газет интересные новости и переписывали их в нескольких экземплярах для царя и придворных.
В 1702 г. в Москве начала выходить первая печатная газета «Ведомости», заменившая рукописные «Куранты». Полное название газеты, обозначенное на особом титульном листе, было: «Ведомости о военных и иных делах, достойных знания и памяти случившихся в Московском государстве и в иных окрестных странах». Внешне она представляла собой тетрадку (16?10 см) в 8—16 страниц. Тираж был от 100 до 3 тыс. экземпляров.
Первая печатная газета в России должна была «продаваться в мир по надлежащей цене» с целью «извещения оными о заграничных и внутренних происшествиях русских людей». Первоначально, видимо, предполагалось назвать газету — «Ведомости Московского государства», но большинство номеров имеет заглавие просто «Ведомости», а иногда и вовсе без названия (например, № 22 за 1704 г.) или — «Ведомости Московские». В отдельных случаях газета имела особое название, например: «Юрнал, или поденная роспись, что с мимошедшую осаду под крепостью Нотебурхом чинилась сентября с 26 числа в 1702 году» (номер от 27 декабря 1702 г.). Первые номера «Ведомостей» от 17 и 27 декабря 1702 г. сохранились по рукописным копиям, только с номера от 2 января 1703 г. известны печатные экземпляры.
До 1715 г. «Ведомости» печатались в Москве. Новый шрифт вводился постепенно, позднее чем в других изданиях светского содержания. Одни номера газеты печатались гражданским шрифтом, другие кириллицей, учитывалась привычка населения к старому шрифту. С 1715 по 1719 г. «Ведомости» печатались в Москве и Петербурге, а с 1719 г. большей частью в Петербурге. В 1727 г. газета была передана для печатания в Академию наук и 13 октября 1727 г. стала издаваться под названием «Санкт-Петербургские ведомости» на немецком языке. Русский вариант газеты стал печататься с января 1728 г.[126].
В 1755 г. был открыт Московский университет и при нем типография, начавшая свою деятельность с выпуска газеты «Московские ведомости».
К 1917 г. в России издавалось до 14 тыс. различных периодических изданий. В них печатались и разнообразные краеведческие сведения. Изучение газетных материалов может оказать определенную помощь историкам-краеведам[127], но еще большую информацию по краеведению они получат при изучении журналов.
Первые русские издания журнального типа — это «Примечания» к газете «Санкт-Петербургские ведомости» и «Ежемесячные сочинения, к пользе и увеселению служащих».
С XVIII в. известны многие журналы, среди которых особенно выделяются сатирические издания Н. И. Новикова.
Патриотический подъем в годы с Наполеоном привел к оживлению интереса к русскому народу. В литературных, публицистических и научных журналах все больше стало печататься сведений историко-краеведческого характера. Например, в «Журнале Департамента народного просвещения» (издавался с 1821 г.) были напечатаны статьи: «Историческое, топографическое и статистическое описание Воронежской губернии» (1822, ч. 2—4), «О зырянах: словарь сольвычегодских провинциальных и простонародных слов, в городе и отчасти в округе употребляемых. Собран и пояснен тамошнего уездного училища смотрителем Алексеем Мудровым» (№ 1 за 1823 г.), «Описание Колы» Николая Озерецковского.
В журнале «Вестник Европы» в 1802—1812 гг. было напечатано 10 статей по археологии и этнографии отдельных мест России, а за один 1821 г. было опубликовано более 10 статей только по этнографии народов России. Много материалов по историческому краеведению приведено в журнале «Северный архив», издаваемом с 1832 г. Ф. Булгариным.
Содержательным был историко-краеведческий материал в журнале «Московский телеграф», издававшийся в 1825—1834 гг. Н. Полевым. Журнал этот был чрезвычайно популярным. В. Г. Белинский писал, что «Московский телеграф» был «явлением необычайным во всех отношениях», он «с первой же книжки изумляет всех живостью, новостью, разнообразием, вкусом, хорошим языком, наконец верностью в каждой строке однажды принятому и резко выразившемуся направлению»[128]. В журнале за один 1825 г. только по этнографии было опубликовано 25 статей. Издавались и другие журналы[129].
Особое место для краеведа-историка занимает изучение и сбор периодических изданий, связанных с историей революционного движения в России, особенно большевистской печати.
Боевые традиции партийной печати были заложены ленинской «Искрой», а затем большевистскими органами «Вперед» и «Пролетарий», продолжены и развиты газетами «Звезда» и «Правда». История большевистской печати неразрывно связана с историей нашей партии и подробно изучается в курсе «История КПСС», поэтому ограничимся лишь ссылками на некоторую литературу[130]. Следует подчеркнуть, что, помимо газет, большевики издавали журналы «Просвещение» (1911 —1914), «Мысль» (1910—1911), «Коммунист» (1915) и др. В 1921—1930 гг. издавался специальным журнал «Печать и революция», преобразованный в 1930 г. (после выхода в свет 6-го номера) в журнал «Литература и искусство», который поможет историку-краеведу разобраться в борьбе различных литературных школ и направлений того периода.
Один из первых номеров «Искры».
Местные большевистские организации в предреволюционный период также начали издавать периодические легальные и нелегальные издания: в Москве «Голос труда» (1905), «Борьба» (1905), «Вперед» (1905), «Светоч», «Борьба» (1907—1908), «Рабочее знамя» (1908), «Наш путь» (1913) и др. На Урале, в Екатеринбурге в 1907 г. начала выходить газета «Рабочий» (впоследствии «Уральский рабочий»), в Тюмени — «Тюменский рабочий» (1908—1909); на Кавказе — «Пролетариатис Брдзола», затем «Кавказский рабочий листок» (1905); в Баку — «Гудок» (1907—1908), «Бакинский пролетарий»; в Луганске — газета «Донецкий колокол» (1906—1907) и др.
Особенно активизировалась революционная печать после Февральской революции.
Из других периодических изданий до революции были весьма популярны календари, особенно дешевые сытинские. Издавались специальные календари для юристов, учителей, врачей, «для матерей и хозяек».
Первый русский революционный календарь вышел в Женеве в 1883 г. под названием «Календарь Народной Воли». Тираж его составлял — 1000 экземпляров. На обложке девиз «Колокола» — «Vivos voco!» — «Зову живых!», подчеркивающий преемственность революционных традиций. В 1907 г. большевистское издательство «Зерно» опубликовало в форме календаря пропагандистские материалы. Большим для того времени тиражом в 60 тыс. экземпляров был опубликован «Календарь для всех». Для этого календаря В. И. Ленин специально написал статью «Международный социалистический конгресс в Штутгарте» за подписью «Н. Л-ъ».
В 1907 г. был издан «Календарь русской революции». В 1908 г. издан «Календарь латышских рабочих на 1908 год». В Нижнем Новгороде издан «Календарь крестьянина на 1907 год». В Ростове-на-Дону — «Новый календарь на 1907 год» и др. Все они были запрещены полицией.
Задача историка-краеведа — разыскать старые революционные календари и сберечь их. История их еще не рассказана полностью, а она героична и увлекательна.
Интересны революционные листовки[131]. Они также нуждаются в изучении и сохранении.
Читайте также
II. Письменные источники
II. Письменные источники 1. Греческие и латинские Agathias, Historiac, ed. Dindorf, HGM, II.Amianus Marcellinus, Res Gestae, J. C. Roife, ed. and trans., 3 vols. «Locb Classical Library» (Harvard University Press).Annales Bertiniani, см. Prodentius«Anonymi Belae regis notarii de Gestis Hungaronim Liber», Renim Hungaricarum Monumenta Arpadiana», ed. S. Endlicher (St. Gallen, 1849; перепечатка: Leipzig, 1931).Anscarius, см.
ПИСЬМЕННЫЕ ИСТОЧНИКИ
ПИСЬМЕННЫЕ ИСТОЧНИКИ Все памятники письменности являются важнейшими историческими источниками, которые позволяют восстановить ход конкретных событий, узнать, что волновало людей, к чему они стремились, как строились отношения в государстве на общественном и личном
Письменные источники
Письменные источники На территории Финикии и Сирии обнаружено сравнительно мало надписей, что, возможно, объясняется тем, что во время непрерывных войн древние книгохранилища и архивы безжалостно уничтожались. Среди найденных надписей большой интерес представляют
Письменные источники
Письменные источники Аврелий Виктор. О цезарях / Пер. В. С. Соколова // Римские историки IV века. М., 1997.Аппиан. Римские войны / Пер. С. А. Жебелева и др. СПб., 1994.Арриан. Поход Александра / Пер. М. Е. Сергеенко. СПб., 1993.Вегеций Ренат, Флавий. Краткое изложение военного дела / Пер. С. П.
Письменные источники
Письменные источники Apoll. Sid. — Аполлинарий Сидоний. Письма / Пер. Н. Н. Трухиной // История Древнего Рима. Тексты и документы. Ч. 1. М., 2004.Арр. Bell.Civ. — Аппиан. Гражданские войны/ Пер. С. А. Жебелева // Аппиан. Римские войны. СПб., 1994.Арр. Iber. — Аппиан. Иберские войны / Пер. С. П.
Эламитские и вавилонские письменные источники
Эламитские и вавилонские письменные источники Завоевав Элам и Вавилонию, Кир установил связь с гораздо более древней и сложной цивилизацией. Эти страны показали свою древность давним использованием письменных документов. В течение двадцати пяти веков в Вавилонии была
Письменные источники древнейшей истории славян
Письменные источники древнейшей истории славян Ещё в 1993 году определен обязательный минимум вузовского Государственного образовательного стандарта по всем гуманитарным дисциплинам, включая и историю. На прочной основе школьных курсов студент первоначально должен
Глава 3. ПИСЬМЕННЫЕ ИСТОЧНИКИ О СЛАВЯНСКОМ ПРОИСХОЖДЕНИИ РУСОВ
Глава 3. ПИСЬМЕННЫЕ ИСТОЧНИКИ О СЛАВЯНСКОМ ПРОИСХОЖДЕНИИ РУСОВ На славянское происхождение руси указывают достаточно многочисленные источники, которые не связаны между собой. Уже создатель ПВЛ четко заявил: «а Словеньскыи языкъ и Роускыи одно ее». Понятно, что
Письменные источники, подтверждающие существование предыдущих цивилизаций
Письменные источники, подтверждающие существование предыдущих цивилизаций К ним прежде всего относятся индийские эпосы «Веды», «Рамаяна», «Махабхарата», славянские источники, сочинения Платона «Тимей» и «Критий», священное писание индейцев киче народности майя
2.2. Письменные исторические источники в историческом познании
2.2. Письменные исторические источники в историческом познании Начнем рассуждение с аксиомы: мы – внутри культуры, которой свойственен определенный (но не единственно возможный) тип социальной памяти – казуальный по содержанию, письменный по механизму фиксации,
- Что такое насыщенный цвет
- Что такое библиографическая карточка