Что такое письменный портрет
master_klass
Мастер-класс
каждый из нас – Мастер
Как написать портрет. Памятка для начинающих художников
Сразу оговорюсь, что речь пойдет только о камерном портрете, т.е. портрете, на котором присутствуют голова и плечевой пояс модели, а размер частей тела не превышает их натуральной величины.
Работу над портретом можно разделить на 3 этапа:
1. Композиция
2. Рисунок
3. Живопись
1 . КОМПОЗИЦИЯ Составляя композицию портрета, необходимо подумать о многих вещах, связанных с позой модели, освещением, заранее «увидеть» цветовое решение портрета.
Точное объяснение композиционных задач мыожно найти у Эжене Делакруа: «В композицию художник должен вносить расположение линий, усиливающее настроение, светотень, действующую на воображение, цвет, соответствующий характеру изображаемого». Это обязательно нужно сделать заранее, для того, чтобы портрет был гармоничным, а каждая его деталь как можно ярче выражала главную тему.
Известные композиционные приемы:
Симметрия/ ассиметрия
Контрасты (свето-тени, фактуры, цвета, контуров, размеров)
Вертикали/ горизонтали/диагонал и
Ритм (цветовые пятна, пустоты, повторяемость элементов).
В соответствии с выбраной композицией строится рисунок.
Некоторые «законы» и приемы живописного написания портрета:
Простая палитра лица:
— белила
— кадмий желтый
— охры
— английская красная
— краплак
— зеленая земля
— умбры
— сиены
— кобальт
— улльтрамарин
— ван лик коричневый
— кость жженая
Этапы работы над портретом:
1. Перенос рисунка на холст
2. Свето-тональный 2-х или 3-цветный подмалевок (используемые теплые краски: охры, умбры, земли + белила)
3. Определение натурального (локального) цвета лица и волос, являющихся главной точкой отсчета всего цветового строя произведения
4. «Раскладывание» на палитре всех цветовых пятен на разделы: свет / тень/ полутень/ рефлекс, располагая их на палитре в той же последовательности, что и в натуре, для последующего переноса их на холст
5. Начинать писать с той части лица, которая наиболее ясна
6. Прокладка крупных плоскостей цветовыми оттенками (широкие кисти)
7. Постепенное уточнение форм
8. Детальная проработка
9. Обобщение
Психологический портрет личности: готовый образец написания
Дети выражают свою индивидуальность посредством письма и рисования. Психографологи изучают письмо ребенка и составляют психологический портрет, который может помочь предотвратить возможные расстройства личности и исправить конкретные проблемы в обучении чтению и письму, такие как дислексия. Графология — это техника письменного анализа, основной целью которой является расшифровка личности человека и определение общих характеристик его характера, его интеллекта, его профессиональных способностей и даже состояния его физического и психического здоровья. В материалах этой статьи пойдет речь о психологическим портрете личности, а так же рассмотрим, как составить такой портрет самостоятельно и разберем готовый образец его написания. Тем более, что составлять психологический портрет личности можно не только детям, но и взрослым. Попробуем?
Что представляет собой методика
Поведение людей может быть разным. Иногда предположить возможные реакции и намерения человека крайне необходимо. Прием нового сотрудника на работу, выбор партнера для близких отношений – это лишь малая часть ситуаций, в которых понимание психологического портрета человека будет хорошей помощью в принятии важного решения.
Методика, о которой идет речь, включает в себя комплексную характеристику человека с точки зрения психологии. Портрет позволяет распознать привычную линию поведения личности, предугадать на что способен исследуемый оппонент.
Для чего нужен психологический портрет
Анализ помогает понять: можно ли положиться на человека или лучше держаться от него подальше, доверчив ли он или закрыт от других и прочее. К составлению подобной картины прибегают в работе многие специалисты: психологи, сотрудники полиции, учителя и другие. Этот метод актуален и для простого обывателя, который хочет разобраться в обстоятельствах и сделать верный шаг в отношении выбора общения с тем или иным человеком.
Одним из пионеров этой дисциплины в Испании является графопсихолог Мария Пилар Бесуман, которая более тридцати лет посвятила себя своей практике, начав обучение в Школе юридической медицины Мадридского университета Комплутенсе и расширив обучение во Франции и Германии. Он также получил многочисленные признания за свою работу по содействию распространению этого вопроса.
Ключевые моменты составления психологического портрета
Структура портрета состоит из несколько основных элементов.
Темперамент
Люди проявляют себя по-разному. Некоторые индивиды активны, импульсивны, склонны к бурным реакциям. Другие наоборот спокойны и невозмутимы. Темперамент демонстрирует работу психики человека в динамике.
Существует четыре основных типа:
Стоит учитывать, что в человеке могут совмещаться сразу несколько видов темперамента, один из которых преобладает.
Характер
Индивидуальные свойства поведения человека в жизни отражают характер. Помимо этого, он проявляется в демонстрируемом отношении индивида к действительности, которое выражается в поступках. Основные черты характера закладываются уже в раннем возрасте, однако происходящие события и жизненные обстоятельства влияют на личность и могут привести к изменениям, иногда кардинальным.
Способности
Каждый человек наделен индивидуальными свойствами. Если взять нескольких людей, которые живут в одних и тех же условиях, совсем не обязательно, что они одинаково добьются успеха в одном и том же деле. Способностями можно назвать возможность заниматься определенной деятельностью и приходить к высоким результатам в этой области.
Направленность
У каждого человек существует желание, которое выходит на первый план. Своего рода приоритет. Настрой на конкретный выбор создает направление для движения и действий людей. Невозможно идти к двум противоположным деятельностям одновременно; повернуть и налево и направо. Направленность можно сравнить с конкретным выбранным путем.
Эмоциональность
Это способность человека отображать свои чувства: переживания, тоску, радость, удивление и другие. Эмоциональность характеризуется как ответная реакция на окружающий мир.
Интеллектуальность
Данное качество личности подразумевает накопление человеком знаний, и способность выражать их в жизни. Основные возможности интеллекта закладываются при рождении. Один индивид может уже в детском возрасте хорошо считать и писать. Другому же изучение базовых наук может даваться труднее. Но при желании человека, на интеллектуальность можно влиять и улучшать результаты в любом возрасте.
Умение общаться
Жизнь в социуме предполагает общение. Однако коммуникативные навыки у людей развиты неодинаково. Кто-то имеет способности к легкому выстраиванию диалога с окружением. Для кого-то подобная задача становится проблемой. Тем не менее, данный навык можно развивать. Коммуникабельность важна практически в любой сфере. Отличия лишь в специфике работы и количестве необходимого общения.
Самооценка
Люди имеют представление о самих себе. Подобное личное сформированное мнение называется самооценкой. Она может быть заниженной, завышенной и нормальной. К первой относится принижение своих способностей. Характеризуется склонностью к самобичеванию и желанием всем угодить. Завышенная самооценка подразумевает переоценивание индивидом собственного потенциала. Проявляется в нездоровом эгоизме и высоких требованиям к другим. Последний тип выражается в адекватном восприятии человеком самого себя.
Волевые качества
Возникающие препятствия на пути людей иногда заставляют их проявить силу воли по отношению к ситуации. Внутренний стержень, решимость не сдаваться во благо достижения цели помогают преодолевать трудности и характеризует волю как нельзя лучше.
Самоконтроль
Когда необходимо сдержаться и не выпустить лишние эмоции наружу, люди прибегают к навыку самоконтроля. Пример ситуации – активная провокация конфликта посторонним человеком. Как бы сильно агрессор не шел на скандал, важнее будет внутренне отстраниться от токсичного процесса и пройти мимо. Такой навык позволяет легче переживать трудности и беречь нервы.
Способность к коллективной работе
Умение согласовывать задачи, формировать общий план действий совместно с разными специалистами – это залог удачной работы в команде. Но такая способность проявляется не у всех. Именно поэтому некоторые люди отдают предпочтение индивидуальной деятельности.
Мотивация
Если получение конкретного результата вызывает у человека яркий интерес, вероятнее всего у него появится настрой действовать. Так возникает мотивация. Индивид становится способным раскрыть в себе новые ресурсы и найти силы, чтобы прийти к конечной цели.
Социальные установки
Простыми словами – это образованная в течение какого-либо времени линия поведения человека, на основе которой он принимает решения как поступать. Если не видеть повторяющихся ошибок и не влиять на изменение убеждений, человек может всю жизнь следовать одному и тому же сценарию; попадать в похожие ситуации.
С помощью этой системы можно изменить поведение детей, сделав их в конечном итоге добрее, менее бунтарскими и агрессивными. Например, этот метод позволяет обнаруживать угловое письмо, тип каллиграфии, который обычно характерен для детей, подвергшихся злобным, эгоистичным и очень агрессивным реакциям.
Как составить правильный психологический портрет любого человека
Для того, чтобы получить результат, можно обратиться к специалисту или попробовать сделать это самостоятельно. При составлении портрета следует быть предельно внимательным и ответственно относиться к процессу изучения личности. Важно избегать собственной оценки человека и основываться на фактах; использовать разные методики.
Что нужно учесть при составлении психологической характеристики?
Пример:
Федор Михайлович Достоевский – русский писатель XIX века, автор известных литературных произведений. Анализ произведен на основе общедоступных биографических данных.
Цель составления – узнать, как повлияла линия поведения индивида на его творчество.
Заложенные природные данные писателя и его поведение, безусловно, повлияли на его жизнь и профессиональную деятельность. Сложные периоды привели к внутренним изменениям. Но благодаря этому, творцом были созданы крупные, ныне известные во всем мире произведения. Сама по себе личность сложная. Такой человек тяжело уживается с другими людьми, но индивидуальная работа для него лучший выбор. В данном случае, творчество. Его успех тому подтверждение.
Одной из относительно простых проблем, которые можно обнаружить с помощью этой системы, является проблема дислексии.
Пример и образец написания
В основе примера для составления образца портрета будет некий молодой человек 25 лет, который устраивается работать менеджером в офис.
Вместо заключения
Роль составления психологического портрета человека велика. Он применяется во многих областях жизни: в профессиональной, личной, общественной. При грамотном подходе, расшифровка помогает в решении различных спорных вопросов, касаемо конкретной личности. Подобную технику можно выполнять и по отношению к себе, что позволит выявить новый подход в решении сложных задач.
Пошаговая схема написания портрета и коротко об этом жанре
Портрет это обособленное направление искусства-не каждый может им заниматься, не каждому интересно их писать.
Само слово произошло от французского «portrait». Портрет, как живописная работа не является точной копией изображения человека. Задача в другом-максимально похоже передать черты человека, перенося на холст его внутренний мир, его особенности.
По способу исполнения портреты бывают:
углем или графитом
Что касается стилей, то в наше время их великое множество:
поп-арт, инфинити, фьюжн и многие другие(сейчас появляется много новых ответлений и смешений стилей)
Пошаговая схема написания портрета.
На самом деле техник написания много. Каждый художник пишет так, как его научил в школе, как ему удобно: со временем вырабатывается своя технология написания, осваиваются новые приемы.
В данном портрете я поступила так(на фотоколлаже ниже все три этапа):
1. Сделала построение карандашом.
2. Усилила контуры акрилом (взяла умбру жженую). Положила цветовые пятна. Они помогают при дальнейшей работе с цветом. Использовала синтетические кисти. Они идеально подходят для акрила и гуаши.
3. Наметила тональные отношения, углубила работу свето-тенью, оттенками цветов.
В конце, когда красочный слой высыхает, я покрываю работу акриловым лаком. Несмотря на то, что акрил сам по себе влагоустойчив, лак дает дополнительную защиту.
СОДЕРЖАНИЕ
Портрет в семнадцатом веке
Портрет в восемнадцатом веке
В « Дени Дидро» именно живописный портрет является поводом для повествовательного автопортрета, созданного в форме художественной критики картин и статуй, созданных с его изображением. Таким образом, ему не понравилась картина Луи Мишеля ван Лоо, изображающая его:
Вполне живо; это его мягкость, его живость; но слишком молодой, голова слишком маленькая, симпатичная, как женщина, глазеющая, улыбающаяся, милая, легкая поцелуем, больной рот […] Сверкающий крупным планом, энергичный издалека, особенно кожа. К тому же хорошо смоделированы красивые руки, кроме левой, которая не прорисована. Мы видим это спереди; его голова обнажена; его серые пучки с его драгоценностью делают его похожим на старую кокетку, которая все еще очаровательна; должность государственного секретаря, а не философа. Ложность первого момента повлияла на все остальное.
Философ обвинил жену художника в том, что она помешала ему быть самим собой: «Это эта сумасшедшая, мадам Ван Лоо, которая пришла посплетничать с ним, когда он писал, она придавала ему такой вид и все испортила». Дидро начал воображать, каким был бы его портрет:
Если бы она взяла клавесин и импровизировала, или пела
Non ha ragione, неблагодарный, Un core abbandonato
или какое-то другое произведение того же жанра, чувствительный философ принял бы совершенно другой характер; и портрет был бы эффектен. Или, что еще лучше, его оставили в покое и предали его задумчивости. Так, если бы рот был приоткрыт, его рассеянный взгляд был бы унесен, внутренняя работа его головы была бы нарисована на его лице, и Мишель сделал бы прекрасный поступок.
После критики портрета, на котором он изображен, он пишет:
Но что скажут мои маленькие дети, когда придут сравнить мои грустные работы с тем смеющимся, милым, женоподобным старым флиртом?
Он сообщает им: «Дети мои, говорю вам, что это не я», и обязуется записать настоящий портрет себя самого:
За один день у меня было сотня разных физиономий, в зависимости от того, что меня подействовало. Я был безмятежным, грустным, мечтательным, нежным, жестоким, страстным, полным энтузиазма; но я никогда не был таким, как вы видите меня там. У меня был большой лоб, очень живые глаза, широкие черты лица, голова, совсем как у древнего оратора, дружелюбие , очень близко отражающее глупость и деревенский характер былых времен. Без преувеличения всех особенностей гравюры, сделанной карандашом Грёза, я был бы бесконечно лучше. У меня есть маска, обманывающая художника; либо слишком много слилось воедино, либо впечатления моей души сменяют друг друга очень быстро и окрашивают все мое лицо: глаз художника не находит меня одинаковым от одного момента к другому; его задача становится намного труднее, чем он думал.
По словам Дидро, только одному художнику удалось создать его живописный портрет, в котором он узнает себя, и это Жан-Батист Гаранд : по очевидной иронии судьбы этот успех был результатом случайности:
Это никогда не было сделано хорошо, кроме бедного дьявола по имени Гаранд, который поймал меня, как бывает с дураком, который говорит доброе слово. Кто видит мой портрет Гаранда, тот видит меня. Ecco il vero Pulcinella.
Однако Мари Дю Деффан раздражает не столько ее дух или то, как она его использует, сколько причуды женщины:
Но это не то, что мне в ней не нравится. Мне сегодня удобно и будет очень приятно, как только приедет Формент. Что для меня невыносимо, так это ужин. Она выглядит сумасшедшей во время еды; она разбивает цыпленка в блюде, где его подают, затем кладет в другое, приносит бульон, чтобы полить его, точно такой же, как тот, который она готовит, а затем берет крыло, затем тело, из которого она только ест половину, а потом она не хочет, чтобы мы переворачивали теленка, чтобы разрезать кость, чтобы не размягчить кожу; она режет кость со всей возможной болью, прогрызает половину ее, потом возвращается к своей курице; это длится два часа. У нее на тарелке груды обглоданных костей и высосанных шкур, и за это время либо мне до смерти скучно, либо я ем больше, чем следовало бы. Любопытно видеть, как она ест бисквит; это длится полчаса и в том-то и дело, что она ест как волк. Это действительно приводящее в ярость упражнение.
Мари Дю Деффан завершает этот портрет эксцентрика, связывая ее со своим собеседником: «Мне очень жаль, что у вас с ней есть нечто общее, что вы не можете хоть на минуту побыть в покое». После чего она заключает, в соответствии с философией смирения и незаинтересованности, которую она защищает, временный характер того, что ей придется пережить на этой «праздничной встрече»:
Портрет девятнадцатого века
Эволюция повествовательного портрета не остановилась в девятнадцатом веке, а, напротив, стала более утонченной и приобрела нюансы благодаря вмешательству Сент-Бева в произведения или критике таких литературных портретов.
Портрет ХХ века
Путешествие портрета по ХХ веку продолжилось современным романом. У Натали Сарро (в «Портрете инконну») черты не фиксированы, временность играет свою роль в жанре движущегося портрета, прогрессивного, фрагментированного, как в жизни человека.
Что такое письменный портрет
Роль портрета в литературе
Виды портретов в литературе
Психологический портрет
Психологический портрет – это не просто описание внешности героя, а изображение его особенностей внутреннего мира с помощью внешних черт. Писатели акцентируют внимание на тех деталях, которые передают информацию о мыслях, мировоззрении, переживаниях и амбициях персонажа. Выделяют 2 основных типа психологического портрета в литературе:
Вот как Григорий сам себя описывает: «…все читали на моем лице признаки дурных чувств, которых не было; но их предполагали – и они родились. Я был скромен – меня обвиняли в лукавстве: я стал скрытен».
Складывается ощущение, что перед нами – привлекательный и бесстрашный мужчина, но иногда он чувствует себя слабым, словно ребенок. Внешность Печорина и его мысли, поступки наглядно показывают противоречивость натуры. Офицер – человек неплохой, но все ему в жизни скучно, и по его вине страдают окружающие люди.
Контрастный портрет для создания образа литературного героя использовал А.С. Пушкин в романе «Евгений Онегин». Вспомним 8-ую главу произведения: «Но ей ничто не изменило: в ней сохранился тот же тон…у ней и бровь не шевельнулась, не сжала даже губ она». Тут Татьяна напоминает словно неподвижную статую, в которой совершенно нет никаких чувств. Но в финале Онегин видит девушку рыдающей над его письмом, что раскрывает ее подлинные эмоции. Такой резкий контраст между напускным равнодушием и приливом чувств показывает, сколько на самом деле пережила страданий Татьяна, что у нее нежная и ранимая натура.
Лейтмотивный портрет
В литературных произведениях по типу локализации портретные характеристики могут быть экспозиционными и лейтмотивными. Первые более распространены, и представляют собой описание персонажа с первых строк его появления произведения. В свою очередь, в лейтмотивном варианте герой изображается понемногу на протяжении всего произведения. Кроме того, писатель может акцентировать внимание на одних и тех же деталях несколько раз, чтобы они прочно ассоциировались у читателя с описанным персонажем.
Яркий пример лейтмотивного литературного портрета – это многие произведения Льва Николаевича Толстого. В романе-эпопее «Война и мир» автор регулярно упоминает о лучистых глазах княжны Марьи, подчеркивая ее красоту, немного большеватом рте Наташи, обаятельной и живой, любознательной девушки.
С помощью лейтмотивного портрета героя писатель также может описывать его становление личности на протяжении всего времени действия произведения, подчеркивать его изменения в лучшую или худшую сторону. Читатель понимает, что происходит не только с внешним обликом, но и с внутренним миром персонажа.
Экспозиционный портрет
Экспозиционный портрет – это подробное изображение внешности героя в художественном произведении при первом его появлении в произведении. Зачастую писатели акцентируют внимание читателя на тех деталях в облике персонажа, которые выдают в нем представителя конкретного социального слоя. Кроме того, могут упоминаться особенности телосложения, жестов, мимики, стиля одежды и т.д.
Экспозиционное изображения внешности часто встречается у представителей «натуральной школы» середины 19-го века. Авторы в деталях описывали мелких чиновников, купцов и т.д., чтобы в целом отразить перед читателями особенности социальной группы, к которой принадлежит герой. Экспозиционное описание портрета характерно больше для писателей-реалистов.
Идеализирующий портрет
Идеализирующее описание внешности персонажа было распространено начиная со времен фольклора и заканчивая началом 19-го века, когда популярность приобрели романтические произведения. Как правило, такие портреты литературных героев чаще всего встречались в высоком жанре, то есть одах, героических поэмах, трагедиях и т.п. Подобные произведения отражали исторические события, образ жизни правителей и храбрых воинов, героев мифологии, так что писателям было важно акцентировать внимание именно на положительных чертах персонажей.
К примерам идеализирующего портрета в русской литературе можно отнести «Песню про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» М.Ю. Лермонтова. Вот как описывается образ красавицы Алены Дмитревны: «..ходит плавно — будто лебедушка… молвит слово – соловей поет…как заря на небе божием».
Гротескный портрет
Гротескный портрет литературного героя часто встречается в произведениях смехотворного, комедийно-фарсового характера. Отличительная черта такого описания внешности состоит в том, что внимание акцентируется не на духовном, а на материальном начале в самом персонаже. Как правило, в сатирическом портрете человеческое тело подается гротескно, то есть с чрезмерным преувеличением, причудливо комически и нереалистично. Образ персонажа лишен общепринятых идеалов (стройной фигуры, привлекательного выражения глаз, правильных черт лица и т.д.). Часто встречаются слишком большие щеки, носы, животы, преподнесенные словно карикатурно.
Яркий пример гротескного портретного описания – произведение «Дикий помещик» Михаила Салтыкова-Щедрина. Пример видим уже с первых строк: «И был тот помещик глупый, читал газету «Весть» и тело имел мягкое, белое и рассыпчатое». С помощью такого гротескного описания внешности героя в литературном произведении автор подчеркивает его внутренние черты. Складывается ощущение, что персонаж не только глуп, но и ленив, не привык к тяжелой работе, предпочитает вести праздную жизнь, наполненную приземленными удовольствиями.
Характеристики персонажей также могут подаваться с помощью приема гротескного параллелизма. Такая черта присуща многим произведениям Гоголя, который постоянно использовал сравнения, размывающие границы между предметами. За счет такого приема эти объекты словно «превращались» друг в друга. Множество подобных описаний присутствует в поэме «Мертвые души». Например: «Черные фраки мелькали и носились врознь и кучами там и там, как носятся мухи на белом сияющем рафинаде в пору жаркого июльского лета» и далее: «они влетели… чтобы только показать себя».
Такое необычное портретное описание ассоциирует «жесты» мух с «жестами» мужчин, присутствующих на балу. Складывается ощущение, что это уже не насекомые оказались на балу, чтобы «показать себя», а сами гости явились на званый вечер с этой целью.