Что такое письмо 5 класс

Русский язык. 5 класс

Конспект урока

Перечень рассматриваемых вопросов

Письмо – сообщение, поздравление, просьба, написанное на бумаге, предназначенное для отправки на расстояние.

Конверт – бумажный пакет, сохраняющий тайну послания.

Адрес – пункт назначения письма, местонахождение лица, которому оно предназначено.

Индекс – цифровое условное обозначение населённого пункта.

Почтальон – человек, разносящий письма, газеты, журналы.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Из-за тридевять земель

Мчит бумажный Журавель.

Мог бы он лететь и дальше,

Но нырнул в почтовый ящик.

1. Написанный текст, посылаемый для сообщения чего-нибудь кому-нибудь.

2. Одно из основных средств связи между гражданами, учреждениями, организациями и предприятиями

3. Общение на расстоянии. В письмах люди не только что-то сообщают друг другу, но и договариваются о делах, помогают друг другу советами.

4. Обобщённое название различных по содержанию документов, пересылаемых по почте.

Письмо помогает людям общаться в тех случаях, когда общение вживую или невозможно, или затруднительно.

Запомните следующие определения:

Письмо – сообщение, поздравление, просьба, написанное на бумаге, предназначенное для отправки на расстояние.

Конверт – бумажный пакет, сохраняющий тайну послания.

Адрес – пункт назначения письма, местонахождение лица, которому оно предназначено.

Индекс – цифровое условное обозначение населённого пункта.

Почтальон – человек, разносящий письма, газеты, журналы.

Познакомьтесь с планом письма.

1. Вступление: приветствие или обращение – имя того, кому предназначено письмо.

2. Основная часть: изложение информации.

3. Заключение: выражение уважения, любви к адресату, благодарность, уверенность в дружбе, просьба писать, прощание.

4. Подпись. Дата написания письма.

5. P. S. (та информация, которую забыли написать в письме)

Рассмотрим примеры писем. Первое – благодарственное письмо учительнице. Для написания письма используются такие опорные слова:

Второе письмо – личное письмо другу. Опорные слова:

–Хочу рассказать тебе о

–Я очень скучаю без тебя

– С нетерпением жду ответа

Обратите внимание на то, что для написания писем разного характера используются разные опорные слова и различная лексика.

Запомните, что письмо начинается с обращения, а заканчивается подписью и датой.

Рассмотрим пример письма.

У нас всё нормально. Родители купили мне три золотые рыбки. В выходные мы ездили в лес за клюквой и грибами. Я нашла три подберёзовика и несколько груздей.

Важно не только правильно написать письмо, важно правильно заполнить конверт.

В левом верхнем углу заполняется строка от кого это письмо, ниже указывается адрес отправителя и индекс почтового отделения.

– В правом нижнем углу вы должны написать, кому адресуете письмо, а ниже куда, в какой населённый пункт, указав при этом его индекс.

В каждом почтовом отделении есть справочник, где можно уточнить индекс каждого населённого пункта России. Если вы правильно всё заполните, то ваше письмо обязательно дойдёт до адресата.

Посмотрите на заполненный конверт.

Примеры заданий из Тренировочного модуля

Выбор элемента из выпадающего списка

Выберите неправильное обращение в письме к учительнице.

Для выполнения задания нужно применить алгоритм:

Вспомнить, как нужно обращаться к учительнице в письме. Обращения Б), В) и Г) являются приемлемыми при написании письма учительнице, обращение А) более подходит для обращения к другу.

Подчеркивания / зачеркивания элементов

Подчеркните опорные слова для написания письма другу.

Дорогой, я очень скучаю без тебя, сердечно благодарю, напиши мне, уважаемый, желаю, с уважением, друг, хочу рассказать тебе, с нетерпением жду ответа.

Чтобы выполнить это задание, необходимо применить алгоритм:

Вспомнить, какие опорные слова можно использовать при написании письма другу. Слова «дорогой, сердечно благодарю, уважаемый, желаю, с уважением» больше подходят для написания письма взрослому, а для друга приемлемыми являются слова «я очень скучаю без тебя, напиши мне, друг, хочу рассказать тебе, с нетерпением жду ответа».

Дорогой, я очень скучаю без тебя, сердечно благодарю, напиши мне, уважаемый, желаю, с уважением, друг, хочу рассказать тебе, с нетерпением жду ответа.

Источник

Конспект урока на тему «Письмо» в 5 классе

Педагогические цели: Создать условия для осмысления теоретических знаний по теме, отработки навыка правильного написания и оформления писем, выбора средств обучения с учётом особенностей учащихся 5 класса; содействовать развитию грамматически правильной речи, использованию формул этикета, принятых в письме.

Предметные : знают определение слов письмо, адрес, адресат, адресант; различают виды писем по цели общения, правильно расставляют знаки препинания при обращении; знают и правильно употребляют прописную букву в именах собственных; умеют составлять текст, опираясь на знание структуры письма.

Личностные : понимают роль такого вида общения между людьми как письмо; осознают чувства ответственности по отношению к слову; адекватно судят о причинах своего успеха или неуспеха с другими людьми; проявляют познавательный интерес к учебному материалу.

— познавательные: формулируют ответы на вопросы по изучаемой теме; строят речевые высказывания; умеют анализировать языковой материал, делать выводы; развивают логическое и критическое мышление у учащихся при составлении письма;

— регулятивные : правильно воспринимают и решают учебную задачу, планируют своё действие; адекватно используют свою деятельность на уроке

— коммуникативные : умеют конструктивно взаимодействовать в групповой работе; слушают друг друга.

Сегодня к нам в гости пришёл почтальон Печкин. Он нам что-то принёс. Ответ вы узнаете из загадки.

Правильно! Это письмо. Отгадка – тема нашего урока.

— Что мы сегодня узнаем на уроке?(Какие бывают письма, какие части включает письмо, какую роль играет обращение в письме, как доставить радость близким и родным людям.)

-Письмо… Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите это слово? Назовите свои ассоциации.

Письмо – 1.Написанный текст, посылаемый для сообщения чего-нибудь кому-нибудь. 2.Умение писать. 3.Система графических знаков для передачи, запечатления речи. 4. Манера художественного изображения.

— Что вы заметили? Это слово однозначное или многозначное?

V .Изучение нового материала.

Эпиграфом нашего урока являются слова поэтессы Татьяны Кузовлёвой: «Прошу тебя, пиши мне письма! В наш громкий век им нет цены…»

— Как вы поняли слова поэтессы?

-Зачем люди пишут друг другу?

Чего не хватает коротким электронным сообщениям или мобильным звонкам?

3. Продолжение беседы. Виды писем

4. Заполнение конверта, просмотр паронимов

5. работа по учебнику. упр.222, стр.101.

Обсуждение упражнения, составление плана.

-Познакомьтесь с планом письма и запишите его в тетрадь

1.Вступление: приветствие или обращение – имя того, кому предназначено письмо.

2.Основная часть: изложение информации.

3.Заключение: выражение уважения, любви к адресату, благодарность, уверенность в дружбе, просьба писать, прощание.

4.Подпись. Дата написания письма.

1. Сообщение, поздравление, просьба, написанное на бумаге, предназначенное для отправки на расстояние.(письмо)

2. Бумажный пакет, сохраняющий тайну послания.(конверт)

3. Пункт назначения письма, местонахождение лица, которому оно предназначено.(адрес)

4. Цифровое условное обозначение населённого пункта. (индекс)

5. Человек, разносящий письма, газеты, журналы.(почтальон)

-Над какой темой вы работали?

-Что узнали? Как теперь понимаете слова эпиграфа?

-Что удалось? Какое задание вызвало у вас затруднение?

-Что ещё хотели бы узнать по теме?

-Дайте оценку нашей работе: выберите одну из предложенных карточек и покажите мне. Урок понравился- карточку с улыбающимся лицом, нет – карточку с грустным лицом.

-А сейчас передайте свои письма почтальону. Он вручит их адресатам.

Напишите письмо своему товарищу, упр.225, стр.103

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Источник

Конспект урока на тему «Письмо» (5 класс)

Конспект урока по русскому языку в 5 классе.

Тип урока: Ввод новых знаний с опорой на изученный материал и жизненный опыт.

Педагогические цели: Создать условия для осмысления теоретических знаний по теме, отработки навыка правильного написания и оформления писем, выбора средств обучения с учётом особенностей учащихся 5 класса; содействовать развитию грамматически правильной речи, использованию формул этикета, принятых в письме.

Предметные : знают определение слов письмо, адрес, адресат, адресант; различают виды писем по цели общения, правильно расставляют знаки препинания при обращении; знают и правильно употребляют прописную букву в именах собственных; умеют составлять текст, опираясь на знание структуры письма.

Личностные : понимают роль такого вида общения между людьми как письмо; осознают чувства ответственности по отношению к слову; адекватно судят о причинах своего успеха или неуспеха с другими людьми; проявляют познавательный интерес к учебному материалу.

— познавательные: формулируют ответы на вопросы по изучаемой теме; строят речевые высказывания; умеют анализировать языковой материал, делать выводы; развивают логическое и критическое мышление у учащихся при составлении письма;

— регулятивные : правильно воспринимают и решают учебную задачу, планируют своё действие; адекватно используют свою деятельность на уроке

— коммуникативные : умеют конструктивно взаимодействовать в групповой работе; слушают друг друга.

Образовательные ресурсы: 1.Учебник «Русский язык 5 класс». Автор- Т. А Ладыженская и др.

Мы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться.

— Я очень рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что в течение урока оно будет только улучшаться. Сегодня к нам в гости пришёл почтальон Печкин. Он нам что-то принёс. Ответ вы узнаете из загадки.(Учитель загадывает загадки. Слад №1)

Из-за тридевять земель
Мчит бумажный Журавель.
Мог бы он лететь и дальше,
Но нырнул в почтовый ящик.

2 Целевая установка.

Правильно! Это письмо. Отгадка – тема нашего урока.

— Что мы сегодня узнаем на уроке?

-какие бывают письма;

— какие части включает письмо;

-какую роль играет обращение в письме;

-как доставить радость близким и родным людям. Слайд №2)

— Что такое письмо? ( Слайд №4)

Письмо – 1.Написанный текст, посылаемый для сообщения чего-нибудь кому-нибудь. 2.Умение писать. Учиться чтению и письму. 3.Система графических знаков для передачи, запечатления речи. 4. Манера художественного изображения. Толковый словарь С.И.Ожегова

Письмо –одно из основных средств связи между гражданами, учреждениями, организациями и предприятиями.(С.И.Ожегов).

Письма- бесценные свидетельства времени, исторические документы. Их нужно собирать и бережно хранить.

Письма к родным и близким- выражение нашего внимания, заботы, любви.

— Что вы заметили? Это слово однозначное или многозначное?

Письмо относится к величайшим изобретениям человечества. Письмо помогает людям общаться в тех случаях, когда общение звуковым языком или невозможно, или затруднительно. Уже давно сложились поговорки о преимуществах письма перед устной речью: «Слово не воробей: вылетит – не поймаешь», но «Что написано пером, не вырубишь топором», что примерно соответствует латинской поговорке: Verba volant – scripta manent – «Слова летают, надписи остаются».

Слово не воробей: вылетит — не поймаешь.

Слово — серебро, молчание — золото.

Слова хороши, если они коротки.

Сказанное слово — было да нет, а написанное живет век.

Слово — ветер, а бумага — грунт (беларус.).

Пишут не пером, а умом.

На кончике пера — сила меча (азерб.).

Что написано пером, того не вырубишь топором.

Не красна книга письмом, а красна умом.

Без языка нет человека, а тем самым не может быть и письма. Письмо на всех этапах развития человека – добавочный, вторичный способ общения. Но это отнюдь не означает, что письмо всегда передавало прямо язык. Передача графическими средствами языка с его грамматикой и фонетикой – очень поздний этап развития письма; в более ранние эпохи письмо могло и не передавать элементов языка, но тем не менее быть орудием общения.

4. Изучение нового материала.

1. История возникновения письма…

Первыми писчими материалами были камень, металлы и их сплавы. В Библии упоминается (Иов, 19:24) о несостоявшейся мечте воспользоваться «резцом железным с оловом». Древние римляне писали хроники на бронзе, а легионеры перед боем выражали свою последнюю волю на металлических пряжках или ножнах мечей…. дерево, листья деревьев,

1) Глиняная табличка
— древнейший письменный инструмент, просуществовавший почти без изменений тысячелетия. Глиняные таблички появились там, где возникла первая
письменность,
— в Египте и Месопотамии. Они представляли собой деревянные дощечки со слоем сырой глины на лицевой поверхности
На глиняной табличке писали тростниковыми или костяными палочками. Затем табличку подсушивали. Происхождение письма
было вызвано необходимостью обмениваться информацией. Первые письма отправлялись только в военных целях и были широко распространены в Ассирии, Персии, Египте. Тогда использовались пешие или конные гонцы, которых сейчас назвали бы курьерами.

Пергамент
имел целый ряд преимуществ и всего один недостаток. Преимущества заключались в
чрезвычайной
прочности и долговечности материала. Чернильную надпись на пергаменте можно было смыть и использовать полотнище повторно. Срок службы пергамента определялся механической прочностью выделанной кожи и был, по сути, неограниченным. Книгу, написанную на пергаменте, можно было свернуть в свиток, сложить вдвое или вчетверо. Пергамент не темнел, не пересыхал, не трескался и не ломался. Полотнища пергамента можно было сшивать, получая листы очень большого размера. Можно было брошюровать листы пергамента, переплетать их в кодексы — в тетрадки по 4 листа и, соответственно, по 16 страниц.
Недостаток пергамента заключался в трудоемкости производства, что приводило к его непомерной дороговизне.

В Европе массовое изготовление пергамена для печатных книг просуществовало до 16 в., но этот крепкий и долговечный материал пользуется спросом и поныне – на нем печатают дипломы и важные документы, создают произведения каллиграфическогоискусства. Так, еще в 19 в. патентная документация Великобритании и США оформлялась в виде печатных или рукописных пергаменов.

Папирус. Хотя папирус также, строго говоря, не является бумагой, именно он был тем первым писчим материалом, которому присущи многие свойства современной бумаги.

Построение смысловых ассоциаций.

-Письмо… Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите это слово? Запишите ассоциативный ряд к этому слову в тетради. Назовите свои ассоциации.(Письмо-бумага, ручка, перо, конверт, марка, рассказ- сообщение-информация- известие- поздравление – просьба- общение, корреспонденция. Слайд. №3)….

— Прокомментируйте свои ассоциации.

— Чем отличается письменное общение от устного?

Эпиграфом нашего урока являются слова поэтессы Татьяны Витальевны Кузовлёвой: «Прошу тебя, пиши мне письма! В наш громкий век им нет цены…» (Слайд №5)

— Как вы поняли слова поэтессы?

-Зачем люди пишут друг другу?

Чего не хватает коротким электронным сообщениям или мобильным звонкам?

2. Сообщение ученика.

Мы живём среди людей, и главное в нашей жизни – возможность устного и письменного общения, при помощи которого мы передаём свои мысли, чувства, эмоции, получаем и сообщаем информацию. Устная речь возможна лишь при непосредственном общении людей, а когда нас разделяют тысячи километров на помощь приходит письмо. До середины двадцатого века письмо было основным средством общения людей на расстоянии. Затем появился телефон, а сейчас – Интернет. Вследствие чего письмо всё реже используется людьми как средство общения. А ведь это не совсем справедливо. Почему мы ждем писем от близких нам людей? Мы ждём именно писем, а не звонков? Ответ очевиден: письма помогают общаться душою. Письмо – это художественное произведение, искусство слова. А чего не хватает коротким электронным сообщениям или мобильным звонкам? Им не хватает теплоты, душевности, ведь, когда читаешь письмо, словно разговариваешь с близким тебе человеком. В этом заключается тайна письма.

3. Продолжение беседы.

Сообщение, поздравление, просьба, написанное на бумаге, предназначенное для отправки на расстояние.(письмо)

Бумажный пакет, сохраняющий тайну послания.(конверт)

Пункт назначения письма, местонахождение лица, которому оно предназначено.(адрес)

Цифровое условное обозначение населённого пункта. (индекс)

Человек, разносящий письма, газеты, журналы.(почтальон)

-Познакомьтесь с планом письма и запишите его в тетрадь. (Слайд №10)

1.Вступление: приветствие или обращение – имя того, кому предназначено письмо.

2.Основная часть: изложение информации.

3.Заключение: выражение уважения, любви к адресату, благодарность, уверенность в дружбе, просьба писать, прощание.

4.Подпись. Дата написания письма.

5.P. S.(та информация, которую позабыли написать в письме)

-Выполните тестовое задание. (Слайд №11)Укажите номер предложения, в котором есть обращение.

1.Вечером мои друзья ждали меня в театре.

2.Что мне снег, что мне зной, когда мои друзья со мной.

3.Друзья мои! Прекрасен наш союз…

4.Друзья познаются в беде.

— Докажите правильность своего ответа.

-Что такое обращение?

-Где может стоять обращение в предложении?

-Как выделяется обращение?

— В какой части письма может стоять обращение?

VI. Контрольно- проверочное задание.

-Сегодня мы будем учиться писать письма различного характера. Для этого разделимся на 2 группы. Свои письма мы отправим по назначению с почтальоном Печкиным, который дожидается наших писем.

Задание для первой группы:

Напишите благодарственное письмо учительнице.

Задание для второй группы:

Напишите другу личное письмо о делах в классе.

Хотим рассказать тебе о ________________________________________

Мы очень скучаем без тебя_____________________________________

Напиши нам о _______________________________________________

С нетерпением ждём ответа____________________________________

После окончания работы учащиеся проводят защиту групповых проектов.

2. Правила заполнения конверта.

-Что нужно сделать, чтобы письмо дошло до адресата?

-Давайте правильно подпишем конверт.(Слайд №12)

VII. Итог урока. Рефлексия деятельности.

-Над какой темой вы работали?

-Что узнали? Как теперь понимаете слова эпиграфа?

-Что удалось? Какое задание вызвало у вас затруднение?

-Что ещё хотели бы узнать по теме?

-Дайте оценку нашей работе: выберите одну из предложенных карточек и покажите мне. Урок понравился- карточку с улыбающимся лицом, нет – карточку с грустным лицом.

-А сейчас передайте свои письма почтальону. Он вручит их адресатам.

VIII. Домашнее задание.

Выполните одно из заданий (на выбор):

Напишите письмо любимому сказочному герою.

Ответьте, о чем бы вы хотели попросить в письме Деду Морозу?

Источник

Урок русского языка в 5 классе «Письмо. Виды писем»

Урок русского языка в 5 классе по теме «Письмо. Виды писем

Цель урока:

— расширять знания учащихся о письмах, об истории письма,

— познакомить с видами писем;

— учить правильному написанию личного письма, правилам заполнения конверта;

— расширять словарный запас и кругозор обучающихся.

— развивать творческие способности учащихся

— воспитывать интерес к предмету.

Форма организации познавательной деятельности: фронтальная, коллективная, индивидуальная

Тип урока: развитие речи

Оборудование: тетради, интерактивная доска, презентация, русско-татарский словарь, словарь С. И. Ожегова.

Эпиграф к уроку: Прошу тебя, пиши мне письма!

В наш громкий век им нет цены.

Ход урока

1. Орг. момент. Мотивация деятельности.

— Здравствуйте, ребята! Рада видеть вас бодрыми и жизнерадостными! Я вижу, что к уроку вы уже приготовились, достали все необходимое.Но предлагаю сделать еще вот что: давайте закроем на несколько секунд глаза, вспомним о чем-нибудь хорошем и улыбнемся. Каждый из нас, улыбнувшись, вызвал в себе добрые чувства, передал частичку своей доброй энергии окружающим и тем самым сделал этот мир чуточку добрее. Да и в любом деле главное – доброе начало.

2. Беседа по вопросам.

-Ребята! Часто ли в вашей семье получают письма?

— А кто вам пишет? О чем рассказывают письма?

-А вы сами пишете письма?

-Знаете ли вы, как правильно заполнить конверт?

— Ребята, а зачем пишут письма?

— Почему в наше время письмам нет цены?

-На все эти вопросы мы получим ответы на сегодняшнем уроке.

3. Постановка проблемного вопроса и сообщение темы урока.

— Попробуйте определить тему урока. (СЛАЙД 1)

Письмо. Виды писем.

— Записываем тему в тетрадь, а на слайде прочитаем, чему мы сегодня научимся. (СЛАЙД 2)

• Познакомимся с разными видами писем;

• узнаем о правилах написания писем;

• научимся заполнять конверт;

• выберем тему для участия в конкурсе, будем учиться писать письма личного характера.

— Эпиграфом к уроку я предлагаю взять слова Н. Кузовлевой, литератора, переводчицы. (Слайд 3)

— Как вы понимаете эти слова?

— Вернемся к эпиграфу в конце урока.

4. Лексическая работа

— Что такое письмо? (Ответы учащихся)

— Где мы можем узнать точное лексическое значение слова «письмо»? (СЛАЙД 4)

Письмо- написанный текст, посылаемый для сообщения чего-нибудь. (С. И. Ожегов).

Письмо – одно из основных средств связи между гражданами, учреждениями, организациями и предприятиями. (С. И. Ожегов).

Письмо- хат,мктп, написать письмо- хат язу. (русско-татарский словарь).

Письмо- это общение на расстоянии. В письмах люди не только что-то сообщают друг другу, но и договариваются о делах, помогают друг другу советами.

Письма к родным и близким- выражение нашего внимания, забота любви.

Письмо- это обобщенное название различных по содержанию документов, пересылаемых по почте.

5. История письма.

— Как же давно начали писать письма? Обратимся к истории.

— С древнейших времен человек ведет переписку с себе подобными. Глиняные таблички, берестяные грамоты, письма на пергаменте. Неважно на чем, но человек старался высказать свои мысли и чаяния посредством письма. Уже тогда существовали деловые письма, с помощью которых человек осуществлял обмен информацией, делал предложения и вел переговорное общение. Первыми письмам на Руси были берестяные грамоты. (СЛАЙД 5) Постепенно, с изобретением бумаги, письма приобрели тот вид, к которому мы сейчас привыкли. (СЛАЙДЫ 6,7).

6. Словарный диктант.

Отгадать и записать слова.

Тот, кому адресовано послание (адресат); тот, кто пишет это послание (адресант); сообщение, поздравление, послание, просьба, написанные на бумаге, предназначены для отправки на расстояние (письмо); бумажный пакет, сохраняющий тайну послания (конверт); пункт назначения письма, местонахождение лица, которому оно предназначено (адрес); цифровое условное обозначение населенного пункта (индекс); человек, разносящий письма, посылки, телеграммы (почтальон). (Слайд 8)

— Ребята, пришло время познакомиться со всеми видами писем, узнать их роль. (По ходу работы составляем в тетради опорную схему-таблицу и подробно разбираем примеры и упражнения в учебнике :

1) Деловые письма:

-Ребята, как вы думаете, кто пишет деловые письма и с какой целью?

-Очень часто ваши родители, руководители предприятий и учреждений по почте получают такие деловые письма, в которых содержится важная информация, указания вышестоящих руководителей, распоряжения, предписания. На бланке такого письма обязательно должны быть штамп организации, подпись должностного лица и оттиск печати (заполнение первой части таблицы).

2) Дружеские письма (близким, друзьям, родственникам):

-Дружеские письма играют очень большую роль в жизни людей. С их помощью люди общаются, раскрывают своё отношение к тому, что они видели, слышали, переживали. В таких письмах могут быть изложены самые заветные мысли и желания, о которых можно писать только близкому человеку.Поэтому есть важное правило: не читать чужих писем! Образцы таких писем есть в упражнениях 214, 215.

Одно из них – письмо Николая Островского к своей матери (ученик читает выразительно).

— К какому стилю относится этот текст? (разговорному)

— Найдите в письме обращения (милая мама, моя родная, моя славная труженица)

-Когда вы подрастёте, и придёт время покинуть родной дом, не забывайте своих матерей, пишите им письма, звоните, помните и цените своих родителей! (заполнение второй части таблицы).

Остановимся подробнее на этом виде писем и обратим внимание на детали оформления писем:

3) Поздравительные письма.

-Для чего люди пишут поздравительные письма? (ответы учеников)

Верно, чтобы поздравить со знаменательным событием – днём рождения, свадьбой, праздниками. И для этого чаще всего используются поздравительные открытки. (Зачитываю отрывки из Новогоднего письма от Деда мороза)

4) Письма в газету.

-В этих письмах ребята рассказывают о своих делах, увлечениях, проблемах, просят совета или помощи. Послушайте одно из таких писем (подготовленный ученик зачитывает письмо из газеты)

Я живу в деревне Ивановка. У меня очень много друзей. Однажды летом мы отправились купаться на пруд. Соседские мальчишки начали спорить, кто из них лучше плавает. Но, к сожалению, спор мирно разрешить не удалось – Вася с Мишей подрались. Когда мы приближались к дому, у Мишки синел фингал под глазом. Его мама стала выяснять, что случилось? Мальчишки стали придумывать разные небылицы, наговаривая друг на друга. А Мишке в это время стало совсем плохо – закружилась голова. Мама Миши ещё настойчивей требовала рассказать всю правду, и я не выдержал – я же знал, как было на самом деле! Я рассказал правду! А мальчишки сказали, что я – предатель, и они со мной больше не будут дружить. Как мне поступить? Посоветуйте, пожалуйста!

— Ребята, какой совет вы могли бы дать Ване из деревни Ивановка? (быть честным правдолюбивым, справедливым при любых жизненных обстоятельствах, так как быть таким человеком и другом – это не позор, а гордость для родителей и окружающих людей. (Так же рассказываю о личном опыте написания письма в газету).

5) Письма – источник знаний о прошлом.

-Ребята, из уроков истории вам должны быть известны берестяные грамоты, они писались на бересте. Их писали жители Новгорода ещё в Х веке. В этих письмах учёные находят материалы о том, как жили люди в прошлом на Руси, о том, что их тревожило и заботило.

Если в ваших семьях хранятся письма с фронта, прочитайте их вместе с папой или мамой, дедушкой или бабушкой.

Берегите такие письма! В них запечатлена история твоей семьи, а эта частица истории нашей страны, нашей Родины.

Предлагаю послушать отрывок из книги В. Разумневич «Письма без марок» (читает подготовленный ученик).

Сегодня мы с папой читали дедушкины письма. Они старенькие-престаренькие, без конвертов и марок – сложены треугольником.

Дедушка в письмах называл папу Вовой. Это потому, что папа тогда был маленьким, его даже на войну не пустили.

Летом мы с папой поедем туда, где воевал дедушка, откуда он присылал свои письма.

Мы найдём могилу дедушки и положим на неё цветы.

Я теперь всю зиму буду ждать лета.

Целую тебя. До скорой встречи.

Твоя внучка Наташа

Летом Наташа вместе со своим папой поехала в Подмосковье, туда, где во время Великой Отечественной войны в боях сражался её дедушка.Там папа достал один из треугольничков и прочитал: «…нахожусь в настоящее время недалеко от Москвы, там, где наши предки громили Наполеона, а теперь мы бьём Гитлера. Наши бойцы своей грудью прикрывают любимую столицу, стоят твёрдо и непреступно, надёжнее любой крепости. Гитлеровцы здесь не пройдут. Мы разобьём озверелого врага…»

-Ребята, очень важно помнить и не забывать подвиг наших героев, наших земляков, которые завоевали 66 лет назад Великую Победу! Об этих суровых днях мы можем узнать из фронтовых писем наших земляков, которые хранятся в школьном музее (демонстрирую музейный экспонат).

6) Письма, которые стали книгой (литературный жанр).

— Ребята, иногда писатели создают художественные произведения в форме писем, переписки. Вспомним, например, рассказ А. П. Чехова «Ванька» (подготовленный ученик зачитывает отрывок из рассказа). Есть такие произведения и в нашей современной литературе. Книга А. Алексина так и называется «Коля пишет Оле. Оля пишет Коле» (демонстрирую библиотечное издание). Письма многих писателей, художников, учёных, собранные в специальных книгах, помогают лучше узнать, как они жили, как создавали свои произведения, о чём думали, что их волновало.

8. Определение частей письма.

Письмо состоит из:

1. Приветствие и (или) обращение – название того, кому предназначено письмо.

2. Вступление – извинение, вопросы, отражающие интерес к жизни адресата, любезности в его адрес, пожелания.

3. Основная часть – изложение информации, интересующей адресата.

4. Заключение – выражение уважения, любви, преданности, прощения, прощания.

5. Подпись. Дата.

— Что нужно сделать, чтобы письмо дошло до своего адресата? Действительно, необходимо правильно заполнить конверт. (работа со СЛАЙДОМ 10)

Правила заполнения конверта:

От кого Загирова С. Р.

Откуда ул. Восточная, д. 9

Бураевский район, Республика Башкортостан

Кому Бадамшину Д. Д.

Куда ул. Парковая, д. 78, кв. 1, г. Уфа

Индекс 675843 (Слайд 11)

— А теперь попытаемся заполнить чистый конверт, используя маркер интерактивной доски. (работа со СЛАЙДОМ 12)

9. Восстанови письмо, правильно распределив части. Определи вид письма. (Письмо-просьба). (Слайд 13)

1. С уважением, ученица 7-го класса Лилия Г.

2. Буду с нетерпением ждать вашего ответа.

3. Помогите, пожалуйста, узнать, действительно ли это так и моя мечта никогда не исполнится!

4. Мне очень хочется стать подводником. Мои подруги говорят, что лучше не думать об этом, потому что это не женская профессия. Мальчишки просто смеются надо мной. Говорят, девчонок туда не берут.

5. Дорогая редакция!

6. Может быть, есть специальные клубы подводников, куда можно поступать девушкам? Или есть особая система самостоятельной спортивной подготовки? Ведь я понимаю, что эта профессия требует и специальных знаний, и очень хорошей физической подготовки.

10.Закрепление изученного материала:

Подходит к завершению наш урок. Сейчас мы обобщим все, о чем говорили на уроке.

Понятийный диктант «Что такое? Кто такой?» (СЛАЙД 14).

1. Сообщение, поздравление, просьба, написанные на бумаге, предназначенные для отправки на расстояние.

2. Бумажный пакет, сохраняющий тайну послания.

3. Пункт назначения письма, местонахождение лица, которому оно предназначено.

4. Цифровое условное обозначение населенного пункта.

5. Человек, разносящий письма, посылки, телеграммы.

6. Человек, которому адресовано письмо.

7. Слова приветствия в письме:…

8. Слова прощания в письме:…

Проверка диктанта. (СЛАЙД 15)

1. Письмо

До свидания! До встречи!

— Вернемся к эпиграфу. Права ли Н. Кузовлева,говоря: «Прошу тебя, пиши мне письма! В наш громкий век им нет цены»? (Слайд 16)

— Что сегодня узнали нового?

— Чему на уроке научились?

Не зря Антон Павлович Чехов говорил: «Пишите друг другу письма, ведь они помогают нам жить, делая нас добрее». (Слайд 17)

Вы знаете, что на протяжении нескольких лет ФГУП «Почта России» проводит Всероссийский конкурс «Лучший урок письма». Неоднократно ученики и педагоги нашей школы принимали в нем участие. В этом году конкурс проходит по следующим номинациям (СЛАЙД 18).

Используя рекомендации, полученные на уроке, написать сочинение по одной из предложенных тем конкурса (СЛАЙД 18)

«Отечество славлю, которое есть, но трижды – которое будет».

• «Письмо в 2017 год: Какой будет природа России через 100 лет?»

«Есть такая профессия – Родину защищать…»

• «Году экологии посвящается: Что я делаю, чтобы сохранить природу России»

«Рецепты счастливой семьи»

«У меня дома живет амурский тигр».

• «Представим, что через десять лет ты стал президентом банка. Твои первые шаги…».

14. Итоги урока

Письмо требует времени, а при бешеном ритме нашей жизни его хватает разве что на телефонный звонок. Это удобнее.Но мы должны помнить: при этом теряется очень важная вещь. Ведь письмо “ дышит “ эмоциями, теплотой.Мысль водит рукой- в этом есть нечто божественное: невыразимое обретает форму. Письмо позволяет сказать то, о чем, может быть, не решаешься сказать вслух. Письма – те же мемуары, документы эпохи, живые свидетели прошлых лет. Пишите письма! Сколько бы лет не прошло, они сохраняют душевное тепло своих авторов.

Урок русского языка в 4 классе «Правописание возвратных глаголов» Тема: Правописание возвратных глаголов. Цели: развивать умение распознавать глаголы в форме 3-го лица и в неопределённой форме; познакомить.

Урок русского языка в 1 классе «Правописание сочетаний жи-ши» Тема: Правописание сочетаний жи-ши. Цель урока: учиться правильно писать слова с сочетаниями жи-ши; отрабатывать умение безошибочно писать.

Урок русского языка в 1 классе «Однозначные и многозначные слова» Открытый урок по русскому языку в 1 классе Тема «Однозначный и многозначные слова» Ход урока. Долгожданный дан звонок! Кто готов начать.

Урок русского языка «Обособление определений» в 11 классе Автор: Г. С. Зайнуллина, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ д. Казмашево Абзелиловского района Республики Башкортостан Русский язык.

Урок русского языка в 4 классе «Неопределённая форма глагола» Урок русского языка в 4 классе Тема: Неопределённая форма глагола Цели: расширять представления об особенностях неопределённой формы глагола;.

Урок русского языка в 4 классе «Предложение и словосочетание» Тема: Предложение и словосочетание Цели: повторить признаки однородных членов предложения; развивать умения находить главные и второстепенные.

Урок русского языка в 5 классе «Предложения с обращениями» Цели урока: Знать: понятия обращение, звательная интонация; функции обращения в предложении; различия между подлежащим и обращением.

Урок русского языка в 6 классе «Разряды имен прилагательных» Цели: узнать разряды прилагательных; развивать опознавательные признаки качественных, относительных и притяжательных.

Урок русского языка в 7 классе «Деепричастие как часть речи» Цель: познакомить учащихся с понятием «деепричастие», с его грамматическими особенностями, местом и ролью деепричастий, деепричастных оборотов.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *