Что такое питание овз
Как обеспечить ребенка-инвалида бесплатным питанием в школе?
У кого есть право на бесплатное двухразовое питание?
Школьники с ОВЗ имеют право на бесплатное двухразовое питание. Для этого нужно:
– обучаться в школе в очной или заочной форме (на дому);
– иметь статус обучающегося с ОВЗ (подтверждается заключением ПМПК).
Обратите внимание: если ребенок обучается в форме семейного образования, федеральным законом компенсация за его питание не предусмотрена. Тем не менее, рекомендуем вам ознакомиться с региональным законодательством –возможно, такая компенсация предусмотрена на уровне субъекта Российской Федерации (область, край, республика), в котором вы проживаете.
Каким законом гарантировано право на бесплатное двухразовое питание?
В соответствии с ч. 7 ст. 79 ФЗ от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, проживающие в организации, осуществляющей образовательную деятельность, находятся на полном государственном обеспечении и обеспечиваются питанием, одеждой, обувью, мягким и жестким инвентарем. Иные обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья обеспечиваются бесплатным двухразовым питанием.
Должна ли школа при организации питания учитывать пищевые ограничения ребенка?
Да, образовательная организация обязана принимать во внимание пищевые ограничения ребенка, подтвержденные медицинскими документами. У многих детей с ОВЗ есть определенные ограничения в диете, подтвержденные медицинскими заключениями. Право на бесплатное двухразовое питание будет реализовано только в том случае, если при организации питания школа будет учитывать особые потребности и ограничения каждого ребенка. До момента обеспечения ребенку подходящего питания семья должна иметь возможность обеспечивать ребенка питанием самостоятельно. Администрация школы обязана создать необходимые условия для хранения такого питания и приема пищи ребенком совместно с его сверстниками. При этом любые препятствия к самостоятельному обеспечению питанием в случае наличия у учащегося подтвержденных ограничений в диете должны быть устранены.
Как обеспечивается питание при обучении ребенка на дому?
Ваш ребенок должен быть обеспечен сухим пайком или получать денежную компенсацию за питание. Согласно разъяснениям Минобрнауки «дети-инвалиды, имеющие статус обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, получающие образование на дому, должны обеспечиваться сухим пайком или получать компенсацию за питание в денежном эквиваленте» (Письмо Минобрнауки России от 14 января 2016 года № 07-81 «Об осуществлении выплат компенсации родителям (законным представителям) детей, обучающихся на дому»). При этом состав сухого пайка должен соответствовать специальной диете ребенка.
Что делать, если ребенок вообще не обеспечивается питанием?
Во-первых, точно определите срок, в течение которого ребенок не обеспечивается питанием. Например, некоторые семьи детей, обучающихся на дому, не получают компенсации или сухого пайка в течение нескольких лет. Аналогично, некоторые семьи детей, обучающихся очно, сообщают, что несмотря на их заявления и жалобы на неподходящее по диете питание, состав рациона не менялся и ребенок не мог питаться в школе. В этих случаях вы имеете право в судебном порядке требовать взыскания со школы денежной компенсации в пределах срока исковой давности – то есть за последние три года. Во-вторых, нужно настаивать на обеспечении ребенка питанием. А при отказе это сделать- обращаться в прокуратуру или суд.
Как добиться предоставления ребенку питания согласно его специальной диете?
1. Получите заключение или рекомендацию лечащего врача о том, что ребенок нуждается в соблюдении специальной диеты.
2. Подайте в школу заявление об организации питания ребенка с учетом имеющихся у него пищевых ограничений. К заявлению приложите заключение или рекомендации врача, а также заключение ПМПК (см. шаблон «Заявление об организации питания»).
3. Дождитесь ответа школы. Если в организации специального питания вам будет отказано, обратитесь с жалобой к учредителю школы. Информацию об учредителе вы можете найти в уставе школы. Как правило, копия устава размещена на официальном сайте школы (см. шаблон «Жалоба на отказ предоставить специальное питание»).
4. Если обращение к учредителю школы не принесло результата, обратитесь в прокуратуру с просьбой подать в суд иск в защиту интересов вашего ребенка.
5. Если прокуратура откажется выйти в суд в защиту интересов ребенка, юристы горячей линии по инклюзивному образованию РООИ «Перспектива» помогут вам в дальнейшем обжаловании (ссылка на форму обращения).
Как добиться предоставления компенсации (сухого пайка) при обучении ребенка на д
1. Получите в школе или в органе образования информацию о том, в какой форме возможна реализация права ребенка на бесплатное питание в вашем регионе при обучении на дому. Например, в некоторых регионах родители могут выбрать – получать денежную компенсацию или сухой паек. Но в большинстве регионов предусмотрена лишь одна форма реализации права – только компенсация или только сухой паек.
2. Подайте на имя директора школы заявление о предоставлении ребенку компенсации за питание или сухого пайка (см. шаблон «Заявление о получении компенсации за питание (сухого пайка)»). Если в вашем регионе предусмотрена выдача сухого пайка, в заявлении укажите о наличии у ребенка пищевых ограничений, подтвержденных медицинскими документами. Приложите копии справок/заключений в качестве подтверждения.
3. Дождитесь ответа школы. Если в предоставлении компенсации или сухого пайка будет отказано, обратитесь с жалобой к учредителю школы. Информацию об учредителе вы можете найти в уставе. Как правило, копия устава размещена на официальном сайте школы (см. шаблон «Жалоба на отказ предоставить специальное питание»).
Если обращение к учредителю школы не принесло результата, обратитесь с жалобой в прокуратуру.
Как получить компенсацию за период, в котором питание или компенсация за него ре
1. Внимательно посчитайте период, в течение которого питание или компенсация за него ребенку не предоставлялись. Вы имеете право взыскать через суд компенсацию в пределах последних трех лет (см. ст. 196 ГПК РФ).
2. Соберите заявления о предоставлении питания, которые вы подавали в школу, а также ответы на них. Если вы подавали жалобы в органы образования или прокуратуру по вопросу питания, также соберите эти жалобы и поступившие вам ответы.
Обратите внимание, что само по себе отсутствие таких заявлений не всегда является препятствием для взыскания компенсации за отсутствие питания при обучении ребенка в очной форме. Тем не менее, проблемы могут возникнуть, если вы пытаетесь получить компенсацию в случае обучения ребенка на дому (так как не соблюден заявительный порядок).
3. Подайте в прокуратуру заявление о выходе в суд в интересах вашего ребенка для взыскания компенсации за период, в который не предоставлялось питание или компенсация за него. Заявление подается в прокуратуру по месту нахождения школы. Если прокуратура примет решение о выходе в суд, вам не придется самостоятельно представлять интересы своего ребенка в суде. Это сделает помощник прокурора самостоятельно.
4. В случае получения отказа от прокуратуры, обжалуйте это решение вышестоящему прокурору (см. шаблон «Жалоба вышестоящему прокурору»). Если такая жалоба не принесет результата, вы имеете право обратиться в суд самостоятельно.
Информация об условиях питания обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ОВЗ
МБОУ СОШ №86 совместно с ООО «Комбинат питания «Школьно-базовый» обеспечивает организацию питания обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ОВЗ в соответствии с требованиями, установленными СанПиН 2.3/2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения».
Документация при назначении обучающимся бесплатного питания ведётся в строгом соответствии с требованиями, установленными Постановлением Администрации города Екатеринбурга от 18.11.2020 № 2373 «Об организации питания обучающихся в муниципальных общеобразовательных организациях во втором полугодии 2020/2021 учебного года», Административным регламентом предоставления услуги «Предоставление льгот для детей, обучающихся в муниципальных общеобразовательных учреждениях», утвержденным Постановлением Администрации города Екатеринбурга от 05.09.2018 № 2206 «Об утверждении Административного регламента предоставления услуги «Предоставление льгот для детей, обучающихся в муниципальных общеобразовательных учреждениях».
В соответствии с Приказом Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 10.04.2020 № 360-Д (в редакции от 09.09.2020) «О назначении, выплате и определении размера денежной компенсации на обеспечение бесплатным питанием отдельных категорий обучающихся, осваивающих основные общеобразовательные программы с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в государственных образовательных организациях Свердловской области
и обособленных структурных подразделениях государственных образовательных организаций Свердловской области, в отношении которых функции и полномочия учредителя осуществляются Министерством образования и молодежной политики Свердловской области, муниципальных общеобразовательных организациях, расположенных на территории Свердловской области, частных общеобразовательных организациях Свердловской области по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам» (далее – Приказ от 10.04.2020 № 360-Д) предусмотрена денежная компенсация
на обеспечение бесплатным питанием:
— одноразовым питанием – детей-сирот; детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; детей из семей, имеющих среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в Свердловской области; дети из многодетных семей;
В соответствии с вышеуказанными нормативно-правовыми актами, основаниями для получения денежной компенсации родителями (законными представителями) с 01 сентября 2020 года, при реализации общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных технологий являются:
решение высшего должностного лица Свердловской области о введении на территории Свердловской области ограничительных мероприятий (карантина) на основании предложений, предписаний Главного государственного санитарного врача по Свердловской области и его заместителей;
предписания Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области и его территориальных отделов о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.
В соответствии с Порядком определения размера денежной компенсации на обеспечение бесплатным питанием отдельных категорий обучающихся, осваивающих основные общеобразовательные программы
с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий утвержденным Приказом от 10.04.2020 № 360-Д (в редакции от 09.09.2020), а также в соответствии с письмом Министерства образования
и молодежной политики Свердловской области от 23.10.2020 № 02-01-81/12186
«О размере денежной компенсации на обеспечение бесплатным питанием отдельных категорий обучающихся» учитывается средняя стоимость одноразового питания, рассчитанная в соответствии с нормами питания, утвержденными СанПиН 2.4.5.2409-08.
Таким образом, размер компенсации устанавливается исходя из стоимости набора продуктов питания, установленного муниципальным контрактом для соответствующей категории обучающихся.
Формирование культуры питания у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в дошкольном учреждении
Формирование культуры питания у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в дошкольном учреждении
Правильное питание – одно из важнейших условий сохранения здоровья ребёнка, его нормального роста и развития.
Поскольку дети проводят большую часть дня в детском саду, то именно на воспитателей ложится обязанность научить ребенка полезно, вкусно, красиво и, самое главное, аккуратно питаться. Уроки этикета начинаются уже в раннем возрасте. Ребенок учится не только правильно вести себя за столом, но и уверенно пользоваться столовыми приборами, быть опрятным и вежливым.
Перед педагогами сегодня встает вопрос, как обучать детей культуре питания, общепринятым в обществе правилам поведения за столом и даже создать условия, способствующие повышению культуры поведения в семье.
-дети не умеют правильно сидеть за столом во время приема пищи;
— не всегда используют салфетку;
— не знают названия блюд;
-не соблюдают правила поведения за столом;
-не всегда используют столовые приборы по назначению.
Формирование культуры питания у дошкольников может быть реализовано через три основных направления:
1. Формирование представлений о значении правильного питания для работы всего организма и отдельных внутренних органов; роли пищевых веществ для нормальной работы и развития каждого живого организма; полезности различных продуктов и блюд.
2 . Воспитание культуры поведения за столом.
Организация детского питания напрямую связана со столовым этикетом и формированием у детей культуры поведения за столом. Знакомство и овладение навыками столового этикета позволяет дошкольнику быть уверенным в себе. Задача воспитателей, а также родителей – научить ребенка правильно вести себя за столом, быть обходительными в застольном общении
3. Соблюдение гигиенических требований
Воспитатель должен учить детей мыть руки перед едой, умение пользоваться столовыми приборами и салфетками следует вырабатывать с раннего возраста. Формирование представлений о значении правильного питания.
Детей первой младшей группы (2-3 года) учат:
самостоятельно мыть руки перед едой, насухо вытирать их полотенцем;
опрятно есть, держа ложку в правой руке;
вытираться салфеткой после еды;
благодарить после еды.
после окончания приема пищи выходить из-за стола и задвигать стул.
Детей второй младшей группы (3-4 года) учат:
самостоятельно и аккуратно мыть руки с помощью мыла, насухо вытираться полотенцем, вешать полотенце на свое место;
правильно пользоваться столовыми приборами;
кушать аккуратно: не крошить хлеб, пережевывать пищу с закрытым ртом.
Детей средней групп (4-5 лет,) учат:
брать пищу небольшими порциями;
правильно пользоваться столовыми приборами (вилкой, ложкой, ножом);
сидеть с прямой спиной;
правильно пользоваться салфеткой;
аккуратно составлять посуду после еды;
относить за собой часть посуды.
Дети старшей групп (5-6 лет) з акрепляют умения правильно пользоваться столовыми приборами (вилкой, ножом), есть аккуратно, бесшумно, сохраняя правильную осанку за столом.
Продолжают прививать навыки культуры поведения: выходя из-за стола, тихо задвигать стул, благодарить взрослых.
Дети подготовительной к школе группы (6-7 лет) закрепляют полученные навыки культуры поведения за столом: не кладут локти, сидят прямо, тщательно пережевывают пищу, правильно пользуются столовыми приборами.
По мере взросления ребенка его навыки поведения за столом совершенствуются.
Условия формирования культурно-гигиенических навыков:
1. Формировать культурно-гигиенические навыки необходимо последовательно и постепенно с учетом возрастных особенностей ребенка
2. Процесс обучения культурно-гигиеническим навыкам у детей с ограниченными возможностями здоровья должен осуществляться с учетом личностно – ориентированных моделей воспитания и должен быть направлен на создание реальных возможностей.
Самое главное мы должны ориентироваться не на биологический возраст, а на реальный уровень развития ребенка
Одним из определяющих факторов в правильной организации воспитания и обучения детей является строгое соблюдение распорядка дня.
Формирование привычек и навыков осуществляется под непосредственным педагогическим воздействием взрослых и всей окружающей обстановки. Ребенок, достигая под воздействием взрослого успеха в овладении гигиеническими навыками, становится более умелым, более независимым от взрослого, уверенным в своих возможностях. Данный результат создает мотивационную основу для коррекции (как в психическом, так и личностном плане) имеющихся отклонений у ребенка и обеспечивает последующую его социализацию.
Прочность, гибкость навыков и привычек зависит от ряда факторов: условий, своевременности начала этой работы, эмоционального отношения ребенка к выполняемым действиям, систематичности упражнений детей в определенных действиях.
6. Обучать детей правилам поведения за столом можно как на специально организованных занятиях, так и во время приема пищи. Завтракая и обедая вместе с детьми, воспитатель должен демонстрировать им правила этикета, разумность и необходимость их соблюдения.
Во время приема пищи на чистом столе должны находиться общие предметы, необходимые во время еды: хлебница, салфетница, по возможности ваза с цветами.
Общение с детьми во время еды требует тщательной психологической подготовки. Известно, что поддерживать беседу – это мастерство, научиться которому непросто. Главное – разговоры не должны носить ни обучающего, ни назидательного характера. Темы должны быть нейтральными. Например, можно поговорить о продуктах, из которых приготовлен обед, или о том, что из еды больше всего детям нравится, и т. д. При этом пожелание “Приятного аппетита” – обязательно!
Правильная и красивая сервировка стола поднимает аппетит и создает доброжелательный настрой у окружающих. Умение вести себя за столом, пользоваться столовыми приборами и салфетками развивает у детей уверенность в себе. Во время приёма пищи воспитатель объясняет, разъясняет им красоту этикета, разумность и необходимость его соблюдения во время застолья. Между людьми, принимающими пищу, возникают более тесные взаимоотношения: ребенок воспринимает воспитателя как часть родственного сообщества, доверяет ему и прислушивается к его словам.
Воспитатель детского сада руководствуется задачами, сформулированными в программах.
Правила сервировки стола
В зависимости от времени приема пищи столы сервируются по-разному.
К полднику стол сервируется, как и на завтрак — с единственным отличием: не подается масло.
Формы привития культуры питания
В средней группе дети закрепляют навыки сервировки стола. Во втором полугодии обязанностей прибавляется: расставить блюдца, которые предварительно поставила на стол нянечка, вложить в стаканы салфетки, убрать после еды хлебницы и стаканы с салфетками.
В старшей и подготовительной группах дежурные могут самостоятельно сервировать стол и прибираться после приема пищи. В обязанности дежурных входит не только расстановка посуды, но и например, складывание тканевых салфеток. Это занятие очень способствует развитию мелкой моторики руки.
Как известно, аппетит во многом зависит от того, насколько «вкусно» выглядит еда, красиво сервирован стол. Можно почитать и разучить с детьми стихи:
Мы дежурные сегодня.
Станем быстро помогать,
Аккуратно и красиво
Все столы сервировать.
Что сначала нужно сделать?
Будем руки чисто мыть.
Потом фартуки наденем,
Начнем скатерти стелить.
Мы салфетницы поставим,
А на самый центр стола –
Хлеб душистый, свежий, вкусный.
Хлеб всему ведь «голова».
Вокруг хлебниц хороводом
Блюдца с чашками стоят.
Ручки чашек смотрят вправо,
В блюдцах ложечки лежат.
Мы тарелки всем поставим,
Вилки, ложки и ножи.
Не спеши, как класть подумай,
А потом уж разложи.
Ложка рядышком лежит.
Нож от ложки отвернулся,
На тарелочку глядит.
Ну а слева от тарелки
Нужно вилку положить.
Когда станем есть второе,
Нет полезнее продуктов — вкусных овощей и фруктов!
Очень важно спозаранку есть за завтраком овсянку.
Черный хлеб полезен нам и не только по утрам.
Помни истину простую: лучше видит только тот,
Кто жует морковь сырую, или сок морковный пьёт.
От простуды и ангины помогают апельсины.
Ну, а лучше съесть лимон, хоть и очень кислый он.
Методика организация питания детей с ОВЗ в дошкольном учреждении
1. Работа по организации питания обучающихся, в том числе детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, осуществляется под руководством воспитателей, младших воспитателей и заключается:
— в создании безопасных условий при подготовке и во время приема пищи;
— в формировании культурно-гигиенических навыков во время приема пищи детьми.
2. Получение пищи на группу осуществляется строго по графику, утвержденному заведующим учреждением.
3. Привлекать детей к получению пищи с пищеблока категорически запрещается.
4. Перед раздачей пищи детям младший воспитатель обязан:
— промыть столы горячей водой с мылом;
— тщательно вымыть руки;
— надеть специальную одежду для получения и раздачи пищи;
— сервировать столы в соответствии с приемом пищи.
5. К сервировке столов могут привлекаться дети с 3 лет.
Важным моментом в правильной организации питания является хорошая сервировка, она играет большую роль для развития аппетита ребёнка.
Посуда должна быть небольшого размера, а главное привлекательной: с изящным рисунком, красивой формы. Вилки следует давать детям, начиная с младшей группы. Детей 5-6 лет нужно приучать пользоваться и вилкой, и ножом, но они должны быть соответствующего размера… Для детей младшего возраста удобны обыкновенные детские глубокие тарелки; для детей 5—6 лет лучше иметь среднего размера (на 300 —400 г).
Хорошо иметь мелкие тарелки двух размеров: десертные — за завтраком и полдником и мелкие, соответственно размеру глубоких тарелок,— для вторых блюд. Форма чашек удобнее прямая или суженная кверху, а не наоборот, такие чашки более устойчивые. Столовые ложки для малышей удобны десертные, старшим детям, можно давать обычные. Нужны и чайные ложки для компота, творога и других блюд.
Для каждой группы желательно по возможности иметь свою посуду, отличную по оформлению от посуды другой группы. Детям бывает очень приятно, когда, перейдя в другую группу, они увидят другой рисунок на своей чашке и тарелке.
Хорошая сервировка стола имеет большое значение для улучшения аппетита детей и закрепления культурных навыков. В приготовление столов для питания активное участие принимают дежурные.
Дежурства вводятся во второй младшей группе в конце года, ставят перед ребёнком только одно условие: помочь младшему воспитателю накрыть на стол только тем детям, которые сидят вместе с ним. Ребёнок раздаёт ложки, ставит хлебницы, стаканы с салфетками. Понимание обязанности ещё не доступно детям четырёх лет, и было бы неправильно выдвигать перед ними такое требование. В руководстве детьми педагог опирается на их интерес к процессу деятельности, создаёт эмоционально-положительное отношение к нему, объясняет необходимость потрудиться и всячески поощрять любую попытку ребёнка проявить самостоятельность. Он формирует у детей представление о значимости труда дежурных, об очерёдности в выполнении порученного дела: «Сегодня Серёжа позаботится о своих товарищах, будет дежурным за этим столом. А на тот стол будет накрывать Настя, на другой – Дима. Всем сразу неудобно работать. Пусть сегодня они потрудятся для всех, а завтра другие дети, которые рядом с ними сидят. Так по очереди все будут помогать няне».
В средней группе, если дежурства организуются впервые, воспитатель использует в начале года (сентябрь – октябрь) те же приёмы. Что и в младшем возрасте, с тем чтобы узнать, насколько дети овладели умениями, дать им привыкнуть к условиям жизни в группе. Во второй половине года, когда умения детей станут прочнее, можно увеличить объём их работы. Например, дежурным можно поручать расставлять блюдечки, поставленные на стол няней, и носить по две чашки с раздаточного стола на детские столы. Дежурные сами наполняют стаканы салфетками. Дети убирают посуду после еды: каждый ребёнок ставит свою тарелочку на другую, обращаясь с просьбой к другому приподнять ложку. Выходя из-за стола, он может взять свою чашку и отнести её на раздаточный стол. Дежурные убирают со стола хлебницы, стаканы с салфетками, а няня – сложенные тарелки.
Дежурства в старшей и подготовительной к школе группах детского сада, постепенно усложняется и по содержанию труда, и по формам объединения детей, и по требованию к самостоятельности в процессе работы, и по самоорганизации в процессе деятельности. Смена дежурных проводится ежедневно.
В содержание труда дежурных по столовой входит полная сервировка стола, уборка после еды. При организации работы дежурных воспитателю приходится уделять внимание ещё одному вопросу – сочетание работы дежурных с самообслуживанием детей. Например, после еды должны ли всё убирать дежурные или что-то каждый убирает за собой?
Наиболее целесообразной будет такая организация уборки, при которой естественно сочетается работа дежурных и каждого ребёнка. Например, каждый ребёнок после еды отодвигает свою тарелку на середину стола, складывая её на другие, а чашку с блюдцем относит на раздаточный стол. (При этом важно понаблюдать за тем, чтобы дети не задерживались возле раздаточного стола и не создавали там беспорядка. Этого не будет, если детям удобно и они приучены складывать посуду аккуратно.)
6. С целью формирования трудовых навыков и воспитания самостоятельности во время дежурства по столовой воспитателю необходимо сочетать работу дежурных и каждого ребенка (например: салфетницы собирают дежурные, а тарелки за собой убирают дети).
7. Во время раздачи пищи категорически запрещается нахождение детей в обеденной зоне.
8. Подача блюд и прием пищи в обед осуществляется в следующем порядке:
— во время сервировки столов на столы ставятся тарелки с хлебом;
— разливают III блюдо;
— в салатницы, согласно меню, раскладывают салат (порционные овощи);
— подается первое блюдо;
— дети рассаживаются за столы и начинают прием пищи с салата (порционных овощей);
— по мере употребления детьми блюда, младший воспитатель убирает со столов салатники;
— дети приступают к приему первого блюда;
— по окончании, младший воспитателя убирает со столов тарелки из-под первого;
— подается второе блюдо;
— прием пищи заканчивается приемом третьего блюда.
9. Прием пищи педагогом и детьми может осуществляться одновременно.
11. В о время приема пищи учим детей есть с боковой части ложки, не набирать полную ложку, не тянуть суп из ложки, не облизывать ее. Последнее правило особенно важно при еде вторых и третьих блюд. Объясняем детям, что нельзя дуть в ложку или в тарелку, потому что брызги могут попасть на скатерть или на соседа.
Такие блюда, как мясные и рыбные котлеты, жареная или отварная рыба, картофельные котлеты, творожники, омлет, яичница, разные запеканки, учим отделять ребром вилки по кусочку и съедать его, взяв на вилку, а не разрезать сразу всю полученную порцию. Полностью разрезать порцию приходится только малышам, которые сами с этим не справляются.
16. Большие трудности испытывают родители в привитии детям навыков приема пищи. Многие из них даже в 6-7 лет не умеют есть самостоятельно, не используют столовые приборы, едят руками, плохо пережевывают пищу или не умеют жевать вообще и т. д. Прежде всего нужно соблюдать режим питания, давать ребенку пищу в одни и те же часы, за одним и тем же столом, использовать любимую ребенком посуду. Прием пищи должен быть приятным занятием.
Обычно ребенка трудно бывает приучить к новому блюду, делать это надо без принуждения. Можно поставить новое блюдо подальше от ребенка и самому с аппетитом есть, не предлагая ребенку. Склонность детей к необычному, новому сыграет свою роль.
Ребенок с ограниченными возможностями здоровья, достигая под воздействием взрослого успеха в овладении культурно-гигиеническими навыками, становится более умелым, более независимым от взрослого, уверенным в своих возможностях. Данный результат создает мотивационную основу для коррекции (как в психическом, так и личностном плане) имеющихся отклонений у ребенка и обеспечивает последующую его социализацию.