Что такое питч бэнд

Эффект Pitch Bend (Отклонение высоты)

Эффект Pitch Bend (Отклонение высоты)

Эффект Pitch Bend (Отклонение высоты) позволяет изменять высоту тона аудиоданных на определенном периоде времени. Например, с помощью этого эффекта можно медленно повышать высоту тона от начала до конца записи. Чтобы применить данный эффект, необходимо выполнить следующие действия.

Что такое питч бэнд. Смотреть фото Что такое питч бэнд. Смотреть картинку Что такое питч бэнд. Картинка про Что такое питч бэнд. Фото Что такое питч бэнд

Рис. 6.4. Окно Pitch Bend (Отклонение высоты)

На левой шкале графика показаны значения высоты тона, которые могут находиться в диапазоне от –24 до +24 полутонов. График представляет собой ломаную линию, изгиб которой соответствует высоте тона, применяемого к выделенным аудиоданным. Если смотреть на линию слева направо, то ее левый конец соответствует началу выделения аудиоданных, а правый – концу выделения. Изменить линию высоты тона можно, щелкая кнопкой мыши на маленьких квадратиках на концах линии – точках огибающей – и перетаскивая их.

3. Для создания сложных изгибов высоты тона добавить дополнительные точки огибающей, щелкая кнопкой мыши на любом месте линии – графике высоты тона. Чем больше точек огибающей добавляется, тем большую плавность можно получить при изменении формы линии.

4. Для установки значения высоты тона использовать ползунок Range (+/–24) (Амплитуда (+/–24)). Для небольших изгибов высоты тона нужны маленькие значения, а для более заметных изгибов – большие значения.

5. Нажать кнопку Preview (Просмотр), чтобы услышать звучание файла до внесения изменений в данные, после чего нажать кнопку ОК – программа применит эффект Pitch Bend (Отклонение высоты) к аудиоданным в соответствии с выбранными параметрами.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

Swerve (Отклонение)

Swerve (Отклонение) Деформация изображений – один из самых популярных приемов работы в Photoshop для многих дизайнеров. Даже самое неудачное фото будет привлекать внимание, если его растянуть, сжать, повернуть или сделать все это одновременно. Возможности деформации

Bend (Изгиб)

Bend (Изгиб) Модификатор Bend (Изгиб) используется для создания деформации изгиба трехмерных объектов. Для корректного применения модификатора объект должен иметь достаточное количество разбиений в направлении оси изгиба.Рассмотрим простой пример применения модификатора

5.26. Дисперсия и стандартное отклонение

Изменение высоты строк

Изменение высоты строк В некоторых случаях вам придется изменять высоту строк. Возможно, вы захотите увеличить размер шрифта содержимого какой-либо ячейки или разместить несколько строк текста в одной ячейке. Чтобы на экране или в распечатанном документе отображалось

Средства автоподбора высоты строк и ширины столбцов

Средства автоподбора высоты строк и ширины столбцов Средства автоподбора позволяют вам установить ширину столбца и высоту строки в зависимости от размера введенных данных. Чтобы разобраться, что же такое автоподбор, рассмотрим простой пример.1. Щелкните кнопкой мыши на

Указание уровня и высоты

Указание уровня и высоты Указание уровня и высоты позволяет строить трехмерные объекты, не используя сети. Преимущество такого подхода в быстроте и легкости изменения уровня и высоты как вновь рисуемых, так и уже существующих объектов.Уровнем объекта называется

Эффект Pitch Shift (Сдвиг высоты)

Эффект Pitch Shift (Сдвиг высоты) Эффект Pitch Shift (Сдвиг высоты) программы Sound Forge может быть применен для изменения высоты тона без изменения длины аудиоданных, которое обычно сопровождает изменение тона. Чтобы настроить и применить данный эффект, необходимо выполнить следующие

ТЕМА НОМЕРА: Отклонение от темы

ТЕМА НОМЕРА: Отклонение от темы Автор: Владимир ГуриевИдея этой темы номера родилась еще в конце прошлого года, причем именно о теме номера речь тогда не шла. Мы просто хотели пообщаться с только что назначенным директором российского Google Владимиром Долговым и узнать из

Эффект обмана

Эффект обмана Атаки фальсификации могут обладать большой разрушительной силой, и не только в компьютерных сетях. Вот что пишет Дорон Гелар (Doron

Pitch Bender (process)

Pitch Bender (process) Эффект Pitch Bender изменяет питч (высоту) звука и темп с течением времени. С помощью графика можно создать кривую плавного замедления темпа или другие эффекты, такие как ускорение или замедление виниловой пластинки. 1. Pitch graph (график питча) — позволяет изменять

Pitch Correction (process)

Pitch Correction (process) Эффект Pitch Correction предусматривает два способа регулировки высоты тона (питча) вокала или сольных инструментов. Автоматический режим анализирует звук и автоматически корректирует питч, на основе определенных вами настроек, не позволяя проанализировать

Pitch Shifter

Pitch Shifter Pitch Shifter — это эффект изменения высоты тона. В отличие от других эффектов по изменению тональности, Pitch Shifter является VST-эффектом, поэтому его можно использовать в реальном времени и автоматизировать его параметры. 1. Semi?tones (полутон) — транспонирование высоты тона

5 Взгляд с высоты

5 Взгляд с высоты На поверхности нашей планеты, в глубине океанов и в небе над ней с неистовой силой развертывается беспорядочный проект. Проект по разворачиванию целого сонма камер, подслушивающих устройств и сенсоров, объединенный в глобальную компьютерную сеть,

Умственный упадок: с какой высоты начинается спуск

Умственный упадок: с какой высоты начинается спуск Механизмы и взаимные влияния, которые в этой книге были показаны под обобщенным названием «цифровая деменция», подробно описаны в предыдущих главах. График, размещенный ниже, еще раз демонстрирует их в обобщенном виде.

Источник

pitch bend

Смотреть что такое «pitch bend» в других словарях:

pitch bend — noun 1. The technique of modifying the pitch of a musical note 2. The facility to do this • • • Main Entry: ↑pitch * * * n. a mechanism in a synthesizer that enables the player to change the pitch of the note played by a small amount … Useful english dictionary

Pitch-bending — Pitch Bend Wheel Visualisiertes Pitch Bending bei HD Recording … Deutsch Wikipedia

bend — [englisch, bend; wörtlich »biegen, beugen«], 1) Veränderung der Tonhöhe als Mittel der Tonverschleierung (Tongebung), wobei der Ton von der exakten Tonhöhe kurz nach unten gedrückt, dann aber wieder auf die ursprüngliche Höhe gezogen wird.… … Universal-Lexikon

pitch — [n1] tilt angle, cant, degree, dip, gradient, height, incline, level, point, slant, slope, steepness; concepts 692,738 pitch [n2] tone of sound frequency, harmonic, modulation, rate, sound, timbre; concept 65 pitch [n3] talk to convince patte … New thesaurus

Pitch-Bending — [englisch/amerikanisch, pɪtʃbendɪȖ], bend … Universal-Lexikon

bend — I. /bɛnd / (say bend) verb (bent or, Archaic, bended, bending) –verb (t) 1. to bring (a bow, etc.) into a state of tension by curving it. 2. to force into a different or particular, especially curved, shape, as by pressure. 3. to cause to submit … Australian-English dictionary

Pitch-Bender — Vier Schalter, Reibefläche, Tonhöhenbeugungs und Modulationsrad eines Korg Z1 Synthesizers Ein Pitch Bender (von engl. pitch „Tonhöhe“ und to bend „beugen“) ist eine Spielhilfe elektronischer Tasteninstrumente. Mit Hilfe des Pitch Benders lässt… … Deutsch Wikipedia

pitch — Dip Dip, n. 1. The action of dipping or plunging for a moment into a liquid. The dip of oars in unison. Glover. [1913 Webster] 2. Inclination downward; direction below a horizontal line; slope; pitch. [1913 Webster] 3. a hollow or depression in a … The Collaborative International Dictionary of English

pitch — I (New American Roget s College Thesaurus) n. note, modulation, tone; roll, plunge, toss, dip, reel, lurch; slant, slope, drop; ascent, rise, grade, height, range; resin, tar. v. t. throw, toss; build, erect, set, establish; cast, heave. v. i.… … English dictionary for students

Cricket pitch — (not to scale) … Wikipedia

Источник

Что проще колеса? Pith Bend.

Многие мидишные музыканты-любители, особенно начинающие, не уделяют должного внимания (а может быть просто забывают?) регулировкам типа PithBend, Modulation, Expression и т.д. При этом после нескольких дней эйфории от новорожденной гениальной композиции, они сами начинают замечать, что партии инструментов звучат безжизненно и сухо. Особенноэто заметно при использовании инструментов, имеющих акустические аналоги (гитара, флейта, скрипка и т.д.). Рано или поздно становится ясно, что эти и другие регулировки как раз и добавляют в трек инструмента ту «неидеальность», к которой мы все так привыкли, слушая живую музыку.

Поэтому я попытаюсь совсем коротко и незамысловато пояснить, как же эти самые регулировки влияют на нашу миди музыку и наши миди судьбы.

В качестве подопытного кролика для надругательства выберем такую незамысловатую и доступную в любом формате или синтезаторе регулировку как Pith Bend. (В рояле, к великому сожалению, аналога ее конечно мы не найдем, а вот на гитаре каждый из нас так или иначе пытался «тянуть струну», стараясь добиться наибольшего воздействия на ошеломленную такой фантастической техникой и мастерством аудиторию).

Самое интересное, что регулировка Pith Bend является настолько классической и аксиомной, что нигде не приводится конкретных рекомендаций или схем, как прорисовывать Pith Bend для разных инструментов, чтобы получить наиболее эмоциональное, правдоподобное и интересное звучание. Подразумевается очевидно, что даже новорожденный миди-фанат уже знаком с основами этого таинства и за несколько проходов малярной кисти может навести лоск и вдохнуть жизнь в мертвый мидяк.

Конечно, имея клавиатуру с колесом или джойстиком, и при соответствующем умении или эмоциональном состоянии, можно наиграть парию соло гитары, например, одновременно управляя и высотой тона в нужные моменты, это наиболее творческий и, несомненно, правильный путь, но не всем доступный.

Посмотрим, что же на эту тему говорят классики.

. Pitch Bend («Музыка для компьютера» Давид М. Рабин)

«Изменением высоты тона (Pith Bend) обычно управляют при помощи колесика или рычажка. Эта функция особенно полезна при исполнении в блюзовом, роковом и джзовом стилях. С изменением высоты тона связан термин Continuous Controller, и оносится он как самому контролю высоты, так и данных, которые он посылает. Чтобы избежать заметного прерывистого изменения частоты тона, данные об изменении высоты тона включают 16383 положений. Однако эти величины представляют собой только относительное отклонение высоты. Каждый синтезатор по-разному реагирует на Pith Bend в зависимости от настройки. можете установить максимальный диапазон изменения тона в одну октаву, эффект станет намного более драмматичным. С другой стороны, можете установить диапазон всего лишь в полтона, что обеспечит более точный контроль.»

Манипуляторы изменения тона («Аранжировка музыки на PC» Р. Петелин, Ю. Петелин)
Pitch Wheel («Музыка на PC. Cakewalk» Р. Петелин, Ю. Петелин)
Диапазон чувствительности колеса изменения тона (+-полутонов)Значение параметра RPN0
2255
4639
81151
12(+- 1 октава)1663
141919
182431
24(+-2 октавы)3199

Классикам нельзя отказать в профессионализме, даже элементарные вещи они объясняют пространно и с обстоятельно, хорошо хоть формул нет.
Но что делать, если времени хватает только на то, чтобы записать родившуюся мелодию в секвенсор, а мечты о полировке мидяка приходится откладывать к пенсии? Для этого, естественно, существует большое количество разных программ, неплохо справляющихся с рутинной работой.

Что такое питч бэнд. Смотреть фото Что такое питч бэнд. Смотреть картинку Что такое питч бэнд. Картинка про Что такое питч бэнд. Фото Что такое питч бэнд

Если сообщения Pitch Whell убрать из этих треков, то звучание инструментов становится намного беднее и невыразительней. Посмотрите, как Анатолий точно и корректно поставил значение Pitch Whel почти для каждой ноты в партии гитары:

Что такое питч бэнд. Смотреть фото Что такое питч бэнд. Смотреть картинку Что такое питч бэнд. Картинка про Что такое питч бэнд. Фото Что такое питч бэнд

К сожалению, конкретных рекомендаций как это правильнее всего делать, никто дать не может. Повторюсь, но надо хорошо знать инструмент и творчески подходить не только при записи его (а запись гитары с миди клавиатуры требует еще большей тщательности и умения), но и при рутинной работе по «раскрашиванию».
Интересен также способ, как Анатолий добивается коротких смещений на полтона или тон в партии баса, придающих ей более драмматичное и живое звучание:

Что такое питч бэнд. Смотреть фото Что такое питч бэнд. Смотреть картинку Что такое питч бэнд. Картинка про Что такое питч бэнд. Фото Что такое питч бэнд

Источник

Что такое питч бэнд

Эффекты высоты тона

Бывают ситуации, когда вам нужно изменить высоту тона ваших аудиодан-ных. Например, вам может потребоваться подкорректировать голос сфальшивившего певца или инструментальное сопровождение. Программа Sound Forge содержит три различных функции, позволяющих вам изменять высоту тона ваших данных разными способами. К таким функциям относятся Pitch Bend, Pitch Shift и Vibrato. Рассмотрим их все по порядку.

Функция Pitch Bend

Функция Pitch Bend позволяет изменять высоту тона аудиоданных за период времени. Например, с помощью этой функции вы можете сделать так, что ваш звук будет медленно повышаться от начала до конца записи, если вам нужен такой эффект. Функция Pitch Bend весьма универсальна. Вот как она работает:

Что такое питч бэнд. Смотреть фото Что такое питч бэнд. Смотреть картинку Что такое питч бэнд. Картинка про Что такое питч бэнд. Фото Что такое питч бэнд

Рис. 9.5. Используйте функцию Pitch Bend для постепенного изменения высоты тона ваших аудиоданных

3. Вы можете изменить форму линии изгиба высоты тона одним из двух способов. Можно просто выбрать один из готовых наборов параметров в раскрывающемся списке Name. В качестве альтернативы вы можете изменить линию высоты тона, щелкая на маленьких квадратиках на концах линии и перетаскивая их. Эти квадратики называются точками огибающей (Envelope Points).

4. Если вы хотите создать какие-то действительно сложные изгибы высоты тона, вы можете добавить дополнительные точки огибающей, щелкая в любом месте линии высоты тона. Чем больше точек огибающей вы добавите (максимально допустимое их количество равно 16), тем большую гибкость вы получите при изменении формы линии (рис. 9.6).

5. Если вы хотите настроить диапазон изгиба высоты тона (одновременно с масштабом высоты тона на графике), используйте параметр Range, о котором мы уже говорили. Для небольших изгибов высоты тона используйте маленькие значения, а для более заметных изгибов высоты тона — большие значения.

Что такое питч бэнд. Смотреть фото Что такое питч бэнд. Смотреть картинку Что такое питч бэнд. Картинка про Что такое питч бэнд. Фото Что такое питч бэнд

Рис. 9.6. Вы можете создать действительно сложные изгибы высоты добавлением дополнительных точек огибающей

6. Щелкните на кнопке Preview, чтобы услышать звучание файла до внесения в него реальных изменений.

7. Нажмите на кнопку ОК.

Программа Sound Forge применит функцию Pitch Bend к вашим аудиодан-ным в соответствии с установленными параметрами.

Функция Pitch Shift

Обычно, когда вы изменяете высоту тона аудиоданных, их длина также меняется. Увеличьте высоту тона и данные станут короче; уменьшите высоту тона и данные станут длиннее. Именно это происходит при использовании функции Pitch Bend. К счастью, вы можете использовать функцию Pitch Shift программы Sound Forge для изменения высоты тона без изменения длины аудиоданных. Вот как работает функция Pitch Shift:

3. Установите значения параметров Semitones to shift pitch by (-12 to 12) и Cents to shift pitch by (-100.0 to 100.0). Эти параметры управляют тем, насколько высота тона будет сдвинута вверх или вниз. Для больших изменений используйте параметр Semitones to shift pitch by (-12 to 12). Для более точной настройки используйте параметр Cents to shift pitch by (-100.0 to 100.0). В терминах высоты тона каждый полутон содержит 100 центов.

Что такое питч бэнд. Смотреть фото Что такое питч бэнд. Смотреть картинку Что такое питч бэнд. Картинка про Что такое питч бэнд. Фото Что такое питч бэнд

Рис. 9.7. Используйте функцию Pitch Shift для изменения высоты тона ваших аудиоданных без изменения их длины

Единственная проблема, на которую нужно обратить внимание, заключается в том, что сдвиг высоты тона может породить нежелательные искажения, если вы используете слишком большой интервал. Лучше всего оставаться в пределах большой терции (четыре полутона) вверх или вниз, если это возможно.

4. Установите значение параметра Accuracy (I low to 3 high) для того, чтобы указать качество обработки сдвига высоты тона, которое вы хотите использовать. Чем выше качество, тем медленнее обработка. Если ваш аудиофайл имеет не самые огромные размеры, лучше использовать значение High, соответствующее наилучшему качеству.

5. При повышении высоты тона звука в данные может быть внесено искажение. Для того чтобы решить подобную проблему, установите флажок Apply an and-alias filter during pitch shift. Если вы понижаете высоту тона ваших аудиоданных, вам не нужно заботиться об этом.

6. Если вы не хотите, чтобы длина ваших аудиоданных изменялась при применении сдвига высоты тона, установите флажок Preserve duration. После этого выберите вариант из раскрывающегося списка Mode. Выберите соответствующий вариант в зависимости от типа данных, которые вы собираетесь обработать. Например, если вы обрабатываете нетональные ударные инструменты, вы можете использовать вариант Drums, Un-pitched. Правильные настройки вы можете найти путем эксперимента.

7. Щелкните по кнопке Preview, чтобы услышать звучание файла до внесения в него реальных изменений.

8. Щелкните по кнопке ОК.

Программа Sound Forge применит функцию Pitch Shift к вашим аудиодан-ным в соответствии с установленными параметрами.

Функция Vibrato подобна функции Pitch Bend, но вместо изгиба высоты тона она непрерывно модулирует (или «вибрирует») высоту тона вверх и вниз. При еле заметном применении это дает некоторый эффект трели. При более активном применении вы можете также добиться весьма необычных эффектов изменения высоты тона. Вот как работает функция Vibrato:

3. Вы может изменить форму линии вибрато одним из двух способов: просто выберите один из возможных наборов установок в раскрывающемся списке Name или измените линию вибрато графически, щелкая на маленьких квадратиках (точках огибающей) на концах линии и перетаскивая их.

Что такое питч бэнд. Смотреть фото Что такое питч бэнд. Смотреть картинку Что такое питч бэнд. Картинка про Что такое питч бэнд. Фото Что такое питч бэнд

Рис. 9.8. Используйте функцию Vibrato для добавления эффектов изменения высоты тона к вашим аудиоданным

4. Если вы хотите создавать действительно сложные эффекты вибрато, вы можете добавить дополнительные точки огибающей, щелкая в любом месте линии вибрато. Чем больше точек огибающей вы добавите, тем больше гибкости вы будете иметь при изменении формы линии.

Поскольку линия вибрато представляет один цикл колебания (или вибрацию), левый и правый края линии должны заканчиваться на графике на одной и той же вертикальной позиции. Например, они оба могут лежать на нулевой линии в середине графика. Это нужно для сглаживания эффекта вибрато. Если концы линии не находятся на одной и той же вертикальной позиции, в вашей записи могут появиться треск и щелчки. Для решения этой проблемы вы можете попробовать установить флажок Blend graph edges и посмотреть, исчезли ли после этого треск и щелчки.

5. Если вы хотите настроить диапазон вибрато (одновременно с масштабом высоты тона на графике), используйте параметр Semitones (+/-24), уполишавшийся выше. Для легкого вибрато используйте маленькие значения, а для более заметного — большие.

6. Установите значение параметра Modulation freq (0.001 to 1,000 Hz). Этот параметр управляет скоростью вибрато. Высокие значения дают эффект трели, малые — в большей степени эффект изгиба высоты тона.

7. С помощью движка Output gain (-Inf. to 24 dB) укажите уровень громкости файла после обработки. Таким способом вы можете сделать ваш звук громче или тише.

8. Щелкните по кнопке Preview, чтобы услышать звучание файла до внесения в него реальных изменений.

9. Нажмите на кнопку ОК.

Программа Sound Forge применит функцию Vibrato к вашим аудиоданным в соответствии с установленными параметрами.

Источник

Искусство аранжировки музыкальных инструментов

В прошлом номере было опубликовано начало этого объемного руководства, в котором раскрываются секреты аранжировки музыкальных инструментов при создании оригинальных MIDI-композиций. Сейчас мы завершаем данную тему и надеемся, что приведенные советы

и рекомендации помогут как начинающим, так и профессионалам в работе над новыми музыкальными произведениями.

Язычковые и медные инструменты

Медные и язычковые инструменты имеют много общего, поэтому методы их аранжировки мы рассмотрим одновременно. Поскольку «движущей силой» для любого из них является человеческое дыхание, необходимо учитывать перечисленные ниже моменты.

Ноты могут быть «подтянуты». В частности, для медных инструментов первая нота фразы часто начинается ниже необходимой высоты и «скользит» к ней вверх. При программировании проще получить такой результат путем последовательного введения малых значений событий питч-бенда.

Длинные ноты редко звучат без вибрации. Осторожное использование модуляции (контроллер СС1) может быть эффективно при получении значений нужной высоты смещения нот. Помните о том, что ноты не вибрируют с самого начала, а лишь отображают нестабильность высоты звука перед концом длинной ноты.

Язычковые и медные инструменты монофоничны по своей природе (за исключением некоторых «ансамблевых» патчей), поэтому слишком большое количество перекрывающихся нот нарушит реализм звучания.

Помните о человеческом факторе в вашей композиции и иногда позволяйте «виртуальному исполнителю» брать дыхание. В этом случае партия будет звучать лучше и живее. Восемь тактов непрерывной игры на духовом инструменте — один из наиболее часто встречающихся признаков, выдающих плохое программирование.

Язычковые и медные инструменты никогда не заканчивают звучать так, как это происходит на вашем синтезаторе, когда вы отпускаете клавишу. Используйте контроллер СС11 для того, чтобы создать легкое затухание звука на последней ноте фразы. Сделав это один раз, вы можете копировать те же самые события СС11 в нужную точку файла. Делать это нетрудно, а результат того заслуживает.

Мелодии трубы и саксофона часто оканчиваются комбинацией понижения громкости и высоты ноты. Хотя такой эффект может быть создан с помощью плавного понижения значений питч-бенда вместе с применением контроллера СС11. В итоге все окажется гораздо лучше, если использовать отдельные короткие ноты с постепенным понижением значений их Velocity.

Не забывайте о том, что громкость ноты пропорциональна давлению воздуха. Исполнитель часто берет ноту тихо, а потом усиливает громкость, иногда одновременно повышая ее высоту. Наилучший способ имитации этого приема — использование контроллера СС2. Однако если ваш тон-генератор не позволяет его применять, то с помощью контроллера СС11 можно имитировать внезапные изменения интенсивности звука, которые часто требуются в партиях трубы или саксофона. Одновременно там же попробуйте вставить небольшие пики питч-бенда, что добавит реализма в нестабильность высоты нот.

Саксофон

Саксофонные патчи, как, впрочем, и гитарные, известны своей плохой реализацией в большинстве тон-генераторов. Поэтому для получения желаемого результата вам придется хорошенько с ними поработать. Зачастую для этого требуется программирование широкого диапазона значений Velocity и осторожное использование эффектов вибрато и модуляции.

Между саксофонами баритоном, тенором, альтом и сопрано диапазон составляет примерно четыре октавы. Не придавайте ему слишком большого значения и считайте себя счастливчиком, если хотя бы пара саксофонных патчей звучит приемлемо. Выбирайте наиболее близкий тембр из тех, которые кажутся вам удачными, — приличный альт за пределами нужного диапазона будет звучать лучше, чем плохой сопрано-саксофон.

Для баллад и джазовых композиций попытайтесь слегка отредактировать ваш патч, чтобы получить более чувственный сакс. Например, несколько замедлите его атаку, уменьшите яркость или резонанс, сузьте диапазон вибрато. На многих тон-генераторах эти параметры доступны через NRPN, а некоторые устройства снабжены дополнительными контроллерами, такими как СС74 Brightness. Активное использование питч-бенда поможет привнести в партию более расслабленную атмосферу.

Флейта

Общим для игры на различных флейтах является быстрое прерывание потока воздуха движениями языка, что приводит к частым коротким повторениям ноты. Как и в случаях с другими подобными приемами, здесь можно использовать секвенсерные «уловки», чтобы их воспроизвести (в данном случае подойдет шлюзовой эффект). Но все-таки лучше выберите метод действительного введения серии коротких нот с различными значениями Velocity, — в этом случае вы также услышите звук дыхания, добавленный в патче к атаке каждой ноты.

Инструменты семейства флейты обладают одной особенностью, заключающейся в том, что для увеличения высоты регистра нужно сделать более сильной струю воздуха. Таким образом, внезапная громкая нота способна породить ноту на октаву выше. Это может быть эффективно сымитировано путем добавления высокой ноты к более низкой при слегка пониженном значении Velocity.

Специальные патчи: свист и дыхание

Патч с человеческим свистом также, как правило, оставляет желать лучшего. Помните о том, что люди редко способны при свисте «попадать точно в ноту». Поэтому необходимо использовать настройку высоты (detune) или тонкую настройку (fine tuning: RPN#1). Человек при свисте часто немного подтягивает ноту к нужной высоте, особенно на высоких нотах. Для имитации такого звучания годится диапазон питч-бенда, равный плюс-минус два полутона.

Звук дыхания (в наборе General MIDI он имеет номер 122) может прекрасно дополнить флейты и свист на некоторых нотах. Но этим нельзя слишком увлекаться. Так, звук дыхания слышен во фразе, начинающейся с громкой ноты.

Медные духовые инструменты

Помните о том, что в партиях тромбона уместны гладкие изменения высоты нот (как противоположность полутоновым шагам) вследствие особенностей его конструкции.

В отличие от большинства других семейств инструментов, медные духовые не производят ноту фиксированной высоты, как это происходит, например, в случае с фортепиано. Использование питч-бенда или точной подстройки придаст вашей партии похожие вариации в высоте звучащей ноты и повысит ноту на то время, пока растет ее громкость.

Если у вас остались свободные каналы, попробуйте создать собственную медную секцию вместо того, чтобы применять ансамблевый патч. Для получения хорошего результата потребуется аккуратная и кропотливая работа, но зато вы сможете установить для отдельных инструментов разную панораму и, кроме того, различные вариации в высотах нот, подтяжках и т. п. Настройте все инструменты немножко по-разному с помощью RPN#1. Типичная медная секция состоит из двух труб, тромбона, альта и тенора. Конечно, можно добавить туда любые другие инструменты в соответствии с вашими предпочтениями. Если же вы не желаете работать с отдельными инструментами, то можно использовать готовый ансамблевый патч на нескольких каналах.

Короткие аккорды медных инструментов очень эффективны, если сделать самую высокую ноту громче и на несколько тиков длиннее, чем все остальные. Такие аккорды очень хороши для акцентирования доли, особенно в фанковых композициях среднего темпа. Добавьте их к каждому удару малого барабана на второй и четвертой долях. Попытайтесь раскинуть четырехнотный медный аккорд на два тика или постройте аккорд в диапазоне полутора октав.

Бас-гитара

Методы игры на бас-гитаре примерно такие же, как на соло-гитаре, разве что первая имеет меньше струн. Приемы программирования их партий тоже схожи, но при прослушивании партий бас- и соло-гитары можно отметить большую разницу в высоте и тональности звука.

Струны на бас-гитаре настроены следующим образом: E, A, D, G соответствуют первым четырем струнам обычной гитары, но на октаву ниже. Самая низкая струна имеет высоту Е0 (почти на три октавы ниже среднего «до»). Кроме того, бас — инструмент транспонированный.

Бас обычно играет как инструмент монофонический, но изредка, когда ноты играются на разных струнах, может происходить некоторое перекрывание нот. Иногда используются широко раскинутые аккорды, особенно в музыке «new age». Аккорды с диапазоном в десять полутонов хорошо звучат в медленных балладах.

Техника программирования подтяжек и скольжений по ладам та же, что и в случае с соло-гитарой.

Безладовый бас получил свое название, как нетрудно догадаться, из-за отсутствия ладов. Все скольжения должны быть гладкими. В медленной музыке, где безладовый бас используется наиболее часто, скольжение по струнам встречается постоянно. Можно подобным образом поработать с контроллером СС84 Portamento, если тон-генератор это позволяет. То же самое относится и к акустическому басу.

Постарайтесь синхронизировать мелодию баса с басовым барабаном: бас и ударные — краеугольные камни любого ритма, и они должны работать вместе.

Слэповый бас часто бывает недостаточно глубок для того, чтобы удерживать всю басовую партию песни: попробуйте включать патч слэпового баса только время от времени (используя сообщения program change или отдельный канал), а в основном используйте более плотный звук.

Избегайте скучных партий баса, похожих на метроном. Несколько подтяжек и форшлагов придадут бо,льшую живость. Так же добавляйте несколько неожиданных шестнадцатых нот, чтобы оживить восьмибитовую басовую линию и сломать жесткость звучания.

Не увлекайтесь слишком плавными басовыми мелодиями — паузы могут быть очень эффектны.

Добавьте к басовой партии эффект хора, чтобы получить более полный звук и заполнить стереопространство. Помните, что реверберация плохо слышна в басовых инструментах.

Для получения более широкого звука можно, сломав традицию, заменить панорамирование по центру удвоением треков. Это будет особенно эффективно тогда, когда параллельно звучит еще один низко настроенный инструмент, панорамированный по центру, например протяжные струнные или ритмический инструмент с плотным звуком, такой как фортепиано (ритм-гитара).

Некоторые басовые патчи имеют полезный рабочий диапазон от нижней ноты лишь в октаву или около того. Выше они начинают звучать тонко. Обычно эта проблема решается удвоением нот октавой ниже.

Струнные

Струнные инструменты — лучший друг музыканта. Их можно эффективно использовать почти в любом стиле музыки, и они прекрасно дополняют самые разнообразные музыкальные идеи.

На струнных инструментах играют, как правило, смычком. В результате получается протяжный гладкий звук, и громкость нот при этом изменяется в зависимости от силы давления смычка на струны. Для реалистичных струнных партий жизненно важно серьезно поработать с контроллером СС11.

Поскольку струнные инструменты не имеют ладов, высота звучания ноты определяется музыкантом на слух. В связи с этим следует ожидать некоторого разнообразия в «настройке» нот. Гладкие смещения высоты нот также возможны, и ноты могут начинаться несколько ниже нужной высоты и «подтягиваться» к ней, как и в случае с медными инструментами.

Исполнители на струнных инструментах довольно часто используют тремоло — быструю вибрацию пальца для извлечения одной или двух разных нот. Первый случай лучше всего имитируется незначительными смещениями высоты ноты вверх и вниз (например, с помощью контроллера питч-бенд), скажем, между значениями 0:72 и 0:64 (при диапазоне плюс-минус два полутона). Во втором случае наиболее эффективно срабатывает введение коротких нот, хотя такой же результат может дать достаточно большое смещение высоты ноты.

К основным отличительным чертам аранжировки партий скрипок относятся довольно частое использование смещения высоты нот, расширенный диапазон значений параметра Velocity и быстрая атака на акцентированных нотах. Но все это обычно требует падения громкости (CC11 Expression) после выключения ноты.

Вследствие конструктивной особенности крепления струн (они образуют подобие арки) аккорды ограничиваются двумя нотами, сыгранными на струнах, расположенных рядом друг с другом.

Арфа — интересный инструмент, поскольку он настраивается по мажорной гамме «до бемоль», а не по хроматической. Набор из семи педалей позволяет повышать отдельные ноты на полутон и создавать таким образом другие гаммы. (Например, повышение бемолей С, Е, F, G дает гамму гармонического минора с тоникой F.) Движение рук туда и обратно производит глиссандо, как на фортепиано, но в разных ключах.

Попробуйте создать свою собственную струнную секцию (так же как медную, о которой говорилось выше). Если вы можете выделить для этого восемь каналов, назначьте по два для виолончели, альта, первой и второй скрипок. Каждую подстройте немного по-своему с помощью контроллера Detune и всем назначьте разную панораму. Если же вы предпочитаете готовый ансамблевый патч, попробуйте добавить к нему патч скрипки, подстроенный чуть выше, и продублируйте им основную мелодию. Это придаст звучанию больше реализма.

Не поддавайтесь искушению просто сыграть одиночные трех- или четырехнотные аккорды, за исключением того случая, когда ваша партия струнных используется как подклад и звучит на заднем плане. Вместо этого возьмите по ноте из каждого аккорда и запишите три-четыре отдельные партии струнных инструментов (даже если все они размещены на одном канале). Это позволит создать плавные переходы из одного аккорда в другой и придаст больший реализм вашей партии. Чтобы создать дополнительное движение внутри аккордов, добавьте оригинальные ноты в отдельные мелодии.

Если вы последовали предыдущему совету и нашли, что ваша струнная партия неожиданно стала более характерной, то нужно ли останавливаться на достигнутом? Поместите каждую из мелодий на свой собственный канал и немного раздвиньте панораму (что-то вроде Л25/Центр/П25). Дополнительное движение, которое уже внесено в партию, станет значительно интереснее, если ноты будут появляться в разных местах стереопространства.

Используя партию струнных в качестве подклада, попробуйте более широко построить аккорды. Аккорд С, созданный в пределах десяти полутонов (C, G, E), звучит теплее и шире, чем при более простом построении (C, E, G).

В случае создания сольных мелодий на струнном инструменте игра в октаву звучит плотнее, чем единичные ноты. Сделайте это, если позволяет полифония. Уменьшите громкость одной из линий так, чтобы осталась лишь тень ее присутствия.

С помощью струнных патчей можно получить превосходный синтезаторный звук, добавив эффект хора (СС93) и используя портаменто. Если у вас есть простой доступ к огибающей и фильтрам (возможно, через NRPN), попробуйте уменьшить время атаки и поэкспериментировать с установками TVA/TVF.

Коротко о прочих инструментах

Мелодическая перкуссия

Мелодическая перкуссия включает такие инструменты, как ксилофон, колокольчик, маримба и вибрафон. На них играют палочками, молоточками и другими (за исключением челесты, которая управляется с помощью клавиатуры). Таким образом, аккорды могут состоять лишь из двух нот (если только вы не имитируете тех мастеров, которые могут играть с двумя палочками в каждой руке). Ошибки, свойственные человеческой природе, приводят к тому, что ноты не всегда хорошо синхронизированы.

Протяжность нот и аккордов достигается дробью, похожей на барабанную. Фактически большинство приемов, о которых мы говорили в связи с программированием барабанов, могут быть успешно применены и в этом случае вместе с приемами программирования глиссандо для клавишных инструментов.

Другой вид мелодической перкуссии представляют собой литавры, которые часто (если не всегда) используются парами. Они обычно звучат с разницей в кварту.

Перкуссия

Сложно то, что перкуссионных инструментов очень много и все они очень разные. Причем большинство из них ассоциируются с определенным стилем музыки. Например, тумбалес популярен у исполнителей регги; куика и гуиро используются в самбе и салсе; кастаньеты — во фламенко и т. д. В рок-музыке наиболее распространенная перкуссия — каубелл и бубен, а немного хорошо размещенной кабасы или конги позволит придать выразительность практически любой аранжировке.

Некоторые звуковые эффекты, которые встречаются в тон-генераторах (выстрелы, шаги или хлопанье двери), можно использовать как полезные перкуссионные звуки. Они могут заменять или дополнять удары малого барабана. А звук биения сердца иногда создает ритм и придает звучанию особую атмосферу, если подогнать под него темп всей песни.

Обратите внимание на синхронизацию долго звучащих перкуссионных звуков. Такой инструмент, как, например, гуиро, эффективнее будет сдвинуть на несколько тиков вперед. Перкуссионные инструменты с невыраженной атакой, как у кабасы, часто следует тоже подвинуть, чтобы они не притормаживали песню.

Вокал и хор

Очевидно, что все эти патчи могут быть без всякого стеснения использованы как звуки синтезатора. Вокал эффективен и при смещении высоты звучания. Для большей реалистичности попробуйте имитировать вибрацию голоса с помощью пиков контроллера питч-бенд или создавать многоканальный хор с разной настройкой (detune) каждого канала.

Если вам доступны четыре свободных канала, выполните следующее: дважды запишите две гармонизированные вокальные мелодии (но не копируйте трек) и настройте один из удвоенных треков слегка выше, чем оригинал, а другой — слегка ниже. Затем раздвиньте панораму каждой пары примерно на две трети спектра стереопространства, т. е. одна пара будет иметь значения Л и П20, а вторая — П и Л20. Такой прием (иногда в сочетании с эффектом хора) является необходимым ингредиентом для создания богатого ансамблевого звука при работе с любым инструментом, играющим гармонизированную мелодию в качестве аккомпанемента.

Гармоника

С технической точки зрения это можно считать язычковым инструментом, который программируется тем же способом, что и саксофон. Там также применяются полутоновые шаги при глиссандо и широкий спектр значений Velocity, для того чтобы эмулировать различную силу дыхания. Вибрации звука хорошо управляемы, поэтому вы достигнете большего реализма, смещая высоту нот или быстро сменяя две разные ноты, а не контроллер модуляции. Как и у всех инструментов, звучащих за счет дыхания, яркость звука будет изменяться в соответствии с силой дыхания, поэтому поэкспериментируйте с контроллером СС74 Brightness. Разберитесь с громкостью отдельных нот (Velocity) и контроллером Expression при имитации приглушенного звука и изменениях тембра, характерных для блюзовой гармоники.

Общие вопросы

Одна из проблем, с которой вы можете столкнуться при использовании тон-генераторов, — плохая раскладка сэмплов по клавиатуре: на одной высоте ноты звук гладкий и теплый, а если он становится на полтона выше, то неожиданно делается резким и неприятным. В случае аккордовых партий наиболее просто понизить громкость неблагозвучной ноты. Для сольных мелодий введите в нужном месте смещение высоты звука — и тогда получите более теплый звук из предыдущей ступени. Если значительная часть мелодии звучит в высоком регистре, попытайтесь записать мелодию обычным образом, затем конвертируйте все неприятно звучащие ноты в самые высокие из тех, что звучат хорошо, включите RPN#2 (coarse tuning) и с помощью контроллера СС6 Data Entry введите события перед каждой нотой, чтобы перенастроить ноты правильным образом.

Если в вашем наборе ударных отсутствует табла или talking-drum, то попробуйте смещать высоту нот у конги при установках диапазона в 12 полутонов.

Продублируйте басовую мелодию с помощью фортепиано, смещенного вперед на один-два тика. В случае быстрой и динамичной басовой партии это даст прекрасный звук.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *