Что такое пкх в школе
Коррекционные школы: для чего нужны и какие бывают
Что такое коррекционная школа — это учебное заведение для детей с ограниченными возможностями. Такие ребята, в силу особенностей своего развития, не могут усваивать стандартную школьную программу наравне со здоровыми учениками. Для них созданы специальные образовательные учреждения с программами, учитывающими особенности и трудности обучения.
В чем отличие коррекционной школы от обычной
В коррекционных учебных заведениях — детских садах, школах, школах-интернатах и в коррекционных классах, которые работают при обычных общеобразовательных школах, — созданы специальные условия, которые учитывают, какие дети учатся в коррекционной школе, — с нарушениями зрения, слуха, речи, опорно-двигательного аппарата или умственного развития:
Типы коррекционных школ
Существует 8 видов коррекционных учебных заведений:
Для каждого типа предусмотрена собственная программа и длительность обучения.
Обучение детей в коррекционных школах различного вида
Среди родителей бытует мнение, что спецшкола — это клеймо на всю жизнь, что после ее окончания нет шанса получить образование и профессию. Все зависит исключительно от особенностей конкретного человека. В некоторых случаях страх оправдан: не все особенные дети успешно вливаются в обычное общество. Важно объективно оценивать способности и возможности своего сына или дочери. В каких-то случаях следует бороться за возможность обучения по обычной общеобразовательной программе, даже если есть особенности развития. Учтите интересы собственного ребенка, взвесьте все «за» и «против»: возможно, ему понравится в коррекционной школе, где учитывается темп его развития и способности, где обучение дается легче, принося спокойствие и удовлетворение.
Рассмотрим все: с 1 по 8 виды обучения в школе — что это, каким образом дети обучаются, какие документы получают при окончании.
Коррекционная школа 1 вида
Предназначена для неслышащих детей. Группы для обучения совсем маленькие — по 5-6 человек. Классы оснащаются необходимой техникой и оборудованием для легкого усвоения и восприятия материала. Факультативно преподается язык жестов для облегчения общения. Обучение делится на три ступени: начальное, общее и полное. Длится обучение 12-13 лет. Оканчивая заведение, выпускник получает документ государственного образца.
2 вид
В такой школе обучаются слабослышащие дети с частичной потерей слуха и недоразвитием речи. Ребят распределяют на два отделения. В первом учатся дети с легкими нарушениями, а во втором — с существенным недоразвитием речи, являющимся следствием потери слуха. Численность ребят в классе — не более 10 человек. Классы оснащаются оборудованием для усиления звука. Для развития речи предусмотрены индивидуальные занятия. По окончании учебного заведения ребенок получает аттестат и при желании сдает ЕГЭ.
Коррекционные школы 3 и 4 вида
Это учебные заведения для слепых и для слабовидящих детей, обучающихся по системе Брайля. В школах 3 вида учатся незрячие и дети с остаточным зрением, а 4 вид предназначен для слабовидящих и ребят с другими нарушениями (косоглазие, амблиопия). Классы оснащены специальной аппаратурой. В классе обучаются не более 12 человек. Длится школьный курс 12 лет, по его окончанию выдается свидетельство государственного образца.
5 вид
В таких заведениях обучаются дети с патологиями речи. Часто ребят делят на два отделения: в первом — дети с дизартрией, алалией, афазией, а во втором — ребята с тяжелой формой заикания. Общими словами, школа 5 вида — что это такое — это речевая школа. При устранении дефекта речи ребенок переходит в обычную школу. Программа в речевых заведениях общеобразовательная, но с соблюдением особого речевого режима. В группе не больше 12 человек, с каждым работает логопед. Старших классов не предусмотрено, дети сдают государственную итоговую аттестацию (ГИА) после 9 класса и получают об этом свидетельство — аттестат.
Коррекционная школа 6 вида
Предназначена для ребят с нарушением опорно-двигательного аппарата. Классы вмещают до 10 человек. Обучаются дети по общеобразовательной программе 11-12 лет, непосредственно занимаясь проблемами со здоровьем. У детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата бывают задержки психического или умственного развития. В этом случае они обучаются по программам учебных заведений 7 или 8 типа, получая либо аттестат об окончании 9 классов, либо свидетельство государственного образца.
Коррекционная школа 7 вида
Это заведения для детей с задержкой психического развития (ЗПР). Часто это и дети с СДВГ. Потенциально это дети с сохранным интеллектом, но слабой памятью, эмоциональной неустойчивостью. Программа общеобразовательная, но адаптированная под особенности ребят, классы — по 12 человек. Ребята учатся с 1 по 9 класс, сдают ГИА и получают аттестат. С одобрения комиссии ребенка из спецшколы 7 вида переводят в обычную общеобразовательную.
Коррекционная школа 8 вида
В заведении оборудованы специальные классы для труда. Число человек в классе — не более 12. Программа специально адаптирована и завершается аттестацией по трудовому обучению. Некоторые школы 8 типа предусматривают 10 и 11 классы и предлагают ребятам пройти производственную практику. Аттестат об окончании школы дети не получают, а только свидетельство, с которым есть возможность поступить в вечернюю школу, получив там среднее образование и аттестат, либо поступить в ПТУ и сразу освоить конкретную трудовую профессию. Если резюмировать, что это такое — школа 8 вида — это спецшкола для детей с умственной отсталостью, в которой большая часть занятий посвящена трудовой подготовке учеников.
Кто решает, переводить ли ребенка в коррекционную школу
Никакого обязательного разделения на обычных и особенных детей российский закон об образовании не предусматривает. Ребенок с особенностями развития совершенно не обязательно учится в спецшколе. Специальные школы созданы не затем, чтобы изолировать особенных детей от обычного общества, а чтобы помочь им усвоить знания на доступном уровне. Все дети вправе учиться в обычных общеобразовательных учебных заведениях, но насколько это целесообразно и полезно — в каждом случае решают только родители. Попадают в коррекционную школу по результатам психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК). Предложение комиссии о переводе в спецшколу носит рекомендательный характер, поэтому решение о том, в какой школе учиться ребенку — обычной или коррекционной, и ответственность за это решение полностью ложится на плечи родителей.
Общеобразовательные учреждения: типы, виды, различия. Дошкольные образовательные учреждения
Терминология
При рассмотрении данной темы сначала надо разобраться, что же такое образовательное учреждение. Это специальное заведение, где осуществляется педагогический процесс, где реализуются программы обучения, воспитания и развития детей. В свою очередь, существует целый перечень образовательных учреждений, которые подразделяются по типам.
Детские сады
Направленность группы определяется контингентом воспитанников, в соответствии с которым подбираются образовательные программы. Таким образом, различают:
Об общеобразовательных учреждениях
Разновидности общеобразовательных учреждений
Начальная школа. Это первые четыре класса обучения ребенка. В 1 класс детки поступают согласно результатам определенных тестов, позволяющих определить степень их готовности к обучению в школе. Главная задача учителей тут – не только дать ребятам знания, но также и научить их учиться, привить интерес к наукам.
Средняя школа. Можно сказать, что это промежуточное звено между начальной и старшей школами. Занимает период с 5 по 9 класс, возраст учеников колеблется от 9-10 до 14-15 лет. После окончания данного периода желающие могут поступать либо в старшую школу, либо же в учреждения профессионального образоввания (начальные или средние).
Старшая школа. Обучаются дети в 10-11 классах, возраст которых от 15 до 17 лет. Тут происходит более глубокое изучение наук, подготовка к поступлению в ВУЗы. По окончанию ученики получают аттестат о среднем полном общем образовании. Для некоторых видов деятельности этого уже достаточно.
Специальное образование
Существуют также и коррекционные или специальные общеобразовательные учреждения. Для кого они предназначены? Туда определяются детки, у которых есть некие проблемы с развитием, или же ограниченные возможности здоровья. Однако надо отметить, что современная система образования предлагают альтернативный вариант – инклюзивное образование для удачной социализации таких малышей. Хотя на практике не всегда все получается настолько отлично, как в теории. Еще один альтернативный вариант для таких ребят – дистанционное обучение. Однако и тут возникают проблемы с дальнейшим внедрением детей в общество.
Денежные вопросы
Разобравшись, что такое образовательное учреждение (средняя общеобразовательная школа, младшая и десткая школы) нужно отметить, что такие заведения могут разниться еще и по типу финансирования. Такие тут существуют виды:
Вопрос тут стоит только лишь в оплате за сам процесс обучения. Родительские деньги на улучшение материально-технической базы класса или школы к этому разделу совершенно не относятся.
Гимназии, лицеи
Государственные общеобразовательные учреждения могут также именоваться лицеями или гимназиями. По сути, это обычные школы. И после их окончания ребенок получает тот же аттестат о среднем образовании. Однако особенность их в том, что они предлагают более детальное изучение определенных предметов. Иногда такие ОУ сотрудничают с вузами, подготавливая для обучения в них будущих студентов.
Вечерние школы
Рассматривая общеобразовательные учреждения, нужно также понять, что такое вечерние школы. Практика их работы сегодня не столь активна, нежели во времена Советского Союза, однако они еще существуют и прекрасно функционируют. Для кого же они предназначены? В нашей стране среднее полное общее образование является обязательным. В отличие от высшего. Так, без аттестата о завершенном среднем образовании работодатель не может работника обеспечить хорошим местом. Если вовремя, в подростковом возрасте, по каким-либо причинам не удалось закончить школу, позже человека могут направить доучиться в вечернюю. Название говорит уже само за себя. Сюда люди приходят после завершения рабочего дня. Пройдя обучение в вечерней школе, человек получает аттестат о среднем полном общем образовании.
Как сделать школу более экологичной (и зачем это нужно вообще)? Рассказывает создательница проекта REschools
© фото: re_schools | instagram.com
Компьютеры вместо тетрадей и раздельный сбор отходов
1 сентября для многих детей — это не только возвращение за парту, но и возвращение к усиленному производству связанного со школой мусора.
Несколько лет назад десятиклассники из Питера решили поставить контейнеры для раздельного сбора отходов в своем классе, а впоследствии из этой инициативы вырос целый проект ресайклинга под названием REschools. Мы поговорили с его создательницей Дашей Хамазой о сортировке мусора, ненужных канцтоварах и переходе на более осознанное потребление.
Что школы сегодня чаще всего делают неэкологично?
В целом школы, как и обычные люди, следуют распространенным паттернам потребления. В мире создается много продуктов, есть огромный выбор, а когда есть огромный выбор, мы и покупаем слишком много.
Часто в школах действительно используется слишком много вещей — тех же пластиковых стаканчиков, и в целом пластика, который, как известно, можно переработать, но он не разлагается.
Пластик много используется и в столовой, и в канцелярии. Бумага тоже используется не всегда по делу — много документов, которые легко бы можно было открыть на общем экране и показать ученикам, по-прежнему продолжают распечатывать. Еще можно было бы разрешить всем ученикам старшей школы приходить на уроки со своими гаджетами — я считаю, что у нас в обучении вообще недостаточно используются планшеты и компьютеры.
Как появилась идея создать REschools?
Идея появилась в 2019 году, когда я и мои друзья учились в десятом классе и заинтересовались темой экологии. Мы решили начать со своей школы, со своего класса. Поставили в классе контейнеры для переработки бумаги и пластика. И позже подумали, почему бы не распространить эти идеи и на другие классы, и на всю школу.
Потом мы поняли, что нужно не только ставить контейнеры, но и заниматься просвещением учеников и учителей, и составили определенный план — как убедиться, что вся школа будет понимать систему, которую мы внедряем, и получит базовые знания о сортировке; то есть в плане мы расписали, как будем ходить по классам и на какие лучше приходить уроки, как и где развесим плакаты и наше расписание «дежурств» (контроль контейнеров в коридорах).
А потом поняли, что другие школы тоже могут к нам присоединиться, использовать наш опыт и таким образом внедрить раздельный сбор отходов в своих учреждениях.
Как часто наполнялись эти контейнеры и кто их отвозил на переработку, как все это было организовано?
Контейнеры в классах и коридорах нужно было опустошать после каждого учебного дня. Волонтеры нашей команды выносили пластик и бумагу в контейнер-сетку за школой, которую уже ежемесячно отвозила на переработку компания, с которой мы сотрудничали.
Как именно работает REschools сегодня?
REschools действует как консалтинг: мы помогаем школам советом, присылаем ресурсы, которые накопили за несколько лет существования, и, если нужно и если у нас есть координаторы в этом регионе, можем прийти в школу (по крайней мере до пандемии это было возможно), поговорить со студенческим советом и с администрацией, опять же — рассказать подробнее о том, как мы внедрили всю систему в своей школе, показать все цифры — почему это выгодно и необходимо. За первый месяц мы собрали 60 кг пластиковых бутылок.
После этого мусорная компания стала приезжать реже, так как огромная часть школьных отходов просто перестала производиться.
И еще несколько цифр: сто килограмм бумаги — это одно дерево. У нас сто килограмм набиралось за два-три месяца. К тому же, бумагу мы сдавали за деньги, и получали 200–300 рублей в неделю в бюджет класса.
В чем главная задача проекта?
Передать информацию и доказать личным примером, что переработка отходов в школах — это доступно, это возможно, и это на самом деле важно. Сортировка отходов и переработка — это такая же привычка, как и все другие. Когда ребята с раннего возраста привыкают это делать, им проще будет продолжать сортировать отходы и во взрослом возрасте. И они уже смогут нести эти ценности и привычки дальше.
Сколько школ сейчас участвуют в проекте, какая география?
Около 40 школ, география — это Московская и Ленинградская область, Москва, Санкт-Петербург, Владивосток, Калининград. Наша основная работа идет по России, но у нас есть школы и из-за рубежа — в Мексике, в Японии и в Армении.
Вы сами находите школы или это они вас находят?
На начальном этапе мы сами писали школам, начинали с нашего района, а иногда просто приходили в школы и давали листовки. Сейчас в основном школы нас сами находят. Часто все передается по сарафанному радио: кто-то узнал о нас на какой-то школьной конференции и передал эту информацию своим друзьям или родителям.
А зарубежные школы узнают о нас из соцсетей.
Когда вы внедряете свою программу в школах, как реагируют на это родители учеников и учителя? Часто сталкиваетесь с негативом?
Реакции бывают разные. В целом, проект очень хорошо приняли, и мы, конечно, этому рады, и это то, что заставляет нас двигаться дальше. Многие ученики хотели бы заняться чем-то полезным, и к тому же актуальным — а о проблемах экологии сейчас говорят довольно много, это даже своего рода тренд.
Учителя тоже в целом нас поддерживают — особенно, на удивление, преподаватели естественных наук, наверное, потому что их предметы непосредственно связаны с экологией.
Но были и другие ситуации: были моменты, когда родители были против, считали, что это антисанитария — собирать мусор и заставлять детей работать, хотя мы, конечно же, никого ни к чему никогда не принуждали.
Учителя и ученики бывают разные — но в целом с негативными эмоциями в наш адрес мы справляемся, и пишем потом о каких-то ситуациях, в которых возникло недопонимание, в нашей группе Вконтакте, чтобы другие школы, которые, возможно, столкнутся с подобными проблемами, знали, как их можно решить.
Скоро 1 сентября, и родители будут покупать наборы товаров для школьников, в том числе огромное количество канцелярских товаров. Как сделать свой выбор экологичнее?
Конечно, в первую очередь, когда идешь в магазин, нужно знать вообще, что нужно купить, и нужно ли вообще что-то покупать — это, безусловно, зависит от школы и от возраста ребенка.
Например, я последние два года в школе не носила учебники, я их не покупала и не носила тетради — я записывала все в гугл-документы на компьютере. Но это старшая школа, и это потребовало особых разговоров с нашими учителями, которые часто бывают к такому не готовы и думают, что ребенок будет использовать компьютер не по назначению.
Ну а конкретно по канцелярии: если вы покупаете канцелярские товары, то нужно смотреть на материалы, из которых они изготовлены. Тетради лучше купить из переработанной бумаги. Ручки можно купить из экоматериалов — обычно их делают из переработанного тетрапака, а пишут они абсолютно точно так же, как и обычные. Еще можно купить многоразовые предметы, которые тоже долго служат и их не надо будет постоянно выбрасывать — например, многоразовые ручки и многоразовые бутылки.
Ну и самое главное, повторюсь, — составьте список того, что нужно, и просто купите самое базовое и необходимое.
А если вы купили лишнее или что-то не использовали, можете организовать своп. В нашей школе мы делали так: как раз в августе мы приносили канцелярию, выкладывали ее на столы, на подоконники, и другие ребята приходили и просто брали чьи-то неиспользованные тетрадки, новые ручки, карандаши. Такая экологичная и финансово очень разумная идея.
Сколько сейчас человек в команде REschools и собираетесь ли вы как-то институционализировать свою инициативу?
Сейчас нас четверо, двое из Питера, одна девочка из Москвы, а я училась в Армении. Но из-за интенсивной учебы в институте и переезда некоторых участниц проекта мы планируем набирать новых людей в команду и через несколько месяцев передавать штурвал. Что касается институционализации — мы думали регистрироваться как НКО, но недостатки и сложности перевешивают все плюсы.
Поэтому пока действуем как проект/ студенческая организация. А если говорить о финансировании — я подавала документы на некоторые гранты, где не нужна регистрация. Но в России с этим сложно — если бы мы хотели подавать заявку на какой-нибудь федеральный грант, нам в любом случае необходимо было бы зарегистрироваться, и это опять-таки создавало бы свои сложности. Мы обдумываем этот вариант, но пока нам кажется, что есть более простые пути — например, регистрироваться интернационально, а не в России.
Что такое пкх в школе
Юрист домашней онлайн-школы «Фоксфорда», выпускник факультета права Высшей школы экономики
Права ребёнка в школе
Вот какими правомочиями обладают дети на территории учебного заведения.
Право на получение бесплатного среднего образования
Статья 43 Конституции России.
Обучение в общеобразовательных государственных школах должно быть бесплатным. В школе должны быть классы для занятий, гардероб, санузлы, библиотека, столовая, спортзал, которыми дети могут пользоваться бесплатно.
Школа не может заставить родителей скидываться на ремонт, учебные пособия и другие нужды. Но если родители проявят инициативу, учебное заведение вправе принять помощь.
Право на уважение своего достоинства и личную неприкосновенность
Статья 16 Конвенции ООН «О правах ребёнка», статья 34 закона «Об образовании в Российской Федерации».
Применение к ребёнку физического и психологического насилия недопустимо. Границы психического насилия чётко не определены, но обычно это оскорбления, угрозы, критика, выводящую ребёнка из душевного равновесия.
Право выбирать школу, форму обучения, программу и язык
Статья 44 закона «Об образовании в Российской Федерации».
Ученики вместе с родителями могут выбрать любую образовательную организацию. Например, можно в любой момент сменить школу или перейти на семейное образование. Но нельзя прийти в школу во дворе и потребовать, чтобы ребёнка учили китайскому, если этот предмет не предусмотрен учебным планом этого заведения.
Право не посещать кружки и факультативы
Статья 34 закона «Об образовании в Российской Федерации».
Любые дополнительные занятия в школе — дело добровольное. Преподаватели не могут занижать оценки или психологически давить на детей, которые не ходят на факультативы.
Право не участвовать в благоустройстве школы
Статья 37 Конституции Российской Федерации, статья 34 закон «Об образовании в Российской Федерации».
Школа может проводить субботники и приглашать на них учеников. Но школьник с письменного согласия родителей может отказаться. Помогать школе с уборкой и благоустройством — право, а не обязанность.
Право бесплатно получать учебную литературу в школьной библиотеке
Статья 35 закона «Об образовании в Российской Федерации».
Школа должна бесплатно обеспечить учеников учебниками, рабочими тетрадями и другими необходимыми пособиями по всем предметам. Покупать учебную литературу самостоятельно родителям нужно только на факультативы и в случае, если ребёнок испортил школьный учебник.
Право на бесплатную медицинскую помощь в школе
Статья 41 закона «Об образовании в Российской Федерации».
В школе обязательно должен работать медпункт с квалифицированным медицинским работником, оборудованный всем необходимым для оказания первой помощи.
Право на неприкосновенность имущества
Статья 35 Конституции Российской Федерации.
Учитель не имеет права отбирать у ребёнка смартфон и любые другие вещи, если в уставе школы нет запрета на использование гаджетов во время занятий или на территории школы.
Обязанности ребёнка в школе
Кроме прав, у школьников есть и обязанности, которые установлены законом «Об образовании в Российской Федерации» и Уставами образовательных организаций. В каждой школе — свои правила, вот некоторые обязательства учеников.
Не пропускать занятия без уважительной причины
Если ребёнок отсутствовал на уроке, он должен принести в школу справку от врача или заявление от родителей.
Добросовестно учиться
Отвечать на вопросы учителя на уроках, не мешать другим ученикам, выполнять домашние и контрольные работы.
Следовать распорядку школы
Ученик должен вовремя приходить на уроки, в классе занимать определённое ему место, носить форму, если она предусмотрена.
Беречь школьное имущество
Если ученик сломал стул, разбил проектор или порвал учебник — родители должны будут возместить ущерб.
Уважать других учеников и работников школы
Не приносить в школу опасные предметы
Оружие, химикаты и тому подобное.
Не курить, не употреблять алкоголь и наркотики
А также не находиться на территории школы в нетрезвом виде.
Нарушения прав ребёнка в школе
Пока ребёнок находится в школе, за соблюдение его прав и свобод отвечает школьная администрация, а за исполнение обязанностей — родители.
В штате каждой школы должен быть уполномоченный по правам ребёнка, который должен предотвращать нарушение прав учеников, рассматривать жалобы, а также рассказывать школьникам и их родителям о правах и обязанностях. На практике, к сожалению, такой специалист есть не везде.
Важно отметить, что о нарушении прав можно говорить, только если имело место самоуправство со стороны школы, и ребёнка действительно заставили что-то сделать. Большинство родителей не видит ничего плохого в том, чтобы дети помыли класс, в котором учатся, и понимают, что забрать гаджет на время урока — порой необходимая дисциплинарная мера.
Но если ситуация угрожает здоровью или психике ребёнка, следует немедленно принять меры. О том, что делать в случае нарушении прав ребёнка в школе, читайте в этой статье.
У нас вы сможете учиться в удобном темпе, делать упор на любимые предметы и общаться со сверстниками по всему миру.
Попробовать бесплатно