Что такое пла ростехнадзор
Что такое пла ростехнадзор
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 15 сентября 2020 года N 1437
2. Планы мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах, утвержденные до вступления в силу настоящего постановления, продолжают свое действие и пересматриваются по основаниям, указанным в пункте 7 Положения, утвержденного настоящим постановлением.
3. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2021 г. и действует до 1 января 2027 г.
Председатель Правительства
Российской Федерации
М.Мишустин
УТВЕРЖДЕНО
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 15 сентября 2020 года N 1437
Положение о разработке планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах
2. Планы мероприятий разрабатываются в целях обеспечения готовности организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, к действиям по локализации и ликвидации последствий аварий на таких объектах.
4. В случае если 2 и более объектов, эксплуатируемых одной организацией, расположены на одном земельном участке или на смежных земельных участках, организация, эксплуатирующая эти объекты, вправе разрабатывать единый план мероприятий.
5. Сроки действия планов мероприятий составляют:
6. В случае если в отношении расположенных на одном земельном участке или на смежных земельных участках 2 и более объектов, эксплуатируемых одной организацией, для которых пунктом 5 настоящего Положения установлены различные сроки действия планов мероприятий, разрабатывается единый план мероприятий, срок его действия устанавливается равным наименьшему сроку, предусмотренному указанным пунктом в отношении этих объектов.
7. Планы мероприятий пересматриваются:
а) не менее чем за 15 календарных дней до истечения срока действия предыдущего плана мероприятий;
б) не позднее 30 календарных дней после:
реконструкции, технического перевооружения объекта или внесения изменений в технологию производства;
внесения изменений в системы управления технологическими процессами на объекте;
изменения сведений, содержащихся в общих или специальных разделах плана мероприятий;
в) на основании выводов, указанных в акте технического расследования причин аварий на объекте;
г) по предписанию федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности или его территориального органа в случае выявления несоответствия сведений, содержащихся в плане мероприятий, сведениям, полученным в ходе осуществления федерального государственного надзора в области промышленной безопасности;
д) на основании предостережения федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности или его территориального органа о недопустимости нарушения обязательных требований промышленной безопасности в случае выявления указанными органами новых факторов риска по результатам технического расследования причин аварий на иных аналогичных объектах.
8. Планы мероприятий утверждаются руководителями (заместителями руководителей) организаций, эксплуатирующих объекты, либо руководителями обособленных подразделений юридических лиц (в случаях, предусмотренных положениями о таких обособленных подразделениях).
9. Планы мероприятий согласовываются руководителями (заместителями руководителей, в должностные обязанности которых входит согласование планов мероприятий) профессиональных аварийно-спасательных служб или профессиональных аварийно-спасательных формирований, которые привлекаются для локализации и ликвидации последствий аварий на объекте.
10. План мероприятий состоит из общих и специальных разделов.
11. Общие разделы плана мероприятий содержат следующие сведения:
а) характеристика объекта, в отношении которого разрабатывается план мероприятий;
б) сценарии наиболее вероятных аварий и наиболее опасных по последствиям аварий, а также источники (места) их возникновения;
в) характеристики аварийности, присущие объектам, в отношении которых разрабатывается план мероприятий, и травматизма на таких объектах;
д) организация взаимодействия сил и средств;
е) состав и дислокация сил и средств;
ж) порядок обеспечения постоянной готовности сил и средств к локализации и ликвидации последствий аварий на объекте с указанием организаций, которые несут ответственность за поддержание этих сил и средств в надлежащей степени готовности;
з) организация управления, связи и оповещения при авариях на объекте;
к) первоочередные действия при получении сигнала об авариях на объекте;
л) действия производственного персонала и аварийно-спасательных служб (формирований) по локализации и ликвидации аварий;
м) мероприятия, направленные на обеспечение безопасности населения (в случае если в результате аварий на объекте может возникнуть угроза безопасности населения);
н) организация материально-технического, инженерного и финансового обеспечения операций по локализации и ликвидации аварий на объекте.
12. Специальные разделы плана мероприятий (планы ликвидации аварий) разрабатываются на основании сведений, содержащихся в общих разделах плана мероприятий, и определяют порядок действий в случае аварий на объекте в соответствии с требованиями, установленными федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности.
Что такое пла ростехнадзор
Рекомендации по разработке планов локализации и ликвидации аварий на взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектах
I. Общие положения
1.2. Настоящий документ содержит рекомендации по разработке плана локализации и ликвидации аварий, его составу, содержанию, форме, процедуре утверждения и пересмотра, а также проведению мероприятий по его выполнению, и предназначены для использования организациями, эксплуатирующими взрывопожароопасные и химически опасные производственные объекты, на которых возможны аварии, сопровождающиеся выбросами взрывопожароопасных и химически опасных веществ, взрывами в аппаратуре, производственных помещениях и наружных установках, которые могут привести к разрушению зданий, сооружений, технологического оборудования, поражению людей, негативному воздействию на окружающую среду, и не являются нормативным правовым актом.
Рекомендации не распространяются на организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты хранения, переработки и использования растительного сырья.
1.3. Для выполнения требования федеральных норм и правил в области промышленной безопасности организации, эксплуатирующие взрывопожароопасные и химически опасные производственные объекты, могут использовать иные способы и методы, чем те, которые указаны в настоящих Рекомендациях.
1.4. В настоящих Рекомендациях применяются сокращения, а также термины и определения, приведенные в приложениях NN 1, 2 к настоящим Рекомендациям.
1.5. ПЛА разрабатывается с целью:
планирования действий персонала ОПО и специализированных служб на различных уровнях развития ситуаций;
определения готовности организации к локализации и ликвидации аварий на ОПО;
выявления достаточности принятых мер по предупреждению аварий на объекте;
разработки мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на ОПО.
1.6. ПЛА основывается:
на прогнозировании сценариев возникновения и развития аварий;
на постадийном анализе сценариев развития аварий;
на оценке достаточности принятых (для действующих ОПО) или планируемых (для проектируемых и строящихся) мер, препятствующих возникновению и развитию аварий;
на анализе действий персонала ОПО, специализированных служб при локализации и ликвидации аварий на соответствующих стадиях их развития.
1.7. Предлагается разрабатывать ПЛА со следующей структурой:
титульный лист (рекомендуемый образец оформления титульного листа плана локализации и ликвидации аварий приведен в приложении N 3 к настоящим Рекомендациям);
приложения в составе:
схема оповещения об аварии;
список оповещения работников ОПО, их подразделений и сторонних организаций, которые немедленно извещаются диспетчером организации об аварии (оформляется в виде таблицы, рекомендуемый образец которой приведен в приложении N 4 к настоящим Рекомендациям);
инструкция по безопасной остановке технологического процесса;
действия ответственного руководителя и работников ОПО по локализации и ликвидации аварий и их последствий;
список инструмента, материалов, приспособлений и средств индивидуальной защиты (оформляется в виде таблицы, рекомендуемый образец которой приведен в приложении N 5 к настоящим Рекомендациям);
порядок изучения ПЛА и организация учебных занятий;
расчетно-пояснительная записка к ПЛА, которая оформляется в виде отдельной книги.
1.8. ПЛА согласовывается с руководителями всех специализированных служб, задействованных в соответствии с оперативной частью ПЛА в работах по локализации и ликвидации аварий.
1.9. ПЛА вводится в действие приказом по организации.
1.10. ПЛА пересматривается и переутверждается не реже чем один раз в 5 лет, а также после аварии по результатам технического расследования причин аварии.
В случае изменений в производственных технологиях, аппаратурном оформлении, метрологическом обеспечении и в автоматизированной системе управления технологическими процессами не позднее одного месяца в ПЛА вносятся соответствующие изменения.
II. Анализ опасности аварии на опасных производственных объектах
2.1. При разработке ПЛА организацией выполняется анализ опасности аварий для данного ОПО.
Анализ опасности аварии на ОПО проводится поблочно на основании физико-химических свойств веществ, обращающихся в оборудовании, аппаратурного оформления, режимов работы оборудования, а также с учетом анализа аварий, имевших место на данном и на аналогичных объектах.
2.2. Результаты анализа опасности аварии на ОПО представляются в РПЗ к ПЛА. Рекомендуется разрабатывать РПЗ со следующей структурой:
2.2.1 Титульный лист расчетно-пояснительной записки, который оформляется в соответствии с рекомендуемым образцом, приведенным в приложении N 6 к настоящим Рекомендациям.
Наименование ОПО, для которого разрабатывается ПЛА, принимается в соответствии с наименованием ОПО в государственном реестре опасных производственных объектов;
2.2.2 Список исполнителей, в котором указываются фамилии, имена и отчества, должности и место работы исполнителей и соисполнителей, принимавших участие в разработке ПЛА;
2.2.3 Оглавление, которое включает наименование всех разделов РПЗ с указанием страниц, с которых начинаются эти разделы.
В случае если РПЗ состоит из двух и более книг, каждая из них имеет свой титульный лист и оглавление;
2.2.4. Исходные данные, которые включают в себя краткую характеристику объекта, для которого разрабатывается ПЛА, блок-схему технологического объекта;
2.2.4.1 Краткая характеристика объекта, для которого разрабатывается ПЛА, включает в себя:
наименование объекта, для которого разрабатывается ПЛА и его назначение;
основные стадии технологического процесса;
перечень технологических блоков, входящих в состав объекта.
2.2.4.2 Блок-схема объекта, для которого разрабатывается ПЛА, содержит:
относительный энергетический потенциал и категория взрывоопасности (для взрывоопасных блоков);
межблочную отсекающую арматуру, как по прямому, так и обратному потоку материальной среды с указанием параметров срабатывания согласно проектно-конструкторской документации;
направление движения потоков, наименование и агрегатное состояние опасных веществ.
Границами технологических блоков являются автоматические отсекатели, запорная арматура с дистанционным управлением, ручная запорная арматура (при условии возможности ее практического использования при аварии), установленные на трубопроводах или оборудовании как по прямому, так и обратному потоку материальной среды.
Для пылеобразующих дисперсных продуктов границами блока могут быть шнековые питатели, секторные затворы и другие устройства, обеспечивающие плотность (герметичность) системы при повышенном давлении в условиях внутреннего взрыва.
Пример составления блок-схемы объекта приведен в приложении N 7 к настоящим Рекомендациям.
2.2.5. Технология и аппаратурное оформление блока, в которые включаются характеристики опасных веществ, обращающихся на ОПО или его составляющей, принципиальную технологическую схему блока, описание технологического процесса и аппаратурного оформления блока.
2.2.5.2 Принципиальная технологическая схема блока оформляется наглядной, легко читаемой, без включения элементов, не имеющих прямого отношения к локализации и ликвидации аварий, и при необходимости может дополняться пояснительными надписями.
На принципиальной технологической схеме указываются:
основное технологическое оборудование с указанием номера позиций;
межблочная отсекающая арматура с указанием номеров позиций и параметров срабатывания;
запорная арматура, используемая при локализации аварии с указанием номеров позиций;
направление движения потоков, наименование и агрегатное состояние веществ;
диаметр технологических трубопроводов.
2.2.5.3 В описание технологического процесса и аппаратурного оформления блока включаются:
краткое описание технологического процесса с указанием наименования веществ, участвующих в технологическом процессе, и их агрегатного состояния, основных технологических параметров ведения процесса;
характеристики основного технологического оборудования, в котором обращаются опасные вещества, входящего в состав блока с указанием его геометрических и технических характеристик;
2.2.6 Анализ опасности технологических блоков, который включает в себя анализ известных аварий на подобных объектах, анализ основных факторов и возможных причин, способствующих возникновению и развитию аварий, анализ условий возникновения и развития аварий, анализ возможных сценариев развития аварий, оценку количества опасных веществ, участвующих в аварии и создании поражающих факторов, результаты расчета вероятных зон действия поражающих факторов анализ систем, ситуационный план предприятия с указанием вероятных зон действия поражающих факторов, анализ состояния системы противоаварийной защиты.
2.2.6.1 Перечни аварий включают в себя информацию о дате аварии, месте и характере аварии, а также о причинах аварии, установленных в ходе технического расследования.
2.2.6.2 При определении основных факторов, способствующих возникновению и развитию аварии, особое внимание уделяется техническому состоянию оборудования, близости параметров технологического процесса к критическим значениям, выполнения требований проектной документации, технологических регламентов на пуск и остановку оборудования ОПО (рекомендуемый образец составления перечня основных факторов и возможных причин, способствующих возникновению и развитию аварий, приведен в приложении N 8 к настоящим Рекомендациям).
В качестве основных причин, способствующих возникновению аварии, рекомендуется рассматривать:
ошибки производственного персонала;
выход параметров за критические значения;
внешнее воздействие природного и техногенного характера;
2.2.6.3 Определение возможных сценариев возникновения и развития аварий проводится исходя из:
Ростехнадзор поясняет («План локализации и ликвидации последствий аварий» (ПЛА) или «План мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий»)
Приведу выдержки из нормативных документов. Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»:
«Статья 10. Требования промышленной безопасности по готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии на опасном производственном объекте.
1. В целях обеспечения готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана:
планировать и осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на. опасном производственном объекте. »
Положение о разработке планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на. опасных производственных объектах (утв. постановлением Правительства. Российской Федерации от 26 августа 2013 г. № 730):
«1. Настоящее Положение устанавливает порядок разработки планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах (далее — планы мероприятий) и требования к их содержанию.
2. Планы мероприятий разрабатываются в целях обеспечения готовности организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, к действиям по локализации и ликвидации последствий аварий на. таких объектах».
Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила безопасности в нефтяной и газовой промышленности» (утв. приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 12 марта 2013 г. № 101):
«4. Для всех ОПО должны быть разработаны планы локализации и ликвидации последствий аварий (далее — ПЛА), которые должны предусматривать: оперативные действия персонала по предотвращению и локализации аварий;
способы и методы ликвидации аварий и их последствий;
порядок действий по исключению (минимизации) возможности загораний и взрывов, снижения тяжести возможных последствий аварий;
эвакуацию людей, не занятых ликвидацией аварии, за пределы опасной зоны.
ПЛА разрабатываются в соответствии с требованиями, приведенными в приложении № 1 к настоящим Правилам. »
Прошу разъяснить, как должен называться документ, о котором идет речь: «План локализации и ликвидации последствий аварий» (ПЛА) или «План мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий».
В.А. Рахманский, вед. инженер ПТО ООО «ИНК»
На вопрос читателя отвечает генеральный директор ЗАО НТЦ ПБ проф., д-р техн. наук Е.В. Кловач.
В соответствии с п. 2 статьи 10 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» [1] в редакции, вступившей в силу с 1 января 2014 г, мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах (далее — объекты) I, II и III классов опасности планируют посредством разработки и утверждения руководителем организации или структурного подразделения планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на таких объектах (далее — планы мероприятий). Порядок разработки указанных планов и требования к их содержанию установлены Положением о разработке планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах (далее — Положение), которое утверждено постановлением Правительства Российской Федерации [2].
В Положении определены цели разработки планов мероприятий; сроки их действия и основания пересмотра; субъекты, утверждающие и согласовывающие их; содержание и структура этих планов. Специальные разделы плана мероприятий определяют порядок действий в случае аварии на объекте в соответствии с требованиями, установленными федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности (далее — ФНП).
В настоящее время требования к составу (разделам) и содержанию документа, определяющего порядок действий в случае аварии на объекте, содержатся в ФНП [3], где этот документ называется «план локализации и ликвидации последствий аварий». Необходимость документа именно с таким названием установлена также в ФНП [4]. В других ФНП (например, [5]) подобный документ называют «план ликвидации аварий». Существуют нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти (далее — акты), подлежащие до дня вступления в силу соответствующих ФНП обязательному исполнению на основании федерального закона [6], в которых есть требования к составлению документов, имеющих названия «план ликвидации аварий» [7], «план ликвидации аварий и защиты персонала» [8] и «план ликвидации (локализации) аварий» [9].
Перечисленные выше ФНП не предусматривают необходимость разработки планов мероприятий только для объектов определенных классов опасности и разные сроки действия (пересмотра) планов в зависимости от классов опасности объектов. Содержание планов (с различными наименованиями) в этих ФНП и других актах также не соответствует установленному в Положении.
Принимая во внимание, что статус постановления Правительства Российской Федерации выше статуса ФНП и других актов, ФНП и другие акты продолжают действовать в области их распространения в части, не противоречащей Положению.
Таким образом, организации, эксплуатирующие указанные выше объекты I, II и III классов опасности, должны разработать и утвердить планы мероприятий, названия и содержание которых соответствуют Положению, независимо от наличия у них документов с другими названиями и сроков действия этих документов. При этом специальные разделы планов мероприятий должны определять порядок действий в случае аварии на объекте в соответствии с требованиями, установленными ФНП и другими действующими актами.
Документы:
6.О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с реализацией положений Федерального закона «О техническом регулировании»: федер. закон от 19 июля 2011 г. № 248-ФЗ// Собр. законодательства Рос. Федерации. — 2011. — № 30 (ч. 1), ст. 4596.
7.Инструкция по составлению планов ликвидации аварий на угольных шахтах: утв. приказом Ростехнадзора от 1 декабря 2011 г. № 681// Бюл. норматив. актов федер. органов исполн. власти. — 2012. — № 16.
9.Инструкция по составлению планов ликвидации (локализации) аварий в металлургических и коксохимических производствах: утв. постановлением Госгортехнадзора России от 22 мая 2003 г. № 36// Рос. газ. — № 120/1 (спец. вып.). — 2003.
Разделы сайта, связанные с этой новостью:
Последовательность событий и новостей по этой теме
(перемещение по новостям, связанным друг с другом)
Почти всем организациям, у кого есть ОПО, приходилось сталкиваться с такими понятиями, как ПЛАС, ПЛА, ПЛАРН («планы»).
Попробуем разобраться в этой терминологии, так как легко запутаться во всех «планах», к тому же существуют также планы развития горных работ и планы мероприятий по доведению ОПО до нормативных требований промышленной безопасности.
Для начала расшифруем:
Основная разница между этими двумя документами в том, что ПЛА разрабатывается для каждого ОПО, а ПМЛПА, как бы учитывая все ПЛА, разрабатывается в целом для организации.
Далее рассмотрим для каких ОПО нужны эти планы. Будем рассматривать ситуацию с учетом новых правил, разработанных Ростехнадзором, зпрегистрированных Минюстом, но еще не вступивших в силу.
Таблица «планов» на ОПО:
Для каких ОПО
Нормативная база (документ)
Термин в документе
взрывопожароопасные и химически опасные производственные объекты
план ликвидации (локализации) аварийных ситуаций
сеть газораспределения и сеть газопотребления (в том числе сеть газопотребления ТЭС, ГТУ и ПГУ)
сеть газораспределения и сеть газопотребления
план локализации и ликвидации аварийных ситуаций
план локализации потенциальных аварий
магистральные трубопроводы (ОПО МТ)
на объектах, где получаются, транспортируются, используются расплавы черных и цветных металлов и сплавы
план ликвидации аварий (см.пункт 1319. скорее всего опечатка, имелось в виду ПМЛА)
план локализации и ликвидации последствий аварии
взрывопожароопасные объекты хранения, переработки и использования растительного сырья
план ликвидации аварий и защиты персонала
ОПО по хранению, переработке и использованию сырья в агропромышленном комплексе
нефтегазодобывающие производства: бурения, добычи, обустройства месторождений для сбора, подготовки, хранения нефти, газа и газового конденсата
на организации по добыче (переработке) угля (горючих сланцев), осуществляющие добычу угля подземным способом
план ликвидации аварий
для организаций, добывающих уголь подземным способом, организаций, ведущих горные работы в подземных условиях
для организаций, добывающих уголь подземным способом
Приказ Ростехнадзора от 06.11.2012 N 638 «Об утверждении Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Инструкция по проведению плановой практической проверки аварийных вентиляционных режимов, предусмотренных планом ликвидации аварий»
для угольных шахт, шахтостроительных организаций
Приказ Ростехнадзора от 01.12.2011 N 681 «Об утверждении Инструкции по составлению планов ликвидации аварий на угольных шахтах»
при дроблении, сортировке, обогащении полезных ископаемых и окусковании руд и концентратов
Постановление Госгортехнадзора РФ от 04.06.2003 N 47 «Об утверждении Единых правил безопасности при дроблении, сортировке, обогащении полезных ископаемых и окусковании руд и концентратов» ПБ 03-571-03
при ведении работ в подземных условиях
Приказ Ростехнадзора от 24.05.2007 N 364 «Об утверждении и введении в действие Методических рекомендаций о порядке составления планов ликвидации аварий при ведении работ в подземных условиях» РД-15-11-2007
ОПО производств хлора и хлорсодержащих сред, транспортирование, перевозка хлора хлорсодержащих сред
автозаправочные станции (АЗС)
план ликвидации аварий