Что такое плач в музыке
Искусство плача. Что такое плачи в народной традиции
Рассказ о древнем жанре русской народной поэзии причитаниях. Рассказы об одной из самых известных плакальщиц Ирине Андреевне Федосовой (1827 — 1899).
Причитания – это древний жанр фольклора. Объект изображения в причитании – трагическое в жизни человека. Причитания представляют собой пример высокого трагического искусства.
«Выплакивание невыносимого, в обычных условиях непредставимого и даже недопускаемого горя было в народном быту чуть ли не физиологической потребностью. Выплакавшись, человек наполовину одолевал непоправимую беду. Слушая причитания, мир, окружающие люди разделяют горе, берут на себя тяжесть потери. Горе словно разверстывается по людям. В плаче, кроме того, рыдания и слезы как бы упорядочены, их физиология уходит на задний план, страдание приобретает одухотворенность благодаря образности».
Причитания исполнялись вопленицами или плакальщицами. Произведения этого жанра всегда отражают индивидуальную судьбу. В них весьма сильно проявляется импровизационное начало, сочетаемое с традициями. Они зачаровывали слушателей драматизмом своего исполнения, которое имело свои особенности: вопленица ходила по комнате, по двору, дому, деревне, выходила в поле, кланялась, плакала, обнимала участников обряда. «Аудитория становилась своеобразным партнером вопленицы: по ее просьбе участники обряда могли совершать обрядовые действия, отвечать на ее вопросы, утешать; могли вступить с ней… в равный диалог причитаниями. Исполнение причитаний сопровождалось всхлипыванием, оханьем, аханьем, плачем… Причитания исполнялись речитативом – своеобразным говорком с ясно выраженным декламационным началом».
Композиционной формой причитаний является монолог. Язык причитаний связан с предметным и пространственным миром обрядового действия. Эмоциональный настрой создается при помощи эпитетов (темный лес, широкое поле, зеленые луга, цветы лазоревые), уменьшительно-ласкательных суффиксов, междометий “ах”, “ох”, а также восклицательной и вопросительной интонации.
XIX век подарил нам немало талантливых исполнительниц причитаний. Одной из самых известных плакальщиц того времени была Ирина Андреевна Федосова (17 апреля 1827 — 10 июля 1899).
И.А. Федосова родилась в 1831 году в деревне Софроново Петрозаводского уезда Олонецкой губернии. Ее родители были государственными крепостными крестьянами. Детство ее было типичным детством крепостной крестьянской девочки. Огромная семья, состоявшая из 22 членов, должна была напрягать все силы, чтобы не впасть в нищету. С двенадцати-тринадцати лет И.А. Федосова начала «подголосничать» на свадьбах и быстро приобрела известность: сначала в окрестных деревнях, затем по всей волости и, наконец, по всему Заонежью.
Судя по воспоминаниям современников, Федосова отличалась высокой творческой активностью. Записанное с ее слов составляет лишь незначительную часть того, что было создано за несколько десятков лет почти непрерывного творчества. В 1864 году произошли ее первые встречи с собирателями народного творчества, положившие начало всероссийской известности Ирины Андреевны. В 1865–1866 годах Федосову в Петрозаводске разыскал П.Н. Рыбников и записал от нее несколько былин, а в начале 1867 года Ирина Андреевна познакомилась с преподавателем Олонецкой семинарии Е.В. Барсовым, сыгравшим огромную роль в ее дальнейшей судьбе.
В 1894 году Федосова встретилась с учителем словесности Петрозаводской гимназии П.Т. Виноградовым, который организовал ряд ее поездок по городам России в 1895–1896 годы (Петрозаводск, Петербург, Москва, Нижний Новгород, Казань).
Публичные выступления Федосовой в различных городах России явились значительным событием в истории русской культуры конца XIX века. Не случайно описание выступления Федосовой А.М. Горький, наряду с другими историческими эпизодами, включил в свою эпопею «Жизнь Клима Самгина». Федосову слушали ученые, литераторы, музыканты, художники, учителя, сотни представителей учащейся молодежи. Ее мастерство вызывало восхищение, воспринималось слушателями как яркий образец народного искусства, как свидетельство высокой одаренности великого русского народа.
Во время поездок Ирина Андреевна встречалась со многими крупнейшими представителями передового русского искусства и литературы 1890-х годов: А.М. Горьким, Н.А. Римским-Корсаковым, М.А. Балакиревым Ф.И. Шаляпиным и др.
В 1895 году И.А. Федосову слушал молодой Ф.И. Шаляпин, вспоминавший об этом впоследствии:
«Она (И.А. Федосова) вызвала у меня незабываемое впечатление. Я слышал много рассказов, старых песен и былин и до встречи с Федосовой, но только в ее изумительной передаче мне вдруг стала понятной глубокая прелесть народного творчества. Неподражаемо прекрасно “сказывала” эта маленькая кривобокая старушка с веселым детским лицом о Змее Горыныче, Добрыне, о его поездочках молодецких, о матери его, о любви. Передо мной воочию совершалось воскресение сказки, и сама Федосова была чудесна, как сказка».
В исполнении Федосовой Шаляпин увидел то, над чем он напряженно размышлял в эти годы. Он говорил о том, что оперные певцы недостаточно знают и ценят естественную русскую народную манеру пения. «Ведь кто же умеет в опере, – писал Шаляпин, – просто, правдиво и внятно рассказать, как страдает мать, потерявшая сына на войне, и как плачет девушка, обиженная судьбой и потерявшая любимого человека».
Н.А. Римский-Корсаков так же живо заинтересовался мелодиями песен Федосовой и сделал слуховые записи пяти номеров из ее репертуара. Возможно мелодии, записанные от Федосовой, пригодились ему для оперы «Садко». Они, очевидно, вспомнились ему и при работе над другой оперой – «Сказание о граде Китеже».
В честь Федосовой в 1895–1896 годах созывались специальные заседания Этнографического отдела Русского Географического общества, Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии. Академия Наук наградила И.А. Федосову серебряной медалью с дипломом.
В 1896 году Федосова поселилась в Петербурге, где прожила до 1899 года. Весной 1899 года Ирина Андреевна почувствовала себя нездоровой и решила вернуться в деревню Лисицино. Здесь ее болезнь усилилась, и 10 июня 1899 года замечательной народной поэтессы не стало.
А.М. Горький оставил яркие воспоминания о Федосовой, посвятив плакальщице очерк «Вопленица»:
«Давно я не переживал ничего подобного. В чистеньком концертном зале, полном аромата смолистого, свежего дерева, было сначала очень скучно. Публики было мало, и публика была вся плохая. На эстраде – высокий человек с черной бородой и в скверном сюртуке стоит, неуклюже облокотясь о что-то, вроде кафедры, и тусклым языком, ломаными, угловатыми фразами, скучно, длинно, бесцветно рассказывает о том, кто такая Ирина Андреевна Федосова. Это учитель Олонецкой гимназии Виноградов, человек, который знакомит Русь с ее неграмотной, но истинной поэтессой.
Орина, – усердно надавливает он на “о”, – с четырнадцати лет начала вопить. Она хрома потому, что, будучи восьми лет, упала с лошади и сломала себе ногу. Ей девяносто восемь лет от роду. На родине ее известность широка и почетна – все ее знают, и каждый зажиточный человек приглашает ее к себе «повопить» на похоронах, на свадьбах, а иногда и просто так, на вечеру. на именинах, примерно. С ее слов записано более 30 000 стихов, а у Гомера в “Илиаде” только 27 815.
– Орина Андреевна! – кричит он. Где-то сбоку открывается дверь, и с эстрады публике в пояс кланяется старушка низенького роста, кривобокая, вся седая, повязанная белым ситцевым платком, в красной ситцевой кофте, в коричневой юбке, на ногах тяжелые грубые башмаки. Лицо – все в морщинах, коричневое. Но глаза – удивительные! Серые, ясные, живые – они так и блещут умом, усмешкой и тем еще, чего не встретишь в глазах дюжинных людей и чего не определишь словом.
– Ну вот, бабушка, как ты, петь будешь или рассказывать? – спрашивает Виноградов.
– Как хочешь! Как угодно обществу! – отвечает старуха-поэтесса и вся сияет почему-то.
– Расскажи-ка про Добрыню, а то петь больно долго. Учитель чувствует себя совсем как дома: плюет на эстраду, опускается в кресло, рядом со старухой, и, широко улыбаясь, смотрит на публику.
Вы послушайте-тко, люди добрые,
Да былину мою – правду-истину. – раздается задушевный речитатив, полный глубокого сознания важности этой правды-истины и необходимости поведать ее людям. Голос у Федосовой еще очень ясный, но у нее нет зубов, и она шепелявит. Но этот возглас так оригинален, так не похож на все кафе-кабацкое, пошлое и утомительно однообразное в своем разнообразии – на все то, что из года в год и изо дня в день слушает эта пестробрючная и яркоюбочная публика, что ее как-то подавляет этот задушевный голос неграмотной старухи. Шепот прекращается. Все смотрят на маленькую старушку, а она, утопая в креслах, наклонилась вперед к публике и, блестя глазами, седая, старчески красивая и благородная и еще более облагороженная вдохновением, то повышает, то понижает голос и плавно жестикулирует сухими, коричневыми маленькими руками.
Уж ты гой еси, родна матушка!
– тоскливо молит Добрыня, –
Надоело мне пить да бражничать!
Отпусти меня во чисто поле
Попытать мою силу крепкую
Да поискать себе доли-счастия!
По зале носится веяние древности. Растет голос старухи и понижается, а на подвижном лице, в серых ясных глазах то тоска Добрыни, то мольба его матери, не желающей отпустить сына во чисто поле. И, как будто позабыв на время о “королевах бриллиантов”, о всемирно известных исполнительницах классических поз, имевших всюду громадный успех, – публика разражается громом аплодисментов в честь полумертвого человека, воскрешающего последней своей энергией нашу умершую старую поэзию.
– Теперь “вопль вдовы по муже”. – говорит Виноградов. Публика молчит. Откашлявшись, Федосова откидывается в глубь кресла и, полузакрыв глаза, высоко поднимает голову.
Лю-убимый ты мой му-уженька-а-а.
– Я не могу этого слышать. не могу. – шепчет сзади меня дама в желтой шляпе и, когда я оборачиваюсь взглянуть на нее, прячет в раздушенный платок взволнованное бледное лицо.
Потом вопила девушка, выдаваемая замуж. Федосова вдохновляется, увлекается своей песнью, вся поглощена ею, вздрагивает, подчеркивает слова жестами, мими- кой. Публика молчит, все более поддаваясь оригинальности этих за душу берущих воплей, охваченная заунывными, полными горьких слез мелодиями. А вопли, – вопли русской женщины, плачущей о своей тяжелой доле, – все рвутся из уст поэтессы, рвутся и возбуждают в душе такую острую тоску, такую боль, так близка сердцу каждая нота этих мотивов, истинно русских, небогатых рисунком, не отличающихся разнообразием вариаций – да! – но полных чувства, искренности, силы – и всего того, чего нет ныне, чего не встретишь в поэзии ремесленников искусства и теоретиков его.
Федосова вся пропитана русским стоном, около семидесяти лет она жила им, выпевая в своих импровизациях чужое горе и выпевая горе своей жизни в старых русских песнях. Когда она запела “Соберитесь-ка, ребятушки, на зеленый луг”, – по зале раздался странный звук – точно на кого-то тяжесть упала и страшно подавила его. Это вздохнул человек – ярославский купец Канин.
– Хо-орошо! Так хорошо – слов нет! – ответил он, мотая головой и конфузливо отирая слезы с глаз. Ему под пятьдесят лет, – это фабрикант, солидный господин. Узнал свое, старое, оброшенное, и расчувствовался старик.
Она кончила петь. Публика подошла к эстраде и окружила поэтессу, аплодируя ей, горячо, громко аплодируя. Поняли! Хороший это был момент.
Импровизаторша – веселая и живая – блестит своими юными глазами и сыплет в толпу прибаутки, поговорки; толпа кричит ей вперебой:
– Хорошо, бабушка Ирина! Спасибо! Милая!».
К сожалению такие бабушки встречаются всё реже. А культура скорби и плача практически угасла. И как расплата за короткую память, мы имеем рост сердечно сосудистых заболеваний, и самоубийств, на фоне не отражённого и не разрешённого стресса. А хочется надеятся, что молодёжь направит свои таланты на возрождение и проработку народного наследия, что бы очищенное плачем сердце могло снова стать благодарным.
Плач (литературный жанр)
Плач — один из древних литературных жанров, характеризующийся лирико-драматической импровизацией на темы несчастий, смерти и т. п. Может оформляться как в стихах, так и в прозе. Стилистика плача использована, в частности, в некоторых текстах Библии — одна из книг Ветхого Завета целиком представляет собой образец жанра («Плач Иеремии»), — а также в гомеровских поэмах.
Плач получил широкое распространение в традиционной русской обрядовой и бытовой народной поэзии. Примерами плачей в древнерусской литературе являются знаменитый плач Ярославны в «Слове о полку Игореве», плач московской княгини Евдокии над телом Дмитрия Донского. В «Житии зырянского просветителя Стефана Пермского», написанном Епифанием Премудрым, есть ряд текстов, по жанру относящихся к данной категории: «Плач пермских людей», «Плач пермской церкви» и «Плач и похвала инока списующа». Известны плачи, написанные русскими авторами XVII века, в частности анонимный «Плач о пленении и конечном разорении Московского государства» (1612) и «Плач и утешение» по поводу смерти царя Федора Алексеевича, написанные поэтом Сильвестром Медведевым.
Смотреть что такое «Плач (литературный жанр)» в других словарях:
Плач (значения) — Плач: Плач психофизиологический процесс у человека. Плач литературный жанр Плач один из подвидов сирвенты в поэзии трубадуров … Википедия
плач — ПЛАЧ1, а, м Выражение горя, страдания, боли или сильной взволнованности в жалобных нечленораздельных звуках, сопровождающихся слезами; Син.: Разг. рев, рыдания, слезы, Разг. вой; Ант.: смех, хохот. Родственники и друзья умершего съезжались со… … Толковый словарь русских существительных
Литературные произведения — Имена существительные БИОГРА/ФИЯ, жизнеописа/ние. Литературный жанр, а также произведение, созданное в этом жанре, – описание жизни человека, созданное с целью выявления психологического типа личности, её связей с внешним миром, историей… … Словарь синонимов русского языка
Жанры — К истории проблемы. Определение понятия. Решение проблемы в догматическом литературоведении. Эволюционистские теории Ж. Решение проблемы Ж. «формальной школой». Пути марксистского изучения Ж. Теория лит ых Ж. Тематические, композиционные и… … Литературная энциклопедия
Библиография Григория Шалвовича Чхартишвили — Г. Ш. Чхартишвили, 2012 год Григорий Шалвович Чхартишвили (род. 20 мая 1956, Зестафони, Грузинская ССР, СССР) … Википедия
ПЛАЧА КНИГА — или ПЛАЧА ИЕРЕМИИ КНИГА, каноническая книга ВЗ. В евр.Библии входит в состав *Кетубим и называется по первому слову 1–го стиха Эйх. В *Септуагинте эта книга именуется «QrБnoi», Плачи, а в нек–рых рукописях «Плачи Иеремии» и помещена в разделе… … Библиологический словарь
Провансальская литература — считается старейшей между романскими, или ″неолатинскими″: она первая достигла художественной обработки в руках поэтов тробадоров (trobaire, trobador), как они назывались в Южной Франции в средние века (мы усвоили себе искусственную форму… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Псалтирь — Разворот Хлудовской псалтыри (9 век) с изображением сочинителя царя Давида, играющего на арфе (псалтерии) и побеждающего диких животных и врагов Псалтирь, Псалтырь (от … Википедия
Пс. — Киевская Псалтырь, 1397 г. Псалтирь, Псалтырь (от греч. ψαλτήριον (псалтерион) музыкальный инструмент) библейская книга Ветхого Завета, состоящая из 150 или 151 (в православных греческом и славянском вариантах Библии) песней (псалмов, греч.… … Википедия
Значение слова «плач»
1. Действие по глаг. плакать (в 1 знач.), а также звуки, сопровождающие это действие. Достоин плача жребий мой. Пушкин, Руслан и Людмила. В ее тихом, ровном плаче, не истерическом, обыкновенном женском плаче слышались оскорбление, униженная гордость, обида. Чехов, Рассказ неизвестного человека. [Ребенок] залился вдруг звонким плачем. Новиков-Прибой, Подарок.
2. Старинная обрядовая жалобная песня на похоронах, поминках и свадьбе. Северно-русские плачи. □ [Клещиха] по всему Заволжью славилась плачами, причитаньями и свадебными песнями. Мельников-Печерский, В лесах.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Считается, что плач свойственен исключительно человеку, так как учёные не нашли пока ни одно животное, проливающее слёзы во время эмоциональных реакций. Большинство животных способны проливать слёзы, однако слёзы животных имеют сугубо защитную функцию: предохранение глаз от пыли и грязи.
В редких случаях плач может вызываться не чувствами, а являться патологическим состоянием, следствием заболевания, и возникать при черепно-мозговой травме, псевдобульбарном параличе, рассеянном склерозе и других органических поражениях мозга. В таком случае плач называется непроизвольным или насильственным.
ПЛАЧ, а, м. 1. только ед. Действие по глаг. плакать в 1 знач. || Стон, вопль, крик, вообще голосовые звуки, сопровождающие пролитие слез. Кормилиц крик и плач детей. Пушкин. Плач Ярославны на стенах Путивля. С плачем выбежала из комнаты. Громкий п. 2. Обрядовая жалобная песнь на свадьбе, похоронах или поминках (этногр.). Северно-русские плачи и причитания. 3. только ед. Выделение сока из древесины какого-н. растения при его поражении (надрезе, отсечении ветвей; спец.).
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
1. физиол. одна из физиологических реакций человека на сильные переживания, в первую очередь на страдания; ряд видоизмененных дыхательных движений, сопровождающихся обычно слезами и голосовыми звуками, выражающими боль, огорчение или другие сильные эмоции ◆ Тут было столько жалкого, столько страдающего в этом искривленном болью, высохшем чахоточном лице, в этих иссохших, запекшихся кровью губах, в этом хрипло кричащем голосе, в этом плаче навзрыд, подобном детскому плачу, в этой доверчивой, детской и вместе с тем отчаянной мольбе защитить, что, казалось, все пожалели несчастную. Ф. М. Достоевский, «Преступление и наказание», 1866 г. ◆ В хозяйской горнице слышался детский плач, надрывающиеся рыдания женщины и гневный, хриплый крик Ферапонтова. Л. Н. Толстой, «Война и мир», 1867—1869 г.
2. действие по значению гл. плакать
3. филол. литературный жанр, старинная обрядовая жалобная песня на похоронах, поминках или свадьбе ◆ Плач Ярославны.
Что такое плач в музыке
Смотреть что такое «ПЛАЧ» в других словарях:
плач — плач/ … Морфемно-орфографический словарь
плач — сущ., м., употр. сравн. часто Морфология: (нет) чего? плача, чему? плачу, (вижу) что? плач, чем? плачем, о чём? о плаче; мн. что? плачи, (нет) чего? плачей, чему? плачам, (вижу) что? плачи, чем? плачами, о чём? о плачах 1. Плачем называют… … Толковый словарь Дмитриева
плач — а; м. 1. к Плакать (1 зн.). Тихий, громкий п. Детский п. П. со всхлипываниями. Истошный п. Душераздирающий п. П. о погибшем сыне, умершем муже. П. по отнятой игрушке. П. ребёнка над сломанным домиком из песка. Залиться плачем, зайтись в плаче. Из … Энциклопедический словарь
плач — Вой, вопль, нытье, рыдание, хныканье; слезы. Ср … Словарь синонимов
ПЛАЧ — ПЛАЧ, а, муж. 1. Сопровождающиеся слезами жалобные нечленораздельные голосовые звуки, выражающие боль, горе или сильную взволнованность. Детский п. Неутешный п. 2. Старинная обрядовая жалобная песня на похоронах, поминках или свадьбе. Северно… … Толковый словарь Ожегова
ПЛАЧ — ПЛАЧ, см. плакать. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля
плач — глухой (Григорович); горький (П.Я., Фруг); жалобный (Короленко); жалобный жалобный (П.Соловьева); нежный (Бальмонт); пронзительный (Шапир); трепетный (Лесков) Эпитеты литературной русской речи. М: Поставщик двора Его Величества товарищество… … Словарь эпитетов
Плач — Иеремии Ветхий Завет библ., религ … Словарь сокращений и аббревиатур
ПЛАЧ — в фольклоре, смотри Причитания … Современная энциклопедия
«Плакать от музыки — не преувеличение». Скрипачка Маймуна о том, как начать слушать классику
Вместе с МТС Music мы продолжаем делать рубрику Play. На этот раз скрипачка Маймуна расскажет, как начать слушать классическую музыку (а главное – зачем).
Как я начала слушать классическую музыку
Маймуна
скрипачка
– Вообще-то, мне повезло: классику я любила с детства. Мне специально не ставили концерты и симфонии, но, когда вдруг что-то попадалось на радио или по телевизору, я не переключала. Если, конечно, это была не опера, вот ее я не очень понимала. И любимая детская песня у меня была такой мелодичной – «Крылатые качели».
В семь лет бабушка отвела меня в музыкальную школу. Я прослушивалась, чтобы учиться игре на фортепиано. Но – судьба! – в кабинет зашла директор, тихонечно меня послушала и говорит бабушке: «А не хочет ли ваша девочка на скрипку? У нас педагог хороший».
Вспоминаю те свои детские мысли: накануне я видела симфонический оркестр. И все «струнники» двигали смычками синхронно, в одном темпе. Мне казалось очень важным узнать, зачем они так делают. И как у них это получается? Так что я ответила директору: «Конечно, пойду на скрипку!» Бабушка была в шоке – дома у нас стояло фортепиано. Но ее успокоили: ничего, пианино со второго класса пригодится.
Так вся моя жизнь оказалась связанной со скрипкой и классической музыкой. Я пришла в Могилевскую государственную гимназию-колледж искусств, затем в Белорусскую государственную академию музыки. Самым волнительным и ответственным своим выступлением в жизни я считаю поступление в Академию музыки. Готовила очень большую программу, а могли остановить прямо посреди игры: «Спасибо, достаточно!» Вот там действительно решалась судьба. И вся последующая жизнь зависела от того, как сыграешь. А во всех остальных случаях всегда будет что-то еще, еще одна попытка.
Конечно, я слушаю не только классическую музыку – но даже для перезагрузки выбираю очень мелодичных исполнителей. В юности это были Уитни Хьюстон и Селин Дион. Сейчас – Дэвид Гарретт, Леона Льюис, Джордж Майкл, Элтон Джон. Какой-нибудь хардкор для меня – шум, не более.