Что такое пламенеющая готика
Что такое пламенеющая готика
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
Давайте вначала определимся с понятием готика. Слово это происходит от итал. gotico — непривычный, варварский и сначала использовалось в качестве бранного. Понятие «готика» было введено в эру Возрождения как уничижительное обозначение итого средневекового умения, считавшегося «варварским». Готикой принято называть период в развитии средневекового искусства на территории Западной, Центральной и отчасти Восточной Европы с XII по XV-XVI века. Для Готики характерны символико – иносказательный тип мышления и условность художественного языка. Готическое искусство было культовым по назначению и религиозным по тематике. Оно обращалось к высшим божественным силам, вечности, христианскому мировоззрению.
Готика в своем развитии подразделяется на Раннюю готику, Период расцвета, Позднюю готику. Готика охватывает практически все произведения изобразительного искусства данного периода: скульптуру, живопись, книжную миниатюру, витраж, фреску и многие другие.
Стиль готики появился неслучайно. До этого своды в древнеримском строительстве были достаточно тяжёлыми, поэтому, для того чтобы выдерживать вес перекрытий, стены-опоры для этих сводов возводились очень толстыми и массивными. Нагрузка в таких конструкциях передавалась непосредственно на стены. Следующий этап в развитии сводов наступил в готической архитектуре, строители которой изобрели новый вариант распределения нагрузки.
В романских соборах и церквях обычно использовался цилиндрический свод, который опирался на массивные толстые стены, что неизбежно приводило к уменьшению объёма здания и создавало дополнительные трудности при строительстве, не говоря уже о том, что этим предопределялось небольшое количество окон и их скромный размер. C появлением крестового свода, системы колонн, аркбутанов и контрфорсов соборы приобрели вид громадных ажурных фантастических сооружений.
Основной принцип работы конструкции таков: свод более не опирается на стены (как в романских постройках), теперь давление крестового свода передают арки и нервюр на колонны (столбы), а боковой распор воспринимается аркбутанами и контрфорсами. Это нововведение позволило сильно облегчить конструкцию за счет перераспределения нагрузок, а стены превратились в простую легкую «оболочку», их толщина более не влияла на общую несущую способность здания, что позволило проделать много окон, и стенная роспись, за неимением стен, уступили витражному искусству и скульптуре.
Кроме того, готика последовательно применяла стрельчатую форму в сводах, что также уменьшало их боковой распор, позволяя направлять значительную часть давления свода на опору. Стрельчатые арки, которые по мере развития готической архитектуры становятся все более вытянутыми, заостренными, выражали главную идею готической архитектуры — идею устремленности храма ввысь.
Часто на месте опоры аркбутана на контрфорс ставился пинакль. Пинакли — это завершенные остроконечными шпилями башенки, имеющие часто конструктивное значение. Они могли быть и просто декоративными элементами и уже в период зрелой готики активно участвуют в создании образа собора.
Почти всегда сооружали два яруса аркбутанов. Первый, верхний ярус предназначался для поддержки крыш, становившихся со временем более крутыми, и, следовательно, более тяжелыми. Второй ярус аркбутанов также противодействовал давящему на крышу ветру.
Возможный пролет свода определял ширину центрального нефа и, соответственно, вместимость собора, что было важным для того времени, когда собор являлся одним из главных центров городской жизни, наряду с ратушами.
В Древнем Риме применялись следующие типы — цилиндрические, сомкнутые и крестовые. В Византии применялись цилиндрические, парусные, крестовые. В архитектуре Мидии, Индии, Китая, народов Средней Азии и Ближнего Востока использовались преимущественно стрельчатые. Западноевропейская готика предпочитала крестовые своды, максимально их развив в сторону стрельчатости.
Веерный свод — образуется нервюрами (ожива и тьерсерона), исходящими из одного угла, имеющими одинаковую кривизну, составляющими равные между собой углы и образующими воронкообразную поверхность. Типичен для английской готики.
Звездчатый свод — форма крестового готического свода. Имеет вспомогательные ребра — тьерсероны и лиерны. В каркасе четко выделяются основные диагональные ребра крестового свода.
Свод крестовый готический — крестовый свод, представляющий собой каркасную конструкцию в виде сетки нервюр, на которые опираются распалубки, что позволяет сосредоточить давление только на угловых опорах. Основной признак готического — четко выраженные профилированные диагональные ребра, составляющие основной рабочий каркас, воспринимающий основные нагрузки. Распалубки выкладывались как самостоятельные малые своды, опиравшиеся на диагональные ребра.
Нервюрный свод — свод на каркасе из нервюр, воспринимающих и передающих нагрузку свода на его опоры.
Во Франции готическое направление зародилось в середине 12 века в Северной части Франции (Ильде-Франс) и достигла расцвета в начале 13в. Каменные готические соборы имели во Франции свою традиционную форму и отличалось от романского стиля. В Готике Франции органично переплелись лиризм и трагические аффекты, возвышенная духовность и общественная сатира, мифический гротеск и фольклорность, острые жизненные исследования.
Из готических монастырей особенно знаменито аббатство Мон Сен Мишель у границы Нормандии и Бретани, расположенное на высокой скале как неприступная крепость.
Феодальные замки в конце XIII в. строились уже только с разрешения короля, в XIV в. это вообще становится привилегией короля и его приближенных, в замковых комплексах появляются роскошно убранные дворцы. Замки постепенно превращаются в увеселительные резиденции, в охотничьи шато. Но городское строительство (ратуши, цеховые здания, жилые дома) не уменьшается. Сохранился частный дом (XV в.) — это особняк банкира короля Карла VII Жака Кёра в городе Бурж.
Что такое пламенеющая готика
Портал для творческих людей OksanaS200974@mail.ru 8-908-796-75-65 / 8-913-652-36-50
Art gallery
Школа искусств
Omsk life
Поиск по сайту
Самое читаемое.
Мы в контакте
В этом можно увидеть предвестие классицистического архитектурного мышления,которое формировалось в эти годы в Италии. Однако термин «пламенеющая готика» (как и само слово «готика» и многие другиеназвания, к примеру «барокко») вначале использовали с критическим оттенком. Термин ввел французский историк Шарль-Виктор Ланглуа (Langlois, 1863—1929), считая «пламенеющие формы» вырождением готического стиля. Только в 1972 г. вышло обобщающее и беспристрастноеисследование канадского историка Р. Санфеона «Пламенеющая архитектура во Франции«.
Образцом «пламенеющей готики» считают башню Сен-Жак в Париже, галереи клуатра и хоры церкви аббатства Мон-Сен-Мишель (1450—1521).
Для поздней Готики характерно устремление мастеров к дематериализации формы, преодолению естественных, природных свойств материала : камня, дерева (итал. slancio — «порыв, стремление ввысь»). Именно эту тенденцию подметил французский писатель М. Пруст, осматривая резные деревянные скамьи хора собора в Амьене :
«Это конец XV века, пламенеющий стиль в самом своем расцвете. пикардийцы обожали резьбу, нигде и никогда среди изделий из дерева любых пород и любых стран не видел я ничего столь же чудесного; это мягкое молодое дерево, дуб, умело выбранный и обработанный, который до сих пор звенит, как четыреста лет назад. Он был податлив под рукой мастера, как глина, гнулся, как шелк, распрямлялся, как живые ветви, вспыхивал, как живое пламя. теперь, преображенный, он обступает нас со всех сторон и уже по-новому ветвится, образуя вокруг нас зачарованную поляну, бессмертную, неувядающую, гуще покрытую листвой, чем любой лес, и более богатую Историей, чем любая книга»
«Все завивается, сгибается, оплетается и зазубривается, — писал об этом стиле Э. Кон-Винер, — возникает орнамент, который не довольствуется мотивами растений, он состоит из столбиков, завивающихся вокруг своей оси, загибающихся и покрытых зубчиками. Все, что раньше стояло свободно, теперь употребляется как обрамление, все, что раньше служило опорой, свисает сверху вниз»
Действительно, для форм «пламенеющей готики» характерно смешение обрамляющей (конструктивной) и заполняющей (декоративной) функции. Объясняя причину этого явления, Кон-Винер пишет:
«Следует думать, что поздняя эпоха Готики, так же как и поздняя древность, была временем большого эротического возбуждения. в это время в искусстве появилась весьма сильно выраженная чувственность. стиль пронизывал собой все сферы жизни».
«Пламенеющая готика — последний энтузиазм, экстаз религиозных переживаний уходящего средневековья. это словно бесконечно длящийся органный аккорд. это безудержное прорастание формы за пределы идеи; границы между красотой и роскошью стираются, украшения, разрастаясь, грозят заглушить всякую логику и гармонию. становящиеся узором детали захватывают все поверхности, все линии. В этом искусстве господствует тот horror vacui (страх пустоты), который, вероятно, может быть назван характерным признаком близящихся к концу духовных периодов»
Нужны услуги строителей?
Среднее время ожидания первого ответа с момента публикации заявки
Средняя активность исполнителей в рамках одного проекта
Интересуют цены на работу?
более чем 900 видов работ
ценовые предложения с разбивкой по городам
быстрый поиск по исполнителям
список мастеров по выбранной услуге в выбранном городе
Перейти к расценкам на работы
Нужны стройматериалы?
никаких общих фраз и стандартных рекламных текстов
автовыделение самого выгодного предложения
статистический срез по предложениям всех поставщиков
По теме:
Другие интересные публикации:
Поддержи проект, поделись с друзьями!
Пламенеющая готика-как самостоятельный стиль. особенности скульптуры данного периода. Флора в пламенеющей готике
Европейская и, в частности, французская скульптура в «преддверии» эпохи Возрождения (напомним, что, знакомясь с пластикой Средних веков, мы приводим примеры, в основном, скульптуры Франции) стала значительно отличаться от произведений романского стиля и начальных этапов развития готической пластики. Для домовладельцев, желающих обустроить интерьер в стиле пламенеющей готики, приведенная далее информация будет весьма полезна, и благодаря ей обладатели загородных домов смогут сделать выбор в пользу тех или иных образцов скульптуры того времени.
По традиции мы будем обращаться к научной работе кандидата искусствоведения Екатерины Владимировны Неволиной «Готическая скульптура в культовых интерьерах Франции».
В период раннего Возрождения традиции пламенеющей готики не только не были утрачены, но и наоборот – являлись показательными в скульптурных изображениях. Неслучайно произведения, относящиеся к периоду пламенеющей готики, только специалисты могут отличить от творений раннего ренессанса.
В конце XV века в арсенале флоральных форм появляются новые мотивы ренессансных арабесок, классических ваз с букетами, рогов изобилия с фруктами». Стоит ли говорить о том, что подобные изображения как нельзя лучше впишутся в интерьер загородного дома, за окнами которого можно видеть «оригиналы».
Появление в творчестве скульпторов образа матери Мадонны свидетельствует не только о расширении границ в творчестве мастеров, но и о желании обогатить скульптуру новым характером. Присутствие в интерьере загородного дома пластической формы, изображающей мать Богородицы, станет нелишним дополнением к убранству помещения.
В следующий раз мы продолжим беседу о данном историческом этапе, подарившем миру шедевры пластики.
Пламенеющая готика
Этот стиль произошёл от лучистой готики и был отмечен ещё большим вниманием к украшениям.
Название пламенеющей готики происходит от похожих на языки пламени узоров орнаментов и сильному удлинению фронтонов и вершин арок. Часты орнаменты в форме «рыбий пузырь». Стиль мануэлино в Португалии и позднеготический стиль исабелино в Испании в конце XV века и начале XVI века стали ещё более экстравагантными продолжениями этого архитектурного стиля.
Связанные понятия
Рома́нским иску́сством, рома́нским сти́лем или рома́никой (от лат. Roma — Рим) принято называть период в европейском искусстве, начиная примерно с 1000 года и вплоть до возникновения готического стиля в XIII веке или позже, в зависимости от региона. Этот термин распространился в XIX веке среди историков искусства, особенно применительно к романской архитектуре, которая сохранила многие характерные черты римского архитектурного стиля, в первую очередь круглоголовые арки, а также цилиндрические своды.
Упоминания в литературе
Связанные понятия (продолжение)
Романский стиль (от лат. romanus — римский) — художественный стиль, господствовавший в Западной Европе (а также затронувший некоторые страны Восточной Европы) в XI—XII веках (в ряде мест — и в XIII в.), один из важнейших этапов развития средневекового европейского искусства. Наиболее полно выразился в архитектуре.
Стиль исабели́но (исп. Gótico isabelino, «изабеллина готика», el gótico Reyes Católicos, «готика Католических королей») — направление готической архитектуры, возникшее в Испании в к. XV—нач. XVI вв., в правление королевы Изабеллы Кастильской (1474—1505) и её супруга Фердинанда Арагонского («Католических королей»).
Пламенеющая готика и тонкий вкус Шабли
Сгоревшему Нотр-Дам де Пари посвящается.
Это был первый день октября и первый день, когда на безоблачное сентябрьское небо Бургундии навалились облака, будто ожидавшие календарной смены.
Их гнал ветер, который забирался под куртки, закидывал на голову капюшоны и превращал прически в хаос, не давая сделать приличное сэлфи.
Первую половину дня мы провели в Осёре и глядя на великолепную панораму его готических церквей, высящихся на берегу Йона, я понимала, что редко что может сравниться с возвышенностью этой пламенеющей готики.
Мы с Ксюхой добросовестно и неспешно обошли все соборы и монастыри, посетили даже содержащиеся в них музеи, но в памяти остались лишь наши гулкие шаги среди порой банальных, порой любопытных, но не более того экспонатов, хотя о потраченном времени мы ни разу не пожалели.
К аббатству Понтиньи подъезжали ближе к 4-м, уже торопясь, т. к. его могли закрыть. Припарковав машину на совершенно пустой стоянке, двинулись к зданию церкви, сначала по разбитому асфальту, а потом по мощеной булыжником дороге. Были ли эти камни теми самыми, что девять веков назад вбили в глинистую почву двенадцать монахов-цистерцианцев, пришедих из Ситэ под предводительством Гуго Маконского? Осталось ли что-то в этой церкви, ставшей с течением времени приходской, от той, постороенной в XII веке? Может да, а может нет. Известно лишь, что то что мы видим — это детище XIII–XV веков, когда орден был силен, а ветвь Понтиньи росла и плодоносила, разродившись в итоге 22 новыми аббатствами.
Встающий в проеме ворот лицевой фасад совершенно не выдавал секрета внутреннего космоса, о котором не расскажут ни фотографии, ни описания, ни даже собственная память.
По миру уже во всю шагал Ренессанс, а в Бургундском королевстве еще правила бал готика, с поднебесными стрельчатыми сводами, апсидами, похожими на членистоногие лапы гигантских пауков и несоизмеримыми с количеством паствы ангарами молельных зал.
Вряд ли тогда аппелировали экономическими категориями. Но чего точно не отнять у средневековых шедевров — так это невероятного стремления дотянуться до самой высокой потолочной розетки и прокричать, или пропеть, пусть псалом — тоже поэзия, или песню отчаяния, или ликования.
Нет резона спорить с тем, что готика — это «выражение мечты о нравственном совершенстве». При тотальной неграмотности, и пусть даже грамотности, но не дающей необходимого потока информации, из-за мизерного объёма книжной продукции, только архитектура соборов и монастырей с их внутренним убранством, игольчатыми окладами полиптихов, с аскетично-утонченными ликами святых и мадонн, давала возможность вырваться из серого, зловонного, кишащего насекомыми обыденного. Вырваться к высокому, к свету, более того, к свету Святому.
Жаль, что многое из внутреннего убранства религиозных объектов Франции не сохранилось. Войны: внутренние и внешние, революции, религиозные распри… Вот и Понтиньи не избежал этой участи. Осадившие его в 1569 году войска гугенотов разрушили многие монастырские постройки. Сбежавшие монахи успели лишь «эвакуировать» мощи св. Эдмунда.
В последствии часть монастыря восстановили и он действовал вплоть до ВФР. Потом новая религия повторила то, что творили гугеноты, но церкви вновь повезло. Она выжила, но потеряла в статусе. Какое-то непродолжительное время в середине XIX-го и XX-го веков в сохранившихся помещениях монастыря обитала конгрегация «Общество св. Эдмунда». А сейчас там реабилитационный центр людей с физическими недостатками.
Немного про святого. Святой Эдмунд — последний король Восточной Англии был в 870 году захвачен в плен викингами и затем расстрелян из лука за отказ поклониться их языческим богам. Какими-то неизведанными путями часть его мощей попало в аббатство Понтиньи, хотя считается, что выкравшие их у англичан в XII веке французы вывезли мощи в Тулузу. Наверное грабители по дороге или поиздержались и продажей аббатству части мощей пополнили свой бюджет, или, как это часто случается, мощи, уж извините, левые.
Но было в жизни этого места одно удивительное время, когда земли монастыря выкупил поэт и философ Поль Дежарден и устраивал там «Декады Понтиньи». На них бывали Экзюпери, Манн, Элиот, Сартр.
В воображении возникает гул не выученной речи, скучающие барышни, не понимающие смысла произнесенного, споры, обсуждения. И кажется что где-то там, на ребрах сводов, подпираемых лесом колонн, записаны их голоса.
Ксюшка сказала, что Понтиньи ей понравился больше всего. А ведь мы уже успели накануне побывать в Везле, где якобы хранятся мощи Марии Магдалены. Да и мне Понтиньи запал в душу. Напомню о том, что по хорошей бургундской привычке гуляли мы по огромному, полупустому пространству церкви в совершенном одиночестве и совершенно бесплатно, опасаясь единственно, что нас там нечаянно, не проверив, могут запереть. Вот это было бы приключение: провести ночь в населенном духами девятисотлетнем аббатстве. Чисто французский «Вий».
У городка Шабли оказались уже в ранних сумерках, ехали через знаменитые виноградники, занимающие площадь 15 на 20 километров. Как видите территория совсем не велика. А Гранд Крю так вообще километр на километр. Однако во всех суперах Бургундии бутылки с шабли стоят на полках стройными рядами.
Виноградники Шабли — это исключительно сорт шардоне, а белые глины с примесью кремния дарят местным винам тот изысканный, чуть-чуть минеральный, прохладный вкус с едва заметной дымной ноткой, гася при этом присущий шардоне фруктовый привкус. Бледно желтое с зеленоватым оттенком шабли — один из самых французских топонимов, на которых по давней исторической привычке взращен советский человек.
Считается, что лозу в эти места завезли римляне, а возможно все началось еще раньше, но то что монахи цистерцианцы приложили к этому свои знания и труд — бесспорно. (Когда искала информацию для рассказа, прочла, что вино шабли изготовляют из винограда пино-нуар. Бредятина. Причем сайт называется «Моя Франция».)
К сожалению виноградники шабли — это череда трагедий, почти полностью совпавших с историей взлетов и падений соседнего Понтиньи. Дошло до того, что в 1945 году было произведено лишь 5 тысяч бутылок этого вина. К 1949 году их было уже 100 тысяч, но заморозки 57 и 61 годов вновь нанесли урон, от которого регион не оправился до сих пор.
Город Шабли повторил историю виноградников, неся уже человеческие потери. 100 человек унесла Первая мировая. И, наверное, это была своеобразная граница, последний выдох воинственного и боевого духа французов, беспрерывно воевавших несколько столетий.
Во времена расцвета, до гугенотских войн, на территории Шабли проживало 4 тысячи человек, тогда как сейчас не более двух с половиной. И он также не оправился от потерь, как и виноградная лоза.
Ну про историю с географией все. Запарковав машину у какой-то площади, не опасаясь штрафа, т. к. кроме редчайших прохожий на улицах никого не было (наверное все сидели у телевизора и попивали шабли, в том числе и полицейские),
мы оправились побродить.
Очень все аккуратно, ухоженно, но без единостилия. Чувствуется, что время и жизненные обстоятельства прошли тяжелым катком и по судьбам, и по строениям, выбивая из строя каждого третьего, или пятого, а может даже и второго.
Но в тот наш вечер город был тих и безмятежен. В небе появилась какая-то трогательная прозрачность, какая бывает на лицах детей и стариков.
Шабли — это ведь самый север Бургундии. Неслышно, не тревожа отражения течет речка Серейн
и было в Шабли такое настроение… лунное, отрешенно-прохладное, а по углам пряталась тишина.
Иногда налетал легкий, почти невесомый ветер, похожий на вздох, на сладкий зевок засыпающего ребенка.
И с первого взгляда было ясно, что Шабли живет шабли.
Практически все первые этажи зданий на главной улице — это дегустационные и винные магазины, бары, ресторанчики и жаль, что мы очутились там уже под самый вечер. Времени оставалось только на короткую прогулку.
Главный «проспект» упирается опять-таки в виноградники, а не доходя до них, по левую руку оказались открытыми ворота в небольшой, симпатичный, регулярный садик, с бледно-розовым домом и пирамидками выстриженных туй.
Тогда я знала только название — Chateau Long-Depaquit и то лишь потому, что рядом с воротами красовалась начищенная латунная табличка, которую было сложно не заметить. А сейчас почитав, выяснила, что это шато одно из «штаб-квартир» семейства Бишо, что ведут свою родословную с 1350 года. Представляете, люди 700 лет живут на том же самом месте. Невероятно!
Правда виноградарством они начали заниматься лишь в XIX веке, и нынешний владелец — Альбер Бишо 6-е поколение этих виноградарей.
Опять же поразительная особенность, мы зашли на территорию поместья совершенно свободно, нас никто не окликнул, не говоря уже про прогнал, хотя там крутились какие-то служащие. Было ощущение, что можно взять и запросто зайти в дом. При этом возведенном в абсолют бургундском малолюдстве было чувство, что местные рады любому вдруг возникшему на горизонте новому лицу. Это как бы придает осмысленность их жизнедеятельности. (Я представила, как бы взбеленились хозяева если бы мы так вломились в частные владения где-нибудь в Австрии.)
И такая, знаете, благородная простота во всем. Вазон с декабристом, замшелая скамья и столб с лишайником в тон.
Я помню, еще во времена советские, одна моя приятельница рассказывала про свою знакомую-француженку:
— Ну вот, что в ней такого особенного? И стрижка такая же, без макияжа, юбка в цветочек простенькая, майка белая, а сразу видно — иностранка.
И мало ли в России плесневелых столбой и у кого на подоконнике не цвел декабрист?
Но если бы меня высадили из вертолета, в котором я летела с завязанными глазами, то очутившись по середине неизвестного городка, где нет бросающейся в глаза и потому запоминающейся вычурности и какой-то потуги на эксклюзивность, я по любому сразу бы поняла, что нахожусь во Франции.
А мы тем временем добрели до Коллегиальной церкви Святого Мартина, чья ажурная башенка видна из разных точек города,
а вот целиком сфотографировать ее не получится никак, т. к. спрятана она среди узеньких средневековых улочек. По факту это одна из первых готических церквей Франции.
Первоначальную церковь построили в IX веке в честь святого Мартина — епископа Турского, жившего в IV веке. С его мощами приключилось приблизительно то же самое, что и с мощами св. Эдмунда. Турцы выкрали их у жителей местечка Канде, где епископ скончался во время службы.
Церковь по позднему времени была закрыта, но внутри она очень интересная — двух ярусная. Её перестроили в XII–XIII веках.
Вышли к реке. Наташа вернулась в машину, а мы с Оксаной решили немного пройтись вдоль русла Серейн и неожиданно забрели в какое-то потайное место. Уже покрытая росой трава хрустела под ногами, как снежный наст.
Ветви огромного дуба, который я никак не ожидала встретить, ну не прибрежное это растение, клонились к воде, как у заправской ивы, создавая укрытие от суеты. Хотя какая суета в Шабли? Лишь спокойствие, льющееся от родникового, зеленоватого света.
И где-то там внутри что-то взметнулось, закружилось мгновенным радужным вихрем и улеглось на место, притаилось, оставив легкий озоновый запах.
В воде блеснул особенный, драгоценный отблеск последнего прощания.
Хотя я все оборачивалась и оборачивалась даже когда мы уже сели в машину и отправились в обратный путь.
— Ну что, остановить тебе? — засмеялась Наташа.
Я согласно закивала головой.
У того из «Декад Понтиньи» Поля Дежардена есть такая строка:
Леса уже черны, а небеса светлы…
Которая невероятно перекликается с Фетовским
Есть осенью первоначальной короткая, но дивная пора…
Бургундия — это прекрасная осень Франции. То самое прошлое, которое хорошо забытое будущее. В ней всякое новое знание есть воспоминание. Прошлое живет в знании и памяти, будущее в мечтах и воображении. Не велика разница.
Там нет молодой весенней энергии, но ее жители идут на любые ухищрения, чтобы жить в ладу с самим собой. Шабли яркий тому пример.
Всю обратную дорогу за нами несся бешеный закат, вымазанный огненными красками.
— Поехали быстрее, — скомандовала сама-себе Наташа, — может застанем его еще в Осере.
Я представила как вырываются из угасающего пламени дня готические башни Осерских соборов. Но краски стали блекнуть и… ну и ладно, хотя конечно обидно.
P. S. Рассказ дописала вчера в районе шести вечера, а через пару часов начался пожар в Нотр-Дам де Пари. Проснувшись и включив сотовый, получила несколько десятков смс об этой трагедии. Нет, я не напишу: «Как после этого жить?», но и представить мир без него как-то не получается. Соболезнования всем любящим Париж и французам в первую очередь.
Если вы отправитесь в те края, то рекомендую совместить посещение аббататсва Понтиньи и Шабли, с городом Тоннер. Они расположены буквально в 25 минутах езды один от другого, а Осёр оставить на другой день. Нам в Тоннер пришлось ехать еще раз, т. к. город весьма любопытный, но очень не однозначный и рассказ про него еще впереди.
И еще, найдите рядом с Шабли церковь св. Петра. Она стоит среди виноградников и зрелище должно быть волшебное.