Что такое план для чего нужен план
Как составить план текста
Прежде чем приступать к написанию статьи, автору необходимо понять, что именно и в каком порядке он собирается описывать. В этом помогает план текста – изложенные в виде списка и логически структурированные основные мысли статьи.
Давайте разберемся, как составить план текста, поговорим о видах планов и требованиях, которые необходимо соблюдать при их написании.
Зачем нужен план текста?
Особенности написания плана
Прежде чем приступить к написанию плана текста, внимательно изучите всю найденную информацию по теме, а затем выделите основную идею. Задумайтесь о том, какую задачу должна решать статья, на какой вопрос читателя отвечать. Информация, которая содержит ответ на вопрос, и определит структуру текста.
Собранные для написания текста сведения необходимо разделить на несколько частей, разбить на смысловые блоки, выделить логические категории для удобства восприятия информации.
Поставьте себя на место читателя, обратившегося к вашей статье для решения своей проблемы. Подумайте, какие именно данные будут наиболее важны для него и какие советы могут быть максимально полезны. Теперь опишите все это в виде последовательности пунктов, и ваш план будет готов, а дальше можно приступать к написанию и редактированию материала.
При составлении плана нужно учитывать характер текста. Например, при написании новостей и обзоров в первых пунктах плана нужно отразить самые важные, привлекающие внимание данные, в середине статьи подробно раскрыть изложенные в начале сведения, а в конце расположить обобщение или дополнительную информацию. Тогда как при написании научных статей автор, наоборот, сначала излагает аргументы, ссылается на авторитетные источники и только в конце текста озвучивает основную идею материала.
Виды планов текста
Статья состоит из заголовка, введения, основной части и заключения. Рассмотрим, какие виды планов позволяют структурировать информацию основной части текста.
Назывной план
Назывной план состоит из небольших заголовков, включающих обычно от 2 до 4 слов. Глаголы в таком типе плана не используются, содержание пунктов выражается существительными в именительном падеже и прилагательными. Каждый пункт такого плана состоит из опорных слов и словосочетаний, которые отражают какой-то процесс, явление либо состояние.
Пример назывного плана для данной статьи:
Вопросный план
Структура плана этого типа основана на вопросах, которые автор задает к каждому смысловому блоку текста. На мой взгляд, это самый простой вариант плана, так как уже в процессе обдумывания темы и сбора материала для статьи вопросы возникают сами собой. Этот вариант идеально подойдет, если вы пишете руководство, инструкцию или обучающую статью. Начинайте вопросительные предложения со слов: как, когда, почему, какой, сколько, кто, каким образом и т. п.
Например, к текущей статье вопросный план может быть таким:
Тезисный план
Тезисный план – это план, состоящий из тезисов, как и назывной, однако здесь обязательно используются глаголы, из-за чего пункты получаются длиннее. Тезис представляет собой основную мысль нескольких абзацев, которая сформулирована в одном предложении. Подлежащее в каждом пункте обозначает тему, а сказуемое раскрывает ее.
На каждую тысячу знаков рекомендует отводить один пункт в тезисном плане. Соответственно, если в статье 5000 знаков, пунктов-тезисов должно быть 5.
Рассмотрим, что такое тезисный план на примере этой статьи:
Опорный план
Опорный план-схема характерен тем, что в качестве его пунктов используются только ключевые мысли, самые значимые слова или отрывки предложений, на которые автор будет опираться при написании текста. План этого типа хорошо подходит для составления текста устного выступления, презентации, а также при написании различных небольших по объему текстов, таких как новости, анонсы, краткие обзоры и т.п.
В опорную схему уместно включить главные факты, цифры, названия предметов, а также имена действующих лиц и цитаты. Каждый пункт данного плана является опорой, вызывающей яркие, детальные картины, которые передают содержание текста. Назначение этого вида плана – систематизация собранного материала и облегчение последующего воспроизведения информации. Пункты в таком плане могут существенно отличаться друг от друга как по структуре, так и по длине.
Пример опорного плана:
Смешанный план
Совсем необязательно стремиться к тому, чтобы все пункты плана представляли собой вопросы или являлись тезисами статьи, можно составить план смешанного типа. Например:
Простые и сложные планы текста
Планы текста по своему типу также можно разделить на простые и сложные. Сложный план отличается большей развернутостью и содержит подпункты. Это необходимо, если статья содержит мысли разного уровня, когда определенная мысль раскрывается посредством нескольких других. Используйте сложные планы с пронумерованными пунктами и подпунктами, оформленными как маркированный список, для длинных серьезных статей со множеством подзаголовков – в этом случае вы не упустите из вида ни одну даже самую мелкую деталь.
В других случаях можно ограничиться составлением простого плана, в котором пункты располагаются последовательно.
Сложный план для данной статьи может выглядеть так:
Требования к плану текста
Правильно составленный план текста должен соответствовать ряду требований:
Заключение
Итак, мы рассмотрели, что такое план текста, и убедились, что его использование делает работу над статьей намного продуктивнее. При наличии грамотно составленного плана вы напишете текст быстрее и качественнее. План позволяет легко сфокусироваться на теме, в процессе его составления в голове автора вырисовывается четкая картина того, как должен выглядеть готовый текст и на какие вопросы читателя он будет отвечать.
Выбирайте тот тип плана, что наилучшим образом соответствует виду текста, который вам предстоит написать. И помните, что при составлении плана информационной статьи вы не обязаны неукоснительно придерживаться какого-то одного из типов и видов.
Зачем нужен план
Сначала я хотел назвать этот текст «Зачем нужен бизнес-план», но к чему себя ограничивать? План — он и в Африке план, не важно для чего. Тот, что для бизнеса, называется бизнес-планом. Тот, что для эвакуации, называется, как ни странно, планом эвакуации. И так далее.
Но идея текста таки пришла из области, где актуальны бизнес-планы. Часто стал встречаться с высказываниями о том, что «бизнес-план, конечно, нужен, но вот конкретно в нашем случае он пользу не принесёт потому, что»:
Когда план не нужен
Добровольно человек может делать дело только в двух случаях: когда ему важен результат и когда важен процесс.
Так вот, если для вас процесс важнее результата, то на план можете забить — получайте удовольствие. В случае главенства процесса, автоматически отпадают все ограничения, какие можно наложить на вашу работу, поскольку достигать результата необходимости нет — ваша цель уже достигнута.
Если же вы, как я, получаете удовольствия от достижения цели (или не получаете, но НАДО), то остро встаёт вопрос контроля множества нюансов: расхода времени, денег и прочих ресурсов, соблюдения всяческих критериев и так далее. Тут нам на помощь и приходит планирование.
Что такое план
Во-первых, важно понимать, что план состоит не только из списка пунктов от 1 до 100, которые нужно выполнить по порядку. Более того, в нём есть части куда более важные.
Цель — самый важный элемент любого плана, то для достижения чего он создаётся. Цель задаёт точку (или область) в пространстве событий, в которую мы хотим попасть. По сути она описывает суммарный вектор усилий, которые необходимо приложить. Чем точнее она сформулирована (чем лучше мы видим цель), тем сложнее нам будет совершить действия, уводящие нас от неё.
Критерии достижения цели — формальные условия, выполнение которых определяет наше приближение к цели. Если цель — это точка в многоразмерном пространстве, то критерий — одна из координат этой точки (или интервал координаты). Чем больше критериев мы можем выделить и чем точнее они, тем лучше мы видим цель.
Ресурсы — время, деньги, сотрудники, друзья (ага!), кирпичи на складе — всё, что можно использовать для достижения цели. Важно определить несколько множеств ресурсов:
Программа действий — то, что обычно и называют планом — упорядоченный список мероприятий, необходимых для достижения цели. Предполагается, что если сделать как в ней будет написано, то всё обязательно получится. На самом деле не обязательно — программа не просто должна быть, она должна быть объективной и многовариантной, поскольку риски и ограниченность ресурсов никто не отменял. Для этого нам надо провести…
Анализ области, в которой мы будем действовать, выделив всё вышеперечисленное. После чего сформировать программу так, чтобы каждый следующий шаг логично вытекал из предыдущего. В частности, чтобы на каждом шаге у нас хватало ресурсов для реализации следующего.
Полезным ходом при анализе бывает создание модели изменений количества ресурсов во время выполнения плана. В бизнес-плане, как минимум, следует описать финансовую модель — расчёт количество средств на балансе в каждый месяц исполнения плана.
Полезно сделать несколько планов, для разных условий. Обычно их делают три: оптимистичный, реалистичный, пессимистичный.
Зачем нужен план
Самая главная задача плана — продемонстрировать, что его цель хотя бы теоретически достижима. Особенно важно об этом помнить стартаперам — на пути великой идеи часто встаёт не менее великая математика и оказывается, что даже сверхоптимистичный план даёт убытки на протяжении первых 100 лет.
План очерчивает границы реальности, в которых достижение цели возможно, тем самым сокращая область поиска решений.
Вторая его задача — экономить наши силы и время — раз обдуманное и записанное не нужно обдумывать и записывать повторно. По крайней мере не так часто. Без плана, после завершения очередной задачи, вы будете снова и снова заниматься планированием и перепланированием вместо того, чтобы сразу перейти к следующему этапу. Имея карту чёткой дороги к цели, мы не будем сходить с неё и тратить ресурсы на решение задач, которые неожиданно показались нам важными.
Поэтому даже худой план лучше его отсутствия.
План не нужен — у нас слишком большая неопределённость
Это утверждение встречается чаще всего и с его посылом поначалу спорить сложно. Когда начинаешь новое дело, с большой вероятностью не обладаешь почти никакой достоверной информацией. Но так ли никакой?
Сразу отбросим случаи профессиональных открывателей ресторанов и клепальщиков сайтов-визиток — у них-то чёткие планы есть — уже открыто 100500 кафе и сделано 100500 сайтов. Нас интересуют ситуации, когда опыта действительно нет.
Вместо опыта у нас есть знания (и умение гуглить).
Мы можем определить цель и критерии её достижения. Причём «создание нового уникального продукта» — цель так себе, поскольку критерии у неё расплывчатые. А вот «создание продукта с чистой прибылью 500$/месяц через 6 месяцев и 10 000$/месяц через год» — куда лучше.
Даже если у вас нет опыта, чтобы определить реалистичные критерии, всегда есть информация, чтобы определить их пессимистичный вариант. Просто спросите себя: «в каких случаях я откажусь от достижения цели?» В нашем примере, это доход менее 500$/месяц через полгода работы. А в каких условиях вы будете готовы продолжать идти к цели без груза сомнений за душой?
Мы можем определить ресурсы, которые есть изначально. В худшем случае других ресурсов и не будет. Чего можно достичь, опираясь только на них?
Большинство рисков можно определить с помощью простой логики и широкого кругозора. Их обычные источники: государство, люди, природа, неизвестность. Подумайте: какую гадость можно ожидать от каждого из них?
Этих соображений вполне хватит для анализа и выработки даже двух планов: пессимистичного и удовлетворительного. Полезным подспорьем будут истории людей, которые уже делали то же самое (или часть того же самого) — из них можно выудить верхние и нижние оценки многих параметров. Если же таких нет совсем, то вы точно делаете что-то стрёмное.
План не нужен — и так всё ясно
Вторая крайность, встречается реже, но тоже бывает. Характерна, для людей, не имеющих опыта решения комплексных задач. Например, для школьников с gamedev.ru, кода те начинают разработку своей первой игры.
Как гарантировано объяснить человеку, что далеко не всё бывает ясно, даже когда так кажется, я не знаю. Тут всё зависит от опыта человека: принимает он факт того, что все ошибаются (включая его) или ещё нет.
Куда лучше действует проверка практикой. Если всё и так ясно, то на документирование ясности на бумаге потребуется максимум день. И наверняка эта попытка провалится, что станет лучшим свидетельством в пользу планирования.
Вывод
Не ленитесь и не бойтесь заниматься планированием. Это не так сложно, как кажется на первый взгляд.
Неплохо будет и потренироваться на паре своих идей, даже не очень хороших. Когда потребуется, набитая рука очень облегчит работу.
Что такое план и для чего он нужен?
В ежедневном лексиконе широкое распространение получила фраза «Все идет по плану». Она означает, что все происходит, как предполагалась, без малейших неожиданностей или сюрпризов. Но почему это так важно? Зачем нужен план действий? Что это такое? Можно ли достичь поставленных задач без заранее определенного порядка действий? Нужен ли план только для рабочих заданий, либо незаменим он и в жизни? Как научиться планировать свое время? Сложно ли это сделать? Существуют ли эффективные технологии? Запланируем ближайшие десять минут на ознакомление с этим вопросом.
Что такое план?
План — это обдуманные действия, необходимые для достижения поставленных целей в отведенные сроки. В обобщенном виде подготовка плана состоит из следующих компонентов:
Например, фирма хочет вывести на рынок новую линейку продукции. Для начала, формулируют цель и задачи. Делают наброски примерной программы действий, определяя стратегию и тактику. Затем, устанавливают сроки выполнения задания, всех его подпунктов. Потом, ищут необходимые ресурсы, их источники, а также определяют сферы ответственности отдельных исполнителей. Наконец, записывают мысли на физический носитель (бумага, либо цифровой документ), приступая к их реализации. Эта схема упрощенная, поскольку имеются различные виды планирования. Их воплощение подразумевает выполнение отдельных специальных требований.
Какие бывают виды подготовки плана?
Типология планирования обширна, отличаясь по охвату, срокам, объектам, содержанию, глубине, обязательности, очередности, учету, сферам, координации плановых решений. На самом деле, все достаточно просто и логично. Итак, планы бывают:
Перечисленные виды планов в большинстве случаев универсальны и могут применяться, как для корпоративных целей, так и повышения личной эффективности человека. Например, их можно использовать для составления дневного плана. Что это такое? Поговорим далее.
Что такое план дня?
План дня — продуманная последовательность действий на сутки вперед. Эксперты в области планирования советуют составлять его дважды. Первый раз – вечером, а второй – утром, с учетом возможных изменений.
Лучше всего, помнить о физиологических особенностях человека, учитывать суточные биоритмы. Например, мозговая активность активизируется примерно с 10.00 до 12.00. В этот промежуток можно запланировать наиболее ответственные задания.
Далее энергетика падает. Ее следует восполнить во время обеда. Затем, необходимо дать возможность организму расслабиться, отдохнуть. Примерно с 14.00 до 16.00 наблюдается повторная активация интеллектуальной и творческой деятельности. В это время уместно проводить совещания, либо мозговой штурм.
Ближе к 17.00 наблюдается пик физической формы. Желательно это время посвятить занятиям спортом или активному отдыху. Затем следует ужин, расслабление.
Понимая свои самые продуктивные временные интервалы, легче расписать важные задания на это время, для того, чтобы максимально эффективно и рационально его провести.
Методы составления плана.
Среди многообразия вариантов составления планов, можно выделить несколько самых эффективных, которые особенно популяризируются сторонниками тайм-менеджмента:
Эти методы можно применять по-отдельности или комбинировать между собой. Каждый из них эффективен в решении конкретных задач, делая акцент на определенный аспект планирования. Например, выбор приоритетов, целеполагание, либо упорядочивание дел.
1. АВС-планирование.
Данный метод составления планов отчасти сопоставим с правилом Парето, по которому 20% усилий приносят 80% результата и наоборот. Если научиться определять самые продуктивные направления, то они обеспечат «львиную долю» успеха. Итак, методика АВС основана на расстановке приоритетов, согласно их важности:
Определив и сконцентрировав свои усилия на выполнении заданий из категории А, человек значительно повышает свою личную или трудовую эффективность, поскольку меньше времени тратит на бесполезную работу.
2. Матрица Эйзенхауэра.
Эффективный прием планирования, основанный на выборе приоритетов, который был назван в честь американского военачальника и президента Дуайта Дэвида Эйзенхауэра. Согласно этому методу, планы необходимо формировать, исходя из важности и срочности дел. Графически это выглядит в виде квадранта, разделенного на четыре части:
Первые два пункта составляют зону роста и успеха. Третий и четвертый загоняют человека в рутину. Поэтому, лучше при планировании их избегать, осваивая умение делегировать подобные задачи.
3. Диаграмма Гантта.
Хороший способ визуализировать запланированное – создать диаграмму Гантта. Суть метода заключается в построении полос, отображающих отдельные задания, с последующим размещением их вдоль временной оси. Использование столбчатых диаграмм (гистограмм) для реализации своих планов предложил американский инженер и специалист научного менеджмента – Генри Лоуренс Гантт.
Этот метод работает в дополнение к другим технологиям, позволяя наглядно отслеживать все стадии реализации проектов, а также понимать эффективность приложенных усилий.
4. SMART-планирование.
SMART-планирование относится скорее к сфере целеполагания, но без правильно поставленных целей невозможен хороший план. Согласно этой технологии, все цели должны быть подвергнуты анализу по основным критериям:
Если цель удовлетворяет этим требованиям, то дальнейшая разработка плана не вызовет серьезных затруднений, поскольку успех будет заложен в самом начале этой работы.
5. Методика GTD.
Оригинальный метод, разработанный американским экспертом и консультантом в сфере тайм-менеджмента Дэвидом Алленом. Аббревиатура GTD обозначает «доведение дел до завершения». Данная технология дает четкий алгоритм действий для упорядочивания своей жизни. Рекомендации начинаются с правильной организации рабочего места. В дальнейшем, необходимо упорядочить все свои дела и планы, составив списки при помощи календаря-планировщика:
Согласно методу GTD, для успешного планирования необходимо ответить на такие вопросы:
Упорядочив свои задачи и ответив на перечисленные вопросы, человеку становится гораздо легче составить подходящий план действий и реализовать его.
Что такое ошибка планирования?
Каким бы безупречным ни выглядел план, все равно он не может быть застрахован от ошибок. Сущность их заключается в чрезмерно оптимистичном подходе к прогнозам. Яркий пример – работа, которая занимает полтора часа, вместо запланированных 60 минут. Подобным неточностям подвержены, как индивидуальные, так и коллективные планы.
Основные причины ошибок:
Помимо траты времени, ошибки в планах чреваты потерями финансовых или производственных ресурсов, либо вообще ставят под вопрос реализацию задания. Поэтому, рекомендуется в любой план закладывать определенный «резерв» времени и усилий, позволяющий лавировать в случае непредвиденных обстоятельств или корректировки задач.
Насколько бы серьезным ни было задание, для его реализации потребуется план. Не важно, какого масштаба он будет, на каком носителе окажется записан. Главное, соблюсти все необходимые требования для его подготовки, включая прогноз необходимых усилий и ресурсов. Методов, позволяющих это сделать, много, поэтому стоит внимательно ознакомиться с каждым, чтобы выбрать тот, который подойдет индивидуально.
Как составить план текста?
План – это перечень основных смысловых блоков текста. Составление плана имеет большое значение при подготовке текста. Пункты плана – это ориентиры, которые помогают автору двигаться в нужном направлении – к задаче, поставленной перед текстом.
Текст, написанный без плана, напоминает поток сознания. Невозможно уловить его центральную идею, а следить за развитием мысли – крайне сложно. Такой текст имеет право на жизнь в художественной литературе, но в сфере бизнеса или науки он неприемлем. В данной статье мы рассмотрим виды планов, разберем, как составить план текста, проанализируем примеры планов.
Виды планов текста
Существуют разные виды планов текста. Мы рассмотрим вопросный, тезисный планы и план-опорную схему. Покажем примеры и разберемся, как составить каждый тип плана.
Вопросный план
Строится в виде списка вопросов, на которые необходимо ответить автору статьи по ходу ее подготовки. Оптимален для написания инструкций, мастер-классов, обучающих статей.
Пример вопросного плана:
Сколько стоит декоративная штукатурка?
Тезисный план
Тезис – кратко сформулированное содержание одного-двух абзацев текста. Позволяет зафиксировать не только структуру текста, но и основные идеи и мысли, которые будут раскрыты в каждой части статьи. Универсален, можно использовать для подготовки любого текста.
На каждую 1000 знаков текста рекомендуется отводить один пункт в тезисном плане. Если вам нужно написать статью на 5000 знаков, значит, в плане должно быть 5 пунктов, если на 10 тыс. знаков – значит нужно составить план из 10 пунктов.
Пример тезисного плана текста:
Чек-лист, нужна ли читателю контекстная реклама (10-15 вопросов и интерпретация результатов теста).
План-опорная схема
«Опоры» – это ключевые слова и части предложений, по которым легко восстановить полный текст. Строится по усмотрению автора. Такой вариант плана хорошо подходит для устного выступления. В работе копирайтера может пригодиться для составления коротких текстов, например, новостей. В такой план можно включать основные факты, цифры, которые планируется изложить в материале.
Пример такого плана:
Чек-лист, нужна ли вам контекстная реклама?
Как составить план текста?
Существует довольно большое количество видов текстов, которые имеют четкую структуру. К ним относятся, например, новости, пресс-релизы, деловая корреспонденция, научные работы. Для примера приведем структуру новости: заголовок, лид (первый абзац – суть новости), содержание (раскрывает суть подробнее), бэкграунд (дополнительная информация).
Важно знать, какую структуру должен иметь текст, и придерживаться правил. Во-первых, читатели интуитивно ожидают, что текст определенного стиля и жанра будет иметь определенную структуру. Во-вторых, типовая структура составлена оптимальным образом для решения задачи, поставленной перед текстом.
Знание структуры текста – это важно!
Посмотрите, как значительно отличаются, например, структуры научного и журналистского текста:
Разница связна со спецификой текстов. В научной работе важно обосновать ее значимость, актуальность, подтвердить собственные мысли ссылками на материалы других ученых. Научные труды не читают на бегу, их внимательно изучают. Журналистские тексты «живут» в совершенно иных условиях. В них не вчитываются, их пробегают глазами за завтраком, по дороге на работу. Они должны привлечь внимание читателя и сразу сообщить ему важную информацию. Если не учесть эту разницу при подготовке материалов, тексты получатся «неработающими».
Общий алгоритм составления плана текста
Составить план любого текста поможет следующий алгоритм:
логично расположить пункты – и план готов.
Пункт 2 – выбор информации – может вызывать сложность, особенно если объем текста не ограничен. Здесь можно рассуждать следующим образом: готов ли потенциальный читатель текста воспринимать большой объем информации? Например, для рекламных текстов действует следующее общее правило: чем дороже и сложнее товар или услуга, тем больше объем текста. Если товар недорогой и решение о покупке может быть импульсивным, то объем текста уходит на второй план, а основной задачей становится запоминаемость.
Давайте попробуем составить план текста по этому алгоритму!
Допустим, мы готовим посты для блога компании, которая занимается продажей бытовой техники. Какой-то общепринятой структуры для постов в блоге не существует, поэтому рамками структуры мы не ограничены.
Тема сегодняшнего поста – интересные факты о холодильниках. Итак, начали:
1. Задача текста – получить интересный материал, который люди будут охотно читать и делиться им в социальные сети, отправлять друзьям.
2. Что нужно написать в тексте, чтобы решить эту задачу? Действительно интересные факты. Сколько их должно быть? Вероятно, от 5 до 10. Меньше 5 – слишком мало, больше 10 – долго и утомительно читать.
3. Ищем фактическую информацию. Допустим, нам удалось найти 20 интересных фактов. Выбираем из них 10 самых любопытных и кратко формулируем в виде пунктов плана-опорной схемы, например:
4. Теперь ранжируем пункты по тому, насколько они интересны. Самые интересные размещаем в начале, а также оставляем один из самых интересных пунктов на конец текста – чтобы пост закончился на интересной ноте и у читателя был стимул поделиться постом. Вот и все, план готов.
Общие требования к планам текста
Проверьте, что составленный план отвечает следующим требованиям:
Пример удачного плана текста
Допустим, нам нужно написать статью «Как пересадить крупный кактус?» Задача текста – объяснить процесс пересадки кактуса, чтобы читатель смог с этим справиться. Задумаемся, какие вопросы могут волновать человека, решившего пересадить кактус? Составим из них вопросный план для будущей статьи.
Допустим, у нас получился вопросный план:
Как определить, что пересадка прошла успешно?
Почему этот план – удачный?
План состоит из 6 пунктов. Такое количество пунктов относительно несложно удержать в голове.
Пример неудачного плана текста
Возьмем ту же тему – «Как пересадить крупный кактус?» – и представим, как бы выглядел неудачный план.
Как пошагово выполнить пересадку: слегка обстучать горшок со всех сторон, чтобы корни, прикрепившиеся к стенкам, не повредились; обхватить растение сложенной в несколько раз широкой бумажной полоской; осторожно перевернуть горшок, стряхнуть осыпавшуюся землю; осмотреть корни на предмет повреждений; поместить растение в новый горшок, насыпать сверху свежий субстрат и слегка уплотнить его.
Данный план требует доработки, потому что:
Теперь вы знаете, как составить план текста правильно. Выбирайте любой вид плана – вопросный, тезисный, план-схему или какой-либо другой. Главное – не забывайте: любой план всегда лучше отсутствия плана.