Что такое план параграфа по истории
Как составить простой план
Как составить план? Составление плана прочитанного текста (параграфа, рассказа) — простой, но достаточно эффективный способ усвоения материала. Сразу уточню, что речь пойдет о простом плане не большого по объему текста.
Цель работы в данном случае:
— добиться понимания материала
— создать своеобразную шпаргалку для последующего выступления.Писать план ради плана — смысла нет, поэтому наши действия таковы:
• Читаем текст и делим его на смысловые части. При этом добиваемся понимания текста.
• Одним предложением формулируем суть каждой смысловой части. Предложение может быть как вопросительным, так и повествовательным. Но в любом случае, оно должно помогать в изложении смысла прочитанного. Поэтому предложения в одно-два слова не подойдут. Желательно, перед тем, как записать предложение, проговорить различные его варианты. Может быть, первоначально, в одно предложение нам не уложиться. Проговорите тогда два-три предложения. А затем уже попробуйте смысл прочитанного сжать до одного предложения.
• Записываем сформулированное нами предложение.
• Облегченно вздыхаем и переключаемся на какую-нибудь работу, не связанную с изучаемым материалом. Затем, через какое-то время, берем наш план и, не подглядывая в текст, пытаемся рассказать то, что мы читали и над чем работали.
План используем как шпаргалку, как нашу опору. В зависимости от полученного результата, можем внести изменения в план, либо делаем работу заново. Или же ищем иной путь усвоения материала.
Работа по составлению плана приносит хорошие плоды на ранних этапах обучения, как правило, в младших классах.
В старших классах, в ВУЗах учащиеся и студенты составляют, как правило, не план, а конспект.
Памятка «Как составляется сложный план»
Как составляется сложный план:
заголовки в тексте параграфа, выделенные жирным шрифтом, можно взять за название главных смысловых абзацев плана;
затем каждому абзацу в тексте параграфа придумать свое название, которое нужно сформулировать кратко своими словами, а не пересказывать его содержание;
оформить план в тетради по следующей схеме:
1. Название пункта параграфа учебника.
а) Свое название абзаца.
б) Свое название абзаца.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Методика преподавания истории и обществознания в общеобразовательной школе
Курс профессиональной переподготовки
История и обществознание: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-942946
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников
Время чтения: 1 минута
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Рособрнадзор разрешил провести ВПР по некоторым предметам на компьютерах
Время чтения: 0 минут
В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников
Время чтения: 1 минута
В Липецкой области начинающие педагоги получат 120 тысяч рублей
Время чтения: 0 минут
Большинство родителей в России удовлетворены качеством образования в детсадах
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Памятка Как составить план параграфа
Как составить план параграфа.
1. Пункты плана должны отражать главные мысли.
2. Пункты должны быть связаны по смыслу.
3. Пункты плана формулируются кратко и чётко.
При составлении плана текст делится на части (смысловые единицы), и в каждой из них находится главная мысль. Чтобы вам было легче справиться с этим заданием, читая текст параграфа, задавайте два вопроса: «О чём здесь говориться?» и «Что об этом говориться?». Первый вопрос поможет вам разбить текст на «смысловые единицы», а второй – выделить самое существенное, главное в этой части текста.
Как работать с текстом учебника.
1. Прочитайте название параграфа. Оно отражает его главное содержание.
2. Прочитайте вопросы перед текстом параграфа. Постарайтесь на них ответить. Это поможет вам лучше понять текст параграфа.
3. Прочитайте вопросы в конце параграфа. Они помогут выделить наиболее важный материал параграфа.
4. Прочитайте текст, мысленно разбейте его на «смысловые единицы», составьте план.
5. Проведите сортировку текста (новые термины и определения выучите наизусть, основные положения запомните, умейте их доказывать и подтверждать примерами)
6. Кратко перескажите параграф.
Последовательность действий при проведении анализа.
Анализ – это расчленение, разделение целого на составные части, выделение отдельных сторон и свойств объекта.
1. Внимательно изучите объект в целом.
2. Разделите объект на составные части.
3. Изучите особенности каждой части.
4. Установите соподчинение (взаимосвязь) частей.
5. Постарайтесь выделить функции частей.
Последовательность действий при проведении сравнения.
Проводя сравнение, необходимо помнить, что это не просто описание объектов или явлений, сопоставление их существенных признаков, на основе которых выясняются черты сходства и различия у сравниваемых объектов. При сравнении следует соблюдать следующую последовательность действий:
1. Выясните, какие объекты (явления) сравниваются.
2. Мысленно расчлените объект (явление) на составные части (проведите анализ)
3. Выделите существенные признаки сравниваемых объектов (явлений)
4. Сопоставьте сравниваемые объекты (явления) по одним и тем же признакам:
а. Признаки сходства
б. Признаки различия
Памятка
«Как работать над понятием»
Понятие — это логически оформленная мысль о предмете.
1. Назови рассматриваемое понятие, дай его определение.
2. Вычлени ведущие свойства понятия, по которым оно отличается от других понятий этого рода.
3. Приведи пример, конкретизирующий данное понятие, найди область его применения.
4. Попробуй связать его с другими понятиями данного предмета и смежных с ним дисциплин.
5. Составь небольшой рассказ, используя данное понятие.
Памятка
«Как разъяснять теорию»
Теория — это учение, система научных принципов, идей, обобщающих практический опыт и отражающий закономерности природы, общества, мышления.
1. Выяви, какие факты, наблюдения послужили основанием для формулирования теории.
2. Назови основные понятия, положения теории.
3. Определи круг явлений, объясняемых данной теорией.
4. Приведи опытные и экспериментальные данные, которые могут служить доказательством правильности теории.
5. Назови области практического применения данной теории.
Памятка
«Как разъяснять закон»
Закон — это связь и взаимосвязь каких-либо явлений объективной действительности.
1. Выяви, между какими явлениями или величинами устанавливает связь данный закон.
2. Опиши пути открытия закона.
3. Приведи формулировку закона.
4. Попытайся записать закон в символической форме или через математическое выражение.
5. Приведи доказательства в пользу существования закона.
6. Назови области практического применения данного закона
Памятка
«Как изучать явление»
Явление — это то или иное обнаружение предмета, внешней формы его существования.
1. Изучи внешние признаки явления.
2. Изучи условия, при которых оно обнаруживается.
3. Изучи сущность явления и механизм его протекания.
4. Найди связь с другими явлениями.
5. Опиши количественную характеристику (в случае необходимости).
6. Рассмотри использования явления в практике.
Памятка
«Как проводить анализ»
Анализ — это процедура мыслительного и реального расчленения предмета (явления, процесса), а также выделения отдельных частей, признаков, свойств.
1. Мысленно расчлени объект, предмет, явление на определенные составные части, имеющие конкретное функциональное значение.
2. Постарайся обнаружить в выделенных частях характерные особенности, детали изучаемого предмета.
3. Подумай о причинах такого разделения на части (блоки).
Памятка
«Как проводить сравнение»
Сравнить — поставить рядом, сопоставить для установления сходства и различия.
1. Ответь на вопросы: «Кто такой?», «Что такое?».
2. Сопоставь определения двух предметов или явлений. Найди основное сходство.
3. Выдели существенные признаки каждого предмета.
4. Сопоставь оба или несколько сравниваемых предметов по одним и тем же выделенным признакам.
5. Выясни все признаки сходства и различия объектов.
6. Найди и объясни причины их сходства и различия.
Памятка
«Как проводить синтез»
Синтез — это мысленное соединение отдельных элементов, частей, признаков в единое целое.
1. Синтез необходимо начинать с нахождения ответа на вопрос: «На основе чего происходит соединение изучаемых частей в единое целое?».
2. Для ответа на этот вопрос проведи подробный анализ изучаемых явлений.
3. Найди связи между отдельными частями явления, объедини их, обобщи полученные сведения.
Памятка
«Как проводить обобщение»
Обобщение — это мысленный процесс, который приводит к нахождению общего в заданных предметах или явлениях.
1. Найди наиболее важные моменты в рассматриваемых фактах или явлениях.
2. Определи их сходство.
3. Установи связь между ними.
4. Сформулируй общий вывод.
Памятка
«Как проводить наблюдение»
1. Осмысли цель наблюдения.
2. Уточни предмет наблюдения.
3. Разработай план наблюдения.
4. Определи форму записи наблюдаемых явлений.
5. Повтори наблюдение 2—3 раза с целью повышения его объективности.
6. При описании наблюдаемых явлений обрати внимание на то, как они протекали во времени и при каких условиях.
7. Помни, что цель описания явлений — наиболее точно и полно выявить их признаки.
8. При описании результатов наблюдений обрати внимание на то, что было обнаружено нового и что общего с известным ранее.
9. Полученные результаты оформи в виде письменного отчета или графически (в виде рисунков, схем).
Сложный план текста
Всего получено оценок: 428.
Всего получено оценок: 428.
План текста – это последовательный и связный перечень основных мыслей, которые автор в нем высказывает. Он необходим школьнику для того, чтобы понять, о чем говорил автор, а также лучше запомнить все то, что изложено в его произведении. Таким образом, систематизация текстового материала является необходимостью, позволяющей ученику не только улучшить навыки работы с текстом, но и научиться лучше и быстрее понимать написанное, что поможет ему в будущем.
Основные требования к сложному плану текста
Чтобы составить грамотный сложный план текста, нужно понимать, каким критериям должен соответствовать результат. И первый из них – это структурированность, то есть план, как и сам текст, должен иметь начало и конец и вообще полностью соответствовать по структуре исходнику.
Второй важный критерий касается грамотной формулировки заголовков и подзаголовков, которые должны выражать законченную мысль. В хорошем сложном плане они не повторяются и не наслаиваются друг на друга.
Третий критерий – это информативность. Он означает, что, взяв в руки составленный план, школьник не должен испытывать затруднений при пересказе по нему текста. При этом он не должен быть чересчур общим – это сильно помешает при воспроизведении.
И последний критерий – это последовательность, то есть все пункты и подпункты следуют в таком плане друг за другом, последовательность повествования и изложения мыслей не нарушается.
Как составить сложный план: порядок работы
Обращая внимание на пример сложного плана текста, составленный действительно грамотно, можно увидеть, что автор работы опирался на абзацы и выделял самые яркие из использованных в этом тексте образов. Это действительно сильно облегчает выполнение работы.
Приступая к составлению плана, нужно прочитать текст целиком и выделить его главную мысль. После этого нужно разделить весь текст на отдельные смысловые части и придумать им соответствующие заглавия, которые и станут основными пунктами плана. После этого каждая большая часть разделяется на более мелкие по основным мыслям, которые высказывает автор. К этим частям придумываются названия, которые становятся подпунктами.
Такие подпункты должны быть в каждом основном пункте плана и их должно быть не меньше двух.
После этого нужно проверить, насколько удачно сформулированы пункты и подпункты: они не должны быть просто цитатами из текста или выдержками из отдельных предложений. Также нужно проверить, насколько хорошо этот план отражает структуру текста и его основную мысль.
Пример сложного плана текста
В качестве примера можно рассмотреть план текста о феодальной раздробленности Руси, который легко найти в учебнике истории.
1.Феодальная раздробленность: причины явления.
а) социально-экономические предпосылки;
б) политические предпосылки.
2. Как развивалась Русь в период феодальной раздробленности.
а) русские княжества и специфика их развития;
б) культура этого исторического периода;
в) борьба с иноземными захватчиками.
3. Последствия феодальной раздробленности.
а) социально-экономические последствия;
б) политические последствия.
По составленному таким образом плану школьник без труда может воспроизвести главу из учебника, так что полученный навык можно и нужно использовать при подготовке к экзаменам.
Что мы узнали?
Составление сложного плана – это полезный навык. Он делается по определенной схеме и должен соответствовать четырем критериям. По хорошо составленному сложному плану школьник с легкостью может воспроизвести исходный текст.
Методы конспектирования: как составить конспект по истории?
В процессе обучения любым знаниям и навыкам нам часто приходится записывать новую информацию, чтобы потом было можно снова ее воспроизвести. Из-за того, что сложно или даже ненужно записывать все, важно уметь кратко излагать полученную информацию в виде конспекта. В данной статье вы узнаете, как правильно составлять конспекты на примере конспектирования уроков истории. Здесь будут разобраны такие понятия, как опорный конспект, скоростное конспектирование, стенография, корнельский метод и другие полезные способы компактного изложения и визуализации информации.
Что такое конспект?
Слово «конспект» пришло к нам из немецкого языка (der Konspekt); немецким языком оно было заимствовано из латинского (conspectus), в котором оно имело значения «обзор, очерк, вид, наружность». В свою очередь, это существительное в латыни образовалось путём соединения приставки con- и глагола specio (смотреть, глядеть). Таким образом, изначальное значение слова «конспект» — краткая запись или переложение чего-нибудь (совершенно не обязательно это должен быть конспект лекции или урока – бывают конспекты книг и статей; в естественных науках вербальная информация, как правило, сопровождается визуализированными формулами и алгоритмами, которые также необходимо перевести в графическую или текстовую информацию). В этом значении к слову «конспект» близки такие понятия, как «компендиум» (сжатое изложение суммы основных положений какой-либо науки) и «реферат» (краткое изложение содержания статьи или книги).
Однако конспект – это не просто дословная передача воспринятого из внешнего источника материала. Это также акт творческого осмысления услышанного и увиденного, выражение собственных мыслей на бумаге, момент формирования сомнений и вопросов (Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Междисциплинарный словарь по педагогике. М., 2005. С. 136-137).
«Творческий» конспект – это не только копирование мыслей из книги авторитетного учёного или лекции преподавателя; это всегда рефлексия по поводу информации, сопровождающаяся выработкой у автора конспекта сложной, зачастую понятной только ему самому системы мнемонических знаков (подчёркивание; выделение текста различными цветами; построение таблиц и логических цепочек на основе доступной информации). Из методов конспектирования и представления материала в виде тезисов родилось множество новых жанров научных исследований – от комментариев на книги Священного писания и юридические кодексы времён римских императоров в Средние века до издания в наши дни курсов лекций выдающихся университетских профессоров (в т.ч. посмертно, силами их учеников).
Отличия конспектирования от стенографии
Многие студенты часто задаются вопросом: если и конспектирование, и стенография позволяют восстановить исходный смысл представленного материала, в чём заключается их кардинальное различие? Не является ли конспект частным случаем стенограммы, выполненной с использованием не универсальных обозначений, а уникальной для конкретного человека системы знаков?
Ответы на эти вопросы нам представляет работа санкт-петербургского профессора Э.В. Минько (Методы и техника ускоренного конспектирования и чтения: Учебно – методическое пособие. СПб., 2001. С. 20-25). Во-первых, как уже упоминалось, конспектирование проявляет сугубо индивидуальные особенности отдельного человека; нередко даже его сокурсники не в состоянии «расшифровать» заложенную в конспекте информацию. Такая ситуация неприемлема для стенографиста: при обучении этой специальности обязателен к запоминанию определённый набор универсальных символов и знаков. Во-вторых, конспект должен быть легко «считываем»: человек всегда должен обладать возможностью вернуться к уже написанному и скорректировать последующий текст. Именно этим ценен «Корнельский метод конспектирования», о котором мы расскажем далее. В-третьих, конспект урока, лекции, визуальной информации – это не копия увиденного и услышанного, не дословная передача текста, а переложение его смысла.
«Рациональное» (скоростное) конспектирование
«Корнельский метод конспектирования»
Этот вид конспектирования называют Cornell note-taking system по имени университета, в котором работал профессор Уолтер Пок – автор этого метода (Pauk W. How to study in College. Boston, 1962). Он по праву считается одним из самых распространённых в студенческой среде, одинаково хорошо подходит для конспектирования как естественнонаучных, так и гуманитарных дисциплин.
Важнейшим отличительным свойством этого метода является разделение пространства вертикально ориентированного листка на три поля: два поля разделены сплошной линией по вертикали (в пропорции примерно 1:3); внизу страницы необходимо оставлять неподелённое пространство шириной около 7 см. Основной частью при конспектировании является правая часть листа, куда записываются главные мысли, излагаемые лектором / учителем по ходу занятия. Причём в ходе переноса вербальной информации на бумагу важно последовательно переходить от записи главной мысли к фактам и примерам, которые должны её пояснять.
Сразу же после окончания лекции можно начать рефлексию отображённого в правой части материала. Для этого необходимо подобрать и вписать в левое поле максимальное количество слов или коротких реплик – вопросов, которые проиллюстрируют основное содержание лекции, заключённое в тексте из правого поля.
В поле внизу листа необходимо внести (после заполнения двух полей над ним) развёрнутое описание главной мысли всего занятия (т.е. его доминанту, языком зарубежных педагогов – summaries), отметить его особенность в сравнении с прочими занятиями. Это позволит спустя длительное время более живо воспроизвести в памяти содержание занятия в целом. Кроме того, полезно выделять по 10-20 минут в день для повторения основных фактов и закономерностей, отображённых в конспектах занятий за последнее время: это позволит исключить их быстрое забывание, проанализировать и разрешить сомнения, возникающие на самом занятии.
Отчасти корнельский конспект напоминает такой метод конспектирования, как составление схематического плана. Однако принципиальным отличием первого вида записи материала от второго является то, что в схематическом плане сначала записываются вопросы, на которые в ходе изучения материала необходимо дать короткий (состоящий из 2-3 логически связанных предложений) ответ. Таким образом, если совместить друг с другом принципы заполнения схематического плана и форму для корнельского конспекта, то можно заметить то, что схематический план требует заполнения в первую очередь левого поля, а за ним – правого (т.е. порядок заполнения противоположен «корнельскому методу конспектирования»).
В таких конспектах, которые пишутся под диктовку, особое значение приобретает владение техникой скоростного письма и «свёртывания» материала на письме. Например, многие используют для этого такой приём, как исключение гласных букв и замена некоторых слов на условные знаки. В исторической науке особенно часто заменяются союзы, слова, означающие причинно – следственные связи, например, «зависит от…», «взаимно зависит» (→, ↔), «следовательно» (=>), «А является причиной В» (А→В). Используются также лигатуры, например, NB (nota bene – лат. «запомни хорошо»). Очень часто используются цветные фломастеры, ручки, карандаши для выделения особенно важных мыслей. Некоторые студенты и даже школьники, хорошо знающие иностранные языки, могут использовать сокращённые варианты иностранных слов (например, def. от to defend вместо «защищать», «оборонять»; corr. от to correct вместо «исправлять», «корректировать»). Некоторые уроки и лекции, где объяснение причинно – следственных связей превалирует над событийной историей (в частности, это касается любых тем, объясняющих структуру и состав органов власти, их функции), порой при записи приобретают вид схемы с одним или несколькими ключевыми понятиями в центре, от которых идут ответвления к более частным терминам или явлениям. Пример представлен на рис. 1.
Рисунок 1. Пример корнельского конспекта
Опыт естественнонаучных дисциплин. Опорный конспект
Опорный конспект как метод запоминания и рефлексии материала разработал в 80-е гг. прошлого века донецкий учитель математики и физики В.Ф. Шаталов (см., например, его книги: Опорные сигналы по физике для 6 класса. Киев, 1978. 79 с.; Опорные конспекты по кинематике и динамике. Из опыта работы. Книга для учителя. М., 1989. 142 с.; Геометрия в лицах. М., 2006. 23 с.). В наше время на школьных уроках гуманитарного цикла (особенно на уроках истории) метод составления опорных конспектов получает всё большее признание. Например, в последнее время активизировалось издание опорных конспектов отдельных уроков и целых учебных блоков по истории и обществознанию (Степанищев А.Т. Опорные конспекты по истории России. 6-11 класс. М., 2001. 128 с.). Популярность этого вида конспектирования объясняется достаточно просто: отчасти – необычной, даже игровой формой подачи материала, отчасти – слабой запоминаемостью отдельных событий и дат. Таким образом, опорный конспект представляет собой попытку проанализировать в максимально образной, визуализированной форме причинно – следственные связи между различными событиями, высказываниями и деяниями исторических деятелей. Кроме того, материал уроков в опорных конспектах представляется целыми блоками тем. Если иметь в виду историю и обществознание, то здесь тематический и временной охват материала варьируется в зависимости от его специфики (например, по времени охвата – от нескольких месяцев до нескольких столетий).
Каждая тема (блок – тема) зашифровывается в опорном конспекте в систему знаков – опор, составляющих мини – блок. На основе этих знаков, зачастую унифицированных, индивидуальный конспект может быть «расшифрован» другими людьми. Оптимальным количеством мини – блоков для презентации целой блок – темы считается 8-10.
Кроме того, система опорных конспектов позволяет учителю реализовать индивидуальный подход к обучению: в случае присутствия в классе учеников разных образовательных уровней составление таких конспектов позволяет регулировать темп изучения блок – тем и отдельных подтем, делать процесс обучения более понятным и интересным, вносить в него элемент творчества (при составлении учениками своей системы знаков – опор и целых опорных конспектов дома).
Основными опорами в таком конспекте являются символически – словесные (буквы, слоги, знаки конъюнкции / дизъюнкции, указатели логической связи: →, ↔, знак причинно – следственной связи – =>, подобия –
, и др.), рисуночные (пиктографические) и условно-графические (фрагменты планов, схем местности с условными обозначениями) знаки. Пример составления опорного конспекта по российской истории представлен на рис. 2. Остаётся добавить, что опорный конспект может быть использован как в качестве эффективного средства проверки пройденного материала (тогда основа для него пишется и рисуется дома, а на уроке или лекции обучающиеся воспроизводят по памяти выученные дома схемы и логические цепочки и закрепляют этот материал, повторно прорисовывая их на листе бумаги), так и в качестве средства формирования новых знаний, умений и навыков (т.е. при записи излагаемой учителем новой темы или подтемы).
Рисунок 2. Опорный конспект по истории. Тема: «Восточные славяне в первой половине I тыс. н.э.» (составлен С.В.Селеменевым.)
Конспекты как форма самостоятельной подготовки к докладу на конференции или семинару
Этот вид конспектирования не менее широко применяется в современной педагогике; особенно часто это касается дисциплин гуманитарного цикла. Для составления такого конспекта нужно провести определённую предварительную подготовку: необходимо перед лекцией написать на нескольких листах план занятия, особыми знаками или цифрами выделяя разделы, вопросы и проблемы в изложенном материале. Каждый из этих заголовков в процессе записи за лектором может быть раскрыт и дополнен связным текстом, иллюстрирующим общее положение. Из сказанного следует заключить, что в идеале план – конспект должен быть максимально приближен к тому тексту, который озвучивает лектор за кафедрой; в описании этого метода конспектирования можно обнаружить много общего с корнельским методом.
Тем не менее, план – конспект, как отмечают специалисты по дидактике и педагогике, обладает большим преимуществом перед опорными и корнельскими конспектами. Поскольку все заголовки тем и отдельных разделов, а также определённый объём фактического материала подготавливаются заранее, имеется возможность записать их без сокращений и условных знаков. Это повышает вероятность правильной и быстрой дешифровки конспекта другими студентами или учениками.
Последнее обстоятельство является причиной того, что при подготовке к докладам в школе и семинарам в университете оболочка плана – конспекта часто используется докладчиками в качестве основы для собственного сообщения. Во-первых, в такой структуре достаточно легко делать разного рода пометки. Во-вторых, в текст конспекта достаточно просто подставить необходимые цитаты и ссылки на источники, что особенно важно в исторической науке. При правильной организации материала они «встанут» прямо напротив соответствующих тезисов. Наш пример основы для плана – конспекта по теме «Первая мировая война 1914-1918 гг.» мы представили на рис. 3.
Рисунок 3. Оболочка план – конспекта по теме: «Первая мировая война 1914-1918 гг.»
Развёрнутый план – конспект отличают от текстуального конспекта – формы записи материала, когда традиционная основа конспекта в целом и раскрывающие её тезисы в частности не являются доминантой структуры, а составляются post factum на основе цитат из источников и исследовательской литературы; иными словами, именно цитатам в таком конспекте определяется центральное место, а тезисы, составленные на их основе, играют роль дополнений и пояснений.
Безусловно, составление такого плана – достаточно сложное дело, требующее хороших знаний в той дисциплине, по которой делается конспект, а также в смежных отраслях знаний. В средней школе, насколько нам известно, такой метод конспектирования распространён не очень широко; скорее им пользуются студенты, ориентированные на серьёзную исследовательскую и проективную деятельность. Например, в среде историков такие конспекты очень распространены у тех исследователей, которые подолгу работают в архивах с личной перепиской, дневниками и воспоминаниями. В случае анализа таких источников простое перечисление тематики текстов или общих проблем, в них затрагиваемых, не приведёт к раскрытию индивидуальности автора источника личного происхождения; для понимания его внутреннего мира необходима опора на развёрнутые цитаты.
Многие историки и литературоведы выписывают цитаты своих «героев» на отдельные карточки небольшого размера: так на основе архивных выписок получаются целые картотеки, посвящённые высказываниям отдельного человека. Карточки можно систематизировать по хронологии, тематике, упоминанию в них других персоналий и прочим признакам; на основе такой тематической подборки опытный исследователь может делать доклад на конференции или симпозиуме, не прибегая более ни к каким записям и конспектам.
Заключение
Мы не ставили себе целью перечислить абсолютно все виды конспектов или перечислить все известных нам способы сокращения вербальной информации, которую произносит учитель или лектор. Что касается наших примеров, то они также не могут дать исчерпывающего представления о способах сокращения отдельных слов или их замене на условные обозначения. Поэтому мы призываем читателей активно обсуждать нашу статью и делиться своими «рецептами» составления конспектов в форме для комментариев. Идеального конспекта нет и быть не может. Перефразируя известного героя: больше конспектов, хороших и разных! Для отзывов и комментариев используйте форму ниже.
Также читайте урок по структурированию информации для наилучшего ее запоминания.
Узнайте как развивать мышление и эффективнее обучаться на курсе Когнитивистика: развитие мышления.
На тренинге используются интерактивные игры, кейсы и упражнения, лучшие мировые тесты. Присоединяйтесь!