Что такое план сочинения
Как писать сочинение — что это такое, план подготовки и пример сочинения-рассуждения на тему мечты
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Умение оформлять собственные мысли грамотно, логично, точно и при этом интересно дано не каждому.
Вот почему такой, казалось бы, привычный с начальной школы вид работы как сочинение нередко вызывает затруднения у выпускников школ.
Ломая голову над тем, как писать сочинение, старшеклассники впадают в панику и к моменту экзамена от страха теряют все полученные навыки.
Важно запомнить: справиться с этим видом работы может абсолютно каждый. Далее мы подробно расскажем об основных этапах подготовки к сочинению, составлению плана и его написания.
Что такое сочинение
Не все понимают, называя исписанный лист бумаги словом «сочинение», что такое определение подойдёт далеко не каждому образцу словесного творчества.
Сочинение – это вид письменной работы в школе, которое представляет собой рассуждение на определённую тему, изложение собственных взглядов на тот или иной предмет (на тему).
Размышления излагаются в свободной форме или выстраиваются в определённой последовательности (по плану) – это зависит от вида сочинения.
При написании важно, насколько богат внутренний мир человека. Люди с широким кругозором обладают большим словарным запасом, легче делают выводы и подбирают убедительные аргументы. Остальным будет сложнее, но нет ничего невозможного.
Виды сочинений
Сочинение – очень удобный для учителя вид контроля знаний и умений. Нигде натура драгоценных питомцев не раскрывается так щедро, как в произведении, созданном их собственными усилиями.
Тут налицо и умение размышлять, обобщать, делать выводы, и демонстрация владения языком и стилем, и элементарный уровень грамотности.
Чтобы не шокировать детей объёмом задач, сочинение вводится в учебный обиход постепенно.
Эти виды учебных сочинений отличаются друг от друга по объёму и охвату задач, но принцип их написания приблизительно одинаков.
План подготовки к написанию итогового сочинения
Перед тем как написать сочинение, необходимо запастись черновиком. В старших классах полезной окажется также тренировочная тетрадь с заранее подготовленными цитатами из произведений русских и зарубежных классиков, а также читательский дневник, который поможет подобрать тот или иной литературный аргумент по предложенной теме.
Для примера мы возьмём итоговое сочинение для одиннадцатиклассников, рассмотрим требования к тексту и этапы работы.
Этап 1. Сбор материала.
Так как без литературного аргумента при выполнении зачётного задания не обойтись, собирать высказывания великих по тому или иному поводу нужно заранее: как минимум, с начала сентября.
Если у вас уцелели читательские дневники предыдущих лет или вы любите сохранять понравившиеся цитаты (а вдруг пригодятся для статуса ВКонтакте?), считайте, что строительный материал уже есть. Если доселе вы не обременяли своей головы чужими мыслями, придётся срочно сделать это теперь.
Как только станут известны 5 тематических направлений для написания сочинений, начните осмыслять все обнаруженные цитаты. Аккуратно используйте поисковики. Не все сайты верно обозначают авторство и корректно цитируют оригинальные тексты. Лучше обращаться к первоисточникам, т.е. книгам.
Этап 2. Осмысленное чтение.
Нет, мы не хотим вас обидеть, намекая, что прежде ваше чтение было бездумным! Просто теперь ваши читательские усилия будут сродни труду кладоискателя, выкапывающего из глубин смысла драгоценные литературные факты.
А если серьёзно, нужно перечитать хотя бы 2-3 программных романа и несколько повестей или рассказов поменьше, чтобы освежить воспоминания об изученном.
Масса примеров-иллюстраций на любую тему найдётся в пушкинских «Повестях Белкина», романе «Евгений Онегин», в «Герое нашего времени» Лермонтова, повести Гоголя «Тарас Бульба». Из авторов, приближенных к нашему времени, подойдут Астафьев, Бондарев, Шукшин, Распутин.
Этап 3. Написание пробного сочинения.
Не ждите экзамена. Начинайте писать уже сейчас. Придумайте 2-3 темы по каждому направлению и выдавайте хотя бы по одному тексту еженедельно. Если приступить в начале учебного года, до декабря за 12 недель можно написать 10-15 пробных вариантов.
Собственно работа состоит из нескольких шагов.
Если инструкция показалась вам недостаточно ясной, дополнительно посмотрите видео:
Пример итогового сочинения-рассуждения на тему мечты
В качестве примера рассмотрим сочинение на тему «Нужно ли быть верным своей мечте?».
Составляем план-набросок. Можно записать его в виде тезисов или вопросов:
Вступление:
Мечта – это смелость души. Мы все умеем мечтать в детстве и юности, но часто предаём свои мечты, когда становимся взрослыми. Почему так происходит? Может быть, верность мечте – это единственный путь к счастью? Попробуем поразмышлять об этом вместе с героями литературных произведений.
Основная часть:
Если вдуматься, мечта и реальность – это не антонимы. Между ними нет пропасти. Наоборот, мечта – это первый шаг к реальным изменениям в жизни. Например, Ассоль в повести А. Грина «Алые паруса» мечтала о любви, прекрасной, как корабль с алыми парусами.
На первый взгляд, героиня повести ничего не сделала, чтобы исполнить свою мечту. Но это не так. Сама её мечта так поразила людей, что слух об Ассоль пошёл по свету, благодаря чему о девушке узнал капитан Грей.
Он понял, что такая мечта может жить только в чистом сердце, и откликнулся на ожидание делом. Грей не только исполнил мечту Ассоль, он показал людям, что чудо возможно, и стал счастливым сам. Значит, мечта может вдохновлять и того, кто мечтает, и тех, кто рядом.
Судьба многих великих людей учит нас верности мечте. С мечты о знаниях началась карьера знаменитого учёного М.В. Ломоносова. Маленьким мальчиком, в чём-то, наверное, похожим на Филипка из рассказа Л.Н. Толстого, он покинул родное село Холмогоры и отправился в Москву, чтобы освоить науки.
Не жалея сил, Ломоносов много лет трудился и стал одним из самых образованных людей своего времени. Он основал первый в России университет, который до сих пор носит его имя. Мечта подарила этому человеку уверенность и силы, помогла сделать много полезных открытий, прославить Родину.
А вот главный герой романа И.А. Гончарова «Обломов» тоже любил мечтать, но не воплотил мечту в жизнь. Ему хотелось, чтобы во всём мире царили любовь, взаимопонимание, доброта и порядок, как в имении его детства Обломовке.
Когда Илья Ильич поступил на службу, он понял, что каждый ищет своей выгоды, и никакой любви между людьми нет. Разочаровавшись, Обломов решил ни с кем не общаться. В нём не оказалось той стойкости, которая изменила бы мир к лучшему.
Обломов не сохранил верность мечте, а взял из неё только худшее: стремление к покою. Его жизнь закончилась рано и бесславно. Так, разочарование часто лишает жизнь смысла.
Вывод:
В том, что человек верен своей мечте, нет ничего плохого. Мечта дарит нам крылья, помогает лететь вперёд через все невзгоды и сомнения. Важно лишь помнить, что от мечты до её воплощения могут пройти годы, которые нужно наполнить тяжёлым трудом.
Мечта – это наша вера, наше вдохновение. Для того чтобы она стала реальностью, нужны также мужество, воля и твёрдость.
Чтобы успешно написать школьное сочинение, нужно как можно чаще создавать тексты на ту или иную тему, знакомиться с образцами прошлых лет и по возможности больше читать. Тогда сочинительство станет привычным занятием и не доставит ни малейшего дискомфорта на экзамене.
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Эта статья относится к рубрикам:
Комментарии и отзывы (3)
КАК ПРЕКРАСНО ВЫ ВСЁ РАСТОЛКОВАЛИ!
СПАСИБО ЗА ИНФОРМАТИВНЫЙ а,ГЛАВНОЕ-ПОДРОБНЫЙ РАССКАЗ.
Статья-наглядное пособие по конструктивности сочинения.
ТАК(!) насыщенно изьяснили,раскрыли,обосновали.
Мне бы такое в своё время прочесть.
Уложиться в минимальный объем текста — вот главная проблема любого сочинения. Кто-то может писать и писать, хоть сто страниц, я же всегда выражал свои мысли четко, без всякого словоблудия. Помню, как учительница меня критиковала за мою краткость, ставя в пример работы одноклассников, правда, тут же хвалила меня за то, что я в такой краткой форме смог полностью донести всю главную идею выбранной темы.
Если умеете хорошо складывать свои мысли, то никаких проблем с сочинением не возникает. По сути — это просто высказывание своих же мыслей, просто с оформлением это на бумаге.
Еще важно удивлять преподавателя, тогда можно даже за меньший объем, но за креатив получить 5.
Я помню на экзамене просто написал сочинение, но в стихах. Было там всего 2 страницы, но вы представьте — это не просто набор мыслей, а все это оформлено было еще в рифму.
Как составить план сочинения по литературе? Инструкция с примером
Для того, чтобы написать хорошее сочинение по литературе, необходим чёткий план. Ведь без него легко потерять мысль и упустить что-то важное. Поэтому первый и главный пункт в этой работе — грамотно составить план сочинения. И мы расскажем, как это сделать.
Составить план сочинения — это значит разбить текст на отдельные значимые части, которые будут отмечать основные пути твоей мысли. Каждый такой фрагмент может быть равен одному абзацу или нескольким. Важно, чтобы они заключали в себе одну мысль. Каждой такой микротеме стоит дать «имя», которое, в принципе, и будет пунктом плана. В качестве названия абзаца (фрагмента или микротемы) лучше использовать развёрнутое словосочетание или предложение. Так тебе будет понятнее, о чём и в каком ключе писать.
Необходимо придерживаться стандартной структуры сочинения: вступление, основная часть и заключение. Во вступлении важно очертить главную мысль, ввести в курс дела и задать тон всему сочинению. Цель основной части — раскрыть идею сочинения, доказать приведённые во вступлении тезисы и так далее. В заключительной части стоит подвести итоги всего повествования, сделать конечные выводы и оценки. И в каждой из этих частей может быть несколько подпунктов, которые, как маяки в море, будут подсказывать тебе, в каком направлении плыть.
Порой самая сложная часть в сочинении — вступление. Знаешь, как проверить, насколько удачно ты его написал? Убери из него пару предложений. Если смысл сочинения теряется, оставь их. Если нет, вступление стоит переписать
Чтобы ты имел представление о подробном плане сочинения, приведём пример. Вот таким может быть «сценарий» по роману И. С. Тургенева «Отцы и дети»:
Вступление и заключение должны быть логически связаны. Для этого можно высказывать одни и те же идеи, но разными словами. В начале сочинения — с позиции приглашения к рассуждению (или риторического вопроса), в заключении — в качестве вывода-утверждения. Если в начале письменной работы задавались вопросом «Почему читают Тургенева спустя 150 лет?», то в заключительной части просто отвечаем на этот вопрос.
Прежде чем перейти к заключению, обязательно перечитай основную часть и выдели карандашом ключевые мысли. Их можно использовать в конце сочинения, пересказывая другими фразами
Когда составляешь план сочинения по литературе, помни, что ты это делаешь в первую очередь для себя. Поэтому старайся выбирать близкую тебе тему, подбери эпиграф и важные для аргументации цитаты. Кстати, если теряешься, загляни в учебник по литературе и прочитай вопросы к произведению. Они направят ход мыслей и помогут создать хороший план. Не бойся посоветоваться с учителем, если сложно. Он акцентирует внимание на важных деталях, которые ты, возможно, упустил. Удачи!
Спасибо, что дочитал до конца. Мы рады, что были тебе полезны. Чтобы получить больше информации, посмотри ещё:
Не пропускай важные новости и подписывайся на наш YouTube, ВК, Instagram, Telegram, Facebook, TikTok.
Составляем план сочинения
Составить план сочинения — значит разбить его на фрагменты (части текста), мысленно выделив основные этапы пути, по которым будет развиваться ваша мысль. Каждый такой фрагмент — это микротекст, который может быть равен одному абзацу, а может состоять из нескольких. Каждый микротекст будет соответствовать пункту плана. Важно, чтобы он был объединен главной мыслью, имеющей в его границах свое начало, развитие и завершение.
В качестве названия в план выносятся, как правило, не отдельные слова и не предложения, а развернутые словосочетания. Отдельные слова — слишком «узки», конкретны, главную мысль или тему ими передать довольно трудно. Но и сложные предложения не подходят, потому что представляют уже законченную, завершенную мысль. Все, что хотели сказать, — сказано. Именно словосочетание более подходит для плана. Оно представляет собой некое смысловое единство, несущее информацию в свернутом виде. А в самом сочинении эта информация «разворачивается», мысль раскрывается.
Но возможны и формулировки в виде вопросов, на которые в работе даются ответы.
Важно помнить, что план несет информацию о том, как построено ваше сочинение. Конкретную информацию о содержании каждой его части. Сочинение должно «просматриваться» через план.
Любое сочинение состоит из трех частей.
I. Вступление.
II. Основная часть (включающая несколько подпунктов).
III. Заключение.
Но сами слова «вступление», «основная часть», «заключение» не являются названиями пунктов плана. Они не должны быть прописаны в плане.
Вступление, как правило, намечает основную мысль, задает тон всей работе, вводит в круг рассматриваемых проблем.
Основная часть раскрывает идею сочинения и связанные с ней вопросы, представляет систему доказательств выдвинутых положений.
Заключение подводит итоги, содержит конечные выводы и оценки.
Например, план может выглядеть так:
Сочинение
Свет и тени натуры Обломова
(По роману И. А. Гончарова «Обломов»)
План:
I. Обломов — сложный человек.
II. Положительные и отрицательные черты в характере
героя романа И. А. Гончарова.
1. Тени натуры Обломова:
1.1. барин — ленивец;
1.2. раб самому себе;
1.3. Обломов и Захар.
2. Пустые мечтания.
3. Светлые стороны натуры Обломова:
3.1. доброта души;
3.2. любовь к детям;
3.3. любовь к Ольге.
4. Обломов — поэт в душе.
III. Обломов — живой, реальный человек.
План сочинения должен соответствовать теме, быть логически последовательным.
Помните: план вы составляете в первую очередь для себя!
И хотя в чистовике план у вас могут и не потребовать, на черновике его лучше составить — он поможет вам организовать мысли, отобрать необходимый материал, отбросить ненужное.
План сочинения ЕГЭ 2022 по русскому языку
Публикуем краткий план для успешного написания сочинения (эссе) на ЕГЭ по русскому языку. В 2019 году КАРДИНАЛЬНО поменялась структура и план самого сочинения! Но с тех пор практически ничего сильно не менялось, можно пользоваться этими материалами.
Обновлено: декабрь 2021
План сочинения ЕГЭ 2022
Видеоурок о структуре и плане сочинения на ЕГЭ 2022
Более подробный видеоурок от А до Я про сочинения по русскому в 2022 году
Дополнительно:
Рассмотрим подробнее каждый пункт
1. Вступление
Объем: 2-3 предложения.
Задача: подвести читателя к проблеме.
Во введении также можно порассуждать:
2. Формулировка проблемы анализируемого текста (только одной!)
Задача: четко и однозначно сформулировать ту из проблем текста, к которой у вас есть аргументы, назвать автора, сообщить о прочтении текста.
Объем: 2-4 предложения.
К сожалению, не во всех предложенных текстах сразу удается понять, что хочет сказать автор. Есть несколько секретов, которые помогут облегчить задачу. Во-первых, проблема, как правило, сформулирована либо в начале, либо в конце текста. Это зависит от хода мыслей автора: он может сначала привести тезис, затем аргументацию, либо наоборот. Во-вторых, в любом тексте есть ключевая лексика, т.е. слова, которые несут в себе основную мысль текста. Эта лексика пригодится вам на следующем этапе – составлении комментария к исходной проблеме.
Способы формулирования проблемы:
Разбор всех критериев проверки сочинения на ЕГЭ
За комментарий в сочинении ЕГЭ с 2019 года можно получить 5 баллов. Это самый важный по баллам критерий
В качестве комментария можно использовать:
Структура комментария
Как писать комментарий
Требования к комментарию
0 баллов за комментарий можно получить ЕСЛИ:
Слова, которые помогут начать комментарий (клише)
Рекомендации по написанию комментария в сочинении ЕГЭ
10. Формулировка позиции автора текста по проблеме
Задача: рассказать о том, как автор отвечает на поставленный вопрос, как относится к проблеме.
Объем: 1-2 предложения.
Эта часть предполагает раскрытие позиции автора на выделенную проблему. Это можно выразить одной фразой (автор считает:, позиция автора такова:, автор выступает против: и т.д.). Как сам автор отвечает на поставленный вопрос? Как он предполагает решить поставленную проблему?
12. Ваша собственная позиция
Задача: объявить свое согласие с мнением автора, сформулировать тезис, который будете доказывать аргументами в следующем абзаце.
Объем: 1-2 предложения.
О клише за 15 минут
13. Заключение (вывод)
Большое заключение это большой минус, который говорит о том, что Вы не можете кратко изложить свои мысли. Вступление и заключение не должны быть более 25% всей работы. Т.е. примерно 2-3 предложения.
Лучше всего закончить аналогично вступлению: подвести итог о том, какое впечатление произвело на тебя это сочинение, заставило ли тебя задуматься о твоих взглядах на мир? Затем общий вывод: какую роль сыграло в литературе данное произведение, реакция на него мира или страны (если это глобальная проблема). Как вариант: во вступлении мы задаем вопросы, а в третьей даем ответы.
В заключительной части работы читающий (проверяющий) должен увидеть:
Разбор текстов реальных сочинений прошлых лет + что актуально для 2022
Про структуру 2022
План сочинения по русскому языку для ЕГЭ: пошаговая инструкция
Из всех экзаменационных форм сочинение, наверное, самое алгоритмизированное. Его структура четко выстроена, на нее важно опираться и двигаться последовательно. Рассказываем, как составить план сочинения и превратить алгоритм в стройный текст.
Сочинению в ЕГЭ по русскому языку отводится особое место. Это важная часть работы, на выполнение которой необходимо оставить достаточное количество времени. Важно следить за грамотностью, вы можете не досчитаться 3 баллов, допустив более одной (и то негрубой) ошибки в сочинении.
Вступление
В плане сочинения вступление необходимо для небольшого разбега, чтобы подвести читателя к проблеме, которую предстоит сформулировать и разобрать. Несколькими предложениями важно дать понять экзаменатору, что ваша речь богата и вы приступаете к работе, понимая содержание текста. Трех-четырех предложений для вступления в сочинении будет вполне достаточно. Начните с более широкого, развернутого обобщения, говоря о том, что проблема текста входит в определенный контекст и давно обсуждается. Второе предложение сделайте чуть меньше, и третьим, самым коротким, предложением завершите свою мысль, постаравшись сконцентрировать в нем суть вашего вступления.
Проблема
Проблема — это костяк сочинения. Приступая к пункту 2 плана сочинения, в самом начале рекомендуется набросать сразу несколько проблем и вопросов, которые возникают в связи с прочтением текста произведения. Вопросов не должно быть слишком много, достаточно трех-четырех. Из нескольких выделенных проблем необходимо выбрать одну — ту, к которой в тексте можно найти аргументы.
Многие репетиторы советуют немного опередить план и перейти от формулировки проблемы сразу к авторской позиции, поскольку она должна точно соотноситься с формулировкой проблемы.
Как сформулировать проблему?
Комментарий
Выполнение этого задания в сочинении ЕГЭ может принести 6 баллов, это один их самых важных этапов в работе над сочинением. Комментарий оценивается высоко при правильном исполнении и требует внимательного подхода.
Задание состоит из нескольких частей: двух комментариев (с опорой на исходный текст) с объяснениями и связки между ними. Основная задача этой работы — подробнее разъяснить поставленную проблему, показать, что она действительно является основной в тексте, подтвердить это двумя примерами, которые предстоит сопоставить, противопоставить или найти следствие.
При помощи комментариев необходимо наглядно показать, как автор раскрывает проблему, каким путем ведет нас от проблемы к ее решению.
Комментарий, 1-й и 2-й примеры
Что можно использовать в качестве комментария?
Как строится комментарий
Как писать комментарий?
Найти два примера из текста, которые непосредственно связаны с его проблематикой, а затем указать связь между ними. Удобнее всего в написании комментария сделать это путем сопоставления, противопоставления между двумя примерами или найдя следствие (сделав вывод).
Можно использовать следующий план написания комментария:
Связь между 1-м и 2-м примерами
Смысловая связь между примерами может находиться как после первого комментария, так и после второго. Ее задача — раскрыть смысл приведенных комментариев и рассказать, почему, по-вашему мнению, герои поступают или думают так или иначе. Смысловая связь должна соответствовать заявленной проблеме и не содержать фактических ошибок, связанных с пониманием сформулированной проблемы исходного текста.
В принципе, во всех частях сочинения предложения в тексте должны быть связаны между собой по смыслу и грамматически, эти факторы могут принести вам до 2 баллов за смысловую ценность, речевую связность и последовательность изложения.
Пояснение к комментарию и вывод
Необходимо сказать о том, зачем эти примеры были необходимы.
Можно использовать готовые клише, которые помогут оформить смысловую связь.
Позиция автора
Что такое авторская позиция? Это ответ автора текста на те вопросы, которые были сформулированы нами в самом начале написания экзаменационного сочинения. Это его видение проблемы, которую вы сформулировали ранее.
В авторской позиции стоит изложить мысль, которая соотносится с общечеловеческими ценностями, не нужно искать узкие или спорные утверждения. Позиция автора дополняет сформулированную в начале работы над сочинением проблему. В этой части также можно использовать клише, которые помогут вам начать свой текст.
В сборниках типовых заданий по подготовке к ЕГЭ приведено немало примеров, как формулируется авторская позиция и круг проблем, описанных в произведении. Всегда внимательно изучайте формулировку задания, так вы сможете его выполнить точнее.
Собственная позиция
Настало время выразить собственное отношение к проблеме, которую вы выявили и проанализировали в процессе написания экзаменационного сочинения. Вы можете быть согласны или не согласны с позицией автора, иметь собственные суждения, отличные от тех, что изложены в тексте, но жанр экзаменационного сочинения не оставляет места полемике. Поэтому вам нужно согласиться с мнением автора в 1–2 предложениях, сформулировав тезис, который вам предстоит аргументировать и обосновать в следующем абзаце.
Обоснование своей позиции
Здесь в двух-трех предложениях необходимо привести обоснование собственной позиции с доказательствами и 1-2 аргументами. Оно должно быть кратким, это покажет проверяющим, что вы умеете стройно и компактно излагать свои мысли и итоговый экзамен это подтверждает.
Заключение
Постройте заключение в обратной последовательности вступлению, начав с короткого предложения и закончив развернутым. Работая над заключением в сочинении, вернитесь к вступлению, проведите параллель с ним, скажите о том, какое впечатление произвел на вас текст, о чем заставил задуматься. Сделайте вывод о том, какое место в литературе занимает произведение (если речь идет о художественном тексте), с которым вы работали.
Что можно добавить в заключение?
Максимальное количество баллов, которое можно получить в итоге сдачи экзамена, выполнив качественно и без ошибок 27-е задание, — 25.