Что такое план урока в начальной школе
Планирование урока в начальной школе
Содержимое разработки
ГБПОУ «Нижегородский Губернский колледж»
Статья по педагогике
Тема: «Планирование урока в начальной школе»
Выполнила студентка группы № 346 «А»:
Специальность: 44.02.02 Преподавание в начальных классах
Липовская Лидия Станиславовна
Преподаватель: Козлова Светлана Александровна
Вам нравится планировать уроки? Если нет, то вы, возможно, делаете это неправильно! Это задача, которую многие учителя должны выполнять на регулярной основе, и она, безусловно, представляет собой проблемы. Но это также отличная возможность продемонстрировать свое творчество и создать увлекательные уроки.
Планирование урока является важным элементом учебно-воспитательной системы. План урока – это пошаговое руководство, которое обеспечивает структуру для необходимого обучения. Это помогает учителю выбирать материалы, адаптировать деятельность к потребностям ученика, быть готовым к возможным проблемам.
Планирование урока – это трудоемкая работа в деятельности учителя и его подготовке к занятиям. Оно подразумевает деление на два вида: работа по календарно-тематическому планированию и проектная подготовка на каждый урок.
Этот термин актуален в образовательной сфере, так как является одной из поставленных задач перед учителем. Можно сказать, не боясь ошибиться, что задача планирования присуще каждому педагогу.
Хотя конкретные названия и категории, включенные в различные форматы плана урока, могут незначительно отличаться, все они содержат четыре основных элемента.
Цель является самым важным элементом. В этом элементе описывается, что вы хотите, чтобы учащиеся изучали в процессе учебной деятельности.
С чего вы начнете урок? Как вы сразу же заинтересуете учащихся и привлечете их внимание? Перед переходом к новому материалу необходимо убедиться, что учащиеся помнят ранее изученный материала.
В данном элементе нужно ответить на следующие вопросы: какие шаги или процедуры вы будете использовать, чтобы провести урок? Будет ли дискуссия? Небольшие групповые работы? Индивидуальная деятельность?
Как вы узнаете, усвоили ли учащиеся пройденный материал? Ваша оценка не всегда может проводиться в конце урока. Ваша оценка урока, возможно, уже состоялась на протяжении всей части занятия.
Помимо этих четырех элементов, планы уроков могут включать в себя и другие разделы.
Будьте готовы отклониться от плана урока. Планируйте, как направить внимание класса обратно к вам, когда оно переключается на незначительные детали.
Предварительный просмотр нового материала с обучающимися.
Предполагайте ответы детей еще на этапе разработки плана и подготовки к проведению урока.
После окончания урока просмотрите свой план и то, как он работал в действительности. Что вы будете делать по-другому в следующий раз?
Не забудьте сопоставить то, что вы преподаете со стандартами ФГОС.
Независимо от того, какой стиль или формат вы используете, разработка увлекательных планов уроков позволяет вам увидеть и усвоить общую картину того, чему вы учите своих учеников. Четкая запись ваших планов избавляет вас от утомительной задачи запоминать каждый шаг, который вы планируете сделать, чтобы провести урок. Это позволяет вам сосредоточить большую часть ваших умственных сил на контроле вовлеченности детей в процессе изучения материала и его понимания.
Хотя это действительно требует времени и усилий – написание качественного плана урока, на который вы можете ссылаться в течение всего периода занятий, это определенно того стоит.
«Как правильно составить план-конспект урока»
«Как правильно составить план-конспект урока»
План – конспект это есть оптимальное распределение ресурсов для достижения поставленных целей, деятельность (совокупность процессов), связанная с постановкой целей (задач) и действий в будущем. С точки зрения математики, планирование — это функция, одним из аргументов которой является время.
Основные принципы планирования
Еще А. Файоль определил четыре основных принципа планирования, назвав их общими чертами хорошей программы действий.
1. Принцип единства предполагает, что планирование в организации должно иметь системный характер. Система означает существование совокупности взаимосвязанных элементов и наличие единого направления их развития, ориентированного на общие цели.
Элементами планирования в организации являются отдельные подразделения, входящие в нее, и отдельные части процесса планирования.
2. Принцип участия тесно связан с принципом единства. Этот принцип означает, что каждый член организации становится участником плановой деятельности независимо от должности и выполняемой им функции. То есть процесс планирования должен привлекать к себе всех тех, кого он непосредственно затрагивает. Планирование, основанное на принципе участия, называют партисипативным.
3. Принцип непрерывности предполагает, что:
процесс планирования на предприятии должен осуществляться постоянно в рамках установленного цикла;
разработанные планы должны непрерывно приходить на смену друг другу (второй – на смену первому, третий – на смену второму и т. д.).
Второе из условий непрерывности планирования – постоянное следование планов друг за другом – компании, как правило, соблюдают. В то же время нередки случаи прерывания процесса планирования: фирмы разрабатывают план в течение определенной части года, утверждают его и прекращают планирование до следующего периода.
4. Принцип гибкости связан с принципом непрерывности и заключается в придании планам и процессу планирования способности менять свою направленность в связи с возникновением непредвиденных обстоятельств.
Для осуществления принципа гибкости планы должны составляться так, чтобы в них можно было вносить изменения, увязывая их с изменяющимися внутренними и внешними условиями.
Поэтому планы обычно содержат определенные резервы.
Однако существуют определенные пределы резервов планирования:
резервы, заложенные в показателях, не должны быть слишком большими, иначе планы окажутся неточными;
низкие резервы влекут за собой частые изменения в планах, что размывает ориентиры деятельности фирмы.
5. Принцип точности означает, что всякий план должен быть составлен с такой степенью точности, которая совместима с определенной долей неизвестности.
Другими словами, планы должны быть конкретизированы и детализированы в той степени, в какой позволяют внешние и внутренние условия деятельности фирмы.
Содержание уроков будет разным, в зависимости от предмета, от типа урока. Но основные принципы составления грамотного плана- конспекта во всех случаях одинаковы. Вы должны знать, какие виды конспектов существуют, и какой вид нужно использовать в той или иной ситуации.
Плановый конспект. Такой конспект пишется на основе уже составленного плана материала. Плановый конспект разбивается на несколько пунктов и подпунктов. В процессе конспектирования каждый заголовок дополняется текстом так, чтобы содержание каждого пункта было раскрыто в максимальной степени. Плановый конспект особенно пригодится для составления речи к семинару или публичному выступлению.
Схематически-плановый конспект. Все пункты схематически-планового конспекта представлены в виде вопросительных предложений, на которые вы должны дать ответ. Каждый пункт должен быть раскрыт максимально кратко (2-3 предложения).
Текстуальный конспект. Этот вид конспекта насыщеннее других и составляется из цитат и отрывков источника. Текстуальный конспект легко дополнить планом, тезисами и терминами. Обычно его используют для изучения науки или литературы, то есть там, где важны цитаты авторов. Однако составление текстуального конспекта – задача не из легких. Дело в том, что вы должны правильно определить, какая цитата действительно важна, а какой отрывок текста несет наиболее значимую информацию.
Свободный конспект. Свободным конспектом могут пользоваться те, кто уже освоил все остальные способы изложения материала. В таком конспекте присутствуют цитаты, тезисы, выписки, термины и прочие элементы, присущие другим видам конспектов.
Тематический конспект. Цель этого вида изложения – раскрыть определенный вопрос, при этом используется сразу несколько источников. С помощью данного конспекта вы сможете глубоко проанализировать заданную тему и изучить поставленные вопросы с разных сторон. Однако для составления тематического конспекта будьте готовы переработать немало литературных источников.
Хотела бы остановиться и пошагово описать составление плана-конспекта урока, как основа деятельности педагога. Подробный, развернутый план поможет провести урок максимально результативно, сэкономит время и позволит быстрее достичь поставленных целей. А четко выстроенная структура урока помогает удерживать внимание учащихся в течение всего урока.
Поурочный план отражает объем и содержание изучаемого материала, последовательность этапов урока, виды деятельности учащихся, оснащение, объем домашнего задания.
Его структура зависит от особенностей личности учителя, его работы, от контингента учащихся. План можно составлять в виде конспекта, тезисов, форма должна быть удобной для самого учителя. Здесь можно давать советы и рекомендации, требования предъявляются к содержанию, где все должно быть продумано.
Шаг 1. Тема урока
Тема урока всегда обозначена в поурочном годовом плане и переносится из тематических планов, должна быть конкретная, ясная и определенная.
Шаг II. Цели урока
Современная методика не требует разделения целей на обучающие, воспитательные и развивающие. Но молодым учителям удобнее пользоваться старым, проверенным способом и четко разграничить цели урока по трем позициям:
• Обучающие цели. Это могут быть такие цели, как:
— дать представление о…;
— обобщить и систематизировать знания о….;
— познакомить учащихся с (понятием, правилом, фактами, законом и т.д.)
— выработать навыки (например, анализа лирического текста).
— воспитывать в учащихся чувство патриотизма, гуманности, трудолюбия, уважения к старшим, эстетический вкус, этические нормы, дисциплинированность.
• Развивающие. Здесь указываются цели, которые помогут развивать у учащихся память, фантазию, мышление, познавательное умение, волю, самостоятельность, коммуникативность. Если в уроке предусмотрены групповые виды работы, то можно указать, что главной развивающей целью будет учить работать в команде, высказывать и отстаивать свою точку зрения, развивать коммуникативные навыки.
Шаг III. Планируемые задачи
Обозначается минимум тех знаний и умений, которые должны приобрести учащихся во время урока. Планируемые задачи стоит сопоставлять с требованиями к знаниям и умениям учащихся, которые обозначены Министерством Образования для каждого класса и для каждого предмета.
Шаг: IV. Вид и форма урока
В плане их можно и не указывать, но для себя каждый раз стоит уточнять, будет это урок-объяснение, урок-беседа или вы нацелены провести нестандартный/комбинированный урок.
Для удобства приведем примеры самых распространенных видов и форм урока.
Виды и формы урока
1. Урок ознакомления с новым материалом.
Формы: беседа, проблемный урок, лекция.
2. Урок закрепления изученного.
Формы: игры, конкурсы, КВН, путешествие, бенефис, брифинг, аукцион, сказка, брифинг, спектакль и т.д.
3. Урок применения новых знаний и умений на практике.
Формы: те же, что и для уроков закрепления. Можно также проводить уроки-исследования, лабораторные, творческие мастерские, соревнования, тестирование, экскурсии и т.д.
4. Урок обобщения и систематизации знаний.
Форма выбирается свободная, по желанию учителя.
5. Контрольный урок.
Формы: как традиционные контрольные работы, зачеты, диктанты, сочинения, так и более творческие виды: семинары, брифинги или консультации.
6. Интегрированные уроки. Формы свободные, так как задействованы 2 и более предметов в одном уроке.
Шаг V. Оборудование
Здесь перечисляется все, что будет использовать педагог в ходе урока. Это мультимедийные презентации, репродукции картин, аудио и видео материалы, наглядные и раздаточные материалы.
Шаг VI. Ход урока
1. Организационный момент – обязательный этап всех уроков. Помогает сконцентрировать внимание учащихся, определить их собранность и готовность к уроку.
2. Проверка домашнего задания. Опытные педагоги практикуют ежеурочную проверку домашнего задания. Это помогает не только проверить, насколько усвоена предыдущая тема, но и напомнить классу основные тезисы прошлых уроков.
Исключения составляют контрольные уроки.
3. Актуализация знаний учащихся по теме. Этот этап не обязателен, но весьма популярен в методике преподавания. Актуализация помогает учащимся настроиться на восприятие темы, обозначить круг вопросов, которые будут рассматриваться на уроке. К тому же, актуализация дает возможность постановки практической цели урока.
Например, прослушивание композиции П. Чайковского «Времена года» активизирует фантазию, настраивает учащихся на то, что речь пойдет о времени года.
4. Объявление темы и целей урока. Учитель может сам обозначить тем и цели урока. А можно подвести учащихся к этому в ходе предварительной беседы, составления кластера или мини-тестирования.
5. Основная часть урока.
Эта часть урока будет различной в зависимости от вида и формы урока. Но принцип построения один: от простого – к сложному, от общего – к частному.
6. Подведение итогов. Этап необязательный. Многие учителя заменяют этот этап рефлексией. Для учителя важно понять, что усвоили учащиеся, какие вопросы остались непонятыми, какие проблемы – неразрешенными.
7. Выставление оценок. Данный этап не требует разъяснений. Есть лишь уточнение. Оценки может выставлять сам учитель, анализируя и оценивая работу учащихся на уроке. В последнее время больше практикуют самооценку или систему накопительных баллов. В этом случае ученики сами оценивают свою работу.
8. Домашнее задание.
Традиционно этот этап оставляют на конец урока. Но домашнее задание можно дать и в начале, и в середине урока. Особенно, если на дом будет задано, например, написание эссе, сочинения или выполнение лабораторной. В этом случае учитель заранее ориентирует внимание, что тезисы, разрабатываемые на уроке, будут важны при выполнении домашнего задания.
Современная методика рекомендует помимо обязательного задания, предлагать учащимся и варианты более сложного уровня или направленные на развитие творческих способностей. Например, не просто выучить стихотворение, а еще и создать коллаж, нарисовать рисунок по теме или подготовить доклад, презентацию.
Помните, что каждый урок должен содержать «изюминку». Это может быть интересный факт, нестандартное задание, необычная форма подачи материала, интригующий эпиграф – то, что будет способствовать заинтересованности учащихся.
Как составить план урока: пошаговая инструкция
Хороший, полезный урок без подготовки не провести. Вот почему так важно заранее продумать его ход. Федеральный Государственный стандарт основного общего образования подчеркивает, что учебный процесс должен быть организован так, чтобы учащиеся могли достигнуть общекультурных, личностных и познавательных результатов. Поэтому существует несколько общих требований к тому, как составить план урока.
Что такое конспект урока?
Каждый грамотный учитель перед тем, как провести урок, составляет его план-конспект. Что же означает этот термин? Со студенческих времен все привыкли к тому, что конспект – это изложенная в письменном виде только что прослушанная информация. В педагогическом мире все иначе. Конспект (или другими словами план урока) составляется заранее и служит некой опорой, подсказкой для учителя. Это воедино собранная информация о том, чему посвящен урок, каким образом он построен, какой смысл в себе несет, какова его цель, как эта цель достигается.
Для чего нужно составлять план урока?
В первую очередь план урока нужен учителю. Особенно это актуально для молодых преподавателей, которые из-за нехватки опыта могут растеряться, что-то забыть или не учесть. Разумеется, если будет тщательно продумано заранее, каким образом подать информацию ученикам, какими упражнениями ее закрепить, отработать, то и процесс усвоения пройдет гораздо быстрее и качественнее.
Зачастую конспекты урока требуют предъявлять завучи, потому что это является прямым отражением того, как работает учитель, насколько методика преподавания соответствует школьным требованиям и учебной программе. По конспектам хорошо заметны сильные стороны педагога, а также его методические ошибки и недочеты.
Основные требования
Сложно составить общие требования, которым должны были бы отвечать все планы уроков. Ведь многое зависит от детей, их возраста, уровня развития, вида урока и, конечно же, самого предмета. План урока русского языка будет в корне отличаться от плана урока, к примеру, по окружающему миру. Поэтому единой унификации в педагогике нет. Но существует несколько общих требований к тому, как все-таки должен выглядеть план-конспект урока:
На что еще стоит обратить внимание?
Как правило, учителю, составляя план урока, нужно продумать каждую мелочь. Вплоть до того, сколько времени будет потрачено на реализацию каждого из пунктов плана. Необходимо прописать все реплики, сказанные учителем, и дать на них предполагаемые ответы учеников. Все вопросы, которые учитель собирается задать, тоже должны быть четко прописаны. Не лишним будет отдельно указать, с каким оборудованием предполагается работать на занятии. Если на уроке применяется какой-то раздаточный материал или учитель показывает для наглядности презентацию, картинки и т.д., все это тоже следует приложить к конспекту урока в распечатанном и в электронном виде. Заканчиваться конспект должен подведением итогов и домашним заданием.
Как правильно оформить конспект?
Для себя учитель может составлять план в любом виде. Это могут быть просто заметки, отдельные реплики, предложения или подробный сценарий. Некоторые схематично изображают нужную информацию. Если же требуется сдать конспект на проверку начальству, то наиболее распространенная форма – в виде таблицы. Это очень удобно и наглядно.
Пример составления краткого плана-конспекта
Краткий план урока. 5 класс
Предмет: русский язык.
Тема: имя прилагательное.
Тип урока: комбинированный.
Цель урока: познакомить учеников с новой частью речи.
Оборудование: доска, мел, раздаточный материал, таблицы.
Обратите внимание, что все пункты хода урока должны быть подробно расписаны учителем, вплоть до каждой реплики. Кроме того, напротив каждого пункта нужно написать максимальное время, которое будет отведено на каждый из них. Так не возникнет ситуации, что урок подходит к концу, а сделана лишь половина из запланированного учителем.
Не все конспекты будут одинаковы. Очень большое значение имеет возраст учеников, когда мы говорим про планы уроков. 6 класс, к примеру, может воспринять новую информацию в стандартной форме. Это когда учитель объясняет правило, записывает на доске важные материалы, а затем предлагает ряд занятий на отработку и закрепление изученного. Для 2 класса такой вариант будет неэффективным. Для малышей принято вводить новое в игровой форме или при помощи наглядных материалов.
Приведем пример еще одного конспекта.
План урока английского языка, 7 класс
Тема: повторение пройденного грамматического материала.
Тип урока: комбинированный.
Цель урока: закрепить полученные навыки по теме перевода предложений из прямой речи в косвенную.
Оборудование: доска, мел, презентация, магнитофон.
Подводя итоги
Итак, обобщим все вышеизложенное. Пошаговая инструкция для составления плана-конспекта урока будет выглядеть следующим образом:
8. Подведение итогов.
Этапы урока могут быть расположены в любом порядке, могут быть дополнены или быть представлены в ходе урока выборочно.
Не забывайте, что в первую очередь конспект нужен не начальству, не завучу, не директору и не ученикам. Это рабочий инструмент и помощник учителя. И здесь дело не в опыте и не в умении экспериментировать на месте. Никто не мешает привнести в урок новизну, изюминку. Учитель может пошутить, привести пример из жизни (и, конечно, это не стоит писать в конспекте). Но в любом случае, обязательно должен присутствовать план урока. 8 класс вам достался, 3 или 11 – не важно! Класс активный или пассивный, схватывает «на лету» или необходимы долгие разъяснения – не имеет значения! Возьмите за правило – перед каждым уроком составляйте план. Лишним это точно не будет.
Памятка для составления конспекта урока в начальной школе.
Опорная таблица для конструирования анализа и урока.
1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП
— приветствие, фиксация отсутствующих;
— проверка подготовленности классного помещения;
-доброжелательный настрой учителя и уч-ся;
— полная готовность класса к уроку;
— быстрое включение уч-ся в деловой ритм;
— формулирование целевых установок урока и плана работы.
последовательность в предъявлении требований;
использование небольшой психологической паузы и вопросов, побуждающих внимание уч-ся к теме урока;
спокойная и уверенная манера держаться при появлении в классе; отсутствие многословия.
1. «Добрый день, друзья! Я рад вас видеть, и очень хочу начать работу с вами! (хорошего вам настроения!)»
2.«Ладошка к ладошке».
3.Рапортичка (определение отсутствующих).
4.Приветствие учеников, которые после долгого отсутствия появились в классе.
2. ЭТАП ПРОВЕРКИ ВЫПОЛНЕНИЯ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ
1. Установить правильность, полноту и осознанность выполнения д/з всеми учащимися.
2. Выявить пробелы в знаниях и способах деятельности уч-ся и определить причины их возникновения
3. Устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы
1.Выявление степени усвоения уч-ся заданного учебного материала. (Выявление знаний о фактах, понятиях, законах, свойствах, правилах, теориях, следствиях из теорий, способов действий умений).
2.Выяснение причин невыполнения д/з отдельными учениками
3.Определение типичных недостатков в знаниях и способах действий уч-ся и причин их появления
4.Ликвидация обнаруженных недостатков.
— Проверка учителем за короткий промежуток времени знаний и способов действий уч-ся, установление пробелов в их усвоении (5-7 минут)
— обнаружение причин невыполнения д/з отдельными уч-ся и принятие мер для их ликвидации;
— оптимальность сочетания контроля учителя, взаимоконтроля и самоконтроля учащихся.
— Использование учителем системы приёмов, позволяющих определить уровень выполнения д/з большинством учащихся;
— использования различных форм контроля в зависимости от содержания, вида и цели д/з, а также в зависимости от отношения учащихся конкретного класса к выполнению д/работы;
— создание содержательных и организационных условий формирования осознанности у школьников связи выполнения их д/работы с результатами своего обучения вообще;
1.Текстовые задания (задания закрытой и открытой форм, задания на соответствие и установление правильной последовательности)
2.Выполнение уч-ся заданий, подобных д/упражнениям
3.Постановка доп. вопросов
4.Проверка д/з под копирку
5.Обращение к уч-ся с просьбой продолжить ответ ученика, который отвечает у доски
6.Вызов к доске нескольких уч-ся по составлению плана своего ответа и опрос по отдельным пунктам плана
7.Разноуровненые самостоятельные работы
8.Метод обучения с опорой на ошибки
9.«Торт решений» (фиксация своих затруднений)
10. «Гирлянда ассоциаций»
3. ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ К РАБОТЕ НА ОСНОВНОМ ЭТАПЕ УРОКА
1.Обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими целей урока
2.Актуализация субъектного опыта уч-ся (личностных смыслов, опорных знаний и способов действий, ценностных отношений)
— Сообщение учащемуся учебного занятия;
— формулирование целей урока вместе с учащимися;
— показ социальной и практической значимости изучаемого материала;
— постановка перед уч-ся учебной проблемы;
— актуализация субъектного опыта уч-ся.
— Готовность уч-ся к активной учебно-познавательной деятельности;
— формулировка целей урока вместе с уч-ся;
— вариантность приемов сообщения темы и целей урока;
— преемственность и перспективность в постановке целей урока;
— формулировка целей урока в действиях уч-ся;
— понимание уч-ся социальной и практической ценности изучаемого материала;
— сообщение ученикам не только темы урока (его содержания), но и целей, форм организации их деятельности.
— Предварительное обдумывание учителем формулировки цели, задач, соц. и практической значимости для уч-ся изучаемого материала и фиксация этого в поурочном плане;
— умение учителя формулировать цели урока в действиях уч-ся;
— владение учителем многообразием приёмов актуализации личностного смысла учащихся, их социально-ценностных отношений к объектам окружающей действительности;
— использование учителем много-образных приёмов актуализации и знаний и способов действий, обеспечивающих выделение ключевых идей ведущих принципов построения учебного предмета;
— умения учителя представлять основное содержание учебного материала, необходимого для главного этапа урока, в виде разнообразных структурно-логических схем;
— сформировать у школьников понимание, что без чётко постав-ленной цели трудно оценить результат их учебной деятельности на уроке;
— отражение в целях урока не только знаний и умений, которые должны усвоить уч-ся, а, прежде всего, развитие личностно-смысловой сферы уч-ся, их интеллектуальное исследование,
коммуникативной культуры, а также культуры учения;
— ознакомление сначала с явлениями природы, а затем с методикой исследования этих явлений и установления закономерностей.
1.Объяснение уч-ся целей урока одновременно с сообщением темы.
2.Сообщение цели в виде проблемного задания.
3.Сообщение цели в виде эвристического вопроса.
4.Указание целей на специальном стенде «Что сегодня на уроке?»
7.Использование результатов предварительного социологического опроса.
8.Постановка целей по СЛС изучения явлений, процессов и др.
9.Постановка целей через показ конечных результатов
10.Постановка целей посредством опоры на последовательность изучения материала
11.Составление карт мыследеятельности
12.Устный счет, математический диктант
13.Метод целесообразных задач
16.Постановка привлекательной цели
17.В начале урока дается загадка, отгадка к которой будет открыта при работе над новым материалом
18.Дополнение реальной ситуации фантастикой
4.ЭТАП УСВОЕНИЯ НОВЫХ ЗНАНИЙ И СПОСОБОВ ДЕЙСТВИЙ
1.Обеспечить восприятие, осмысление и первичное закрепление уч-ся изучаемого материала:
-существенных признаков понятий, знаков, теорий и др.;
-правил и построенных на их основе алгоритмов.
2.Содействовать усвоению уч-ся способов, которые привели к определенному выводу (обобщению)
3.Создать содержательные и организационные условия усвоения уч-ся методики воспроизведения изучаемого материала.
— Организация внимания уч-ся;
— сообщение основной идеи изучаемого материала (принципа, правила, закона и др.);
— обеспечение метода исследования изучаемых знаний, способов и средств, которые привели к сделанным выводам;
— обеспечение усвоения методики воспроизведения изучаемого материала (с чего и как начинать, к чему переходить и как аргументировать выводы)
— Максимальное использование самостоятельности уч-ся в добывании знаний и овладении способами действий;
— если учитель использовал метод рассказа, лекции, объяснения, самостоятельной работы уч-ся по учебнику и доп. литературе, то показателем выполнения дидактической задачи может служить качество (правильность, полнота, осознанность, действенность, систематичность) ответов уч-ся на последующих этапах урока;
— при использовании метода эвристической беседы, самостоятельной работы уч-ся в сочетании с методом беседы, ИКТ-технологий, программированных учебников, модулей, показателем эффективности усвоения школьниками знаний и способов действий является правильность и осознанность ответов в процессе беседы и выполнения заданий в модулях, а также активное участие класса в подведении итогов беседы или самостоятельной работы
— полное и точное определение ведущих признаков изучаемых познавательных объектов;
— включение в содержание изучаемого материала субъективного опыта уч-ся;
— учет индивидуальных способов проработки уч-ся изучаемого материала;
— подача материала логически завершенными частями – блоками;
— реализация дифференцированного подхода в процессе изложения нового материала;
— осуществление этапа посредством создания ситуаций, в которых ученик является субъектом деятельности;
— обеспечение вариативности взаимодействия учителя с уч-ся (экстрактивный и интерактивный режимы)
— ориентация в процессе изложения нового материала на структуру предметного знания, а не на объем информации;
— включение в содержание проблем человека и его деятельности, механизмов познания;
— выделение и поддержка тонкости жизненных наблюдений уч-ся;
— «сталкивание» ученика с проблемами, решения которых лежат за пределами изучаемого курса;
— создание условий для освоения уч-ся знаний преимущественно в форме деятельности.
1. Работа с определением вводимых понятий (родовое слово + видовые признаки)
2. Использование обыденных аналогий как способа включения в содержание субъектного опыта уч-ся
3. Представление основного материала одновременно в словесной, знаково-символичной формах
4. Представление изучаемого материала в сравнительных или классификационных таблицах
5. Экстрактивный режим (рассказ, лекция, сообщение, объяснение)
6. Интерактивный режим (модульное обучение, проблемно-модульное, проблемное обучение, адаптивное обучение, коллективные способы обучения, проектное обучение, программированное, компьютерное обучение как формы самостоятельной работы уч-ся).
7. Построение структурно-логических схем изучаемого материала
8. Генетич. метод обучения (посредством показа логики возникновения понятия в науке или практической деятельности)
9. Метод целесообразных задач
10. Метод информационной накачки
11. Обучение на концептуальной основе
5.ЭТАП ПЕРВИЧНОЙ ПРОВЕРКИ ПОНИМАНИЯ ИЗУЧЕННОГО.
1.Установить правильность и осознанность изученного материала
2.Выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления уч-ся
3.Провести коррекцию выявленных пробелов в осмыслении уч-ся изученного материала
— проверка учителем понимания уч-ся того, что является сущностью основного содержания;
— проверка полноты и осознанности усвоения уч-ся новых знаний и способов действий;
— выявление пробелов первичного осмысления уч-ся изученного материала;
— ликвидация неясностей осмысления уч-ся изученного материала
— правильность и осознанность основного содержания изученного материала большинством уч-ся репродуктивного (минимального) и конструктивного (общего) уровней;
— привлечение класса к дополнению и корректировке ответов уч-ся;
— устранение пробелов в понимании уч-ся нового материала или нацеливание на их устранение на последующих этапах урока
— постановка учителем вопросов репродуктивного характера, а также многофункциональных вопросов, требующих мыслительной активности уч-ся;
— постоянное обращение учителя к классу с просьбой дополнить, уточнить или исправить ответ ученика
заданий на узнавание уч-ся изученных познавательных объектов
6.Подготовка уч-ся своих примеров по новому материалу
6.ЭТАП ЗАКРЕПЛЕНИЯ НОВЫХ ЗНАНИЙ И СПОСОБОВ ДЕЙСТВИЙ
1.Обеспечить закрепление в памяти уч-ся знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу
2.Обеспечить в ходе закрепления повышение уровня осмысления изученного материала, глубины его понимания
— организация деятельности уч-ся по воспроизведению существенных признаков изученных познавательных объектов;
— организация деятельности уч-ся по отработке изученных знаний и способов действий посредством их применения в ситуациях по образцу и измененных ситуациях;
— закрепление методики изучения нового материала;
закрепление методики ответа при очередной проверке знаний;
— отработка логики алгоритма изученных правил
— умение уч-ся соотносить между собой факты, понятия, правила и идеи (структура знания)
— умения уч-ся распознавать и воспроизводить изученные познавательные объекты;
— умения воспроизводить алгоритмы и пользоваться ими в стандартных и измененных ситуациях;
— прочность знаний уч-ся
— использование системы заданий, в основе которой лежит четко спланированная последовательность действий (на узнавание, на применение знаний по образцу и в измененной ситуации);
— использование разнообразных методов и форм закрепления знаний и способов действий уч-ся;
— использование вопросов, требующих интеллектуальной активности, самостоятельной мыслительной деятельности;
— обеспечение дозированной помощи уч-ся
1.Использование на уроке взаимообратных задач
2.Составление карты мыследеятельности
4. «Разбери слово по буквам»
8.«Что было бы, если…(человечество не знало…)»
9. «Придумай свои задания»
7. ЭТАП ПРИМЕНЕНИЯ ЗНАНИЙ И СПОСОБОВ ДЕЙСТВИЙ
1.Обеспечить усвоение уч-ся знаний и способов действий на уровне применения их в разнообразных ситуациях
2.Обеспечить формирование у учащихся умений самостоятельно применять знания в разнообразных ситуациях
— организация деятельности уч-ся по применению знаний в измененных и новых ситуациях
— правильность, полнота, осознанность, действенность знаний уч-ся;
— самостоятельность уч-ся в выполнении заданий;
— углубление знаний и способов действий уч-ся
— использование системы заданий, предусматривающих постепенное нарастание сложности упражнений и самостоятельности уч-ся в их выполнении;
— использование разнообразных методов и форм организации деятельности уч-ся по применению знаний в разнообразных ситуациях;
— использование заданий на поиск нескольких способов получения одного результата;
— стимулирование уч-ся к использованию разнообразных способов выполнения заданий на уроке без боязни ошибиться, получить неправильный ответ;
— поощрение стремления ученика предлагать свой способ работы (решения задачи);
— применение заданий, позволяющих ученику самому выбирать тип, вид и форму материала (словесную, графическую, условно-символическую);
— использование открытых задач
1.Разноуровневые самостоятельные работы
5.»Три цвета – три формы»
12. «Дебаты «за» и «против»
13.Задания на самостоятельное построение алгоритма решения определенных типов задач
14. «Задания по кругу»
8.ЭТАП ОБОБЩЕНИЯ И СИСТЕМАТИЗАЦИИ ЗНАНИЙ
1.Обеспечить формирование целостной системы ведущих знаний уч-ся
2.Обеспечить установление уч-ся внутрипредметных и межпредметных знаний
3.Обеспечить формирование у школьников обобщенных понятий
-организация деятельности уч-ся по переводу отдельных знаний и способов действий в целостные системы знаний и умений
-активная и продуктивная деятельность уч-ся пол включению части в целое, классификации и систематизации знаний;
-выявление уч-ся внутрипредметных и межпредметных связей;
-выделение мировоззренческих идей
-Построение структурнологических схем изученной темы;
-использование вопросов, требующих классификации изученных познавательных объектов;
-обобщения на различных уровнях:
-выделение сквозных идей и принципов: симметрии и асимметрии, относительности, направленности природных процессов, соответствия, дополнительности и т.д.;
— использование обобщающих таблиц
2.Составление карты мыследеятельности
4.Построение «дерева» темы
5.Построение «здания» темы
8.Мозговая атака в письменной форме
10.Задания на определение уч-ся в списке слов фактов, понятий, правил, законов
12.Рефлексивная позиционная дискуссия
9.ЭТАП КОНТРОЛЯ И САМОКОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ И СПОСОБОВ ДЕЙСТВИЙ
1.Выявление качества и уровня усвоения уч-ся знаний и способов действий
2.Выявить недостатки в знаниях и способах действий уч-ся
3.Установить причины выявленных недостатков
4.Обеспечить развитие у школьников способности к оценочным действиям
— Глубокая и всесторонняя проверка знаний и способов действий уч-ся;
— проверка образа мышления уч-ся
— проверка сформированности общих учебных умений;
— комментирование ответов уч-ся
— Проверка учителем не только объёма и правильности знаний, но также их глубины осознанности, гибкости и действенности;
— активная деятельность всего класса в ходе проверки знаний отдельных уч-ся;
— рецензирование ответов уч-ся
— Использование различных методов контроля знаний и способов действий уч-ся;
— постановка дополнительных вопросов для проверки системности, осознанности, действенности и прочности знаний;
— разъяснение учителем своего подхода к оцениванию знаний уч-ся;
— при опросе анализировать не только правильность ответа, но и его самостоятельность, оригинальность, стремление ученика искать и находить разнообразные способы выполнения заданий
1.Разноуровненые контрольные и самостоятельные работы
3.Задания на выделения всех признаков понятий и их связи друг с другом (проверяется полнота знаний)
4.Задания на выделение существенных признаков (глубина)
5.Задания на конструирование нескольких способов решение одной и той же задачи (гибкость)
6.Задания с избыточными данными, с противоречивыми данными (способность к оценочным действиям)
10.ЭТАП КОРРЕКЦИИ ЗНАНИЙ И СПОСОБОВ ДЕЙСТВИЙ
-Организация деятельности уч-ся:
а) минимального и общего уровня усвоения знаний по выявлению своих ошибок на основе поставленной учителем оценки и их коррекции;
б) вариативного (творческого)уровня усвоения знаний по решению нестандартных заданий или оказанию помощи другим уч-ся в поиске и коррекции своих ошибок
1.Использование специально разделённых на мелкие этапы и звенья упражнений
2.Применение развёрнутых инструкций с регулярным контролем
4.Задания «с пропусками»
5.Структурно-логические схемы «с пропусками»
11.ЭТАП ИНФОРМАЦИИ О ДОМАШНЕМ ЗАДАНИИ
-мотивирование выполнения д/з;
-инструктаж по выполнению д/з;
-проверка пониманию уч-ся содержания и способов выполнения д/работы
-Реализация необходимых и достаточных условий для успешного выполнения д/з всеми уч-ся в соответствии актуальным уровнем их развития;
-наличие индивидуальных заданий (по интересам или по степени сложности);
-наличие возможностей выбора д/заданий
-обязательное и систематическое выполнение этапа в границах урока;
-соответствие содержания д/работы уровню обученности уч-ся (актуальному уровню развития), (репродуктивному, конструктивному или вариативному);
-создание условий для выбора уч-ся д/заданий;
-подробные рекомендации по рациональной организации учебной работы, обеспечивающей выполнение д/з.
1.Интересная постановка учебной проблемы, если речь идет о познавательных заданиях.
12. ЭТАП ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ ЗАНЯТИЯ
2.Подведение итогов самими учащимися
2.Обеспечить усвоение уч-ся принципов саморегуляции и сотрудничества
— мобилизация уч-ся на рефлексию своего поведения
— открытость уч-ся в осмыслении своих действий и самооценке;
— прогнозирование способов саморегуляции и сотрудничества
— развитие способностей уч-ся к рефлексии;
— стимулирование уч-ся к осмыслению того, как другие (уч-ся, учителя) знают и понимают его личностные особенности, эмоциональные реакции и когнитивные представления;
— реализация рефлексивного алгоритма: «Я» (как чувствовал себя, с каким настроением работал, доволен ли собой), «МЫ» (комфортно ли было работать в малой группе, какие затруднения были в общении), «ДЕЛО» (достиг ли цели учения, какие затруднения возникли, как преодолеть свои учебные проблемы)